Восприятие в учебной деятельности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Восприятие в учебной деятельности

2022-11-24 27
Восприятие в учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восприятие тесно связано с наблюдением. Успех наблюдения обеспечивается постановкой задачи, прошлым опытом, знаниями, наблюдательностью («знай, на что смотреть»). С этим тесно связан принцип наглядности в обучении, разработанный К. Д. Кушинским. Принцип наглядности — обучение строится не на отвлеченных понятиях, а на конкретных образах, воспринимаемых учащимися.

Эффективность восприятия тесно связано с умением сравнивать, сопоставлять различные предметы, их различные стороны, замечать их связь и взаимодействие друг с другом, с умением выделять самое существенное. Эффективность восприятия тесно связана от умения обобщать и выделять инвариантные структуры.

Структурировать, группировать, систематизировать и классифировать.

Восприятию способствуют:

· контрастность (величина предмета, цвет: красный, желтый, зелены)

· речь преподавателя (грамотность, выразительность, эмоциональность, логичность, четкость, последовательность и опора на прошлый опыт учащегося)

От организации мыслительной деятельности учащегося (проблемные вопросы и задачи) зависит эффективность восприятия.

(пропуск 25 мин)

Восприятие лекции

1) Целесообразно группировать материал вокруг не более 5 основных проблем

2) Учитывать дискретный характер восприятия (воспринимаются не отдельноые кускиЮ а цельные блоки со смысловыми связями; перекодирование речевого материала, укрупнение частей между которыми устанавливается смысловые связи, образуя более сложные смысловые куски)

3) Апперцепция (влияние прошлого опыта) – эта особенность определяется уровнем владения родным языком, предметом о котором идет речь. От этого зависит прогнозирование (например, можно продолжить мысль другого человека).

4) Зависимость восприятия лекции от прошлого опыта человека, которая дает возможность построить несколько прогноз. Иными словами что-то предвосхитить.

5) Для лучшего восприятия высказывания необходимо использовать избыточную информацию (до 70 %)

6) При удержании в памяти воспринимаемой информации отдается предпочтение началу и концу высказывания («эффект края»)

Восприятие человека человеком (не будет на экзамене)

Восприятие человека зависит от многих психических моментов:

1) Настроение

2) Обстановки

3) От профессиональной принадлежности воспринимаемого и воспринимающего

4) От положения в обществе

5) Внешнего вида и др.

6) Общение

В разные моменты жизни человек может вести себя по-разному. Адекватность восприятия на первых этапах не всегда удается создать.

Память

1. Раскрытие понятия память

2. Основные законы памяти

3. Виды памяти

4. Общая характеристика процессов памяти:

a. Запоминание. Приемы запоминания

b. Сохранение

c. Узнавание и воспроизведение

d. Забывание

5. Индивидуальные различия памяти

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуального опыта. Память — отражение того, что было в прошлом опыте.

Память в жизни человека играет важную роль, важная характеристика в психической жизни человека. Ни одно действие не может осуществляться вне процессов памяти. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память развивается в процессе развития человека.

Согласно деятельностной концепции (всё, что мы делаем – это деятельность), протекание процессов запоминания, сохранения, воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Экспериментально доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются (сделать вновь действенным, превращение возможное в действительное).

В том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия.

Виды памяти:

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека:

a. Двигательная

b. Эмоциональная

c. Образная

d. Словесно-логическая

2. По цели деятельности:

a. Непроизвольная

b. Произвольная

3. По продолжительности закрепления и сохранения материала в связи с его ролью и местом деятельности

a. Долговременная

b. Кратковременная

c. Оперативная (некоторые не отделяют от кратковременной)

Двигательная —память на движение и их систем

Эмоциональная — память на чувство. Эмоции сигнализируют о том, как удовлетворятся наши потребности и интересы, как осуществляется наше отношение с окружающим миром.

Образная память — память на представление картин природы, запахи, звуки, вкусы. Подразделяется на (в зависимости от того анализатора, который участвует в процессе памяти):

· Слуховую

· Зрительную

· Осязательную

· Обонятельную (профессиональная, парфюмеры)

· Вкусовую (профессиональная, дегустаторы)

Словесно-логическая память — содержанием этой памяти являются наша мысли. Мысли не существуют без языка.

Непроизвольная память — без цели, намерения.

Произвольная память — ставится цель. Процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальный мнемонические действие. Основной целью ставится запоминание (полнота, четкость и последовательность действий).С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что большое значение при запоминании приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которого это запоминание совершается.

Долговременная — обеспечивает длительное сохранение и воспроизведение информации. Наиболее сложная система памяти. Емкость памяти безграничная. Трудность заключается в извлечении материала из памяти. Тем не менее, извлечь необходимую информацию удается быстро.

Кратковременная — недолговременное сохранение материала после однократного и немедленного воспроизведения. Сделав сознательное усилие можно удержать и вновь повторяемый материал, удержать его в памяти. Можно перевести в долговременную память.

Когда мы выполняем какое-то сложное действие мы осуществляем его о частям (решение математической задачи), при этом мы удерживаем в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока мы имеем с ними дело. По мере продвижения к результату, отработанный материал может забываться. Это оперативные единицы памяти.

Основные законы памяти:

1) Закон ассоциации: чем больше ассоциаций и чем разнообразнее материал, тем дольше он сохраняется в памяти. Ассоциации: по смежности в пространстве или времени, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту, причинно-следственные ассоциации. Особенно хорошо запоминаются связи антонимы и синонимы.

2) Закон связи памяти с мышлением: чем больше человек размышляет над запоминаемым материалом, тем дольше сохраняется этот материал в памяти и легче вспоминается.

3) Закон связи памяти с речью: запоминаемый материал и его сохранение в долговременной памяти, предполагает его перевод в речевую форму речевое кодирование способствует переводу информации из кратковременной в долговременную память.

4) Закон связи памяти с воображением: образное представление и активное включение воображения в процесс запоминания материала улучшает запоминание и припоминание материала.

5) Закон связи памяти с мотивацией (потребностями): чем сильнее связан материал с потребностями, тем лучше запоминается.

6) Закон связи памяти с эмоцией: чем сильнее эмоции вызывает материал, тем лучше запоминание.

7) Закон забывания (Зейгарник): человек забывает по-разному то, что связано с уже сделанными, завершенными делами и незавершенными делами. Скорее забывается то, что касается полностью завершенными делами.

Запоминание по утверждению психологов, зависит от характера деятельности, в ходе которой она совершается.

Психологи утверждает (П.И.Зинченко, А. А. Смирнов, А. Н. Леонтеьев, С. Л. Рубинштейн) утверждают, что непроизвольная запоминание более продуктивное, чем произвольное.

Условия и приемы, способствующие осмысленному и прочному запоминанию:

1) Положительная мотивация. Интерес

2) Доступность материала

3)  Установка на запоминание

4) Концентрация внимания, которое можно достичь с помощью анализа, объяснения, сравнения, сходства и различий между предметами, явлениями, событиями. Таким образом, мы включаем новый материал, подлежащий запоминанию, в уже усвоенный

5) Осмысленное запоминание. Основано на понимании внутренних логических связей для понимания материала. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

6) Создание эмоционально-окрашенных образов (воображение, фантазия). Это тесно связано с интеллектом и ассоциацией.

7) Важны ассоциации. Создание ассоциограмм

8) Повторение материала. Важнейшие условия овладения навыками, знаниями и умениями. Благодаря повторению достигается прочность запоминания и воспроизведение материала. Повторение должно быть активным и разнообразным. Например, придумать примеры, составить схему, таблицу, наглядное пособие.Повторение должно быть вслух или мысленно про себя. Запоминание: концентрированное (повторять подряд 10 раз), распределенное (с промежутками во времени).Повторять нужно через 30-40 секунд, через 2 часа, через 2 дня, через неделю, через 3-5 недель, через 6 месяцев.

9) Метод группировки, классификации. Этот метод основан на подразделение предметов и явлений или понятий на ряд категорий. Напр., сначала составляются пары хорошо сочетаемых слов (глаза-очки, чулки-носки). Составлять небольшие фразы со словами. Можно составлять нелогичные пары слов (словарь-ноготь, Солнце-палец)

10) Преобразование абстрактного понятия в конкретное. Например, скорость-самолет, бедность-нищета

11) Метод цицерона (метод мест). Нужно представить определенное место и заполнить его понятиями, которые нужно запомнить, присвоив им номера. Нужно ответить на вопросы что, где и когда положено то или иное понятие. Материал подлежащий заучиванию следует структурировать в схемах, таблицах.Продуктивное запоминание зависит от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается быстрее, лучше. Логически связанный текст запоминается лучше, чем разрозненные предложения. Учить иностранные слова нужно в количестве не более 10-15 слов. Постепенно по 5.

12) Метод вопросов. Кто, что, кого, кому, когда, где?

Успех запоминания обеспечивается самоконтролем. Чем больше рецепторов задействовано, тем лучше материал переводится в долговременную память.

Как работать над текстом (2 варианта):

а) 1-й

1) Разбивка материала на части

2) Выделение в каждой части главной мысли

3) Озаглавливайте каждой части

4) Составление плана текста

5) Установление структурных отношений между частями

6) Составление таблиц, схем, матриц

7) Сопоставление нового материала с уже имеющимися знаниями

8) Выделение опорных смысловых вех: темы, тематика, отдельные мысли

9) Использование наглядных представлений

10) Сравнение, сопоставление смыслового материала внутри текста

11) Группировка материала

12) Классификация

13) Систематизация

14) Составление вопросов к тексту: кто, что, когда, где, почему, как?

15) Мысленный пересказ текста самому себе

б) 2-й

1) Текст читается от 3-х до 5 раз.

2) Первое чтение носит характер просмотра текста (ориентировочное чтение).

3) Разбивка текста на части по основным мыслям. Составление плана. Группировка материала. Выделение опорных пунктов, основных мыслей и понятий.

4) Подлинное запоминание текста, то есть мысленный пересказ текста самому себе

5) Задавать себе вопросы

Сохранение материала

Сохранение может быть:

1) Динамическим – в долговременную память

2) Статическим – в оперативную память

О сохранении материала можно судить по двум процессам памяти: узнавание или воспроизведение.

Узнавание происходит в момент его восприятия. Узнавая предмет мы относим к определенной категории объектов. Узнавание может быть разным по степени его точности и полноты. При полном узнавании объекта человек может точно указать место, время и другие признаки знакомства с ним.

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Происходит постепенно путем припоминания. Воспроизведение может быть полным и сокращенным. Припоминанию помогают вопросы (помнишь). Воспроизведение может быть произвольным или непроизвольным. Воспроизведение материала может быть только после его заучивания.

Забывание

Забывание выражается в невозможности или в ошибочном узнавании или воспроизведении объекта. Наибольшая потеря материала происходит сразу после его восприятия. Потом оно протекает медленнее.

Индивидуальные различия памяти:

1) Объем памяти. Эпингауюз: человек в среднем запоминает после первого чтения 5‑7 изолированных элементов, однако это число очень колеблется. С хорошей памятью запоминается 7‑8 элементов.

2) Скорость запоминания и воспроизведения материала.

3) Полнота запоминаемого материала.

4) Точность запоминания материала.

5) Прочность запоминания материала.

6) Готовность к воспроизведению материала.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей, но и от нервной системы и воспитания.

Воспитанию Положительных свойств памяти содействует:

1) Рационализация умственной и практической работы (порядок на столе, режим дня, планирование, самоконтроль, работа над памятью)

 

Проблема: I. Проблемная ситуация ‑ список проблем, требующих разрешения II. Проблемный результат – последствия, вызванные проблемной ситуацией III. Проблемные вопросы – на какие вопросы надо ответить, чтобы решить проблему. («Как организовать движение?», «Какой должна быть констуркция?») IV. Проблемные задачи ‑> Гипотеза. («Если сконструировать так-то, улучшится качество»)

Мышление

Мышления – процесс опосредования в мозге человека, которое осуществляется путем анализа и синтеза.

Мышление тесно связано с логикой и речью. Это может быть и внутренняя речь.

1. Общая характеристика мышления

2. Мышление и речь

3. Логика и психология мышления

4. Мыслительные процессы

5. Виды мышления

6. Индивидуальные особенности мышления

7. Мыслительный творческий процесс

Мышление тесно связано с ощущением, восприятием. Это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Для мыслительной деятельности человека важна ее существенная связь не только с чувственным познанием, но и с языком и речью.

Это одно из существенных различий между человеческой психикой животных. Животные не обладают способностью формулировать понятия и выражать их мысленно.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь познаваемый объект от того или иного свойства и закрепить его в речи. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится действительностью. Мыслительная деятельность или мышление невозможно без языка. Благодаря формулированию мыслей в речи, то есть закрепления в слове, мысль не исчезает. Формулирование мысли в речевом процессе может играть роль и внутренняя речь.

У животных мышлений элементарное, простейшее. Оно всегда наглядно-действенное. У животных не может быть мышления отвлеченного и опосредованного познанием. Животное имеет лишь дело с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые находятся в данный момент перед его глазами.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.