И вы были когда нибудь маленьким? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

И вы были когда нибудь маленьким?

2022-10-10 29
И вы были когда нибудь маленьким? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чув­ствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способству­ют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенство­ванию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экст­ремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства на­ходить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологи­ческого противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны со­здать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от ко­торого во многом зависит здоровье человека в целом.

Необходимо, чтобы родители, воспитатели и учителя вла­дели элементарным психологическим инструментарием, базо­выми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в об­ласти возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение обучения и воспитания, приме­нение программ сохранения психологического здоровья пока не стало неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.

О.В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ, разработала уникальную про­грамму сохранения и формирования психологического здоро­вья детей.

Книга, которую вы держите в руках, — первая из трех, объединенных названием «Тропинка к своему Я». В них пред­ставлены сценарные разработки программы О.В. Хухлаевой для дошкольников, младших школьников и подростков.

Психолог, который возьмет за основу публикуемые сцена­рии, получит возможность последовательно и планомерно ра­ботать с детьми сначала в детском саду, а затем в школе с момента их поступления и до старших классов.

Воспитатели и учителя пополнят свой педагогический ар­сенал новыми приемами конструктивного общения с детьми и получат возможность более продуктивной организации учеб­ной и воспитательной работы, научатся распознавать психо­логические трудности ребенка, пересматривать собственные привычные представления о причинах детской лени, апатии, агрессии.

Родители получат представление о факторах риска на­рушения психологического здоровья у детей, о возможнос­тях объединения их собственных усилий с работой воспита­телей и школьных педагогов.

 

 

И ВЫ БЫЛИ КОГДА НИБУДЬ МАЛЕНЬКИМ?

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Ну, конечно же, были. И конечно, вы помните себя ма­ленького в детском саду или дома с мамой, а может быть, на улице в песочнице. У вас еще были такие интересные формоч­ки. Конечно, вы помните и свою любимую игрушку: мишку, слоника, куклу или что-то еще. Интересно, а что с ней стало теперь? А как-то раз вам подарили что-то удивительно инте­ресное... Вот радости было!

А теперь у вас свои дети. Кто вы — мама, воспитательни­ца или психолог? И у вас один ребенок или целая группа? Но это не важно. Главное, вы помните себя маленькими, и поэто­му вы стремитесь, чтобы ваш ребенок вырос веселым и ак­тивным, самостоятельным и доброжелательным, по­могающим и любознательным, инициативным и уве­ренным в себе, открытым и сопереживающим, — то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы дей­ствительно этого хотите, тогда эта книга для вас. Она расска­жет о том, что такое психологическое здоровье и как вырас­тить психологически здорового ребенка. Но главное, она по­может организовать игры, необходимые для психологического здоровья дошкольников. Игры разбиты на три возрастные группы: для младших, средних и старших дошкольников, по­этому легко можно выбрать подходящие для ваших детей. Психолог найдет для себя поурочное планирование занятий, воспитатель может использовать отдельные игры-упражнения. Ну а родителям можно сразу обратиться к части 2. Можно не только проигрывать со своими детьми отдельные упражнения или целые занятия, но и включать их в домашние праздники.

Интересно, а как относятся к психологическим занятиям сами дети и те взрослые, которые «непсихологи»?

Вот что говорит воспитанник дошкольного отделения Ломоносовской школы г. Москвы Коля Назаров: «Мне нра­вится, что с нами играют. Нравится чувства изучать. Весело». А его мама Ольга Петровна соглашается с ним: «На занятиях дети становятся дружнее, меняется общение между ними. А еще мне кажется, что меняется и отношение к родителям. В лучшую сторону, разумеется». Директор Тамара Николаев­на Чечина обращается к своим коллегам — руководителям детских учреждений с предложением «дать зеленый свет» психологическим занятиям: «С каждым годом все больше де­тей с трудностями в развитии: тревожных, агрессивных, зам­кнутых. Моим детям очень помогает психология. Попробуйте, поможет и вашим».

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

Глава I

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Формы и содержание групповой психологической поддержки дошкольников

Понятно, что для эффективной психологической поддерж­ки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности на­рушений психологического здоровья и, естественно, наличия в дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. В современных социально-экономических условиях индивидуальная работа с дошкольниками в детском саду практически невозможна: нет специально оборудованных помещений, слиш­ком большое количество детей приходится на одного психоло­га. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья. При этом нужно иметь в виду, что ведущим групповые занятия может I быть не обязательно психолог, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания.

Перейдем к определению основных задач групповой психо­логической поддержки. Для этого обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья.

Анализ опубликованных данных и наши исследования по­зволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инстру­ментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при дос­таточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особен­ностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является лич­ностная целостность, а также умение принять и вступить в диалог со своим «темным началом». Кроме того, необходимыми ячествами являются умение разглядеть в каждом из окружа­ющих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, уме­ние по возможности взаимодействовать именно с этим «свет­лым началом» и дать право на существование «темному нача­лу» в другом так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способнос­тью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему со­ответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободно­го и открытого проявления чувств без причинения вреда дру­гим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет нали­чие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, име­ет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии.

Подводя итоги разговору о выделенных нами компонентах психологического здоровья — положительном самоотношении и отношении к другим людям, личностной рефлексии, потреб­ности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их вза­имосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь, саморазвитие человека спо­собствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном вза­имодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позво­ляет определить следующие задачи психологической поддерж­ки детей:

· обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

· обучение рефлексивным умениям;

· формирование потребности в саморазвитии.

Однако программа групповых занятий должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоро­вья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выде­ленной нами ранее, с другой стороны — обеспечить формирование основных новообразований. Поэтому к выделенным за­дачам нужно добавить четвертую:

•содействие росту, развитию ребенка.

Соответственно в занятиях можно выделить следующие ос­новные направления.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адек­ватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, послед­ствия поступков, строить жизненные планы, то есть формиро­вания личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

 

Организация занятий

Занятия могут проводиться воспитателем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3 — 4 лет — 15 минут, для старших дошкольников I— 30 минут.

Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на не­котором расстоянии от купола. Это дает возможность ведуще­му держать в поле своего вниманию всю группу, а детям — хорошо его видеть. Дети 3 — 4 лет ставят по «куполу парашютика» свои стульчики. Старших дошкольников можно расса­живать «бусинками» прямо на полу (ковре) с помощью разло­женной полукругом веревочки.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Занятие 1. Знакомство

«Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

«Если он медведь, назови его ласково». Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это
животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково — например, Мишенька, мишутка, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: лиса, заяц, кошка,
собака.

«Я — мама зайчиха». Ведущий изображает какое-либо животное со словами «Я — мама зайчиха» (лисица, волчица и т.п). Дети должны вслед за ведущим превратиться в зайчат, лисят, волчат — в детей своей мамы. Ведущий-мама показы­вает, как она любит своих детей.

«Тихий час для мышат». Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусоч­ки сыра — обедают. Гладят свои животики — наелись. Пока­зывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для ре­лаксации.

Этим упражнением заканчиваются занятия 1—24 для детей 3—4 лет.

 

Занятие 2. Веселые—грустные

«Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку кук­лу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предла­гает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ре­бенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» —
«Здравствуй, я Сашенька».

«Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший
Сашенька...».

«Раз, два, три, зайцы — замри». По команде ведущего дети замирают в позах, которые он показывает: зайцев, пе­тушков, котят и т.п. (3 — 4 раза). Ведущий может спросить де­тей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после этого замереть в позах этих животных.

«У птички болит крылышко — пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребя­там пожалеть птичку. Первым жалеет сам ведущий-котенок, затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша — хорошая».

«Тихий час для мышат».

 

Занятие 3. Веселые—грустные

«Здравствуй, я лисичка», (см. занятие 2). Упражнение проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я котик». Можно дополнить его тем, что после ведущего лисичкой стано­вится один из ребят и в этой роли здоровается с остальными.

«Лисичка веселая—грустная». Ведущий просит теперь всех детей превратиться в лисичек, а затем показать веселых лисичек, когда они играют. После этого грустных лисичек, скучающих по маме. И наконец, снова веселых лисичек, ког­да им купили новую игрушку.

«Лисичка грустная, потому что она упала». Проводится аналогично упражнению «У птички болит крылышко» (см. за­нятие 2).

«Кто как веселится». Ведущий говорит о том, что дети, когда веселятся, — смеются, собаки — весело лают, а котята - весело мяучат. Затем дети хором показывают, как весело лают собаки, мяучат котята, чирикают воробьишки и т.д.

«Тихий час для мышат».

 

Занятие 5. Веселые—грустные

«Здравствуй. Я — мальчик Петя». Проводится анало­гично упражнению «Здравствуй, я лисичка», (см. занятие 3)

«Петя грустный—веселый». Дети не только изображают веселого и грустного Петю в ситуациях, которые задает веду­щий, но и по возможности сами называют эти ситуации.

«Петю наказали». Дети изображают Петю, которого на­казали, и придумывают, за что его могла наказать.

«Петя в зоопарке». Для игры нужны два стульчика, ко­торые ставятся друг на друга так, чтобы было похоже на клет­ку. Дети по очереди заходят в клетку и превращаются в раз­личных животных. Ведущий может им предложить показать, как они веселятся, когда их покормили, как они грустят, ког­да хотят есть, и т.п.

«Тихий час для мышат».

 

Занятие 6. Страшный—Веселый

«Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребя­там о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хо­чет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.

«Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одно­го ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

«Страшный—веселый стульчик». В центр группы ста­вятся два стульчика. Ребенок в роли какого-нибудь животно­го поочередно садится то на один стульчик, то на другой,
изображая то страшное, то веселое животное.

«Чего боялся зайчик?» Ведущий рассказывает детям:
«Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо — он чего-то боялся. Чего он бо­ялся? (Дети отвечают.) Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лисы, волка и медведя». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои рассказы (см. Приложение с. 162).

«Ау». Один ребенок поворачивается спиной к группе — он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему: «Ау!» Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем
позаботился.

 «Тихий час для мышат».

 

Занятие 7. Радуется—Боится

«Хорошие ушки—красивые глазки». Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, кра­сивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со слова­ми «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

«Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашива­ет у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим его погладить.

«Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается,
когда и кого она боится. После этого они превращаются в ра­достных и испуганных детей — Таню и Гошу. В конце упражнения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и ког­да радуются.

«Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрю­кать, полаять и т.п.

«Тихий час для мышат».

 

Занятие 13. Забота

«Превратились — кошечки — радость». Ведущий назы­вает животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство из роли названного животного.

«Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько де­тей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в ка­кую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки.
А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предло­жить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.

«Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам от­правиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, вело­сипеде, пешком. Все вместе дети показывают и озвучивают са­молет, поезд и т.п.

«Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стуль­чик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.

«Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети пока­зывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бо­чок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завя­жу, открою я дверку, выйду из дома и пойду... Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий
продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на руч­ки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».

«Тихий час для мышат».

 

 

Занятие 14. Радость, любовь

«Пальцы-мышки». Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей колен­ке, по коленке соседа.

«Повторяй за мной». Детям предлагается, повторяя заведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.

«Кто как радуется». Ведущий просит детей без слов по­казать, как радуются лисички, волки, медведи, мышки, дети, взрослые.

«У кого больше любимок». Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» — людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше
людей, которых любит каждый ребенок. Делается вывод, что любить так много людей — это большая радость.

«Покажу, как я люблю». Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, погладив его. Далее один из ребят превращается в маму, другой — в ее сыночка,
и они «показывают», как они любят друг друга. Следующие пары — «мама» и «дочка», «бабушка» и «внук» и т.п. В кон­це упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех по­
казать, «как он умеет любить».

«Тихий час для мышат».

 

Занятие 17. Помирились все

«Пусть встанет тот, на кого я смотрю». Ведущий обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Этому ребенку нужно поймать взгляд и быстро встать.

«Моем стекла». Ориентируясь на ведущего, дети изоб­ражают, как они моют окна, самого себя, колено соседа.

«Покажи голосом». Детям нужно показать голосом ко­тят грустных, веселых, злых, обиженных, испуганных (затем мышат, щенят и поросят).

«Ну-ка, игрушки, поменяйтесь местами». Ведущий бросает двум участникам по игрушке. Им нужно быстро поме­няться местами.

«Дай мне игрушку». Детям нужно произнести эту фразу испуганно, со злостью, обиженно, радостно.

«Самолет летит, самолет отдыхает». Дети поднимают руки как крылья самолета, напрягают их (потому что нужны очень сильные крылья, чтобы самолет летел). Затем опускают их вниз расслабленными — самолет прилетел, крылья устали и хотят отдохнуть.

«Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу». Так же как на предыдущем занятии, дети выбирают среди своих пальчи­ков Дашу и Сашу, показывают, как пальчик-Саша испугал пальчик-Дашу, неожиданно прыгнув на нее. Пальчик-Даша сначала сильно испугалась и задрожала, а потом поняла, что это Саша, и обняла его.

• «Танец мира». Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сна­чала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.

«Тихий час для мышат».

 

 

Занятие 25.  Итоговое

«Любимая игра».Дети вспоминают игры, наиболее по­нравившиеся им на занятиях психологией, и играют в них.

«Ладошка-шарик». Вместе с ведущим дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солныш­ко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы рас­слаблены), флажок (пальцы напряжены, сжаты вместе).

«Рассмотри, кто перед тобой». В большом листе бумаги щипковым движением делается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее ос­тальных и называют имена тех детей, которых они увидели.

«Мишка ночью и днем». Дети по просьбе ведущего изображают мишку сначала ночью (спящего), затем днем (иг­рающего). Затем грустного и счастливого мишку, злого и доб­рого, маленького и большого.

«Потерялась девочка». Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потеря­лась девочка...» — и далее описывает внешность и одежду од­ного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла, в детский садик к вам пришла!»

 

 

ТЕМА I. Кто я?

Котауси и мауси

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!»

Но ответила умная Мауси:

«Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!»

Так ответила умная Мауси —

И скорее бегом от Котауси!

 «Ручеек радости».

 

ТЕМА 3. Мои чувства

Занятие 11. Страх

«Мысленная картинка "Кто-то очень страшный"». Ведущий просит детей закрыть глаза, представить кого-то очень страшного, затем рассказать про него сказку (см. Приложе­ние, с. 164 — 166).

«Руки-звери». Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде ведущего рука одного из партнеров превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя), который гуляет по спине другого. При этом нужно обязательно оговорить, что нельзя делать друг другу больно.

«Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь».
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть ведущий) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея,
Человека-Паука и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Ко­щея, он становится водящим и продолжает игру.

 Работа со сказкой. Детям читают сказку о Зайчишке-трусишке. После чтения и обсуждения дети по очереди играют роль Зайчонка в финальной сцене — становятся на стульчик посреди группы, а остальные хором кричат: «Верь в себя — и ты победишь».

 

Верь в себя (О. Хухлаева)

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым, делать что-то полезное для окружающих. Но на деле у него ни­когда ничего не получалось. Он всего боялся и совсем не верил в себя. «Разве я что-то могу? Разве я что-то сумею? Мне страшно вечером в темноте, страшно одно­му дома, страшно далеко плавать», — думал он. Поэто­му в лесу все его звали Зайчишкой-трусишкой. От этого ему становилось грустно, обидно. И он часто плакал, когда оставался один. А не дразнил Зайчонка только его единственный друг Барсучонок.

И вот как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через деревянный мостик. Первым догонял Зайчо­нок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна дос­ка сломалась, и он упал в реку. Он не умел плавать и стал барахтаться и кричать, прося о помощи. А Зайчо­нок умел немного плавать, но он сам очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого побли­зости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка». Не думая об опасности, он бросился в воду и вытащил друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что это Зайчо­нок спас друга. Но потом стали хвалить Зайчонка и уст­роили большой праздник в его честь. Этот день для Зай­чонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. И на всю жизнь он запомнил слова, которые сказал сам себе в трудную минуту: «Верь в себя — и ты победишь!»

 «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихо­творение Б. Заходера.

Приятная встреча

Встретились Бяка и Бука. Никто не издал ни звука. Никто не подал ни знака — Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой: «Чего он так смотрит — букой?». А Бяка думал: «Однако Какой он ужасный бяка!»

 «Ручеек радости».

 

Занятие 13. Злость

«Мысленная картинка» на тему «Что-то очень злое».

«Злая Черная Рука». Детям рассказывают сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, то есть всем причиняла боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее они обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их руки были похожи на Чер­ные (ситуации драки). В результате обсуждения делается вы­вод, что Черную Руку никому не хочется иметь.

«Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую
Руку». По команде ведущего «Злая, злая, злая...» каждый ре­бенок своей рукой изображает Злую Черную Руку. По коман­де «Добрая рука» быстро снимают напряжение и изображают добрую и ласковую руку.

Работа со сказкой. Дети слушают сказку.

 

Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала (О. Хухлаева)

Жили-были веселые дети Танечка и Ванечка. Все их очень любили: и мама с папой, и воспитательница, и ре­бята в детском саду. Но как-то раз они вышли гулять во двор, налетела тут откуда-то злая туча и захватила Танеч­ку и Ванечку в плен. А назывался тот плен «Королевство Злючек». И все, кто попадал в то королевство, тут же становились вот такими (дети показывают) — злыми и некрасивыми. И Танечка с Ванечкой злыми стали, научи­лись кусаться, плеваться, драться и даже ногами пинать­ся. Кто может показать, чему они научились? И даже об­зываться они научились. Как вы думаете, какими слова­ми? Но злая туча еще большее зло для наших ребят придумала. Она возвратила их обратно в свой двор, но расколдовывать не стала. И что тут началось! Танечка с Ванечкой на маму злятся. У папы потихоньку компьютер ломают. А ребят в детском саду то обзовут, то стукнут, а иногда и стукнут и обзовут сразу. А как вы думаете, ка­кая жизнь у Танечки с Ванечкой настала? Почему? Правильно вы догадались, совсем плохая жизнь у них стала, потому что злым очень трудно живется на свете.

Был у Танечки с Ванечкой лучший друг Паша. Решил Паша победить злую тучу, собрал все свое оружие и выз­вал ее на бой. Подошла тут к Паше добрая волшебница — воспитательница Татьяна Кирилловна и сказала: «Зло ты злом не победишь, только людям навредишь». «А чем же мне победить зло?» — растерялся Паша. «Злого надо полю­бить, чтоб о зле он мог забыть», — ответила ему мудрая вос­питательница. Вот и мы с вами запомним эти слова и по­играем в заколдованных злых Танечку и Ванечку, которых будем все вместе расколдовывать.

«Превращаем Танечку, превращаем Ванечку». Двое ребят — Танечка и Ванечка — садятся на стульчиках в центре группы и делают злые лица. Дети по очереди подходят к ним, гладят и говорят добрые слова до тех пор, пока Танечка и Ванечка не расколдуются и не улыбнутся.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют сти­хотворение М. Бородицкой.

Убежало молоко

Убежала молоко, Убежало молоко! Вниз по лестнице скатилось, Вдоль по улице пустилось, Через площадь потекло, Постового обошло, Под скамейкой проскочило, Трех старушек подмочило, Угостило трех котят, Разогрелось — и назад: Вдоль по улице летело, Вверх по лестнице пыхтело, И в кастрюлю заползло, Отдуваясь тяжело. Тут хозяйка подоспела: — Закипело? Закипело!

«Ручеек радости».

 

 

Занятие 14. Злость

«Мысленная картинка очень-очень добрая».

«Подыши как...» Ведущий просит детей подышать, как дышит спокойный человек, разозлившийся, испуганный, чело­век перед сном.«Кто больше всего боится злого». Ведущий просит ре­бят вспомнить какого-либо злого персонажа, которого можно испугаться. Затем один ребенок принимает роль этого персо­нажа, остальные дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» и показывают мимикой, телом, голосом, как им страшно.

«Кто меньше всех боится злого?» Ведущий сам превра­щается в злого персонажа. Пугает детей (всю группу сразу). Детям нужно остаться расслабленными и не испугаться (не двигаться и не визжать).

 Работа со сказкой. Дети слушают и обсуждают сказку.

 

Сказка о храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые (О. Хухлаева)

На берегу тихой, спокойной, светлой реки в зеленом лесу жили зайчата Прыг и Скок со своими папой и ма­мой. Замечательные зайчата! Красивые, веселые, умные, добрые, но немного трусливые. Идут с мамой по лесу. Закричит птица — трясутся от страха, гром загремит -со всех ног домой бегут. А однажды ночью пошли в лес цветы собирать. Это есть такие специальные цветы, их ночью собирают. А потом ими лечатся. Так вот пошли они ночью в лес, а там филин закричал, и наши зайчата от страха потерялись — до утра их мама искала. Родите­ли очень горевали: «Такие славные дети, а всего боятся»-Зайчата тоже огорчались. Но ничего с собой поделать не могли. Как-то раз ушли мама с папой в лес за травкой на обед. А тут волки пожаловали. Испугались зайчата, за­лезли под кровать, дрожат от страха. Но вдруг такая страшная мысль к ним пришла: «А как же мама с папой? Они вот-вот вернутся, а волки их и съедят». Что делать? И тогда Прыг и Скок опрокинули шкаф с посудой. Шум! Гром! Испугались волки и убежали.

Вскоре и мама с папой пришли, встревоженные — со­седи волка видели. А дети им все рассказали. Так вот мама и папа узнали, что дети их на самом деле храбре­цы. А зайчата потом все время повторяли: «Страх за других всегда свой страх побеждает».

«Волшебное животное». Дети становятся в тесный круг, берутся за руки, представляют, что они все вместе — это одно большое сильное животное. Ведущий просит их по­слушать дыхание друг друга и постараться создать одно ды­хание, как у большого сильного животного.

 «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют сти­хотворение С. Черного.

Кто?

Ну-ка, дети!

Кто храбрее всех на свете?

Так и знал — в ответ все хором нараспев:

ЛЕВ!

Лев? Ха-ха... Легко быть храбрым,

Если лапы шире швабры.

Нет, ни лев, ни слон...

Храбрее всех малыш —

МЫШЬ!

Сам вчера я видел чудо,

Как мышонок влез на блюдо

И у носа спящей кошки

Не спеша поел все крошки.

«Ручеек радости».

 

Черепаха

До болота лягушкам идти далеко, До болота лягушкам идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок. «Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

«Это - ЧЕ!

Это - РЕ!

Это - ПАХА!

Это - ЧЕЧЕРЕ!

ПАПА!

ПАПАХА!»

 «Ручеек радости».

 

Занятие   19. Я всех людей

«Поругаемся руками». Детям нужно показать, как руки говорят друг другу хорошие слова, затем ссорятся и ругаются друг с другом, затем опять мирятся и говорят друг другу доб­рые слова.

«Массаж чувствами». Дети садятся «цепочкой» (в заты­лок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину ребенка, сидящего впереди. По сигналу ведущего они изображают по­душечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т.п.

«Кто пришел?» Ведущий просит детей представить, что в детский сад пришел кто-то очень добрый, веселый, ласко­вый. Предлагает придумать, кто бы это мог быть.

«Пусть всегда будет...» Ведущий рассказывает детям о том, что  один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть все­гда будет мама, пусть всегда буду я!», и предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Затем все дети хором кричат: «Пусть всегда будет...», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

«Большой круг — маленький круг». Дети становятся в круг и берутся за руки. Им необходимо, не разрывая рук, сделать самый большой круг, потом — самый маленький и так повторить несколько раз.

«Все, кого я люблю». Дети выполняют рисунок на эту тему. Ведущий при этом объясняет, что дети могут «помес­тить» всех, кого они любят, в любое место: на большой ко­рабль, красивую поляну, в огромный замок — или посадить за красивый, полный вкусностей стол и т.п.

«Ручеек радости».

 

Занятие 20. Герой и подвиг

«Передай чувство». Дети садятся «цепочкой» (в заты­лок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину ребенка, сидящего впереди. Последний в этой «цепочке» загадывает и передает пальцами загаданное чувство партнеру. Тот отгады­вает его и передает следующему и т.п. Когда чувство дойдет
до первого ребенка, водящий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое перво­начально передавалось.

«Чьи колени». Одному из детей (водящему) завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ре­бенку. Он, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо по голосу узнать, на чьих коленях он сидит.

«Герой и его подвиг». Ведущий спрашивает детей, кто такой герой, кого можно назвать героем, какие подвиги совер­шают гер<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.