Исследования заложенности носа — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Исследования заложенности носа

2022-10-10 32
Исследования заложенности носа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В нескольких экспериментальных и клинических исследова­ниях была показана необходимость иметь открытые, хорошо работающие ноздри, и установлена возможная взаимосвязь со свара йогой. Особого упоминания заслуживает работа доктора И. Н. Рега, отоларинголога из Бухареста (Румыния) (2). Изучив почти 200 пациентов, страдающих односторонней заложенно­стью носа вследствие врожденных пороков и искривлений но­совой перегородки, доктор Рега обнаружил, что пациенты, ко­торые дышали преимущественно левой ноздрей (89%), чаще, чем обычно, страдали разнообразными заболеваниями дыха­тельных путей, включая слизистогнойные синуситы, воспале­ния среднего и внутреннего уха, частичную или полную поте­рю обоняния, вкуса и слуха, рецидивирующие фарингиты, ларингиты и тонзиллиты, хронические бронхиты и бронхоэкта-зию.

Кроме того, он обнаружил, что люди, страдающие этим синдромом, больше предрасположены к одному или более из широкого спектра заболеваний, более отдаленно связанных с дыханием, включая потерю памяти, слабоумие, головные бо­ли, гиперфункцию щитовидной железы (и связанную с ней раздражительность), сердечно-легочную недостаточность (с симптомами тахикардии, астматических приступов и хрониче­ской сердечной недостаточности), заболевания печени и желч­ного пузыря (с различной симптоматикой), постоянные изме­нения клеточного состава крови и лимфатической жидкости, хронические гастриты и энтероколиты (с симптомами изжоги, желудочного рефлюкса, язвы и запора), а также половые и ре­продуктивные расстройства (с симптомами снижения либидо, нарушения менструального цикла у женщин и бесплодия у мужчин).

По контрасту пациенты, дышавшие преимущественно пра­вой ноздрей (26% исследованных случаев), оказались более предрасположенными к артериальной гипертонии и ее много­численным последствиям.

Хотя это исследование скорее наводит на размышления, не­жели позволяет делать какие либо определенные выводы, и кроме того, открыто для критики в ряде областей, оно в значи­тельной степени согласуется с наблюдениями большого числа врачей, которые еще с 1819 года обращали внимание на связь общего физического и психического здоровья с состоянием носовых проходов и их чувствительной слизистой оболочки.

 

Влияние автономной нервной системы

 

Считается, что при вдохе поток воздуха в каждой из ноздрей стимулирует специальные односторонние автономные нерв­ные центры, находящиеся в слизистой оболочке и под ней. Затем эти специфические стимулы влияют на автономные процессы дыхания, кровообращения, пищеварения и так да­лее.

Некоторые исследователи продемонстрировали чрезвы­чайно богатую и чувствительную иннервацию оболочек носа. В ряде исследований было показано, что в этих оболочках со­держится в двадцать раз больше автономных нервных воло­кон, чем в цереброспинальной (центральной нервной) систе­ме.

Это позволяет предполагать, что автономная нервная систе­ма и два ее взаимодополнительных компонента — возбуждаю­щая симпатическая нервная система (пингала нади) и тормоз­ная (расслабляющая) парасимпатическая нервная система (ида нади) — могут активироваться из области слизистой оболочки носа. Сохие-Брайянт действительно определял всю область слизистой оболочки носа как отдельный орган автономной нервной системы.

Учитывая это, можно предполагать, что такие практики йо­ги, как нети крийя и пранаяма нади шодхана оказывают глубо­кое воздействие на всю автономную нервную систему, и через нее на эндокринные и физиологические функции.

 

Ноздри и акупунктура

 

Кроме того, область слизистой оболочки носа имеет чрезвы­чайно важное значение в китайской системе целительства, на­зываемой акупунктурой. Акупунктурная терапия направлена на изменение и регулирование ки, или пранической энергии, текущей по четко определенным каналам или меридианам пранического и эфирного тела, путем воздействия на систему наполненных жидкостью пространств в соединительной тка­ни, именуемых меридианами в физическом теле.

Как мы уже видели в главе «Исследования прана шакти», недавние работы доктора Хироси Мотоямы из Японии элект-рофизиологически подтвердили существование и местополо­жение меридианов, как отдельной психофизиологической коммуникативной системы, действующей независимо от нерв­ной и кровеносной проводящих систем (3).

Кроме того, существует заметное сходство и соответствие между картами акупунктурных меридианов и древними схемами основных нади, или пранических каналов, как они описа­ны в индийских Упанишадах (4).

Шесть из двенадцати главных меридианов акупунктуры (меридианы желудка, мочевого пузыря, желчного пузыря, тол­стого кишечника, тонкого кишечника и тройного обогревате­ля) имеют точки входа или выхода в области окончаний трой­ничного нерва, окружающей слизистую оболочку носа (5).

 

Индийские исследования

 

В ходе электроназографического исследования, проводивше­гося в Институте Кайвальядхамы в Лонавале, было обнаруже­но, что в слизистых оболочках обеих ноздрей непрерывно про­исходят изменения электрического потенциала (6).

Оказалось, что эти изменения неодинаковы в разных нозд­рях; предполагается, что на них влияет психофизиологическое состояние испытуемого, отражающееся в его дыхании. Непре­рывные изменения этого потенциала подобны непрерывным изменениям человеческой ауры, которые можно видеть при ее фотографировании по методу Кирлиан. Было установлено, что эта «аура» постоянно меняется, реагируя на непрерывные из­менения мыслей, эмоций и физиологических функций челове­ка; кое-кто считает ее отражением пранического тела в элект­рическом поле.

 

Эксперименты с йога дандой

 

Исследователи Института Кайвальядхамы в Лонавале также подтвердили эффективность древнего приспособления, изве­стного как йога данда или палка, которое по традиции ис­пользуют йоги для манипулирования потоком дыхания в ноз­дрях.

Данда делается подходящей длины, чтобы доходить от зем­ли до подмышки медитирующего человека. Древние йоги об­наружили, что слегка облокачиваясь на эту палку и создавая постоянное давление на одну подмышку, можно усиливать по­ток дыхания в противоположной ноздре. Они использовали этот принцип в медитативных практиках для того, чтобы под держивать равновесие между двумя ноздрями, уравнивая тече­ние праны в ида и пингала нади, в результате чего канал су-шумна мог оставаться открытым, и успешная медитация продолжалась.

Исследование в Лонавале подтвердили, что у всех испытуе­мых, независимо от пола и возраста, дыхание в ноздре, находя­щейся на противоположной стороне от йога данды, становится заметно свободнее, чем дыхание в ноздре, находящейся на той же стороне.

У среднего человека весь мозг действует согласованно и уравновешенно только в течение нескольких минут, когда ды­хательный цикл сменяется через каждые полтора часа. Однако правильное использование йога данды может обеспечивать длительное равновесие потоков дыхания в обоих ноздрях, поз­воляя тем, кто следуют путями тантры и свара йоги, поддержи­вать течение праны в сушумна нади в течение более длительно­го времени, и, благодаря этому, переживать медитативное осо­знание на протяжении часов или дней.

 

Заключение

 

Каково значение древней науки пранаямы и свара йоги для со­временного человека? Во-первых, наблюдение за дыханием представляет собой прямой способ самопознания. Независимо от того, насколько мы заняты, все мы можем осознавать состо­яние своего дыхания в связи с различными повседневными де­лами, состояниями ума и чувствами. В свара йоге одна лишь эта садхана может непосредственно вести к пробуждению су-шумны и вхождению в дхьяну.

Во-вторых, мощное влияние пранаямы нади шодхана и практики нети крийи на автономную нервную систему способ­ствует здоровью и оптимальному функционированию тела и ума. Эти практики помогают высвобождать накопившийся нервный и психический стресс, который создает дисбаланс в автономной нервной системе и блокирует течение праничес-кой энергии, запирая ее в ограниченных и неизменных конту­рах. С течением времени эти пранические аномалии и нарушения, если их не устранять, приводят к различным психосома­тическим заболеваниям, связанным со стрессом.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы научно обосновать эффективность пранаямы и помочь нам понять, как она способствует нашему благополучию. Некоторые из упоминавшихся здесь исследований носят предварительный характер, и работе нередко препятствуют отсутствие финанси­рования и необходимого оборудования. Новаторы, подобные профессору Мотояме, пытаются разрабатывать новые методы измерения тонких энергий и процессов. Кроме того, важно со­поставлять различные пути познания. Например, исследова­ния биоритмов и циклов мозга открывают новые способы по­нимания того, кто мы такие, и как наше существование связа­но с окружающим миром. Когда наука обращается к опыту, ко­торый в течение тысячелетий накапливали йоги, она открыва­ет для себя огромный ресурс, возможно, обещающий новое по­нимание природы и предназначения жизни.

 

 

ПРАНАЯМА

 

 

Принципы

 

 

Для того, чтобы получить от науки пранаямы максимальную пользу, всякому, кто желает начать заниматься пранаямой, следует обращаться за руководством к должным образом под­готовленному учителю йоги. Это гарантирует успешное про­движение.

 

Советы и предостережения

 

Каждый может делать тот или иной вид пранаямы, однако по­началу следует проявлять осторожность и действовать посте­пенно, не спеша переходить к более трудным практикам до тех пор, пока вы не будете к ним готовы. У здоровых людей легкие, сердце и нервы тела достаточно сильны, и обретают добавоч­ную силу в результате разумной и регулируемой практики пра­наямы. Однако, если вы чересчур усердствуете и истощаете те­ло и внутренние органы, они будут становиться слабыми и мо­гут быть повреждены. Поэтому в ходе практики особенно не­обходимы внимание и осторожность. Не следует делать слиш­ком энергичных вдохов и выдохов, задерживать дыхание доль­ше, чем это удобно, или как либо еще принуждать дыхание, те­ло или ум. Не пытайтесь делать усложненные формы праная­мы, выходящие за пределы ваших текущих возможностей.

В духовной жизни необходимы терпение и упорство; это от­носится и к пранаяме. Вы несомненно достигнете своей цели, но это требует времени. Поэтому не расстраивайтесь, если вы не можете добиться определенного соотношения фаз дыхания, той или иной продолжительности задержки, или заданного ко­личества циклов; для того, чтобы довести до совершенства только один вид пранаямы, могут потребоваться месяцы или даже годы. Вы постоянно продвигаетесь вперед, но поскольку вы не способны взглянуть на свое продвижение объективно, вам может казаться, что ничего не происходит. Однако будьте уверены — происходит — как на грубом, так и на тонком уров­нях.

 

Асана: Необходимо использовать подходящую асану (сидя­чую позу). Это обеспечивает эффективное дыхание, а также позволяет сохранять удобное положение в течение практики. При изучении предварительных этапов пранаямы, целесооб­разно как следует освоить по крайней мере одну сидячую позу. Плохая поза препятствует сосредоточению и технике.

Главное требование состоит в использовании удобной вер­тикальной позы, в которой ничто не мешает потоку дыхания, и могут высвобождаться пранические силы. Этому требованию удовлетворяют многие позы, которые подробно описаны в гла­ве «Асана для пранаямы».

 

Место: следует заниматься в чистом, приятном и хорошо проветриваемом помещении (но не на сквозняке). Никогда не делайте пранаяму в задымленной, пыльной или неприятно пах­нущей комнате. При занятиях на открытом воздухе старайтесь выбирать чистую окружающую среду, чтобы свести к минимуму действие загрязнений. В идеале, это место должно быть доста­точно уединенным - вдали от людей, шума и помех, - а также чистым и удобным. Не следует заниматься на солнцепеке или на ветру. Ранним утром мягкий солнечный свет полезен, но когда солнце начинает припекать, его прямые лучи становятся вредными и могут вызывать перегрев тела. Занятия на сквозня­ке или на ветру могут вызывать озноб и падение температуры тела. В ходе практик, требующих тонкой настройки — в том числе, пранаямы — сквозняки и крайности температуры могут легко нарушать внутреннее равновесие.

 

Чистота: Разумеется, для любой духовной практики необхо­дима личная чистота. Если вы не можете принять ванну или душ, то ополосните водой лицо, руки и ступни, чтобы как сле­дует проснуться, прежде чем приступать к садхане. Говорят, что ритуальное очищение помогает очищать и ум.

 

Время: Лучше всего заниматься ранним утром. Для любой духовной садханы лучше всего подходит время брахмамухуртхи (от двух до трех часов до восхода солнца), поскольку в этот пе­риод вибрации атмосферы находятся в своем чистейшем со­стоянии. Тело полно сил, и ум содержит очень немного впечат лений, по сравнению с его состоянием в конце дня. Если вы не можете заниматься рано утром, то еще одно подходящее и осо­бое время дня бывает после заката. На ночь можно делать успо­каивающие пранаямы, но не оживляющие практики, которые не способствуют сну. Большинство видов пранаямы не следует делать в жаркое время дня (если только ваш гуру не дает вам специальную садхану). Хотя некоторые традиционные тексты рекомендуют для занятий время восхода, полдень, время зака­та и полночь, это относится только к продвинутой садхане. Не следует делать пранаяму после приема пищи. Необходимо по­дождать от трех до четырех часов, прежде чем приступать к практике.

Старайтесь заниматься каждый день в одно и то же время и в одном и том же месте. Это создает положительную и духов­ную вибрацию; кроме того, регулярность развивает внутрен­нюю силу и волю.

Последовательность: Пранаяму следует делать после асан и перед медитативными практиками.

 

Состояние тела: Если вы в течение многих лет не уделяли никакого внимания своему телу, то поначалу некоторые прак­тики могут оказаться для вас трудными. Однако, если вы начи­наете с самого начала и осваиваете практику постепенно, пред­варяя занятия пранаямой выполнением асан, а также придер­живаетесь простого и более уравновешенного образа жизни, то получите огромную пользу.

Перед началом практики пранаямы следует опорожнить мо­чевой пузырь и кишечник. Желудок также должен быть относи­тельно пустым. Не беспокойтесь, если у вас запор, поскольку это состояние, вероятно, пройдет после определенной практи­ки асан и пранаямы. Однако у начинающих могут наблюдаться небольшой запор и снижение количества выводимой мочи. В этом случае следует перестать употреблять соль и специи, и пить много воды. При поносе нужно на несколько дней прекра­тить занятия пранаямой и перейти на диету из риса и творога.

Никогда не будет лишним еще раз подчеркнуть, что при за­нятиях пранаямой не должно быть никакого перенапряжения.

Следует задерживать дыхание лишь настолько насколько это удобно. Это чрезвычайно важно, поскольку легкие представля­ют собой очень нежный орган, и любое злоупотребление легко может их повредить.

В холодное время тело следует укрывать простыней или оде­ялом для сохранения тепла и защиты от насекомых. Не реко­мендуется носить или использовать в качестве подстилки мате­риалы, сделанные из синтетических волокон. Лучше всего ис­пользовать ткани из натуральных волокон, например, хлопок или шерсть. Синтетические материалы отталкивают отрица­тельные ионы, а именно в них мы и нуждаемся. На самом деле, синтетические волокна притягивают положительные ионы, которые не способствуют ни хорошему здоровью, ни пранаяме, и действуют как экран, препятствуя поступлению в орга­низм отрицательных ионов.*

 

* Современные исследования показывают, что отрицательные аэроионы, по существу, представляют собой свободные радикалы, образованные из мо­лекул кислорода и воды (т. н. гидроксид-радикалы), которые играют роль ак­тивных форм кислорода (АФК). Это еще раз указывает на связь праны с АФК (см. сноски 1, 2, 4 выше). В отношении синтетических материалов следует указать, что способностью притягивать положительные ионы обладают поли­амидные и полиэфирные волокна (капрон, нейлон, лавсан и т.п.), но не во­локна из поливинилхлорида (хлорин), полиэтилена или полипропилена, которые используют для изготовления лечебных тканей, (пер.)

 

 

Нос: Поскольку дыхание начинается в носу, и поток дыха­ния в ноздрях тесно связан с многими тонкими равновесиями в системе тело-ум, следует уделять определенное внимание обеспечению эффективной работы носа. Тщетно пытаться де­лать пранаяму при хронической или острой заложенности но­са.

Следует дышать только носом, за исключением тех случаев, когда специально указано, что нужно дышать через рот. Необ­ходимо регулярно очищать полость носа с помощью таких шаткарм, как джала нети или сутра нети, которые подробно описаны в приложении. Это будет обеспечивать эффективную работу ноздрей и повышать их чувствительность к действию дыхания и праны. Кроме того, подобное очищение помогает избавляться от заложенности носа, вызванной простудой или сенной лихорадкой. Однако во время любой болезни не реко­мендуется заниматься пранаямой. В это время следует приос­тановить садхану и дождаться восстановления здоровья.

Некоторые люди, начав заниматься пранаямой, обнаружат, что одна из ноздрей у них постоянно заложена, либо через нее проходит мало воздуха. Нередко это бывает обусловлено ис­кривлением носовой перегородки, когда эта косточка, разде­ляющая правую и левую ноздри, выросла в одну сторону и пре­пятствует проходу воздуха с этой стороны. Обычно эту ситуа­цию можно исправить с помощью несложной операции.

 

Расширение ноздрей: Сознательное управление ноздрями во время пранаямы позволяет воздуху поступать в организм легче, в большем объеме и более равномерно. В ходе практики вы должны полностью осознавать свои ноздри, а не считать их просто пассивными входными отверстиями. При сознатель­ном управлении они могут способствовать большей восприим­чивости всей дыхательной системы. Если внимательно посмо­треть на нос животного, то можно заметить, что ноздри актив­но участвуют в процессе дыхания. Современный человек в зна­чительной мере отказался от большей части управления нозд­рями, с чем, возможно, связано и его очень грубое чувство обо­няния, по сравнению с представителями животного мира.

Для сознательного управления ноздрями требуется практи­ка, поскольку обычно при дыхании ноздри почти или вовсе не двигаются. Однако в идеале во время вдоха ноздри должны расширяться, то есть, раздвигаться наружу, а при выдохе они должны возвращаться в свое естественное положение.

Расширение ноздрей представляет собой важный аспект пранаямы, особенно в таких видах пранаямы, как бхрамари, самвритти и нади шодхана. Одна лишь эта простая практика весьма эффективно облегчает поглощение праны телом, в то же время увеличивая потребление воздуха на десять процентов.

 

Питание: «То, что для одного человека пища, для другого - яд». Не существует какой-то одной правильной или непра­вильной пищи. Пищу можно подразделить на три основные категории: тамастическую — которая вызывает сонливость, ту­пость и болезни; раджастическую — которая порождает воз­буждение и страсть; и саттвическую — которая способствует равновесию и долголетию, то есть, крепкому здоровью.

 

Для большинства практик пранаямы подходит сбалансиро­ванная диета из белков, углеводов, жиров, витаминов и мине­ральных веществ. Лучше всего употреблять свежие продукты; следует избегать консервированных и рафинированных про­дуктов, поскольку в них почти нет праны. Наиболее полезно сочетание зерновых продуктов, свежих овощей и фруктов, к которому при необходимости можно добавлять немного мо­лочных продуктов. Тем, кто не придерживаются вегетарианст­ва, не принесет никакого вреда небольшое количество мяса или рыбы.

Особенно целесообразно тщательно заботиться о своей дие­те людям, испытывающим затруднения дыхания (например, при астме или бронхите), или страдающим от избытка слизи. Разрешению этих проблем будет значительно способствовать сокращение потребления углеводов (особенно риса и Сахаров), а также молочных продуктов.

Во время интенсивной и строгой садханы пранаямы, когда потребление праны с воздухом усилено, и можно уменьшить ее количество, получаемое из пищи, назначаются особые дие­ты. Нередко рекомендуется сочетание молока и фруктов, ино­гда — кхир (сладкий рисовый пудинг). Однако, поскольку та­кие садханы предпринимаются только под опытным руковод­ством, рекомендации относительно режима питания также должны исходить из этого же источника.

Всегда соблюдайте умеренность в еде. Правило йоги таково: наполнять желудок наполовину едой, на четверть — водой и на четверть оставлять пустым. Большинство людей при всякой возможности переедают, хотя в действительности они могли бы обойтись одной хорошо сбалансированной трапезой в день. Избыточное потребление пищи приносит только чувственное и умственное удовлетворение. Помимо этого, пища в желудке давит на диафрагму и легкие, затрудняя глубокое дыхание.

Занятие пранаямой на пустой желудок гарантирует, что пра-на вайю не сосредоточиваются в процессе пищеварения, и мо­гут быть использованы для активации более тонких процессов. Занимаясь интенсивной практикой пранаямы не рекомендует­ся курить табак или марихуану, равно как и принимать нарко­тики или галлюциногенные препараты.

 

Период беременности: Пранаяма приносит много пользы во время беременности. В этот период, вынашивая в утробе но­вую жизнь, женщины бывают более восприимчивы к пране, так что любая практика пранаямы может быть только полез­ной. Усиленное дыхание гарантирует обильное поступление кислорода в плаценту, а такие техники, как бхастрика и капа-лабхати, помогают во время родов. Кроме того, балансирую­щие пранаямы помогают матери поддерживать равновесие между ее собственными потребностями и нуждами ребенка. Разумеется, нельзя как бы то ни было принуждать себя — вес практики должны быть в пределах возможностей матери, и не­обходимо сократить продолжительность задержки дыхания. Кроме того, нельзя выполнять уддияна бандху.

 

Непрерывность практики: Одним из самых важных аспек­тов в любой дисциплине является регулярность. Это означает выработку упорядоченного и простого образа жизни, а также последовательность в самой практике пранаямы. Если вы склонны поздно ложиться и вставать, а также потворствуете себе в еде, выпивке и других аналогичных привычках, то вам придется внести в свой образ жизни определенные измене­ния.

Практики пранаямы, если их правильно преподают, разви­ваются с течением времени. Начинающим необходимо начи­нать с предварительных этапов, чтобы постепенно переходить к более продвинутым уровням. При этом регулярность занятий становится необходимой не только с точки зрения повышения физиологических возможностей, но и для приспособления те­ла и ума к возросшей пранической силе. Это медленный и по­степенный процесс, и ученику никогда не следует пытаться то­ропить события.

 

Если вам по какой-то причине, например, из-за болезни и т.п., пришлось прекратить регулярные занятия пранаямой, то не следует возобновлять практику с того же уровня, на котором вы ее оставили. Рекомендуется вернуться к предшествующему этапу практики, откуда программу можно продолжить на удоб­ном уровне.

 

Возможные побочные эффекты: Если у вас есть какое-либо конкретное заболевание, сообщите об этом учителю перед на­чалом любого курса практики пранаямы. При начале практики у вполне здоровых людей иногда могут возникать некоторые симптомы, например, ощущения зуда, покалывания, или жже­ния кожи, тепла или холода, чувства легкости или тяжести. Пульс может становиться учащенным, и вы можете испыты­вать легкое головокружение или боль. Обычно эти реакции но­сят временный характер, но если они не прекращаются, вам следует проверить, правильно ли вы выполняете технику. Если болезненные ощущения сохраняются и вне периода практики, то вам нужно обратиться к своему учителю йоги и к врачу.

 

Традиционные рекомендации

 

Во многих текстах перечисляются препятствия для садханы и даются методы их устранения. В Йога Сутрах Патанджали (Глава 1, Сутры 30-35) дается общее определение этих препят­ствий для йоги, которое, разумеется, относится и к пранаяме. Существуют десять разрушительных сил сознания: болезнь, ту­пость, сомнение, промедление, леность, страстное желание, неверное восприятие, неспособность достигать более тонких стадий и непостоянство. У этих сил есть свои сопутствующие симптомы — боль, депрессия, дрожь тела и неровное дыхание.

К числу рекомендуемых лекарств относятся практика со­средоточения на одном начале; воспитание положительных достоинств дружелюбия, сострадания, радости и безразличия; или выдох и задержка дыхания. С помощью этих методов мож­но контролировать ум.

Кроме того, Патанджали описывает восемь последователь­ных стадий раджа йоги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Яма состоит в практике ненаси­лия (ахимса), правдивости (астейя), владения чувствами (брах-мачарья) и нестяжательства (апариграха). Нияма — это чистота (шауча), удовлетворенность (сантоша), аскетизм (тапасья), са­монаблюдение (свадхьяя) и осознание более высокого созна­ния (Ишвара пранадхана). Асана означает способность сохра­нять устойчивую физическую позу. Эти три стадии (яма, нияма и асана) считаются необходимыми предварительными услови­ями для более тонких этапов пранаямы.

В тексте Йога Сватмарамы Хатха Йога Прадипика даются рекомендации относительно пранаямы в практике нади шод-хана, то есть, очищения психических потоков в теле: «В начале практики йогу следует питаться молоком и ги (топленым мас­лом). На продвинутых стадиях такие ограничения более не нужны» (шл. 14). «Посредством практики пранаямы мы избав­ляемся от всех болезней. При неправильной практике, йог де­лает себя уязвимым для всевозможных недугов» (шл. 16). «Тог­да дыхание происходит неправильно, и практика приводит к кашлю, астме, головной боли, боли в глазах и ушах, а также к другим болезням» (шл. 17). «Тому, кто имеет слабую конститу­цию и подвержен вялости и болезням, связанным с капхой (слизью), следует сперва практиковать шаткармы. Тем, кто не страдает от болезней, связанных с ватой (ветром), питтой (жел­чью) и капхой, этого делать не нужно» (ст. 21).

В тексте Хатха Йога Прадипика приводятся общие предва­рительные условия для практик йоги, включая ямы и ниямы. Тапа также упоминается, но в сбалансированной форме — на­пример, не есть слишком много, и не поститься чрезмерно. Кроме того, успех зависит от радостного расположения духа, упорства, смелости, самопознания, непоколебимой веры в слово гуру, и склонности к относительному уединению.

В тексте Шива Самхита (Глава 3, шл. 33-37) упоминаются различные препятствия наряду со средствами их преодоления. К числу вещей, от которых следует отказаться, относятся: кис­лое, вяжущее и острое, соль, горчица и горькие вещества. Не следует слишком много ходить, разговаривать, есть и поститься — иначе говоря, следует во всем соблюдать умеренность. Ре­комендуются ямы и ниямы, а также терпение, постоянство, прощение, скромность и служение гуру. Пранаямой не следует заниматься сразу после еды, равно как и при сильном чувстве голода.

В традиционных текстах имеются бесчисленные правила, относящиеся к практикам йоги, и создается впечатление, буд­то следует уже быть совершенный йогом, прежде чем начинать заниматься йогой. Не принимайте их слишком буквально, и не думайте, что если у вас есть гордыня (а она есть у всех), или со­мнение, или страстное желание, то вам запрещено заниматься йогой. Самое главное — это умеренность, уравновешенность и здравый смысл по отношению к вашим внутренним и внеш­ним мышлению и жизни. Есть множество рекомендаций, но ни одна из них не будет более ценной, чем совет вашего лично­го гуру.

 

Основные методы дыхания

 

Многие люди не умеют правильно дышать, и не осознают этого. Правильное дыхание значительно улучшает все наше физическое и умственное благополучие. Дыхание тесно связано с нашим состоянием здоровья, и неправильное дыха­ние зачастую отражает различные расстройства тела и ума. Ве­роятно, дыхание представляет собой единственный физиоло­гический процесс, который может быть произвольным, либо непроизвольным. Можно дышать с осознанием и сознательно управлять процессом дыхания, либо можно не обращать на не­го внимания и дышать рефлекторно или бессознательно. Если дыхание происходит бессознательно, им управляют примитив­ные части мозга, с которыми также связаны эмоции, мысли и чувства, которые мы почти или полностью не осознаем. Из-за этого ритм дыхания нарушается и оно происходит неупорядо­ченно, создавая беспорядок в теле и уме.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.