ТЕМА 4: Методы и приемы изучения литературы в школе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

ТЕМА 4: Методы и приемы изучения литературы в школе

2022-11-24 29
ТЕМА 4: Методы и приемы изучения литературы в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к теме:

1. Как современная педагогика, теория и методика обучения литературе раскрывают значение понятий «метод» и «прием» обучения?

2. Какие классификации методов обучения литературе вам известны? Что положено в основу каждой классификации, а прежде всего - классификаций, предложенных в учебниках, учебных пособях по теории и методике преподавания литературы (М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова,                  В. А. Никольского, З. Я Рез, Н. И. Кудряшёва, О. Ю. Богдановой и                               В. Г. Маранцмана, О. Ю. Богдановой).

3. Что представляет собою метод творческого чтения? Какие приемы активизируют художественное восприятие? Когда и с какой целью наиболее эффективно используется выразительное чтение учителя и ученика?

4. В чем сущность репродуктивного метода? Каковы основные требования к слову учителя на уроке литературы? Какие виды комментария применяются на уроке? Каково назначение пересказа и художественного рассказывания при репродуктивном методе? Особенности школьной лекции, виды лекций в старших классах, какие существуют приемы активизации учащихся в процессе слушания ими лекций?

5. В чём сходство и различие эвристического и исследовательского методов?

6. В чём сущность метода проблемного обучения? Раскройте смысл понятия  «проблемная ситуация»?

7. Наполните конкретным содержанием приемы метода чтения и его видов, предложенных В. Г. Маранцманом.

Виды чтения: индивидуальное, коллективное, «про себя», вслух, выразительное и др.

Приемы чтения: пробуждение чувств, выявление авторской позиции, вживание в ситуацию произведения, план чтения и техника произнесения и др.

8. Предложите литературоведческий комментарий при использованииприемов метода анализа литературного произдения в школе, предложенного В. Г. Маранцманом:

· анализ композиции,

· анализ стиля,

· изучение творческой истории произведения,

· сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя,

· сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественного текста,

· сопоставление произведения и его реальной основы,

· «складывание» текста,

· вставки пропущенных слов, замена «чужого слова»,

· узнавание автора по фрагменту текста и др.

9. Дайте образцы использования приёмов метода комментирования произведения с помощью внетекстовых материалов: писем, мемуаров, литературно-критических статей, биографии писателя, теоретико- и историко-литературных понятий.

10. Раскройте сущность метода претворения литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино, телевидение и т.д.). Прокомментируйте приемы пересоздания текста; словесное рисование, киносценарий, инсценирование, сопоставление художественных интерпретаций (иллюстраций, фильмов, романсов, опер, спектаклей, актерского чтения) с текстом произведения.

11. Приведите примеры учебных ситуаций с использованием следующих приемов метода литературного творчества: пересказ с изменением лица рассказчика, сочинение писем, дневников героев, сочинения по жизненным впечатлениям, собственные художественные произведения учеников (стихи, рассказы и т.д.)

 

Задания к теме:

1. В «Очерках по методике литературного чтения» М. А. Рыбниковой прочитайте описание урока по теме ««Осень». Стихи и сочинения». Познакомьтесь с фрагментом работы Н. И. Кудряшёва «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы». - М., 1981, с. 76-77, где содержится анализ данного урока. Подумайте, какой метод использовала М. А. Рыбникова?

2. Из учебников по литературе (5,6,7,8,9,10,11 классы) выпишите примеры (не менее 3) заданий исследовательского и проблемного характера. Мотивируйте свой выбор.

3. Проанализируйте два варианта проблемного изучения романа                  А. С. Пушкина «Евгений Онегин» из книги В. Г. Маранцмана и                                      Т. В. Чирковской «Проблемное изучение литературного произведения в школе» М., 1977.

4. Составьте проблемные вопросы к анализу, спланируйте проблемные задания, сконструируйте проблемные ситуации к уроку по теме: «Идея Раскольникова о праве сильной личности» по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

6. Определите методы и приемы изучения рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», описанного Сапир А. М., Лейдерманом Н. Л. в статье «Целостный анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Урок по опережающим заданиям». Журнал «Литература в школе», 2003. № 7.

7. Определите сущность репродуктивного метода и принципа наглядности при изучении теории литературы на примере жанра русского святочного рассказа, обратившись к статье А. А. Новиковой «Настали святки. То-то радость! Русский святочный рассказ: эстетика и поэтика жанра» в журнале «Литература в школе», №1, 2009.

8. Законспектируйте описание 3 уроков по литературе в журнале «Литература в школе» за последний год, определите методы и приемы изучения художественных произведений.

9. Осуществите все этапы исполнительского анализа стихотворения Пушкина «Пророк»; Лермонтова «Пророк»; Некрасова «О Муза! я у двери гроба!..».

 

Выполнить всем:

· Описать возможности одного из методов преподавания литературы. Дать методические рекомендации по его использованию.

· Презентация уроков литературы с обоснованием методов и приемов обучения

Литература

Браже, Т. Г. О литературе в школе: кн. для учителя / Т. Г. Браже. - Спб.: МИРС, 2008. – 394 с.

Браже, Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя / Т. Г. Браже.  –  2-е изд., перераб. – СПб.: Глагол, 2000. – 335 с.

Ионин, Г. Н. Опыт поисков специфических методов преподавания литературы – история вопроса, итоги, перспективы / Г. Н. Ионин // Основные итоги становления предметных методик в ХХ веке и перспективы их развития. - СПб.: Глагол,  2002. - Вып. 2. - С. 80 - 136.

Искусство анализа художественного произведения: Сб. ст. / Сост. Т. Г. Браже. – М.: Просвещение, 1971. – 238 с.

Кудряшёв,  Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: пособие для учителя / Н. И. Кудряшев. – М.: Просвещение, 1981. – 190 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов о традиционных и инновационных методах преподавания литературы в школе в журналах «Литература в школе», «Педагогика», «Альма Матер», «Русская словесность»  и других за последние два года.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.