И 21 мая в 11:20 деловое общение. Собираемся около аспирантуры. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

И 21 мая в 11:20 деловое общение. Собираемся около аспирантуры.

2022-11-24 27
И 21 мая в 11:20 деловое общение. Собираемся около аспирантуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Апреля - зачет.

И 21 мая в 11:20 деловое общение. Собираемся около аспирантуры.

Болонский процесс

(пропуск 5 минут)

В реформу входило: Болонский процесс, задачи высшего образования, тенденции высшего образования.

…Завершился Болонский процесс в 2003 году.

Задачи:

1) Создание европейского единого образования (любой человек может получить образование в любой стране, во всех европейских ВУЗах). За прослушанный курс такому студенту проставляют баллы, необходимое кол-во, что даст ему право претендовать на степень бакалавра.

2) Признание дипломов всех европейских ВУЗов

3) Создание единой европейской системы переводных зачетных единиц (кредитов). 1 кредитная единица = 36 часов.

4) Повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников, административного персонала (управленческого).

Мобильность студентов предполагает возможность частичного обучения в европейских ВУЗах-партнерах, с последующим признанием как времени обучения в зарубежном ВУЗе, так и полученных там зачетных единиц (кредитов).

Для студентов мобильность предполагает также доступ к сопутствующим услугам в принимающем учебном заведении.

Всё то же самое с мобильностью кадров.

Компетенция — это знания, навыки и умения.

Компетентностный подход — метод моделирования результата обучения и их представления как норм качества высшего образования.

Под результатом понимается наборы компетенций, включающие знания, навыки и умения обучаемого.

Навык — закрепление (автоматизация) повторяющегося действия. Умение — более широкое понятие, включающее множество навыков.

Компетентностная модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник ВУЗа, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

Суть модели заключается в том, что компетенция бакалавра по специальности состоит из компетенций, инвариантных [то, что пригодно для всего] в области деятельности и специальных?.

Компетенция на уровне «я способен». А дескрипторы — описание умения.

Результаты обучения могут быть заданы в виде дескрипторов — описание того, что должен знать, понимать, уметь обучаемый по завершению учебной программы. Система дескрипторов является инвариантной, то есть не привязанной к конкретному контексту.

В РФ понятие дескрипторов используется применительно к компетентной модели бакалавра и магистра.

Познавательная способность учиться — это не только учиться, но и участвовать в новых видах деятельности и интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний, модифицируя ее в случае необходимости.

Задачи совершенствования высшего образования

Переход к постиндустриальному и информационному обществу требует совершенно новых специалистов, сочетающих профессиональную подготовку, обладающих опытом творческой деятельности, умеющими пользоваться информационными технологиями, организаторской и управленческой деятельностью, готовые к межличностному и межкультурному (нужно знать особенности тех или иных групп) сотрудничеству как внутри страны, так и на международном уровне.

Эта задача тесно связана с другой задачей — существенное повышение качества преподавания в системе высшего образования. В этих условиях ВУЗовский преподаватель призван органически сочетать позицию представителя определенной специальности и педагога-воспитателя, перед которым стоит в свою очередь, задача — развитие будущего специалиста, обладающего творческими («креативными») компетенциями. Такое понимание сущности учебно-воспитательного процесса существенно повышает требования к психолого-педагогической культуре преподавателя высшей школы, его педагогической квалификации.

(…пропуск…5мин…)                                    

Задачи повышения качества обучения:

1) Демократизация.???.

2) Индивидуализация.???.

3) Гуманизация (во главе угла — личность человека) и гуманитаризация (средство, формы, методы, которыми достигается гуманизация).

4) Компьютеризация. Компьютеры должны использоваться не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения информационные системы для тестового и педагогического контроля и т.п.

5) Создание научно-учебных производственных комплексов (в США хорошо практикуется, в России нет) как специфическая форма интеграции науки, образования, производства.

6) Фундаментализация образования. Это тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при сокращении объема общих и обязательных дисциплин, за счет более строгого отбора материала, системном анализе содержания и выделения его основных инвариантов. Кроме того, быстрая смена технологий, вызывающее моральное устаревание производственных мощностей требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии, что недоступно узким специалистам.

7) Рост требований к профессионализации преподавателей, значимости педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров.

8) Формирование способностей и умений у будущих специалистов осуществлять самообразование (рост объема научной и технической литературы).

9) Совершенствование системы регулярной оценки эффективности ВУЗов со стороны общества.

10) Разработка модели образования, состоящей в ориентации на открытость системы на формирование ее сетевого взаимодействия с другими институтами.

11) Привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из зарубежа.

12) Интегрирование ряда образовательных программ в реальное производство.

13) Увеличение объема самостоятельной работы студента, вовлечение их не только в реальные проекты, но и в коллективные формы учебной работы.

14) Неформальное образование (создание цифровых образовательных услуг, дистанционное самообразование, организация центров непрерывного образования) и информальное образование (спонтанное образование, которое реализуется за счет собственной активности индивидов в ультурно-образовательной среде)

Гуманизация — всё, делается во благо человека. В высшей школе это можно достичь преодолением узкотехнократического мышления путем увеличения гуманитарных и социально-экономических дисциплин, расширением культурного кругозора студента, развитие навыков социального взаимодействия.

Гуманитаризация — предполагает создание благоприятных форм, методов, условий, как для студентов, так и для преподавателей, которые позволяют формировать гуманное отношение к людям, терпимость к другим мнениям, ответственность перед обществом.

Следует сказать, что система образования должна быть повернута не в прошлое, как это имело место до сих пор, а в будущую деятельность. Тогда она будет иметь инновационный характер (об этом говорил американский философ Тоффле).

Инновационное обучение

(пропущена, переписана из конспекта)

Творчество: фантазияи интуиция.

В месте социальной и научно-технической революции человеческое общество вступило в эру быстрого развития. Как отмечает??? (американский ученый) эра быстрых изменений??? водораздел между странами с «высокоразвитой экономикой» и «медленной экономикой».

Опасность растущего отрыва быстрых экономик от медленных («сдвиг???») придает особенно высокую роль знаниям во всех видах человеческой деятельности, где возрастает роль новаторства, оперативности, управления, способности быстро реагировать на перемены,??? новые технологии и заменять их новейшими, избегать??? изоляции,??? быстрого развития создает потребность в новых???, в новые система образования, способные ответить на вызов возрастающего ускорения развития всех сфер общественной жизни.

Выдвигаются 2 типа инновационных процессов в области образования:

1) Инновация – нововведение происходит в нашей??? стихийно. Инновация этого рода не всегда связана с научной рефлексией (выписать значение), с научным образованием. Чаще они происходят на эмпирической основе (опыта, практика), под воздействием ситуативных требований. К этим требованиям можно отнести деятельность учителей, инноваторов.

2) Инноваций в системе образования – это продукт осознанной целенаправленной междисциплинарной деятельности. Такой продукт называется инновационным обучением.

«Стремление инновационного обучения изменяет всю систему культурных условий ор-ии учения, типу(?) правление(?) учения(?), так как в??? этой системы??? саморазвивающаяся личность учащегося, а не само учение, не факт достижения определенных знаний».

На первый план выдвигаются не его репродуцирование, а творческие??? ученика. Репродукция – то, что уже создано.

Основные принципы инновационного обучения:

1) активность учащегося (для этого нужно обучать творчеству с включением репродуктивных компонентов (лекции, например))

2) совместная творческая деятельность (сотрудничество) преподавателя и учащихся и самих учащихся между собой[см. ниже о формах сотрудничества]. Обучение сотрудничеству. Дискуссия (анализ и рассуждение) и мозговой штурм (маленькая группа в 3-5 человек, один генерирует идеи, другие обсуждают).

3) Стратегия инновационного обучения содействует становлению свободной личности, ее самообучению и саморазвитию.

4) Обучать творчеству, включая репродукцию в творчество

5) Формировать способности личности к будущему???

6) Демократический стиль общения. Преподаватель позволяет вести диалог.Равенство позиций преподавателя и учащегося

В нормативном обучении имеет место тип отношений «руководство-подчинение». Управление осуществляется как функция власти. В самоучении преобладают репродуктивные начала. Используется авторитарный стиль общения в нормативном обучении.

7) Партнерство – равно разделены

8) Предвосхищающее действие. Предвосхитить — сделать или додуматься раньше других, предугадать.

9) Развитие фантазии и интуитивного мышления.

Учитывая, что обучение выполняет 3 функции (обучающую, развивающую[развивается способности, восприятие, концентрация, характер, память], воспитывающую[как себя вести, как одеваться]). Представители инновационного обучения предложили заменить развивающую и воспитывающие функции одной личностно-ориентированной функцией.

Инновационное обучение начали разрабатывать ученые Оксфордского университета, профессор Джордж Боткин. В 1979 году сделал коллективный доклад на римском клубе об инновационном обучении, которое успешно разрабатывается на факультете психологии МГУ Ломоносова.

Сотрудничество вытесняет соперничество. В условиях сотрудничества успешно решаются сложные мыслительные задачи. Лучше усваивается новый материал. Повышаются коммуникативные умения.

Диалогическое включение является наиболее радикальным способом установления партнерства, которое обеспечивает полное взаимопонимание между преподавателем и студентами. В этом случае преподавателю удается снять дистанцию, налагаемую его авторитетом.

В инновационном обучении реализуется 8 форм сотрудничества, разработанные В.Я. Ляудис (теоретическая основа Л.С. Вготского):

1) Активность учащегося

a. Введение в деятельность (пример: введение к лекции)

b. Разделенное действие (как это следует решать)

c. Эмитируемое действие (преподаватель уже не участвует; решение новой задачи на основе предыдущего шаблона)

d. Поддержанное действие (обобщить и решить инвариантную задачу)

e. Саморегулируемое действие (сам может решить задачу)

f. Самопобуждающее действие (хочет решить задачу)

g. Самоорганизующие действие (сам оганизовывает)

h. Партнерство (напр., с научным руководителем)

Предмет педагогики

Технократическое мышление — менталитет существенными чертами которыми является примат средства над целью, целей над смыслом и человеческими интресами и т.д. (То есть техника во главу угла).

1. Педагогика и дидактика

2. Связь педагогики с другими науками.

3. История и развитие педагогики.

Слово «педагогика» переводится с греческого как «детовождение, водить ребенка». Первоначально означало воспитательную работу с детьми, проводимую специально подготовленными лицами-педагогами. В современном мире термин «педагогика» используется в широком и узком смысле. В широком социальном смысле это социальное понятие — воздействие на развитие личности человека самыми разнообразными средствами (семья, дошкольное учреждение, школа, СМИ), начинающееся от рождения и до конца жизни. В широко-педагогическом смысле воспитание (педагогика?) понимается также как принцип единства обучения и воспитания, охватывает весь учебно-воспитательный процесс.

С. Д. Смирнов рассматривает предмет педагогики высшего образования как проектирование процесса обучения и воспитания в высшей школе и управления ими. При этом необходимо оказывать воздействие ненепосредственно на ученика и преподавателя, а на всю систему образования или на его отдельные звенья. Система педагогического знания подразделяется на теорию воспитания и дидактику.

Дидактика (с греч. поучительный) — теория образования и обучения. Дидактика занимается научным обоснованием содержания образования.

Дидактика рассматривает следующие принципы:

1) Цели (цель – результат обучения, сознательный идеальный планируемый образ результат)

2) Критерии отбора содержания (надпредметные и предметные; нужны критерии отбора содержание)

3) Методы и формы (организационные) обучения, формы проверки и оценки успеваемости учащихся, личность преподавателя и студента

4) Проблемы, связанные с обучением. Проблема содержит данные. Гипотеза – «если».

5) Сами принципы обучения

6) Личности преподавателя и учащегося

В дидактике рассматривается также такие категории как «образование» и «обучение».

Образование – процесс и результат не только обучения, усвоения человеком социального опыта системы знаний, навыков и умений, необходимых для жизни в обществе.

Образование может быть организовано и в виде обучение в учебном заведении и в форме самообразования.

Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося, это единство преподавания и учения, где и педагог, и учащийся может стать субъектом и объектом процесса обучения.

В ходе обучения происходят качественные изменения психических (познавательных) процессов – ощущение, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Помимо них также существует воля, характер, способности.

Связь педагогики с другими науками:

1) Психология

2) Философией

3) Физиологией

4) Биологией (?)

5) Социологией (?)

Педагогика – очень древняя наука.

Демокрит (460-370 годы д. н. э.) считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать.

Главное дидактическое достижение Сократа (469-399 годы д. н. э.): «Педагогика‑ это дидактический спор??? посредством продуманных наставником вопросов. Основная цель педагогики – нравственное самосовершенствование». Мораль – синоним нравственности (WTF?).

Платон (Vвек д. н. э.) открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Аристотель (учение Платона) создал первые учебные заведения в Афинах. Он руководил им 12 лет. Считал, что с 7 лет нужно осуществлять домашнее воспитание.

Предмет психологии

1. Сущность психологии как предмета

2. Связь психологии с другими науками

Название науки «психология» происходит от греческих слов «душа» и «учение» (логос).

Предметом психологии является: изучение закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретной исторической личности. Психология изучает внутренний мир развития человека, который следует учитывать в процессе обучения и воспитания.

Психика – субъективный образ объективного мира, постоянный регулятор деятельности. Особое свойство высокоорганизованной материи – мозга, состоящее в отражении действительности.

Высшая форма психики — сознание. Это высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении.

С. Д. Смирнов: «Предметом психологии высшего образования выступает психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания». Без педагогики и психологии преподавать невозможно.

Психология высшей школы решает многие вопросы высшего образования. При этом преподаватели должны использовать разделы общей психологии (занимается личностью человека), возрастная психология, патопсихологий (медицинская психология), инженерная психология, социальная психология (общение, конфликты), педагогическая психология и многие другие (в том числе, юридическая психология). Творчество, творческая личность, этапы творчества, познавательная деятельность, психология познавательных процессов.

Психические (познавательные) процессе – ощущение, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Память: запоминание, воспроизведение, сохранения

Связь психологии

1) Педагогика

2) Философией

3) Физиологией

4) Биологией

5) Социологией

Целиобразования и обучения

1. Сущность цели и ее определение

2. Многоуровневый характер педагогический целей

3. Модель специалиста

4. Иерархия целей

5. Методические рекомендации для составления модели специалиста. Факторы, влияющие на формирование целей

В педагогике цель определяется следующим образом: цель – это идеальный сознательно планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям им условиям.

Результат, фиксированный в целях, выражается в сдвигах, изменениях, которые происходят в знаниях, умениях, познавательных процессах, личностных качествах, в характере учащегося, их отношениях, ценностных ориентаций.

Цели обычно формулируются в умениях или задачах.

Рассматривая содержание педагогических целей, многие авторы (дидакты) отмечают их многоуровневый характер. Известно несколько таких классификаций:

1. Классификации, отражающие строение системы образования в целом и ее конкретного звена;

2. Классификации, основанные на учете структуры личности учащегося;

3. Классификации по уровням знаний умений (по общим компетенциям).

Иерархия целей (многоуровневый характер целей):

Общегосударственные цели, государственный стандарт образование и программа Всестороннее воспитание (обучение) творческой личности

Государственная аттестация специалистов

Общеобразовательные цели, рабочая программа, учебный план Конкретная модель личности специалиста
Факультетская цель Структура общественной идеологической и специальной подготовки специалиста Текущая аттестация
Кафедральные цели Содержание и качество усвоение предметов, формирование определенных качеств специалиста Текущий контроль уровня сформированности навыков и умений

Модель специалиста – набор компетенций, необходимых специалисту.

Структура модели специалиста:

1) Задачи (или виды деятельности), обусловленные особенностями нашего века (эпохи НТР), решение практических задач

2) Задачи (или виды деятельности), обусловленные общественным политическим строем страны

3) Задачи (или виды деятельности), диктуемые требованиями профессией специалиста

Что нужно учащемуся эпохи НТР (первая часть модели специалиста):

1) умение непрерывно учиться, а для это нужно:

2) умение вести информационный поиск

3) умение пользоваться разными видами чтения (поисковое, просмотровое (по оглавлению, по рисункам), ознакомительное (по диагонали/70%),изучающее)

4) Конспектирование

5) Реферирвание (краткое изложение содержание, около 2000 печатных знаков)

6) Составление аннотации (еще более краткое, около 500)

7) Составление плана, тезисов, резюме (краткое изложение со своим отзывом)

8) Осуществлять компрессию (сжатие) текста

9) Порождать устные и письменные высказывания

10) Вникать в глубина прочитанного

11) Быть готовым к коллективным формам деятельности

12) Умение общаться (обращаться по имени), управлять коллективом и производством

Требования, обусловленные особенностями жизни страны (общественно-политическим строем) [вторая часть модели специалиста]:

1) Умение ориентироваться во всех политических событиях.

2) Формирование мировоззрения. Это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности, отношение к действительности отдельного человека, социальной группы и общества в целом). Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания. На мировоззрение большую роль философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды.

3) Формирование общей культуры человека.

4) Нравственность, мораль.

Общая культура специалиста:

Самообразование

Менталитет

(склад ума; совокупность умственных навыков, духовных установок, культурных традиций, верования, поведение, характер, устойчивые привычки и формы поведения)

Здоровье

Содержание образования Внешняя культура Внутренняя культура Культура общения Культура речи
Система знаний Внешний вид Культура чувств Межличностное отношение Культура языка (правильность, грамотность речи) Физическая культура
Система деятельности Культура поведения Направленность личности: мотивы, потребности, интересы, идейные и практические идеалы Стили общения: академический, бытовой, высокий, торжественный, авторитарный, демократический, либеральный… Культура речевого общения / поведения (правильно обращаться) Культура питания
Опыт творческой деятельности   Характер (моральные и волевые качества)     Гигиена
Оценочно-эмоциональное отношение к миру         Культура секса

 

Третья часть модели: конкретный состав умений для каждой профессии:

1) Умения, позволяющие вести исследовательскую работу

2) Умения, необходимые специалисту для решения практических задач

3) Умения, обеспечивающие подготовку студентов к педагогической работе в средних и высших учебных заведениях

Далее разрабатываются цели для каждого учебного предмета.

Цели образования должны быть представлены в виде иерархической системы.

Иерархия целей:

Глобальная цель

(ради чего?)

Правовые и экологические умения

Высокая общая культура

Предметная цель

Общие цели, касающиеся предмета в целом на протяжении всего курса обучения

Предметно-специфические задачи, которые студент должен научиться решать в результате изучения предмета

Частные цели, изучение конкретных разделов и тем учебного предмета
       

 

Преподавателю нужно знать индивидуальные психологические особенности студентов.

Педагогика и психология высшего образования

Цель: формирование психолого-педагогической компетенции. В компетенцию входит: знания, навыки, умения, личность.

Содержание образования и обучения в высшей школе

1. Критерия отбора содержания обучения в высшей школе

2. Система знаний о природе, обществе, способах действия

3. Способы действия (навыки и умения).

4. Опыт творческой деятельности.

5. Эмоционально-ценностное отношение к действительности

Критерии отбора содержания обучения в высшей школе (Лернер, Саткин, Бобаций…):

1) Сложность

2) Трудность

3) Объем материала

4) Актуальность

5) Интерес

6) Целостное отражение содержания образования

7) Высокая и научная и практическая значимость

8) Фундаментальность инвариантного знания с помощью системно-структурного анализа

9) Гражданская и гуманистическая направленность материала

10) Развивающий характер учебного материала

11) Эстетические аспекты содержания

12) Основные типы, проблем, решаемые наукой и ее методы. Основные нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом

13) Взаимозависимость и взаимообусловленность профилирующий и непрофилирующих предметов

14) Соотнесенность с уровнем развития современной науки

Содержание образования

Содержание образования, помимо предметных знаний, навыков и умений (о которых ниже пойдет речь), в дидактике рассматривается надпредметное содержание.

Надпредметное содержание — то, что обслуживаетпредметное содержание (должно быть еще до поступления в образовательное учреждение).

Это по существу умственные действия:

1) Логические действия

a. Сравнение

b. Умозаключение

c. Абстрагирование

d. Классификация

e. Обобщение

f. минимум видов суждений

g. высказывания

2) Учебные действия (включает в себя операции)

a. Организационные действия

i. умение пользоваться библиотекой (есть алфавитный, предметный, реферативный, тематический каталог)

ii. составлять библиографию

iii. составлять конспект

b. Практические действия

3) Интеллектуальные действия

a. Построение планов действия

b. Рефлексия своей познавательной деятельности (наблюдение и осознание)

c. Иерархизация типов познавательной деятельности по последовательности и подчиненности, опознавание и осознание видов связи; опознание взаимосвязи общего и частного; цели и средства, построение цели разных видов суждений; переформулировка идей в разных вариантах; контроль и самоконтроль за логикой развертывания чужой мысли; систематизация данных из разных источников; пользование разными схемами изложения

d. Психолого-характерологические действия: умение сосредоточиться на работе; организовать волевые усилия для преодоления трудностей при решении задач

4) Поисковое действие, облегчающие процесс решения задач:

a. Умение сопоставлять (соотносить каждый шаг поиска решения)

b. Доказывать

c. Проверять полноту и достоверность решения

Предметное содержание образования и обучение

Система знаний – главный компонент образования. В знаниях выражен обобщенный опыт человечества, отражающий различные области действительности в виде фактов, выводов, правил, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука.

Главные требования к знаниям:

1) Полнота знания. Из знания не выпадают логические звенья, важные для понимания опорных идей, причинно-следственных связей, чтобы в общей цепи знаний не образовывались пустоты

2) Систематичность знаний — упорядоченность, стройность, соподчинение. Всякое новое знание вытекали из предшествующего и пролагало путь к последующему знанию. Цепочка.

3) Системность знаний — все единицы связаны между собой. Определяет порядок в расположении частей материала и связей между ними. Любая система представляет собой «совокупность, объединение взаимосвязанных элементов и расположенных в соответствующем порядке частей (элементов) какого-либо целостного образования».

4) Осознанность знаний — умение дать себе мысленный отчет о том, что ты понял.

5) Действенность знаний — умение оперировать или мобилизовывать эти знания для получения новых.

Виды знаний, которые должны быть предусмотрены в учебниках:

· Основные понятия и термины, без которых нельзя понять литературу

· Факты повседневной жизни, без которых нельзя понять материал

· Основные законы науки

· Теории, содержащие систему научных знаний и отношений между ними и отношения между разными объектами

· Научные и социальные идеи, составляющие достояние личности

· Знание о способах действия. Знание в этом случае представляют собой информационно-образную часть действия (представить в виде образов, примеров).

· Методы научного познания

· Оценочные знания о нормах отношений к различным явлениям жизни

Способы действий (навыки и умения).

Навык — это действие, доведенное до автоматизма с помощью упражнения и задач. Способ выполнения действия, которое не контролируется сознанием. Но в нужный момент сознанием включено.

Умение — это способность, приобретенная человеком, целеустремленно, творчески пользоваться знаниями и навыками.

Всё вместе (знание, навыки, умения) — компетенция.

Способы действия бывают практическими и умственными (интеллекутальные):

1) Практические навыки и умения могут быть усвоены:

a. Сенсорным способом, то есть опираясь на органы чувств (глазомер).

b. Моторные навыки и умения. Для их применения нужны двигательные упражнения.

c. Сенсомоторные (письмо).

2) Интеллектуальные навыки и умения — деятельность или умения, осуществляемые интеллектом в соответствии с определенной установкой (анализировать, сравнивать, доказывать, абстрагировать, обобщать, синтезировать, классифицировать)

(пропуск 1 лекция - конференция) – восполнено

Мотивация

Немотивированной деятельности не бывает.

Мотив — опредмеченная потребность (мнение).

Динамика прочтения лекции

Чтение лекции включает 4 фазы:

1) Первые 4-5 минут — начало восприятия. Еще нет сосредоточенности.

2) 20-30 минут – оптимальная активность восприятия. В этот период лучше читать наиболее трудный материал.

3) 10-15 минут – фаза усилий.

4) Фаза утомления.

Ученые рекомендуют начинать читать лекцию спокойно, умеренно громким голосом, замедляя речь там, где приводятся формулировки, выводы, задаются вопросы, ставится проблемы.

Методы обучения

1. Сущность методов обучения

2. Классификации методов обучения в дидактике

2.1 Рецептивный (объяснительно-иллюстративный)

2.2. Репродуктивный

2.3. Продуктивный: частично-поисковый, исследовательский, проблемно-поисковый (проблемное обучение),

2.4. кейс-метод (метод ситуативного анализа),

2.5. метод проектов (презентация профессионально ориентированного продукта).

2.6. Метод деловых игр

3. Технология осуществления вышеуказанных методов

3.1. Обучение в малых группах. Ситуация сотрудничества.

3.2. Ведение дискуссий.

3.3. Использование мозгового штурма.

Метод происходит от греческого слова «пути следования».

Метод используется как:

1) Способ познания. Исследование явлений природы и общественной жизни

2) Прием или система приемов познавательной и трудовой деятельности

3) Способы достижения какой-либо цели, способ решения какой-либо задачи

Приемы или методы совершенствования законодательства о лицензионном договоре

Классификация методов обучения:

· Рецептивный (объяснительно-иллюстративный) – преподаватель объясняет студентам и фиксирует эту информацию в памяти с помощью устного слова и дополнительных средств. Это метод позволяет лишь добиться понимания учебного материала

· Репродуктивный –формирование навыков и умений, его необходимо использовать на практических занятиях. Используется в сочетании с рецептивным. С помощью этих методов нельзя сформировать творческие умения и способности.

· Продуктивные методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемно-поисковый (проблемное обучение). Способствует новым технологиям, под которыми подразумеваются формы, средства и методы.

o Ведение учебной дискуссий —

o Использование приема мозгового штурма —

o Обучение в малых группах —

· Кейс-метод (метод ситуативного анализа) -

· Метод проектов (презентация профессионально ориентированного продукта) -

· Метод деловых игр

Современные технологии рассматривает следующие методы:

· Проблемно-поисковый

· Кейс-метод

· Метод проектов

· Деловые и ролевые игры

Учебная дискуссия (с лат.: исследование, рассмотрение, разбор). Умение вести дискуссию и участвовать в ней – очень важное творческое умение. Проведение дискуссий. При проведении дискуссий следует учитывать речевой этикет. Нужно уметь слушать.

Цель дискуссии: выяснение, сопоставление различных точек зрения, выявленных истинных мнений, нахождение правильного решения спорного вопроса. На начальном этапе обучения дискуссия способствует активизации и развитию творческих аналитических способностей учащегося. Дискуссия должна быть направлена на положительный результат (это отличает дискуссию от спора).

Чтобы организовать учебную дискуссию, студентам надо предложить проблемную ситуацию.

Преподаватель должен быть не судьей, а участником дискуссии со своим мнением и правом голоса.

Малые группы могут состоять из 3—4 человек. Иногда из 5—6. Главная идея обучения в малых группах: учиться вместе, а не выполнять что-то вместе.

Р. Джонсон и Д. Джонсон (1987) указывает следующие основные положения обучения в малых группах в сотрудничестве:

· Взаимозависимость всех членов в группе

· Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и за успехи своих товарищей

· Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе

· Общая оценка работы группы

Принципы работы в группах:

· Преподаватель формирует группы сотрудничества сам. Группы разнородны не только по успеваемости, но и по национальности, но с учетом психологической совместимости. Необходимо в группу включить одного сильного, одного слабого и одного-двух средних. Группы меняются каждый раз.

· Группе выдается одно задание.

· Роли распределяют студенты сами между собой. А обозначение ролей определяет преподаватель

· Группе выдается один комплект необходимых материалов. 1 комплект учебных материалов.

· Учащиеся соревнуются не между собой, а «сами с собой».

· Обмениваются мнением друг с другом. Выявляют разные точки зрения. Если не могут решить, обращаются к партнеру за помощью.

· Группа должна докладывать единый доклад.

· Обучение в сотрудничестве содействует формированию у учащегося самостоятельно добывать информацию. Проявлять личностное отношение к изучению предмета.

Мозговой штурм. Сильный студент генерирует идеи. Эти идеи обсуждаются. Каждый высказывает свою точку зрения на то, что услышал.

Кейс-метод (метод ситуационного анализа). Разрабатывался в начале 90-х годов XXвека. Качественная оценка определенного случая в научном исследовании в противопоставление количественной оценке, которая предполагает сбор множества фактов и проведение статистического анализа исследуемого явления. Вместо этого кейс-метод предлагает качественное исследование по многим параметрам одного случая или явления (одного кейса). Проводится систематический анализ данного яв


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.22 с.