Теперь относительно почты и ямщиков. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Теперь относительно почты и ямщиков.

2022-11-27 20
Теперь относительно почты и ямщиков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цитата:

«… Живя около дороги, население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т.д. …»

«Всё правильно!» - скажете Вы вслед за Л.П.Королёвой. Однако…

Продолжение цитаты:

«…Дорога делилась на перегоны. На ней через определенное расстояние располагались почтовые станции. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались в 40—50 верст. Благодаря частой смене лошадей за сутки можно было одолеть расстояние протяженностью в 140 верст. На станциях можно было не только сменить лошадей, но и пообедать, переночевать. Кроме того проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Большинство зданий почтовых станций были деревянными. Рядом обычно находились ямская изба, амбар для фуража и дров и конюшни для лошадей…». Конец цитаты. И где всё вышеперечисленное?

 

Это материал из  Почтового дорожника Империи за 1829 год.

Почтовые станции в Нерехте, Армёнках, Спасъ-Нозоге, Дунилове.

На каждой по 6(шесть) лошадей. За каждый перегон от станции к станции путешествующим по казённой надобности платили «прогонные деньги» за наймы лошадей. Неплохие суммы «набегали»…

Где здесь Середа?

Её нет!

Нет почтовой станции в Середе. Не положено. На картах есть соответствующие обозначения: латинское “P” или рисунок «почтовый рожок». Есть Почта, но не станция почтовая.

 

Далее:

 

… Бывший до 1847 почтовый Владимирский тракт. И ещё в подтверждение:

 

Смотрите, вот дороги:

Кострома – Нерехта – Писцово - Гаврилов Посад – Юрьев-Польский –Киржач - Москва --- это торговая дорога «Костроминка».

Москва – Стромынь – Юрьев Польский – Суздаль – Владимир --- это «Стромынка» старого образца.

Новая «Стромынка» ---- Москва – Киржач – Юрьев Польский – Гаврилов Посад – Лежнево – Шуя.

Москва – Богородск – Владимир – Вязники – Гороховец – Нижний Новгород ---- это «Владимирка».

Кострома – Нерехта – Гаврилов Посад – Суздаль – Владимир ---- это почтовая дорога на Владимир и Москву.

 

А где же Середа? – спросите Вы.

Отвечаем:

 

- Но ведь «…население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т.д. …»? – спрашиваете Вы.

- Конечно. Отдельная часть населения. Незанятая в поле, лесу, а потом и на фабриках. Не ушедшие в «отхожие промыслы» мужики. Которые прокормят семью, заплатят барину, выправят «бумагу с разрешением». Которые могут накопить деньгу на лошадь, телегу, упряжь… И которые будут возить лес, зерно, лён, пеньку, кожи, кирпич и глину в пределах уезда, к дому поближе.

И куда барин прикажет. Тут при делах ломовые извозчики.

Почувствуйте разницу: как у водителей большегрузных «Бычков» и «Газелей» и таксистов-«бомбил».

Вот для них и нужны кузнецы и шорники, постоялые дворы и запасы фуража, а «овёс и тагда и нонче - дорог».

А совсем «про-двинутые» приобретут коляски и брички для «господской задницы» и станут раскатывать «от Середы ажно до самое до Нерехты»; если на тройке, выходит в один конец за два рубля серебром, и хтой-то согласится? Потому много их и не требуется – ямщиков-почтарей.

Да и для проезжих – в селе один кабак. Чтоб Вы знали, в кабаке закуски не подают, приноси сам или пей под занюх рукава. И на вынос - исключительно вёдрами, а это 12(двенадцать) литров сивухи. А ночевать – прошу под забор, или «в холодную» при волостной управе. Не хочешь? Договаривайся с хозяйкой-солдаткой или вдовой многодетной, в курной избе на лавке, если повезёт – на сеновале.

Все блага цивилизации появились в Середе после 1862 года. С развитием мануфактурного дела, с отменой крепостного права. Когда появилось много свободных (и голодных) рабочих рук, много работы для голодных; и хоть на что-то похожие дороги, а не «направления».

Вот только Середа, как место поименованное людьми именно так и не иначе, стояла уже более двух веков, и не догадывалась, что она – середина великих дорог, перекрёсток и «упин» чего-то там в куда-то.

И это, пока, всё о дорогах …

 

Переходим к дуракам.

Я один из таких дураков непонятливых. Я не вижу «очевидных истин», очевидных для отдельно взятого предвзятого, слабо подготовленного человека.

 

Цитата: Л.П.Королёва «Заметки краеведа»,

глава 3 «Откуда есть, пошла земля Середская», стр.54

 

 

Повторюсь: я не понимаю…

Книга В.Борисова вполне доступна; ст о ит прочесть несколько страниц и …

Привожу отрывок оригинала:

 

Где здесь село Середа?!... где?? …

Во всей книге Сор е внователя Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских составленной Владимиром Борисовым о селе Середа – ни слова. И это не удивительно. Ведь книга «о городе Шуе и окрестностях». И я не понимаю, каким образом можно притянуть два разных объекта под одну предположительную дату.

Как говорят в известном фильме: «Какие Ваши доказательства?».

Тут уместно будет упомянуть …

 

 

В данном случае мы имеем лишь отсылку к доказательствам второго типа – письменным источникам. Причём…

 

Т.е., доказательство на основании письменного источника без наличия оригинала рукописи, с применением перекрёстных ссылок одного автора на отсутствующий документ другого автора, нам предлагают как «весомое, но косвенное доказательство»…

… даже при отсутствии в доказательстве хоть каких-то упоминаний о предмете, к которому данные доказательства должны быть применены?...

Да-а-а… согласен, фраза длинная и неперевариваемая.

По-другому. Нам предлагают верить в то, что если уж столица нашей губернии известна (по недоказанным источникам) с 1561 года, то мы, как подчинённые, просто обязаны взять за отсчёт именно такую дату.

Согласно написанному Л.П.Королёвой тексту.

«Автор думал – слова писал»…

Попробуем проследить за прихотливыми изгибами краеведческой мысли.

1. Есть косвенные данные о неком дарении Иваном Грозным семье своей второй жены – Черкасским – сёл и деревень.

2. Если сёла и деревни принадлежали Ивану, их и называют соответственно – Ивановы сёла.

3. «Ивановы сёла» становятся селом с названием Иваново.

4. С 1617 по 1631 годы селом Иваново владел князь Черкасский Дмитрий Мамстрюкович.

5. Есть достоверная(?) запись о владении селом Середа тем же князем Черкасским в то же время – с 1624 по 1646 (возможно, до 1678г).

6. Село Середа, как владение князей Черкасских, приравнивается к селу с названием Середа Упина (Терентьева Середа).

Однако…

От перемены мест слагаемых не меняется только сумма в арифметических вычислениях, но «Ивановы сёла» и «село Иваново» - выражения не тождественные.

Всякая, но не каждая церковь или часовня может дать наименование села; всякий, но не каждый владелец села может оставить свои имя, прозванье, фамилию, как часть или целое в названии села.

Однако.

Одно название географического объекта, как часть некого множества однотипных названий, не может быть единственным названием для определения всего множества.

 

Могу предложить фантом-версию (очередную!) названия села Середа.

Почему Середа именно Упино?

Есть такой симпатичный документ:

 

Откуда?

Повествую…

Очередная Русско-Польская война. Войска под командой князя Черкасского ведут активные оборонительные бои. Разведкой захвачен некий шляхтич Александр «от ляхов». Воеводы русских требуют от него сведений о расположении войск противника и возможных планах наступления. Составляют так называемые «расспросные листы», где сведения от всех «языков» сравнивают и обобщают. Среди захваченных есть Адам Чернавский из Упинского повета. Повет – это район, по административному делению Речи Посполитой.

Значит, западнее Смоленска (района боевых действий) существует на тот момент территория с центром под названием «Упин»?

Как сложилась дальнейшая судьба пан Адама Чернавского? Всех «языков» отправили «на Москву», чтобы впоследствии обменять на пленных русских или отпустить за выкуп. Географически, «на Москву» - это все земли, подконтрольные «Царю Московитов». Наверняка, пленные получали «заманчивое» предложение пойти «на службу государеву» или в «боевые холопы» конкретных военачальников. 

Князь Черкасский МОГ принять пана Адама в услужение и дать ему «в кормление часть своего владения «на Суздальском рубеже», где п о ляк не будет сражаться со своими бывшими соотечественниками, да и сбежать ему будет труднее.

Усадьба, скорее пара дворов с холопами, пана А дама получила прозвание Упина Середа по его бывшему владению в Упинском повете, и чтобы отличить от земель собственно князя Черкасского.

Логично? – Да.

Доказуемо? – Да.

Правдиво? – Абсолютно.

Однако…

Такого повета в Речи Посполитой … просто нет и не было.

Смотрите:

Трокское воеводство
Palatinatus Trocensis

Wojew ó dztwo trockie

Страна Великое княжество Литовское
   

 

Включает Трокский, Упитский, Ковенский и Гродненский поветы

В 1413—1566 воеводство было очень обширным, распространялось от границ Ливонского ордена до реки Припять и делилось на множество единиц:

Поветы: Трокский, Упитский, Ковенский, Гродненский, Бельский, Волковысский, Слонимский, Новогрудский, Дорогичинский, Мельницкий, Брестский, Каменецкий, Здитовский и Туровский;

Княжества: Кобринское, Пинское, Дубровицкое, Городецкое, Клецкое, Слуцкое и Глусское.

 

С 1566, после выделения из него нескольких новых воеводств, воеводство включало в себя четыре повета:

Трокский повет (центр — Троки, площадь — 8740 км²)

Староства: Трокское (градское), Олькеницкое, Жижморское, Лодьевское, Мерецкое, Неманойское.

Упитский повет (формально центр — Упита, фактически — Поневежь, площадь — 9100 км²)

Староства: Упитское (градское), Вабольницкое, Гульбинское, Жидайченское, Сенгвейское, Шадовское, Шиманское.

Ковенский повет (центр — Ковно, площадь — 6045 км²)

Староства: Ковенское (градское), Вильковишское, Трокское, Дорсунишское, Пренское.

Гродненский повет (центр — Гродно, площадь — 4000 км²)

Староства: Гродненское (градское), Васильковское, Привальское, Приросльское, Филипповское.

Воеводские сеймики собирались в Троках, а поветовые сеймики — в Троках, Поневежи, Ковно и Гродно, там же собиралось и посполитое рушение.

Местная шляхта выбирала восьмерых послов на вальный сейм Речи Посполитой и восьмерых депутатов в Главный литовский трибунал.

В иерархии земских должностных лиц в Трокском повете высшее место занимал тиун, а в остальных поветах — предводители шляхты.

Итак. Типичная «глазная» ошибка переписчика или наборщика в типографии запускает процесс формирования достоверной, подкреплённой документами, но… фантомной версии.

 

Ещё один пример подобной «фантоматики».

Самое старое из документально подтверждённых названий села Середа - Терентьева.

Кто такой Терентий?

За что удостоен такой чести? По какому поводу?

В какое время?

В документах есть …

 

 

… и это, пожалуй, единственная документированная связь князей Черкасских и попа Терентия Патрикеева.

Поэтому.

Версия будет оставаться фантомной до опубликования подтверждённых материалов присутствия попа Т.Патрикеева в княжеских владениях, конкретно – в приходе села Середа и, желательно, задокументированной неуживчивости его характера.

 

Могу высказать личное мнение по поводу…

 

Почему была Середа именно Терентьева?

Терентий — мужское имя

(от лат. teres, род. падеж terentius — «утончённый», либо от лат. Terra — «Земля», terrenus — житель Земли, земной http://linguaeterna.com/,

есть также версии: «назойливый, утомляющий», «теребящий», «растирающий»).

Пришло в Россию из Византии. Таким именем в Византии нередко называли помощников и младших художников, работавших в мастерских великих мастеров живописи и фрески.

 

Comment:

- 1. Растирающий краски помощник иконописца…

2. Теребящий … что именно он теребит?

3. Житель Земли … или просто – земляк?

Терентий Сирийский (+ ок. 249-251), мученик. Память 28 октября.

Терентий и Неонилла и чада их:

Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия претерпели мученическую кончину от гонителей христианства в царствование Декия (249-251). Ревностно исповедовали они Христа и порицали идолопоклонство. За это язычники подвергли всю христианскую семью страшным мучениям и пыткам, но не добились их отречения от истинной веры. Святые мученики были обезглавлены.

 

Неони́лла (от греч. Νέος «новый») — женское имя.

Производные: Неонилка, Ненилка, Нила, Нела, Неля, Неня.

Православные именины (даты даны по григорианскому календарю): 29 января и 10 ноября.

Неонилла, известная также, как Леонилла, Леовилла, Лонилла — мученица, память 16 января (в западных календарях — 17 января), бабка мучеников-близнецов Спевсиппа Елевсиппа и Мелевсиппа (II в. н. э.).

 

Леонилла (Неонилла, греч. Νεονίλλη ) Лангонийская (+ 161-180), мученица

Память 16 января

Пострадала в Галлии (по другому сказанию, в Каппадокии) во II веке, во время гонения Марка Аврелия (161-180).

Леонилла приняла крещение в преклонных годах от одного из учеников святого Поликарпа, епископа Смирнского, и обратила затем ко Христу трех своих внуков, Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа. Братья, воспламенившись ревностью о Господе, разбили идолов и укоряли язычников в их безумии. Мучители, призвав Леониллу на место казни, повелели ей уговорить внуков, чтобы они отреклись от Христа, но она, подойдя к ним, хвалила их за мужество и твердое исповедание своей веры. Тогда мучеников бросили в огонь, но он не повредил им. После мучений и смерти внуков святая Леонилла была усечена мечом.

Comment :- Неонилла – обновленная, просветлённая, но также – Неня-Нянька-Бабка; охранительница внуков, им огонь не повредил; ещё один вариант Бабы Яги и печи обновления и веры.

Память 28 октября. Именины — 10 ноября. Проще – 10ноября(28октября)?

Но…

Покровителем имени является святой Терентий Петрийский (Африканский).

Терентий Петрийский, Африканский (+ 249 - 251), мученик.

Память 13 марта, 10 апреля, 28 октября.

Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.

Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан,..

Comment:

Фортунатиан – счастливчик, удачливый, т.е. отмеченный Фортуной (Сречей)?

… он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями - Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.

Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.

После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.

Comment:

Терентий – победитель змей и гадов, он укрощает змей и направляет на своих мучителей.

Память 13 марта, 10 апреля, 28 октября. День памяти совпадает с другим Терентием или это тот же Терентий?


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.