Союз огня и воды порождает огненного змея — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Союз огня и воды порождает огненного змея

2022-09-15 91
Союз огня и воды порождает огненного змея 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Однако не будем никого критиковать, а лишь заметим, что более внятную картину мы видим в мифологиях древних индоевропейцев. Сохранился иконографический образ индуизма, в котором показан союз воды и огня. Огонь выглядит, как крепкий юноша, а вода, как юная девушка. Их объятия рождают страсть. При этом каждый из участников любовной драмы не может поступиться своей природой и окончательно побороть, сломить противника.

Похожий образ мы видим в славянских мифах. Огненный Змей оборачивается прекрасным молодцем и вступает в брак с красной девицей. В результате рождается существо, имеющее змеиную природу. Повзрослев и возмужав возле своей матушки, Огненный Змей – сын отправляется искать своего батюшку. Когда же он находит его, то вступает с ним в кровопролитную битву и побеждает его. Можно воспринимать эти мифы с фрейдистской точки зрения и видеть в них Эдипов комплекс: неприятие сыном отца. Но думается, все гораздо глубже. Персонаж Огненный Змей изначально содержит в себе противоречие. С одной стороны, он является воплощением необузданных сил природы: солнечного света и тепла, молнии; с другой стороны, он воплощает огонь домашнего очага. Кроме того, он содержит в себе и инертное начало – влагу и хлад. Примерно так расценивали индоарии три функции бога Агни. В традициях ариев Агни изображался трехликим божеством. Один его лик являлся воплощением солнечного света, другой – молнии (небесного огня), третий – домашнего очага. Смена поколений огненных змеев символизирует собой смену календарного года.

 

Как сжечь Змиулана

 

В русских сказках встречается и иной сюжет. Царь Огонь – воплощение Перуна – вместе со своей женой царицей Молоньей (Молнией) преследуют царя Змиулана. Сначала они сжигают его стада, а затем пытаются сжечь и его самого. Царь укрывается от разящих стрел-молний в подземном мире, где становится царем над мертвыми. Очевидно, окончательная победа огня над Змиуланом откладывается только потому, что божество огня не в силах преодолеть замогильный хлад и влагу.

Стада же Змиулана сжигаются в той самой последовательности, в которой происходит жертвоприношение домашних животных богу грозы – Перуну. Во время жертвоприношения произносится древний русский заговор: «Огонь, огонь, возьми свой огник!» С точно таким же призывом обращались индоарии к своему богу огня Агни. Этот заговор сопровождал жреческие ритуалы принесения богу Агни в жертву пяти видов домашних животных. Нетрудно убедиться, что Огонь и Агни – слова, имеющие один корень. Очевидно, они образованы от древнего имени божества огня. Балтийское и литовское наименование бога огня имеет тот же самый корень. Латинское имя огненного бога Игнис весьма похоже по своему произношению на русское слово «огонь» и имя индуистского бога Агни. Оно фигурировало у латинян в специфическом выражении «священный огонь Весты» во время проведения огненных ритуалов.

Обожествление огня и предание огню жертвенных животных указывает на единство культа огня у всех индоевропейцев.

 

Гори – не сгорай!

 

А. Н. Афанасьев в своей книге «Древо жизни» указывает, что у славян были жертвоприношения огню очага. Так, у чехов был исстари заведен обычай бросать в огонь кусочек от каждого блюда. Считалось, что тот, кто не соблюдает этот обычай, прогневит огонь и его дом может сгореть. Когда чехи пекут блины из новой ржи, они по обыкновению бросают в огонь очага кусок теста, чтобы хлеб не пригорел. Чтобы дом не сгорел от пожара, в Каринтии специально кормят огонь – бросают в затопленную печь кусок сала.

Истрийские славяне кормят возжженный на Иванов день чурбан, обсыпая его хлебными зернами. Сербы при зимнем повороте солнца зажигают в печи дубовый обрубок, пень или ветку – Бадняк. В разведенное с его помощью пламя бросают деньги, сыплют хлебные зерна, муку, соль, льют вино и масло. При этом сербы молят о плодородии, стадах, урожае, обилии в доме и богатстве. По горящему полену ударяют кочергой и приговаривают: «Сколько искр, пусть будет столько детей, коров, коней, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Болгары сжигают Бадняк в ночь на Коледу. Иногда Бадняку придают вид старца. При помощи топора или ножа из дерева вырезают нос, усы, бороду. Сжигая Бадняка, его называют старым богом, в противоположность Божичу – богу молодому. Как считал исследователь мифов В. Н. Топоров, Бадняк – это образ Огненного Змея, отправляющегося в конце года в преисподнюю. Он соотносится с образом индийского «змея глубин» – Ахи Будхнья. В поздних ведийских мифах змей отождествляется с богом огня Агни Гархапатьей.

 

Сбросить старую кожу…

 

Образ сжигания «змея глубин» в канун нового года соотносится с образом «сбрасывания кожи» у индусов. Как указывается в «Шатапатха-брахмане», солнце «освобождается от ночи… точно так же, как Ахи <змей> освобождается от своей кожи». В другом месте говорится, что божество Сома, «точно как Ахи, выползает из своей старой кожи». Сбрасывание кожи – это не что иное, как новое воплощение божества. Прежде чем воплотиться вновь, бог, как и змей, должен сбросить свою старую кожу.

Ритуал сжигания трупа важен для скорейшего освобождения души от привязанности к уже не нужному телу. Как полагают, отождествление огня с Огненным Змеем навеяно самим образом пламени. Согласно болгарским поверьям, змеиный царь имеет две головы, на одной голове корона, а язык у него из бриллианта. Если кому удастся убить этого царя и завладеть его бриллиантом и короной, то такой человек станет повелителем мира и обретет бессмертие. Очевидно, такие поверья основываются на том, что убивший змея человек сам становится змеем и начинает выполнять его функции. Все змеи глубин при этом присягают на верность своему новому правителю. У армян сохранилось древнее предание, что на горе Арарат живет змеиная царица. Она держит во рту волшебный камень. В известные ночи она бросает этот камень вверх, и он сияет, как солнце. Тот, кто успеет подхватить волшебный камень на лету, тот обретет вечную жизнь и блаженство. В русской сказке «О Василисе – золотой косе» мы находим аналогичные утверждения. Многоглавый змей стерег живую воду. Если испить эту воду, то можно обрести невиданную силу и бессмертие. Согласно русским преданиям, многоглавые змеи, испускающие жгучее пламя, лежат у входа в солнцево царство – вирий. В раю живут предки, ставшие бессмертными. Змеи охраняют вход и стерегут криницы живой воды. Именно сюда отправляется герои, дабы похитить напиток бессмертия.

 

Зверь-змеюка Перюн

 

Весьма интересные истории, связанные с Огненным Змеем, рассказывали наши далекие пращуры. Так, Афанасьев записал в XIX веке новгородскую легенду, в которой говорится, что на том месте, где стоял Перюнский скит, некогда жил зверь-змеюка Перюн. Он каждую ночь ходил спать в Ильмень к волховской коровнице. Далее Афанасьев приводит предания крестьян, что Огненный Змей летает по ночам к молодым бабам и сосет у них из грудей молоко. Такая женщина день ото дня все слабеет, чахнет и наконец лишается жизни. В русских сказках мы встречаем несколько иной образ: Огненный Змей (вихрь) похищает красавиц и уносит их в подземный мир. Именно там хранятся у него бесчисленные сокровища и живая вода. Девицы томятся в подземном змеином царстве до тех пор, пока не явится туда могучий избавитель. Добрый молодец упивается живой водой, побивает змея несокрушимой палицей, которую он один только и может поднять, разрушает казематы и освобождает красавиц. На Украине бытовали похожие легенды. Возле Киева появился лютый змей. Брал он с народа поборы немалые – с каждого двора по красной девке. Возьмет и съест! Пришел черед – послал и князь свою дочь на съедение змею. Змей потащил ее в берлогу, но есть не стал. Была она так хороша и пригожа, что глаз невозможно было отвести. Послала царевна весточку своему жениху в виде белой голубки, что жива она и здорова. Это голубка и привела жениха в змеиное царство. Испил жених живой воды, почуял в себе силу богатырскую и одолел змея.

 

Кощей бессмертный

 

Часто Огненный Змей в народных русских преданиях выступает под именем Кощея Бессмертного. Согласно бродячему славянскому сюжету, Кощей сначала теснит, а затем и заступает на место Морского царя. А. Н. Афанасьев считал, что слово «кощей» используется сначала в качестве эпитета, а затем и как собственное имя иссушителя дождевой влаги. В старославянских источниках слово «кощь» употребляется в значении «иссохший», «худой телом». Здесь и в самом деле угадывается смысловая связь со Змеем Горынычем – иссушающим степным ветром, а также с огненным вихрем – пожаром. Он может быть олицетворением засухи, приводящей к столь печальным последствиям для кочевых народов.

Такова уж участь Кощея – над златом своим вечно чахнуть и быть бессмертным. Однако в репродуктивных способностях Кощея, похоже, русские люди сильно сомневались. Он лишь любуется на дивную красу своей пленницы, но не посягает на нее. Он ждал от нее согласия на брак, но взаимности, если следовать сюжету сказки, так и не дождался.

 

Кощеева невеста

 

Как считают современные лингвисты, слово «кощей» образовано русскими летописцами от тюркского слова «кош» – пастуший стан, войлочная палатка. В русских летописях половецкие князья именовались «кощеями погаными». Это слегка переиначенное половецкое слово «кошевой» – вождь. «Погаными» кошевые стали только потому, что были язычниками. Бессмертными своих князей считали сами половцы. На могиле умершего хана насыпали большой курган и ставили каменное изваяние, и поклонялись ему, как живому. В определенный благоприятный для этого момент вождя «оживляли». Жрецы-волхователи «выводили» душу хана из солнечного рая и вселяли ее в лоно специально выбранной для этой цели девственницы. Нельзя исключать, что девицу – будущую мать кошевого – специально доставляли из русских земель. Такая девица должна была пройти довольно жесткий отбор. Она должна быть красива, сильна и кротка. Устраивались своеобразные «конкурсы красоты». За достойную невесту платили немало. Существовал рынок невольников. Очевидно, и у кочевников особенно ценились стройные блондинки с голубыми глазами, как это имеет место сегодня. Такую невесту можно было добыть на западе и севере Европы. Туда и устремляли свои взоры кочевники.

 

Огненный змей волк

 

Впрочем, не исключено, что Кощей Бессмертный – это более поздняя версия мифа. В более ранних вариантах действует Огненный Змей, и действует он вполне дерзко, как и подобает несдержанному агрессивному поработителю. Огненный Змей похищает (или забирает в виде контрибуции) прекрасную царевну. Он увозит ее в свою берлогу.

Царевна рожает Змею сына, которого именуют Огненный Змей Волк. Особенностью этого существа является то, то он имеет тело человека, но может по своему желанию принимать облик разных животных: серого волка, ясного сокола, тура – золотые рожки. Родился ребенок «в рубашке из волчьей шерсти». Это является приметой его чудного происхождения. Огненный Змей Волк может также превращать по своему желанию в стаю волков или других животных свою дружину. И в этом зверином обличье он вместе со своими приспешниками совершает грабительские рейды на чужую территорию.

Эта легенда вполне созвучна русскому преданию о Всеславе, князе Полоцком. Согласно легенде, его мать родила сына от «волхования». Прадедом Всеслава был полоцкий князь Рогволод.

Нельзя исключать, что половцы со своим волчьим культом приняли в происхождении этих легенд непосредственное участие. У сербов также имеются похожая легенда об Огненном Змее Волке.

 

Волк – зубами щелк

 

Отношение к волку у русских не столь однозначное, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, волк – это герой народных сказок. Он помогает Ивану-царевичу добраться до змеиного царства и похитить угнанную в плен невесту. С другой стороны, в самом волке видится некая скрытая угроза: он съел коня у Ивана-царевича, когда тот спал. Половцы часто угоняли в плен и людей и коней. Волк шастает по ночам. В христианском миропонимании он отождествляется с демоном ночи. У болгар живы поверья о волке, который каждую ночь стремится догнать и съесть двух буйволов, впряженных в небесную повозку – Большую Медведицу. Нельзя исключать, что в этом зашифровано неоднозначное отношение к половцам и к их волчьему культу. С одной стороны, половцы помогали русским князьям противостоять монгольскому нашествию. С другой стороны, половцы, как кочевой воинственный народ, представляли опасность для русских земель. Двусмысленное отношение к волку определялось, видимо, еще и тем, что у половцев в отличие от русских сохранялись языческие обряды. Нельзя отказаться от своего прошлого в один момент. Неизбежно отказники начинают ностальгировать по утраченной старине. Предки русских когда-то сами вышли из степной прародины. Именно с Великой степью ассоциировалась языческая вера. Культ предков и культ мертвых, а также вера в бессмертие души – вот характерные черты этой веры.

 

Волк-оборотень

 

Афанасьев видел в образе волка метафору грозовой тучи. Волк рисуется знатоком фольклора XIX века как «волк-самоглот» пожиратель светил. Однако думается, что в более ранней народной трактовке образ волка не был столь однозначен. Волк выступает в качестве дружественного человеку существа. Он проводник в мир мертвых и обратно. Именно он помогает воскреснуть Ивану-царевичу после его гибели. Волк-вожак помогает преодолеть трудности, с другой стороны – у него есть определенные знания, которых нет у других. Одновременно он вещун: предсказывает будущее. По-украински «вищун» – «волк-оборотень». В качестве бога войны он фигурирует в индоевропейских мифах. Весьма интересно, что римскому Марсу – божеству войны – был посвящен трехглавый хтонический волк. Он вел родившихся весной юношей по праву «весны священной» в поход, во время которого молодые воины основывали новые поселения. Представление о волчьей стае как о символе единой дружины известно у кавказских сванов. Грузинский царь Вахтанг I имел прозвище Горгослани. Это слово образовано от персидского «гургсар» и означает буквально «волкоглавый». Славянские и балканские волкодлаки (вурдалаки), а также литовские вилктаки, сохранившиеся в фольклоре до сих пор, впрямую заимствованы из древнейших времен, когда волк-оборотень являлся почетным титулом князя. Бесстрашный степной волк являлся тотемом у многих индоевропейских племен. Именно отсюда происходят римские, тюркские, персидские легенды о волчице, вскормившей двух близнецов. У южных и западных славян декабрь считался волчьим месяцем. Все это позволяет восстановить культ волка, который был развит еще у праиндоевропейцев. И лишь позже отношение к волку резко изменилось. Человек, совершивший тягостное преступление – убийство, неизбежно превращался в волка и становился изгоем. Здесь мы, несомненно, видим влияние морального закона, утвердившегося в новых религиях.

 

Юноша с волчьей пастью

 

У волка есть еще одна весьма архаичная черта. Он помогает жениху умыкнуть невесту. Такой обряд сохранился на Кавказе и в других местах. Но он уже давно стал частью фольклорной традиции. Никто не собирается насильственным путем похищать девушку, как это показано в комедийном фильме «Кавказская пленница». Однако в былые времена такой обычай был весьма распространен. Молодые «волки» совершали дерзкие грабительские набеги на живущие оседло племена с единственной целью – завладеть женщинами и девушками. Молодежные банды на быстрых горячих конях представляли особую опасность для населения. Они появлялись неожиданно, под прикрытием ночи, и действовали жестоко и безрассудно. Тех, кто оказывал им сопротивление, убивали, имущество сжигали. В планы юных бандитов не входил полномасштабный грабеж. Вел банду опытный в таких делах бывалый вожак, которого молодые бандиты называли волком. Отголоски далеких событий сохранились в народной памяти и по сей день. Так, в фольклоре южных славян, особенно страдавших от набегов кочевников: печенегов, половцев, татаро-монголов и др., сохранились легенды о волкодлаках. Узнать волка-оборотня можно по особой примете – волчьей шерсти, растущей у него на животе, или волчьей голове. Способность превращаться в волка приписывалась и злым колдунам. Так, древнерусская книга «Чаровник» описывает несколько способов превращения в волка. О связи волчьего культа со свадебной церемонией и традицией умыкания невест видно из легенд, в которых рассказывается, что колдуны превращали в волков целые свадебные поезда. В среднерусском диалекте волком назывался шафер со стороны жениха. Что оставалось делать потенциальным невестам в таких ситуациях? Только прятаться. Отсюда детская считалка: «Кто не спрятался – я не виноват!» Обычай прятаться перед приездом жениха сохраняется у некоторых народностей и сегодня. Жених должен сам найти свою невесту…

 

 

Арийский дракон

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.