Всё вышеизложенное применимо и к Срече. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Всё вышеизложенное применимо и к Срече.

2022-11-27 31
Всё вышеизложенное применимо и к Срече. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проверяйте самостоятельно.

 

А мы продолжим разговор …

 

Об отголосках язычества

и христианском смирении,

дураках и дорогах.

Сначала, всё-таки, о дорогах.

И Середе, которая якобы – «середина дорог».

Что, конечно же, недоказуемо для отдельно взятого сообщества краеведов. Ну, да Бог им судья!

Флаг им в руки, барабан на шею, и вперёд!.. под громкую музыку по шпалам навстречу поезду…

А мы берём на себя смелость «проложить» несколько дорог через Середу к нашим читателям по старым, даже старинным картам.

Итак, год 1745:

 

 

 

В Атласе Империи Российской не указана Середа – масштаб не тот; с точки зрения географии, как и с точки зрения Истории – несущественная мелочь.

 

Как и на следующей (ниже) части карты Костромского наместничества.

 

А вот на Землеустроительной (Межевой) карте Середа есть:

 

 

1785 год.  Плёсский уезд. Село Упина Середа. Стоит на столбовой дороге.

Немного «поднимемся над проблемой».

 

 

Да, дорога столбовая, т.е. с обязательными верстовыми столбами - указателями. Отчётливые межевые границы сёл и деревень. Куда ведёт дорога?

 

 

Через деревню Поздиха на Скоморохово. А далее?

 

На Демидово.

Потом «ныряет» во Владимирскую губернию и возвращается назад в Костромскую губернию у деревни Волосово.

 

 

Продолжим наши поиски Середы на следующих картах в других эпохах.

1792 год. Карта Костромской губернии.

 

 

Нет Середы. Просто не обозначена. Далее:(верхний правый угол карты– год)…

 

 

… и вновь «наличие отсутствия». Есть дорога – нет села.  Позже: …

 

… снова – мимо… Обратимся к Европейским источникам: …

 

…ага! Чем-то Oupina Sereda «лягушатников» заинтересовала. А, значит, и отечественные путешественники о ней знать обязаны: …

 

… в переводе с «хранцузского» на «нижегородский» - есть!

Но Бонапарты приходят и уходят, а село …

 

 

… снова с карты пропадает. И у нас (выше) и у иноземцев (ниже): …

 

… есть неяркая строчка дороги, кружки населённых пунктов, буква «Р» - это почтовая станция. Середа снова спряталась от наблюдения.

Но на случай…на всякий так о й случай…военные топографы не «лаптем щи хлебали», не зря хлеб а ели.

И для своих: …

 

 

… Упина Середа стоит на месте, никуда она не делась.

 

… ни в 1837, ни в 1858 году…

 

Настольная карта Ильина её тоже не пропустит: …

 

 

«Середские прятки» продолжаются; вот она есть: …

 

…а вот её снова нет: …

 

 

… ни в Германском варианте, ни в Британском: …

 

 

… и опять, на специальной карте есть: …

 

… а на Британской – пропадает: …

 

 

Проходит пять лет. Шпионы работают. И где Середа? А, пропала: …

 

Но «свои» на это только усмехнутся: «Ну-ну… плохо ищете»: …

 

 

 

Вся эта чехарда заканчивается (в основном) с развитием железнодорожного сообщения. «Чугунку» не спрячешь! Ведь кроме села Упина Середа появляется и станция Середа Северной ж.-д.

Совсем на границе Владимирской и Костромской губерний…

 

 

…там ещё рядом место дислокации сухопутных войск! (1903 год) Кружком красным обозначено!...Только – тс-с-с…не для чужих ушей…

 

…А для врага – железная дорога идёт через … Фроловку, а Упина Середа где-то рядом: …

 

 

… или её вовсе и нет. Выше села Широково вообще – болота!

 

 

Но отважные работники Министерства Путей Сообщения выпускают циркуляр: «Вот она, Середа!»: …

 

 

… и другие чиновники вторят им: «Вот же она, Середская волость!»…

 

 

С уходом царизма и наступлением эпохи социализма границы изменились, карты стали проще и прятать Р-р-революционные названия никто бы не позволил…

 

 

Год

 

… иностранцам тоже…

 

 

Проще стало краеведам и туристам. Путешествуй, сколько захочешь  по … карте. А на местности  зачем? Шпион что ли?

 

 

Картографию в СССР подмял под себя Генштаб Красной Армии…

 

 

… и Генштабы соседних государств…

 

 

И тогда уже всерьёз рассматривался вопрос военного времени: …

 

 

В послевоенные годы с картами стало несколько проще. С дорогами - запутаннее. И Середа окончательно стала писаться и обозначаться как Фурманов.

 

 

 

Для чего мы сделали такую подробную подборку?

Обратите внимание на прокладку дорог. За прошедшие 200 (двести) лет они, дороги, то появлялись, то исчезали, терялись в неожиданных местах, расширялись и превращались в железнодорожные ветки, шоссе и магистрали.

А почему?

Развитие транспорта?

Не только это.

Ещё и по причине изменения административных границ.

Цитата:

 «…Самые ранние сведения об административно-территориальном делении территории современной Костромской области относятся к XIII в., когда в летописях стали упоминаться Галичское и Костромское княжества. После присоединения этих княжеств к Москве XIV - XV вв. они отдавались в удел младшим детям московских великих князей. В XVI в. были образованы Галичский и Костромской уезды. Они делились на осады: первый - на Солигаличскую (Усольскую), Чухломскую, Судайскую, Парфентьевскую, Кологривскую и Унженскую; второй - на Любимскую, Буйскую, Судиславскую и Кадыйскую.

В 1708 г. Россия была поделена на 8 губерний. В соответствии с указом Петра I города Кострома и Лух вошли в состав Московской губернии, Галич, Солигалич, Чухлома, Унжа и посады Парфентьев, Судай, Кологрив и Кинешма - Архангелогородской, город Юрьевец Поволжский - в состав Казанской губернии.

Указом от 29 мая 1719 г. количество губерний увеличилось до 11. Кострома в это время уже являлась центром Костромской провинции вместе с городами Буем, Судиславлем, Кадыем и Любимом, оставаясь в составе Московской губернии. Архангелогородская губерния закрепила за собой Галичскую провинцию и города Галич, Солигалич, Чухлому, Унжу и посады Парфентьев, Судай и Кологрив. Часть территорий была передана Санкт-Петербургской (Кинешма), и Казанской губерниям (Юрьевец Поволжский, с 1744 г. - относился к Нижегородской губернии).

 

В 1775 г. Екатерина II ввела "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". По этому документу упразднялось звание воевод, и воеводские канцелярии, состоявшие при них со времен Петра I, были закрыты. Костромская воеводская канцелярия существовала вплоть до 1778 г.

Именным указом Екатерины II от 5 сентября 1778 г. было образовано Костромское наместничество, состояло оно из 2 провинций (областей): Костромской и Унженской. В состав Костромской провинции входили Костромской, Нерехтский, Луховский, Юрьевско-Поволжский, Кинешемский, Плесский, Кадыйский, Буйский, Галичский, Чухломский и Солигалич-ский уезды (11); в состав Унженской провинции входили Макарьевский-на-Унже, Ветлужский, Варнавинский и Кологривский (4). Податное население наместничества составляло - 353.990 человек.

В Костромское наместничество вошли территории Московской губернии: Костромская провинция с городами Судиславлем, Любимом, Кадыем и Костромой; Лух Юрьево-Польской провинции, Кинешма Ярославской провинции; Архангелогородской губернии: Галичская провинция с городами Солью Галицкой, Парфеньевом, Чухломой, Унжей, Кологривом и Судаем; часть Тотемского уезда Вологодской провинции. К ним были присоединены Юрьевец-Поволжский с уездом, часть Суздальского уезда Нижегородской провинции Нижегородской губернии; часть Царево-Санчурского уезда и часть Яранского уезда Свияжской провинции Казанской губернии.

Костромское наместничество первоначально было объединено с Ярославским (1778) и составляло единое генерал-губернаторство, затем - с Нижегородским (1779) и Владимирским (1782). Генерал-губернаторы: действительный тайный советник А.П. Мельгунов; сенатор, генерал-поручик А.А. Ступишин; сенатор, генерал-аншеф, граф Р.И. Воронцов; генерал-адъютант е.и.в. генерал-аншеф И.П. Салтыков; бригадир И.А. Заборовский. Костромские наместники: генерал-майор А.С. Шишкин, бригадир А.И. Алалыкин, генерал-майор И.Л. Чернышев, бригадир А.Д. Голостенов, генерал от инфантерии И.В. Ламб.

Указом Павла I от 12 декабря 1796 г. "О новом разделении государства на губернии" была образована Костромская губерния.

Деление на провинции было отменено и количество уездов сокращено до 11: Костромской, Нерехтский, Юрьевецкий, Кинешемский, Галичский, Солигаличский, Чухломский, Кологривский, Ветлужский, Варнавинский, Макарьевский. Были сокращены уезды: Плесский, Луховский, Кадыйский, Буйский. Города Плес (Нерехтского у.), Лух (Юрьевецкого у.), Кадый (Макарьевского у.) и Буй (Костромского у.) были обращены в заштатные.

Указом от 24 апреля 1802 г. заштатный город Буй был восстановлен уездным, вновь создан Буйский уезд.

…Нерехтский уезд был образован в составе Костромской провинции Костромского наместничества 5 сентября 1778 г.

С 1796 г. вошел в состав Костромской губернии…»

Конец цитаты.

Управление провинцией сосредоточено в губернском центре, в Костроме. Но в составе наместничества таких губерний несколько. Соответственно, для работы канцелярии наместника или губернатора необходима связь с вышестоящим начальством и с нижепресмыкающимися чиновниками. То есть, курьеры, гонцы и почтовая служба – а это, в первую очередь, дороги. Дороги от Столицы, Москвы или Санкт-Петербурга, до Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани, Вологды. С непременными заставами, караулами и записью прибывающих и отъезжающих господ с последующим опубликованием в местной прессе. О таких дорогах «заботилась» власть столичная.

Но были и более мелкие и не менее необходимые дороги – внутренние - от городов губернских к городам уездным и управлениям волостным, ответственность за состояние которых несли чиновники классом пониже и званиями пожиже.

От села до села, от деревни к деревне были протоптаны и наезжены пути самые простые – народные, которые, по классику, «не зарастали» трудами местных помещиков, точнее – их крестьян. Их прокладывали по мере надобности: до ярмарки, к сельской церкви, на дальний выпас, к речному броду.

Сеть дорог, а скорее – паутина, менялась постоянно.

Что и можно видеть на представленных картах.

Где «главным» селом была Шухомошь, а потом управление перебралось в уездный город Плёс – и тут же на карте проявляется новое направление для дороги. А, потом, центром уезда становится Нерехта – и «старшинство» и благоустройство дорог снова изменилось.

Причём, это определяется с точностью до года. Пример:

С 1708 по 1719 год Кострома – в составе Московской губернии, а наша Середа (и только как Середа) была просто рядовым селом, где был кабак, на местной дороге, интересной лишь помещикам, владеющим землями и деревнями в округе. Собрать оброк, подати и налоги, привезти в усадьбу, съездить к соседу и на охоту, в карете, коляске или верхами – хватало и такой. Главная дорога – на Москву, по Стромынке (?)

С 1719 года – выделена Костромская провинция. Переориентирование в чиновничьем подчинении. Появилось промежуточное звено – Кострома. Необходима хорошая дорога на Кострому, через Армёнки. Помещики Жабины владели третью села Армёнки и частью села Ильинское на Шаче. Они экономически заинтересованы в дороге на Армёнки.

1775 – 1778 годы. Екатерининский указ и великое переселение народов чиновничьих с чадами и домочадцами. Начало «Екатерининского тракта». Сама Екатерина путешествует мимо наших мест по Волге. Главной дорогой для середчан становится тракт на Нерехту – уездный город, не совпадающий со столбовой дорогой.

1778, 1779 и 1782 годы. Переселение чиновников продолжается и расширяется. Из Нижнего, Владимира, Костромы идут «встречь другу» обозы с людьми и барахлом.

1796 год. Сокращение штатов городам и чиновникам. Новые переезды.

И это только административные причины изменения дорожной сети!

А ведь есть ещё экономические, военные, ландшафтно-географические причины и т.д. и т.п.

Поэтому, когда в печати появляются такие пассажи: …

 

 

 

Л.П.Королёва «Заметки краеведа»,

глава 3 «Откуда есть, пошла земля Середская», стр. 53

 

… остаётся только громко вздохнуть (и выругаться): «Сколько ж можно!? Посмотрите, наконец, на карты!!!...».

А в ответ, снова и снова: …

       

Л.П.Королёва «Заметки краеведа»,

глава 3 «Откуда есть, пошла земля Середская», стр.61, 63-64

 

Отвечаем по пунктам: о дороге Иваново – Плёс.

1. Село Иваново приобретает своё экономическое значение только в середине XIX века, а до того оно было заурядным поселением Владимирской губернии, и было в тени даже (!) Кохмы и, уж тем более, города Шуи.

2. Село Иваново и город Плёс до 1918 года были в разных губерниях.

3. В пределах Костромской губернии город Плёс отмечен на картах (см. выше) как важный пункт на дороге Нерехта-Армёнки-Плёс-Кинешма и с селом Середа (Фурманов) нормальной дорогой был соединён только 60(шестьдесят) лет назад.

4. Из губернии Владимирской в город Плёс Костромской губернии ездили по второстепенной дороге из Шуи через Дунилово-Никольское-Горкино-Михайловское-Новино-Плёс. (здесь может возникнуть путаница из-за дубликатов названий сёл в окрестностях Середы - Никольское, Михайловское, Новино)

5.   Главной дорогой из Шуи была Шуя-Дунилово-Спас-Нозога-Армёнки-Нерехта.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.