Пробуждение восприятия праны — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Пробуждение восприятия праны

2022-10-10 32
Пробуждение восприятия праны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все пять оболочек пронизывает прана - грубая или тонкая. Прана питает и поддерживает все оболочки, обеспечивая их правильное взаимоотношение. В любом существе и во всем су­щем есть только одна прана. Осознавая свою собственную прану, мы устанавливаем связь с космической праной и осознаем прану в других живых существах.

Техники пранаямы и прана видьи относятся к числу самых лучших и самых прямых методов, посредством которых мы можем непосредственно воспринимать и переживать прану на разных уровнях тонкости в пяти оболочках. После пробуж­дения праны мы чувствуем ее течение, форму, цвет и качество на всех уровнях. На уровне аннамайя коши прана пережива­ется в форме нервной энергии. Однако первая стадия прана видьи направлена на превосхождение осознания грубого тела путем достижения состояния пратьяхары, или отключения чувств.

Затем мы начинаем воспринимать маномайя кошу, где мож­но визуализировать тонкие аспекты ума как обитель света. Ка­чество и яркость этого света зависят от чистоты ума. Некото­рые люди видят маномайя кошу как оболочку из света, имею­щую размер и форму, другие — как свет, периодически излучае­мый центральным источником.

Виджнянамайя коша переживается в медитативных состоя­ниях, где у нас бывают видения и прозрения в суть вещей. По­следняя оболочка, в которую предстоит войти — анандамайя коша, океан блаженства. Это преддверие самадхи, обитель параматмы — космического Я. Эта оболочка может выглядеть как светящееся яйцо, светящийся шивалингам и т. д.

Посредством практики прана видьи можно последователь­но пробуждать восприятие этих пяти оболочек. Интуитивное видение ведет к постепенному осознанию различных уровней праны, составляющих наше существо. Обретая контроль над своей праной, мы также начинаем влиять на прану других лю­дей. В этом суть пранического целительства, которым можно заниматься только очистив и уравновесив самого себя посред­ством усердной практики йоги. Превзойдя все эти оболочки, мы переходим в состояние самадхи.

 

Чакры

 

Праническую сеть, образующую праническое тело, питают психические центры, или чакры. Это очень тонкие и мощ­ные вихри энергии, которые воспринимают космическую пра­ну и действуют как преобразователи или понижающие транс­форматоры энергии, чтобы ее могли использовать различные органы и части тела. Помимо основной функции обеспечения праной тех или иных областей или механизмов тела, они также могут использоваться как активирующие точки для пробужде­ния более высоких способностей и размерностей сознания.

Различные системы йоги, в особенности, хатха йога и крийя йога, систематически очищают, заново уравновешивают и про­буждают как отдельные чакры, так и систему чакр в целом. Ког­да чакры должным образом подготовлены с помощью таких практик, уровень праны естественным образом становится бо­лее высоким и более устойчивым. Поэтому не вызывает боль­ших затруднений пробуждение и переживание передачи праны.

 

Муладхара чакра

 

Муладхара — самая нижняя, или корневая чакра. Это обитель первичной энергии — кундалини шакти. С философской точки зрения понятие муладхары понимается как мула пракрити —

трансцендентальная основа физической природы. Объекты и формы в этой вселенной должны иметь какую-то основу, из которой они эволюционируют, и в которую они возвращаются после разрушения, и эта основа, изначальный источник всей эволюции, именуется мула пракрити. Поэтому муладхара, как основа мула пракрити, ответственна за все, что проявляется в мире имени и формы.

В практике прана видьи муладхара имеет очень большое значение, поскольку представляет собой станцию, генерирую­щую прану. Пробуждение праны начинается с муладхары и идет вверх вдоль спинного мозга через пингала нади. Пингала - это просто канал. Энергия исходит из муладхары. Кроме того, му­ладхара - это своего рода реле, непосредственно управляющее пробуждением аджна чакры. Без пробуждения праны в муладхаре не может быть соответствующего пробуждения в аджне. Поэтому в практике прана видьи очень важна взаимосвязь между муладхарой и аджной. Муладхара играет роль генерато­ра, а аджна — распределителя.

У мужчин муладхара располагается в промежности, на пол­пути между половым органом и задним проходом. У женщин она находится на задней стороне шейки матки, посередине между влагалищем и маткой. Здесь имеется место, которое на санскрите называется Брахма грантхи - узел Брахмы. Пока этот узел остается целым, энергия, располагающаяся в этой области блокируется. Когда узел развязан, прана шакти пробуждается. Из муладхары исходят бесконечная энергия и духовный опыт.

Муладхара связана с элементом земли и аннамайя кошей. В праническом поле она связана с апана вайю - силой текущей вниз, которая ответственна за мочеиспускание, испражнение, газовыделение, семяизвержение, которая выталкивает ребенка Из чрева и так далее. В психологическом плане муладхара свя­зана с бессознательным умом, где заключены самые прими­тивные и глубоко укорененные инстинкты и страхи. Поэтому она может быть вратами как в рай, так и в ад; как к более низ­кой, так и к более высокой жизни. Биджа мантрой или универ­сальным ключом для муладхары служит мантра Лам.

Свадхистхана чакра

 

Вторая чакра носит название Свадхистхана, что означает «соб­ственное жилище или собственная обитель человека». Она рас­полагается очень близко к муладхаре и вместе с ней также от­ветственна за пробуждение прана шакти. Свадхистхана счита­ется основой индивидуального существования, а также храни­лищем всех латентных самскар* и впечатлений. Поэтому она изначально образует своего рода кармический блок, который затрудняет прохождение пробужденной праны через эту об­ласть.

В психологическом плане свадхистхана связана с подсозна­тельным умом и, потому, с сонливостью и сном. Когда прана активирует свадхистхану, у человека могут усиливаться жела­ния удовольствий, особенно в виде пищи и секса. Если он ста­новится одержим этими желаниями, они могут быть препятст­вием для пробуждения праны. Нам необходимо развивать силу воли для прохождения через этот центр.

Свадхистхана связана с пранамайя кошей и соответствует репродуктивной и мочеиспускательной системам в грубом те­ле. Она расположена у основания позвоночника на уровне копчика и лобковой кости. Она также связана с апана вайю и элементом воды. Биджа (семенной) мантрой для этого центра служит мантра Вам.

*В психологической терминологии самскарам соответсвуют импринты. (пер.)

 

Манипура чакра

 

Слово манипура буквально означает «город сокровищ». Разви­тие этой чакры очень важно для достижения успеха в практике прана видьи, поскольку она представляет собой центр или хра­нилище праны и связана с сердцем, жизненностью, активнос­тью, порождением и сохранением. Манипуру часто сравнива­ют с ослепительным солнцем, без которого не было бы ника­кой жизни. Подобно тому, как солнце излучает свет и энергию, так и манипура испускает праническую энергию и распределя­ет ее по всему телу, питая и регулируя процессы жизни.

 

 

Из трех гун, или качеств природы, на манипуру преимуще­ственно влияет раджас, или активность, динамизм, сила и во­ля, в то время как на муладхару и свадхистхану оказывает пре­имущественное влияние тамас, или летаргия, тупость и неве­жество. Манипуре соответствуют элемент огонь и праническая сила самана, которая ответственна за переваривание пищи и усвоение питательных веществ. Манипура, как и свадхистхана, связана с пранамайя кошей. Манипура располагается на уров­не пупка, а ее семенная (биджа) мантра — Рам.

Анахата чакра

Анахата означает «нетронутый» или «непревзойденный». Эта чакра — центр анахата надо, самого тонкого космического зву­ка, который переживается только в высочайшем состоянии ме­дитации. Этот звук называют «нетронутым» потому, что он не вызывается никаким внешним трением, и не может быть услы­шан ушами, умом и даже душой. Это трансцендентальный звук, который может восприниматься только чистым сознани­ем. Будучи сердечным центром, анахата ответственна за про­буждение очищенных и утонченных эмоций, которые характе­ризуются чувствами вселенской любви. Человек с развитой анахата чакрой обычно очень восприимчив к чувствам других людей, и у него высоко развито осязание. Такие люди обладают способностью исцелять других посредством прикосновения или излучения энергии. Многие люди, совершающие чудес­ные исцеления, делают это с помощью анахаты.

 

Сердечный центр — это обитель божественной любви. Именно здесь эмоция преобразуется в поклонение. Здесь рас­полагается Вишну грантхи — второй психический узел, соответ­ствующий рабству эмоциональной привязанности. Когда этот узел раскрывается, человек становится свободным от всякого себялюбия, эгоистической и эмоциональной привязанности, и тем самым обретает умственный и эмоциональный контроль, равновесие и спокойствие.

Анахата связана с маномайя кошей, управляющей эмоциями. Именно на этом уровне мы избавляемся от рока и начинаем сами управлять собственной судьбой. Поэтому в анахате мы находим символ кальпа тару, или древа исполнения желаний. Когда это дерево начинает плодоносить, исполняется все, о чем мы думаем и чего желаем. Анахата располагается на уровне сердца; ее эле­мент — воздух, а ее вайю — прана, восходящая сила, которая уп­равляет сердцем и легкими. Ее семенная (биджу) мантра - Йям.

 

 

 

Вишуддхи чакра

 

Вишуддхи называют центром очищения. В эту чакру стекает не­ктар из бинду висарги. В здоровой и активной чакре чистый не­ктар может порождать жизненность, здоровье и долголетие. Когда эта чакра активируется, мы чувствуем, как холодные, сладкие капли нектара стекают в горло, вызывая чувство бла­женного опьянения.

Вишуддхи чакре соответствует элемент эфир — акаша. При медитации на вишуддхи ум становится таким же чистым и пу­стым, как акаша. Одна из способностей, связанных с ви­шуддхи — это возможность нейтрализации ядов, как внутрен­них, так и внешних. На этом уровне любой вредный и отрица­тельный жизненный опыт может быть поглощен и преобразо­ван в состояние блаженства.

Эта чакра, которая связана с виджнянамайя кошей, иници­ирует ментальное развитие и является центром, ответственным за нашу способность воспринимать мысленные вибрации дру­гих людей. Она может действовать как радиоприемник, позво­ляя человеку настраиваться на мысли других людей, находятся ли они рядом или же далеко. Кроме того, вишуддхи чакра — центр восприятия звуковых вибраций. Когда вишуддхи очище­на, слух становится очень острым, и осуществляется не только е помощью ушей, но и непосредственно умом.

Вишуддхи чакра располагается на уровне надключичной впадины или щитовидной железы. Ее вайю — удана, которая управляет голосовыми связками и другими органами чувств. Вишуддхи называют источником юности. В текстах йоги ут­верждается, что при пробуждении этой чакры можно исцелять любые болезни, и даже старый человек может стать молодым.

 

Это обусловлено тем, что нектар, исходящий из бинду, пред­ставляет собой очень мощную и концентрированную форму праны. По существу, это источник жизни. Биджу мантра для вишуддхи — Хам.

 

Аджна чакра

 

Аджна буквально означает «командный или наблюдательный центр». Она также известна как гуру чакра. Это точка слияния, где три главные нади или силы - ида, пингаяа и сушумна - со­единяются в один поток сознания и текут вверх к сахасраре. Во время глубокой медитации, когда все чувства отключены и че­ловек входит в состояние шуньи, или пустоты, гуру направляет искателя из аджны к сахасраре, отдавая команды через этот центр.

Аджну также называют третьим глазом, глазом Шивы, или глазом интуиции, который смотрит не наружу, а внутрь. Неред­ко ее также называют дивья чакшу — божественным оком, или джняна чакшу — оком мудрости, поскольку именно через этот центр духовный искатель воспринимает откровение и прозре­ние относительно фундаментальной природы бытия. Это уро­вень, на котором происходит прямое общение от ума к уму, а также врата, ведущие в психическое или астральное измерение.

Будучи центром ума, аджна чакра представляет более высо­кий уровень осознания. Когда развивается аджна чакра, чело­век начинает обретать психические силы. Поэтому говорят, что ей соответствует узел, именуемый Рудра грантхи — узлом Ши­вы. Этот узел символизирует привязанность человека к своей психической индивидуальности и к сиддхам (психическим способностям), которыми сопровождается пробуждение аджна чакры. Он эффективно блокирует духовное развитие до тех пор, пока не будет преодолена привязанность к психическим феноменам, и этот узел не будет распутан.

Аджна располагается на вершине спинного мозга, в среднем мозге. Хотя с физиологической точки зрения аджна не сущест­вует, она соответствует шишковидной железе, которая активна у маленьких детей, но начинает угасать с достижением половой зрелости.*

 

* Это не совсем так. Активность шишковидной железы сохраняется в те­чение всей жизни и ответственна за регуляцию суточного ритма и других био­ритмов, в частности, периодического чередования активации симпатической и парасимпатической нервных систем, которое йога связывает с переключе­нием потока дыхания между ноздрями. Кроме того, основной гормон шиш­ковидной железы - мелатонин - участвует в регуляции некоторых других нервных процессов. (пер.)

 

 

Активирующая точка аджна чакры, которая нахо­дится в межбровном центре, называется бхрумадхья. Это важ­ная точка сосредоточения в практиках медитации, концентра­ции и визуализации.

Развитие аджна чакры очень важно для достижения успеха в практике прана видьи. Если только она не развита до опреде­ленной степени, прана никогда не будет переживаться в форме света. Видение света обычно впервые появляется в аджне, бхрумадхье или в чидакаше — пространстве сознания, непо­средственно связанном с аджной.

В практике прана видьи аджна действует как командный центр, ведающий распределением праны. Если видение света в аджне хорошо развито, человеку нетрудно визуализировать подъем праны и ее движение в теле. В ином случае ему прихо­дится использовать воображение и мышление до тех пор, пока не разовьется действительный опыт.

Прана, связанная с аджна чакрой - это вьяна вайю, всепроникающая сила. Ее таттва, или элемент - манас, ум. Это то место, где ум изменяется от грубого к тонкому, от внешнего к внутреннему. Аджна связана с виджнянамайя кошей, и ее биджа мантра — Ом.

 

Бинду висарга

 

Бинду считается вратами к шунье (пустоте). Это предельный ис­точник, из которого проявляется и в который возвращается все сущее. Это то место, где единство впервые разделяется на множественность. В бинду содержится потенциал развития беско­нечного множества объектов вселенной, проект творения.

Эта чакра находится на затылке, в том месте, где индуист­ские брамины оставляют пучок волос, или шикху. Хотя бинду второстепенная чакра, она очень важна во многих более высо­ких йогах, включая практику прана видьи. Высшая точка чело­веческой эволюции — сахасрара — представляет космическую прану, а цель практики прана видьи заключается в пережива­нии космической или универсальной праны. Коль скоро чело­век переживает махапрану, ему больше не нужны никакие тех­ники. Передача будет происходить спонтанно, с мыслью, жес­том, словом или взглядом.

Бинду — источник творения — ее символизируют полумесяц и белая капля нектара. Согласно тантрической традиции, в верхних областях коры головного мозга имеется небольшое уг­лубление или ямка, содержащая ничтожное количество жид­кости. В центре этой ямки с жидкостью имеется небольшое возвышение, подобное островку в середине озера. Считается, что эта крохотная точка в психофизиологической структуре со­ответствует бинду висарге.

В текстах тантры и хатха йоги говорится, что бинду — луна — производит амриту, чрезвычайно опьяняющий нектар, кото­рый поглощает солнце. Это означает, что в ходе нормальной жизни капля нектара стекает вниз в манипура чакру, где ее по­жирает элемент огонь. Именно из-за того, что огонь пожирает амриту, мы страдаем от трех недугов — джары, или старости, вьядхи, или болезни, и мритъи, или смерти.

В йоге и тантре используются техники, с помощью которых можно повернуть этот процесс вспять, чтобы амрита не стекала вниз к манипура чакре. Вместо этого, мы либо удерживаем ее в вишуддхи, либо направляем ее обратно вверх от манипуры к вишуддхи и затем к бинду. Таким образом оказывается возмож­ным переживать себя бессмертными. Были йоги, которым уда­валось довести это состояние до совершенства.

С точки зрения эволюции, следует понимать, что космичес­кая прана содержит в себе хираньягарбху, или чрево творения, а первым проявлением творения был нада, или звук. Поэтому бинду — это также то место, где можно слышать внутренние, или психические звуки.

 

Сахасрара

 

Сахасрара, центр высшего сознания, располагается в брахма-рандре, или макушке головы. Сахасрара считается самым выс­шим психическим центром, но на самом деле это вовсе не пси­хический центр, поскольку он лежит за пределами сферы пси­хики. Сахасрара является вершиной постепенного восхожде­ния через разные чакры. Это главный выключатель, управляю­щий пробуждением всех чакр от муладхары до аджны. Сила чакр пребывает не в них самих, а в сахасраре. Чакры — это толь­ко своего рода реле, а весь потенциал заключен в сахасраре.

Не будучи в действительности чакрой, сахасрара представ­ляет собой целостность, абсолют, который происходит от со­единения космического сознания с космической праной. Ког­да кундалини шакти достигает сахасрары, это называется со­единением Шивы и Шакти. С этого соединения начинается самореализация, или самадхи. На этом этапе умирает индиви­дуальное сознание и родится вселенское сознание. Сахасрару визуализируют в виде лотоса с тысячей лепестков, раскрываю­щегося в бесконечность. Она имеет бесконечный размер и по­добна огромному сияющему куполу. В физическом теле ее мес­тоположению соответствует самая макушка головы, где ее зри­тельно представляют как расходящуюся вовне во всех направ­лениях. Сахасрара связана с телом блаженства, или анандамайя кошей.

 

Три измерения чакр

 

Муладхара — это самая нижняя чакра в человеческом теле, а сахасрара - самая верхняя. Однако это не полная картина. Суще­ствуют три группы чакр. Нижняя группа чакр относится к инстинктивному или животному телу и находится ниже муладхары. Эти чакры называются атала, витала, сутала, расатала, дхаратала, махатала и патала. Животные тоже имеют чакры, и это семь чакр, которые активируются на инстинктивном плане сознания.

Будучи человеческими существами, мы превзошли эти семь более низких форм чакр, и в своей индивидуальности имеем дело с муладхарой, свадхистханой, манипурой, анахатой, ви-шуддхи, аджной, бинду и сахасрарой. Когда мы перестаем быть человеческими существами и превосходим свою индивидуаль­ность, в нас начинает действовать третья группа чакр. Эта тре­тья группа представлена локами, или измерениями бытия, из­вестными как бху лока, бхувара лока, сваха лока, маха лока, джанаха лока, тапаха лока и сатья лока. Это семь более высо­ких измерений или планов сознания.

Посредством практики прана видьи мы можем пробуждать физиологическую, или человеческую группу чакр. После того, как они пробуждены и мы способны поднимать энергию кун-далини из муладхары к сахасраре, начинаются осознание более высоких планов бытия и деятельность в этих планах.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.