Государственная мифология – это мифология элиты. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Государственная мифология – это мифология элиты.

2022-11-27 24
Государственная мифология – это мифология элиты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это наша Среча.

 

 

На макете она мало похожа на английский «новодел». Но принцип привязки материального объекта к астрономическим константам абсолютно такой же.

Сложно?

Мы много раз наблюдали восходы-закаты Солнца и фазы Луны над всем комплексом. Векторные связи … опять сложно?

Блин!..

Короче. Англичане «восстановили» свой «круг великанов» по современным астрономическим показаниям. Что построил один – «другой завсегда повторить сумеет». Если не построить, хотя бы понаблюдать. И объяснить деление круга на сектора и всё прочее, как в планетарии. И рассказать, где есть похожие, и как называются.

 

 

Карта обрядово-ритуального комплекса «Среча».

- Есть ли нечто похожее?

- Да сколько угодно!

- А где? Покажите!

- Да, пожалуйста! Калининградская область, она же Восточная П(о)руссия.

 

В районе Бочагов, на холме, расположено бывшее прусское городище, с трех сторон огибаемое рекой Голубой (ранее река Ауксинне). В орденские и последующие времена поселение называлось Шлоссберг (З а мковая гора). Вероятное место главного святилища (ромове) земли Надровия, в 1273 году - место казни руководителя восстания пруссов Геркуса Манто.

«…Ро́мува или Ро́мове (Romovė, Romow) — одно из главных языческих святилищ у средневековых пруссов. Располагалось в провинции Надровия (немецкий Groß Wahldeck, современное русское Осокино), у поселения Бочаги (ранее — Шлоссберг) Свободненское сельское поселение Черняховского района Калининградской области.

Святилище известно только из сообщений средневековых немецких хронистов. Реальность существования Ромувы оспаривается некоторыми историками. Первое упоминание встречается в «Хронике Прусской земли» (1326) Петра из Дусбурга (Peter von Dusburg). О религиозном центре пруссов пишет в «Польской истории» (XV век) Ян Длугош (Jan Długosz, Długosius). Подробное описание Ромувы дает Симон Грюнау (Simon Grunau) в «Прусской хронике» (1529).

В источниках XIV века Ромува известна как Romehnen, Romayn, в XV веке встречается наименование Rickoyot.

Название Ромува или сходные с ним топонимы достаточно распространены на территории проживания балтийских племен. Так, существуют лес Ромува и город Ромэйней, где в более ранний период могли находиться святилища. Ромове называлось литовское святилище Перкунаса в Вильнюсе.

Этимологически Ромува восходит к балтийскому корню *rom, *ram, означающим «тихий, спокойный».

…(ещё загадка конспирологам – Михаил «Романов» в 1613 г, значит «спокойный»; сын его – Алексей Михайлович «Романов» - Тишайший; вышла династия из Пруссии (по их словам)  не из этих ли краёв?)…

Другое название Ромувы — Ри́койото (Rikojotas, нем. Rickoyto, Rickoyotto, Rikaioth). Данное слово родственно старопрусскому слову rikis — «король, господин».

В 1929 году Домас Щидлаускас основал новое святилище Ромува на северо-западе Литвы.

(Сейчас словом «Ромува» называется литовская неоязыческая организация).

Согласно записям Симона Грунау, прусские герои Бруте́нис и Вайдевýт основали Ромуву в 523 году. Они принесли себя в жертву богам, бросившись в огонь перед священным дубом.

 

Изображение Ромувы в книге К. Хартноха «Старая и новая Пруссия», 1684 г.

 

Святилище находилось в роще, под открытым небом. Стен вокруг не было. В центре находился большой дуб шириной в 6 локтей с такой густой кроной, что она не пропускала капли дождя. Средневековые авторы отмечают, что дерево было вечнозеленым. Вокруг дуба была натянута ткань, за которую могли заходить только криве и старшие жрецы-вайделоты.

Внутри дуба в отдельных дуплах стояли изваяния троих главных прусских богов — Патуласа (Патоласа), Перкунаса, Патримпаса, а рядом были прикреплены особые знаки или символы богов.

Перед идолом Перкунаса горел «вечный», поддерживаемый жрецами огонь, считавшийся святым. В нем сжигались жертвы. Для поддержания огня использовали только дубовые дрова.

Символом Патримпаса была змея (скорее всего — уж), которая жила в корзинке и питалась приносимым жрецами молоком.

Рядом с идолом Патоласа лежали черепа человека, лошади и коровы.

Типологически данное святилище сближается с языческим храмом в Уппсале, со святилищем поморских славян на острове Рюген, а также со святилищем Перуна в Новгороде.

Точное число служителей культа неизвестно, источники свидетельствуют, что их было «много».

Исследователь литовской (и шире — балтийской) религии и мифологии Г. Береснявичус полагает, что количество жрецов было велико, поскольку один служитель культа физически не мог выполнять все функции. Старшие жрецы, кривисы (криве), были инициаторами различных религиозных церемоний — они основывали святилище, разжигали «вечный», негасимый огонь, давали предписания людям.

Верховный жрец кри́вис кирва́йтис (krivis kirvaitis, нем. Criwe) пользовался уважением правителей, знати и простых людей, его власть распространялась на все балтийские земли во время войн с Тевтонским орденом. Кривисы приносили богам треть военной добычи в случае удачного похода.

Петр из Дусбурга отмечает, что кривис был настолько уважаемым человеком, что послы его, несшие особый знак — крúвуле (кривую палку либо жезл), получали любую помощь на землях балтов и принимались с почетом. Когда верховный жрец умирал, из числа наиболее уважаемых жрецов выбирался новый кривис.

Рангом ниже были вайделоты (vaidelutas, нем. Wurskaiten, Waideler, Waidelotten). В крупных святилищах — таких, как Ромува, они поддерживали огонь, принимали и приносили жертвы, учили молодежь законам и рассказывали им о богах. В общинах они совершали разного рода ритуалы, организовывали религиозные праздники, нередко выступали судьями в тяжбах.

Вайделотами могли быть как мужчины, так и женщины. За огнем часто следили девушки (подобно римским весталкам) или вдовы. Их называли вайди́лес, вайделу́тес (vaidiles, vaidelutes).

В обязанности жрецов входило следить за священным огнем после того, как его разжег кривис. Если огонь по недосмотру гас, жрец платил за это своей жизнью.

Согласно немецким хронистам, Ромува была не только религиозным, но также культурным и политическим центром. Сфера ее влияния включала не только Пруссию, но также земли литовцев, куршей и земгалов. Из соседних земель в святилище присылались жертвы и прибывали паломники. Здесь проходили военные сборы пруссов, здесь же хранилась прусская «казна»…»

                      Вот типичная планировка славянских градов.

Если до них не добрались «крестоносцы» католические и православные.

 

Вот так – если добрались католики.

 

Так – если свои права заявили православные.

 

Или вот так, если первыми добрались археологи:

Узнаёте? Это Аркаим. С 1987 года – археологический бренд России.

 

 

Так историки пытаются реконструировать облик города.

Книгу о нём представил К.К.Быструшкин «Феномен Аркаима.

Космологическая архитектура и историческая геодезия». Читайте!

Планировка Аркаима в целом совпадает с топографией и Ромове и Сречи. Дополнительные астро-мифологические пояснения – у автора.

 Мы предлагаем две иллюстрации с некоторыми пояснениями.

 

 

«…Систематическое изложение ее будет долгим и сложным, но без этого невозможно завершить сложное описание особенностей системы координат Аркаима и основы замысла конструкции.

 Начать следует с редкого варианта изображения космологического сюжета из Древнего Египта. Оно (изображение) помещено в книге. Этот рельеф изображен на саркофаге жреца из Саккары – XXX династия (около 350 г. до н.э.). Саркофаг находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен. Оригинальна здесь центральная часть – она изображает внутренний круг Аркаима, или Круг Земной. Бог Земли Геб подчеркнуто геометричен, он составлен из рук и ног, причем руки напоминают иероглиф «Ка» – душа. По имеющемуся изображению трудно определить, является ли Круг Земной головой бога, или он самостоятельный участник композиции.

 

Богиня Нут.

 Богиня Нут поставлена на ступни, а не на кончики пальцев (на цыпочки), как в обычном случае. Особо интересно устройство Круга Земного. Здесь есть центральная площадь и переходная внутренняя зона. В верхней части кольца изображен вход в Дуат, его охраняет волк Упуат. Обратим внимание на границу этой части круга. Она суть прямая линия, проходящая по касательной к «границе площади» (траектории Полюса Мира). Эта линия есть фрагмент оси равноденствий астрометрической основы Аркаима. Как раз здесь находится и выход (вход) из Внутреннего Круга наружу. На египетском рельефе вход изображен как дверь. К сожалению, на приведенном рисунке не читаются детали в кольце границы площади (внутренняя буферная зона) или на траектории Полюса Мира. Там угадывается около 40 фигур и прямоугольник входа-выхода у точки касания. По классическим представлениям здесь запад. Отсюда можно предположить, что рисунок ориентирован так, что в верхней части запад, а в нижней, где платформы рук и ног, – восток.

 Впрочем, понятого достаточно, чтобы сопоставить египетский сюжет с конструкцией Аркаима. Проход на центральную площадь (помещение № 27) в нем расположен как раз с западной стороны.

 Сопоставление южноуральского городища с египетским барельефом весьма продуктивно. Ясно, что они оба относятся к одной космологии и узнаваемо похоже изображают один и тот же сюжет: отношение Неба и Земли. В древних космологиях народов Старого Света Небо представлялось женским божеством. В более поздних религиях оно становится мужчиной, а Земля – «матерью сырой землей». Перемена пола требует объяснения. Нужно также понять, почему боги антропоморфны. Известен (в том же Египте) архаичный вариант богини Неба как Коровы.

 Древнеегипетское искусство знает много вариантов нашего космологического сюжета. Удивительно и необъяснимо в них разнообразие вычурных поз бога Земли.

 Предварительные замечания сделаны. Можно излагать основной текст.

 Предположим, что во внутреннем круге Аркаима геометрически закодирован анатомический канон мужского и женского тел. Тела свернуты в кольца. Ориентировка колец едина: пупки (середины фигур) нанизаны на западную полуось параллели. Так же, как ориентирована Нут на барельефе. Отсутствие азимутов 60° и 120° во внутреннем круге объясняется тем, что архитекторы Аркаима обозначили процедуру выпрямления рук и ног. В конструкции восточной части внешнего круга есть детали, подтверждающие такую реконструкцию.

                             Богиня во внутреннем круге Аркаима

Возможно, что каноны (через их параметры, которые выражаются радиальными деталями конструкции) проектировались в контактных зонах. При этом проход (помещение № 27 и ось солнцестояний) играет роль фаллоса. Мужчина и женщина находятся в состоянии полового контакта. Мужчину и женщину можно менять местами без ущерба для параметров канона.

 

 

 Нут и Геб в Аркаиме.

В месопотамских космологических мифах есть странный и непонятный комментаторам пассаж о Полюсе Мира как месте полового контакта (оплодотворения мира). В створе прохода Аркаима находится Полюс Мира эпохи 2800 г. до н.э. В свете анатомической реконструкции пассаж естествен.

 Деление человеческого тела на 12 частей имеет естественный смысл. Наложение этого канона на небесную систему координат в космологической архитектуре Аркаима нормально и понятно. А вот деление Неба на 12 частей в Поясе зодиака вовсе неестественно. Связывать это деление с периодом обращения Юпитера или с календарным делением эклиптики на 12 месяцев солнечного года нужно осторожно, поскольку такие сопоставления сопряжены с развитыми представлениями и могут появиться довольно поздно. Во всяком случае, здесь нужно тщательно все обдумать.

 А вот одушевление (или, скорее – антропоморфизация) Неба и Земли в аркаимовской космологии просто обязательно. И зодиак (Вечный Зодиак), как двенадцатичастное деление Неба, здесь естествен. Возможно, что анатомический зодиак первичен. Об этом (косвенно) могут свидетельствовать обозначения и названия знаков, принятых в современной астрономии и астрологии. Обозначим их в соответствии с устройством Аркаима.  Есть все основания считать, что среди многих возможных вариантов отношений между каноническими фигурами есть один исходный – естественный, отвечающий глубинной природе Человека.

У первой супружеской пары богов Шу и Тефнут родились первые дети – близнецы Нут (Небо) и Геб (Земля). Дети любили друг друга еще в утробе матери и родились обнявшись. Объятия эти были плотскими, от них рождались другие дети. Дети детей были звездами. Нут рождала их вечером и съедала утром. Это не нравилось Гебу, и близнецы ссорились. Шум ссоры раздражал верховного бога Ра, который приказал Шу разъединить скандальную пару, подняв Нут над Гебом. Разделив Небо и Землю, Шу по приказу Ра создал наш мир.

 Поднятая вверх богиня Неба очень понравилась Ра, и он соединился с нею, зачав бога (будущего Осириса). Уставший Шу опускал тяжелую Нут обратно к Гебу (на Землю) в то время, когда Ра уходил за горизонт освещать Дуат. Любовники вновь соединялись, а Нут забеременела от Геба сразу двумя детьми – будущими богами Сетом и Нефтидой. Кто-то донес Ра об этом пикантном случае, и верховный пришел в ярость – он наложил неснимаемое заклятие на все дни своего года (который был тогда равен 360 суток). Отныне ни в одни из суток солнечного года Нут не может рожать. Страшная ситуация.

 Тут на исторической сцене появляется бог мудрости Тот и предлагает Нут найти выход из затруднения в обмен на любовь. Богиня соглашается и беременеет от третьего бога. На этот раз будущей богиней Изидой. Изида еще в утробе матери влюбляется (и взаимно) в Осириса и зачинает Гора. Таким образом, Нут оказывается обремененной сразу пятью детьми: двумя сыновьями, двумя дочерьми и одним внуком.

 Тот отправляется к Луне (по одному из вариантов – к богине Луны, что противоречит мифу, в котором сам Тот в древности был богом Луны), т.е. самому себе в молодости. Тот был еще и богом времени. Они сели играть в игру, похожую на шашки, и Тот выиграл у Луны 1/72 часть каждой из 360 суток лунного года (таким он был в те времена). Эти 5 суток он принес в обитель богов.

 Далее мнение разделяется. В одном варианте Тот открыто обращается к Ра с просьбой простить Нут и преподнес ему 5 суток, посвятив дополнительное время богу Солнца. В другом варианте Тот тайно разорвал круг Солнца и незаметно вставил в него дополнительное время. Сделал он это так искусно, что Ра не заметил манипуляции. В обоих случаях Нут родила в каждом из дополнительных суток по ребенку. Первым родился Осирис, сын Ра, вторым – Гор. С Гором проблема. В этом варианте мифа пока еще не родилась его мать Изида. К тому же есть вариант зачатия Изидой Гора от мертвого Осириса уже в более поздние времена. Есть и третий вариант, в котором Гор рождается последним из пятерки. История рассказывается в основном по Плутарху. Третьим родился сын Геба бог Сет. Но сделал он это не вовремя и не должным образом: он вышел из Нут, пробив бок матери ударом. На четвертые сутки во влаге родилась Изида, дочь Тота. Наконец на пятые – Нефтида, дочь Геба. Вот такая история…

…Обратим внимание на календарную часть мифа. Солнечный год в нем состоит из двух частей: чисто солнечных (первородных) 360 суток и «лунной» прибавки в 5 суток ровно (1/72 часть от 360). Такой календарь был широко распространен среди народов Древнего мира. Египетский календарь тщательно исследован и объяснен. Наша задача проще: объяснить природу этого календаря в системе координат Аркаима. Первый шаг к тайнам календаря будет таким. Круг разделен на 360 частей (градусов) для того, чтобы каждым суткам первородного солнечного года сопоставить часть эклиптики. В реальности скорость Солнца на эклиптике переменна и в среднем не равна 1/360 части. Это известно всем. Тут имеется в виду некое «календарное» Солнце, которое движется именно с такой постоянной скоростью. Предположим, что год начинается с весеннего равноденствия (точка А на рис. ниже). Двигаясь по часовой стрелке со скоростью 1° в сутки, календарное солнце достигнет точки В' через 270 суток (9 месяцев). Изобразим на схеме Лунный Путь с центром в О1. Узлы его с эклиптикой (на плоскости и в случае окружностей!) будут в точках В' и В.

 Достигнув узла В', календарное солнце совершает невозможное в астрономии действие – оно переходит на Лунный Путь. Переходит и продолжает движение в том же направлении и с той же скоростью 1° за сутки, достигая точки С к 360 суткам.

 Чтобы завершить год и замкнуть траекторию, календарному Солнцу нужно преодолеть радиальный отрезок АС, равный расстоянию между центрами О и О1. Его длина зависит от результата измерения наклонения лунной орбиты. К тому же отрезок АС измеряется только линейной мерой, а участки АВ' и В'С как угловой мерой (1° за 1 сутки!), так и линейной (по длине дуги). Здесь используется особая линейная мера, выражающая результат угловых измерений.

 Древние египтяне считали величину лунной прибавки равной 5 суток ровно, поскольку измеряли наклонения лунной орбиты как 5° ровно. К тому же им было важно (об этом – в дальнейшем) сохранить отношение 1/72.

 Употребив эту идею к конструкции Аркаима, мы найдем роскошное соответствие. Особенно приятно, что обнаруживается археологическое подтверждение гипотезы. Дело в том, что большая часть обводной стены внешнего круга в северо-восточном секторе раскопана. Оказалось, что в фундаменте стены остался след траектории календарного солнца В'С. Он выполнен черным (гумусовым) кирпичом на светлом (песок и глина) фоне. Радиус этой черной дуги – 72,0 м, а ее центр – в центре внешнего круга. Участок АС не раскопан, и есть надежда обнаружить свидетельство там: хорошо бы точно измерить «лунную» прибавку Аркаима.

 Ясно, что предложенная реконструкция касается изображения календаря на плоскости. Самая странная ее часть – участок В'С – движение Солнца по Лунному Пути. Однако подтверждение этого парадоксального решения главной календарной задачи нашлось в индийском эпосе «Махабхарата». В нем есть архаические фрагменты, которые, по мнению комментаторов, описывают космологию древних ариев. По нашей реконструкции, текст описывает Географию и Небо Страны Городов на Южном Урале. В нем есть астрономический фрагмент, который ставит в тупик исследователей этого предмета. Вот этот фрагмент:

   16. Двадцать восемь дней, двигаясь вместе с солнцем,

 Затем они здесь отпадают от Сурьи, сочетаясь с дорогой Сомы.

Глава 109. Странствование Галавы.

 Книга «Путешествия Бхагавана». Книга Усилий (V). Махабхарата.

 

Переход Солнца (Сурьи) на дорогу Сомы (Лунный Путь!) возможен только на календаре Аркаима (или в аналогичных календарях космологической архитектуры). По приведенному фрагменту очень точно восстанавливается астрометрическая ситуация. Но об этом – в другой раз.

 Гениальное решение календарной задачи на Аркаиме дает много важнейших следствий. Главное из них состоит в возможности в одной системе координат (с одной точки зрения) описывать и понимать объекты различной (казалось бы) природы: Небо, Землю, Человека; Пространство и Время и тонкие (неизвестные нам) отношения в пространственно-временном континууме. Другое следствие: мы увидели естественную природу угловой меры – градуса.

Третье следствие рассмотрим подробнее. Оно в конструкции Аркаима. Ось прохода во внутренний круг есть, как мы выяснили, ось солнцестояний на эпоху 2800 г. до н.э. и вместе с тем есть ось полового члена, участвующего в оплодотворении. На этой оси лежит Полюс Мира той эпохи. Имея представление о солнечном календаре Аркаима, отсчитаем от этой оси 270° (9 месяцев!) по часовой стрелке (по ходу движения календарного солнца). Начертив ось в этом направлении, заметим, что она пройдет через конструкцию большого входового комплекса в южной части внешнего круга. Ось самого этого прохода направлена мимо центра системы координат и пересекается с нашей новой осью во внешней контактной зоне внутреннего круга. Полученный результат мы можем рассматривать как геометрическую интерпретацию процесса внутриутробного развития (беременности) от зачатия (вход во внутренний круг) до родов (выход из внешнего круга). При этом эмбриогенез понимается как движение по часовой стрелке по кольцевому коридору между кругами (по настилу над рвом во внешней контактной зоне)

Учитывая такую реконструкцию, можно считать, что одной из ипостасей Аркаима является модель отношений Неба и Земли до их разделения (разъединения). Образное описание этих отношений мы находим в египетском мифе о рождении Геба и Нут. Поняв это впервые, мы удивимся тому, как много интеллектуальных и физических сил затрачено для достижения такой простой цели. Лишь много позже мы узнаем, что у строителей была иная цель.

Миф – один из побочных, сопутствующих результатов…»

                                                             Быстрыхин К.К. «Феномен Аркаима»

                                                Конец цитаты.

Один автор – К.Быстрыхин – на основе работы другого автора - Г.Здановича – создаёт оригинальную, и, несомненно, МИФо-логическую книгу, наполненную множеством разнообразных и равновеликих Мифов разнесённых во времени и пространстве современной нам Исторической наукой.

Объединение нескольких мифов создаёт МИФ. Из которого следует, что: …

…Египет – Аркаим (Южный Урал) – Ведическая Индия связаны культурой, традицией, мифологией.

И сравнивать.

 

 

Год

 

… иностранцам тоже…

 

 

Проще стало краеведам и туристам. Путешествуй, сколько захочешь  по … карте. А на местности  зачем? Шпион что ли?

 

 

Картографию в СССР подмял под себя Генштаб Красной Армии…

 

 

… и Генштабы соседних государств…

 

 

И тогда уже всерьёз рассматривался вопрос военного времени: …

 

 

В послевоенные годы с картами стало несколько проще. С дорогами - запутаннее. И Середа окончательно стала писаться и обозначаться как Фурманов.

 

 

 

Для чего мы сделали такую подробную подборку?

Обратите внимание на прокладку дорог. За прошедшие 200 (двести) лет они, дороги, то появлялись, то исчезали, терялись в неожиданных местах, расширялись и превращались в железнодорожные ветки, шоссе и магистрали.

А почему?

Развитие транспорта?

Не только это.

Ещё и по причине изменения административных границ.

Цитата:

 «…Самые ранние сведения об административно-территориальном делении территории современной Костромской области относятся к XIII в., когда в летописях стали упоминаться Галичское и Костромское княжества. После присоединения этих княжеств к Москве XIV - XV вв. они отдавались в удел младшим детям московских великих князей. В XVI в. были образованы Галичский и Костромской уезды. Они делились на осады: первый - на Солигаличскую (Усольскую), Чухломскую, Судайскую, Парфентьевскую, Кологривскую и Унженскую; второй - на Любимскую, Буйскую, Судиславскую и Кадыйскую.

В 1708 г. Россия была поделена на 8 губерний. В соответствии с указом Петра I города Кострома и Лух вошли в состав Московской губернии, Галич, Солигалич, Чухлома, Унжа и посады Парфентьев, Судай, Кологрив и Кинешма - Архангелогородской, город Юрьевец Поволжский - в состав Казанской губернии.

Указом от 29 мая 1719 г. количество губерний увеличилось до 11. Кострома в это время уже являлась центром Костромской провинции вместе с городами Буем, Судиславлем, Кадыем и Любимом, оставаясь в составе Московской губернии. Архангелогородская губерния закрепила за собой Галичскую провинцию и города Галич, Солигалич, Чухлому, Унжу и посады Парфентьев, Судай и Кологрив. Часть территорий была передана Санкт-Петербургской (Кинешма), и Казанской губерниям (Юрьевец Поволжский, с 1744 г. - относился к Нижегородской губернии).

 

В 1775 г. Екатерина II ввела "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". По этому документу упразднялось звание воевод, и воеводские канцелярии, состоявшие при них со времен Петра I, были закрыты. Костромская воеводская канцелярия существовала вплоть до 1778 г.

Именным указом Екатерины II от 5 сентября 1778 г. было образовано Костромское наместничество, состояло оно из 2 провинций (областей): Костромской и Унженской. В состав Костромской провинции входили Костромской, Нерехтский, Луховский, Юрьевско-Поволжский, Кинешемский, Плесский, Кадыйский, Буйский, Галичский, Чухломский и Солигалич-ский уезды (11); в состав Унженской провинции входили Макарьевский-на-Унже, Ветлужский, Варнавинский и Кологривский (4). Податное население наместничества составляло - 353.990 человек.

В Костромское наместничество вошли территории Московской губернии: Костромская провинция с городами Судиславлем, Любимом, Кадыем и Костромой; Лух Юрьево-Польской провинции, Кинешма Ярославской провинции; Архангелогородской губернии: Галичская провинция с городами Солью Галицкой, Парфеньевом, Чухломой, Унжей, Кологривом и Судаем; часть Тотемского уезда Вологодской провинции. К ним были присоединены Юрьевец-Поволжский с уездом, часть Суздальского уезда Нижегородской провинции Нижегородской губернии; часть Царево-Санчурского уезда и часть Яранского уезда Свияжской провинции Казанской губернии.

Костромское наместничество первоначально было объединено с Ярославским (1778) и составляло единое генерал-губернаторство, затем - с Нижегородским (1779) и Владимирским (1782). Генерал-губернаторы: действительный тайный советник А.П. Мельгунов; сенатор, генерал-поручик А.А. Ступишин; сенатор, генерал-аншеф, граф Р.И. Воронцов; генерал-адъютант е.и.в. генерал-аншеф И.П. Салтыков; бригадир И.А. Заборовский. Костромские наместники: генерал-майор А.С. Шишкин, бригадир А.И. Алалыкин, генерал-майор И.Л. Чернышев, бригадир А.Д. Голостенов, генерал от инфантерии И.В. Ламб.

Указом Павла I от 12 декабря 1796 г. "О новом разделении государства на губернии" была образована Костромская губерния.

Деление на провинции было отменено и количество уездов сокращено до 11: Костромской, Нерехтский, Юрьевецкий, Кинешемский, Галичский, Солигаличский, Чухломский, Кологривский, Ветлужский, Варнавинский, Макарьевский. Были сокращены уезды: Плесский, Луховский, Кадыйский, Буйский. Города Плес (Нерехтского у.), Лух (Юрьевецкого у.), Кадый (Макарьевского у.) и Буй (Костромского у.) были обращены в заштатные.

Указом от 24 апреля 1802 г. заштатный город Буй был восстановлен уездным, вновь создан Буйский уезд.

…Нерехтский уезд был образован в составе Костромской провинции Костромского наместничества 5 сентября 1778 г.

С 1796 г. вошел в состав Костромской губернии…»

Конец цитаты.

Управление провинцией сосредоточено в губернском центре, в Костроме. Но в составе наместничества таких губерний несколько. Соответственно, для работы канцелярии наместника или губернатора необходима связь с вышестоящим начальством и с нижепресмыкающимися чиновниками. То есть, курьеры, гонцы и почтовая служба – а это, в первую очередь, дороги. Дороги от Столицы, Москвы или Санкт-Петербурга, до Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани, Вологды. С непременными заставами, караулами и записью прибывающих и отъезжающих господ с последующим опубликованием в местной прессе. О таких дорогах «заботилась» власть столичная.

Но были и более мелкие и не менее необходимые дороги – внутренние - от городов губернских к городам уездным и управлениям волостным, ответственность за состояние которых несли чиновники классом пониже и званиями пожиже.

От села до села, от деревни к деревне были протоптаны и наезжены пути самые простые – народные, которые, по классику, «не зарастали» трудами местных помещиков, точнее – их крестьян. Их прокладывали по мере надобности: до ярмарки, к сельской церкви, на дальний выпас, к речному броду.

Сеть дорог, а скорее – паутина, менялась постоянно.

Что и можно видеть на представленных картах.

Где «главным» селом была Шухомошь, а потом управление перебралось в уездный город Плёс – и тут же на карте проявляется новое направление для дороги. А, потом, центром уезда становится Нерехта – и «старшинство» и благоустройство дорог снова изменилось.

Причём, это определяется с точностью до года. Пример:

С 1708 по 1719 год Кострома – в составе Московской губернии, а наша Середа (и только как Середа) была просто рядовым селом, где был кабак, на местной дороге, интересной лишь помещикам, владеющим землями и деревнями в округе. Собрать оброк, подати и налоги, привезти в усадьбу, съездить к соседу и на охоту, в карете, коляске или верхами – хватало и такой. Главная дорога – на Москву, по Стромынке (?)

С 1719 года – выделена Костромская провинция. Переориентирование в чиновничьем подчинении. Появилось промежуточное звено – Кострома. Необходима хорошая дорога на Кострому, через Армёнки. Помещики Жабины владели третью села Армёнки и частью села Ильинское на Шаче. Они экономически заинтересованы в дороге на Армёнки.

1775 – 1778 годы. Екатерининский указ и великое переселение народов чиновничьих с чадами и домочадцами. Начало «Екатерининского тракта». Сама Екатерина путешествует мимо наших мест по Волге. Главной дорогой для середчан становится тракт на Нерехту – уездный город, не совпадающий со столбовой дорогой.

1778, 1779 и 1782 годы. Переселение чиновников продолжается и расширяется. Из Нижнего, Владимира, Костромы идут «встречь другу» обозы с людьми и барахлом.

1796 год. Сокращение штатов городам и чиновникам. Новые переезды.

И это только административные причины изменения дорожной сети!

А ведь есть ещё экономические, военные, ландшафтно-географические причины и т.д. и т.п.

Поэтому, когда в печати появляются такие пассажи: …

 

 

 

Л.П.Королёва «Заметки краеведа»,

глава 3 «Откуда есть, пошла земля Середская», стр. 53

 

… остаётся только громко вздохнуть (и выругаться): «Сколько ж можно!? Посмотрите, наконец, на карты!!!...».

А в ответ, снова и снова: …

       

Л.П.Королёва «Заметки краеведа»,

глава 3 «Откуда есть, пошла земля Середская», стр.61, 63-64

 

Отвечаем по пунктам: о дороге Иваново – Плёс.

1. Село Иваново приобретает своё экономическое значение только в середине XIX века, а до того оно было заурядным поселением Владимирской губернии, и было в тени даже (!) Кохмы и, уж тем более, города Шуи.

2. Село Иваново и город Плёс до 1918 года были в разных губерниях.

3. В пределах Костромской губернии город Плёс отмечен на картах (см. выше) как важный пункт на дороге Нерехта-Армёнки-Плёс-Кинешма и с селом Середа (Фурманов) нормальной дорогой был соединён только 60(шестьдесят) лет назад.

4. Из губернии Владимирской в город Плёс Костромской губернии ездили по второстепенной дороге из Шуи через Дунилово-Никольское-Горкино-Михайловское-Новино-Плёс. (здесь может возникнуть путаница из-за дубликатов названий сёл в окрестностях Середы - Никольское, Михайловское, Новино)

5.   Главной дорогой из Шуи была Шуя-Дунилово-Спас-Нозога-Армёнки-Нерехта.

 

Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории, с крестом в руках. На старых северорусских иконах святая иногда изображалась на обороте образа Богоматери. Иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венцом на голове.

В сюжетах, имеющих отношение к Страстям Христовым, Св. Параскева могла изображаться, так как толковалась как персонификация Великой Пятницы — дня распятия Иисуса Христа.

 

У восточных славян

Образ великомученицы Параскевы на землях восточных славян тесно сросся с древним культом языческой Мокоши, которой женщины посвящали пятничный день. В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница.

У славян великомученица Параскева (греч. Παρασκευή) прямо называлась Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной также была русифицированная форма имени — Прасковья, уменьш. Параша, Пана.

Comment: - Ещё одна версия названия села Панино – Прасковьино - по церкви либо часовни Параскевы Пятницы.

…В русском быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы». Слово «пятница» чуть не превратилось в самостоятельное женское имя, которое могло бы существовать рядом с Прасковьей, как имена Воин и Постник.

В Сербии и Болгарии называют «Света Петка» («Святая Пятница»).

Христианская церковь, кроме мученицы III века, почитает ещё несколько святых того же имени:

Св. Параскева, сестра Св. Фотины-Самаритянки, I в., пострадала в правление императора Нерона вместе со своими сёстрами Фотиной, Анастасией, Фото, Фотидой и Кириакией и племянниками Виктором (Фотином) и Иостией (память 20 марта по юлианскому календарю).

Св. Параскева Римская, мученица II в. (ок. 140 — ок. 180 гг.), по преданию исцелившая императора Антонина Пия от слепоты. Обезглавлена по повелению правителя Тарасия. Останки были перевезены в Константинополь. Излечивает глазные болезни…

 

Comment: - как и Лонгин Сотник, чей день -29 октября.

 

…День памяти 8 августа (26 июля по ст. стилю). Ей посвящён Топловский женский монастырь святой Параскевы в Крыму, где есть целебные источники, полезные для глазных больных, церковь Святой Параскевы на Кипре (Агия Параскева).

Преподобная Параскева Сербская — византийский аскет XI в., особенно почитаемая в Балканских странах. Родилась в городе Епиват (ныне Турция) на берегу Мраморного моря неподалёку от Константинополя. Имела брата, святителя Ефимия, епископа Мадитоса. Провела годы в отшельничестве в пустыне в Иорданской долине. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой, где и скончалась. Во время крестовых походов мощи перенесены в Румынию, город Яссы, кафедральный собор. День памяти 14 октября, 30 августа. Её культ тоже воспринял черты языческой славянской богини, именовавшейся в землях южных славян Петка («пятница»).

Параске́вы Льняни́цы — день в народном календаре славян, приходящийся на 28 октября (10 ноябр


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.