Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-10-10 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В нескольких экспериментальных и клинических исследованиях была показана необходимость иметь открытые, хорошо работающие ноздри, и установлена возможная взаимосвязь со свара йогой. Особого упоминания заслуживает работа доктора И. Н. Рега, отоларинголога из Бухареста (Румыния) (2). Изучив почти 200 пациентов, страдающих односторонней заложенностью носа вследствие врожденных пороков и искривлений носовой перегородки, доктор Рега обнаружил, что пациенты, которые дышали преимущественно левой ноздрей (89%), чаще, чем обычно, страдали разнообразными заболеваниями дыхательных путей, включая слизистогнойные синуситы, воспаления среднего и внутреннего уха, частичную или полную потерю обоняния, вкуса и слуха, рецидивирующие фарингиты, ларингиты и тонзиллиты, хронические бронхиты и бронхоэкта-зию.
Кроме того, он обнаружил, что люди, страдающие этим синдромом, больше предрасположены к одному или более из широкого спектра заболеваний, более отдаленно связанных с дыханием, включая потерю памяти, слабоумие, головные боли, гиперфункцию щитовидной железы (и связанную с ней раздражительность), сердечно-легочную недостаточность (с симптомами тахикардии, астматических приступов и хронической сердечной недостаточности), заболевания печени и желчного пузыря (с различной симптоматикой), постоянные изменения клеточного состава крови и лимфатической жидкости, хронические гастриты и энтероколиты (с симптомами изжоги, желудочного рефлюкса, язвы и запора), а также половые и репродуктивные расстройства (с симптомами снижения либидо, нарушения менструального цикла у женщин и бесплодия у мужчин).
По контрасту пациенты, дышавшие преимущественно правой ноздрей (26% исследованных случаев), оказались более предрасположенными к артериальной гипертонии и ее многочисленным последствиям.
|
Хотя это исследование скорее наводит на размышления, нежели позволяет делать какие либо определенные выводы, и кроме того, открыто для критики в ряде областей, оно в значительной степени согласуется с наблюдениями большого числа врачей, которые еще с 1819 года обращали внимание на связь общего физического и психического здоровья с состоянием носовых проходов и их чувствительной слизистой оболочки.
Влияние автономной нервной системы
Считается, что при вдохе поток воздуха в каждой из ноздрей стимулирует специальные односторонние автономные нервные центры, находящиеся в слизистой оболочке и под ней. Затем эти специфические стимулы влияют на автономные процессы дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее.
Некоторые исследователи продемонстрировали чрезвычайно богатую и чувствительную иннервацию оболочек носа. В ряде исследований было показано, что в этих оболочках содержится в двадцать раз больше автономных нервных волокон, чем в цереброспинальной (центральной нервной) системе.
Это позволяет предполагать, что автономная нервная система и два ее взаимодополнительных компонента — возбуждающая симпатическая нервная система (пингала нади) и тормозная (расслабляющая) парасимпатическая нервная система (ида нади) — могут активироваться из области слизистой оболочки носа. Сохие-Брайянт действительно определял всю область слизистой оболочки носа как отдельный орган автономной нервной системы.
Учитывая это, можно предполагать, что такие практики йоги, как нети крийя и пранаяма нади шодхана оказывают глубокое воздействие на всю автономную нервную систему, и через нее на эндокринные и физиологические функции.
Ноздри и акупунктура
Кроме того, область слизистой оболочки носа имеет чрезвычайно важное значение в китайской системе целительства, называемой акупунктурой. Акупунктурная терапия направлена на изменение и регулирование ки, или пранической энергии, текущей по четко определенным каналам или меридианам пранического и эфирного тела, путем воздействия на систему наполненных жидкостью пространств в соединительной ткани, именуемых меридианами в физическом теле.
|
Как мы уже видели в главе «Исследования прана шакти», недавние работы доктора Хироси Мотоямы из Японии элект-рофизиологически подтвердили существование и местоположение меридианов, как отдельной психофизиологической коммуникативной системы, действующей независимо от нервной и кровеносной проводящих систем (3).
Кроме того, существует заметное сходство и соответствие между картами акупунктурных меридианов и древними схемами основных нади, или пранических каналов, как они описаны в индийских Упанишадах (4).
Шесть из двенадцати главных меридианов акупунктуры (меридианы желудка, мочевого пузыря, желчного пузыря, толстого кишечника, тонкого кишечника и тройного обогревателя) имеют точки входа или выхода в области окончаний тройничного нерва, окружающей слизистую оболочку носа (5).
Индийские исследования
В ходе электроназографического исследования, проводившегося в Институте Кайвальядхамы в Лонавале, было обнаружено, что в слизистых оболочках обеих ноздрей непрерывно происходят изменения электрического потенциала (6).
Оказалось, что эти изменения неодинаковы в разных ноздрях; предполагается, что на них влияет психофизиологическое состояние испытуемого, отражающееся в его дыхании. Непрерывные изменения этого потенциала подобны непрерывным изменениям человеческой ауры, которые можно видеть при ее фотографировании по методу Кирлиан. Было установлено, что эта «аура» постоянно меняется, реагируя на непрерывные изменения мыслей, эмоций и физиологических функций человека; кое-кто считает ее отражением пранического тела в электрическом поле.
Эксперименты с йога дандой
Исследователи Института Кайвальядхамы в Лонавале также подтвердили эффективность древнего приспособления, известного как йога данда или палка, которое по традиции используют йоги для манипулирования потоком дыхания в ноздрях.
|
Данда делается подходящей длины, чтобы доходить от земли до подмышки медитирующего человека. Древние йоги обнаружили, что слегка облокачиваясь на эту палку и создавая постоянное давление на одну подмышку, можно усиливать поток дыхания в противоположной ноздре. Они использовали этот принцип в медитативных практиках для того, чтобы под держивать равновесие между двумя ноздрями, уравнивая течение праны в ида и пингала нади, в результате чего канал су-шумна мог оставаться открытым, и успешная медитация продолжалась.
Исследование в Лонавале подтвердили, что у всех испытуемых, независимо от пола и возраста, дыхание в ноздре, находящейся на противоположной стороне от йога данды, становится заметно свободнее, чем дыхание в ноздре, находящейся на той же стороне.
У среднего человека весь мозг действует согласованно и уравновешенно только в течение нескольких минут, когда дыхательный цикл сменяется через каждые полтора часа. Однако правильное использование йога данды может обеспечивать длительное равновесие потоков дыхания в обоих ноздрях, позволяя тем, кто следуют путями тантры и свара йоги, поддерживать течение праны в сушумна нади в течение более длительного времени, и, благодаря этому, переживать медитативное осознание на протяжении часов или дней.
Заключение
Каково значение древней науки пранаямы и свара йоги для современного человека? Во-первых, наблюдение за дыханием представляет собой прямой способ самопознания. Независимо от того, насколько мы заняты, все мы можем осознавать состояние своего дыхания в связи с различными повседневными делами, состояниями ума и чувствами. В свара йоге одна лишь эта садхана может непосредственно вести к пробуждению су-шумны и вхождению в дхьяну.
Во-вторых, мощное влияние пранаямы нади шодхана и практики нети крийи на автономную нервную систему способствует здоровью и оптимальному функционированию тела и ума. Эти практики помогают высвобождать накопившийся нервный и психический стресс, который создает дисбаланс в автономной нервной системе и блокирует течение праничес-кой энергии, запирая ее в ограниченных и неизменных контурах. С течением времени эти пранические аномалии и нарушения, если их не устранять, приводят к различным психосоматическим заболеваниям, связанным со стрессом.
|
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы научно обосновать эффективность пранаямы и помочь нам понять, как она способствует нашему благополучию. Некоторые из упоминавшихся здесь исследований носят предварительный характер, и работе нередко препятствуют отсутствие финансирования и необходимого оборудования. Новаторы, подобные профессору Мотояме, пытаются разрабатывать новые методы измерения тонких энергий и процессов. Кроме того, важно сопоставлять различные пути познания. Например, исследования биоритмов и циклов мозга открывают новые способы понимания того, кто мы такие, и как наше существование связано с окружающим миром. Когда наука обращается к опыту, который в течение тысячелетий накапливали йоги, она открывает для себя огромный ресурс, возможно, обещающий новое понимание природы и предназначения жизни.
ПРАНАЯМА
Принципы
Для того, чтобы получить от науки пранаямы максимальную пользу, всякому, кто желает начать заниматься пранаямой, следует обращаться за руководством к должным образом подготовленному учителю йоги. Это гарантирует успешное продвижение.
Советы и предостережения
Каждый может делать тот или иной вид пранаямы, однако поначалу следует проявлять осторожность и действовать постепенно, не спеша переходить к более трудным практикам до тех пор, пока вы не будете к ним готовы. У здоровых людей легкие, сердце и нервы тела достаточно сильны, и обретают добавочную силу в результате разумной и регулируемой практики пранаямы. Однако, если вы чересчур усердствуете и истощаете тело и внутренние органы, они будут становиться слабыми и могут быть повреждены. Поэтому в ходе практики особенно необходимы внимание и осторожность. Не следует делать слишком энергичных вдохов и выдохов, задерживать дыхание дольше, чем это удобно, или как либо еще принуждать дыхание, тело или ум. Не пытайтесь делать усложненные формы пранаямы, выходящие за пределы ваших текущих возможностей.
В духовной жизни необходимы терпение и упорство; это относится и к пранаяме. Вы несомненно достигнете своей цели, но это требует времени. Поэтому не расстраивайтесь, если вы не можете добиться определенного соотношения фаз дыхания, той или иной продолжительности задержки, или заданного количества циклов; для того, чтобы довести до совершенства только один вид пранаямы, могут потребоваться месяцы или даже годы. Вы постоянно продвигаетесь вперед, но поскольку вы не способны взглянуть на свое продвижение объективно, вам может казаться, что ничего не происходит. Однако будьте уверены — происходит — как на грубом, так и на тонком уровнях.
|
Асана: Необходимо использовать подходящую асану (сидячую позу). Это обеспечивает эффективное дыхание, а также позволяет сохранять удобное положение в течение практики. При изучении предварительных этапов пранаямы, целесообразно как следует освоить по крайней мере одну сидячую позу. Плохая поза препятствует сосредоточению и технике.
Главное требование состоит в использовании удобной вертикальной позы, в которой ничто не мешает потоку дыхания, и могут высвобождаться пранические силы. Этому требованию удовлетворяют многие позы, которые подробно описаны в главе «Асана для пранаямы».
Место: следует заниматься в чистом, приятном и хорошо проветриваемом помещении (но не на сквозняке). Никогда не делайте пранаяму в задымленной, пыльной или неприятно пахнущей комнате. При занятиях на открытом воздухе старайтесь выбирать чистую окружающую среду, чтобы свести к минимуму действие загрязнений. В идеале, это место должно быть достаточно уединенным - вдали от людей, шума и помех, - а также чистым и удобным. Не следует заниматься на солнцепеке или на ветру. Ранним утром мягкий солнечный свет полезен, но когда солнце начинает припекать, его прямые лучи становятся вредными и могут вызывать перегрев тела. Занятия на сквозняке или на ветру могут вызывать озноб и падение температуры тела. В ходе практик, требующих тонкой настройки — в том числе, пранаямы — сквозняки и крайности температуры могут легко нарушать внутреннее равновесие.
Чистота: Разумеется, для любой духовной практики необходима личная чистота. Если вы не можете принять ванну или душ, то ополосните водой лицо, руки и ступни, чтобы как следует проснуться, прежде чем приступать к садхане. Говорят, что ритуальное очищение помогает очищать и ум.
Время: Лучше всего заниматься ранним утром. Для любой духовной садханы лучше всего подходит время брахмамухуртхи (от двух до трех часов до восхода солнца), поскольку в этот период вибрации атмосферы находятся в своем чистейшем состоянии. Тело полно сил, и ум содержит очень немного впечат лений, по сравнению с его состоянием в конце дня. Если вы не можете заниматься рано утром, то еще одно подходящее и особое время дня бывает после заката. На ночь можно делать успокаивающие пранаямы, но не оживляющие практики, которые не способствуют сну. Большинство видов пранаямы не следует делать в жаркое время дня (если только ваш гуру не дает вам специальную садхану). Хотя некоторые традиционные тексты рекомендуют для занятий время восхода, полдень, время заката и полночь, это относится только к продвинутой садхане. Не следует делать пранаяму после приема пищи. Необходимо подождать от трех до четырех часов, прежде чем приступать к практике.
Старайтесь заниматься каждый день в одно и то же время и в одном и том же месте. Это создает положительную и духовную вибрацию; кроме того, регулярность развивает внутреннюю силу и волю.
Последовательность: Пранаяму следует делать после асан и перед медитативными практиками.
Состояние тела: Если вы в течение многих лет не уделяли никакого внимания своему телу, то поначалу некоторые практики могут оказаться для вас трудными. Однако, если вы начинаете с самого начала и осваиваете практику постепенно, предваряя занятия пранаямой выполнением асан, а также придерживаетесь простого и более уравновешенного образа жизни, то получите огромную пользу.
Перед началом практики пранаямы следует опорожнить мочевой пузырь и кишечник. Желудок также должен быть относительно пустым. Не беспокойтесь, если у вас запор, поскольку это состояние, вероятно, пройдет после определенной практики асан и пранаямы. Однако у начинающих могут наблюдаться небольшой запор и снижение количества выводимой мочи. В этом случае следует перестать употреблять соль и специи, и пить много воды. При поносе нужно на несколько дней прекратить занятия пранаямой и перейти на диету из риса и творога.
Никогда не будет лишним еще раз подчеркнуть, что при занятиях пранаямой не должно быть никакого перенапряжения.
Следует задерживать дыхание лишь настолько насколько это удобно. Это чрезвычайно важно, поскольку легкие представляют собой очень нежный орган, и любое злоупотребление легко может их повредить.
В холодное время тело следует укрывать простыней или одеялом для сохранения тепла и защиты от насекомых. Не рекомендуется носить или использовать в качестве подстилки материалы, сделанные из синтетических волокон. Лучше всего использовать ткани из натуральных волокон, например, хлопок или шерсть. Синтетические материалы отталкивают отрицательные ионы, а именно в них мы и нуждаемся. На самом деле, синтетические волокна притягивают положительные ионы, которые не способствуют ни хорошему здоровью, ни пранаяме, и действуют как экран, препятствуя поступлению в организм отрицательных ионов.*
* Современные исследования показывают, что отрицательные аэроионы, по существу, представляют собой свободные радикалы, образованные из молекул кислорода и воды (т. н. гидроксид-радикалы), которые играют роль активных форм кислорода (АФК). Это еще раз указывает на связь праны с АФК (см. сноски 1, 2, 4 выше). В отношении синтетических материалов следует указать, что способностью притягивать положительные ионы обладают полиамидные и полиэфирные волокна (капрон, нейлон, лавсан и т.п.), но не волокна из поливинилхлорида (хлорин), полиэтилена или полипропилена, которые используют для изготовления лечебных тканей, (пер.)
Нос: Поскольку дыхание начинается в носу, и поток дыхания в ноздрях тесно связан с многими тонкими равновесиями в системе тело-ум, следует уделять определенное внимание обеспечению эффективной работы носа. Тщетно пытаться делать пранаяму при хронической или острой заложенности носа.
Следует дышать только носом, за исключением тех случаев, когда специально указано, что нужно дышать через рот. Необходимо регулярно очищать полость носа с помощью таких шаткарм, как джала нети или сутра нети, которые подробно описаны в приложении. Это будет обеспечивать эффективную работу ноздрей и повышать их чувствительность к действию дыхания и праны. Кроме того, подобное очищение помогает избавляться от заложенности носа, вызванной простудой или сенной лихорадкой. Однако во время любой болезни не рекомендуется заниматься пранаямой. В это время следует приостановить садхану и дождаться восстановления здоровья.
Некоторые люди, начав заниматься пранаямой, обнаружат, что одна из ноздрей у них постоянно заложена, либо через нее проходит мало воздуха. Нередко это бывает обусловлено искривлением носовой перегородки, когда эта косточка, разделяющая правую и левую ноздри, выросла в одну сторону и препятствует проходу воздуха с этой стороны. Обычно эту ситуацию можно исправить с помощью несложной операции.
Расширение ноздрей: Сознательное управление ноздрями во время пранаямы позволяет воздуху поступать в организм легче, в большем объеме и более равномерно. В ходе практики вы должны полностью осознавать свои ноздри, а не считать их просто пассивными входными отверстиями. При сознательном управлении они могут способствовать большей восприимчивости всей дыхательной системы. Если внимательно посмотреть на нос животного, то можно заметить, что ноздри активно участвуют в процессе дыхания. Современный человек в значительной мере отказался от большей части управления ноздрями, с чем, возможно, связано и его очень грубое чувство обоняния, по сравнению с представителями животного мира.
Для сознательного управления ноздрями требуется практика, поскольку обычно при дыхании ноздри почти или вовсе не двигаются. Однако в идеале во время вдоха ноздри должны расширяться, то есть, раздвигаться наружу, а при выдохе они должны возвращаться в свое естественное положение.
Расширение ноздрей представляет собой важный аспект пранаямы, особенно в таких видах пранаямы, как бхрамари, самвритти и нади шодхана. Одна лишь эта простая практика весьма эффективно облегчает поглощение праны телом, в то же время увеличивая потребление воздуха на десять процентов.
Питание: «То, что для одного человека пища, для другого - яд». Не существует какой-то одной правильной или неправильной пищи. Пищу можно подразделить на три основные категории: тамастическую — которая вызывает сонливость, тупость и болезни; раджастическую — которая порождает возбуждение и страсть; и саттвическую — которая способствует равновесию и долголетию, то есть, крепкому здоровью.
Для большинства практик пранаямы подходит сбалансированная диета из белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ. Лучше всего употреблять свежие продукты; следует избегать консервированных и рафинированных продуктов, поскольку в них почти нет праны. Наиболее полезно сочетание зерновых продуктов, свежих овощей и фруктов, к которому при необходимости можно добавлять немного молочных продуктов. Тем, кто не придерживаются вегетарианства, не принесет никакого вреда небольшое количество мяса или рыбы.
Особенно целесообразно тщательно заботиться о своей диете людям, испытывающим затруднения дыхания (например, при астме или бронхите), или страдающим от избытка слизи. Разрешению этих проблем будет значительно способствовать сокращение потребления углеводов (особенно риса и Сахаров), а также молочных продуктов.
Во время интенсивной и строгой садханы пранаямы, когда потребление праны с воздухом усилено, и можно уменьшить ее количество, получаемое из пищи, назначаются особые диеты. Нередко рекомендуется сочетание молока и фруктов, иногда — кхир (сладкий рисовый пудинг). Однако, поскольку такие садханы предпринимаются только под опытным руководством, рекомендации относительно режима питания также должны исходить из этого же источника.
Всегда соблюдайте умеренность в еде. Правило йоги таково: наполнять желудок наполовину едой, на четверть — водой и на четверть оставлять пустым. Большинство людей при всякой возможности переедают, хотя в действительности они могли бы обойтись одной хорошо сбалансированной трапезой в день. Избыточное потребление пищи приносит только чувственное и умственное удовлетворение. Помимо этого, пища в желудке давит на диафрагму и легкие, затрудняя глубокое дыхание.
Занятие пранаямой на пустой желудок гарантирует, что пра-на вайю не сосредоточиваются в процессе пищеварения, и могут быть использованы для активации более тонких процессов. Занимаясь интенсивной практикой пранаямы не рекомендуется курить табак или марихуану, равно как и принимать наркотики или галлюциногенные препараты.
Период беременности: Пранаяма приносит много пользы во время беременности. В этот период, вынашивая в утробе новую жизнь, женщины бывают более восприимчивы к пране, так что любая практика пранаямы может быть только полезной. Усиленное дыхание гарантирует обильное поступление кислорода в плаценту, а такие техники, как бхастрика и капа-лабхати, помогают во время родов. Кроме того, балансирующие пранаямы помогают матери поддерживать равновесие между ее собственными потребностями и нуждами ребенка. Разумеется, нельзя как бы то ни было принуждать себя — вес практики должны быть в пределах возможностей матери, и необходимо сократить продолжительность задержки дыхания. Кроме того, нельзя выполнять уддияна бандху.
Непрерывность практики: Одним из самых важных аспектов в любой дисциплине является регулярность. Это означает выработку упорядоченного и простого образа жизни, а также последовательность в самой практике пранаямы. Если вы склонны поздно ложиться и вставать, а также потворствуете себе в еде, выпивке и других аналогичных привычках, то вам придется внести в свой образ жизни определенные изменения.
Практики пранаямы, если их правильно преподают, развиваются с течением времени. Начинающим необходимо начинать с предварительных этапов, чтобы постепенно переходить к более продвинутым уровням. При этом регулярность занятий становится необходимой не только с точки зрения повышения физиологических возможностей, но и для приспособления тела и ума к возросшей пранической силе. Это медленный и постепенный процесс, и ученику никогда не следует пытаться торопить события.
Если вам по какой-то причине, например, из-за болезни и т.п., пришлось прекратить регулярные занятия пранаямой, то не следует возобновлять практику с того же уровня, на котором вы ее оставили. Рекомендуется вернуться к предшествующему этапу практики, откуда программу можно продолжить на удобном уровне.
Возможные побочные эффекты: Если у вас есть какое-либо конкретное заболевание, сообщите об этом учителю перед началом любого курса практики пранаямы. При начале практики у вполне здоровых людей иногда могут возникать некоторые симптомы, например, ощущения зуда, покалывания, или жжения кожи, тепла или холода, чувства легкости или тяжести. Пульс может становиться учащенным, и вы можете испытывать легкое головокружение или боль. Обычно эти реакции носят временный характер, но если они не прекращаются, вам следует проверить, правильно ли вы выполняете технику. Если болезненные ощущения сохраняются и вне периода практики, то вам нужно обратиться к своему учителю йоги и к врачу.
Традиционные рекомендации
Во многих текстах перечисляются препятствия для садханы и даются методы их устранения. В Йога Сутрах Патанджали (Глава 1, Сутры 30-35) дается общее определение этих препятствий для йоги, которое, разумеется, относится и к пранаяме. Существуют десять разрушительных сил сознания: болезнь, тупость, сомнение, промедление, леность, страстное желание, неверное восприятие, неспособность достигать более тонких стадий и непостоянство. У этих сил есть свои сопутствующие симптомы — боль, депрессия, дрожь тела и неровное дыхание.
К числу рекомендуемых лекарств относятся практика сосредоточения на одном начале; воспитание положительных достоинств дружелюбия, сострадания, радости и безразличия; или выдох и задержка дыхания. С помощью этих методов можно контролировать ум.
Кроме того, Патанджали описывает восемь последовательных стадий раджа йоги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Яма состоит в практике ненасилия (ахимса), правдивости (астейя), владения чувствами (брах-мачарья) и нестяжательства (апариграха). Нияма — это чистота (шауча), удовлетворенность (сантоша), аскетизм (тапасья), самонаблюдение (свадхьяя) и осознание более высокого сознания (Ишвара пранадхана). Асана означает способность сохранять устойчивую физическую позу. Эти три стадии (яма, нияма и асана) считаются необходимыми предварительными условиями для более тонких этапов пранаямы.
В тексте Йога Сватмарамы Хатха Йога Прадипика даются рекомендации относительно пранаямы в практике нади шод-хана, то есть, очищения психических потоков в теле: «В начале практики йогу следует питаться молоком и ги (топленым маслом). На продвинутых стадиях такие ограничения более не нужны» (шл. 14). «Посредством практики пранаямы мы избавляемся от всех болезней. При неправильной практике, йог делает себя уязвимым для всевозможных недугов» (шл. 16). «Тогда дыхание происходит неправильно, и практика приводит к кашлю, астме, головной боли, боли в глазах и ушах, а также к другим болезням» (шл. 17). «Тому, кто имеет слабую конституцию и подвержен вялости и болезням, связанным с капхой (слизью), следует сперва практиковать шаткармы. Тем, кто не страдает от болезней, связанных с ватой (ветром), питтой (желчью) и капхой, этого делать не нужно» (ст. 21).
В тексте Хатха Йога Прадипика приводятся общие предварительные условия для практик йоги, включая ямы и ниямы. Тапа также упоминается, но в сбалансированной форме — например, не есть слишком много, и не поститься чрезмерно. Кроме того, успех зависит от радостного расположения духа, упорства, смелости, самопознания, непоколебимой веры в слово гуру, и склонности к относительному уединению.
В тексте Шива Самхита (Глава 3, шл. 33-37) упоминаются различные препятствия наряду со средствами их преодоления. К числу вещей, от которых следует отказаться, относятся: кислое, вяжущее и острое, соль, горчица и горькие вещества. Не следует слишком много ходить, разговаривать, есть и поститься — иначе говоря, следует во всем соблюдать умеренность. Рекомендуются ямы и ниямы, а также терпение, постоянство, прощение, скромность и служение гуру. Пранаямой не следует заниматься сразу после еды, равно как и при сильном чувстве голода.
В традиционных текстах имеются бесчисленные правила, относящиеся к практикам йоги, и создается впечатление, будто следует уже быть совершенный йогом, прежде чем начинать заниматься йогой. Не принимайте их слишком буквально, и не думайте, что если у вас есть гордыня (а она есть у всех), или сомнение, или страстное желание, то вам запрещено заниматься йогой. Самое главное — это умеренность, уравновешенность и здравый смысл по отношению к вашим внутренним и внешним мышлению и жизни. Есть множество рекомендаций, но ни одна из них не будет более ценной, чем совет вашего личного гуру.
Основные методы дыхания
Многие люди не умеют правильно дышать, и не осознают этого. Правильное дыхание значительно улучшает все наше физическое и умственное благополучие. Дыхание тесно связано с нашим состоянием здоровья, и неправильное дыхание зачастую отражает различные расстройства тела и ума. Вероятно, дыхание представляет собой единственный физиологический процесс, который может быть произвольным, либо непроизвольным. Можно дышать с осознанием и сознательно управлять процессом дыхания, либо можно не обращать на него внимания и дышать рефлекторно или бессознательно. Если дыхание происходит бессознательно, им управляют примитивные части мозга, с которыми также связаны эмоции, мысли и чувства, которые мы почти или полностью не осознаем. Из-за этого ритм дыхания нарушается и оно происходит неупорядоченно, создавая беспорядок в теле и уме.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!