Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов

2022-09-01 38
Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучение работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных теме внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем, позволило сделать следующие выводы:

1. Взаимоотношения в семье во многом определяются ее структурой: полнотой состава, отношением к личным границам, выбором социальных ролей, степенью жесткости иерархии и гибкости в кризисных ситуациях на всех подсистемах и на протяжении всей возрастной периодизации каждого из членов семьи.

2. Семьи с нарушением внутрисемейных отношений отличаются дисфункциональностью по отношению к индивиду. В них происходит подавление личности, используются деструктивные методы достижения собственных целей, и отсутствует взаимопонимание. Эгоцентрические установки преобладают над стремлением помочь, поддержать, выразить любовь, заботу и понимание.

3. Психологические проблемы внутрисемейных отношений в основном преодолеваются посредством эмоциональной саморегуляции, которая обусловлена врожденными особенностями нервной системы и социально-психологическим процессом научения. Именно способность регулировать свое поведение и эмоции по отношению к другим людям является определяющей для формирования баланса в семье, но только лишь в том случае, если другие члены семьи также активно используют и развивают способность к саморегуляции.

4.  На каждом этапе взросления дети чувствительно реагируют на обстановку в семье, а ее нормальное функционирование, гармоничность и благополучность имеют сильное влияние на становление личности. При этом определяющую роль играет отношение остальных членов семьи к ребенку, и ни один из иных факторов не является более важным.

5. Подростковый возраст является сложным периодом для семьи любого типа, так как этот период взросления ребенка характеризуется нестабильной динамикой на психофизическом уровне. Реакции, поступки, чувства и мысли подростка могут быть неожиданными и даже непредсказуемыми для остальных членов семьи, однако для поддержания благоприятных взаимоотношений в семье родителям стоит вырабатывать определенные поведенческие реакции и выстраивать стратегии, которые помогут сделать этот сенситивный период более гладким, а процесс взросления поступательным.


2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Таблица 2.1 «Шкала семейного окружения»

Шкала

Высокий показатель

Средний показатель

Низкий показатель

Кол-во

Процент (%)

Кол-во

Процент (%)

Кол-во

Процент (%)

Показатели отношения между членами семьи

Сплочённость (С) 17

57%

12

40%

1

3%

Экспрессивность (Э) 13

43%

13

43%

4

13%

Конфликт (К-т) 13

43%

7

23%

10

33%

Показатели личностного роста

Независимость (Н) 7

23%

19

63%

4

13%

Ориентация на достижения (ОД) 10

33%

18

60%

2

7%

Интеллектуально– культурная ориентация (ИКО) 3

10%

13

43%

14

47%

Ориентация на активный отдых (ОАО) 4

13%

17

57%

9

30%

Морально – нравственные аспекты (МНА) 3

10%

25

83%

2

7%

Показатели управления семейной системой

Организация (О) 12

40%

14

47%

4

13%

Контроль (К-л) 2

7%

18

60%

10

33%

Процентное соотношение более подробно представлено на диаграмме (рисунок 2.1).

Рис. 2.1 Количественный анализ по «Шкале семейного окружения»

Шкала «Сплоченность» определяет степень заботы в семье, взаимопомощи, выражает чувство принадлежности к семье. По результатам данной выборки просматривается преимущественно высокий уровень – 57% (17 учащихся), у 12 учащихся (40 %) – определён средний показатель, низкий показатель у 1 (3 %).

По шкале «Экспрессивность» определяется степень открытости действий и выраженности чувст в семье. Здесь равные части учащихся продемонстрировали высокий и средний показатель – по 13 человек (по 43%), также есть те у кого низкий показатель – 4 учащихся (13%).

Шкала «Конфликт» описывает степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи. По шкале «Конфликтность» высокий балл свидетельствует о терпимом отношении к конфликту (у 13 учащихся, что составляет 43 %). И наоборот, низкий балл (10 учащихся, 33 %) говорит о нетерпимости к конфликтным ситуациям, остальные 7 человек (23 %) характеризуются средним показателем. Эти три шкалы характеризуют показатели между членами семьи.

Шкала «Независимость» определяет степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений. Здесь преимущественно средний показатель (19 человек или 63 % от общего числа), меньше учащихся, всего 7 человек (23 %) показали высокий уровень, 4 человека (13 %) – низкий показатель. Шкала «Ориентация на достижение» рассматривает степень, в которой разным видам деятельности придаётся характер достижения и соревнования. Высокая степень отмечена у 10 (33 %) учащихся, средняя у 18 (60 %), низкая – 2 учащихся (7 %).

Шкала «Интеллектуально – культурная ориентация» характеризует активность членов семьи в различных сферах деятельности. Здесь с высоким показателем только 3 учащийся (10 %), у 43 % (13 человек) средний показатель, по данной шкале самый большой низкий показатель (47 %, 14 учащихся).

Шкала «Ориентация на активный отдых» характеризует участие семьи в видах активного отдыха и спорта. Здесь у 17 учащихся средний показатель (57 %), у 9 низкий (30 %) и только у 4 подростков (13 %) высокий уровень ориентации на активный отдых.

Шкала «Морально-нравственные аспекты» описывает степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям. Высокий и низкий показатели здесь на схожем уровне 3 и 2 учащихся (10 % и 2 % соответственно). Среднюю степень морально-нравственного аспекта показали 25 подростков (83 %). Данные шкалы отвечают за показатели личностного роста.

Последние две шкалы являются показателями управления семейной системы. Шкала «Организация» характеризует степень важности для семьи порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей. Здесь высокий показатель у 12 учащихся (40 %), средний – 14 человек (47 %), низкий всего у четырёх, это 13 %.

Шкала «Контроль» показывает степень иерархичности семьи, контроля членами семьи друг друга. Высокий контроль отмечен у двух семей (7 %), средний у 18, это 60 %, низкий у 33 % (10 семей учащихся).

Таким образом, говоря о выборке можно сказать, что она представлена семьями с высокой сплоченностью, средним уровнем открытости в выражении эмоций, высоким уровнем терпимости к конфликтам, также у большинства отмечен высокий уровень независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений, в основном у семей средний показатель активности в различных сферах, также данная выборка характеризуется средней степенью морально – нравственного аспекта.

2.3. Результаты выполнения методики определения доминирующего состояния (автор Л. В. Куликов)

Вторым этапом работы стало использование «Методики определения доминирующего состояния», автор Л. В. Куликов, респондентами стали подростки отобранных для исследования семей. Данная методика предназначена для определения характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состояний с помощью субъективных оценок обследуемого.

Таблица 2.2. – Результаты исследования «Методики определения доминирующего состояния» (Л. В. Куликов)

 

 

Ак (отношение)

То (тонус)

Сп (спокойствие)

Ус (устойчивость)

Уд (удовлетворённость жизнью)

По (положительный образ себя)

Итоговый уровень

Высокий уровень

кол-во

0

0

1

2

10

4

0

%

0

0

3

7

34

13

0

Средний уровень

кол-во

18

27

28

27

19

25

29

%

60

90

94

90

63

84

97

Низкий уровень

 кол-во

12

3

1

1

1

1

1

%

40

10

3

3

3

3

3

Рисунок 2.2. – Профиль состояния по результатам исследования «Методики определения доминирующего состояния» (Л. В. Куликов)

 

Шкалы стандартных Т-баллов построены таким образом, что средние величины приравниваются к 50 Т-баллам. Десять Т-баллов равны одной сигме (среднеквадратичное отклонение).

Повышенные оценки по той или иной шкале – это оценки в 55 и более Т-баллов. Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем наполовину сигмы. Пониженные оценки – это оценки в 45 и менее Т-баллов. Это отклонение от средней величины в меньшую сторону более чем наполовину сигмы.

Высокие оценки – это оценки в 60 и более Т-баллов. Низкие оценки – это оценки в 40 и менее Т-баллов.

Шкала «Ак»: «активное – пассивное отношение к жизненной ситуации». Высокие оценки не выявлены. Низкие оценки отмечены у 12 подростков (40%). Пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.

Понятия «вера» и «уверенность» применяются и к психическим состояниям, и к чертам личности. Уверенность необходима для настойчивости в преодолении трудностей. Для диагностики состояний и настроений особенно важно учитывать крепость веры в достижение своих целей, выявлять активную или пассивную позицию по отношению к сложившейся жизненной ситуации. Данная шкала позволяет составить представление о характеристике состояния, в большинстве случаев сильнее зависящей от соответствующего свойства личности – активности, чем от других факторов. Следует учесть, что активность лишь относительно устойчива, поскольку предрасположенность к активному или пассивному отношению, реагированию зависит от множества текущих обстоятельств социальной среды, а также событий, предшествующего жизненного периода личности.

Данный параметр состояния особенно важен при диагностике стрессовых состояний. Экспериментальное исследование динамики психического состояния при действии неблагоприятных факторов среды обитания показало возрастающую роль активационных компонентов в структуре состояния.

Шкала «То»: «тонус: высокий – низкий». Высокие оценки не выявлены. Низкие оценки у трёх респондентов, у 27 средние оценки. Характерна усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Меньше возможностей проявлять активность, расходовать энергию, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

Особенности субъективного ощущения силы, энергии имеют большое значение для более точного определения психических состояний. Вариабельность этой характеристики значительна и может нести важную диагностическую информацию. В ситуации острого стресса человек чаще испытывает ощущения подъема сил, но часто наблюдается и противоположная картина – ощущения слабости. Сходная картина может наблюдаться и в затяжном стрессе. Энергические характеристики для любого психического состояния являются важнейшим измерением. Особенно необходимы они для прогноза развития состояния индивида. В диагностике стрессовых состояний они дают ценные данные о глубине стресса. Под работоспособностью мы имеем в виду не только ту, которая проявляется в профессиональной деятельности, но и в других видах деятельности и поведения.

Шкала «Сп»: «спокойствие – тревога». Высокая оценка у одного подростка (3%). Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем у большинства людей. Низкая оценка выявлена также только у одного респондента. Наличествует склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию, независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников. У большинства (94%) выявлен средний уровень

В психическом состоянии переживание тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала предназначена для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она обозначается также терминами «свободно плавающая», «немотивированная» и др. Среди видов тревоги для этого вида в наибольшей степени характерны длительные, долго не затухающие эмоциональные переживания.

Шкала «Ус»: «устойчивость – неустойчивость эмоционального тона». Высокие оценки у 7% (2 респондента). Преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность. Низкие оценки у 1 респондента.

Шкала «Уд»: «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации)». Высокие оценки определены у 10 (34%). Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией, тем, как идет жизнь. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор, в котором слышен голос собственного «Я». Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.

Низкая оценка только у одного (10%). Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как именно в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости делать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего к самому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой происходит.

Разумеется, одна шкала не может представить интегративную характеристику личностной самореализации. Однако было бы большой ошибкой, ставя задачу диагностики настроения, отказаться хотя бы от приближенного измерения этой стороны настроения. Мы исходили из того, что затруднения в процессе самореализации приводят к переживаниям объемного эмоционального дискомфорта. Данная характеристика имеет особую диагностическую значимость в индивидуальной консультативной и психокоррекционной работе. Переживания полноты жизни – одна из основных опор психологической устойчивости личности. Ощущения опустошенности являются фактором риска возникновения невротических и депрессивных расстройств, алкогольной зависимости.

Шкала «По»: «положительный – отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность самооценивания.

Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. Сумма более 65 баллов дает основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки, неискренность. Таких результатов нет. Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки, таких подростков двое. Если по шкалам «Ус», «Сп» или «Уд» получены высокие оценки – более 60, то, скорее всего, данные в целом недостаточно надежны. У респондента под номером 10 выявлены такие показатели, что говорит об отсутствии открытости при ответах на вопросы.

Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью себя (25 респондентов). Чем выше стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со всеми своими недостатками. При оценках менее 50 баллов есть основания говорить о достаточной искренности в ответах (1 подросток из общего числа), выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.

Низкие оценки – менее 40 баллов – говорят не только о высокой критичности в оценке себя и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе. Таких баллов нет.

Итоговый общий средний показатель у 29 респондентов (97 %), низкий у 3% (1 респондент).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Проведенный эмпирический анализ проведен с помощью таких методика, как «Шкала семейного окружения» в адаптации С.Ю. Куприяновой и «Методика определения доминирующего состояния» Л. В. Куликова. Исследование проводилось на базе ЧУО «Эко-Эл». В качестве респондентов выступили подростки 15-16 лет, учащиеся 9-ого класса, в составе 30 человек (25 девочек и 5 мальчиков).

Полученные результаты позволили прийти к выводу, что в семьях испытуемых поддерживают внутреннюю доброжелательную атмосферу, и не оказывают негативного влияния на эмоциональное состояние подростков. У 29 респондентов показатели по выбранным методикам являются положительными, что позволяет говорить о том, что благополучность семьи и благоприятность взаимоотношений между ее членами существенно повышают конструктивность влияния внутри семьи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья один из важнейших факторов формирования личности. Зачастую родители, из-за отсутствия педагогического образования или культуры, негативно влияют на личность ребенка. Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.

Данная работа рассматривает влияние внутрисемейных отношений на эмоциональные проблемы подростков. Если на ранней стадии развития выявить проблему, то ее можно решить, с меньшим ущербом для ребенка.

В ходе написания работы раскрыта структура внутрисемейных отношений, включающая: внутрисемейные, позиции, связи между членами семьи подростков. Обнаружены условия, влияющие на эмоциональные проблемы подростков с учетом специфики структуры внутрисемейных отношений (авторитет родителей; отчуждённые формы поведения; родительский контроль; снисходительность родителей; чрезмерная эмоциональная поддержка). Выявлены факторы семейного воспитания (строгость (гибкость) воспитательных установок и методов воспитания; наличие (отсутствие) воспитания самостоятельности, инициативы; взаимопомощи в семье и общих дел; общности интересов; позитивное (негативное) отношение к школе, учителям; недружеские (теплые) взаимоотношения в семье; доминантность матери (отца) или равное участие обоих родителей в воспитании подростка); стиль семейного воспитания (семьи с высокой рефлексией и ответственностью, отчуждённые, авторитарные, с попустительским отношением, гиперопекающие), доминирующий во внутрисемейных отношениях, уровни взаимоотношений в семье (благополучный (высокий); менее благополучный; удовлетворительный; неблагополучный), характеризующие специфику структуры внутрисемейных отношений.

В рамках эмпирического исследования реализованы две методики: «Шкала семейного окружения» и «Методика определения доминирующего эмоционального состояния подростков». В ходе анализа результатов были выявлены связи между семейными отношениями и эмоциональными проблемами подростков.

Разнообразие детско-родительских взаимоотношений, их особенности приводят к неоднозначности развития детей. В особенности это касается эмоциональной сферы. На наш взгляд, родителям следует при любом типе организации семенных отношений, учитывать, прежде всего, основные потребности своих детей, что позволит в различных ситуациях, возникающих при воспитании, правильно подбирать тот или иной тип взаимоотношений.

Эмпирическое исследование позволяет говорить нам о том, что особенности детско-родительских отношений являются детерминирующим фактором в формировании компонентов эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

Полученные в ходе исследования результаты, позволят в дальнейшем подобрать правильную направленность коррекции детско-родительских отношений при разработке программы социально-психологического сопровождения детей направленной на развитие эмоциональной сферы, а в частности, на формирование навыков эмоционального регулирования для повышения через них интеллектуальных способностей.

Успешное взаимодействие, забота и реальные ожидания, возлагаемые на детей, дают хорошие возможности для более высокого уровня развития эмоциональной сферы. Положительная эмоциональная атмосфера в семье создают условия для более высокого уровня развития интеллектуальных способностей.

Для нормального воспитания детей и формирования его личности, родители должны понимать внутренний мир своего ребенка, видеть происходящие в его душевном мире изменения. Для нормального развития личности ребёнка, родительский стиль общения должен строится на почве любви и уважения. Немаловажное значение имеет и учёт индивидуального пространства, которое должно рассматриваться как рациональное вмешательство в него. Учёт данного пространства позволяет установить оптимальную дистанцию. Гибкость родительской позиции при общении с детьми способствует более эффективно использовать воспитательные воздействия. В этом плане, конечно же имеет значение педагогическая компетентность родителей, включающая знания, умения и навыки, которые позволяют выбрать оптимальную стратегию воспитания ребёнка.

Так как родители в течение всего периода детства являются основными источниками восприятия нравственных ценностей, то личный пример для воспитания детей имеет важное значение. «Основной ошибкой, - писал Л.Н. Толстой - является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 141– 149.

2. Выготский, Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – С. 454– 465.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2 изд.– СПб., 2008.– 545 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 3 изд. 2008.– 176 с.

5. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1987. – 184 с.

6. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2009. – 192 с.

7. Жедунова Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие – ВЛАДОС, 2004. – 420с.

8. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1998.– 336 с.

9. Зыбина, Г.В. Социальные технологии работы с семьями / Г.В. Зыбина // Социальная работа. – 2007. – № 5. – С. 30 –31.

10. Калинина, Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008. – 351 с.

11. Кон, И.С. Этнография родительства / И.С. Кон. М., 2000. – 339 с.

12. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000.– 256 с.

13. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М.: Класс, 1998. – 304с.

14. Моросанова, В. И. От субъекта и личности к индивидуальной саморегуляции поведения // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. тр. – М. – Ставрополь: ПИ РАО, СевКавГТу, 2007. – С. 120 – 137.

15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456 с.

16. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учебное пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. – Москва: Московский психолого–социальный ин–т: Воронеж, 2006. – 283 с.

17. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды / Г. Олпорт. М.: Смысл, 2002. – 462 с.

18. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно – методическое пособие по курсу / Под общей редакцией В.С. Торохтий– Москва, 2005. – 398 с.

19. Психология травматического стресса: учеб. пособие / Е. В. Пятницкая. –  Балашов: Николаев, 2007. –  140 с.

20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.– 656 с.

21. Реан, А.А. Подросток. – СПб.: Питер, 2002. – 694с.

22. Семейная психотерапия. Хрестоматия / сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. - СПб.: Питер, 2000. – С. 512

23. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи: учебно–методическое пособие / В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. – Санкт–Петербург: КАРО, 2009 (СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького). – 159 с.

24. Фролов, С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002. – 344с.

25. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи. Ростов–на–Дону. – 2004 – С. 124.

26. Чижова, К. И. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности // Вестник экономической интеграции. – 2014. – № 1. – С. 166 – 172.

27. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

28. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений – М.: Апрель – Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.– 512 с.

29. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. СПб., 2000. – 258 с.

Взаимоотношения в семье как фактор благополучия её членов

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на вступлении ее первичных членов в брак, продолжении рода и объединенную общностью быта, духовности и возможностью удовлетворения важнейших человеческих потребностей.

Под структурой семьи понимается «совокупность отношений между ее членами, включающая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета» [19].

В понятие «структура семьи» входят:

1) состав семьи;

2) системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы);

3) основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи);

4) характер структурных проблем [10].

Под сплоченностью понимается наличие малой психологической дистанции между членами семьи, иными словами, эмоциональной близости, когезии. От интенсивности проявления данного фактора зависит степень благополучия и взаимопонимания в семье. Так, если семья чрезмерно сплоченная, дисфункция может основываться на отсутствии у ее членов личного пространства и подавлении со стороны, если же в семье наблюдается разобщенность ее участников, дисфункция может базироваться на отсутствии социально приемлемого и эффективного взаимодействия между индивидами данного микросоциума.

Под гибкостью понимается способность членов семьи адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Дисфункция по данному критерию проявляется в ригидности и хаотичности семейной системы, что позволяет говорить об отсутствии баланса и низкой степени регуляции взаимоотношений и совместной деятельности на разных стадиях жизненного цикла.

Социальные роли в семье представляют собой набор определенных функций, предназначенных к реализации тем или иным исполнителем, иными словами «героем», по отношению к каждому отдельному члену семьи. Роли распределяются не только с учетом фактической возрастной и родовой взаимосвязи (или же, если в семье присутствуют приемные ее члены, то имитирующей родовые взаимосвязи), но также подсистем семьи и существующей в ней иерархии. Например, в неполной семье, состоящей из отца и дочерей, старшая из них может выполнять роль хозяйки семьи по отношению к отцу и матери по отношению к младшей, отец в то же время может исполнять одновременно роль и матери, и отца. Анализ семейных ролей позволяет понять, как семья реализует свои функции: кто осуществляет руководство, и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи обязанности [3].

Под иерархией в данном случае понимается не только система подчинения вышестоящих членов семьи нижестоящим по тем или иным критериям, таким, как, например, возраст. В данном случае имеет место распределение социальных ролей в семье тем или иным образом. Понятие иерархии вмещает в себя также обозначение одного из лиц как авторитета, доминирование одного из лиц по собственному усмотрению либо по сложившимся в данной семье традициям, способность принимать решения, регулировать взаимоотношения нижестоящих членов семьи и многое другое. Степень выраженности иерархии в семье может быть низкой, умеренной и высокой. Иерархия, ведущая к дисфункции, характеризуется деструктивным управлением со стороны одного из членов семьи, иногда наличием манипуляций, персуазивности и суггестии.

Американский психотерапевт С. Минухин отмечает, что структура и динамика взаимоотношений в семье имеют определенные закономерности. Все взаимодействия, существующие между участниками данного микросоциума, скрыты от сознательного восприятия человеком. Тем не менее, они играют важную роль в формировании семьи.

С точки зрения структурного подхода в психотерапии семья рассматривается не как группа отдельных индивидов с собственной «биопсиходинамикой» у каждого из них, но некий симбиоз [6].

Семья представляет собой три вида подсистемы: супружескую, родительскую и сиблинговую. Каждая из них содержит паттерны трансакций, возникающих при взаимодействии членов семьи на отдельных уровнях, а именно, между супругами, между родителями и детьми, одним ребенком в семье и его братьями и/или сестрами.

Подсистемы не являются первоначально обязательными, они формируются в процессе становления семьи на каждом новом этапе. Принадлежность каждого из членов семьи той или иной подсистеме вызывает у него необходимость исполнять определенные социальные роли, соответствующие тем или иным позициям по отношению к другим членам семьи.

Стоит также отметить, согласно С. Минухину, подсистемы, если близость членов семьи при взаимодействии разных поколений сильнее, чем внутри поколений, она называется вертикальной. Такая коалиция считается дисфункциональной. Если близость сильна внутри поколений, такая взаимосвязь называется горизонтальной и оценивается специалистами как функциональная, что означает отсутствие разного рода нарушений в области здоровых семейных отношений [13].

Любая семейная система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и содержание. Под границами в данном случае понимается комплекс гласных и негласных правил, определяющих характер интеракций между членами семьи и семьи с окружающим обществом. На каждом уровне иерархии, в каждой подсистеме, как отмечает С. Минухин в своей структурной теории, предъявляются определенные степени свободы и автономии. Границы необходимы для дифференциации семейной системы [15].

Внешние жесткие границы основываются на разделении внешнего мира и семьи. В данном случае можно говорить о семье как о тщательно охраняемой, практически сакральной ценности. В таких семьях принято все обсуждения, касающиеся ее членов, вести исключительно во внутрисемейном кругу и не выносить информацию за его пределы. Все решения принимаются также при участии членов семьи. Предпочтение отдается совместному времяпровождению, нежели времяпровождению, например, с иными семьями.

Если говорить о внутренних жестких границах, в данном случае автономность каждого из членов семьи находится на высоком уровне. Степень доверия и стремления к обмену социальным опытом находятся на низком уровне. В данном случае предпочтение отдается третьим лицам, а не внутрисемейному общению и времяпровождению.

Ригидность в данном случае является прочной характеристикой границ. Не принято делиться чувствами и мыслями, то ее члены ищут поддержки у друзей, в разнообразных увлечениях, а также в алкоголе и наркотиках. Семьи с разобщенными границами с трудом соглашаются на консультацию, так как для них это слишком серьезная угроза. Дело в том, что члены такой семьи привыкают держаться отчужденно, соблюдать дистанцию, а теперь их пытаются собрать вместе, поэтому члены такой семьи настаивают на индивидуальной работе.

Размытые внешние границы характеризуются нейтрализацией взаимоотношений между ее членами, а также открытостью для взаимодействия с окружающим миром.

Размытые внутренние границы отличаются недобровольно низким уровнем автономности между членами семьи, наблюдается чрезмерное вмешательство в деятельность и психологические состояния друг друга. Ощущение личного пространства и чувства уединенности отсутствует. Апелляция к чувству вины, контроль и манипуляции призывают к принесению в жертву личной автономии в угоду других членов семьи. В семьях с такими границами принято навязывать мнение, требовать от другого человека определенной линии поведения, мышления и ощущения. Проявления иного считаются неприемлемыми. Любое отклонение от установленных норм воспринимают в подобной семье как «ненормальное» или «плохое».

Здоровые внешние и внутренние границы являются промежуточными по характеристикам между жесткими и размытыми. Их отличительной чертой является гибкость по отношению к ситуациям, поведению и чувствам каждого из членов семьи.

Индивидуальные и интерперсональные границы являются четкими и известными для всей семьи, иными словами проявляется уважение к желанию принимать собственные решения, отличаться других, получить свой уникальный опыт, побыть наедине с собой или в какие-либо моменты отказаться от присутствия других членов семьи.

В практической психологии понятие границ (паттернов общения) исключительно значимо ввиду того, что большинство психологических проблем указанных выше, предопределяющих здоровое конструктивное развитие личности в дальнейшей жизни [18]. При исследовании семьи из всех характеристик особое внимание следует обращать на наличие коалиций и характеристику границ.

Численность семьи также является важным параметром при рассмотрении внутрисемейных конфликтов. Рассмотрим классификацию, разработанную Е.А. Личко:

1.Структурный


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.