Поздний период творчества Тициана. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поздний период творчества Тициана.

2022-09-29 40
Поздний период творчества Тициана. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тициа́н Вече́ллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция) — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

«Отличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма».[4]

К последним шедеврам относятся:

· «Положение во гроб» (1559),

· «Благовещение» (около 1564—1566),

· «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560—1565),

· «Несение креста» (1560-е),

· «Тарквиний и Лукреция» (1569—1571),

· «Св. Себастьян» (около 1570),

· «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576),

· «Пьета» (1575-1576).

В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.

Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, 1528, Верона — 1588, Венеция) — один из виднейших живописцев венецианской школы.

Паоло Веронезе родился в 1528 году в Вероне и был пятым сыном в семье скульптора Габриеля Калиари[2]. Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе. В 1553 году Веронезе занимался украшением Дворца дожей в Венеции, а после — церковной ризницы. В 1560 году Веронезе посетил Рим, затем расписывал церковь Святой Вероники в селении Мазер, близ Виченцы. В 1566 году женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. В 1573 году Веронезе был обвинен судом инквизиции, но сумел оправдаться и был принужден только исправить или исключить некоторые фигуры на одной из своих картин. Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588 года в Венеции от воспаления лёгких. Был похоронен в церкви Святого Себастьяна.

В его юношеских произведениях («Мадонна», остатки фресок из Casa Contarini, фрески виллы Соранцо и виллы Фанцоло) можно обнаружить характерные особенности веронской школы с её нежным колоритом, но вместе с тем и известную свободу в создании художественных образов, которой автор был обязан влиянию рафаэлевской школы. В возрасте 27—28 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастьяна и так хорошо исполнил возложенную на него задачу, что до 1570 года постоянно привлекался к работам для этой церкви и существовавшего при ней монастыря, а по смерти удостоился чести быть погребенным в этом храме. Его работы в церкви Святого Себастьяна отличаются легкостью рисунка и нежным, теплым колоритом:

· Коронование Пресвятой Девы

· Эсфирь перед Артаксерксом (Ксеркс I)

· Коронование Эсфири и триумф Мардохея

· Алтарный образ Богородицы

· Фрески, изображающие житие и страдания Святого Себастиана

· Христос у Симона Фарисея

В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея; Христос у Симона; Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Перед нашими глазами оживает все великолепие пиров тогдашнего времени; мы видим ту жажду удовольствий и ту любовь к роскоши и нарядам, которыми отличались венецианцы — современники Веронезе.

В числе его картин на евангельские темы, кроме вышеприведенных, заслуживают быть упомянутыми:

· Обручение св. Екатерины

· Мучение св. Юстины

· Святого Георгия

· Снятие с креста

· Отдохновение на пути в Египет

Из картин на другие сюжеты можно указать:

· Семейство Дария перед Александром

· Похищение Европы

· Концерт

· Юпитер

· Марс и Венера

Во произведениях зрелого периода Веронезе соединяет умелый и изящный рисунок с богатством замысла и блеском и теплотой колорита. Как портретист (портреты Маркантонио Барбари, Даниеле Барбаро, воина, сенатора из фамилии Капелло, Джованни Барбариго) Паоло Веронезе близко подходит к манере Тинторетто, но при этом остается неизменно оригинальным.

Интересны также его декоративные работы, многие из которых до нас не дошли; работы эти отличаются смелостью замысла, свободой исполнения, свежестью колорита; они хорошо вписываются в архитектурные формы. Сильную сторону его таланта составляет стенная и плафонная живопись. Особенно интересны в этом отношении, например, фрески виллы Барбаро в Мазере, виллы Тиене, замка в Маньядоле и Дворца дожей в Венеции. Некоторые картины из Дворца дожей теперь находятся в других местах; часть из них — в зале Большого совета:

· Возвращение дожа Андреа Контарини с морской победы над генуэзцами при Кьодже

· Защита Скутари Антонием Лоредано

· знаменитый плафон Апофеоз Венеции

После смерти Веронезе его сыновья Карлетто и Габриеле вместе с его братом Бенедетто образовали товарищество художников, которое выпускало картины за подписью «наследники Павла» (Heredes Paoli). Переняв манеру Веронезе, они не унаследовали его таланта и в своих произведениях не достигли декларируемого качества.

Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста д’Анджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати.

Якопо Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto; 1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса.

Художник родился в Венеции, по разным источникам (между концом сентября и началом октября 1518 — согласно 'Documentazione sull’uomo e l’artista'[4]) — в 1519[5] либо 1518 году. Своё прозвище Тинторетто («маленький красильщик»[6]) он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело.

Наиболее замечательны картины Тинторетто, относящиеся к первой поре его деятельности:

· «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля», исполненные совершенно в духе Тициана (обе находятся в венецианской академии художеств)

· «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность

· в полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. Марка» (в Галереи академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви Санта-Мариа делла Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст. Библиотеке, там же)

· многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например «Венера, Вулкан и Амур» (в Старой Пинакотеке, в Мюнхене), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Эрмитаже, в СПб.).

С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие, или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников, или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др.).

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девонширского, в Англии), медика А. Везалия (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др.

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти (англ.) (1560—1590), получившая образование под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с отцом. Брат художницы, Доменико Робусти (англ.) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.

 

27. Живопись Возрождения в Германии рубежа XI – XVI вв. Творчество Матиаса Грюневальда, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Альбрехта Альтдорфера.

Развитие искусства Возрождение в Германии проходило под влиянием идей Реформации. По времени это был довольно короткий период с середины XV века до 1520-х гг. Крестьянская война, жестокое подавление крестьянских беспорядков, религиозный раскол и отход нескольких земель от католицизма оборвали развитие возрождения. 1530 год пережили только некоторые мастера, среди которых Альтдорфер, Ганс Гольбейн Младший и Лукас Кранах Старший, который провел последние годы жизни в ссылке вместе со своим высоким покровителем.

В работах художников Дунайской школы появился новый жанр — пейзаж.

Искусство формировалось в жестокой религиозной борьбе, которая наполнила его драматизмом, личными трагедиями и эмоциональными стрессами. Яркое воплощение в немецком искусстве приобрели темы смерти, Страшного суда, конца мира. Почти все немецкие художники прошли через школу гравюры, что наложило на их живопись отпечаток жесткости, безрадостности и гротеска.

Маттиас Грюневальд (нем. Matthias Grünewald, Mathis Gothart-Nithart; Вюрцбург, 1470 или 1475— Галле 1528) — последний великий художник северной готики. Сохранилось не более десятка его произведений, из которых главное — «Изенгеймский алтарь». Работал при дворе майнцских архиепископов (1508—1525). В своём творчестве с беспредельной эмоциональной силой выразил трагический накал и возвышенный мистический спиритуализм эпохи. Переоткрыт в начале XX века немецкими экспрессионистами, которые сочли его своим прямым предшественником.

До нашего времени дошло мало работ Грюневальда — всего десять произведений, из которых одни представляют собой многостворчатые алтари, другие — сохранившиеся фрагменты алтарных композиций и отдельные одночастные картины. Также уцелело порядка 35 рисунков, сделанных его рукой. В последнее время было не только открыто настоящее имя художника, но и сделано немало удачных попыток проследить перипетии его жизненного и творческого пути на фоне исторической панорамы того бурного времени.

В свете сохранившихся документов Грюневальд представляется человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Его искусство пронизано глубочайшей человечностью, живым состраданием к человеческим мукам, неисчислимым страданиям, которые он видел кругом. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир, и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом. Наделённый в высшей степени восприимчивой душой, Грюневальд вслед за Босхом поставил в своём искусстве проблему подлинной трагедии жизни благородной и честной души человека, подвергаемого преследованиям и оскорблениям в жестоком, озверевшем мире.

Глубокая эмоциональность творчества Грюневальда влекла к себе экспрессионистов, которые поставили его в число величайших художников в истории Германии. К примеру, его последователем называл себя Отто Дикс. Пауль Хиндемит написал оперу и симфонию под названием «Художник Матис», главным действующим лицом которых является художник Матиас Грюневальд. По сюжету оперы художнику в его видениях одна за другой являются фигуры будущего огромного алтарного образа — «Изенгеймского алтаря». В одноимённой симфонии Хиндемита «Ангельский концерт», «Положение во гроб» и «Искушения Св. Антония» музыкальным языком описывают три развёртки «Изенгеймского алтаря».

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса[1]. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии[2], поднявшим её на уровень настоящего искусства[3]. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников[4][5], автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер[de]. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое — Альбрехт, Ханс и Эндрес[6].

С детства мечтавший заниматься живописью, Альбрехт настоял на том, чтобы отец отдал его в обучение художнику. После первого путешествия в Италию он ещё не вполне воспринял достижения итальянских мастеров, но в его работах уже чувствуется художник, который мыслит нестандартно, всегда готов к поиску. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера[48]. На молодого художника обратил внимание Фридрих Мудрый, поручивший ему, кроме прочего, написать свой портрет. Вслед за курфюрстом Саксонским иметь свои изображения пожелали и нюрнбергские патриции — на рубеже веков Дюрер много работал в портретном жанре. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично.

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи Дюрера в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художник сделал ставку на исполнение амбициозных живописных проектов, принимая заказы на многофигурные алтарные образы. Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков[49]. Принятый императором Максимилианом на службу, он получил некоторую материальную независимость и, оставив на время живопись, обратился к научным исследованиям и гравюрным работам.

Автопортреты

С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений[9]. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю»[50]. Живописный автопортрет для Дюрера — средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи[51]. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.

Лу́кас Кра́нах Ста́рший (нем. Lucas Cranach der Ältere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «Дунайской школы живописи»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.

Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца[1].

С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрстуФридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.

Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.

Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.

Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.

Избранные произведения

· Венера и Амур. 1509, Эрмитаж

· Мадонна, Эрмитаж

· Мадонна с младенцем. ок. 1520. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.

· Алтарь Святой Анны (Триптих Торгау). 1509, Франкфурт, Штеделевский институт

· Отдых Святого Семейства на пути в Египет

Альбрехт Альтдорфер (нем. Albrecht Altdorfer; около 1480, Регенсбург — 14 февраля 1538, Регенсбург) — немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты. Работал в технике ксилографии и других видах гравюры, один из первых начал делать офорты. Самым известным произведением Альтдорфера стала грандиозная картина «Битва Александра». Глава и самый выдающийся представитель дунайской школы живописи.

Альбрехт Альтдорфер родился около 1480 года в Регенсбурге, где его отец, Ульрих Альтдорфер, за несколько лет до этого получил статус горожанина. В 1491 году Ульрих, испытывающий материальные затруднения, отказывается от регенсбургского гражданства и покидает город. В 1505 году Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе. В 1506 году Альтдорфер впервые начинает ставить на гравюрах свою подпись, созданную в подражание знаменитой монограмме Альбрехта Дюрера. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 годом.

В юности Альтдорфер путешествовал по Баварии. В 1511 году совершил путешествие по Дунаю и к Австрийским Альпам. С 1516—1518 работал в монастыре Санкт-Флориан близ Линца.[4]

Начиная с 1517 года художник занимает различные должности в городском совете Регенсбурга. В 1526 году Альтдорфер получает должность главного архитектора Регенсбурга.

Альтдорфер скончался 14 февраля 1538 года в Регенсбурге.

Произведения

· Отдых на пути в Египет (1510)

· «Святая ночь (Рождество)» (1511—1513)

· «Пейзаж с мостиком» (1522)

· «Битва Александра» (1529) (Техника: масло. Материал: дерево. Размеры: 158 x 120 см)

· «Сусанна в купальне» (1526)

· «Христос на кресте» (1528)

 

29. Живопись барокко в Италии: творчество Микеланджело Меризи да Караваджо, братьев Карраччи.

Жи́вопись баро́кко, или баро́чная живопись, — живописные произведения периода барокко в культуре XVI—XVII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на абсолютизм и контрреформацию.

Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркие примеры — творчество Рубенса и Караваджо.

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571[3], Милан — 18 июля1610, Порто-Эрколе) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи[5]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[6], переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Последнему принадлежат архитектурные виды, и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. В их работах представлены руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. Героические полотна писал Доменикино, и живописные притчи — Доменико Фетти.

Агостино Карраччи (итал. Agostino Carracci) (16 августа 1557, Болонья — 22 марта 1602, Парма) — итальянский живописец и гравёр.

Агостино собирался стать ювелиром, но поддался уговорам своего двоюродного брата Лодовико Карраччи и стал художником. Он учился живописи у Просперо Фонтаны, Бартоломео Пассаротти и Доменико Тибальди, путешествовал по Ломбардии и побывал в Венеции. Большое влияние на становление Агостино как художника оказал его двоюродный брат, художник Лодовико Карраччи. Обладая большою начитанностью, в организованной братьями Карраччи Академии degli Incamminati лекции по теории искусства. Его немногочисленные живописные произведения (лучшие из них — фрески в Палаццо Фарнезе в Риме, выполненные вместе с братом Аннибале, «Причащение св. Иеронима» и «Вознесение Богородицы» в Болонской пинакотеке) отличаются правильностью рисунка и светлым, весёлым колоритом.

Агостино был более известным гравёром, чем его брат Аннибале. Подражая Корнелису Корту, он достиг больших высот в мастерстве гравирования. Наиболее известные из его гравюр: «Распятие» (с Тинторетто, 1589), «Эней и Анхис» (с Бароччио, 1595), «Богородица с Младенцем» (с Корреджо), «Искушение св. Антония», «Св. Иероним» (с Тинторетто), а также некоторые гравюры с собственных работ. Агостино Карраччи получил известность благодаря своим гравюрам эротического содержания, т. н. Позы Аретино.

Лодовико Карраччи (итал. Lodovico Carracci) (21 апреля 1555, Болонья — 13 ноября 1609, там же) — итальянский живописец, гравёр и скульптор, один из ярчайших представителей болонской школы.

Ученик Просперо Фонтаны, Лодовико Карраччи в своих многочисленных поездках изучал творчество итальянских мастеров. Вернувшись в Болонью, с высокой целью возрождения искусства он основал со своими двоюродными братьями Агостино и Аннибале новую школу живописи — «Академию направленных на путь» (Academia degli Incamminati), которая несмотря на насмешки маньеристов старого образца вскоре стала в Италии центром художественного образования. Принципами её были: непосредственное наблюдение за природой, изучение античного искусства и подражание великим мастерам: в рисунке и движении — Микеланджело, в колорите — Тициану, в композиции и выражении — Рафаэлю, в светотени и грации — Корреджо.

Хотя художники, входившие в состав этой академии (такие, как первый ассистент Карачи Джакомо Каведоне), которых сам Лодовико Карраччи называл «эклектиками», отличались своеобразным стилем, их работы обнаруживали одновременно сходство с известными шедеврами живописи. В ранних работах самого Лодовико Карраччи (например, во фресках в церкви Санкт-Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражание Корреджо и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях он демонстрирует бо́льшую самостоятельность (например, в «Богородице во славе» и во фресках из жития св. Бенедикта в монастыре Санкт-Микеле-ин-Боско). Лодовико Карраччи является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса — многочисленных «Ecce Homo» и «Mater Dolorosa», созданных болонской школой. В Эрмитаже хранятся «Святое Семейство», «Несение креста», «Положение во гроб» и «Святой Себастьян».

Художнику атрибутируется известная картина «Игроки в шахматы», поражающая глубиной психологизма и тонкой игрой света и тени.

Аннибале Карраччи (итал. Annibale Carracci) (3 ноября или до 3 ноября 1560[2], Болонья — 15 июля 1609, Рим) — итальянский живописец и гравёр болонской школы.

Ученик Пассаротти и своего двоюродного брата — художника Лодовико Карраччи, Аннибале изучал творчество Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко ощущается в его ранних произведениях.

В 1582 году Аннибале и Агостино Карраччи основали собственную школу, получившую впоследствии название «Академия дельи Инкамминати» (итал. Accademia degli Incamminati)[3]. Аннибале принимал деятельное участие в педагогической и художественной деятельности Академии.

В 1597 г. Аннибале Карраччи был приглашён в Рим кардиналом Фарнезе для оформления Палаццо Фарнезе фресковой росписью на мифологические сюжеты. Эта работа заняла у Аннибале и его брата Агостино вместе с учениками восемь лет. Созданные ими фрески («Триумф Вакха и Ариадны», «Меркурий и Парис», «Пан и Дианы», «Юпитер и Юнона» и пр.), замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок принадлежат к числу особенно удачных произведений художника.

В 1602 году Аннибале Карраччи получает заказ на оформление римской капеллы Эррера де Сан Джакомо дельи Спаньоли. Начиная с 1605 года жестокие ревматические боли лишили художника возможности заниматься живописью.

Несмотря на всеобщее признание, Аннибале Карраччи умер в возрасте 49 лет в нищете и был похоронен в соответствии с его предсмертной просьбой в Пантеоне, рядом с Рафаэлем.

Достоинства живописных произведений Карраччи состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита. Однако критики отмечают также отсутствие в его работах действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции Аннибале Карраччи являются точным отражением сентиментальной и неискренней набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и аллегорического содержания, писал также пейзажи.

 

31. Искусство Голландии XVII в. Творчество Франса Хальса, Рембрандта, Яна Вермеера Дельфтского.

Золотой век голландской живописи — самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. Известными представителями голландской живописи того времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие.

Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — художник, портретист Золотого века голландской живописи. Он известен своей свободной манерой письма, и он помог ввести этот живой стиль в голландское художественное искусство. Халс сыграл важную роль в эволюции группового портрета 17-го столетия.

Халс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 году Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

«Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».[1]

В 1620-1630-х гг. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все — около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).»[1] Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

В 1644 Халс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664).»[1]

«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.»[1]

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи[3]. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство[4]. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств[5].

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию[5].

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 л<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.