Принятие решения о включении склада в цепь поставок» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Принятие решения о включении склада в цепь поставок»

2022-10-27 95
Принятие решения о включении склада в цепь поставок» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С точки зрения цепи поставок необходимо в первую очередь решить вопрос о необходимости включения склада в цепь поставок. Если ранее склады рассматривались исключительно как места хранения продукции в ожидании заказов производства (склад снабжения) или магазинов (распределительный склад), то в настоящее время роль складов изменилась, сейчас они рассматриваются как промежуточное звено, которое позволяет преобразовывать материальный поток и как можно быстрее перемещать продукцию по цепи поставок.

Тем не менее, склад как самостоятельное звено цепи поставок не всегда целесообразен. Для решения вопроса о целесообразности включения дополнительного элемента в цепь поставок необходимо оценить выгоды и затраты данного проекта. Кроме того, в мире наблюдается тенденция к сокращению количества складов в цепи поставок.

Нельзя не отметить тот факт, что в Европе данный шаг оправдан в связи с хорошим качеством дорог и, соответственно, высокой скоростью доставки и приемлемыми тарифами. В России же целесообразность такого мероприятия вызывает сомнения, так как сеть дорог в нашей стане не так развита, как за рубежом, а качество дорожных покрытий значительно уступает европейскому. Следовательно, скорость доставки невысока, велика вероятность задержек в пути и срывов сроков поставки, то есть затраты по доставке товаров конечным потребителям с сокращением количества складов значительно возрастут.

Включение склада в цепь поставок целесообразно, если выполняется следующее условие:

 

Зпост.с + Зпер.с < Зт,

 

где Зпост.с и Зпер.с — соответственно постоянные и переменные затраты на содержание склада; Зт — совокупные расходы на транспортировку в цепи поставок.

При любом сокращении общих логистических издержек эксплуатация склада экономически оправдана.

Существуют еще некоторые преимущества включения вклада в цепь поставок, которые сложно оценить экономически. Эти преимущества могут даже не сопровождаться снижением издержек. В основном в таком случае создание склада обеспечивает выгоды сервисного характера: создание полезности места и времени. Например, создание склада для обслуживания на определенной территории может привести к росту издержек, но одновременно к увеличению рыночной доли, объема продаж и валовой прибыли. В принципе, такие решения оправданы, если конечным результатом оказывается рост прибыли. Проблема здесь стоит в оценке влияния капиталовложений в строительство, аренду или эксплуатацию склада на прибыль. Кроме того, такая экономическая оценка требует сопоставления издержек и уровня сервиса.

Эффект присутствия на рынке основывается на представлении, что местный склад (и запасы продукции на нем) позволяет с большей гибкостью реагировать на запросы потребителей и быстрее осуществлять поставки, чем в том случае, если операции ведутся с отдаленных складов. Отсюда следует идея, что размещение складов вблизи местных рынков способствует увеличению рыночной доли и росту прибыли. Но хотя об эффекте присутствия на рынке говорят много и часто, очень мало серьезных исследований подтверждает его действительное влияние.

2.2. «Принятие решения о местоположении склада на основе бесконечного числа вариантов»

Решив вопрос о целесообразности включения склада в цепь поставок, необходимо решить вопрос о его месторасположении и форме собственности. В случае если планируется воспользоваться услугами склада общего пользования, то решение сводится к оценке имеющихся вариантов. Если же множество факторов, таких как географическое расширение рынков сбыта, изменение объемов потребления, выпуск новой продукции, свидетельствуют о необходимости строительства или приобретения в собственность объектов инфраструктуры, то организации необходимо решить стратегически важную для себя задачу.

В целом, выбор места размещения объектов инфраструктуры связан с принятием иерархии решений; от географического региона до конкретного месторасположения. При этом во внимание принимается множество факторов, оценить которые количественно не всегда представляется возможным.

Решение вопроса упрощается, если необходимо принять решение о строительстве склада снабжения производства. В этом случае склад размещают в его непосредственной близости от производства. Если же со склада планируется вести снабжение конечных звеньев системы товародвижения (местные оптовые склады, магазины), то возникают сложности с выбором места их размещения.

Если регион предполагаемого размещения уже определен, то для определения месторасположения конкретного объекта существует несколько способов.

Подход на основе бесконечного числа вариантов основан на допущении, что никаких ограничений не существует и место определяется по геометрическим характеристикам. Такой подход реализуется методом центра тяжести.

Метод центра тяжести аналогичен определению физического центра тяжести тела. Наглядно этот метод выглядит следующим образом.

На географическую карту наносятся объекты заказчиков, которых предполагается снабжать со склада, а также поставщики, которые будут осуществлять поставки на склад. Затем карта закрепляется на металлической пластине, где к каждой точке расположения поставщиков и заказчиков подвешивается грузик, масса которого пропорциональна исходящим потокам поставщиков и входящим потокам магазинов. Модель уравновешивается, и точка центра тяжести как раз и будет оптимальным месторасположением склада.

Также координаты центра тяжести можно вычислить по формулам:

 

Х0 = ∑XiГi/∑Гi,

 

Y0 = ∑YiГi/∑Гi,

 

где Х0 — координата X центра тяжести; Xi — координата X i-то потребителя; Гi, — грузооборот i-го потребителя; Y0 — координата Y центра тяжести; Yi — координата Y i-го потребителя.

Произведя расчет по указанным формулам, получаем координаты центра тяжести, в окрестностях которого целесообразно расположить склад, так как в этом случае расстояния доставки с учетом грузооборота будут минимальны.

К сожалению, данный метод имеет недостатки, но в общем случае позволяет менеджерам предприятий сориентироваться относительно места расположения объекта инфраструктуры. К недостаткам можно отнести то, что расстояния в данном случае учитываются по прямой (не учитывается реальная дорожная сеть), не учитывается возможное изменение тарифов и объемов транспортируемых грузов, топография местности (например, центр тяжести может оказаться в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади).

Данную базовую модель можно скорректировать. Например, можно использовать фактические дорожные расстояния. Современные информационные системы и базы данных позволяют определять расстояния между населенными пунктами, участками дорог. Иногда скорость доставки бывает более важна, чем расстояние. В этом случае можно скорректировать формулу, заменив расстояние временем доставки.

Полученные в результате расчетов по скорректированным формулам координаты позволят определить место размещения, которое будет отвечать критерию минимальной стоимости доставки.

Тем не менее, данный метод позволяет лишь ориентировочно определить район размещения складского объекта. Точный ответ на вопрос, где следует организовать склад, дает подход на основе реально доступных вариантов.

2.3. «Принятие решения о местоположении склада на основе реально доступных вариантов»

В подходе на основе реально доступных вариантов сравнивают параметры существующих мест размещения. После определения района размещения методом центра тяжести проводят сравнение имеющихся на данной территории вариантов (сравнивают значимые критерии оценки или суммируют затраты, возникающие в каждом конкретном случае). К подходам на основе реально доступных вариантов относятся модель калькуляции затрат, метод экспертных оценок и задача единого среднего.

Модель калькуляции затрат основана на сопоставлении затрат, возникающих при организации склада в доступных местах, и отыскании варианта с наименьшими затратами. Большую долю затрат составляют затраты на транспортировку от поставщиков и доставку товаров заказчикам. Поэтому этот параметр обязательно учитывают в модели, также учитывают операционные издержки. Постоянные издержки не зависят от места размещения склада, поэтому в этой модели их не учитывают. Переменные затраты в этом случае составляют:

 

Зпер.с = И0 + Зп.п + Зт.п,

 

где И0 — операционные издержки; Зп.п, Зт.п — соответственно затраты на поступающий и транспортные потоки.

Для мест, расположенных возле заказчиков, характерны более высокие издержки на поступающий транспортный поток, а для мест, расположенных возле поставщиков, — на исходящий. Поэтому зная объемы поставок потенциальных поставщиков и объемы закупок потенциальных заказчиков, а также их месторасположение, можно ориентировочно определить место с наименьшими переменными затратами. Скорее всего, приемлемый вариант по уровню переменных издержек будет находиться на участке между основными поставщиками и заказчиками.

Данная модель сложна в применении, так как оценить и учесть всех потенциальных поставщиков и заказчиков невозможно, спрос может измениться, поставщики могут выдвинуть новые условия или просто прекратить свою деятельность. Кроме того, существует ряд факторов, которые трудно оценить количественно.

Для сопоставления имеющихся вариантов можно воспользоваться методом экспертных оценок. Одним из достоинств метода является то, что в первую очередь в данной модели учитывают те факторы, которые не всегда возможно оценить с точки зрения затрат или выразить в числовом варианте. Количество таких факторов, зачастую определяющих выбор варианта размещения объекта инфраструктуры, велико, и данная модель позволяет учесть большинство из них. К факторам, влияющим на принятие решения о размещении склада, можно отнести:

• назначение земель (сельскохозяйственного или промышленного назначения);

• наличие энергетических мощностей;

• размер и конфигурацию участка;

• транспортную доступность местности;

• рынок рабочей силы;

• планы местных властей;

• строительные факторы;

• маркетинговые факторы.

Так, назначение земель при рассмотрении участков для дальнейшего строительства собственного склада иногда играет определяющую роль: сложности с переводом земель из сельскохозяйственного назначения в промышленное могут остановить потенциальных застройщиков.

Наличие энергетических мощностей также важно. Стоимость подключения к сетям энергоснабжения достаточно велика, кроме того, мощностей может просто не хватать и их не выделят. В этом случае склад придется оборудовать установками для альтернативной выработки энергии, например газотурбинной электростанцией.

Размер и конфигурация участка также имеют значение. Оптимальной конфигурацией склада является прямоугольник, а если участок вытянут, то и склад придется проектировать вытянутой формы, что неудобно для организации внутрискладских технологических процессов. Кроме того, необходимо предусмотреть зоны для маневров и стоянки транспорта. При выборе участка под застройку необходимо предусмотреть возможности дальнейшего развития складских мощностей, то есть строительство складов второй и третьей очереди.

Транспортная доступность местности также является определяющим фактором как при выборе участка под застройку, так и при оценке уже имеющихся объектов. Данный фактор важен как для клиентов, так и для персонала склада.

При строительстве или аренде склада необходимо изучить ситуацию на местном рынке рабочей силы, так как в складской деятельности велика текучесть кадров, и затраты на обучение персонала могут не оправдываться. Кроме того, в разных регионах уровень заработной платы разнится.

Планы местных властей также необходимо знать, потому что в дальнейшем они могут оказать как сдерживающее, так и способствующее развитию влияние. Например, если планируется строительство крупной транспортной магистрали, то это, безусловно, положительно скажется на складе.

Строительные факторы влияют в первую очередь на тип проектируемого здания. При проектировании необходимо учесть строительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, ограничения высот в данной местности и нагрузки на землю.

Маркетинговые факторы оказывают особое влияние на месторасположение распределительного склада. Так, среди требований компании, занимающейся мелкооптовой продажей рабочей одежды и инструментов, были выдвинуты требования иметь хорошую транспортную доступность и располагаться поблизости от строительных рынков.

Это лишь неполный перечень факторов, учитываемых при принятии решения о размещении объектов складской инфраструктуры. После определения факторов, важных для размещения склада, каждому из них эксперты присваивают удельный вес, отражающий степень значимости. В сумме вес факторов должен составлять единицу. Затем проводится оценка объектов путем присвоения баллов каждому фактору по каждому объекту. Умножением оценки фактора на его удельный вес получают определенный рейтинг возможных мест размещения и выбирают тот объект, суммарная оценка которого выше.

Существует еще один способ получения экспертных оценок. Вместо того чтобы определять удельный вес факторов, оцениваемых одинаковым максимальным баллом, можно каждому фактору присвоить свой максимальный балл.

Задача единого среднего основана на отыскании кратчайшего расстояния между двумя точками с учетом перевозимого груза. В настоящее время существует множество программ, позволяющих отыскивать лучшие маршруты между различными населенными пунктами, например Microsoft AutoRoute Express. Данные программы предоставляют возможность отыскивать не только самый короткий маршрут, но и маршруты с множеством других заданных параметров, например с учетом дорожных знаков и развязок, определить путь, по которому груз будет доставлен в кратчайшие сроки (время доставки минимально). Также на некоторых Интернет-порталах предоставляется возможность рассчитать расстояния между городами и время в пути, например на http://www.autotransinfo.ru или http://parkavto.ru.

Точка маршрута, расстояние от которой будет минимально до каждого города, может оказаться не только в городе, но и на трассе. Однако учитывая множество факторов, оказывающих влияние на принятие решения о размещении объекта инфраструктуры, мы придем к выводу, что склад лучше разместить в окрестностях какого-либо города. Так, привлечь рабочую силу, подвести водопровод и канализацию, обеспечить наличие энергетических мощностей в городе будет гораздо проще, чем в отдалении от него, поэтому будем сравнивать расстояния только между населенными пунктами.

Допустим, необходимо расположить склад, снабжающий население нескольких городов какой-либо продукцией. В каждом городе на эту продукцию существует спрос, пропорциональный его населению. Известны расстояния между этими городами, а также спрос на продукцию. Задачей является построение матрицы расстояний с учетом перевозимого груза.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.