Процесс творческого решения задачи — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Процесс творческого решения задачи

2022-11-24 26
Процесс творческого решения задачи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Состояние замешательства и чувство непреодолимогопрепятствия на пути решения задачи

2) Осознание чувства замешательства, формулирование проблемы

3) Формулирование ряда последовательных гипотез, используемых в качестве ориентиров. В поиске фантич-го мат-мя разрешить сомнения.

4) Выбор гипотезы, ведущий к оптимальному решению проблемы.

5) Организация эксперимента, его проведение, обобщение результатов, выводы.

(пусто)

1. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащегося.

2. Желательно, что сами учащиеся принимали участие в выборе проблемы, разработке плана, действий и способах ее решения.

3. Выбранная проблема должна допускать выбор способа решения

4. Учебная проблема должна быть посильна для всех учащихся

5. При предъявлении проблемы необходимо учитывать исходный уровень обученности и опытности студентов

6. Проблемная задача должна быть достаточно серьезна для студентов

7. Она должна отвечать возрастной особенности студентов

8. Проблема должна даваться с учетом наличия необходимого материала

9. Хорошо давать проблему, решение которой требует умение сформированного решения смежного с другими дисциплинами

Метод проектов

Одна из технологий обучения, основанная на моделировании сознательного взаимодействия в малой группе в процессе обучения.

В основе этого метода лежит проблема, а также личностно-деятельностный подход к обучению.

Впервые метод проектов был описан в книге «Метод проектов» американским психологом и педагогом Уильямом Килпатриком в 1918 году. В его концепции отсутствовала самостоятельность учащегося. Джон Дьюи подверг эту концепцию жесткой критике. По его мнению метод проектов – это совместная деятельность преподавателя и учащихся, направленный на поиск решения проблем, проблемной ситуации и реализации полученных результатов в конкретном продукте.

Под проектом понимается самостоятельно планируемая и реализуемая работа на практике. Работа над проектом позволяет осуществлять дискретный (?) подход к обучению…

В учебном процессе обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность.

Данная технология создает условия для сотрудничества.

Проекты могут быть самыми разными, например, презентация профессионально-ориентированного продукта.

(конец восполненных лекций)

Деловая игра

1. Сущность деловых игр

2. Основные психолого-педагогические принципы

3. Цели деловой игры

4. Умения, формируемые в деловой игре

5. Приемы реализации игрового контекста в структурных элементах деловой игры

6. Процедура разработки деловой игры

Военная игра зародилась в XVI веке (Петр I). Первая производственная игра была разработана и проведена в Ленинграде в 1932 году М. М. Бернштейн (женщина). Применение игра получило в 1957 году в США. В нашей стране стала объектом исследований в 60-е годы.

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. В деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по своим характеристикам с той, которая присуща реальной деятельности специалиста на том или ином производстве.

В деловой игре воспроизводится в сжатом виде те наиболее типичные обобщенные профессиональные ситуации в сжатом масштабе времени, которые типичны для данного производства.

В деловой игре учащийся выполняет квази-профессиональную деятельность, несущую в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В деловой игре знание, навыки и умения представляются не в виде абстрактной информации, которую нужно усвоить и запомнить, а в динамике движения реальных объектов труда, которые составляют предмет игры. В деловой игре учащийся приобретает не только компетенцию специалиста, но и социальную компетенцию (то есть взаимодействие между людьми, управления коллективом, умение брать на себя ответственность и другие качества, необходимые специалисту).

Основные психолого-педагогические принципы деловой игры:

(А. А. Вербицкий: «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход»)

1-й принцип. Составляются 2 модели. Имитационная модель производства, производственная деятельность ()

2-й и 6-й принцип. Означает, что разработчик закладывает в игру не систему учебных заданий, а задания в форме конкретных описаний производственных ситуаций, которые содержат противоречия, неверные данные, необходимость найти недостающую информацию и т. п.В процессе игры студент должен провести анализ этих ситуаций, вычленить проблему, перевести ее в проблемные задачи, разработать способы и средства ее решения, принять самостоятельное решение, убедить других в ее правильности. Осуществить практические действия.

3-й принцип. Процесс самой игры, завершение ее осуществляется в совместной с преподавателем деятельности. Преподаватель может играть роль аудитора, ревизора, эксперта, должностное лицо.

4-й принцип. Игра требует диалога. Монолог исключается. Принцип направлен на формирование профессионального мышления, так как мышление зарождается только в диалоге.Игровая деятельность оценивается так же, как она ценилась бы в профессиональной. (Конец 4-го принципа)

Преподаватель отбирает определенное содержание с учетом профессиональной ситуации. Знания уже получены студентами. Поэтому преподаватель определяет какие практические и творческие умения должны быть сформированы в процессе игры. Преподаватель должен определить в какой форме будет проходить игра, мини-производство, лаборатория. К деловой игре студента нужно готовить. Он должен овладеть не только предметным содержанием, но и социальной ролью, которую он будет выполнять в этой игре. Преподаватель должен довести до сведения студентов о мерах поощрения и порицания.

Очень хорошо привлекать студентов к разработке деловой игры. Хорошо подготовленная игра – это школа коллективных отношений.

Деловые игры имеет свои преимущества и недостатки.

Дидактические цели:

1) Закрепление системы знаний

2) Выработка системных умений по конструированию и моделированию

3) Совершенствования навыков и умений. Принятие коллективных решений

4) Развитие коммуникативных умений разного рода

5) Порождение творческого мышления

Умения, которые должны быть сформированы в процессе деловой игры:

1) Видеть профессиональную ситуацию как целое. Уметь анализировать составные части объекта деятельности и условия его функционирования

2) Выделять в этой профессиональной ситуации:

a. Предмет действия

b. Цель

c. Средства

d. Ожидаемые результаты

e. Преобразование ситуации

3) Формулировать и ставить задачу. Выделять систему действий, обеспечивающих достижение целей в данных условиях

4) Строить модель деятельности по преобразованию условий поставленной задачи, подбору недостающей информации и исключение излишней информации, условий и т. д.

5) Осуществлять действия по решению задач

6) Поводить оценку и обобщения, полученных результатов. Доказательность правильности решения.

Ощущение

1. Роль ощущения в познавательном процессе

2. Раскрытие понятия ощущения

3. Возникновение ощущений

4. Сенсибилизация и синестезия

5. Виды ощущений

6. Систематизация ощущений

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательно психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, памяти, воображения, мышление. О богатстве окружающего мира мы познаем благодаря органам чувств в виде ощущений.

В учебную деятельность входит познавательная деятельность. В познавательную деятельность входят познавательные процессы.

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в сознание человека. Исследования показали, что сенсорная изоляция свидетельствует о том, насколько сильно у человека потребность получить впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражений отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражители.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализатором. Иначе говоря, физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор (с греческого разложение, расчленение) – физиологический нервный аппарат, производящий анализ и синтез раздражителей.

Анализатор

Рецептор Переферический отдел:   Афферентный (центростремительный) —————————————————→ ←————————————————— Эфферентный (центробежный), проводящие пути Мозг

 

Анализатор состоит из трех частей:

1) Переферический отдел. Переферический отдел связан с центральным (корковый отдел, мозговой конец анализатора)

2) Рецептор, являющийся универсальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс

Процесс зрительного ощущения не только появляется в мозгу, но и завершается в нем.

Органы чувств являются попеременно рецептором и эффектором.

Классические 5 органов чувств:

1) Обоняние

2) Вкус

3) Осязание (тактильные ощущения)

4) Слух

5) Зрение

На самом деле рецепторов куда больше (температурные и прочие).

Сенсебилизация (с латинского — чувствительный) — повышенная чувствительность нервных центров под влиянием воздействия раздражителей.

Синестезия —возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так при воздействии звуковых раздражителей у человека могут возникнуть зрительные образы.

Классификация ощущений

1. По месту расположения рецептора

2. По наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающего ощущения

3. По времени возникновения

4. По виду раздражителя

Английский ученый П. Шеррингтон предложил систематизацию ощущений, в которой выделил 3 класса

Классы ощущений

Интерроцептивный (внутренний органический)

Экстерроцептивный

Пропреоцептивный

Сигнализируют о том, что происходит в организме (боль, жажда, холод)

Возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенных на поверхности тела.

Расположены в мышцах и сухожилиях. С их помощью головной мозг получает информацию о движении и расположении частей тела.
    Дистантные Контактные  
    Зрительные (85 %), обонятельные Осязательные, вкусовые,  

 

Внимание

1. Внимание

a. Определение понятия внимание

i. Непроизвольное внимание

ii. Произвольное внимание

iii. Послепроизвольное внимание

b. Внимание в учебном процессе

c. Структура внимания

Внимание— одно из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет своего содержание, оно является динамической стороной всех остальных познавательных процессов. Внимание не имеет своего содержания.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на предметах и явлениях действительности, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.

Концентрация (сосредоточение) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов.

В зависимости от объекта сосредоточения выделяются следующие формы проявления внимания:

1) Сенсорные: ухо, глаз…

2) Интеллектуальные

3) Моторные

Внимание проявляется в восприятии, памяти и мышлении и способствует их эффективности.

В психологии выделяются 3 вида внимания:

1) Непроизвольное (непреднамеренное)— возникает и поддерживается независимо от сознательных целей, намерений человека.К основным условиям возникновения непроизвольного внимания следует отнести следующие: интерес, новизна, реклама, сильные раздражители (яркие цвета, неожиданные звуки, резкие запахи), контрастность (выделение на общем фоне). Непроизвольное внимание особенно привлекает то, что жизненно важно.

2) Произвольное — сознательно направляемое и регулируемое волей сосредоточение. Произвольное внимание возникает на основе непроизвольного. Произвольное внимание возникает, если в деятельности в человек ставит перед собой определенную задачу (цель) и сознательно вырабатывает программу действий. Это определяет выделение объектов его внимание. Это бывает тогда, когда внимание на то, что интересно, занимательно, а на то, что является целью его деятельности, что важно и нужно для ее осуществления. По сравнению с произвольным вниманием непроизвольное более продуктивно. При произвольном внимание человек «заставляет» себя, при непроизвольном — нет.

3) Послепроизвольное —характеризуется длительной сосредоточенностью. С этим видом связывают умственную плодотворную деятельность. Послепроизвольное внимание формируется на основе произвольного внимания, которое протекает с усилием воли. Переход между произвольным и непроизвольным вниманием и есть послепроизвольное вимание. Например, конспектирование текста сначала происходит с усилием воли — произвольное внимание. Затем появляется интерес и это внимание постепенно переходит в послепроизвольное внимание.

Внимание характеризуется различными качествами и свойствами:

1) Устойчивость (концентрация внимания)— характеристика внимания во времени, которая определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Внимание усиливается со сложностью материала. Сложность материала должна быть разумна, иначе наступит утоление. Устойчивым внимание будет тогда, когда материал интересен, личностно-значим для учащегося. Для того чтобы устойчивость внимания сохранилось нужно вызвать активность внимания.

2) Переключение — преднамеренный переход субъекта от одного действия к другому. Переключение внимания предотвращает переутомление и повышает устойчивость внимания.

3) Распределение — одновременное совмещение успешного выполнения нескольких действий (водитель транспорта, лектор).

4) Объем внимания. Психологи экспериментально установили, что при восприятии множества простых объектов (фигуры, символы, знаки) объем внимания взрослого человека равен 5—7 элементам в интервале времени 0,07—0,1 секунды. Но в зависимости от интереса, степени осмысления объем внимания в этом интервале увеличивается до 14 объектов. Основным условием расширения объема внимания является формирование умений, группировать материал, систематизировать, структурировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

Внимание в учебном процессе

Для формирования внимания учащегося:

1) Необходимо вызвать интерес у учащегося к этому предмету (мотивация). Увлеченность предметом связана с активностью учащегося (элементы творчества). Проблемные вопросы, проблемные задачи.

2) Необходимо четкая организация учебного процесса.

3) Речь преподавателя. Речью можно увлечь или разочаровать.

4) Изложение должно быть четким и логически построенным.

5) Огромное значение имеет наглядность: схемы, таблицы и т. д.

6) Разнообразие приемов обучения. Слишком большое разнообразие также вредно, как и монотонность.

7) Зрительная опора в любом виде. Длительная слуховая сосредоточенность утомляет.

8) Лекцию необходимо предварять планом.

9) Резюме лекции.

Резюме лекции:

1) Краткое содержание лекции

2) Отношение к содержанию

3) Оценка лекции

Восприятие

1. Сущность восприятия

2. Важнейшая особенность восприятия

3. Виды восприятия

a. Произвольное

b. Непроизволньое

4. Условие организации восприятия в учебной деятельности и педагогические приемы.

5. Восприятие лекции

6. Восприятие человека человеком

Что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Например, воспринимаемый нами мы фактически объединяем зрительный, вкусовые и осязательные впечатления. Присоединяем к ним также наши знания об этом предмете или явлении.Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостные восприятия.

Восприятие — отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Важнейшими особенностями восприятия являются:

1) Предметность — отражается в так называемом факте объективации, то есть в соотнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этом предмету (соотнесение слова с самим понятием предмета или явления). Предметность играет большую роль в дальнейшем формировании всех остальных процессов восприятия.

2) Целостность и структурность. Целостность — способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. Фрагмент фигуры, начало песни. С целостностью восприятия тесно связана структурность. Мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Обычно слушающий человек музыку понимает ее и воспринимает ее структуру в целом.

3) Константность. Благодаря этому свойству, которое состоит в способности перцептивной системы, мы воспринимаем предмет или явление как нечто постоянное по форме, цвету… (Перцептивная система — совокупность анализаторов, которые обеспечивают акт восприятия). Из разнообразного и изменчивого потока рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта.

4) Категорильность. Образ почти всегда обозначается определенным словом и относится к той категории предметов и явлений, которая соответствует данному слову.

5) Осмысленность (осознанность). Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Поэтому осознать его — это значит, назвать его, то есть отнести его к определенной группе (категорий) предметов, классу (обобщить его в слове). Осмысленно вопринять означает возможность назвать словесно предмет или явление, дать себе отчет о содержании впечатления об этом предмете. Следовательно, осмысленность осуществляется посредством языка. В восприятии применяются эмоции, которые могут повлиять на восприятие.

Виды восприятия

В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль, восприятие различают:

1) Зрительное (85—90 %)

2) Слуховое (9 %)

3) Моторное (двигательное, кинестетическое?): вкусовое, обонятельное, осязательное (1 %)

Другое деление:

1) Непроизвольное. При непроизвольном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей. Восприятие направлено внешними обстоятельствами

2) Произвольное. Регулируется заранее поставленной целью или задачей.

Восприятие может быть включено в какую-либо деятельность, либо иметь самостоятельное значение.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.