XIII . Шежере – как источник по истории — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

XIII . Шежере – как источник по истории

2022-09-29 65
XIII . Шежере – как источник по истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                   Башкортостана

Важными источниками по ранней истории башкирского народа так же являются: живопись и записи на камнях, настенные рисунки, например, в пещере Шульган в Бурзянском районе Башкортостана. По ранней истории башкир имеются некоторые сведения у древних авторов, а также в некоторых документах Русского государства. Отрывочные сведения имеются в нескольких русских летописях.

Несмотря на публикацию множества материалов по ранней истории нашего народа некоторые проблемы с древнейших времен до присоединения к Руси пока остаются не до конца решенными. Только по некоторым отрывочным сведениям, легенд и преданий можно восстановить ряд эпизодов борьбы башкир против монгольских, а потом ногайских ханов в XIII-XIV вв. Лишь в общих чертах известны события, связанные с добровольным присоединением Башкортостана к Русскому государству. Основная причина в слабой изученности ранних периодов истории башкирского народа в том, что не достает источников, которые исходили бы из самих башкир. Науке не известно ни единого документа или цельного исторического сочинения, которые написаны были бы башкирами до XVI века. Такое положение дел, видимо, можно объяснить только тем, что вплоть до присоединения к Руси башкурты не имели ни государственной организации, ни постоянно установленной системы местного самоуправления.

Поиски нового источника по ранней истории башкуртов увенчались успехом: были найдены интереснейшие и подлинные документы самих башкир. Это - башкирские шежере, которые могут пролить свет особенно по ранней и средневековой истории народа. Поэтому к изучению шежере возник естественный интерес ряда исследователей и историков.

Впервые шежере использовал П. И. Рычков в своей интересной работе «История Оренбургская», где описывается борьба башкир с ногайскими ханами, а так же некоторые моменты хода присоединения башкирских племен к Русскому государству.

 

(П. И. Рычков. История Оренбургская (1730-1750. Оренбург, 1898, с. 69).

В данной работе Петр Рычков использовал сведения башкирского старшины Кыдраса Муллакаева, который, как уяснили потом, был текстом шежере башкир-минцев, один из вариантов которого опубликовал Р. Г. Кузеев в своей известной работе, посвященной башкирским шежере.

 

(Башкирские шежере. Сост., перевод, введение и комментарии Р. Г. Кузеева, Уфа, Башкнигиздат, 1960, с. 50-53).

Следует заметить, что пока еще никто не опубликовал полный материал о башкирских шежере, как Р. Г. Кузеев.

 

В другой работе Рычков использовал шежере башкир-кипчаков.

 

(П. И Рычков. Введение к Астраханской топографии. Печатано при императорском Московском университете, М.,1774, с. 18-19).

В XIX веке интерес к башкирским шежере сохраняется. Известный историк-краевед М. В. Лоссиевский опубликовал некоторые варианты шежере башкир - минцев и юрматинцев, а так же фрагменты из родословной других племен.

 

(Лоссиевский М. В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам. //Справочная книга Уфимской губернии//, Уфа, 1883, отд. 5, с.379-383).

Фрагменты или часть материала из башкирских шежере содержатся в работах историков - краеведов Р. Г. Игнатьева.

(Р. Г. Игнатьев. Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев магометан Оренбургского края. //Записки Оренбургского отдела Русского географического общества.// 1875, вып. 3).

 

Позднее, в 1913-1914 годах в журнале «Шуро» было опубликовано 9 шежере башкир.

После Октябрьской революции интерес к башкирским шежере продолжал расти. В 1927 году историком - краеведом С. Мирасовым в журнале «Башкорт аймагы» было опубликовано 3 шежере племен Юрматы, Кыпчак и рода Кара-Табын.

 

(Рукописный фонд библиотеки БФАН СССР, Башкирские шежере, папка № 9).

 

В связи с образованием БФАН СССР в 50-х годах начался новый этап изучения шежере. Так в журнале «Адаби Башкортостаны» Р.Г. Кузеевым были опубликованы шежере юрматынцев, а так же племен Бурзян, Тамъян, Кыпсак и Усерган.

 

(Р. Кузеев. Башкирские шежере. // Адаби Башкортостаны // 1957, №6).

И научным, и популярным оказалась книга «Башкирские шежере» с комментариями Кузеева. В этом сборнике он смог поместить 25 шежере, анализируя их содержание приходит к выводу, что шежере можно рассматривать как один из видов исторического источника. По его словам «шежере - это своеобразные письменные памятники средних, а иногда более ранних веков.

 

(Башкирские шежере. Сост., перевод, введение и комментарии Р. Г. Кузеева, Уфа, Башкнигиздат, 1960).

То, что шежере являются литературными и историческими памятниками старины на страницах журнала «Агидель» признал и Гайса Хусаинов.

 

(Хусаинов Гайса. Шежере – историко-литературные памятники//Эпоха. Литература. Писатель. Уфа, 1978. с 80-90)

Статья К. Сиражетдинова о башкирских шежере, помещенная на страницах газеты «Совет Башкортостаны» от 16 апреля 1961 года, привлекает внимание тем, что автор пытался дать свое определение шежере, как генеологию родов. Но такая краткая формулировка не раскрывает суть содержания шежере, так как они являются исторической, генеологической летописью всего башкирского народа в широком смысле слова.

Наконец, необходимо отметить работу А. И, Харисова «Литературное наследие башкирского народа», где он шежере включает к рукописной литературе башкирского народа. Как видно из краткого определения он подходит к шежере с чисто литературной точки зрения. Может поэтому он обращает особое внимание стихотворной шежере Усерганского рода, называя ее «своеобразным историко-поэтическим памятником».

 

Харисов А. И.  Литературное наследие башкирского народа в 18-19 вв. Уфа, Башкнигиздат, 1988, с. 218).

 

В работе «Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения» Р. Г. Кузеев опять привлекает шежере в качестве источника, но все же предупреждает о необходимости подходить к материалам шежере критически.

 

Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., изд. "Наука", 1974, с. 154).

Нельзя не обращать внимания на статью Г. Б. Хусаинова, которая увидела свет в сборнике Башгосуниверситета в 1975 году на башкирском языке. В это статье под названием «Шежере и книга» автор разбирает 12 шежере башкир, привезенных в Уфимский научный центр АН РФ, в основном, из северо-восточных районов Башкортостана. В одной из шежере, найденной Г.Б. Хусаиновым у жителя деревни Кизган Бураевского района С. Шайхисламовой, имеется генеологическая таблица, которая начинается с легендарного Нуха и его сыновей.

 

Хусаинов Гайса. Шежере и книга//Литература. Фольклор.
Литературное наследие. Кн. 1. Уфа: БГУ. 1975, с. 177-192.

 

Она интересна еще тем, что аналогичное начало родословной встречается и у тюрков в книге известного тюрколога Абул-гази «Тюркская родословная».

(Абулгази Бахадур. Тюркская родословная. Хива, 1663. Переиздана в Казани, 1891).

 

Интересно, что в этой генеологической таблице из Бураевского района встречаются и другие известные имена, как Магол и Татар, причем здесь же разъясняется, что один из сыновей Магола был башкиром. В этой статье автор пытается определить достоверность данной генеологической таблицы, сравнивая с другими известными шежере, находящихся в фонде УНЦ АН РФ.

Но многие шежере до сих пор хранятся у отдельных людей. Например, несколько рукописей-шежере деревень Второе Иткулово, Баимово и других деревень Баймакского района хранились у старожителей Ш. Габдеева и Д. Ишмурзина. Они переписаны мною, хранятся в домашней библиотеке и частично использованы в данной работе. В течение последних тридцати лет мною собрано около 200 шежере из деревень Баймакского района РБ и частично использованы в монографии-двухтомнике с названием «История Нигаматовского поселения Баймакского района Республики Башкортостан. Книга первая: Сибай, 2017; книга вторая: Сибай 2020.

В работе автора этих строк, посвященной шежере башкир и народным песням, были использованы ряд шежере и легенд, связанные с шежере, не опубликованные ранее.

 

(Борис Хайретдинов. Шежере башкир и народные песни как дополнительные источники по истории Башкортостана. Сибай, 2014).

Для нас более интересны те шежере, которые в какой-то мере освещают вопросы происхождения и расселения башкирского народа. Дело в том, что миллионы лет назад на территории Южного Урала жили люди, хотя пока очень мало археологических данных об этом периоде потому, что следы первобытных людей находятся далеко под многометровой толщей земли и все это станет известным лишь при случайных обстоятельствах или, быть может, в будущем.
Тогда, в первобытное время, люди жили собираясь в большие группы, то есть в большие человеческие стада. На протяжении миллионов лет эти стада осваивали Южный Урал, делились на более мелкие сообщества, из них формировались роды, родовые подразделения, а затем племена. Племя – это есть союз нескольких родов. Среди этих племен Южного Урала, несомненно, были и племена будущих протобашкир. Эпос «Урал-батыр» конкретно подтверждает, что люди на Урале жили с самых незапамятных времен.

Прошли тысячилетия. 200-100 тысяч лет назад начинается похолодание климата Евразии со стороны Ледовитого океана. В этих условиях и люди и звери вынуждены уходить на юг в более теплые края. Ушедшие племена разбрелись по Центральной, Средней Азии, побережью Аральского и Каспийского морей.

Бурзянское племя, например, по словам историка Р.Г. Янгужина совместно с другими родами в начале нашей эры покинули Урал и обосновались в Средней Азии.

 

(Р. З. Янгужин. Из истории башкирских родов. Уфа, 1995, с. 45. На баш.яз.).

 

Видимо, на Южном Урале остаются очень малое число людей, у которых была возможность спрятаться от холода в пещерах и гротах, согреваясь возле жаркого костра в очень холодные периоды климата.

Откуда мы можем знать об этом периоде жизни человечества? Конечно, используя археологические раскопки и их данные.
Бадер и Матюшкин, например, пишут, что самым древним археологическим памятником на Урале считается стоянка Урта Тубе или Мысовая на берегу озера Карабалыклы, находящегося на территории Абзелиловского района. Здесь при раскопках обнаружены ручные рубила, скребла и остроконечники из кремня. Этим находкам около 200-100 тысяч лет.

 

(Бадер О. Н., Матюшин Г. Н. Новый памятник среднего палеолита на Южном Урале // Советская археология, 1973, № 4;
Матюшин Г. Н. Мезолитический и неолитический комплексы поселения Мысового на Южном Урале [в этом же археологическом журнале]).

Проходит несколько тысяч лет, примерно 60-40 тысяч лет назад климат на Урале начинает смягчаться и X-VI тысячелетиях ледники полностью отступили на север и в этих местах стало намного теплее, чем в наши дни. Этот период жизни человечества частично отражает настенные рисунки пещеры Шульганташ, который находится на берегу реки Белой в Бурзянском районе Башкортостана и пещеры Ямазыташ недалеко от города Уфы, близ станции Аша.
На стенах второго яруса известного всему миру Шульган-Таша изображены мамонты, лошади, носороги, то есть те животные и звери, которых видел первобытный художник своими глазами. Вот эти люди и породили Уральскую цивилизацию пока, в первое время, без воздействия извне.

Когда на Урале появился более мягкий климат потомки ушедших людей стали, видимо, возвращаться обратно на Урал, так как жить в этих условиях оказалось более удобным. Ледники, отступив на север, оставили множество озер, а также богатые разнотравьем луга и леса.
Некоторые башкирские шежере сохранили сведения о возвращении на Урал своих племен после долгого скитания на чужбине в течении нескольких сот лет. Это все относится к археологическим данным. А что же башкирские шежере сообщают?

Шежере минцев Сарт-Айлинского рода и рода Тырнаклы указывают, что они до этого жили в долине Сыр-Дарья.
В каждом случае прежнее место жительства называется в связи с переходом на Уральские горы. Это значит, что возврат на родину предков для родов был значительным событием. Шежере племени Усерган указывает, что их прадед Муйтен со своими сыновьями прежде занимали территорию по побережью Аральского моря.

Своеобразные детали содержит шежере-предании рода Тырнаклы, приведенное Кузеевым Р. Г. Сказание это гласит: «В старину мы назывались Сыр - Дарьинскими башкирами. Однажды бий рода Тырнаклы потерял любимого вороного коня; идя по следу в течении долгого времени он пришел на Урал и вскоре перекочевал сюда со своим родом».

(Башкирские шежере/сост., перевод, введение и комментарии Р. Г. Кузеева. Уфа, 1960, с. 236).

Шежере племени Бурзян, Кыпсак, Усерган, Тамьян гласит, что они пришли сюда покинув свои прежние места - Приаралье.
Шежере айлинцев утверждает, что предки их перекочевывали на Урал из Средней Азии, где они кочевали на Сыр-Дарье, вблизи Башкортских гор. Согласно шежере минцев, родоначальник их Санаклы, по прозвище Урдас-бий с тысячью стрелами, был ханом в Маверанахре. Однако не выдержав междоусобной борьбы Санаклы со своим родом поселился на Урале. По шежере рода Кара-Табын племени Табын можно догадаться, что они пришли на волне татаро-монгольского нашествия, но откуда пришли - установить по шежере, к сожалению, невозможно. Это шежере гласит: «Род Кара- Табын идет от Майки-бия. Во времена Чингис - хана Майки-бий, живя в местности Миадак в Уральских горах, кочевал в долине реки Миасс. Он Чингисхану возил подарки; став его спутником, ездил с Чингис - ханом на одной повозке». (Башкирские шежере, с. 217).

А вопрос с каких пор люди освоили Урал остается открытым.

По мнению С. И. Руденко на Урале люди жили с древнейших времен, даже в ледниковый период, так как ледник полностью не покрыл территорию Башкортостана. Он пишет: «Во время последнего оледенения европейский ледник в пору наибольшего своего развития не покрывал территорию Башкирии, исключая горную ее часть, да и там не было сплошного ледяного покрова. Поэтому даже в эпоху рисского оледенения почти на всей территории Башкирии были условия, благоприятные для жизни человека. Если следы пребывания человека в мустерьерскую эпоху (средний полеолит) обнаружены много севернее, в долине р. Камы, недалеко от впадения в нее р. Чусовой, то они, вероятно, будут найдены и на территории Башкирии.

(Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006, с. 17).

Из этого можно предположить, что какая-то часть народа даже в ледниковый период осталась на Урале и выжила как могла.

Наконец, необходимо обратить внимание на эпос «Урал-батыр» не считая его мифическим произведением с литературной точки зрения, а историческим источником. Да, эпос построен на мифической основе, а материал исторический. До нас дошло древнее повествование о жизни первобытных людей. Главное в том, что эти первобытные люди сами же рассказывают нам о том, как они охотились на зверей, как раздирали дичь на куски и ели мясо в сыром виде, пили кровь, пользуясь в качестве посуды ракушками.

По данным археологических источников башкиры, как крупный союз племен, появляются на исторической арене в VI веке нашей эры. Они обьединяли ряд тюркоязычных племен. Из этого ядра шло формирование башкирской народности. В героических эпосах «Урал-батыр», «Акбузат» об Урале говорится как о прородине башкир. Башкирские племена осваивали Урал в течение многих веков и жили здесь издревле. Если и уходила какая-то часть племен, то они возвращались обратно через сотни лет. А ядро башкир, думаю, никогда не покидало свой Урал.

На ранних этапах в процесс формирования башкир включились предки современных угро-финских народов.

Говоря о происхождении башкирского народа еще раз следует отметить, что формирование народа происходило в результате смешивания тюркоязычных племен-гуннов в первую очередь и других разнородных племен этого ареала в течение длительного исторического процесса. Нахождение на стыке Европы и Азии открывало широкий путь для прохождения других разнородных пришлых племен. В результате здесь смешивались многочисленные этнические культуры. Одним словом, степная полоса Южного Урала была воротами между Европой и Азией, связующим звеном этих континентов. Во времена «Великого переселения народов» гунны с Урала уходят на запад, а одна их часть, то есть минцы остаются здесь и становятся башкирским минским родом. Соседи башкир мадьяры, жившие в Приуралье, теснимые огузами и печенегами ушли в Венгрию. Вместе с ними ушла часть башкир, а часть мадьяр осталась в Башкортостане и постепенно превратилась в башкирское племя Юрматы. С середины I тысячилетия у башкирских племен имелись связи с печенегами и огузами.

В VII - VIII вв. нашей эры на юго-западе Башкортостана появляются булгаро-мадьярские племена, часть которых вошла в состав башкирского народа. В древнебашкирский состав вошли так же киргизы, казахские роды, сарты, туркмены, позднее калмыки, мишари, алтайцы, хакасы, тувинцы, эвенки, буряты, халха-монголы.
Тесные связи башкир с южными соседами казахами, аральцами, с народами Средней Азии, китайцами были всегда. Они еще усилились в эпоху переселения в южно-уральские степи кыпсаков. Русские называли их половцами, что означает «люди обширных полей». В XI веке кипчаки образовали обширное для того времени племенное объединение «Куман». Осколками этого племенного объединения являются башкирские племена Кыпсак, Тамъян - на юго-востоке, Канлы - на западе и племена Байляр, Буляр, Гайна, Танып, Гирей, Еней - на северо-западе. Видимо, на основе говоров кыпсакских племен постепенно складывался единый башкирский разговорный язык.
Формирование народа этим не заканчивается. Приходят новые племена в составе татарско-монгольских завоевателей, как айлинцы, катайцы, сальюты, татары, ногайцы. В итоге башкирский народ сложился к X веку в результате длительного процесса дроблений и передвижений, скрещивания и ассимиляции племен.

Эти события в башкирских шежере в той или иной форме отражаются. Например, в шежере племени Юрматы говорится о том, что по долинам Сакмара, Яика и Белой кочевали ногайцы. Когда пришли голодные годы, они решили бежать. Бурнак-бий по просьбе бедных и худых остался, а младший брат его Ядкар-мурза во главе бесчисленных ногайцев перекочевал на Кубань.

 

(Башкирские шежере. Сост., перевод, введение и комментарии Р. Г. Кузеева, Уфа, Башкнигиздат, 1960, с. 33).

Почему-то в башкирских шежере не отразились события ухода части населения с Урала в ледниковый период, но имеются материалы возвращения родов и племен в свою страну в более позднее время, когда здесь стало теплее и появились более благоприятные условия для жизни, а также ряд шежере говорит о постоянных перемещениях родов и племен с места на место.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.