Психологические проблемы внутрисемейных отношений — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Психологические проблемы внутрисемейных отношений

2022-09-01 25
Психологические проблемы внутрисемейных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема эмоциональной устойчивости личности изучается достаточно давно, и ей посвящены работы Г. Айзенка, И. П. Павлова, Б. М. Теплова, П. В. Симонова, В. С. Мухиной и многих других исследователей, изучающих свойства и характеристики эмоциональной сферы личности [15].

Существуют два подхода в изучении эмоциональной устойчивости: психофизиологический и психологический. В физиологии и психогенетике взгляд на проблему эмоциональной устойчивости основывается на понимании ее как биологически детерминированного свойства личности, которое зависит от трех физиологических факторов:

• во-первых, от свойств нервной системы, по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов и от типа межполушарной организации мозга;

• во-вторых, является генетически обусловленной структурой;

• в-третьих, выступает в зависимости от гуморальной системы регуляции.

Психоаналитическая концепция 3. Фрейда изучает внутреннюю борьбу мотивов между инстинктами и моралью. Такой неосознаваемый внутриличностный конфликт вызывает эмоциональную неустойчивость и сопровождается эмоционально негативными переживаниями, такими как страх и тревога. Бихевиоральный подход, представителями которого являются такие ученые, как И.П. Павлов, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, изучает закономерности эмоционально обусловленного научения, иными словами, эмоции управляют поведением человека, и от них зависит желание действовать [10].

В современных исследованиях широкое распространение получили работы, в которых эмоциональная устойчивость рассматривается как характеристика эмоциональной сферы личности: устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене эмоций. Такие ученые, как Л. М. Аболин, О. А. Ашихмина, Д. В. Иванов, едины в том, что эмоциональная устойчивость ‒ это эмоциональная чувствительность и эмоциональная возбудимость низкого уровня [1].

Итак, эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение при выполнении сложных видов деятельности, при помощи актуализации саморегуляции, которая объединяет перцептивные, волевые и интеллектуальные качества личности, препятствующие возникновению эмоциональной неустойчивости, которая дезорганизует деятельность человека. Основоположник этой идеи, О.А. Конопкин, указывает на то, что психическая саморегуляция человеком своей деятельности является высшим уровнем регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающих качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности и самого себя, своей активности и деятельности, поступков, их оснований.

Им же была создана концептуальная модель процесса осознанного регулирования. На основе этой модели В. И. Моросановой была разработана методика диагностики индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции личности, которая выявляет уровни саморегуляции личности [14]. В качестве основных ее функциональных звеньев этого процесса были выделены:

‒ цель деятельности;

‒ субъективная модель условий деятельности;

‒ субъективная модель принятия программы деятельности;

‒ система критериев успешности достижения цели;

‒ звено оценки обратной информации о результатах деятельности.

Л.С. Выготский указывал, что владение эмоциями, которое составляет задачу всякого воспитания, означает подчинение чувства, связывание его с остальными формами поведения, целесообразную его направленность, и подчеркивал, что эмоции, переживания оказывают существенное влияние на все формы поведения, учения и пронизывает все моменты воспитательного процесса [2]. По его авторитетному мнению, эмоциональное развитие ребенка играет важную роль для его становления как здоровой личности.

По мнению И. В. Шаповаленко, в период раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста эмоциональная регуляция в меньшей степени сознательна, чем у взрослых. В этот период в большей степени эмоциональная устойчивость определяется:

• во-первых, врожденными особенностями нервной системы, ее способностью к реагированию-торможению;

• во-вторых, социально-психологическим процессом научения, когда родители и другие важные для него взрослые регулируют выражение эмоций и поведение ребенка посредством позитивного и негативного подкрепления, результат которого фиксируется в опыте ребенка.

По мере развития самосознания подросток становится способным рефлексировать свое эмоциональное состояние, и в зависимости от этого регулировать свое поведение, но это для него все же еще очень затруднительно. В отрочестве начинает развиваться механизм регуляции эмоциональных состояний [27].

Говоря о возрастных особенностях эмоциональной устойчивости, необходимо отметить, что эмоциональная неустойчивость характерна для подросткового периода. Среди отличительных психологических особенностей данного деликатного возраста можно выделить следующие:

‒ состояние неопределенности в отношении своего социального статуса, так как взрослые чаще всего относятся к подростку как к ребенку в области его чувств, интересов и предпочтений, но в то же время требования к нему представляются как ко взрослому;

‒ повышенная чувствительность к оценке окружающих, так как в подростковом возрасте человек начинает выражать стремление к автономии и самоутверждению среди старших, выбирает авторитеты самостоятельно;

‒ категоричность суждений, основанная на все том же стремлении продемонстрировать собственную точку зрения, желании быть принятым и понятым;

‒ дисбаланс в поведенческих реакциях: независимость чередуется с необходимостью нахождения во взаимосвязи с кем-либо, поддержке и опеке;

‒ борьба с правилами и порядками в виду желания продемонстрировать свежее видение, отторжение всего старого и принятие всего нового [1, 5].

Подобная несогласованность личности подростка и ощущение неопределенности собственного возрастного статуса неизбежно провоцирует конфликты. В данной связи «развитие эмоциональной компетентности в этот сенситивный период обусловлено явной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации. В юношеском возрасте личность, благодаря развитию самопознания и накоплению коммуникативного опыта, уже может находить в себе внутренние ресурсы эмоциональной регуляции в ситуации взаимодействия с другими людьми, опосредуя это также и внутренними мотивами. Эмоциональная устойчивость является одним из важных аспектов развития личности и показателем ее психологической зрелости» [13].

Что касается эмоциональной саморегуляции в коммуникации, в данном случае прослеживается тесная взаимосвязь между эмоциями и межличностными отношениями. Одним из важных аспектов проявления эмоциональной устойчивости является способность адекватно противостоять фрустрирующим ситуациям, в том числе и в неблагоприятной ситуации общения. Именно фрустрирующий аспект вызывает повышение уровня тревожности, агрессивности, проявления неуверенности в себе, страх неудачи.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы личности зависит от внутренних и внешних факторов. Чаще всего оно происходит под их комплексным воздействием. Единство морально-нравственных ценностей, поддержка и развитие адекватности самооценки и гибкость во взаимоотношениях членов семьи по отношению к ребенку являются важнейшим критерием его успешной социализации, удовлетворения потребностей, уверенности в себе и становления его как здоровой личности.

При этом стоит помнить, что «семейные взаимоотношения являются одними из наиболее значимых факторов формирования и развития личности ребенка, кроме того, они оказываются первой специфической моделью общественных отношений, с которой встречается человек с момента рождения» [26]. В данном случае не только воспитание как осознаваемый, организованный и целенаправленный пласт знаний, навыков и умений, передаваемых и развиваемых в ребенке, но и не всегда осознаваемый фактор, как эмоциональная среда, модели поведения и отношения членов семьи друг к другу выступают благоприятной основой для отсутствия проблем внутри семьи.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.