Практические занятия. Семинары — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Практические занятия. Семинары

2022-11-24 27
Практические занятия. Семинары 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Сущность семинара

2) Цели семинара

3) Формы проведения семинаров

4) Критерии оценки семинаров

Seminarum(с лат. «рассадник знаний»).

Главная цель семинара — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями, использования теоретических знаний применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Педагогические задачи семинара:

· развития творческого профессионального мышления

· формирование познавательной мотивации

· профессиональное использование знаний в учебных целях (формирование навыков и умений)

Виды семинаров:

1) Проект-семинар — разработка и презентация результатов исследований, проведенных в стенах ВУЗа и вне его.

2) Про-семинар —начальная форма для проведения научных работ на ограниченном материале.

3) Семинар-развернутая беседа — все студенты готовятся одинаково. Руководит преподаватель. Вопросы задаются заранее.

4) Семинар-конференция — студент готовятся различно. Готовятся 2 реферата и 1 ко-реферат (сопутствует двум другим, добавляет, оспаривает…)

5) Семинар-диспут — даются проблемы или вопросы, которые исследуются самими студентами

6) Семинар в виде комментирующего чтения — комментируется материал лекции?

7) Семинар для решения задач и выполнения упражнений

Семинары могут проводится тьютором — наставник, старший брат. Он проводит туториум.

Структура семинара:

1) Вступление преподавателя

2) Создание проблемной ситуации

3) Ответы студентов на вопросы преподавателя (подготовленные и неподготовленные)

4)  Управление преподавателем дискуссией или лабораторная работа

5) Подведение итогов в заключительном слове преподавателя

Лабораторная работа интегрирует теоретико-методологические знания и практические навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Самостоятельная работа студентов

1. Сущность самостоятельной работы

2. Цель самостоятельной работы

3. Умения необходимые для осуществления самостоятельной работы

4. Нефомальное и информальное образование

5. Организация времени жизни студента

Самостоятельная работа – дидактическая форма обучения, система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельности с учащихся, протекающее в отсутствие преподавателя и без его непосредственного участия.

Цели самостоятельной работы – формирование творческих умений:

1) Видение проблемы (даже в том, что уже есть)

2) Формулирование проблемы

3) Выдвижение гипотезы

4) Нахождение и изобретение, способы проверки гипотезы

5) Сбор данных

6) Выбор методы самостоятельной отработки этих данных

7) Анализ данных

8) Формулирование выводов

9) Ви’дение возможности получения результатов на практике

В процессе выделения самостоятельной работы, на нее отводят все подлежащие усвоение действия: действия отработки и контроль.

Отработка действий может быть разной. Разные степени овладения материалом. Если степень отработки невелика, то на нее отводится до 20 %. Если степень отработки действия высока, то на самостоятельную работу отводится до 80 %. Пример большой отработки: иностранные языки. Самостоятельная работа может аудиторной и неаудиторной.

Преподаватель обязан во вводных лекций обязан подготовить студентов не только с целями и задачами данного курса, но и с местом которое занимает самостоятельная работа для овладения данным. Можно разработать инструкцию, как проводить самостоятельную работу.

На младших курсах для того, чтобы правильно выполняли самостоятельную работу, у студентов с самого начала необходимо сформировать следующие умения:

1) Вести информационный поиск (журналы, библиотеки и т.д.)

2) Составлять план

3) Вести конспект

4) Составлять тезисы, резюме (как прочитанной литературы, так и лекций)

5) Порождать собственный текст

6) Осуществлять компрессию текста

7) Составлять рефераты и аннотацию

8) Организовывать время жизни (строить план, режимы дня, недели, месяца, года)

Образование должно быть непрерывным

Неформальное и информальное образование.

Формальное образование —.

Неформальное — курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры.

Информальное образование — спонтанное (информальное) образование, которая реализуется за счет собственной активности учащихся в культурно-образовательной среде.

Методы обучения

1. Сущность методов обучения

2. Классификации методов обучения в дидактике

2.1 Рецептивный (объяснительно-иллюстративный)

2.2. Репродуктивный

2.3. Продуктивный: частично-поисковый, исследовательский, проблемно-поисковый (проблемное обучение),

2.4. кейс-метод (метод ситуативного анализа),

2.5. метод проектов (презентация профессионально ориентированного продукта).

2.6. Метод деловых игр

3. Технология осуществления вышеуказанных методов

3.1. Обучение в малых группах. Ситуация сотрудничества.

3.2. Ведение дискуссий.

3.3. Использование мозгового штурма.

Метод происходит от греческого слова «пути следования».

Метод используется как:

1) Способ познания. Исследование явлений природы и общественной жизни

2) Прием или система приемов познавательной и трудовой деятельности

3) Способы достижения какой-либо цели, способ решения какой-либо задачи

Приемы или методы совершенствования законодательства о лицензионном договоре

Классификация методов обучения:

· Рецептивный (объяснительно-иллюстративный) – преподаватель объясняет студентам и фиксирует эту информацию в памяти с помощью устного слова и дополнительных средств. Это метод позволяет лишь добиться понимания учебного материала

· Репродуктивный –формирование навыков и умений, его необходимо использовать на практических занятиях. Используется в сочетании с рецептивным. С помощью этих методов нельзя сформировать творческие умения и способности.

· Продуктивные методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемно-поисковый (проблемное обучение). Способствует новым технологиям, под которыми подразумеваются формы, средства и методы.

o Ведение учебной дискуссий —

o Использование приема мозгового штурма —

o Обучение в малых группах —

· Кейс-метод (метод ситуативного анализа) -

· Метод проектов (презентация профессионально ориентированного продукта) -

· Метод деловых игр

Современные технологии рассматривает следующие методы:

· Проблемно-поисковый

· Кейс-метод

· Метод проектов

· Деловые и ролевые игры

Учебная дискуссия (с лат.: исследование, рассмотрение, разбор). Умение вести дискуссию и участвовать в ней – очень важное творческое умение. Проведение дискуссий. При проведении дискуссий следует учитывать речевой этикет. Нужно уметь слушать.

Цель дискуссии: выяснение, сопоставление различных точек зрения, выявленных истинных мнений, нахождение правильного решения спорного вопроса. На начальном этапе обучения дискуссия способствует активизации и развитию творческих аналитических способностей учащегося. Дискуссия должна быть направлена на положительный результат (это отличает дискуссию от спора).

Чтобы организовать учебную дискуссию, студентам надо предложить проблемную ситуацию.

Преподаватель должен быть не судьей, а участником дискуссии со своим мнением и правом голоса.

Малые группы могут состоять из 3—4 человек. Иногда из 5—6. Главная идея обучения в малых группах: учиться вместе, а не выполнять что-то вместе.

Р. Джонсон и Д. Джонсон (1987) указывает следующие основные положения обучения в малых группах в сотрудничестве:

· Взаимозависимость всех членов в группе

· Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и за успехи своих товарищей

· Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе

· Общая оценка работы группы

Принципы работы в группах:

· Преподаватель формирует группы сотрудничества сам. Группы разнородны не только по успеваемости, но и по национальности, но с учетом психологической совместимости. Необходимо в группу включить одного сильного, одного слабого и одного-двух средних. Группы меняются каждый раз.

· Группе выдается одно задание.

· Роли распределяют студенты сами между собой. А обозначение ролей определяет преподаватель

· Группе выдается один комплект необходимых материалов. 1 комплект учебных материалов.

· Учащиеся соревнуются не между собой, а «сами с собой».

· Обмениваются мнением друг с другом. Выявляют разные точки зрения. Если не могут решить, обращаются к партнеру за помощью.

· Группа должна докладывать единый доклад.

· Обучение в сотрудничестве содействует формированию у учащегося самостоятельно добывать информацию. Проявлять личностное отношение к изучению предмета.

Мозговой штурм. Сильный студент генерирует идеи. Эти идеи обсуждаются. Каждый высказывает свою точку зрения на то, что услышал.

Кейс-метод (метод ситуационного анализа). Разрабатывался в начале 90-х годов XXвека. Качественная оценка определенного случая в научном исследовании в противопоставление количественной оценке, которая предполагает сбор множества фактов и проведение статистического анализа исследуемого явления. Вместо этого кейс-метод предлагает качественное исследование по многим параметрам одного случая или явления (одного кейса). Проводится систематический анализ данного явления с разных позиций. В результате исследователь приходит к пониманию, почему данное событие может случиться и какие последствия можно предвидеть. Это скорее обобщение на основе анализа. Проблема может быть сразу не совсем ясна. Она проясняется в ходе анализа этого события и ситуации, в которой это событие имело место. А это событие содержало определенную проблему.

Решение проблемы должно начинаться с дискуссии, мозгового штурма (мозговая атака), а затем продолжается решение проблемы в малых группах.

(пропуск двух лекции – один день) – восполнено:

Современная педагогическая технология обучения (схема см. фото)

Частично-поисковый метод. Для того, чтобы студентов приближать к решению проблемы их необходимо учить постепенно выполнять отдельные этапы исследования, а именно:

1) Видение проблемы

2) Строить самостоятельно найденные доказательства(?)

3) Высказать гипотезу, предположение. Строить план проверки гипотезы

4) Делить проблемы на подпроблемы (на подзадачи)

5) Собирать данные. Обобщать материал. Делать выводы.

6) Строить математическую модель.

Исследовательский метод — служит для полноценного усвоения опыта творческой деятельности и одновременно для развития творческих навыков и умений. При том следует различать продуктивные и творческие задачи:

· Продуктивные задачи —предполагает поиск и определение среди известных способов наиболее адекватных данной проблемной ситуации, такие задачи имеют фиксированное число предсказуемых решений (всегда есть решение)

· Творческие задачи—требуют опоры не только на сознательный и бессознательный опыт решения, но и интуицию, конкретную ситуацию.Творческие задачи с открытой структурой – они имеют неограниченное число решений, но и подходов решений, что делает их продуктом субъективно своеобразным, новым, не похожим на результаты, полученных другими людьми


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.