Основные «коррупционные стереотипы» и их предложение — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основные «коррупционные стереотипы» и их предложение

2022-11-27 331
Основные «коррупционные стереотипы» и их предложение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

              Многолетний опыт преподавания образовательных курсов по противодействию коррупции ясно свидетельствует о существовании в учебной среде достаточно устойчивых «коррупциогенных стереотипов». Что мы под этим понимаем? 

           Первоначально «стереотип» (от древнегреческих слов στερεός – твердый и τύπος – отпечаток) – это монолитная печатная форма в виде рельефной копии с типографского набора, используемая для печатания многотиражных или повторных изданий[252]

              В психологии под «социальным стереотипом» понимается устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в социальной среде и усвоенное в процессе социализации[253]

 

              Стереотипное мышление заметно упрощает восприятие действительности, поскольку носитель стереотипа зачастую не создает, а попросту его присваивает и в дальнейшем продуктивно распространяет. Как указывал американский публицист У. Липпман, впервые употребивший этот термин, «стереотип не только экономит время и служит защитой нашего положения в обществе, но и может защищать нас от всей той путаницы, которая возникает при попытке посмотреть на мир как на нечто устойчивое и целостное»164.

              Иными словами, махнуть рукой и сказать: «Во власти все взяточники!» гораздо легче, чем проявить навыки критического анализа и сформировать собственное представление о политической коррупции. Тем более, что об этом так часто рассказывают со страниц газет.

              Слово «коррупциогенный» используется для обозначения признаков, способствующих развитию коррупционных проявлений, которые могут реализовываться благодаря наличию определенных свойств, факторов, условий[254]. По сути коррупциогенности есть способность породить коррупцию.

              Поэтому в нашем понимании «коррупциогенный стереотип» есть устойчивое бытовое представление о коррупции и мерах противодействия ей, в значительной степени способствующее совершению коррупционных правонарушений представителями некоторой социальной группы. В рамках настоящего пособия в качестве таковых будут выступать представители ученических и педагогических сообществ.

              Как отмечается в современных культурологических исследованиях, нерешительность в применении мер по предупреждению коррупции, их неэффективность и фактическая «апатия администраций, коллективов образовательных организаций» вызваны спонтанным или сознательным убеждением в неискоренимости коррупциогенных стереотипов[255].

              Однако давайте зададим себе вопрос: разве мнение о том, что стереотип невозможно преодолеть, не является таким же пресловутым стереотипом? Как говорят в народе: «Клин клином вышибают». Что же, приступим…

2.2.3 «Любой подарок – это не взятка!»

              Один из главных стереотипов, в обсуждение, которого упирается большинство просветительских лекций на коррупционную тематику, основывается на проблеме разграничения взятки и подарка. Признаком обоих выступает различного рода выгода, получение которой может иметь как гражданско-правовые, так и уголовно-правовые последствия. Взятку достаточно часто маскируют под дар, распознать противоправную составляющую которого не всегда возможно. Так, например, традиционным в образовательных организациях считается преподнесение подарков педагогическим работникам. «И даже не столько по общенациональным праздникам и дням рождения, сколько руководствуясь знаменитой фразой: "Экзамен для меня всегда праздник!"»167

    Полагаем, практически каждый ученик школы или студент вуза, находясь под влиянием общего решения группы или класса, старался внестисвою лепту в скромный букет цветов для преподавателя. И тот факт, что процесс его дарения происходил непосредственно перед итоговой аттестацией, зачастую никого не смущает и не воспринимается как нечто противоправное. Вместе с тем действующее законодательство содержит ряд положений, на основании которых представляется возможным отличить взятку от подарка или, говоря сухим юридическим языком, от договора дарения. Рассмотрим каждое из указанных явлений.

 

 

              В соответствии с частью 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ[256] (далее – ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. 

              В случае заключения договора дарения в упрощенном смысле появляются две стороны – даритель и одаряемый, первая из которых должна предоставить второй определенную выгоду и не только не получить ничего взамен, но даже и не ожидать этого. Тем самым даритель осуществляет жест доброй воли от чистого сердца. Примером договора дарения могут служить повседневные ситуации: вручение цветов любимой девушке, прощение долга близкому другу и т. д.

              Важно понимать, что в силу абзаца 2 упомянутой статьи при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. Такая сделка попросту является ничтожной.

              Приведем пример. Сестра решила продать своему родному брату однокомнатную квартиру в центре Красноярска общей стоимостью 3 млн. рублей. Если родственники оформят договор купли-продажи, то сестра будет обязана уплатить налог на полученный по результатам продажи доход.                   Предположим, что в этом случае налог на доход физических лиц составит 65 000 руб. Однако сестра узнала, что в соответствии с абзацем 2 пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ[257] доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками. И в ее голове родилась прекрасная схема: «Брат дарит мне деньги, а я взамен дарю ему квартиру!». Не тут-то было…

              Подобное «челночное» дарение представляет собой притворную сделку, то есть сделку, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, и поэтому по своему существу ничтожно.

              В противовес подарку взятка всегда предполагает встречное обязательство. В соответствии со статьей 290 УК РФ под взяткой понимается получение должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде оказания ему незаконных услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Таким образом, передача подарка в целях или по результату совершения определенных действий (бездействия) в пользу дарителя признать договором дарения невозможно ни при каких условиях. Взяткой же будет считаться как заранее оговоренная передача предмета взятки (взятка подкуп), так и его передача без предварительной договоренности (взятка вознаграждение).

              Приведем пример. Ученик 11-го «А» класса претендует на окончание школы с отличием. Это позволит ему получить дополнительные баллы при поступлении в университет. Вместе с тем ученик неважно разбирается в химии и скорее всего, получит по данному предмету годовую оценку «хорошо». Его мама решила посетить учителя химии и преподнесла ему в качестве подарка новый жидкокристаллический телевизор. Учитель, несомненно, обрадовался подарку и, несмотря на отсутствие фактических знаний по предмету, поставил ученику годовую оценку «отлично».

              Было ли совершено преступление? Ответ, без сомнения, утвердительный. Налицо получение имущественной выгоды (телевизора) за совершение действия, входящего в служебные полномочия учителя (оценка знаний ученика), в пользу представляемого взяткодателем лица.

              Важно помнить, что подарок вручается человеку за его морально-нравственные или профессионально-этические качества и ни коим образом не связан с выполнением или невыполнением им какого-либо действия по службе[258].

2.2.4 «Шоколадка – это не взятка!»

              Следующий по «популярности» стереотип относится к вопросу об определении минимального размера взятки.

              Любой ли подарок вправе принять учитель? Ответ на заданный вопрос является отрицательным. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб., работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.

              Однако это НЕ означает, что подарок, стоимость которого меньше 3 000 руб., никогда не может расцениваться как взятка. Важно в очередной раз подчеркнуть, что подарок является таковым только в случае безвозмездной передачи другому лицу имущественной выгоды, когда ее получение никакими встречными обязательствами не обусловлено. 

              УК РФ не закрепляет минимальный размер взятки. Поэтому теоретически обычная шоколадка стоимостью 150 руб. может стать предметом взятки, если будет передана соответствующему должностному лицу за использование им служебных полномочий, а равно за общее покровительство и попустительство по службе[259].

              Более того, если стоимость предмета взятки превышает 25 тыс. руб., то получение взятки признается совершенным уже в значительном размере (часть 2 статьи 290 УК) и влечет более суровое наказание (в виде увеличения максимального срока лишения свободы в два раза).

              Вернемся к предыдущему примеру. Ученик 11-го «А» класса претендует на окончание школы с отличием. Это позволит ему получить дополнительные баллы при поступлении в университет. Однако он неважно разбирается в химии и скорее всего, получит по данному предмету годовую оценку «хорошо». Осознав данный факт, его мама посетила учителя химии и преподнесла ему в качестве подарка вкусную шоколадку «Победа». Учитель был приятно удивлен подарку и пригласил родительницу на чай. За разговором она попросила учителя «приглядеться» к ее сыну, и тот, несмотря на недостаток знаний по предмету, поставил ученику годовую оценку «отлично».

              Было ли в рамках настоящего примера совершено преступление? Как и в прошлый раз, ответ будет положительный. От перемены мест, слагаемых сумма, как известно, не меняется. В подобной ситуации аналогичным образом отсутствует признак безвозмездности, а также присутствует встречное действие в пользу лица, представляемого взяткодателем.

              Определенные сложности возникают при рассмотрении понятия «обычный подарок», используемого в статье 575 ГК РФ, поскольку закон не раскрывает его содержание[260].

              Возможно, что это сделано специально с учетом того, что какими бы не были предложены критерии, позволяющие формализовать оценочное понятие, найдутся те, кто воспользуются несовершенством юридической техники и прибегнут к различного рода злоупотреблениям.

    Еще в начале XIX века немецкий криминалист А. Фейербах отмечал: «От немногого идет дорога к многому, и дозволенное служит маскою недозволенного. Где спускается малое, там чаще придется наказывать большое»[261].

    В любом случае при определении такого признака, как «обыкновение» того или иного подарка, необходимо руководствоваться здравым смыслом, нормами морали, а также не забывать о текущих условиях окружающей вас среды. Последнее касается вопроса о том, является ли обычным подарком снег в Африке или роскошный букет цветов за полярным кругом?

    Рассмотрим пример. В ходе сдачи экзамена студент предложил старшему преподавателю заочного отделения Балашовского института продуктовый набор: коньяк «Ной», коробку конфет «Рафаэлло» и банку кофе «Нескафе». Преподаватель принял продуктовый набор и поставил студенту положительную оценку по предмету в экзаменационную ведомость без фактической сдачи экзамена. B праве ли преподаватель принимать подарки при приеме экзамена, зачета, контрольной? 

              Ответ на эту задачу нам «подсказал» архив судебных решений. Постановлением Балашовского районного суда Саратовской области от 8 июня 2010 года преподаватель был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 УК РФ (получение взятки) и понес наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года условно[262].

              Мы далеки от мысли, что всякий подарок - это завуалированная взятка, и не призываем в каждом конкретном случае проводить проверку и начинать репрессии.

 

              Но давайте хотя бы спрашивать себя: а получили бы мы этот подарок, если бы не наше должностное положение? Вручили бы мы этот подарок, если не наличие определенных полномочий у одаряемого? Да, шоколадка – это чаще всего не взятка. Но за что ее дают? Ведь и без шоколадки можно выполнять свои обязанности добросовестно. Или нельзя?[263]

2.2.5 «но он, же сам предложил!»

              Во время просветительских лекций по коррупционной тематике многие, узнав, что уголовной ответственности за взяточничество подлежат не только взяткодатель, но и взяткополучатель, искреннее удивляются: «Но взяткодатель, же сам предложил?». 

              Еще более удивляет слушателей положение закона о том, что одна из сторон подкупа при определенных условиях может избежать наказания. Речь идет о примечании к статье 291 УК РФ, в соответствии с которым лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и если: 

– в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

– лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

              Тем самым государство фактически дает возможность лицу, передавшему взятку, одуматься и, избежав уголовной ответственности для себя, помочь привлечь к ней взяткополучателя. Ведь основная общественная опасность взяточничества заключается в том, что подобными действиями подрывается авторитет органов государственной власти и местного самоуправления. Государство как бы «приватизируется» взяточниками, а властные полномочия используются для того, чтобы самообогощаться[264].

              Не стоит забывать и о том, что лицо, совершившее преступление, может быть привлечено к уголовной ответственности пока не истек установленный законом срок давности. В зависимости от общественной опасности и, как следствие, от тяжести совершенного преступления этот срок будет варьироваться. Так, в силу положений статьи 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

– два года после совершения преступления небольшой тяжести;

– шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

– десять лет после совершения тяжкого преступления;

– пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

              Поскольку дача и получение взятки – это, как правило, преступления тяжкие и особо тяжкие, то взяткополучателю придется поволноваться не только в день совершения преступления, но и в течение всего срока давности. На протяжении десяти-пятнадцати лет взяткодатель может передумать, заявить о произошедшем в правоохранительные органы и активно способствовать расследованию.

              В итоге лицо, получившее взятку, будет привлечено к уголовной ответственности, а лицо, передавшее взятку, – нет. Подобные примеры в юридической практике встречаются достаточно часто[265].

2.2.6 «Пусть сначала докажут!»

              В настоящее время, вступая в коррупционные отношения, взяткодатели и взяткополучатели часто полагают, что о совершенной сделке никому не станет известно, а если кто-либо и узнает, то «пусть сначала докажут!».

 

 

              Уже ставшее стереотипом убеждение о сложности выявления и доказывания преступлений коррупционной направленности, в частности, таких как получение взятки, дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и других, не соответствует действительности.

              Сложность выявления коррупционных преступлений заключается в их высокой латентности. Ведь коррупционные отношения чаще всего представляют собой сделку двух или более сторон на взаимовыгодных условиях, в которой каждая из сторон заинтересована, чтобы о их действиях никому не стало известно. Для этого заинтересованные лица могут уничтожать или скрывать следы совершения преступления, оказывать физическое, психическое или другие виды воздействия на свидетелей и иных лиц (родных, близких, лиц, имеющих собственный интерес, и др.).

Тем не менее «на сегодняшний день, правоохранительные органы успешно осуществляют оперативно-розыскную и следственную деятельность по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности»[266]

              Самую большую сложность представляет именно выявление преступления. Но, после того как правоохранительным органам стало известно о преступлении, в большинстве случаев сбор доказательств не представляет особых трудностей.

              На практике информация о совершенном или готовящемся преступлении может быть получена из различных источников: средств массовой информации, заявлений граждан в правоохранительные органы, жалоб в другие государственные органы, результатов проверок деятельности государственных органов, статистических данных.

 

              Сведения могут поступить и из других оперативно-розыскных органов в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий по проверяемым или расследуемым иным преступлениям, не связанным с коррупцией, от лиц, пострадавших в результате коррупционных действий чиновников, из агентурных источников и др.177.

              После получения данных о преступлении и их проверки принимается решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. При вынесении постановления о возбуждении уголовного дела начинается непосредственно процесс расследования преступления, проведение различных следственных действий. При выборе того или иного следственного действия, лицо, проводящее расследование, должно руководствоваться тем, какую информацию необходимо получить. Традиционно по преступлениям данной категории проводятся такие следственные действия, как осмотр, освидетельствование, обыск, допросы подозреваемых, обвиняемых и свидетелей, назначение судебных экспертиз, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.[267]

              «Как свидетельствуют результаты ряда криминологических и криминалистических исследований, в России свыше 80 % всех обвинительных приговоров по делам о получении взятки основаны на доказательствах вины, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) "оперативный эксперимент" в отношении взяткополучателя»[268].

              «В рамках такого ОРМ передача предмета взятки осуществляется "легендированным" оперативным сотрудником или лицом, оказывающим негласное содействие»180.

              Нельзя не отметить и эффективное использование при расследовании преступлений средств научно-технического прогресса.

              «С учетом развития информационных технологий и различных технических средств, сбор доказательственной базы не представляет особых затруднений, поскольку студенческое и ученическое сообщества ведут активное общение в различных социальных сетях и, более того, без опаски обсуждают собственный опыт коррупционных отношений»[269]. В большинстве случаев ученики и студенты рассказывают об имеющемся опыте коррупционных отношений как об обычной, нормальной ситуации, называя такие отношения «традицией». 

              В силу низкой правовой культуры граждане не всегда осознают, что они фактически совершают коррупционное преступление, поэтому, не задумываясь о возможных последствиях, придают огласке собственный опыт. Делятся с друзьями, родными и близкими о деталях совершенного ими преступления (сколько, когда, кому, при каких обстоятельствах и с какой целью передали). 

              Помимо межличностного общения такая информация распространяется в различных социальных сетях, по мобильному телефону с помощью различных приложений и т. д.

              Даже если такие переписки удаляются, «правоохранительные органы располагают соответствующей материально технической базой, которая без труда может восстановить удаленную переписку на смартфоне преступника, осуществить запись его разговоров, определить местонахождение и так далее»[270].

              Например, одним из таких достижений, активно применяющихся на практике, является «Юфед» – устройство, которое позволяет просканировать любой гаджет: телефон, смартфон, планшет, ноутбук; получить всю информацию. Как отмечает А. Кротов, руководитель управления криминалистики ГСУ СК России по Красноярскому краю: «Благодаря новейшим методикам поиска улик, оборудованию и экспертизам раскрываемость в крае в последние годы выше, чем в среднем по СФО и по России»[271].

              В соответствии с действующим законодательством контроль и запись телефонных и иных переговоров должна осуществляться только по решению суда, в противном случае нарушается право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное частью 2 статьи 23 Конституции РФ.

              Вместе с тем в части 3 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.

              В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

              «Само техническое исполнение организуется сотрудниками оперативного аппарата с привлечением подразделений специальных технических мероприятий (СТМ).

              Также к участию вданном действии могут привлекаться работники предприятий связи, абонентом которых является лицо, чьи переговоры будут контролироваться, и записываться в рамках реализации возможностей комплекса технических средств и мер,предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи»[272]

              Нельзя также забывать и про человеческий фактор. В ситуации, даже когда человек и осознает, что он совершил преступление и принимает меры по его сокрытию, нет никаких гарантий, что ему действительно удастся сохранить это в тайне.

              Находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, эмоционального потрясения или состояния аффекта, достаточно трудно, а порой просто невозможно контролировать свои действия. В подобных ситуациях человек может, не отдавая отчета своим действиям, поделиться даже самым сокровенным.

              Как справедливо утверждаетзаместитель руководителя управления – руководитель первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю, подполковник юстиции В.В. Семенов: «О коррупционной сделке всегда знают, как минимум, двое и поэтому, скорее всего, знают все»[273]

              С каждым годом статистика обращений граждан в правоохранительные органы с заявлениями о склонении к совершению коррупционных правонарушений (вымогательство взятки и др.) растет. Вместе с тем далеко не все участники или те, кто пострадал в результате коррупционной сделки, спешат сообщать об этом в компетентные органы. Самое распространенное мнение: причина данного явления кроется в недоверии правоохранительным органам со стороны населения.

              Считая, что правоохранительные органы не смогут должным образом разобраться в ситуации, граждане сообщают о произошедшем в средства массовой информации или в различные общественные организации, которые в свою очередь сообщают о сложившейся ситуации в правоохранительные органы. 

              Помимо таких преступлений, как получение и дача взятки, также часто встречаются на практике и преступления, предусмотренные статьей 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и статьей 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ.

              Особенность данных преступлений заключается в том, что для их совершения не всегда обязательно наличие второй стороны. Должностное лицо в таких преступлениях может использовать свои должностные (служебные) полномочия вопреки интересам службы либо совершить действия, явно выходящие за пределы его полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности в личных целях (для себя).

              Нередко при совершении рассматриваемых преступлений лицо осуществляет также служебный подлог. В соответствии со статьей 292 УК РФ служебный подлог - это «внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности». 

              Например, Ленинский район суд города Иркутска признал виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 и частью 1 статьи 292 УК РФ, К., которая предложила П.заключить фиктивные трудовые отношения в детском саду с целью получения П. льготы на внеочередное зачисление сына Р. в детский сад, и в связи с этим оформление на имя П. банковской карты с целью перечисления на нее заработной платы для дальнейшего снятия с нее денежных средств и распоряжения ими пособственному усмотрению и назначил наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб. с рассрочкой выплаты по 3000 руб. в течение 20 месяцев[274]

              Октябрьский районный суд города Красноярска признал виновной в совершении пяти преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 290 УК РФ, и трех преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 292 УК РФ, доцента кафедры философии, которая, являясь должностным лицом, получила взятку за незаконные действия и совершила служебный подлог путем внесения в зачетные книжки и экзаменационную ведомость ложных сведений, и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на три года 6 шесть месяцев условно, с лишением права заниматься преподавательской деятельностью в государственных образовательных учреждениях сроком на 1 (один) год[275].

              Апелляционным определением был оставлен без изменения приговор Павловского районного суда Алтайского края от 8 октября 2015 года в отношении Б., признанного виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 286, частью 3, пунктом «в» части 5 статьи 290 УК РФ. Так, будучи директором среднего профессионального образования Б. получил от А., а также через посредников – продавцов магазина Х., Б., Г., Ч., сотрудников колледжа П. и К. – различными частями взятку в виде денег за осуществление торговой деятельности в находящемся в у колледжа магазине без заключения официального договора аренды, без получения согласия собственника имущества и без проведения конкурса (аукциона); лично и через подчиненных ему сотрудников понуждал абитуриентов, студентов и их законных представителей к внесению на счета колледжа денежных средств в виде добровольных пожертвований посредством издания незаконных нормативных документов, подписания и исполнения незаконных договоров, дачи незаконных указаний подчиненным ему работникам; получил от О.Я., а также через посредников – Г., А. и Ч. равными частями взятку в виде денег за предоставление в пользование части торговой площади находящегося у колледжа магазина для осуществления ею предпринимательской деятельности по розничной торговле предметами одежды[276].

              По совокупности преступлений было назначено наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы.

              Как уже было отмечено, во всех правоохранительных органах созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией, деятельность которых всецело посвящена выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности.

              Учитывая высокий профессионализм сотрудников данных органов и богатое материально-техническое оснащение, выявление и расследование коррупционных преступлений в большинстве случаев становится «делом техники».

2.2.7 «Репетиторство – это не конфликт интересов!»

              Конфликт интересов является неотъемлемой составляющей системы предупреждения коррупции. Как справедливо отмечает А.Ф. Ноздрачев, «в самом общем плане конфликт интересов – это купля-продажа или другие формы эквивалентного обмена государственно-властных полномочий с целью получения материальных или других социально значимых благ»[277].                        Подобно коррупции, «конфликт интересов предполагает злоупотребление своим должностным положением, использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, службы.          

              При этом такое злоупотребление в конфликте интересов должно осуществляться из личной заинтересованности»[278].

                  

              «В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов… и т. п.»[279]. «Конфликт интересов – это случай, при котором личная заинтересованность лица способна оказать негативное воздействие на его должностное (служебное) положение»[280].

              Общее понятие конфликта интересов раскрывается в статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции».

              Как следует из закона, под конфликтом интересов понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет, или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)». 

 

              И далее: в свою очередь под понятием «личная заинтересованность» понимается «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями».

              В предыдущей редакции понятие конфликта интересов распространялось только на государственных и муниципальных служащих[281].

              В процессе унификации антикоррупционных стандартов поведения, закрепленное понятие было распространено на лиц, замещающих государственные должности (депутатов, министров и др.), представителей правоохранительных органов, лиц, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и др. Данное понятие пока не распространено на сферу образования. Однако, по нашему мнению, это является вопросом времени. 

 

              Следуя положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», конфликт интересов педагогического работника – это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункт 33 статьи 2).

              «Особенностью подхода к понимаю конфликта интересов, использованного в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», является исходная позиция, что конфликт интересов может иметь место только между педагогическим работником и обучающимися, их родителями (законными представителями), иных возможных участников не предусмотрено, тем не менее, на практике это возможно (например, когда участником конфликта интересов будет дополнительно третье лицо или организация)»[282]

              Таким образом, «сущность конфликта интересов заключается в противоречии между личным интересом и профессиональной обязанностью. Применительно к педагогическому работнику речь идет о ситуациях, когда при осуществлении трудовой деятельности он сталкивается с возможностью получения какой-либо материальной или нематериальной выгоды, получение которой, однако, требует невыполнения или ненадлежащего выполнения его профессиональных обязанностей»[283]

              В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» упоминается только лишь об одном случае конфликта интересов – оказание педагогическим работником платных услуг, обучающимся в организации, где он работает.

              В соответствии с частью 2 статьи 48 настоящего Закона педагогический работ


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.