Сущность индивидуального подхода — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Сущность индивидуального подхода

2022-11-24 34
Сущность индивидуального подхода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуальность – это одна лишь сторона личности человека. Когда мы говорим об индивидуальном подходе к студенту, мы должны учитывать все его индивидуальные особенности.

Вместе с тем необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего личностного подхода к учащемуся. Личностный подход — изучение тех условий и обстоятельств включенности студентов в систему межиндивидуальных отношений с преподавателем, со своими сверстниками обоего пола. Только при хорошо налаженном общении можно понять, что из себя представляет студент.

Понять студента можно не только при осуществлении индивидуального подхода, но и на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в нем. Только таким образом можно осуществить личностный подход.

Структура личности человека

Структура личности человека шире структуры индивидуальности.

Первая подсистема – это структура личности представлена в темпераменте, характере, способностях человека. Эта подсистема называется интраиндивидная (внутрииндивидная).

Вторая подсистема — интериндивидная подсистема — личность выступает как проявление групповых взаимоотношений

Третья подсистема — надиндивидная (метаиндивидная). В этом случае личность выходит не только за рамки органического тела индивида, но и за пределы существующих связей «здесь и теперь» с другими индивидами. В этом случае в центре внимания оказывается «вклады» других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности, это как бы продолжение себя в других.

Направленность личности

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов личности, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Психологи рассматривают: ведущие мотивы, смыслообразущие мотивы, подчиненные мотивы (выполняет функцию стимулирующих). Если есть мотивы по избеганию, то говорят, что они имеют отрицательную валентность. Основные мотивом личности является потребность в общении.

Психологические особенности студента

1. Характеристика возрастной категории студенчества

2. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе

3. Возрастные особенности личности студента

4. Психологические особенности личности студента

(пропуск 10 мин)

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, который прежде всего определяется мотивами. Лисовский отмечает 2 типа мотивов студентов:

· Мотив достижений

· Познавательный мотив

Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации. В обучении в высшей школе мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивацией.

Абитуриент при поступлении не имеет представлений об ВУЗе, не может четко сформулировать, не может сформулировать, что представляет собой выбранная им специальность, поэтому наблюдается большой отсев после второго курса. В процессе обучения студент не умеет слушать, не умеет вести конспекты, не умеет составить свой режим дня, чтобы систематически заниматься. Всё оставляется на несколько последних дней.

К социализации относится: возможность выбирать и быть избранным, иметь семью, детей. Адаптация студента к учебе, как правило, происходит в начале/конце второго года.

Анализ педагогической литературы показывает, что есть 3 типа студентов:

1) Познавательные интересы, который выходит за рамки тех знаний, которые он данный момент получает, активен во всех сферах жизни ВУЗ и ориентирован на разностороннюю профессиональную подготовку.

2) Четкая ориентация на узкую специальность. Познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ и изучает свою специальность не «вширь», а «вглубь».

3) Познавательная активность только на усвоение знаний, навыков и умений. Только в рамках учебной программы. Минимальный уровень творчества.

У студентов технических ВУЗов обычно хорошо развито формально-логическое мышление (сочетание аналитического и синтетического мышления). Для обучения в ВУЗе необходим высокий интеллектуальный уровень. В ВУЗе у студента развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Наблюдается нестандартный подход к уже известным проблемам.

Студенты – это юноши и девушки в возрасте от 17 до 23 лет (Б. Г. Ананьев), находящиеся в периоде ранней зрелости и обладающие статусом взрослости. В психолого-педагогических работах отмечается, что уже у школьников старших классов происходит дифференциация способностей и направленности интересов, то есть уже складывается профессиональная ориентация. При переходе от возраста к возрасту не только изменяются психические функции (восприятие, память, мышление, воображение), но и соотношение их и структура.

Большинство психических функций достигает в студенческом возрасте пика. Б. Г. Ананьев выделяет этот возрастной период, в качестве центрального периода развития сенсорно-перцептивных (восприятие органами чувств), мнемических (от слова «память»), психомоторных и, в особенности, речемыслительных функций. Также сильно развивается самосознание. В этом периоде полностью сформированы умственные способности. Умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной. Студенты владеют всеми мыслительными процессами (анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, сравнение…). Имеют довольно сложный понятийный аппарат.

[Понятие —обобщение объекта материального мира с помощью существенных и необходимых признаков]

Экспериментально доказано, что оптимальная чувствительность зрения наблюдается в возрасте 20 лет. В этом возрасте пик памяти. Именно в студенческом возрасте наблюдается наивысшая скорость переключения внимания в решении вербально-логических задач.

Однако в возрасте 20 лет, как отмечает В. Г. Ананьев, наблюдается острое противоречие между мнемическим и логическим развитием, когда логическое преобразование усвоенного материала возрастает, а способность длительно запомнить и сохранить в памяти временно ослабляется. То есть запоминание логических связей и смысла улучшается, а механическое запоминание ухудшается.

Подобые мнемологические противоречия особенно сильны в умственной деятельности у студентов младших курсов, когда просто запомнить не может, ему нужны сильные логические преобразование. В результате специализации у студентов развивается очень высокая специальная память. У студентов сильно развита зрительная и зрительно-слуховая (смешанная) память. Механическая память (зубрежка) практически отсутствует (21—23 года).

Многочисленные исследования показали, что память не является прямой функцией от возраста. А эффективность запоминания зависит от того:

· как поставлена задача

· как организован запоминаемый материал

· какие действия может с ним выполнить человек

· в какой мере он освоил способы запоминания и припоминания (чем больше субъект действует с объектом, тем лучше он запоминает, потому что он включает как можно больше рецепторов)

Студенты ставят перед собой свои собственные цели, поэтому преподавателю необходимо их знать. Для этого он должен проводить пилотное анкетирование (то есть маленькое, на 3 вопроса), например: Для чего вам этот предмет? Считаете ли вы, что теряете время, слушая этот курс? Нравится ли вам этот предмет? Студенты обладают большой дисциплинированностью, самообладанием, работоспособностью, произвольным вниманием, развитым воображением, чем школьники. В студенческом возрасте резко активизируются ценностно-ориентационная деятельность, выступающая в виде единства взглядов, отношений, позиций людей относительно значимых для них объектов, одобрение целей, выполняемой ими деятельности. Всё это нужно формировать в процессе обучения. У студентов в этом возрасте осуществляется переход от воспитания к самовоспитанию.

Психологические особенности личности студента

В психологии разработаны условные классификации личности по ее психологическим и индивидуальным особенностям:

1) По темпераменту

2) По направленности или ориентации личности на внешний и внутренний мир (Юнг)

3) По акцентуации личности

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека, и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакции на жизненные воздействия. Темпераменты:

· Холерик. Повышенная возбудимость. Неуравновешенность. Вспыльчивость. Агрессивность. Прямолинейность в отношениях с людьми. Энергичен в деятельности. Цикличен в работе (то бросает, то подключается вновь). Работает только тогда, когда есть интересное дело.

· Сангвиник. Горячий, продуктивный деятель. Лишь тогда, когда есть интересное дело. Когда такого дела нет, становится скучным, вялым. Быстро находит контакты с людьми. Активен. Общителен. В коллективе может проявиться себя жизнерадостным веселым человеком. У сангвиника эмоции появляются также легко, как пропадают. Легко переходит с одного типа работы на другой. Ему подходит работа, требующая быстрой реакции и уравновешенности.

· Флегматик. Уравновешенный, спокойный. Всегда ровный, настойчивый, упорный труженик. Ему нетрудно удерживать свои импульсы, порывы. Строго выработанный распорядок дня. В работе усидчив, терпелив. Дело доводит до конца. Зря время не тратит. В меру общителен. Не любит болтать попусту. Недостатками является инертность и малоподвижность.

· Меланхолик. Высокая эмоциональная чувствительность, высокая ранимость. Замкнутость. С чужими людьми нерешителен. В опасных ситуациях переживает сильный страх. Способен к длительным переживаниям.(?) В работе настойчив, упорен, умеет преодолевать трудности и доводить дело до конца.

Классфикация по направленности и ориентации на внешний и внутренний мир (Юнг):

· Экстраверт. Ориентируется на свое внешнее впечатление, на происходящие вокруг события. С этим связана его реактивность (подвижность, изменчивость). Социальная контактность. Общителен и стремится к успеху.

· Интроверт. Для него типична установка на свои внутренние впечатления, на собственное состояние. Он сосредоточен и замкнут. Слабая реактивность на внешние впечатления. Ограничен в общении с людьми.

Классификация по акцентуации личности (разработана на основе типологии немецкого психиатра Леонгарда). Под акцентуацией личности подразумевается яркая выраженность каких-либо черт. Исследование Первого Мединститута, 1979.

· Психически здоровая, не акцентуированная личность. Общая высокая суммарная успеваемость. Самое высокое удовлетворение своей деятельностью. Самая высокая активность в обществе. Хорошее товарищество. Хорошо преодолевает трудности.

· Практически здоровая личность, но акцентуированы отдельные черты:

o Сверхточность, педантичность, ответственность, хорошая успеваемость, удовлетворение своей собственной деятельностью, низкая самооценка. Эта группа нуждается в социальной защите.

o Самое высокое чувство товарищества. Всегда готовы помочь. Всегда тревожны и создают себе стрессовые ситуации. Особенно тревожны в сессию. Этой группе нужны слова одобрения, поощрения. Это сохраняет личность от разрушения.

o Повышенная устойчивость настроения. Если обида, то надолго. Склонность к продолжительным переживаниям. Жесткий, твердый, действует раз и навсегда по определенному алгоритму. Неудовлетворенность собой. Индивидуалист. Категоричность.

o Демонстративный тип. Легко вытесняет из сознания все отрицательные переживания, которые не соответствуют его цели. Одаренные к принятию социальных ролей. Завышенная самооценка. Высокий уровень притязаний. Артисты.

· Лица с нервно-психическими нарушениями. Это пограничная группа, но не патология. Но ее можно подтолкнуть к патологии.

o Циклотимический. Перепад настроений (очень высокий или очень низкий). Обладает эмпатией (умением встать на место другого человека). Любит быть любимчиком, любимым работником. Планируют невыполнимые цели. А когда не может выполнить впадает в депрессию.

o Аутичный. Внутризамкнутые (интроверты). Обладают высокими мыслительными способностями. Шахматисты.

o Хакеры. Люди, увлеченные вычислительной техникой. Интроверты.

o Неуправляемый тип. Экстраверты в зависимости от ситуации. Устойчивость настроения. Обида надолго. Плохое товарищество. Плохая успеваемость. Сложная личность.

Способности

1. Задатки как природные предпосылки к способностям

2. Раскрытие понятия способностей

3. Классификация способностей

4. Качественная и количественная характеристика способностей

5. Талант игениальность

Со способностями не рождаются, только с задатками. Множество способностей — талант.

Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как данные ему о природы, а формируются в процессе жизнедеятельности.

Человек рождается без психических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате взаимодействия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг начинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуальные психологические особенности, качества.

Способности не являются врожденными.

Задатки — морфологические (врожденные?) и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения выступают как природные предпосылки развития способностей.

К врожденным задаткам относят тонкое обоняние.

Задатки многообразны, они связаны с мозгом и органами чувств.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, которые необходимы для осуществления данной деятельности. Они развиваются в различной динамике овладения знаниями, навыками, умениями.

Способность является возможностью выполнить определенную деятельность. Но превратится ли эта возможность, зависит от множества условий.

Являясь индивидуально-психологическими особенностями, способности не могут быть противопоставлены другим качествам и свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера и т. д. Но должны быть поставлены с ними в один ряд.

Большое значение в определении наличия способности у человека имеет фактор времени.

Исследования свидетельствуют, что способности измеряемые тестами имеют большой коэффициент наследственной детерминации (то есть наследственность играет большую роль), чем их предполагаемые психолого-физиологические задатки. Б. М. Теплов.

Классификации способностей:

· По видам психических функций: ощущение, внимание, восприятие, память…

· По видам деятельности.

· Общие и специальные способности. У большинства нормального развития людей данной возрастной группы задействованы в широком спектре деятельности: интеллект, креативность (способность к творчеству) — это общие способности; специальные способности — требуют специального развития, формирования особого дарования (музыкальные, художественные, математические).

Качественные и количественные характеристики и способности

· Качественные. Это к какой деятельности человек обнаруживает способности. То есть, в какой сфере деятельности человеку легче найти себя, добиться успеха. Для выполнения какой-то деятельности нужна зачастую целая группа способностей. Нужно знать качественный набор способностей для той или иной деятельности.

· Количественные. Существуют специальные тесты умственной одаренности, которые представляют собой ряд вопросов и задач. И учитывается успешность выполнения задания: учет затраченного времени, исчисляется баллами или очками, что дает возможность определить коэффициент умственной одаренности: IQ. Среди тестов могут быть словестные и вербальные, головоломки, ребусы, лабиринты. Успешность решения тестов с учетом затраченного времени исчисляется в сумме баллов или очков. Результаты подсчитываются стандартизированным путем. При определении одаренности исходят из того, что средняя сумма очков для детей 11 с половиной лет должна приближаться к 120. Отсюда делается вывод, что каждый ребенок, который набрал 120 очков имеет умственный возраст 11 с половиной лет. В России не применяется, отечественные психологи оспаривают валидность этого теста IQ. У нас применяется тест Выготского. Выготский предлагал тест: определение «зоны ближайшего развития» ребенка. Он определяет способности ребенка дважды: первый раз задача выполняется ребенком самостоятельно. Второй раз – с помощью взрослого. Важной оценкой способности ребенка является расхождение между результатами самостоятельного решения и результатами с помощью взрослого.

Талант — это сочетание способностей (совокупность), дающая человеку возможность успешно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо единственной способностью.

Гений — высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, развития науки и культуры.

Характер

1. Сущность понятия «характер»

2. Становление характера

3. Структура характера

4. Черты характера

В переводе с греческого — «чеканка, примета». Действительно, это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (ощущения, восприятие, память…), но и в чертах темперамента. Всё это обнаруживает себя в характере.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и в общении — всё это проявляется в поведении личности, что он делает и как он делает.

Эти индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся, прежде всего, к воле (решительности или неуверенности, боязливости) и чувствам (жизнерадостность, угнетенность), в определенной мере к уму (легкомысленность, вдумчивость). Характер это комплексное образование, не всегда удается разнести эти качества по разрядам.

Становление характера осуществляется и происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальной группы (в семье, в дружественной компании, трудовой деятельности, в учебном коллективе, ассоциальной группе). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в группе или в межличностных отношениях, у подростка могут формироваться, в одном случае, открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера. В другом случае: лживость, скрытость, конформность, слабохарактерность. В группе создаются наиболее благоприятные возможности для развития и закрепления лучших черт характера. Знание характера и темперамента человека — необходимые условия для индивидуального подхода к учащемуся в учебно-воспитательном процессе.

Структура характера:

Выделяются отдельные и ведущие черты характера, которые не существуют изолированно, а связаны воедино.Если человек труслив, то от него не следует ждать инициативности. От него можно ждать угодливости по отношению к сильному. Среди черт характера некоторые выступают как ведущие, задающие общую направленность развития всего комплекса черт, характера личности. Второстепенные — не гармонируют с ведущими. Они более противоречивы в личности человека.

Черты характера могут быть отождествлены со взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности.

Характер зависим, как от содержания деятельности, так и от успешного и неуспешного преодоления трудностей, от далеких и близлежащих перспектив, достижения основных жизненных целей. Одних успех окрыляет, другие почивают на лаврах.

Основным в определении характера является:

· как человек относится к окружающей среде, к самому себе и к другому

· отношение к вещам

Воля

1. Определение понятия воли

2. Структура волевого акта

3. Волевые качества человека и их формирования

4. Развитие воли человека

Воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние переживания, то есть свои непосредственные стремления и желания.

Развитие воли у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями. С трех месяцев. Это совершается в окружении взрослых и под их руководством и проходит длительный путь. К концу дошкольного возраста ребенок пытается ставить перед собой задачу и цель, и пытается ее достичь.

В результате обучения воспитанием на основе непроизвольного внимания, памяти, импульсивных действий и т.п. формируются высшие психические функции: произвольное внимание, целенаправленное мышление и произвольные действие.

Структура волевого акта:

Основу воли, как и активности субъекта в целом, составляют его потребности (потребность — основа мотива), порождающие разнообразную мотивацию действия и поступков:

1) Мотивация выступает в качестве побуждения к деятельности, связанную с удовлетворением потребности индивида.

2) Мотивация объясняет, на что направлена активность (ради чего она выполняется). Совокупность мотивов — направленность личности человека

3) Мотивация является средством саморегуляции поведения и деятельности человека (здесь добавляется личностный смысл)

Важнейшие звенья волевого акта: принятие решения и исполнение его (это волевое усилие).

Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение…), создающие дополнительные мотивы к дейтсвию.

Волевые качества:

1) Целеустремленность —  сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельность.

2) Инициативность —  активная направленность личности на совершение действий.

3) Самостоятельность —  сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов.

4) Решительность — умение принимать претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.

5) Импульсивность — спонтанность и необдуманность действий, совершаемых под воздействием волевых импульсов.

6) Энергичность — мобилизация сил для достижения поставленной цели.

7) Настойчивость — мобилизация сил для длительной борьбы с трудностями для достижения поставленной цели.

8) Организованность — способность разумно планировать и упорядочивать ход всей деятельности

9) Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, требованием дела.

10) Самоконтроль — умение контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных целей.

11) Развитие воли человека — а) лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять б) цель должна быть полезной и привлекательной, общественно-значимой в) цель должна отвечать вашим возможностм

…по организации воспитательного процесса

1. Общие требования, предъявляемые к преподавателю

2. Психо-физиологические характеристики педагога

3. Функции инженера-педагога

4. Умения преподавателя

«Если учитель не горит, а тлеет, то и ученики у него не горят»

Все исследователи-ученые отмечают, что успех обучения напрямую зависит от деятельности преподавателя, от его мастерства. Преподаватель должен быть высоко профессиональным специалистом в своей области и широко образованным в смежных науках и дисциплинах, вести научно-исследовательскую работу, обладать высокой общей культурой, иметь педагогические, методические, психологические знания, быть политически зрелым человеком, знать возрастные и психологические особенности у учащихся и постоянно повышать свое педагогическое мастерство.

Крутецкий объясняет низкий преподавательский уровень случайным выбором специальности преподавателя.

Творческую личность специалиста может подготовить только еще более (или не менее) творческая личность преподавателя.

Качество подготовки специалистов напрямую зависит от полноты и эффективности реализации преподавателем всех своих многоаспектных функций, роль и значение которых постоянно возрастает. Преподаватель-инженер особенно испытывает трудности, так как его деятельность в ВУЗе одновременно и техническая и гуманитарная (то есть психолого-педагогическая).

Преподаватель должен быть воспитанным, гуманным (ориентированным на человека), высоко нравственным, тактичным. Педагог не должен быть авторитарным (в ограниченных пределах допускается на лекции), конфликтным, регидным (неспособным в нужный момент изменить свое решение, программу действий). Педагог должен быть эмоционально отзывчивым, активным, энергичным, уравновешенным, работоспособным. Желательно, чтобы он был экстравертом. Он должен не только любить свое дело, но и своих учеников.

Преподаватель должен устанавливать правильные межличностные взаимоотношения (как с учениками, так и преподавателями).

Функции преподавателя

Все педагогические функции делятся на 2 группы

1) Целеполагающие функции — ориентационная, развивающая, стимулирующая психическое развитие учащихся. Обозначает конечную цель, результат, к которому должен стремиться инженер-педагог.

2) Организационно-структурные

a. Конструктивные — обязанность педагога связана с разработкой технологии с каждой формой деятельности учащихся (лекции, семинары, самостоятельная работа…), решение каждой возникшей педагогической задачей

b. Проектировочная функция — обязанность педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих целей, то есть сводить воедино всю педагогическую стратегию и тактику.

c. Организаторская функция —умение распределить свои силы и силы учащегося в учебной деятельности, определять свои ответственность.

d. Организация процесса усвоения — организация деятельности учащихся (коллективный и индивидуальный). Организовать деятельность учащихся таким образом, которые позволило бы преподавателю осуществлять ближайшие и конечные цели своей деятельности.

e. Коммуникативные функции — (а) установление правильных взаимоотношений с учащимися, (б) другими преподавателями и (в) установление форм сотрудничества с учащимися.

f. Гностическая (гносис —знание) — обязанность педагога постоянно исследовать, изучать самих учащихся и педагогический процесс. Формулировать возникающее проблемы, ставить и решать педагогические задачи. Получать новые психологические и педагогические знания.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.