Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-11-24 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Литературных произведений
Вопросы к теме:
1. Анализ литературного произведения в школе как творческий процесс (специфика, цели, принципы).
2. Связи школьного анализа (педагогического по своей сути) с литературоведческим, лингвистическим, стилистическим и искусствоведческим (исполнительским).
3. Вопросы школьного анализа литературного произведения в наследии Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, М. А. Рыбниковой и др.
4. Пути и основные приемы изучения литературного произведения в школе.
6. Проблемная ситуация и проблемный вопрос при анализе художественного текста в школе.
7. Роль теоретико-литературных знаний в формировании умений и навыков анализа литературных произведений в школе.
8. Дискуссии о специфике и методике школьного анализа в работах последних лет (Ревякин, Гуковский, Маранцман, Курдюмова, Браже, Рез, Тодоров, Чертов, Калганова, Зинин, Ланин и др.)
Задания к теме:
1. В каких трудах методистов прошлого представлены образцы школьного анализа литературных произведений. Законспектируйте 2-3 примера.
2. Прочитайте урок М. А. Рыбниковой, посвященный «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. (Очерки по методике литературного чтения, 1985). Определите, что лежит в основе методической концепции этого урока? Что представляет несомненный интерес для учителя литературы наших дней? Проанализируйте статью З. Я. Рез «А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»» (Изучение лирики в школе, 1968). Покажите, какие методические традиции учтены методистом и развиты? Что нового появилось в этом варианте разбора стихотворения?
3. Изучите аннотации ныне действующих программах к теме «М. Горький. «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Познакомьтесь с двумя вариантами анализа «Песни о Буревестнике» (они приведены в книге Н. И. Кудряшёва «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы». М., 1981). Проанализируйте каждый вариант. Какой из них требует активных форм работы учащихся?
|
4. Составьте тематическое планирование при пообразном пути анализа романа И. А. Гончарова «Обломов» в 10 классе, используя статью Н. Л. Ермолаевой «Роман И. А. Гончарова «Обломов» на уроках литературы» в журнале «Литература в школе», №1, 2009.
5. Представьте фрагменты уроков, где могут быть использованы приёмы «скрытого» анализа: устное словесное рисование, создание воображаемых фотомонтажей, фрагментов киносценариев, заочных экскурсий и т.д.
6. Напишите рецензию на одну из статей журнала «Литература в школе» (последний год), посвященную анализу художественного текста в школе.
7. Сформулируйте проблемные вопросы (не менее 10) к изучению в 9 классе «Слова о полку Игореве».
8. Составьте схему литературоведческого анализа художественного текста. Покажите на примере изучения стихотворения А. С. Пушкина «Анчар». При составлении схемы обращайтесь к учебникам и пособиям по литературоведению.
9. Покажите практическую значимость для учителя-словесника статьи В. Г. Маранцмана «Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». XI класс» в журнале «Литература в школе». 2002. № 5, № 7; 2003. № 1.
10. Составьте планы изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» в 7 классе на основе целостного, проблемного, композиционного путей анализа.
Выполнить всем:
· Найти в Сети творческих учителей –сайт – http://it-n/ru - разные варианты изучения одного и того же произведения
Литература
Браже, Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя / Т. Г. Браже. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Глагол, 2000. – 335 с.
Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: пособие для учителей / под ред. А. М. Докусова. - М.: Просвещение, 1974. - 192 с.
|
Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе: методол. очерки о методике / Г. А. Гуковский. - Тула: Автограф, 2000. - 223 с.
Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М.: Русское слово, 2006. – 240 с.
Маймин, Е. А., Слинина, Э. В. Теория и практика литературного анализа: пособие для студ. пединститутов / Е. А. Маймин, Э. В. Слинина. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к А. С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч / В. Г. Маранцман. - М. : ВЛАДОС, 1999.
Подругина, И. А. Типология анализа эпических произведений на уроках литературы / И. А. Подругина. - М.: Латмэс, 2000. - 157 с.
Пути анализа литературного произведения: к 60-летию В. М. Физикова: в помощь учителю / Омск. гос. пед. ун-т; под ред. М. С. Штерн. – Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1998. – 143 с.
Пути анализа литературного произведения: пособие для учителя / под ред. Б. Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1981. – 222 с.
Пути и формы анализа художественного произведения: межвузовский сборник научных трудов // Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского; ред. Г. С. Веселова и др. – Владимир: Изд-во Владимир. гос. пед. ин-та., 1991. – 131 с.
Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).
Статьи ведущих ученых-методистов об анализе эпических произведений на уроках литературы в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки» и других за последние два года.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!