Творчество. Севильский период — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Творчество. Севильский период

2022-09-29 37
Творчество. Севильский период 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки: «Завтрак[en]» (ок. 1617—1618), «Старая кухарка[en]» (ок. 1620), «Завтрак двух юношей» (1618), «Водонос[en]» (ок. 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Непорочное зачатие» (1618), «Христос в доме Марфы и Марии[en]» (1618), «Поклонение волхвов[en]» (1619).

В этих работах ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье, и долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью.

Придворный живописец

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха[en]», 1628—1629; «Кузница Вулкана[en]», 1630), а также историческим — «Сдача Бреды» (1634). К этому же времени относится большая часть дошедших до наших дней парадных портретов короля и членов королевской семьи и несколько картин на религиозные темы. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль.

Кроме этой серии, наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), генерала Оливареса[en] (1638), неизвестной дамы с веером[en] (ок. 1638—1639), художника Хуана де Парехи[en] (ок. 1650), папы Иннокентия X (1650), серия монархических конных портретов. Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (портреты инфант Марии Терезы, 1653—1659 и Маргариты Австрийской, 1552—1659; короля Филиппа IV, 1655—1656).

 

35. “Живопись реального мира”: творчество Луи Ленена, Жоржа де Латура.

Луи Ленен (англ. Louis Le Nain; 1593—1648) — французский художник, один из трёх братьев Ленен[1]. Мастер групповых портретов из жизни крестьян.

Родился в 1593 году в городе Лан (по другим данным в 1603 году).

Луи был предпоследним из пяти сыновей зажиточного крестьянина и винодела Исаака Ленена (фр. Isaac Le Nain). Вместе со своими братьями несколько лет обучался живописи, пока не отправился в Париж незадолго до 1630 года. В Париже с братьями-художниками жил в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре.

Вместе с Антуаном и Матье Луи работал над украшением знаменитой часовни Юной Девы в Сен-Жермен-де-Пре. В 1648 году он стал одним из первых членов только что созданной Королевской скульптуры (фр. Académie royale de peinture et de sculpture).

Умер 23 мая 1648 года в Париже, а через два дня после его смерти скоропостижно умер брат Антуан. Работы художника находятся во многих музеях мира, включая Лондонскую национальную галерею, Музей Виктории и Альберта, Musée national des beaux-arts (Алжир).

Братья не всегда подписывали свои произведения и до сих пор такие работы без авторства трудно причислить лично к кому-то из них.

Луи Ленен был наиболее талантливым из трех братьев. Начальные уроки живописи он получил у брата Антуана, и его первые самостоятельные работы трудно выделить из множества совместно написанных ими картин.

По-видимому, в 20-х годах были созданы «Юные музыкан­ты» и «Мастерская художника» с типично фламандским чйодходом к решению темы, свидетельствующие, что в это время Луи был еще всецело под обаянием искусства стар­шего брата.

В 30-х годах Луи Ленен по всей вероятности побывал в Италии и испытал воздействие модного там тогда течения — караваджизма. Вернувшись с запасом ярких, свежих впечат­лений, он сознательно обратился к монументализации своих жанровых работ, стремясь придать им некий синтетически обобщающий характер. Сюжеты, самые простые и непритя­зательные, получали в его исполнении особую значитель­ность, живописную красоту, даже торжественность. «Воз­вращение с сенокоса» (1641), «Трапеза крестьян» (1642), «Остановка всадника», «Посещение бабушки» (1642), «Семья молочницы» — лучшие полотна Ленена.

У них очень про­думанная композиция с контрастом между легкой воздушностыо пейзажа и ощутимой материальностью первоплановых фигур, с четким почти геометрически правильным по­строением и равновесием масс. Колористическая гамма не­сколько скупа, но очень благородна в сочетании серых, бе­лых, коричневых тонов с ударами розово-красного, желто­го, синего, зеленого цветов при доминанте серебристо-серого. Точный рисунок, национальный типаж лиц, какое-то эпи­ческое спокойствие общей эмоциональной атмосферы кар­тин составляют основные особенности творческой манеры Луи Ленена.

Образам крестьян в его картинах одинаково чужды и гру­бость и слащавая идеализация. Это серьезные люди — тру­женики с честными открытыми лицами и уверенной нето­ропливостью в движениях. Их манеры полны достоинства, в облике угадывается сознание собственной силы. Такая трактовка образов простолюдинов была достаточно смелой и новаторской по тем временам. Мир крестьян Ленена — это отнюдь не мир униженных и оскорбленных: ни тени заби­тости, житейской подавленности. Наоборот, внутреннее бла­городство, огромная человечность при совершенной художе­ственной убедительности.

Ленен был подлинным реалистом, далеким от натурали­стического понимания задач художника, активно, творче­ски осваивавшим мир.

Портреты кисти Луи Ленена — «Портрет маркизы Фарбен Янсон», «Портрет мальчика» — просты и бесхитростны, религиозные композиции, а их тоже случалось писать ху­дожнику, носят ярко выраженный жанровый характер. Не­многочисленные пейзажи отличаются верностью наблюде­ния, некоторой интимностью восприятия природы и необы­чайным мастерством передачи серебристого, прозрачного воздуха.

Жорж Дюмени́ль де Лату́р, также Ла Тур (фр. Georges de La Tour; 14 марта 1593 — 30 января 1652) — лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. В XVIII—XIX веках его имя было предано забвению.

Жорж Дюмениль де Латур родился 13 марта 1593 года в местечке Вик-сюр-Сей в семье булочника, жил близ Люневиля до самой своей смерти. Помимо нескольких документов, содержащих сведения о его женитьбе в 1621 году, назначении официальным художником Люневиля в 1644 году и главным живописцем короля в 1646 году, нет никакой информации о жизни мастера. Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Однако известно, что лотарингский герцог Генрих II в 1623 и 1624 годах купил несколько картин Латура.

Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-х годах; первая публикация о нём вышла в 1915 году.

Для картин Жоржа Дюмениля де Латура характерна геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой.

Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (Музей изобразительных искусств в Ренне), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св. Себастьяна» (Берлин-Далем), «Скорбящая Магдалина» (Метрополитен-музей), «Отречение апостола Петра». Одна работа мастера — «У ростовщика» — хранится во Львовской галерее искусств. В российских музеях его работ нет. Этьен (род. 1621), сын художника, тоже стал живописцем. Учеником Ла Тура также был его племянник Франсуа Нардуайен, умерший от чумы в 1636 году.

 

37. Классицизм в архитектуре Франции XVII в.: творчество Франсуа Мансара, Жюля Ардуэна Мансара, Луи Лево, Клода Перро.

Это название (от лат. classius – “образцовый”) можно буквально перевести как “основанный на классике”, т. е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом – как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и ее законы можно постигнуть с помощью разума. Конечная же цель искусства – преобразование мира и человека согласно этим законам и воплощение идеала в реальной жизни.

Вся система художественного образования классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества состоял прежде всего в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников, а достойными воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории.

Франсуа́ Манса́р (François Mansart или Mansard; 13 января 1598, Париж — 23 сентября 1666, Париж) — французский архитектор, считается не только крупнейшим мастером элегантного и сдержанного французского барокко, но и зачинателем традиций классицизма во Франции.

Сын плотника, Мансар не получил систематического образования, а карьеру архитектора начал как помощник Саломона де Броса — создателя Люксембургского дворца в Париже. Первой самостоятельной работой Мансара был фасад церкви фельянов в Париже. Первые крупные заказы Мансар получил от Гастона Орлеанского — возведение шато в Бальруа и перестройку средневекового замка в Блуа. Масштаб и стоимость задуманных Мансаром в Блуа работ были такими, что от его услуг отказались после завершения северного крыла.

В своих работах Мансар стремился придать объёмно-пространственной композиции здания предельную чёткость и лаконичность, не поступаясь при этом свойственным французской традиции богатым пластическим решением фасадов. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). Будучи прекрасно знаком с новейшими достижениями итальянского барокко, архитектор предпочитал придерживаться регулярной планировки. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма.

Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Зачастую случалось, что он полностью сносил уже возведённое сооружение и начинал заново. По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. Даже среди высшей французской аристократии услуги Мансара были доступны лишь немногим избранным. Поскольку начатые Мансаром постройки, как правило, достраивались менее требовательными зодчими, до нашего времени почти не уцелело зданий, которые были бы построены целиком под его руководством. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены.

Единственное исключение из этого правила — дворец Мезон-Лаффит под Парижем. Более других он несёт на себе отпечаток вдохновения Мансара. Более масштабным проектом с точки зрения размаха строительства и вложенных архитектором сил была заложенная по инициативе Анны Австрийской церковь Валь-де-Грас. В 1646 году от услуг Мансара отказались, и храм достраивал в соответствии с его планами первый архитектор короля, Жак Лемерсье.

Дворец в Мезоне

В 1650-е годы, когда Мансару покровительствовал кардинал Мазарини, архитектор подвергся нападкам политических противников последнего. В печати появлялись памфлеты, обвинявшие его в самовлюблённости, расточительстве и пренебрежении интересами заказчиков. Репутация Мансара была основательно подорвана, и подготовленные им планы перестройки Лувра и королевской усыпальницы в Сен-Дени остались без движения. Король Людовик XIV приблизил к себе главного соперника Мансара, Луи Лево, поручив ему строительство грандиозного дворца в Версале.

По иронии судьбы, достраивать Версаль выпало внучатому племяннику Мансара — Жюлю Ардуэну, который в честь знаменитого предка принял псевдоним «Мансар». В своих работах он охотно использовал оставшиеся нереализованными наброски и планы деда.

Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн; 1646—1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.

Жюль Ардуэн родился 16 апреля 1646 года в Париже. Учился зодчеству у Либераля Брюана[fr] — архитектора, известного созданием Отеля инвалидов в Париже. Кроме того, Жюль унаследовал коллекцию планов и чертежей своего знаменитого двоюродного деда Ф. Мансара. Заодно взял себе и его фамилию, ставшую сильной торговой маркой.

Карьеру самостоятельного архитектора Ардуэн-Мансар начал с проекта дворца де Кланьи для мадам де Монтеспан. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх. Службу при дворе Людовика XIV Жюль начал с проекта по расширению дворца в Сен-Жермен-ан-Ле, затем завершил строительство Большого Трианона и первой королевской церкви Нотр-Дам (Церковь Богородицы) в Версале. Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали такие парижские достопримечательности, как Собор Дома инвалидов (1693—1706), а также комплексы площадь Побед (нач. в 1684 г.) и Вандомская площадь (нач. в 1698 г.).

Архитектор скончался 11 мая 1708 года.

Луи Лево, реже Луи Ле Во (фр. Louis Le Vau или Levau) — французский архитектор, один из основоположников французского классицизма, с 1653 по 1670 год — первый королевский архитектор. Над крупнейшими заказами архитектор работал обычно вместе с ландшафтоустроителем Ленотром и художником по интерьеру Лебреном.

Луи Лево родился в Париже в семье архитектора. Лево обучался архитектуре в Италии, в частности, в Риме и Генуе, в эпоху процветания барокко. Большое влияние на него также оказал Франсуа Мансар. Отклонившись от ренессансно-барочных форм, Лево обратил внимание на более простые элементы классицизма, в дальнейшем став одним из ведущих мастеров классицизма во Франции.

По заказу суперинтерданта финансов Николя Фуке Лево выстроил роскошный дворец Во-ле-Виконт, который привлёк к нему внимание короля Людовика XIV. После падения Фуке ему было поручено повторить успех при проектировании и строительстве Версальского дворца. Одновременно Лево занимала перестройка дворца Тюильри.

Помимо этого, под руководством Лево были построены здание Французской академии и множественные городские особняки («отели»), в частности на острове Сен-Луи.

Основные работы:

· 1634—1637 Отель Кольбер — резиденция Кольбера и Филиппа Орлеанского. В 1826 году на этом месте была сооружена галерея Кольбер.

· 1640—1644 Отель Ламбер

· 1642 —? Отель Лево

· 1656—1657 Отель Лозен

· 1656—1661 Во-ле-Виконт

· 1655—1670 Луврский дворец

· 1661—1665 Коллеж Четырёх Наций — здание Французской академии

· 1661—1670 Версальский дворец

· 1670—1672 Фарфоровый Трианон — Лево выполнил первые эскизы; после его смерти проект завершил новый королевский архитектор Франсуа д’Орбэ

Клод Перро (фр. Claude Perrault, 25 сентября 1613, Париж — 9 октября 1688, Париж) — французский архитектор и учёный.

Родился в семье юриста, судьи Парижского парламента Пьера Перро. Братья Шарль и Пьер стали писателями, Николя — богословом. Сам Клод Перро изучал медицину и достиг успехов в биологии, благодаря которым стал одним из первых членов Французской академии наук. Он занимался и механикой.

Более всего, однако, Клод Перро известен в качестве архитектора. Во второй половине 1660-х он вошёл в комиссию по проектированию восточного фасада Луврского дворца и при участии Лево и Лебрёна составил план колоннады, получившей его имя. Парные коринфские колонны, постаментом для которых служит весь первый этаж, и центральная арка созданы под влиянием античной архитектуры. Работа Перро оказала воздействие на некоторые проекты XIX—XX веков (например, на Метрополитен-музей в Нью-Йорке).

Помимо колоннады, Клод Перро стал автором здания Парижской обсерватории (1667—1672), нескольких столичных церквей и триумфальной арки, разобранной в начале XVIII века. Кроме того, он работал в Версале и построил капеллу в замке Кольбера в Со. Как теоретик архитектуры, Перро значим благодаря переводам Витрувия и книге о видах колонн «О порядке пяти видов колонн в соответствии с методом древних». Вместе со своим братом-сказочником, Перро принимал участие в «споре о древних и новых» и встретил сопротивление поэта Буало и архитектора Н. Ф. Блонделя — сторонников строгого подражания античности.

В настоящее время интерес к творчеству Клода Перро сохраняется. Ему посвящены труды французского искусствоведа Антуана Пико (1988) и главы ИКОМОС М. Петцета (2000).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.