Глава 2. Деятельность «владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького» по работе с детьми — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 2. Деятельность «владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького» по работе с детьми

2022-09-15 26
Глава 2. Деятельность «владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького» по работе с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Работа с детьми как новое направление деятельности Владимирской областной универсальной научной библиотеки им.
М. Горького

Государственное бюджетное учреждение культуры «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» ведёт свою историю с 15 мая 1897 года. Тогда она называлась Владимирская городская публичная библиотека. Со временем изменялся и статус библиотеки, и категории её пользователей. В 1920-е годы это была центральная губернская библиотека, и она уделяла большое внимание малограмотным читателям, помогала им повышать свои знания. Активно работали детский отдел, читальня, справочный отдел [17]. В советское время в учреждении могли обслуживаться только взрослые читатели до 18 лет. Однако с начала XXI века ситуация в России начала стремительно меняться, и научные библиотеки постепенно стали превращаться в публичные заведения. Их статус начал трансформироваться в сторону открытости.

В настоящее время заметно поменялся функционал научного учреждения, а также значительно расширился список мероприятий. Так, в планах научных библиотек появилось гораздо больше массовых мероприятий, которые активно посещают школьники и студенты. Изменился подход к обслуживанию читателей. Теперь в «научках» не существует строгих возрастных границ и практически не делается акцента на «научность».

Все эти изменения отразились в официальных документах, регламентирующих работу культурных учреждений. Деятельность «Владимирской областной научной библиотеки» регулируется Уставом 2020 года. Отметим некоторые его положения, которые связаны с работой с детьми. Так, учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счёт средств бюджета Владимирской области. Оно представляет собой информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Учреждение является хранилищем произведений печати и иных информационных ресурсов, научно-исследовательским учреждением по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическим, научно-информационным и культурным центром областного значения.  

Одна из целей деятельности Учреждения – содействие духовному развитию граждан и приобщение их к знаниям, ценностям науки, культуры и образования. Одними из основных задач деятельности Учреждения являются:

· проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий (семинары, совещания, конференции, презентации, фестивали, творческие лаборатории, мастер-классы, кружки и др.);

· организация деятельности любительских объединений и клубов по интересам;

· иная деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению, не противоречащая законодательству Российской Федерации.

Учреждение вправе осуществлять следующие дополнительные виды деятельности:

· деятельность монтажно-компоновочная в области производства кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;

· образование в области культуры;

· образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включённое в другие группировки;

· деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включённая в другие группировки [17].

Привлечение детей к чтению во «Владимирской областной научной библиотеке» проходит с помощью творчества и особого подхода к каждому читателю. По словам М. В. Ивашиной, чтобы сформировать увлечённость, способность согласованно действовать с другими людьми, добиваясь синергии усилий, умение фантазировать, чтобы ломать шаблоны, оценивать и выбирать лучшее, необходимо читать и не бояться экспериментировать с новыми форматами, подсказывающими индивидуальные траектории развития каждому. Они способны сделать обучение интересным, приносящим удовольствие и ребёнку, и взрослому [22].

Н. П. Опарина предлагает различные формы творчества для детей младшего школьного возраста. Это и детское иллюстрирование, и сочинение сказки, и сказкотерапия, и стиховое воспитание, и лимерики. Исследователь выделяет литературно-творческое развитие как особую форму работы с детьми в концепции «книги-дети-творчество». По её словам, как явление уникальное, детское творчество – процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны (библиотекаря), наличия необходимых теоретических знаний в области психофизиологических особенностей, проявления детского творчества на разных возрастных этапах, умения методически грамотно организовывать творческую деятельность детей и создавать особую творческую атмосферу. Кроме того, соединение творческих возможностей ребёнка и взрослого может затенять слабые и высвечивать сильные стороны каждого. У ребёнка есть непосредственность восприятия, у взрослого – опыт, у ребёнка – свобода взаимосвязи разных элементов, у взрослого – знание того, какой из них будет эффективен [37]. Некоторые из форм, которые предлагает Н. П. Опарина, будут рассмотрены подробнее в их практическом применении в следующем параграфе. Благодаря творческим занятиям в библиотеке дети младшего школьного возраста становятся более самостоятельными, учатся выстраивать отношения в коллективе и дружить, общаться со своими сверстниками, слышать и слушать собеседника, завязывают новые интересные знакомства.

Обратимся к опыту «Владимирской областной научной библиотеки» по привлечению к чтению детей младшего школьного возраста в отделе гуманитарной литературы. Этот отдел появился в библиотеке 1 сентября 2015 года, до этого момента он назывался абонементом. Именно отдел гуманитарной литературы более всех остальных отделов расположен к работе с данной категорией пользователей. Он является наиболее посещаемым и публичным местом в научной библиотеке. Здесь представлена детская художественная литература русских и зарубежных авторов, а также словари, энциклопедии, хрестоматии, книги для чтения.

Фонд отдела насчитывает литературу по различным отраслям знаний, более 50 наименований журналов и более 2500 аудиокниг. Отметим, что именно в этом отделе расположен детский уголок, в котором дети всегда находят себе занятия по интересу. Они могут познакомиться с новыми книгами, собирать пазлы, рисовать и раскрашивать заготовки по русским народным сказкам, самые маленькие могут играть с игрушками [38]. Во всех других многочисленных отделах научной библиотеки у читателей возникает больше потребности в тишине при работе с книгами и документами.

7 октября 2017 года впервые в ГБУК «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» отдел гуманитарной литературы запустил новый проект в поддержку чтения. Студия творческого чтения «ЛЕВ» – это попытка создания комфортной библиотечной среды для детей и их родителей, а также современная форма привлечения детей к чтению. Название студии является сокращением от её девиза: литература (творческое чтение книг) есть (единственное место в библиотеке, где оживают фантазии и мечты) вдохновение (море позитивных эмоций и незабываемых впечатлений для детей и их родителей).

В творческой студии, как это следует из названия, много творят и читают. Студия «выросла» из библиотечной студии БИБЛИОанимации и унаследовала её форму и название. Для участников студии библиотекари подготовили увлекательный курс занятий по истории мультипликации, ее основных техник с дальнейшим применением их в создании короткометражного мультфильма.

Для первого занятия была выбрана басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», как основа будущего мультфильма. Сотрудники отдела гуманитарной литературы рассказали участникам студии об авторе басни – писателе Иване Андреевиче Крылове, его творческой деятельности, о библиотеке, в которой он работал в Санкт-Петербурге [26]. Две участницы прочитали текст басни И. Крылова «Стрекоза и муравей». На столе у ребят были «Дневники юных мультипликаторов». В течение часа ребята побывали «Львами-сценаристами» и поработали над текстом басни: прочли текст, в игровой форме разобрали непонятные слова, выявили характерные черты главных героев, составили краткий сценарный план будущего мультфильма. Таким образом, в студии по созданию короткометражных мультфильмов участники сделали четыре мультфильма в пластилиновой технике и один в плоскостной [15].

Следует отметить, что мультипликационные студии для детей сегодня создаются во многих библиотеках. При создании студии «ЛЕВ» был изучен опыт работы других библиотек в мультипликационной сфере. Так, в Центральной муниципальной библиотеке им. М. Горького МБУ ЦБС г. Ижевска с 2014 года существует детская студия мультипликации «Инсайт». Персонажей мультфильмов участники студии создают из пластилина. Занимаясь лепкой, ребёнок развивает мелкую моторику рук, что влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Пластилин пластичен, из него можно сотворить выразительного и неповторимого персонажа. В процессе работы над мультфильмом происходит эмоциональная психокоррекция, повышается самооценка маленьких творцов. В ходе занятий руководитель студии может только предлагать детям какие-то приёмы, советовать. Но ни в коем случае не критиковать, не поправлять и не настаивать. Сфера деятельности каждого ребёнка на текущее занятие распределяется руководителем, с учётом пожелания самих детей. Результатом детского творчества студии мультипликации «Инсайт» стали мультфильмы «Везунчик» по мотивам рассказа Сергея Силина и «Что случилось с крокодилом» по сказке Марины Москвиной [43].   

В студии «ЛЕВ» 2018 год был ознаменован несколькими творческими сезонами. По результатам I сезона участники студии были награждены дипломами и памятными призами от библиотеки. Каждый из ребят получил свой готовый мультфильм, записанный на диске.

Во II творческом сезоне участники совместно подготовили новогодний мультДетектив. За основу мультистории была взята книга С. Никитина «Приключения ёлочных игрушек». Ребята провели тщательное расследование: были собраны улики, выявлен подозреваемый и его приметы, а также воссоздана лента событий на «Доске мульт-детектива» [34]. Съёмочный процесс был самым увлекательным моментом для ребят. Особенно участникам студии понравилось насыпать искусственный снег и «размораживать» заставку мультфильма (Приложение 1).      

На основе всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что помимо основной деятельности по обслуживанию читателей и выдаче им книг, ГБУК «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» активно осуществляет дополнительное образование детей и взрослых, а также зрелищно-развлекательную деятельность. В отделе гуманитарной литературы данного учреждения существует Студия творческого чтения «ЛЕВ». Каким образом она функционирует в качестве современной формы привлечения детей к чтению, выясним в следующем параграфе. 

 



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.