Все именины Терентия в 2017 году — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Все именины Терентия в 2017 году

2022-11-27 20
Все именины Терентия в 2017 году 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· 17 января: Тертий (Терентий), сщмч., епископ, Иконийский (70 ап.)

· 24 января: Терентий, мч.

· 26 марта: Терентий Петрийский (Африканский), Карфагенский, мч.

· 23 апреля: Терентий Петрийский (Африканский), Карфагенский, мч.

· 4 июля: Терентий, сщмч., епископ, Иконийский; Тертий (Терентий), сщмч., епископ, Иконийский

· 29 октября: Терентий, мч.

· 10 ноября: Терентий Сирийский, мч.; Терентий, мч.

· 12 ноября: Тертий (Терентий), сщмч., епископ, Иконийский

· 23 ноября: Тертий (Терентий), сщмч., епископ, Иконийский

· 24 декабря: Терентий, мч.

·

Первая дата – заканчиваются святки, день близкий к Крещению и водосвятию, т.е. связь со святой, сильной водой.

Третья дата – день близкий к Равноденствию.

Пятая дата – 4 июля 1054 — вспышка сверхновой звезды в созвездии Тельца, результат которой — Крабовидная туманность.

Десятая дата

Рождественский сочельник - считается днём усиленного приготовления к празднику Рождества Христова.

В церквях, придерживающихся григорианского календаря приходится на 25 декабря. Некоторые православные церкви, в том числе и Русская православная церковь, а также греко-католики, продолжают праздновать Рождество Христово по юлианскому календарю (старому стилю) — 7 января (25 декабря по григорианскому календарю).

В конце III — начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день — 6 января под общим наименованием Богоявления. Эту традицию по сей день сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века Римская церковь стала праздновать Рождество Христово 25 декабря, отдельно от Крещения Господня.

В православной традиции, в рождественский сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. После поста было принято начинать есть с сочива или кутьи — зёрнами размоченной пшеницы с мёдом и фруктами.

А так же – поминаются Святые мученики Акепсий и Аифал. Они происходили из Персии, где они и пострадали. Акепсий был сначала языческим жрецом в городе Арбеле, но потом, услышав о вере Христовой, решился обратиться к христианскому епископу, надеясь получить исцеление от постигшей его в то время болезни. Епископ преподал ему наставление в вере и жизни христианской и исцелил его своими молитвами от недуга. После сего Акепсий возвратился в Арбелу, явился среди своих сограждан проповедником и учителем благочестие, будучи посвящён в сан пресвитера. Об этом было донесено областеначальнику, который вызвал к себе сего нового благовестника Христова и приказал отрезать ему ухо и заключить в темницу.

Святой же Аифал был диаконом Арбельской церкви. Схваченный за исповедание Христа, он жестоко был избит и старейшиною жрецов отправлен был к Акепсию в темницу. Потом оба святые снова приведены были к правителю страны и еще раз исповедали пред ним свою веру во Христа и за то приговорены были к отсечению глав.

День Данилы и Луки (приметы).

В старину зажигали лампадку, как бы прибавляя впотьмах доброго света и прося солнце сойти на землю, вспыхнуть, отогнать нечистые силы.

Считалось, что пока солнце по золотой лестнице не сходило на землю — ведьмы с мётлами летали, вихри снеговые поднимали.

 

Comment:

Явно – астрономические даты, дни привязки и проверки календаря.

Вторая дата – «Этот день народ посвятил Феодосию Великому, который был, последим императором Рима. Во время его правления, к концу четвертого века, неофициально запретили культы язычников. Однако возможно этот день относится и к другим святым, которых почитали ранее.

Часто этот день был особенно морозным, поэтому люди говорили, что это озорничает сила нечистая, которую прогнали из дома на Святки, а она все равно не может успокоиться, вот и пугает честной народ. Люди считали, что такие морозы это не к добру, и сочиняли всякие поговорки на эту тему. Когда наступали эти злые морозы, это было предвестником того что еще долго не наступит тепло.

Если же в Федосеев день выдавалось тепло, считалось что и весна уже близко. Однако если на улице была уж слишком теплая погода, крестьяне опасались, говорили если в январе теплые дни, это добром не отзовется. Люди боялись январской весны, говорили, что худая зимушка живуча.»

 

Четвёртая дата - 23 апреля, а также 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября … «Юрьев день»

«…Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Comment:

Имеем описание древнего змееборческого ритуала увязанного со скотоводческими традициями. О том, что ещё такое змей мы уже показали и рассказали ранее.

Город Бейрут, оказывается, раньше звался Белит – белый…у нас тоже Белино рядом.

 

Шестая дата - 29 октября православный мир чествует мученика Лонгина. Римский сотник Гай Кассий Лонгин вместе с другими стражниками охранял место распятия Христа. Когда Спасителя казнили, Его кровь брызнула на глаза Лонгина, который болел катарактой, и исцелила его. Так Лонгин уверовал в божественное происхождение Иисуса. Через три дня, став вместе с другими воинами свидетелем его воскресения, он отправился проповедовать в Каппадокию, откуда был родом. Его сопровождали еще два воина, которые видели, как воскрес Христос. По приказу Понтия Пилата их поймали и обезглавили. Когда слепая женщина, нашедшая головы христиан, предала их земле, она прозрела. С тех пор Лонгина стали считать исцелителем глазных болезней, которому нужно молиться об их излечении.

На Лонгина было принято доставать из сундуков зимнюю одежду для проветривания. Люди верили, что под воздействием последнего солнца и первого мороза она наполнится полезной энергией и защитит их от холода и болезней.

Восьмая и девятая даты:

Те́ртий (лат. Tertius) — по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим. 16:22). Ряд авторов считает, что Тертий переписывал послание Павла с его подлинной рукописи и возможно сделал его перевод на греческий, так как адресованное римлянам послание могло быть написано на латыни.

После Сосипатра Тертий был вторым епископом в Иконии, где и принял мученическую смерть за Христа в I веке, его пронзили заостренным деревом.

Память апостола Тертия совершается в Православной церкви 4 (17) января, 30 октября (13 ноября) и 10 (23) ноября.

Седьмая дата - В православной церкви:

- память великомученицы Параскевы, нареченной Пятница (III век);

- память мучеников Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249-250 годы);

 

Comment (подробно и подряд из разных источников):

Параскевы Льняницы. Ненила Льняница, Параскева. Парасковии и Ненилы-Льняницы. Параскева (Прасковья) Пятница.

В эти дни:

Мнут лён и приносят первинки для приклада в церковь.

В этот день не прядут, не золят (то есть не моют) белья.

В старину считалось, что даже на лавке веретено не следует оставлять, а то наживёшь сорок грехов.

Женщины устраивали «Льняные смотрины» — у кого лучше полотно да изделия из него.

Коли на Параскеву много смеешься, то в старости немало слёз прольёшь

 

Параскева Иконийская

(Святая Параскева, Параскева-Пятница, греч.Παρασκευή)

— христианская великомученица III века. Память в православной церкви совершается 28 октября (по юлианскому календарю).

Согласно Священному Преданию, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Родители святой особо почитали день крестных страданий Иисуса Христа — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена.

Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории, с крестом в руках. На старых северорусских иконах святая иногда изображалась на обороте образа Богоматери. Иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венцом на голове.

В сюжетах, имеющих отношение к Страстям Христовым, Св. Параскева могла изображаться, так как толковалась как персонификация Великой Пятницы — дня распятия Иисуса Христа.

 

У восточных славян

Образ великомученицы Параскевы на землях восточных славян тесно сросся с древним культом языческой Мокоши, которой женщины посвящали пятничный день. В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница.

У славян великомученица Параскева (греч. Παρασκευή) прямо называлась Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной также была русифицированная форма имени — Прасковья, уменьш. Параша, Пана.

Comment: - Ещё одна версия названия села Панино – Прасковьино - по церкви либо часовни Параскевы Пятницы.

…В русском быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы». Слово «пятница» чуть не превратилось в самостоятельное женское имя, которое могло бы существовать рядом с Прасковьей, как имена Воин и Постник.

В Сербии и Болгарии называют «Света Петка» («Святая Пятница»).

Христианская церковь, кроме мученицы III века, почитает ещё несколько святых того же имени:

Св. Параскева, сестра Св. Фотины-Самаритянки, I в., пострадала в правление императора Нерона вместе со своими сёстрами Фотиной, Анастасией, Фото, Фотидой и Кириакией и племянниками Виктором (Фотином) и Иостией (память 20 марта по юлианскому календарю).

Св. Параскева Римская, мученица II в. (ок. 140 — ок. 180 гг.), по преданию исцелившая императора Антонина Пия от слепоты. Обезглавлена по повелению правителя Тарасия. Останки были перевезены в Константинополь. Излечивает глазные болезни…

 

Comment: - как и Лонгин Сотник, чей день -29 октября.

 

…День памяти 8 августа (26 июля по ст. стилю). Ей посвящён Топловский женский монастырь святой Параскевы в Крыму, где есть целебные источники, полезные для глазных больных, церковь Святой Параскевы на Кипре (Агия Параскева).

Преподобная Параскева Сербская — византийский аскет XI в., особенно почитаемая в Балканских странах. Родилась в городе Епиват (ныне Турция) на берегу Мраморного моря неподалёку от Константинополя. Имела брата, святителя Ефимия, епископа Мадитоса. Провела годы в отшельничестве в пустыне в Иорданской долине. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой, где и скончалась. Во время крестовых походов мощи перенесены в Румынию, город Яссы, кафедральный собор. День памяти 14 октября, 30 августа. Её культ тоже воспринял черты языческой славянской богини, именовавшейся в землях южных славян Петка («пятница»).

Параске́вы Льняни́цы — день в народном календаре славян, приходящийся на 28 октября (10 ноября). Название дня происходит от имени святой Параскевы Иконийской. В этот день крестьянки мяли новый лён и приносили «первину» в церковь. Украинские и белорусские женщины почитали Параскеву Пятницу, которую считали хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой».

Другие названия

Льняница, Льняные смотрины, Трепальницы, Бабья заступница, Параскева Пятница, «Пяцёнка» (белорус.), Пятина, Петна, Козьмодемьянская Пятница, Великая мать всего живого, Мать — сыра Земля, День Макоши, «Макоша» (белорус.), Чернёвка (белорус.), День Прасковьи-временной, Параскева Льняница, Прасковьи-льняницы, Ненилы Льняницы.

 

Славянские традиции

Параскеве-Пятнице молились при разных болезненных состояниях, о покровительстве семейному очагу, в супружеском бесплодии, о достойных женихах и невестах, а также о здравии младенцев. В этот день молились Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому об исцелении от грудной болезни, о просвещении разума, научении духовной грамоте, о помощи в трудном учении, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к нищим и беззащитным, о помощи в бедности и нужде.

14 и 28 октября по ст. стилю — даты христианской святой Параскевы, которая заслонила архаичный культ Макоши. Если 14-го октября — день святой Параскевы приходится на пятницу, то она зовётся Параскевой-Пятницей.

По болгарским сказаниям, «света Петка-Парашкева» носит на голове лучезарный венок, очень добра и охотно помогает женщинам в их домашних работах; 28 апреля старухи оставляют ей на дворе хлеб и крашеное яйцо, с полным убеждением, что она придёт ночью и съест то и другое; а 28 октября сбирают со всех домов хлеб, вино и мёд и после молебствия празднуют св. Пятнице.

У славян считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле её просили дать лёгкие роды и здоровых детей. Макошь считалась, кроме всего указанного выше, и покровительницей торговли. Торговым, базарным днём на Руси с незапамятных времен была пятница. Об уважении к Макоши свидетельствует и специальный «пятничный календарь», в котором указаны двенадцать праздничных пятниц и особая пятничная неделя.

28-го октября (по ст. стилю), когда чтится память святой Параскевы, поселяне кладут под её икону разные плоды и хранят их до следующего года. Крестьянки мнут новый лён и приносят «первину» в церковь. С Параскевой связывают оберег-верёвочку, сделанную из шерсти и повязываемую на правое запястье.

К этому дню во многих местах приурочивали начало мятья и трепания льна. Первину — первый обтрёпанный пучок льна — женщины освящали в церкви и прикрепляли к иконе святой Параскевы.

В этот день женщинам категорически запрещается прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считается, что Пятница может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

Поговорки и приметы

На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лён.

Мни лён доле и волокно будет доле.

Параскева-пятница — бабья заступница, крестьянок защитница.

В пятницу нельзя прясть, а шить можно.

Кто в пятницу много смеётся, тот в старости много будет плакать.

Параске́ва Грязни́ха — день в народном календаре славян, приходящийся на 14 (27) октября. Название дня происходит от имени святой Параскевы Сербской. В этот день славянские женщины почитали Параскеву Пятницу, которую считали хранительницей женских традиций и целительницей болезней, «земляной и водяной матушкой».

рус. Параскева Пятница, Параскевы-льняницы, Параскевы-трепальницы, Льняница, Порошиха, Прасковьи-трепальницы;

укр. День Параскеви-П'ятниці, свято Параски, Параски;

белор. Параскі, Параскева Пяценка, Параскімка, Параскоўя, Назар, Параскева, Мікола, Сільван;

полес. Параскева, Параскевия, Параски, Параскимка, Парасковея, Парашки, Перши Пятенки, Пятенки, Терновка;

болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден;

макед. Петковден;

серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан.

Обряды восточных славян

По одной из версий, на Параскеву Пятницу и её культ были перенесены некоторые черты главного женского божества восточнославянского пантеона — Мокоши. Также соотносится с Богородицей.

Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. С этого дня начинают мять и трепать лён: «мни и толки льны с грязнихи».

Главным содержанием этих праздников является соблюдение запретов на «женские» работы, а также жертвоприношения, хождения к источникам, молебны.

У белорусов-католиков и полещуков в этот день: «нельзя прясть, пахать, выносить золу и делать щелок для стирки белья».

В Полесье существовала особая пятницкая икона: «Пятница такая икона тёмная. Тмяная, грусная сидить жэншчына да праде куделю».

Параскеву Пятницу считали «бабской святой» — «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей». Параскеве, также, как и Богородице на Покров, девушки молились о замужестве: «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!» (Архангельская губ.). А могли сделать наговор на гребёнку: «Стану я раба Божия (имя), гребёнку надевать, женихов к себе зазывать. Как пчёлки на мёд летят, на цветки глядят, так бы и ко мне женихи спешили. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После наговора девушка носила гребёнку семь дней подряд.

Если какой стук ночью в бабьем куту слышался, то хозяйка, обходя с куделью или с пряжей углы дома, по-доброму ласково говорила:

 

- Шум-шумок, ты чего спохватился?
Аль с радости? Аль с печали?
Коль на радости — стучи,
Коль на горе — молчи!
Приходи вчера!

 

Поверье

Среди крестьян повсеместно рассказывалось поверье, будто молодая женщина Пятница ходит по земле и примечает, кто как живёт, соблюдает ли обычаи и пятничные запреты. Одних она наказывает, других милует и даже награждает.

Поговорки и приметы

Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей».

На грязнуху не бывает сухо.

На грязниху большая грязь — четыре седмицы до зимы.

Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.

Мни и толки льны с грязнихи.

 

Comment:

- строка из песни «теребили бабы лён» вполне соотносится с одним из значений имени Терентий - «теребящий», потому и день поминовения приурочен к Прасковье-льнянице.

 

Но это ещё и один из дней памяти святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 год); Comment: (а здесь – особенно подробно)

Дими́трий Ростовский (в миру Дани́ла Са́ввич Тупта́ло;

11 (21) декабря 1651, местечко Макаров, Киевский полк, Гетманщина — 28 октября (8 ноября) 1709, Ростов Великий, Ярославщина, Царство Русское)

— епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский; духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог.

 Основатель Ростовской грамматической школы, в которой наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались также древние языки (латинский и древнегреческий), философия и стихосложение.

В 1757 году Димитрий Ростовский прославлен в лике святых Православной Российской Церковью;

 - память 21 сентября (4 октября)

— обретение мощей, 28 октября (10 ноября)

— преставление, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых,

- 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых.

Жизнеописание

Родился 11 (21) декабря 1651 в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало.

Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.

После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). В марте 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Максаковский Преображенский монастырь. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 26 октября (5 ноября) 1683 оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. С 23 апреля (3 мая) 1684 поселился в Киево-Печерском монастыре, в котором получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.

По поручению патриарха Адриана в поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

Царь Петр I 18 июня 1700 года шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. 16 октября 1700 года патриарх Адриан умер, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Указом от 27 дек. 1700 г. царь Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.

10 февраля 1701 года Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом.

Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере»

Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

В могиле вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

Канонизация

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная Крепость святого Димитрия Ростовского, развившаяся впоследствии в г. Ростов-на-Дону.

В 1999 году в Ростове-на-Дону перед Собором Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральным собором Ростовской и Новочеркасской епархии, установлен памятник Димитрию Ростовскому.

Литературное наследие

Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов и песен, попавших, в частности, в Богогласник.

 Академик Д. С. Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (т. н. «Ростовское действо») (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) сохранились до наших дней.

В последние годы своей жизни Димитрий, видя, что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступным для простого народа языком сочинения против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Четьи-Минеи

Работа над изданием Четьи-Минеи (Житий святых) была начата 6 мая 1684 года и продолжалась с перерывами в течение 20 лет. При написании своего произведения Димитрий пользовался готовыми Макарьевскими минеями, для этой цели последние привозили из Москвы; а Димитрий существенно сократил готовый сборник, и некоторые Жития святых переписал в своём изложении. Основными же источниками, для работы над переписанными Димитрием Житиями святых, были западные источники: латинский сборник монаха картезианца Лаврентия Сурия «De vitis sanctorum omnium nationum, ordinum et temporum» — 7 томов, 1573—1586 (латинская обработка Житий святых Симеона Метафраста), его же сочинение «De probatis sanctorum historiis»; вышедшие тома «Acta Sanctorum» («Деяния святых») в издании болландистов (к 1688 году вышли 18 томов с января по май); «Annales Ecclesiastici» («Церковные Анналы») кардинала Барония (в обработке Скарги); но особенно польский сборник житий иезуита Петра Скарги «Ż ywoty ś wi ę tych» («Жития святых»). Влияние Скарги очень чувствуется в самом языке и стиле Житий святых, написанных Димитрием.

Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.

Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца.

Первая книга — 1689 год и напечатана в Киеве;

После написания первой книги, работа была остановлена; в свою книгу Димитрий внёс католическое учение о Непорочном Зачатии Девы Марии, которое в Православной церкви считается еретическим, кроме того, назвал Августина и Иеронима святыми (до этого времени последние таковыми не являлись в Православии, а назывались лишь блаженными). Данные факты заметил Московский патриарх Иоаким, который запретил Димитрию печатать готовые Жития. 21 июня 1689 году Димитрий отправляется в Москву, вместе с гетманом Иваном Мазепою. Здесь 25 августа 1689 года Димитрий преподносит государям, Иоанну и Петру, один экземпляр жи­тий святых; подарок был принят благо­склонно и вызвал ответный дар, в виде двух роскошных лисьих мехов. После чего листы с замеченными неправославными мнениями из первого тома были выдраны.

После смерти патриарха Иоакима патриарх Адриан поощрил дальнейшее составлений житий на весь год своей грамотой и деньгами, дал Димитрию 10 рублей;

Вторая книга — окончена в 1690 году, напечатана в 1695 году.

Третья книга — 1700 год, после её печати Димитрий написал небольшую книгу «Мартиролог вкратце», поместив в неё в сокращенном виде жития святых за год;

Четвёртая книга — 9 февраля 1705 года.

Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Достоевский писал:

...по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.

— Ф.М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»

Четьи-Минеи стали источником вдохновения и для А. С. Пушкина — на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.

Труды литературные

Четьи Минеи (Жития святых);

Летопись иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовскаго чудотворца, сказующая деяния от начала миробытия до рождества Христова,: Собранная из божественнаго писания, из различных хронографов и историографов греческих, славенских, римских, польских, еврейских и иных. Часть 1 Часть 2

Алфавит духовный;

Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;

Утешение человеку в скорби, беде и гонении;

Зерцало православного исповедания;

Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем;

Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;

О исповедании грехов и святом причащении;

Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;

Плач на погребение Христово;

Розыск о раскольнической Брынской вере;

Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;

Краткие богомысленные размышления;

Руно орошенное.

Пяточисленные молитвы

Псалтирь Божией Матери

Comment 1 :(относительно Дмитрия Ростовского)

- Дмитрий по происхождению - малоросс(украинец), по воспитанию - европоцентрист, по вере – униат-новоправославный, ярый борец с расколом и старообрядцами и уж тем более – с любыми проявлениями язычества и народных верований. Отрицал верховенство церковной власти над светской (иначе бы Синод его не канонизировал первым из прочих).

Редактировал, переписывал – пр а вил книги прежние и сочинял свои, где христианские персонажи замещали и принимали на себя функции и атрибутику языческих.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.