Как дракон превратился в половецкого царя — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как дракон превратился в половецкого царя

2022-09-15 43
Как дракон превратился в половецкого царя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Превращение зооморфного синкретического существа – дракона, сочетавшего в своем облике черты птицы, коня и змеи, в человека совершенно независимо происходило у разных народов. Так, у китайцев дракон в позднем фольклоре приобретает черты благообразного старца с длиной седой бородой и с волшебным посохом в руке. Старец сидит на дне водоема, является его хозяином. Чтобы взять воду для хозяйственных нужд, нужно испросить у него разрешение. В русских народных сказках и былинах дракон предстает уже в виде Тугарина Змеевича. Он предстает в виде вооруженного воина, восседающего на вороном богатырском коне. Промеж глаз у Тугарина Змеевича торчит каленая стрела – некий намек на бессмертие и, возможно, третий глаз. На плече у него сидит вещий ворон, а рядом бежит хорс, гончий пес, – символ смерти. В былинах Тугарин Змей является противником русских богатырей: Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В образе Тугарина историки видят историческое лицо – половецкого хана Тугоркана. Как считают, такая трактовка отражает историческую войну русских с половецкими, а позже и татаро-монгольскими кочевниками.

 

Половцы – новые хозяева великой степи

 

Несколько слов надо сказать о самих половцах. До XIX века историки считали, что название «половцы» происходит от русского слова «поле». Место обитания половцев называли Половецкой землей. Однако историк конца XIX века А. Куник считал, что название народа – «половцы» (кипчаки) указывает на цвет их кожи – «желтый», от древнерусского слова «половъ» – «желтый». В XI веке н. э. половцы из Заволжья, захватив земли печенегов, продвинулись в причерноморские степи и стали хозяевами всей Великой степи от Иртыша до Дуная.

В антропологическом отношении половцы были смешанной группой, возникшей еще при смешении монголоидных гуннов и европеоидных скифов. Впоследствии половцы вошли в состав казахского, узбекского, киргизского, башкирского, карачаево-балкарского, татарского, ногайского, кумыкского и других народов. Историк Лев Гумилев полагал, что половцы стали частью и украинского народа.

 

Половецкие касты

 

Весьма интересно, что у половцев были сословия или касты: жрецы, воины, ремесленники, скотоводы, земледельцы. Своеобразную «касту неприкасаемых» составляли колодники, или пленники. Разделение на касты роднит этот степной народ с древними ариями.

Главным занятием половцев было разведение коров, коней, мелкого рогатого скота и верблюдов. Половцы постоянно кочевали, сменяя летние пастбища на зимние.

Большую часть половецкого общества составляли воины-мужчины. Жрецы-шаманы, именуемые бахсами или камами (отсюда слово «камлание»), занимались гаданием, врачеванием, общением с добрыми и злыми духами. В их обязанность входило предугадать время для активных военных действий и заручиться при этом поддержкой богов.

Помимо этого у половцев, как и у скифов, был развит звериный культ. Родоначальником своего народа, как тюрки, аланы и прочие древние кочевники, половцы считали степного волка. У половцев был развит культ предков. Над погребениями вождей и воинов-героев половцы насыпали курганы и ставили каменные бабы.

Во время военных операций половцы применяли тяжелые самострелы и «жидкий огонь». Они забрасывали укрепления противника горшками с подожженным жиром, вытопленным из трупов убитых. Это вызывало сильный пожар и смятение в стане противника. Половцы совершали стремительные рейды на южнорусские города, грабили, убивали, угоняли скот, захватывали пленников и обращали их в рабство.

 

Змеиные валы

 

Понятное дело, что русский люд стремился обезопасить свои границы от вторжения степняков. Очевидно, в те времена были построены знаменитые змеиные валы. Они протянулись на огромном пространстве от Карпат до Дона и имели общую протяженность несколько тысяч километров. Змеиные валы – это некий аналог Великой Китайской стены, которая стала строиться еще до новой эры, как система защитных укреплений от набегов монголоидных гуннов. Ныне по некоторым из хорошо сохранившихся змеиных валов проложены современные магистрали. В Харьковской области Украины непосредственно вблизи от змеиных валов вольно раскинулся город Змиев. С ним административно связан Змиевский район. Столь странное название отсылает нас к далеким временам, когда предки руссов, еще до образования Киевской Руси, обосновались в лесостепях и лесной зоне Русской равнины. Некоторые историки считают, что змеиные валы были построены гораздо раньше. Как и Китайская стена, эти оборонительные сооружения призваны были сдерживать гуннские нашествия.

 

Змеиное царство-государство

 

Тем не менее факт остается фактом: неподалеку от города Змиева в древности располагалась столица половцев Шарукань, которую называли городом Змия. Как считает лингвист И. Г. Добродомов, половецкое слово «шарук» означает «змей». В венгерском и словацком языках «шаркан» также «змей». Самоназвание одного из кочевых племен, предков половцев, было «имак», что переводится как «змей».

Как свидетельствуют историки, средневековое население Змеивщины составляли вовсе не половцы. В VIII–X веках н. э. здесь жили аланы, анты и северяне. И лишь в XI веке сюда проникли половцы. Очень может быть, что культ змея существовал у предков руссов еще до образования русского этноса. Возможно, что культ Огненного Змея был вообще присущ всем праиндоевропейцам – кочевникам. Весьма интересна в связи с этим догадка, высказанная одним из авторов, изучающим древнюю историю кочевников. Оказывается, Великая Китайская стена имела бойницы, обращенные не на север, в сторону предполагаемых атак кочевников – агрессоров, а на юг, в сторону Китая. Очень может быть, что Китайскую стену строили ради обороны владений кочевников от вторжений китайской армии или с целью маркировки границы. С той же целью древними кочевниками могли сооружаться и змеиные валы. Они должны были обезопасить, разграничить зоны обитания оседлых скотоводов и земледельцев от зоны обитания кочевников – степняков. Змеиные валы могли быть своеобразной границей, пропускным пунктом на стыке степи и лесостепи.

Мы можем предполагать, что культ небесного змея являлся характерной чертой всех древних кочевников, от праиндоевропейцев до половцев.

Согласно историческим хроникам большая часть половцев бежала в 1224 году от стремительно наступающих монголов в русские земли. Многие из них крестились, отказавшись от своих традиционных верований и богов. Те половцы, которые заключили союз с монголами, сами стали частью Золотой Орды. Они приняли участие в набегах на славянские земли.

 

Божественная битва

 

Однако зададимся вопросом: как же изначально выглядело божество праиндоевропейцев, которому затем поклонялись множество поколений кочевников? Складывается весьма противоречивая картина. Вроде бы божество это имело огненную природу, что связано с сакральной функцией огня. С другой стороны, огненному божеству противостоит некий трехголовый дракон, который, по идее, и сам изрыгает пламя. Но этот дракон почему-то оказывается хозяином подземелья, а то и вовсе отправляется на самое дно глубин.

В весьма упрощенной и, очевидно, поздней версии мифа перед нами предстает некий богатырь – сын солнца. Он восседает на белом коне, а голову его окружает сияние. Его красный плащ свидетельствует о его связи с солнечным божеством. В руках у богатыря копье, которым он безжалостно поражает в грудь или шею мерзкую тварь с крыльями летучей мыши и с телом змеи. Тварь эту зовут Змей Горыныч или, по-простому, – дракон. Но и сам дракон явно имеет огненную природу, несмотря на то что обитает в воде. В иранской трактовке чудовище есть порождение злого божества Ахримана. Чудовище является заклятым противником богоподобного героя-избавителя Атара, чей образ ассоциируется с огнем. Очевидно, это упрощенная схема и перекочевала в иконографию Георгия Освободителя.

 

 

Огненный бог руссов

 

Огненные ритуалы

 

Несомненно, в древние времена огню поклонялись не только древние иранцы, но и скифы, парфяне, хорезмцы, индоарии, славяне, русские, германцы, италики… да и кто только не поклонялся. В древнеперсидском календаре фигурировал месяц поклонения огню. Очевидно, это был первый месяц года и первый месяц весны – март. Именно в это время совершались огненные ритуалы, отблески которых мы можем видеть практически у всех индоевропейцев. Во времена масленичной недели пылали костры возле русских сел и городов, в которых сжигали ненужную ветошь вместе с чучелом Масленицы. В Риме в это время торжественно провожали огнем старого Марса и встречали нового. Может быть, эти ритуалы были отголосками огненного человеческого жертвоприношения. В Средние века инквизиция на кострах сжигала ведьм, и это был некий ремейк древнего ритуала. Впрочем, церковь тогда это воспринимала по-другому.

У исследователей XIX века, изучавших древние ритуалы поклонения огню, был большой соблазн объяснить значение сакральных ритуалов и обрядов мотивом подражания природным явлениям. Впоследствии этот посыл подхватили атеисты. Образ огня идентифицировался знатоком фольклора А. Н. Афанасьевым как образ весеннего солнца, а образ черного дракона – как грозовая туча, скрывающая свет солнца. Очевидно, это весьма упрощенная схема, приписывающая древним желание подражать природным явлениям. Атеисты пошли еще дальше. Они говорили и писали, что древние люди, мол, не могли объяснить явления природы, боялись грома и молнии и напридумывали себе разных богов.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.