ТЕМА 10. Методика изучения литературы в старших классах — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

ТЕМА 10. Методика изучения литературы в старших классах

2022-11-24 47
ТЕМА 10. Методика изучения литературы в старших классах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные виды деятельности: чтение и комментарий статей учебника «Теория и методика обучения литературе» под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2007.

Задания к теме:

1. Прочитать и кратко законспектировать главу 7 учебника (с.177 - 266).

2. Передать основные положения статьи «Монографическая тема»                   (с. 181 - 232).

3. Определить главные методические рекомендации статьи «Обзорная тема» (с. 232 - 265).

4. Ответьте на вопросы и выполните задания для самостоятельной работы, указанные на с. 245, используя материалы учебника и указанной на                 с. 245 литературы.

5. Расскажите о методике изучения литературно-критических статей в старших классах (с. 245 - 265).

6. Ответьте на вопросы и выполните задания для самостоятельной работы (с. 265 - 266).

7. Напишите отзыв на одну из методических работ, указанных на с. 266.

8. Составьте конспект урока по изучению обзорной темы, используя материалы статей Гаричевой Е. В. «Обзорный урок по поэзии Серебряного века. XI класс» // Литература в школе. 2002. № 3 и Холодякова И. В. «Образ человека на войне в русской классической литературе и прозе ХХ века» (там же).

9. Определите методику использования проверочных работ при изучении обзорных тем в 9 классе, используя статью Н. А Перепелкиной ««Входит в наш мирок миров разноголосица». Проверочные работы по обзорным темам» в журнале «Литература в школе», №2, 2009.

Ориентировочные вопросы к обсуждению:

1. Методологическое и методическое значение основ науки о литературе в системе школьного литературного образования и развития учащихся.

2. Историзм в преподавании литературы на разных этапах курса.

3. Специфика курса на историко-литературной основе в VIII–XI классах. Историко-литературные сведения в монографических и обзорных темах.

4. Типы обзорных тем, их содержание и структура. Особенности методики проведения обзорных занятий.

5. Овладение учащимися старших классов (IХ–XI) историко-литературными знаниями при изучении монографических тем.

6. Методические приёмы работы на уроках литературы в старших классах.

7. Задачи, содержание и методика изучения литературно-критических статей в школе.  Приёмы работы над литературно-критическими статьями.

8. Цели и задачи работы в профильной школе. Направления профилизации и структуры профилей по литературе. Инвариантные и элективные курсы.

 

Выполнить всем:

 

· Представить тематическое планирование при изучении одной монографической и одной обзорной темы.

 

Литература

Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в ст. классах / Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая и др. - М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы: метод. пособие / М. В.  Амфилохиева. - СПб.: Паритет, 2003. – 160  с.

Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя / Е. И. Анненкова и др.; под ред. М. Л. Семановой. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

Антипова, А. М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учеб. пособие / А. М. Антипова. - М.: Флинта: Наука, 2003. – 264 с.

Беленький, Г. И., Снежневская, М. А. Изучение теории литературы в средней школе: (IV - X кл.): пособие для учителя / Г. И. Беленький,             М. А. Снежневская. - М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

Браже, Т. Г. О литературе в школе: кн. для учителя / Т. Г. Браже. - СПб.: МИРС, 2008. – 394 с.

Браже, Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя / Т. Г. Браже.  –  2-е изд., перераб. – СПб.: Глагол, 2000. – 335 с.

Волков,  И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы / И. П. Волков. — М.: Просвещение, 1982. – 144 с.

Демидова,  Н. А.  Изучение литературно-критических статей /              Н. А. Демидова. – М.: Классика, 1995. – 249 с.

Доманский, В. А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В. А. Доманский.  - М.: Флинта: Наука, 2002. – 368 с.

Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М.: Русское слово, 2006. – 240 с.

Каплан, М. Е. Русская классика в средней школе: анализ программных произведений в 9-11 кл.: учебное пособие / М. Е. Каплан.  – М.: Антиква, 1999. – 222 с.

Проблемы филологического образования в средней и высшей школе: Х Голубков. чтения / Моск. пед. гос. ун-т; под общ. ред. Богдановой О. Ю. - Южно-Сахалинск, 2002. - 125 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов о преподавании словесности на историко-литературной основе в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки»  и других за последние два года.

Черкезова, М. В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде: методическое пособие / М. В. Черкезова. - М.: Дрофа, 2007. – 318 с.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.