XVI . Письменность башкир от рунического до — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

XVI . Письменность башкир от рунического до

2022-09-29 58
XVI . Письменность башкир от рунического до 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   кириллицы

В 552 году предки современных тюркоязычных народов – башкир, татар, чувашей, казахов, киргизов, узбеков, алтайцев, хакасов и других на территории реки Орхон (Монголия) и озера Байкал создали свое государство – Тюркский каганат (царство), которое в 745 году было разгромлено уйгурами. В годы своего процветания и могущества в начале VIII века границы Тюркского каганата на западе доходили до Черного моря.

В этом государстве появилась и древняя письменность тюрков – так называемое руническое письмо. В науке рунами назывались вырезанные на поверхности дерева и камня буквы алфавита, которыми в далеком прошлом пользовались предки современных скандинавских (шведов, норвежцев) и германских народов. Поскольку тюркские памятники, как и скандинавские, были выдолблены на каменных плитах, скалах, предметах утвари, их тоже назвали рунами.

Памятники рунического письма тюрков впервые были обнаружены в верховьях реки Енисей С. Ремезовым и Ф. Страленбергом, позже – на реке Орхон (Монголия) и в других местах Н. Ядринцевым.

Ученые около 200 лет не могли раскрыть тайну неизвестного им письма. Лишь в 1893 году датский ученый-тюрколог В. Томсен и русский ученый-тюрколог В. Радлов одновременно и независимо друг от друга смогли расшифровать и прочесть эту загадочную письменность, которая оказалась письменностью древних тюрков эпохи Тюркского каганата.

Орхоно-енисейские памятники представляют собой поэмы в честь каганов (царей) и полководцев Тюркского каганата. Они сохранились на каменных плитах – стелах. Самый крупный из них – это поэма-некролог в честь полководца Кюль-тегина (685-731). О нем сохранились два памятника, или две поэмы, которые называются «Малая надпись в честь Кюль-тегина». В последнем из них рассказывается о героическом прошлом тюрков, об их военных походах, о том, как они подчинили себе китайцев. В поэме победа тюрков объясняется мудростью, смелостью каганов-царей и верностью им простого народа. «Они были мудрыми каганами, они были смелыми каганами», – говорится в поэме.

Далее рассказывается о покорении тюрков Китаем. Причину этого поэма объясняет тем, что народ и каганы забыли заветы предков, что на царство сели плохие каганы, что «младшие братья подобно старшим не поступали». Вот еще строки, объясняющие поражение тюрков: «Младшие братья не признавали своих старших братьев, сыновья не признавали своих отцов». Иными словами, поражение объясняется отсутствием единства и порядка в стране.

В поэме в героическом тоне рассказывается о военных походах с участием Кюль-тегина, при котором тюрки снова победили Китай и обрели самостоятельность. Повествуя об этом, поэма непременно сообщает о его возрасте, о времени битвы, о коне, на которого он садился, об исходе битвы, описывает поведение Кюль-тегина. И, таким способом, создает идеальный образ полководца.

Вот строки из поэмы:

 

Когда ему был двадцать один год,

Мы сразились против Чача-сегуна.

Или:

Когда Кюль-тегину было двадцать шесть лет,

Мы ходили в поход на кыргызов.

В поэме Кюль-тегин изображается как главный герой всех походов. Например, упоминается 17 сражений, в которых он принимал участие, в 11 из них он был на белом коне, что очень распространено в башкирском фольклоре

Так по всей поэме Кюль-тегин совершает свои подвиги в сражениях при помощи коня. В поэме многократно без изменений повторяется одна и та же словесная формула: «Кюль-тегин, сев верхом на белого коня, бросился в атаку».

В конце поэма о смерти Кюль-тегина и о похоронах:

Кюль-тегин в год овцы

В семнадцатый день умер.

В девятый месяц, в двадцать седьмой день

Мы устроили погребение.

 

«Малая надпись в честь Кюль-тегина» заканчивается указанием имени автора поэмы. Им был племянник Кюль-тегина Йогыл-тегин, который сообщает о том, как был воздвигнут этот памятник:

Я вечный камень приказал воздвигнуть,

От табгачского (китайского) кагана

Резчиков я привел

И покрыл камень резьбой.

Они не исказили моих слов.

 

В этих сохранившихся на стелах надписях описывается прошлое тюркского народа, подробно рассказывается о военных и политических успехах тюркских государственных деятелей - Кюль-тегина, Бильге-кагана, Тоньюкука.

Для истории татар и даже для башкир особый интерес представляет руническая надпись в честь Кюль-тегина. Хотя сама стела была воздвигнута в 732-734 годах, описываемые в ней события относились ко второй половине VI в. - периоду образования Великого Тюркского каганата и жизни его первых правителей.

Татары упоминаются надписью дважды и оба раза как могущественное политическое объединение - "отуз-татар" (тридцать татар).

После смерти первого тюркского кагана Бумына в 552 году почтить его память прибыли многочисленные посольства различных стран и народов, в том числе отуз-татар.

 

[В качестве] плачущих и стонущих (пришли) спереди, со [стороны] солнечного восхода, народ степи Бёклийской, табгачи, тибетцы, авары и Рим, кыргызы, уч-курыканы, отуз-татары, кытай и татабыйцы, столько народов придя, стонали и плакали...

Второй раз отуз-татары упоминаются в качестве врагов отца Кюль-тегина Ильтерес-кагана.

Под названием "отуз-татар" имелись в виду тридцать татарских родов, образовавших мощный племенной союз. Первые известия об объединениях татар в Восточном Туркестане и Монголии относятся к VI-VIII векам. Позднее, в VIII веке объединение отуз-татар под военно-политическим давлением китайцев и тюрок распалось на несколько союзов племен. Наиболее известным и сильным из них стало объединение токуз-татар (девять татар). Если автор без перевода понимает слова поэмы, то это значит, что она написана на тюркском языке.

После распада Тюркского каганата татары создали свое государственное объединение в Восточном Туркестане, которое в союзе с огузами вело войну против Уйгурского каганата. В X-XII веках татарские государства занимали значительную территорию Южной и Восточной Монголии и Северного Китая. Вся эта территория к востоку от Восточного Туркестана получила в мусульманской восточной историографии название «Дашт-и татар» («Татарская степь»), а термин «татар» закрепился за немусульманским населением степей Монголии.

Рашид ад-Дин рассказывал о власти татар над другими тюрко-монгольскими племенами:

И тем не менее, при всей вражде и раз­доре, кои царили в их среде, – они (т.е. татары) уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками боль­шей части племен и областей, (выдаваясь) своим величием, могуществом и полным почетом (от других). Из-за (их) чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем, и все назывались татарами», среди них он отмечает джалаиров, ойратов, онгутов, кереитов, тангутов и др. Всего этих этнополитических образований он насчитывает шесть: «Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и (своего) государя, – шесть … Племя тутукулйут – самое уважаемое из /всех/ татарских племен.

В начале XIII века все татарские племена были завоеваны Чингиз-ханом и стали частью его империи, участвуя в его военных походах.

Орхоно-енисейские памятники имеют самое прямое отношение к истории и культуре башкирского народа. Известно, что башкирские племена табын, катай, тангаур, канлы, бурзян и другие были в составе Тюркского каганата. Тумен-каган (другое имя по китайским источникам – Бумын-каган) по данным башкирских шежере считается родоначальником башкир племени табын.

922 год считается годом принятия башкирами и булгарами (предками казанских татар) ислама. В этом году в Булгарское царство прибывает Ахмед ибн-Фадлан, а он был секретарем посольства Багдадского халифа (царя), для пропаганды и распространения мусульманской религии. На своем долгом пути он посетил и земли башкир. «Через много дней пути, – писал он, – нам пришлось переправиться через реку Яик, потом реку Иргиз, Самар, Кинель, Сок, после этого реку Кондурча. Переправившись через эти реки, мы попали в страну башкир».

Одновременно с принятием религии башкиры начали пользоваться арабским письмом, первые образцы которого на надгробных каменных плитах Аравии относятся к I–IV векам нашей эры. А язык священной книги мусульман Коран, составленной в 650–656 годах, является классическим образцом арабской письменности.

Ислам распространялся по Башкирии медленно, но уже при Узбек-хане в 1313–1342 гг. становится государственной религией Золотой орды, в состав которой входили и башкиры, и татары, уже широко пользующиеся арабской письменностью. Об этом говорят надгробные камни на арабской графике, сохранившиеся до наших дней. Самым древним из них считается надгробный камень на кладбище аула Мавлит Кушнаренковского района, относящийся к 1342–1343 годам. К этому периоду ученые относят и кэшэнэ (мавзолей) Хусейнбека (год смерти – 1341), находящийся в Чишминском районе. Хусейнбек занимался распространением ислама в Башкортостане.

Арабское письмо очень своеобразно. Оно пишется и читается справа налево, поэтому и книга начинается как бы с конца.

Башкиры пользовались ею, начиная примерно с XII века. На этой письменности создана очень богатая башкирская литература. Классическими образцами ее являются поэма древне-башкирского поэта Кул Гали (примерно 1183–1236) «Кисса-и Йусуф» (1233); многочисленные башкирские шежере; сказание «Чингизнаме»; письмо Батырши императрице Елизавете Петровне; воззвания и приказы Салавата Юлаева; произведения поэтов XIX века А. Каргалы, Т. Ялсыгулова, Х. Салихова, Г. Сокроя и др.

Примерно с конца XIX века башкиры пользовались и татарским литературным языком на арабской графике. Произведения многих башкирских писателей (М. Акмулла, М. Уметбаев, С. Якшигулов, Ф. Туйкин, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, А. Тагиров и др.) до 1924 года были написаны и печатались на татарском литературном языке. На основе арабского алфавита в 1924 году была создана письменность на национальном башкирском языке, которая просуществовала по 1929 год. В эти годы на башкирском языке арабскими буквами печатались учебники, газеты, журналы, художественная литература.

С 1929 по 1940 год башкирская письменность существовала на основе латинской графики, а с 1941 года башкиры пользуются кириллицей, т. е. современным русским алфавитом. Башкирский алфавит насчитывает 42 буквы - 33 русских и 9 специфических. За эти 60 лет развития созданы системы преподавания, сотни учебников, диссертаций и т. п.

Наряду с башкирским и русским языками в последнее время у части башкир зародился интерес к арабскому языку, к арабской грамматике в связи с тем, что мусульманская религия охватывает все больше молодежи. Для того, чтобы читать текст Коран-священной книги мусульман, надо знать алфавит арабского языка, однако, чтобы понять значение прочитанного, необходимы знания по арабской грамматике.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.