ТЕМА 11. Методика изучения критических статей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ТЕМА 11. Методика изучения критических статей

2022-11-24 51
ТЕМА 11. Методика изучения критических статей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В старших классах

Вопросы к теме:

1. Роль критики в формировании навыков научного анализа текста художественного произведения, выработке критического мышления у читателей-школьников.

2. Цель, задачи и основные этапы изучения литературно-критических статей и материалов на уроках литературы.

3. Место литературной критики в школьных программах. Основные методические принципы изучения литературной критики.

4. Методика усвоения содержания критических работ, знакомства с логикой развития авторской мысли, приёмами её оформления, системой аргументации.

5. Формирование в ходе работы над литературно-критическими статьями специальных читательских умений: устанавливать связь между эстетическими проблемами и социальными явлениями; соотносить писательскую позицию с собственным жизненным опытом; исследовать историко-литературный материал под определённым углом зрения; аргументировать предпочтение той или иной точки зрения.

6. Методика использования фрагментов литературно-критических работ в процессе анализа литературного произведения.

 

Задания к теме:

1. Разработайте задания учащимся по анализу текста романа                        М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на основе сопоставления фрагментов из литературно-критических статей В. Г. Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова; В. С. Соловьева «Лермонтов» и Д. С. Мережковского «Поэт сверхчеловечества».

2. Разработайте конспект урока сравнительного изучения статей Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и А. В. Дружинина «Обломов». Роман И. А. Гончарова.

3. Подготовьте самостоятельно анализ содержания и жанрово-стилистических особенностей статьи И. Ф. Анненского «Гончаров и его Обломов». Дайте рекомендации по использованию ее на уроках при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов».

4. Разработайте задания учащимся по анализу фрагментов из текста романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на основе привлечения фрагментов из работы Д. С. Мережковского «Достоевский» и Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

5. Составьте конспект урока изучения критики на уроках литературы по материалам статьи Ник. Зуева «Медный всадник» в русской критике. История истолкований» в журнале «Литература в школе», №12, 2005.

6. Напишите рецензию на одну из методических работ, посвященных изучению в школе литературно-критических материалов.

 

Выполнить всем:

· По материалам сайтов http://goncharov.spb.ru, http://griboedow.net.ru составить конспект урока по изучению критической статьи.

Литература

Данилова, Т. Б. Элективные курсы по литературе в системе предпрофильного обучения: учебно-методическое пособие / Т. Б. Данилова. – Томск: Издательство ТГПУ, 2005. – 208 с.

Демидова,  Н. А.  Изучение литературно-критических статей /              Н. А. Демидова. – М.: Классика, 1995. – 249 с.

Богданова, О. Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в восьмом классе / О. Ю. Богданова. – М.: Просвещение, 1980. - 219 с.

Дановский, А. В. Изучение литературно-критических статей / А. В. дановский // Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М.: Дрофа, 2007. – 237 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов об изучении критических статей на уроках литературы в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки»  и других за последние два года.

 

TE М A 12: Урок литературы

 

Вопросы к теме:

1. Актуальные проблемы современного урока литературы как основной формы организации учебной деятельности школьников.

2. Что вам известно о классификации уроков литературы? Охарактеризуйте каждую из имеющихся педагогических и методических классификаций типов уроков.

3. Что лежит в основе классификаций уроков В. В. Голубкова и                         Н. И. Кудряшева?

4. Какие условия работы на уроке литературы являются наиболее благоприятными для общего и литературного развития школьников? Каковы главные методические требования к современному уроку литературы?

5. Чем обусловлен выбор структуры и формы урока? Что составляет содержание урока литературы. Чем достигается относительная завершенность каждого урока и органическая связь его со всей системой уроков по данной теме.

6. В каких отношениях находятся структура, технологии урока, его содержание и поставленные цели и задачи?

7. Какие виды опроса, домашних заданий, объяснение нового материала и контроля знаний существуют на уроке литературы.

8. Каковы этапы подготовки учителя-словесника к урокам? Основные принципы отбора учебного материала. Отработка этапов конспекта урока.

9. Урок литературы как диалог читательских суждений об искусстве слова.

10. Особенности проведения и подготовки нетрадиционных типов уроков.

 

Задания к тем e:

1. Дайте методический анализ двух конспектов уроков, предложенных учителями Зининой Е. А. и Чуриковой М. В. на страницах 195-200 учебника по методике преподавания литературы под ред. Богдановой О. Ю. и                   Маранцмана В. Г. Т. 2.

2. Ознакомьтесь с планированием уроков учителя Н. Н. Кубышиной по обзорной теме «Серебряный век русской поэзии» в 11 классе (учебник, с. 202-204, т.2). Дайте анализ материалов уроков; определите их литературоведческую концепцию. Подготовьте свой вариант планирования.

3. Составьте конспект урока с видами работ, способствующими углублению восприятия учащимися текста художественного произведения.

4. Дайте по схеме анализ одного из уроков М. А. Рыбниковой.

 

Выполнить всем:

 

· Составить таблицу всевозможных классификаций урока литературы в современной школе.

Литература

Айзерман, Л. С. Современный урок литературы и проблемное преподавание / Л. С. Айзерман. - М.: Просвещение, 2008. -  119 с.

Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в ст. классах / Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая и др. - М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы: метод. пособие / М. В.  Амфилохиева. - СПб.: Паритет, 2003. – 160 с.

Браже, Т. Г. О литературе в школе: кн. для учителя / Т. Г. Браже. - СПб.: МИРС, 2008. – 394 с.

Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. – М.: Прогресс, 2003. – 384 с.

Онищук В. А. Урок в современной школе: пособие для учителя /             В. А. Онищук. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. – 211 с.

Свирина,  Н. М. Культурный контекст на уроках литературы /             Н. М. Свирина.  - СПб.: Глагол, 2008. – 96 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов о требованиях к современному уроку литературы в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки»  и других за последние два года.

Урок литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение, 1984. – 231 с.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.