Пранамайя Коша: праническое тело — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Пранамайя Коша: праническое тело

2022-10-10 29
Пранамайя Коша: праническое тело 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие праны в йоге носит абсолютно научный характер. Когда мы говорим о пране, то не имеем в виду дыхание, воздух, или кислород. Если говорить точно и научно, то прана — это изначальная жизненная сила. Санскритское слово прана состоит из двух слогов — «пра» и «ан». Ан означает движение, а пра — это приставка, означающая «постоянное». Следова­тельно, прана означает «постоянное движение». Это постоян­ное движение начинается с самого нашего зачатия в утробе матери.

В физическом теле есть два вида энергии. Один из них изве­стен как прана шакти, а другой — как манас или читта шакти. Прана шакти представляет жизненную энергию, или актив­ность, а манас шакти представляет ментальную (умственную) энергию*.

 

* Соответственно, читта шакти представляет ментальную энергию как энергию мысли. В этом определении заключается различие с системой буддиз­ма, где манас (ум) не эквивалентен читте (мысли), а вторичен по отношению к ней. (пер.)

 

 Это означает, что в каждом органе тела должно быть два канала снабжения энергией. Современная физиология, вдобавок к симпатической и парасимпатической нервным сис­темам, описывает два типа нервных систем - сенсорную или информационную систему, и моторную, или двигательную си­стему*.

 

* На самом деле, столь жесткого деления на сенсорную и моторную нерв­ные системы не существует; правильнее говорить об афферентных нервных путях, идущих к мозгу, и эфферентных нервных путях, идущих от мозга. И ес­ли по первым из них действительно передаются данные от всевозможных ре­цепторов или сенсоров (чувствительных датчиков), имеющихся не только в специализированных органах чувств, но и во всех органах и тканях тела, то по вторым передаются не только моторные (двигательные) сигналы к мышцам, но и управляющие команды, не связанные с движением, а также некоторая другая информация, (пер.)

 

 

В каждом органе тела эти две системы взаимосвязаны. Точно так же каждый орган снабжается ментальной энергией и пранической энергией.

 

 

 

Энергетическая сеть

 

 

Проводящие пути пранической энергии, которая течет во всем теле, называются нади. Следует правильно понимать термин «нади». Нади — это не нервы, а нечто совсем иное. Нервы отно­сятся к физическому телу, тогда как нади относятся к праниче-скому, витальному телу и к более тонким кошам. Нади следует рассматривать как событие, процесс, нечто, находящееся в по­стоянном движении. Нади доставляют энергию и действуют в огромной коммуникационной сети волокноподобных связей, переносящих прану во всех направлениях.

Согласно текстам йоги, имеется 72000 или больше нади, по которым прана и сознание распределяются по всему телу. Из этих 72000 есть десять главных нади, из которых важнее всего три. Эти три нади — ида, пингала и сушумна. Ида нади пред­ставляет собой канал для ментальной энергии, пингала нади — канал для жизненной энергии, а сушумна нади — канал для ду­ховной энергии.

Эти три нади начинаются в муладхара чакре, которая распо­лагается в промежности или в шейке матки. В практике пранаямы мы учимся различными способами манипулировать тече­ниями в этих нади. В практике прана видьи, пробуждение или подъем праны происходит от мулад-хары через пингала нади. Пингала нади сперва идет из муладхары на­право, и на всем пути к аджне пере­секает ида нади в каждой чакре. Ида нади сперва идет из муладхары на­лево.

 

После муладхары нади проходят через пять чакр. Первая из них — свадхистхана, расположенная на копчике или в копчиковом сплете­нии; здесь пингала переходит на левую сторону. Вторая чакра - мани-пура, которая находится за пупком на внутренней стенке позвоночни­ка. Здесь, в области солнечного сплетения, пингала переходит на правую сторону.

 

Третья чакра - анахата, расположенная на внут­ренней стенке позвоночника прямо позади сердца. Здесь, в области сер­дечного сплетения, пингала перехо­дит на левую сторону. Четвертая ча­кра — вишуддхи, которая находится Муладхара позади надключичной ямки, в обла­сти шейного сплетения; тут пингала переходит на правую сторону. Пингала нади заканчивается в пятой чакре - аджне, которая находится в продолговатом моз­ге.

 

Сходным образом, ида нади тоже переходит в каждой чакре на противоположную сторону. Сушумна нади не переходит с одной стороны на другую, а идет прямо вверх через центры всех чакр. Сушумна — управляющий нади, который в настоя­щее время находится в состоянии полного бездействия. Ида и пингала активны наполовину: иногда действует один из них, иногда другой. Это обусловлено базовым дисбалансом в пранической системе. На физиологическом уровне функции этих нади отражаются в течении дыхания в ноздрях.

 

Если вы понаблюдаете за своим дыханием, то обнаружите, что порой поток воздуха проходит в большей степени через правую ноздрю, чем через левую, или что левая ноздря может быть даже полностью заложена, что указывает на повышенную активность пингала нади. Спустя какое-то время ритм меняет ся: левая ноздря открывается, а поток воздуха через правую уменьшается или прекращается, так что вдох и выдох осуще­ствляются через левую ноздрю, что указывает на активность ида нади. Иногда бывают открыты и действуют обе ноздри — это свидетельствует об активности сушумна нади.

 

Когда преобладает дыхание через правую ноздрю, мы гово­рим, что активность пингалы больше, чем активность иды. Пингала нади считается проводником прана шакти — виталь-ной или солнечной энергии. Когда этот канал активен воз­можны ощущения живости, физической энергии, или экстра­версии. Когда работает левая ноздря мы говорим о преоблада­нии активности ида нади. Ида нади — проводник манас шак­ти, ментальной или лунной энергии. В период активности иды возможны чувства внутренней безмятежности, мечта­тельности и деятельности ума. Это более пассивная энергия, и в такие периоды человек, как правило, бывает более интро-вертным.

 

Когда обе ноздри действуют вместе, мы говорим об актив­ности сушумна нади. Сушумна — проводник махапраны, ду­ховной энергии кундалини. При активности сушумны возмож­ны чувства невозмутимости и стабильности. Могут спонтанно возникать медитативные состояния - где бы вы при этом не находились, даже если вы ведете машину посреди транспорт­ной пробки. Период активности сушумны считается наиболее благоприятным временем для любой садханы — личной прак­тики йоги, будь то сосредоточение или медитация, пробужде­ние праны, чакр, или кундалини.

 

Пять пран

 

Согласно учению йоги, праническое тело, состоящее из инди­видуальной праны и сети нади, которые переносят эту прану, разделяется на пять основных областей или суб-пран. Все вме­сте они известны как панча прана: прана, апана, самана, удана и вьяна. Эти пять пран функционируют во взаимосвязи с пя­тью нижними чакрами и различными нади. Их следует пони­мать не как отдельные проявления праны, а как разные функции или области функционирования одной праны или маха­праны.

В данном случае термин прана означает не общую прану, а суб-прану, Которая относится к конкретной части тела между гортанью и верхом диафрагмы. Она управляет функциониро­ванием сердца и легких и всей деятельностью, которая проис­ходит в области груди, в том числе, дыханием, глотанием и кровообращением. Это проявление праны переживается в форме частиц света, движущихся вверх.

Второе проявление праны — это апана, которая находится в области таза, между пупком и промежностью. Апана управля­ет функциями почек, мочевого пузыря, кишечника, половых органов и органов выделения. Она отвечает за выброс кишеч­ных газов, кала, мочи и выталкивание ребенка во время родов. Апана переживается в форме световых частиц, движущихся вниз.

Третье проявление праны — самана. Термин самана проис­ходит от слова саман, которое означает «равный» или «уравно­вешенный». Самана располагается между пупком и грудной клеткой, между двумя противоположными силами праны и апаны, и потому в ее функции входит определенное уравнове­шивание или выравнивание этих сил. Она отвечает за пищева­рение и усвоение питательных веществ. Самана переживается как движение света из стороны в сторону, подобное быстрому раскачиванию маятника справа налево и слева направо.

Четвертое проявление праны — удана. Эта прана находится в конечностях — ногах, руках и голове. Удана ответственна за все органы чувств и органы действия. Она контролирует сим­патическую и парасимпатическую нервные системы. Удана пе­реживается как круговое течение света вниз по рукам и ногам, и вверх через голову.

Пятое проявление праны — вьяна. Эта жизненная сила про­низывает все тело и действует как резервная энергия. Она по­могает всем другим пранам, которым требуется дополнитель­ная поддержка. Она контролирует и координирует все мышеч­ные движения и другие праны.

 

Наряду с пятью главными пранами, есть пять второстепен­ных — так называемые упа праны. Надо ответственна за отрыж­ку и икоту. Курма открывает глаза. Крикара вызывает голод и жажду. Девадатта ответственна за зевание. Дхананджайя от­ветственна за разложение тела после смерти.

 

Раскрытие Пранамайя Коши

 

Есть пять ключей, которые мы используем для раскрытия восприятия и переживания пранамайя коши. Эти ключи - психическое дыхание, психический канал, психические цент­ры, психический звук и психический символ.

 

 

Психическое дыхание

 

Первым ключом к праническому осознанию служит психичес­кое дыхание. Психическое дыхание представляет собой соеди­нение физического дыхания с осознанием. Опыт дыхания мо­жет быть как грубым, так и тонким. Основу психического ды­хания составляет грубое физическое дыхание в форме воздуха, проходящего через ноздри примерно пятнадцать раз в минуту, 21600 раз в сутки, независимо от того, осознаете вы это или нет. Грубый опыт дыхания — это процесс втягивания воздуха в легкие и его выталкивания наружу через ноздри. Один из ас­пектов пранаямы связан с манипуляцией этим грубым процес­сом с помощью сосредоточения и силы воли. Второй аспект составляет психическое дыхание.

На начальных стадиях психического дыхания единствен­ным требованием является психическое осознание дыхания. Иными словами, необходимо осознавать дыхание, не пытаясь воздействовать на естественное течение дыхательного цикла. Коль скоро это достигнуто, следует переживать движение ды­хания при вдохе и выдохе в форме удджайи пранаямы. Осозна­ния глубокого звука и вибрации, которые создаются в ходе уд­джайи, и их движения при вдохе и выдохе, завершает первона­чальный этап психического дыхания. Удджайи включает в себя практику осознания, сосредоточе­ния и реального физиологического сокращения мышц горла. В ходе практики удджайи пранаямы, которую также можно вы­полнять вместе с кхечари мудрой и насикагра дришти, необхо­димо осознавать движение и звук дыхания при его прохожде­нии через горло.

Каким образом это осознание раскрывает восприятие пра­намайя коши? Это очень просто. Когда мы практикуем психи­ческое дыхание и можем удерживать полное осознание движе­ния и звука внутреннего дыхания в горле, ум начинает расслаб­ляться и.в личности начинают формироваться новые формы опыта. Когда мы практикуем удджайи, на физиологическом уровне мы переживаем расслабление, спокойствие и сосредо­точение. Таков грубый опыт удджайи, а затем имеет место пси­хический опыт.

Когда мы практикуем удджайи, то начинаем перемещать прану. Первое проявление махапраны представляет собой пра-на, располагающаяся в груди. Первый физиологический опыт, возникающий от движения и пробуждения праны, имеет фор­му потока белого света, либо своеобразного ощущения жжения или щекотки в горле, груди и легких. Однако, по мере углубле­ния и усиления сосредоточения, переживание праны стано­вится более острым, и опыт меняется.

 

Психический проход

 

Второй ключ к праническому осознанию представляет собой психический проход. Это любой проводящий путь в теле, по Которому направляются осознание, дыхание и прана в виде од­ного потока объединенной силы. Это понятие не связано ни с какими ограничениями, поскольку мы можем создавать пси­хический проход где угодно, к любой части тела или от нее. Зрительно представив себе проход, можно направлять психи­ческое дыхание в любое место тела, используя удджайи пранаяму. Это будет вызывать действительный перенос праны. Пси­хическое дыхание составляет неотъемлемую часть праны, им необходимо овладевать до такой степени, чтобы оно станови­лось чрезвычайно тонким и спонтанным.

Например, в практике прана видьи последовательно созда­ются многие психические проходы, чтобы можно было распре­делять прану по всем частям тела. Некоторые из них представ­ляют собой длинные и сложные пути, другие — простые и ко­роткие. Однако для целей пробуждения праны наиболее важ­ны несколько психических проходов, которые должны быть открыты и очищены до начала действительной практики прана видьи.

Первым обычно переживается психический проход, пред­ставляющий собой ту часть переднего канала, которая идет от точки манипура кшетрам в области пупка до точки вишуддхи кшетрам в надключичной ямке. Этот проход используется на первых стадиях практики аджапа джапы. Весь передний канал, так же как сушумна нади в позвоночнике, идет от муладхары до аджны. Вдоль прохода располагаются центры кшетрам, кото­рые служат активирующими точками для чакр в позвоночнике.

Самый мощный проход — это сушумна нади, который под­нимается прямо вверх через середину позвоночника. Этот путь, по которому пробужденная кундалини движется от муладхары к сахасраре, символически изображается рекой Сарасвати. Вдоль этого пути находятся точки главных чакр, где пережива­ется опыт их пробуждения. Точки, располагающиеся вдоль по­звоночника, носят название чакра шарира, или тело чакры.

После сушумны самыми важными психическими каналами являются ида и пингала нади, хотя в качестве психического прохода используется только пингала. Причина состоит в том, что при подобном использовании ида нади доминирующей становится ментальная сила, что может привести к потере пра-нической жизненности и ментальной устойчивости. Пингалу называют сурьей, или солнечным нади, и символизируют рекой Ямуна. Иду называют чандрой, или лунным нади, и символи­зируют рекой Гангой.

Аджна чакру символизирует Прайяга — подземное место слияния рек Ганги (ида нади), Ямуны (пингала нади) и Сарасвати (сушумна нади). Отсюда все они текут далее как одна ре­ка, один поток сознания. После аджны не существует никакой разницы между праной и сознанием. Есть одно движущееся вверх космическое осознание.

Практика прана видьи позволяет практикующему пережи­вать течение и цвет праны по мере ее движения вверх по прохо­ду пингала нади. Иногда она выглядит как нить паутины, про­зрачная и сияющая в свете зари. Кроме того, могут быть видны крохотные точки сияющего света или сверкающие драгоцен­ные камни, подвешенные на серебряной нити. Это тонкие и непостижимые чакры, расположенные вдоль сушумны. Эти переживания возникают постепенно, по мере того, как мы очищаем себя с помощью практик йоги. Они свидетельствуют о том, что мы продвигаемся вперед и начинаем осваивать пра­на видью.

 

Психические центры

 

Третьим ключом к осознанию праны являются психические центры, или чакры. Эти центры представляют собой вихри тонкой праны, расположенные в определенных местах вдоль канала сушумны. Психические центры были открыты йогами, риши и мудрецами различных традиций в Индии и по всему миру. Их увидели не путем физического анатомирования тела, ас помощью психической интроспекции. Из знания этих цен­тров развилась великая наука кундалини йоги, которая зани­мается пробуждением чакр.

Согласно концепции прана видьи, прана генерируется в му-ладхаре, хранится в манипуре, очищается в вишуддхи и распре­деляется из аджны. Это четыре чакры, которые используются в Практике прана видьи. Нам необходимо осознавать, как каждая, чакра влияет на активность пранической энергии, и какой опыт имеет место при пробуждении различных чакр. Используя тех­ники прана видьи для усердной практики, можно быстро до­стичь пробуждения чакр. Это не происходит просто само собой. Нам необходимо влиять на свою прану, стимулируя и контро­лируя ее, и это следует делать осторожно и постепенно.

 

Психический звук

 

Четвертый ключ к осознанию праны — это психический звук. Согласно учению надо йоги, звук проявляется не только извне, но и внутри нас. Практики нала йоги связаны с отключением слухового восприятия, чтобы мы больше не слышали внешних звуков. Когда внимание полностью сосредоточивается в цент­ре головы, мы можем развивать способность осознания чида-каши — психического пространства — внутри головы. Тогда мы можем наблюдать любые звуки, спонтанно возникающие в этом пространстве.

К обычным переживаниям нады относятся, в порядке воз­растания тонкости, звуки мардалы, колокола, рожка, звеня­щих колокольчиков, флейты, вины и пчел. Звук начинается ед­ва заметно и постепенно усиливается. Могут реально слышать­ся звучание вины или звон колокольчиков, несмотря на то, что снаружи нет ни колокольчиков, ни каких-либо музыкальных инструментов. Опыт проявляется полностью внутри.

После того, как все эти внутренние звуки стали доступны нашей сознательной осведомленности, может переживаться глубокий пульсирующий звук, как будто мы находимся в глу­бокой пещере или в тоннеле, в другом конце которого кто-то играет на флейте или на барабане. Звук начинается с очень низкого тона, который постепенно повышается до тех пор, по­ка через некоторое время звук не начинает медленно затихать. В конце этого периода можно осознать сокровенный нада — трансцендентальный звук Ом.

 

Психический символ

 

Пятым ключом к праническому осознанию служит психичес­кий символ, который переживается посредством практики сосредоточения. Символом может быть любой объект, на ко­тором мы способны фиксировать свой ум. Это может быть аб­страктный символ, сцена из природы, янтра или мандала, солнце, луна, пламя свечи, облако или все что угодно, при­влекающее наше внимание. Сосредоточиваясь на образе сим­вола, мы можем постепенно развивать способность столь же

отчетливо видеть его внутренним взором, как видим его сна­ружи.

Во время мантра дикши, в зависимости от нашей индивиду­альности и астрологического знака, нам дается тот или иной символ, который будет способствовать нашему сосредоточе­нию и позволять нам глубже проникать во внутренние измере­ния. Это будет помогать нам готовиться к более высоким прак­тикам пранаямы.

 

 

Прана и Мантра

 

Мантра лежит в основе многих техник целительства, в ко­торых используется энергия звука. Мы знаем, что в окру­жающей нас вселенной проявляются различные формы энер­гии, например, звук, свет, теплота и движение. Вселенная су­ществует одновременно на нескольких уровнях проявления. На грубом уровне вселенная существует как материя, на дру­гом уровне — как свет, а еще на одном уровне - как звук. Все эти уровни энергии можно использовать для исцеления. Мант­ра садхана направлена на высвобождение звуковой энергии, которую можно использовать для исцеления или для подъема сознания.

 

Сила звука

 

С научной точки зрения, звук представляет собой вибрацию определенной частоты, и он способен вызывать в организме физические изменения. Некоторые вибрации могут быть вред­ными, тогда как другие полезны. Звук можно сосредоточивать до таких.степеней интенсивности, что он способен разрушать объекты. С помощью одного лишь звука можно проделывать отверстия в твердом металле.

Звук это форма энергии, характеризующаяся частотой, вы­сотой, громкостью, тональностью, а также обладающая тонкими качествами. Именно на этих тонких качествах в прошлом сосредоточивался интерес йогов и риши тантрической школы.

 

В глубоких медитативных состояниях они слышали опреде­ленные звуки, которые были психическими вибрациями. Эти вибрации получили название мантр, звуков-откровений, кото­рые можно слышать только на более высоких уровнях созна­ния, когда йоги входят в самадхи. Позднее были составлены ричи или шлоки — собрания мантр, которые они слышали и за­писывали. Некоторые из них стали книгами откровения мно­гих великих мировых религий.

Каждая мантра обладает двумя важными качествами, кото­рые на санскрите называются варна и акшара. Варна означает «цвет», а акшара означает «буква» или «форма». Название «ак­шара» носили буквы санскритского алфавита. Кроме того, ак­шара означает «то, что не исчезает». Поэтому как только мант­ра произнесена, она становится частью вечной хроники акаши.

 

В начале было слово

 

Между звуком и праной, лежащей в основе творения, существу­ет важная взаимосвязь. Прежде чем что-либо может проявиться в акте творения, должен существовать космический ум — маха-та. Его первым проявлением становится бинду, которая пред­ставляет время, пространство и материю в одной точке.* Это семя творения. Из бинду исходит жизненная сила. Таким обра­зом, существуют два понятия: космический ум и космическая прана.

 

* Заметьте, что эти древние представления оказываются весьма близкими к точке зрения современной научной космологии, согласно которой вселен­ная возникла в результате Большого Взрыва из единой безразмерной точки — сингулярности. В отличие от традиционных представлений, в космологии счи­тается, что до Большого Взрыва не было ни времени, ни пространства, ни ма­терии, однако, по мнению Стивена Хоукинга, в мнимом времени существовала квантово-волновая функция вселенной, определяющая все ее физические свой­ства. См. А. Минделл, «Сила Безмолвия», М. «АСТ», 2003. (пер.)

 

 

В Веданте универсальный ум символизирует хиранъягарбха — золотое чрево или космическое яйцо. На одном полюсе уни­версального ума находится время, на другом - пространство, а в центре — материя. В ходе творения, пространство и время сближаются друг с другом. В тот момент, когда они встречаются в бинду, в материи происходит взрыв и начинается творение. Таким образом, вселенная создается соединением двух полю­сов энергии универсального ума и представляет собой продукт взрыва в его ядре.

Внутри бинду содержится предельный источник всего тво­рения. Когда внутри бинду происходит взрыв времени и прост­ранства, сначала излучается нада, трансцендентальный звук. Это звуковая вибрация на высочайшем уровне. Из нады возни­кает калаа - проявленная вселенная времени, пространства и объектов.

 

Исцеление с помощью МАНТРЫ

 

Вследствие тесной взаимосвязи между праной и надой в про­цессе творения, можно понять, почему одним из лучших носи­телей для передачи прана шакти служат мантры - звуки, со­держащие психическую силу. Когда определенные звуковые вибрации переносятся в различные части тела, они могут вы­зывать реальные изменения физической структуры и функции. Кроме того, они могут изменять состояние сознания. Поэтому в практике прана видьи для переноса прана шакти можно ис­пользовать мантры, в особенности, для исцеления других лю­дей. Однако этот вид целительства практикуют только те, кто обрели мантра сиддхи — силу и знание мантр посредством ман­тра садханы. Другие не способны эффективно проявлять силу мантр для исцеления.

Каждая мантра служит проводником определенного типа энергии. Например, существует специальная мантра для лече­ния змеиных укусов. Когда человек повторяет эту мантру тыся­чи раз, он заряжается определенным видом энергии. Затем эту энергию можно использовать для исцеления кого-нибудь, кого укусила змея. Когда человек, владеющий мантра сиддхой, на­говаривает мантру, яд рассеивается, не вызывая боли или вре­да.

Тантрические мантры служат носителями пранической энергии, которую следует использовать в соответствии с опре­деленными правилами, и для определенных целей. Их необходимо изучать под руководством гуру тантрической школы. Су­ществуют мантры всевозможной длины, предназначенные для разных целей: мантры священного писания, мантры для про­тиводействия горячке, яду и болезни, для обезболивания, уст­ранения препятствий, победы над врагами, привлечения, улуч­шения здоровья, обретения богатства, крепкого сна, для же­нитьбы, рождения потомства и долголетия. Однако чтобы ис­пользовать их должным образом, их необходимо очень тща­тельно изучать.

Большинство людей не понимают силу мантр и думают, что могут использовать их как им хочется. Другие используют в ка­честве мантры любое слово или имя. Например, возможно, вы восхищаетесь великим человеком и захотите -сделать его имя своей мантрой. Быть может вы даже считаете этого человека своим гуру или божеством и наполнены любовью к нему. По­этому вам может нравиться звук его имени. Однако это имя представляет собой просто эмоционально заряженный звук, а не мантру, заряженную прана шакти.

Для понимания силы мантры необходимо посвящение от гуру. Недостаточно повторять любое слово или слог, который вы слышали или нашли в книге. Мантра требует правильного фонетического произношения, должной интонации, правиль­ного сосредоточения и создания соответствующих мысленного образа или формы. Все это можно усвоить только от учителя. Практика мантр порождает не только звуковые волны, но так­же соответствующие волны цвета, формы и геометрических образов в глубине ума.

 

Использование мантр

 

Сила мантр и тонкие звуковые частоты в течение веков были известны во многих древних цивилизациях, и использовались для пробуждения внутреннего сознания, а также для оказания влияния на внешние силы природы. Некоторые люди полага­ют, что для перемещения огромных камней Стоунхенджа, ис­туканов острова Пасхи и монументов майя использовались за­коны звуковых вибраций — знание, утраченное современной цивилизацией. Кроме того, наука мантр составляет основу многих западных эзотерических систем.

Наука мантр включает в себя знание чисел, музыкальных нот, цветов, драгоценных камней и металлов, и имеет астроло­гическое значение. При правильном интонировании мантры она проецирует энергию, мысленные формы и символы, кото­рые содержат знание. Мантры — это не только звук, но и от­крывающееся содержание звука. Примером может служить мантра Ом Номах Шивайя, которая имеет семенную, или биджа мантру Храум. Кроме того, она связана с геометрической фор­мой, именуемой янтрой. Когда мантру дает тантрический гуру, она имеет форму, цвет и мысленное содержание.

Практикуя мантру, следует иметь в виду четыре вещи: саму мантру, девату, психический центр и форму взывания. Девата -это не Бог или какое-либо божество; девата означает «озарен­ная форма» - это раскрываемый символ мантры. Психические центры — это точки сосредоточения, испытывающие сильное воздействие мантры. Взывание представляет собой эзотериче­скую молитву, или шлоки, которые сопровождают мантру. Правильное произнесение мантры вызывает изменение энер­гии в психике, передающееся физическому телу.

Иногда перед целительством, во время него, либо после не­го, повторяют такие мантры или шлоки, как Гаятри Мантра, Деви Стотра, Дурга Мантра или Махамритьюнджайя Мантра. При контактном целительстве, проводя рукой над пораженной частью тела, наговаривают мантры для конкретных частей тела.

 

Гаятри Мантра

 

Гаятри Мантра - великолепная мантра для пробуждения праны для целей практики прана видьи. Над каждой мантрой гла­венствует своя «озаренная форма», или девата. Девата Гаятри — это адитья девата, именуемая Савитой. Савита представляет собой один из аспектов солнца и символ космической праны, которая дает энергию, свет и жизнь все существам. Однако (формой медитации для Гаятри Мантры служит Гаятри Деви, или прана шакти.

Согласно ведической философии, прана имеет три формы, и потому Гаятри представляют как невинную и незрелую ма­ленькую девочку утром, как очаровательную молодую женщи­ну в полном расцвете в полдень, и как старую женщину - во­площение мудрости, или джняны — вечером. Утром Гаятри имеет красный цвет, подобный цвету восходящего солнца; в полдень она черная, а вечером — дымчато-серая. Это характе­ристики праны, соответствующие различным формам Гаятри.

Гаятри Мантра состоит из двадцати четырех слогов, которые произносятся следующим образом: «Ом Бхур Бхувах Свахах Тот Савитур Вареньям Бхарго Девасья Дхимахи Дхийо Йо Нах Прачодапят».

  Это можно перевести так: «Ом, физический план, тонкий план, каузальный план; мы медитируем на боже­ственном свете этого восхитительного солнца духовного созна­ния. Да пробудит оно нашу способность духовного восприя­тия».

Эти двадцать четыре слога содержат в себе всю форму пра­ны. Джапу Гаятри можно практиковать на рассвете, в полдень, или вечером, на закате, однако лучшее время — это раннее ут­ро. Регулярная практика Гаятри Мантры помогает гармонизи­ровать и пробуждать пранамайя кошу, что делает более эффек­тивными продвинутые практики, в частности практику прана видья.

 

Анахад нада

 

При непрерывном повторении мантры, она становится спон­танной и начинает сама повторяться на подсознательном и бессознательном уровнях. Это иллюстрирует одно прекрасное стихотворение мудреца Кабира: «Делай джапу так, чтобы с каждым вдохом слышать мантру Со Хам, Со Хам, двадцать одну тысячу шестьсот раз, и анахад нада пробудится сам собой».

Или, по словам Парамахамсы Сатьянанды: «Когда осозна­ние поглощено дыханием — его движением, его звуком — оно становится средством для пересечения поверхностных пластов ума и обретения более высокого опыта за пределами влияния внешних органов чувств».

Это определение мантры, или объяснение влияния мантры на человеческую личность. Вы должны стать настолько погло­щенным мантрой, чтобы слышать, как ее поет дыхание. Когда это происходит для всех 21600 вдохов, которые вы делаете в те­чение дня, тогда чувственному восприятию становится доступ­ной анахад — внутренняя вибрация, космическая вибрация внутри вас.

Процесс повторения мантры Со Хам составляет основу ме­дитации аджапа джапы. Этот процесс включает в себя праная-му в форме удджайи (психическое дыхание); мантру (психиче­ский звук), сушумну (психический проход) и психическое осо­знание. Это лучшая практика для пробуждения праны и ума, и для подготовки к более высоким практикам пранаямы и прана видьи.

 

Исследования Прана Шакти

 

Существует много разговоров об энергии, пране, кундалини, психическом целительстве и пробуждении более высо­кого сознания. Метафизическая литература полна сообщения­ми об аурах - полях света, исходящих наружу из живых тел — и субъективными описаниями святых, мудрецов и других людей, наделенных необычными способностями.

Как мы можем быть уверены, что эти энергии вообще суще­ствуют, и что эти переживания реальны? Насколько нам изве­стно, они могут быть обманом и мистификациями, распрост­раняемыми нечестными людьми, чья единственная цель — до­биться известности, славы и быстрого обогащения. Ходят рас­сказы об индивидуальном опыте, делаются сумасбродные ут­верждения и обещания, но все они могут быть выдумками изо­бретательных или недоброжелательных умов.

В то же время, что нам с того, если какие-то люди действи­тельно пережили пробуждение кундалини? Мы ведь по-преж­нему живем в своих старых системах отсчета, со своими стра­даниями и радостями, мелкими проблемами и тривиальными идиосинкразиями. Могут ли йоги и торговцы высшим созна­нием на самом деле вывести нас из теперешних ограниченных модусов бытия к заре более проницательного и более просве­щающего дня? Может нам чего-то не хватает? Все эти вопросы приходится ставить перед собой научным исследователям и ра­циональным мыслителям. Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Порой меня заставляет сомневаться мысль — "я сошел с ума, или же другие безумны?"»

 

Первое доказательство

 

Возможно, первое объективное доказательство существования пранического тела, или ауры, и чакр уже получено в Калифор­нийском Университете в Лос-Анджелесе в исследовании, кото­рое проводила кинезиолог Валери Хант со своими коллегами при сотрудничестве Брюйера, обладающего способностью ви­деть ауру; исследование включало в себя ряд различных изме­рений (1). Исследователи использовали электромиографичес-кое оборудование (ЭМГ), которое измеряет низковольтные волновые формы, отражающие электрическую активность мышц.

К восьми традиционным местоположениям чакр и аку-пунктурных точек, как то, к межбровному центру (аджна чак-ра), макушке головы (сахасрара), сердцу (анахата чакра) и т.д. прикреплялись электроды. Показания электромиографа запи­сывались на одной дорожке двухдорожечного магнитофона, а на другую дорожку одновременно записывались словесные от­четы Брюйера, содержавшие описания цвета, размеров и ак­тивности аур разных испытуемых. В свою очередь, испытуе­мые, используя второй микрофон, описывали свои спонтан­ные переживания и образы. Быстро выяснилось, что с цвета­ми, описываемыми Брюйером, достоверно коррелируют ха­рактерные волновые формы.

«Возможные интерпретации поразительны» — признавала Хант — добавляя, что «эти излучения снимались непосредст­венно с поверхности тела, количественно измерялись в естест­венном состоянии... выделялись с помощью принятых в науке методов обработки данных. Независимо от использования волновых форм, частотного анализа Фурье, или сонограммы, данные показывали один и тот же результат, и последовательно согласовались с определением цвета экстрасенсом» (2).

 

Нади, чакры и меридианы

 

В плане доказательства существования в теле энергетических каналов (нади), чакр (вращающихся вихрей энергии в позво­ночнике) и меридианов (энергетических путей, используемых в китайской системе акупунктуры) значительные исследова­ния проведены доктором Хироси Мотоямой, Президентом Международной Ассоциации Религии и Парапсихологии. Он утверждает: «Путем изучения многих книг, посвященных нади и чакрам йоги, я сумел установить, что асаны (позы), мудры (жесты), пранаяма (управление праной) и дхарана (сосредото­чение) были разработаны на основе знания системы нади, ко­торая эквивалентна китайской системе меридианов акупунк­туры, или каналов жизненной энергии ки или ци» (3).

Мотояма полагает, что акупунктура и концепция нади в йоге имеют одну и ту же основу. Мы имеем дело с системами, которые складывались тысячелетиями, и которые, вероятно, испытывали взаимное влияние в течение всего периода рас­селения человека по евразийскому материку. Это само по себе дает основания полагать, что в основе этих систем должно быть нечто существенное, чтобы люди принимали и исполь­зовали их теории на протяжении столь длительного времени. От систем, которые не дают результатов, обычно быстро отка­зываются. Однако и ныне ученые, в свете современного науч­ного мышления, ищут модели для объяснения этих древних феноменов, чтобы они могли быть приняты сегодняшним об­ществом.

Чтобы выяснить, существуют ли нади на самом деле, или нет, Мотояма разработал два устройства, способных измерять энергию, которую излучает тело. Он утверждает, что энергия, фо<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.