Психологические особенности семей имеющих детей подросткового возраста — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Психологические особенности семей имеющих детей подросткового возраста

2022-09-01 50
Психологические особенности семей имеющих детей подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В воспитательном отношении переходный возраст как период перехода от детства к взрослости считается самым трудным. Такие особенности, как эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, склонность к депрессиям, снижение самооценки представляют трудности не только для самого подростка, но и для его семьи.

В данном случае уместно говорить о семейном кризисе, когда даже в функциональной и гармоничной семье могут возникать сложности в области внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.

Безусловно, переходный возраст не во всех случаях протекает стихийно. Иногда данный период может проходить совершенно незаметно, а физические, физиологические, психологические изменения могут оцениваться как сбалансированные. Как правило, в таких случаях выделяется множество положительных черт подросткового возраста. К таковым относятся самостоятельность, конструктивная независимость, осознание своих прав, свобод и обязанностей, осознание своей роли в обществе, расширение сферы деятельности и интересов.

В иных случаях стремление к обретению большей идентичности с чем-либо и уникального образа собственной личности сопряжено с проявлением критичности к собственной семье, если она нетерпимо относится к таким изменениям. Самым ошибочным со стороны родителей является попытка подчинить подростка своей воле, что только ожесточает, отталкивает подростка. Попытка поддерживать тесную связь, вмешательство в личную жизнь подростка и преодоление его личных границ делает молодого человека раздражительным, склонным к конфликтам или уходу в себя, дефекту доверия.

Важно отметить, что родители на протяжении всей жизни придерживаются своей социальной роли по отношению к ребенку, что осложняет взаимоотношения с подростком, так как он стремится к разъединению, а не слиянию. В общении с подростком важно придерживаться позиции взрослого, который обращается ко взрослому. При этом апеллировать к чувствам подростка можно через советы и предположения, совместные рассуждения, поиск логических цепочек и взаимосвязей мыслей, чувств и поступков. Для подростков также важно обоснование, так как им претит любой наказ и любые факты, оставшиеся без объяснения, вызывают отторжения. Их молодые люди воспринимают как нечто лишнее, неинтересное и незаслуживающее внимания. Обусловлено это как раз тем, что в указаниях подросток видит отношение к нему как к ребенку, а в разговоре на равных – как к взрослому, что является одним из основополагающих факторов завоевания доверия родителями и возможности скрытого управления.

Что касается противоположности тенденций в подростковом поведении и гипертрофированности тех или иных черт, в их основе лежит сопоставление нужды в любви, заботе и поддержке с детским возрастом, а независимость, наличие собственных взглядов, идей и установок – со взрослым возрастом [22]. Отсюда наблюдается эмансипация от старших членов семьи, жажда свободы от опеки и контроля. Однако, данные характеристики не находятся на противоположных сторонах, напротив, зрелость личности как раз определяется способностью осознавать все общечеловеческие потребности, принимать стремление близких людей удовлетворить их и самому способствовать удовлетворению таковых у них.

В данном случае противоречивость не имеет места. Однако подростку может казаться, что вышеуказанные черты стоят в противоборстве по той причине, что он еще не готов осознанно подходить к своим поступкам, мыслить рационально и брать на себя ответственность. Ф. Райс говорил, что «стремление к поведенческой и нормативной автономии носит относительный характер. Подростки в действительности и не стремятся к полной свободе, поскольку полная свобода, предоставленная им слишком быстро, воспринимается ими как отторжение от семьи. Те из них, кому дается полная свобода, испытывают чувство тревоги, так как не знают, как ею воспользоваться» [7].

Реакции на становление ребенка в подростковый период в разных типах семей может отличаться. В данной связи рассмотрим классификацию, предложенную А.И. Захаровым:

1. Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Взрослые из хорошо рефлексирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с подростком. Главное в такой семье - сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения.

2. Семья отчужденная, в которой к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности.

3. Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и не уверен в себе, как и в детстве.

4. Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно освоил способы манипулирования родителями. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.

5. Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, не уверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения.

Описанные выше стили реагирования не всегда функционируют изолированно, иногда в семье наблюдается их смешение. Как можно видеть, диапазон реакций может растягиваться от возможности идентификации ребенка с родителями до полного отчуждения [24].

Стоит отметить, что на выбор позиции подростка по отношению к семье определяется также выводами, сделанными в процессе наблюдения за взаимодействиями взрослых в семье. Например, как его родители относятся к своим родителям в тех или иных ситуациях, иными словами, какой пример они подают своему ребенку. То же касается и дисфункции супружеских отношений, когда подросток впитывает определенное понимание гендерных ролей и специфики взаимодействия с противоположным полом. Данный фактор влияет не только на его отношение к сиблингам, если таковые имеются, но и к другим лицам, не входящим в круг семьи. Это немаловажно, так как в подростковом возрасте формируется осознание своей половой принадлежности, а это, в свою очередь, оказывает влияние на обоснование поведенческих и эмоциональных реакций в отношении субъектов единого с подростком пола либо противоположного.

Как правило, благополучные семьи в моменты кризиса стремятся к регулированию сложившейся обстановки и стараются избежать последствий для ребенка. В неблагополучных семьях подростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостью самооценки, потребностью н психологической поддержке и др. Самостоятельное преодоление сложившихся ситуациям дается подросткам нелегко, чем объясняется выбор неконструктивных копинг-стратегий, таких как вытеснение, избегание, уход от решения, отказ от принесшей неуспех деятельности, а также агрессивные формы замещения и экстрапунитивные реакции. Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной на окружающих или же на собственную личность, проявляясь в склонности к саморазрушению [6].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что позиция подростка в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. В данном случае внимательность со стороны родителей, наблюдение за эмоциональной сферой, сферой деятельности и интересов собственного ребенка определяет качество их взаимодействия.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучение работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных теме внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем, позволило сделать следующие выводы:

1. Взаимоотношения в семье во многом определяются ее структурой: полнотой состава, отношением к личным границам, выбором социальных ролей, степенью жесткости иерархии и гибкости в кризисных ситуациях на всех подсистемах и на протяжении всей возрастной периодизации каждого из членов семьи.

2. Семьи с нарушением внутрисемейных отношений отличаются дисфункциональностью по отношению к индивиду. В них происходит подавление личности, используются деструктивные методы достижения собственных целей, и отсутствует взаимопонимание. Эгоцентрические установки преобладают над стремлением помочь, поддержать, выразить любовь, заботу и понимание.

3. Психологические проблемы внутрисемейных отношений в основном преодолеваются посредством эмоциональной саморегуляции, которая обусловлена врожденными особенностями нервной системы и социально-психологическим процессом научения. Именно способность регулировать свое поведение и эмоции по отношению к другим людям является определяющей для формирования баланса в семье, но только лишь в том случае, если другие члены семьи также активно используют и развивают способность к саморегуляции.

4.  На каждом этапе взросления дети чувствительно реагируют на обстановку в семье, а ее нормальное функционирование, гармоничность и благополучность имеют сильное влияние на становление личности. При этом определяющую роль играет отношение остальных членов семьи к ребенку, и ни один из иных факторов не является более важным.

5. Подростковый возраст является сложным периодом для семьи любого типа, так как этот период взросления ребенка характеризуется нестабильной динамикой на психофизическом уровне. Реакции, поступки, чувства и мысли подростка могут быть неожиданными и даже непредсказуемыми для остальных членов семьи, однако для поддержания благоприятных взаимоотношений в семье родителям стоит вырабатывать определенные поведенческие реакции и выстраивать стратегии, которые помогут сделать этот сенситивный период более гладким, а процесс взросления поступательным.


2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.