XIV . Башкирские народные песни и легенды — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

XIV . Башкирские народные песни и легенды

2022-09-29 125
XIV . Башкирские народные песни и легенды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    как источник по истории народа

Как было сказано выше, в центре музыкально-поэтического находятся исторические песни, где отражаются героическая жизнь полного драматизма вольнолюбивого народа, его борьба против внешних врагов и поработителей. Для примера приведем один куплет песни «Урал», где отражается готовность народа отражать наступления врагов с целью захвата этих башкирских земель:

 

Ты мне отец, ты мне и мать, Урал

Уйду в могилу с именем твоим.

Мы в лютый бой готовы за тебя,

Мы никому тебя не отдадим.

 

(Башкирское народное творчество. Песни. Том 8, Уфа,1995,с.35).

Много песен сложено о народном батыре Салавате Юлаеве. В песнях о Салавате отражена любовь народа к нему, звучит вера и гордость за него; Салават всегда опирается на народ, а народ - на своего Салавата. Он ведет батыров на битву против врагов своих.

 

На вершине горы Ирандыка

Сокол голос громкий подает.

Салават - как этот гордый сокол:

В честный бой батыров он ведет.

 

В некоторых песнях обличается бесчинства царских чиновников: генералов, кантонных начальников и старшин. В этом отношении особый интерес вызывает песня «Тевкелев».

Генерал Тевкелев - это царский сатрап, крещеный татарин мирза Кутлумухамет. После принятия христианства - Алексей Иванович Тевкелев; полковник Тевкелев отличился неслыханной жестокостью в подавлении восстания башкир в 1735-1736 гг. Он применял массовые казни, дотла сжигал башкирские деревни, за что получил повышение по службе - чин генерала. Население Башкортостана ненавидело этого хаина за бесчеловечность. Об этом поется в указанной песне-проклятье:

 

Шумит, шумит под ветром темный лес,

Он помнит все, что минуло давно.

Проклятье я высек на скале –

Пусть память внукам бередит оно.

 

В период кантонного управления содавались песни, посвященные кантонным начальникам. Одни песни хвалили их, другие - бичевали их жестокость.

До сего дня сохранились песни как «Кулуй-кантон», «Кагарман-кантон», «Абдулла ахун», «Тухват», «Бузекей и другие. Все эти песни бичуют деспотов-феодалов, взяточников-начальников. Приведем два куплета из песни «Кулуй кантон»:

 

Кулуй-кантон, все говорят, богат,

Из выдры шапку, говорят, имеет.

Он суд вершит - вся власть в его руках

Никто ему противится не смеет.

Кулуй-кантон и злобен, и жесток,

Попробуй молвить - саблю он хватает

О сколько посрубали вы голов,

Кулуй-кантон и писарь Ермолаев.

 

В своих песнях народ не ограничивался только осуждением злых правителей, но и хотел видеть хороших начальников. Такой песней является «Сибай-кантон», где поется, как писарь Сибай хочет возвратиться на свою родину Атайсал кантонным начальником, посадив рядом жену Фатиму. Тогда он править стал бы по-доброму, по- хорошему:

В зеленые сани под синей дугой

Впряги, Фатима, мне гнедого.

Я в Атайсале кантонным хочу

Желания никакого нет иного.

 

Мотивы протеста социальной несправедливости довольно зримо отразились в исторических песнях о беглых, получивших наиболее широкое распространение в период кантонного управления Башкортостаном. Из текстов песен видно и понятно, что беглый человек - это не грабитель и не разбойник на дороге, а защитник народа, герой, который не побоялся выступить против существующего режима. Беглый, о котором трогательно поется во многих песнях, это человек бунтарского духа, сбежавший из тюрьмы, куда он был посажен за выступления против царившихся порядков, за вольнодумие и потому скрывавшийся от властей в горах и лесах.

Герои песен о беглых - это конкретно-исторические личности. Среди них мы видим старшину волости Буранбая Кутдусова («Буранбай»), беглого солдата Баиша Ишкинина («Баиш»), старосту деревни Шафика Ишемгулова («Шафик») и другие. В лице смелых и отчаянных беглых простые люди видели своих защитников от притеснений начальства. Выступление против существующих порядков, побег из тюрьмы, убийство ненавистных народу властьдержащих воспринимались простыми людьми как проявление мужества и справедливости.

Герои многих песен предстают перед нами как батыры, вставший на путь защиты бедных и обездоленных. Песни такого типа возникли главным образом в первой половине XIX века, когда бесчинствовала военно-административная власть при кантонном управлении Башкирией. Самые распространенные из них «Буранбай», «Бииш», «Шафик», «Гумеров», «Шагибарак», «Ханака» и т.д. Эти песни истинно народные: в них выражено сердечно-теплое, благожелательное отношение народа к своим смелым людям, которые пострадали за общее, общественное дело. Песни сложены в виде краткого описания судьбы человека вне закона - бунтовщика или мятежника. Старшина Буранбай, сосланный на каторгу, прислал трогательное письмо, что очень затронуло чувство стар и млад. Этим эпизодом начинается тект песни:

 

Листы, листы да белые листы,

То Буранбай нам письма написал.

Когда в письме слова его прочли,

Все плакали в ауле - стар и мал.

Эта группа песен не отражают больших событий исторического значения. Дело в том, что в народную память они врезались благодаря красивым мелодиям. Вряд ли кто из молодежи помнит сейчас, что за люди были, например, Буранбай и Бииш, но песни о них, как песни о Салавате Юлаеве, живут в народе и передаются из поколения в поколение.

Часть исторических песен составляют военные и походные песни. В период административного деления Башкортостана на кантоны (1798-1863гг.) каждый здоровый башкир от 17 до 40 лет должен был отслужить в армии, участвовать в военных походах Русского государства. Все это отражено в песнях таких как «Армия», «Эскадрон», «Оренбургская дорога» и т.д. Все эти песни печальные, о тяжелой ноше простого солдата.

Необходимо отметить, что многие песни об армии сочинены не в плане повествования о военных событиях, а прежде всего выражены отношение людей в военной форме к линейной службе, их раздумья, связанные с ней. Таковы, например, песни «Армия», «Уил», «Карпаты», «Перовский», «Акмечеть», «Сырдарья».

Вот один из куплетов песни «Перовский»:

 

Быстра вода Сырдарьи-реки,

Чтоб переплыть, пловцу нужна сноровка

Ой, воинам башкирам тяжело,

Их насмерть загонял майор Перовский.

 

Здесь повествуется колониальные военные походы генерал-губернатора В.А. Перовского в Хиву в 1839, 1852-1853 гг.

Среди исторических песен есть песни о русско-турецких войнах, которые не раз велись в течении XIX века, даже и раньше. По текстам невозможно установить, о какой войне идет речь. Но почти все они повествуют о тяжелой доле солдат, попавших в плен туркам, Мотивы тяжкой судьбы судьбе на чужбине, тоска по родине составляют основное идейно-тематическое содержание этих песен.

Наоборот бодрые мотивы звучат в песнях, посвященных Отечественной войне 1812 году. В песне «Любизар» поется о захвате Парижа русскими войсками, о победе над французами. Там имеются такие строки:

 

Под Москвой враг стоял

И в Москву пожаловал.

Мы его потом прижали –

В чисто поле побежал.

Припев:

Любезник, любизар,

Маладис, маладис.

Зря решил Наполеон

На Руси воздвигнуть трон,

Зря в Москву он заявился:

Был умен, теперь - учен.

Припев.

И в Москве бывали мы,

И Париж видали мы.

И захватчика-француза

Хорошо бивали мы.

Припев.

 

Большая группа песен повествует о событиях русско-японской войны 1905-1906 года. Одна из таких песен посвящена обороне Порт-Артура:

 

Порт-Артур чудесный город,

Он достоин высших слов.

Да на всем на Желтом море

Нет подобных городов.

Припев:

Эй-гей, Порт-Артур,

Славный город Порт-Артур.

Защищая город этот,

Тьма героев полегла.

Далеко по белу свету

Слава их потом прошла

Покраснело Желто море,

Трупы плавают в воде.

Мрут герои - детям горе:

Сиротинушки везде.

Порт-Артура стены буры –

Бурно кровушка лилась.

Мы б не сдали Порт-Артура

Куропаткин предал нас.

 

В этом тексте песни показывается ужасы войны, а также продажность русских генералов. в то же время героизм и мужество простых солдат, сложивших свои головы в этой войне.

Некоторые песни как «Маньчжурия», «Окопная», «Траншейная» через свой текст передают грусть солдата по родине. К этой категории относится и песня «Гайса-странник», где имеются такие строки:

Я на чужой скитаюсь стороне

Как маленький заблудший олененок.

В тоске по дому не спится мне

Горит и плачет сердце, как ребенок.

Я на гору высокую взбежал

И услыхал мотора гул далекий.

Если б живым вернулся на Урал,

На камне б высек радостные строки.

 

Песни о русско-японской войне 1905 года разнообразны по содержанию и по поэтике. Если «Гайса-странник сложена в традициях протяжных песен - узун кюй как раздумья героя о судьбе человека, оказавшего вдалеке от родимых мест, то другие песни, скажем, «Порт-Артур», «Маньчжурия» поются как короткие песни.

Несколько десятков башкирских народных песен посвящены событиям Первой мировой войны. В этом смысле «Песня рекрутов» полностью отражает думы солдата-башкира и итоги страшных сражений. Приведем несколько куплетов этой песни:

 

Завтра нам идти в поход,

Скатка шею нам натрет.

Мы в поход бы не ходили –

Говорят, германец прет.

Завтра мы в поход идем,

Мы чугунку перейдем.

Станет саваном шинелька

Если смерть в бою найдем.

Над землей стоит дымок,

Бог бы нам в бою помог.

И кричат в бою солдаты –

Кто без рук, а кто без ног.

Конь у немца - что гроза,

Налетит - спастись нельзя.

У германских офицеров

Азраиловы глаза.

Посреди земли немецкой

Белые березы.

Я с нее свой дом не вижу –

Мне мешают слезы.

 

Все эти перечисленные песни, как видно, исторического направления. Имеются еще и лирические песни отражающие духовный мир человека, его эмоции и личные переживания. По своему содержанию лирическая песня отличается от песен исторических. В них преобладают мотивы семейно-бытовых отношений, любовных переживаний людей. В свою очередь лирические песни делятся на несколько тематических групп: бытовые песни, любовные песни, песни о женской доле, шуточные песни, песни-четверостишия.

Среди них бытовые песни занимают особое место. Во многих своих песнях народ выражал любовь к Уралу, к ее вершинам, рекам и озерам.
В Башкортостане трудно найти реки и горы, про которые не была бы сложена песня. Восхищение родной землей, любование ее красотой можно найти в песнях как «Долины прекрасной Агидели», «Круглое озеро», «Курташ», «Туялас» и т.д.

Для примера приведем пару куплетов песни «Долины прекрасной Агидели»:

 

Вдоль по Агидели - луговины,

В луговинах травы хороши.

И вода, и воздух здесь чудесны –

Хороши для тела и души.

Припев: Нет другой на свете красоты!

Будем, братцы, в помыслах чисты!

В Агидели, ведь вода целебна,

Пополней посуду набирай.

Пей водицы, пей и исцеляйся –

Беды и болезни забывай.

Природе родного края и журавлям, а также защите родной земле от врагов была посвящена песня зауральских башкир под названием «Журавлиная песнь». Суть ее невозможно раскрыть без легенды этой песни. Приведем один из вариантов легенды этой песни, которая отражает любовь башкир к песням птиц и их неспокойную жизнь в борьбе с другими племенами.

Журавлиная песнь (легенда). В древности среди зауральских башкир жил молодой батыр. Не было равного человека этому батыру в силе, уме и храбрости. Когда он, взобравшись на Ирандык, играл на курае, звуки его инструмента были хорошо слышны в окрестных аулах.

Прошли годы, батыр женился. Жена родила ему сына-крепыша. Став юношей, сын во всем походил на отца, а где-то в чем-то превзошел отца. Вот пришло егету время жениться, и отец сосватал ему невесту. Приехав в дом будущего тестя, оставил жеребца на лугу, неподалеку от дома. Утром, когда пришел за жеребцом, услышал столь прекрасную музыку и застыл в изумлении. Притаившись, стал наблюдать: на поляне кружилась в хороводе стая маленьких журавлей. В центре круга стояла журавушка. Стоило ей, взмахнув крыльями начать мелодичное курлыканье, как маленькие журавли тут же присоединились к ней и принялись кружиться. С упоением слушал егет звенящую мелодию журавлей. Слушал до сих пор, пока не запомнил её. Стрелой помчался он к дому тестя и взяв курай и, выйдя во двор, заиграл журавлиную песню. Услышав звуки курая, собрался народ.

- Откуда ведома тебе, егет, это странная и удивительная мелодия, уж не сам ли её сочинил, - спросил один из аксакалов.

- Нет, олатай, это песня журавлей.

Тогда старик промолвил:

- Там, где играют и поют журавли суждено случиться большому сражению.

В скором времени услышал он о приближении врага со стороны юга. Егет бросил клич и собрал войско. Произошел кровавый бой, на этот раз победа была на стороне башкир. Когда бой стих, башкиры несколько дней подряд праздновали победу, во время празднества егет исполнил на своем курае мелодию «Журавлиная песнь» («Сынрау торна”) и тем самым удивил всех присутствующих. Эта мелодия осталась в памяти народа.

Озеро, возле которого произошло побоище с казахами, называют Яукуль. Другое название Культабан, т. к. временами там полностью пропадает вода, обнажая днище - табан и обратно заполняется. Говорят, что это озеро каким-то образом связано с озером Талкас. Правда или это нет никто не знает. А это озеро находится на юго-востоке Баймакского района в пяти км. от города Сибая к югу.

Даже в песнях о несчастной женской доле любовь к родине, к родному краю проходит красной нитью. Разлученные по разным причинам с родной землей женщины и девушки выражают свою тоску и боль через песню. Тому пример - песня «Гильмияза», которую в детстве украли приезжие казахи и она в неволе, вспоминая свой родимый край, создала песню. Где имеются такие слова:

 

Течет Сакмара в сторону Киблы

Вдоль гор Урала, обходя отроги.

Пошла бы я в родимый край пешком

Или ползком, если б не устали ноги.

 

Рассмотрим легенду этой песни, которая полностью раскрывает содержание все песни. Краткая легенда этой песни такова:

 

В стародавние времена жил в ауле Тагир (находится на территории Баймакского района) старик Исмагил со своей женой и дочерью по имени Гильмиязя. Как-то раз в погожий летний день Гильмияза с женщинами этого села пошла по ягоды. Тогда ей было всего 7 лет. На поляне встретились им степные люди, которые покупали у старика Кидраса дрова. Одноногий старик Кидрас сговорился со степняками и за дополнительные деньги продал Гильмиязу. Оказывается, он давно враждовал с Исмагилем.

Много слез пролили родители Гильмиязы, думали, что она заблудилась и не смогла вернуться домой, нашла смерть в лесу. От тоски вскоре умерла мать Гильмиязы.

Прошло много лет. Однажды егет из этой деревни по имени Садик поехал в сторону юга для продажи лошадей. В далекой степной стороне Садик, проезжая мимо одного селения услышал удивительно красивую песню с пркрасной мелодией. Подьехал поближе к дому и стал слушать. Удивительно, но песня звучала на башкирском языке, а не на казахском:

Остались камушки - забава детских лет

На Эткаратау, но меня там нет.

В семь лет невольницей стала

О, если где несчастная как я.

Гильмиязою зовут меня

Ох, бедная головушка моя.

Едва припомню я отца и мать,

Тоска сжимает грудь мою опять.

Эта была Гильмияза. Посмотрела она в окно и увидела егета, сидящего на коне в седле, богато украшенное серебром. Вышла наружу, молча глядели они друг на друга. Затем егет спросил:

- Ты кто? Как здесь оказалась?

Гильмияза поведала парню о своей горькой судьбе.

Садик, очарованный трогательной песней, обещал вернуться сюда и забрать Гильмиязу с собой.

Парень сдержал свое слово, через некоторое время привез девушку домой и сказал:

- Вот, Исмагил бабай, привез я тебе дочку, выдай её за того, за кого она пожелает выйти. Она этого заслужила.

И зашагал своей дорогой.

 

Образцами лирических народных песен, посвященных скорбной доле башкирской женщины в прошлом кроме «Гильмиязы» служат: «Таштугай», «Зюльхизя», «Шаура», «Мадинакай» и другие.
Чтобы глубже понять трагическую судьбу женщин, в частности героиню песни «Зюлхиза» будет уместным обратиться к ее легенде.                  

Зюлхизя (легенда)

В долине Ирандыка у одного охотника была дочь по имени Зюльхизя. Она любила парня Арслана из соседнего рода. Отцы и матери не препятствовали встречам молодых людей и только радовались, любуясь на них. Зюльхизя и Арслан еще в детстве, по обычаю, были наречены. Было решено что, когда Арслан сядет на коня, а Зюлхизя будет способна поднять коромысло, они поженятся. Однако мечты молодых и родителей не сбылись. Помешал богач Кадыргул. Он предложил богатый калым за Зюльхизу, чтобы взять ее себе в третьи жены. Отец девушки не согласился, объяснил причину. Кадыргул от своего желания не отступил, он решил убить Арслана, чтобы снять главное препятствие на своем пути.

Джигит, почуяв неладное, насторожился, стал ходить только в окружении друзей. Тогда Кадыргул решил действовать по-иному. Он зарезал трехгодовалого жеребца и отдал Ярмету за то, чтобы тот убил Арслана. Тот израсходовал мясо, но не торопился выполнить задуманное. Тогда Кадыргул, ложно обвинил соперника в похищении жеребца, поднял шум и, подкупив свидетелей, попытался засадить его в тюрьму. Арслан вынужден был скрыться, и оказался в положении беглого. Пользуясь отсутствием Арслана, Кадыргул все-таки добивается своего - женится на Зюльхизе. Она тоскует об Арслане и в печали проливает горькие слезы.

Однажды в темную летнюю ночь тайком пробирается поближе к кибитке Кадыргула и играет на курае песню «Зюльхизя», которую сам создал. Погруженный в свое горе, позабыв обо всем на свете, он играет, а сзади к нему подкрадывается Ярмет и закалывает его ножом...

(Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1993, с.137).

Печальны и, конечно, поэтичны легенды старины, но еще проникновеннее связанные с ними песни, омытые слезами и кровью. Они отшлифованные до блеска алмаза в песенно-музыкальной культуре народа.

Нельзя не упомнить и о башкирском эпосе (сказание, кубаир), который, хотя не является, полным источником, но отражает некоторые события из жизни народа иногда в полуфантастическом варианте.

Самыми древними эпическими сказаниями башкир являются кубаиры «Урал-батыр» и «Акбузат». Их содержание – борьба с врагом, в данных текстах борьба с демоническими силами ради установления спокойной и обеспеченной жизни.

В эпосе «Урал-батыр», например, джигит Урал изображается высоконравственным богатырем, борется за счастье своего народа, обладает титанической силой, побеждает своих врагов. Его именем названы Уральские горы.

В сказании «Акбузат» отразились древние верования башкир о хозяине воды. Подводный мир представляется как богатое царство, а с другой стороны, подводные существа враждебно относятся к людям. 

 

(Башкирское народное творчество. Эпос. Том 1, Уфа, 1997, с. 19-20).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.