Особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке

2022-09-15 29
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стоит отметить, что изначально научные библиотеки не ориентировались на обслуживание детей. Долгое время их пользователями могли стать только взрослые граждане, достигшие 18 лет. Первые опыты работы с детьми в научных библиотеках относятся к 90-м годам прошлого века, когда в них начали появляться и оформляться детские уголки. Однако традиционно в помещении научных библиотек не предусмотрено место для занятий с детьми. Комплектование детской литературой в таких библиотеках, как правило, совсем небольшое и даже недостаточное, а в плане мероприятий нет специальных занятий для категории читателей младшего школьного возраста. Однако все эти сложности не мешают работникам научной библиотеки продумывать пространство для детского чтения и детского творчества и заполнять его не только детской литературой, но и элементами арт-декора. Такие библиотечные сотрудники невольно становятся педагогами, отмечает Н. П. Опарина. По её мнению, современный библиотекарь-библиограф, работающий с детьми, в достаточной мере выполняет функции педагога. Ряд высших учебных заведений осуществляет подготовку кадров для библиотек по специализации «Педагогика и психология детского чтения». Сама сущность профессии заставляет специалистов более внимательно относиться к вопросам теории и практики смежных наук: педагогики, психологии, социологии. Важной задачей библиотекаря-педагога является поиск новых технологий воспитания и обучения с целью создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка [36].

К творческому подходу во время привлечения детей к чтению пришли очень давно, отмечает Е. О. Самохина. Так, уже в XI в. монахом-книжником Иоанном было создано педагогическое произведение «Слово некого калугера о чьти книг», в котором впервые в истории русского просвещения поднимается проблема творческого чтения. С XVIII в. в педагогике отечественной культуры параллельно развиваются два направления воспитания творческой личности читателя – теоретическое и методическое. Кроме того, исследователь ссылается на работы В. И. Лейбсона и Т. Д. Полозовой [27; 39]. В этих работах уровень эстетического развития читателя зависит не от его возраста, а от постоянной педагогической работы, направленной на раскрытие литературно-художественных способностей детей [41].

В. А. Бородина рассматривает особенности детского чтения. По её словам, «среди задач детского чтения были и есть такие: побуждать ум к самостоятельному мышлению, направлять его, сделать более тонким, восприимчивым, развить самодеятельность, работоспособность, критичность мысли, проницательность, умение выражать свои мысли, способствовать развитию лучших свойств и подавлению худших, вести умственное развитие параллельно с нравственным и эстетическим, содействовать гармоническому развитию всех элементов духовной стороны ребенка». Ею отмечается польза раннего чтения. Актуально мнение о круге чтения ребенка, включающей преимущественно родную литературу, помогающую усваивать дух языка, честно мыслить и чувствовать, когда авторитетами являются лучшие люди родины. Важна роль иллюстраций в детской книге, влияющих на запоминание и воспитывающих в ребенке художественное чутье. Текст и иллюстрации должны быть внутренне связаны и неотделимы друг от друга. В генезисе детского чтения картинка, рисунок стоит раньше текста. Поэтому на ранних этапах развития человека используются книжки-картинки, книги, состоящие из одних рисунков; затем они дополняются текстом. По мере читательского роста иллюстрации уменьшаются, текст увеличивается [4].

Следует особенно отметить, что А. П. Кашкаров говорит о читателях младшего школьного возраста как о контингенте, наиболее требовательном к качеству книги: «Если уж они будут читать, то только то, что им интересно. В этом возрасте дети очень тянутся к журналам…» [21].

Эту же мысль находим в статье О. К. Громовой: «Дети по-прежнему хотят читать, когда им предлагают то, что интересно. Вот только интересно им часто не то, что было когда-то нам, и не то, что представляют себе и готовы выпускать издатели. А по-настоящему хорошей современной детской, тем более – подростковой, литературы издаётся так мало и информация о ней так скудна, что ни родители, ни учителя не успевают её отследить. Если кто и успевает, то это библиотеки…» [6]. Яркая обложка, наличие картинок, небольшой объём – все эти пожелания детей младшего школьного возраста вполне возможно удовлетворить в детском уголке научной библиотеки.

Обратимся к особенностям работы с детьми в правовом ключе. Существуют единые правила по работе с детьми для всех библиотек, они применимы и к научным библиотекам. В целях обеспечения качественного библиотечного обслуживания каждого ребёнка, независимо от места его проживания или типа библиотечного учреждения, специалистами Российской государственной детской библиотеки был переработан и дополнен документ «Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России» (далее Руководство). Руководство содержит основные принципы, нормативы и правила организации деятельности специализированных детских и других общедоступных библиотек, обслуживающих детей в Российской Федерации. Рассмотрим те из них, которые применимы при работе с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, дети имеют право на особую помощь и заботу. Государственную поддержку и защиту детства гарантирует Конституция Российской Федерации.

Право детей на специализированное библиотечное обслуживание, связанное с психологическими и возрастными особенностями развития, зафиксировано в Федеральном законе «О библиотечном деле». В соответствии с его положениями государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания детей, как одной из наименее социально и экономически защищенных категорий населения.

Утвержденный Министерством культуры Российской Федерации «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» относит читателей детского возраста к особым группам пользователей, интересы которых должны быть приоритетны. При этом выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей возможно при наличии ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), а также обязательном исследовании и учёте потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории. Необходимым условием обслуживания детей в библиотеках является безопасность, комфорт, наличие свободного пространства для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга).

Общедоступным библиотекам, обслуживающим детей, следует предусмотреть:

· обособленное помещение с отдельным входом (по возможности) с учётом норм шаговой (транспортной) доступности;

· наличие комфортного и безопасного пространства для чтения,

· получения информации, образования, общения и досуга;

· оснащение помещения и организацию обслуживания пользователей в соответствии с действующим законодательством в области детства, в т. ч. санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

· наличие фонда документов на различных носителях, а также соблюдение требований действующего законодательства, в т.ч. в области информационной безопасности, авторского права; зонирование фондов для взрослых и для детей;

· адаптированный доступ к информационным и справочным ресурсам библиотеки, в т.ч. электронным (каталогам, сайту, навигации в помещении библиотеки и др.);

· наличие в штатном расписании единиц сотрудников по работе с детьми (заместитель директора, методист по работе с детьми и др.);

· повышение квалификации специалистов, работающих с детьми, и переподготовку кадров, не имеющих профессионального образования, в соответствии с профилем их деятельности (обслуживание пользователей детского возраста);

· предоставление материалов и услуг (включая культурные программы), всем детям, проживающим на данной территории;

· библиотечное обслуживание детей, проживающих в сельской местности, где нет библиотек, с помощью внестационарных пунктов выдачи, мобильных библиотек, учитывая приоритетность потребностей детского населения.

Реализация намеченной цели предполагает решение библиотеками, обслуживающими детей, следующих задач:

· обеспечение открытости библиотек и соблюдение равных прав и возможностей для всех детей;

· обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

· создание комфортных условий для социализации, приобщения к чтению;

· самообразованию и самореализации каждого ребёнка;

· достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребёнка, который необходим для обеспечения его интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

· создание условий, способствующих развитию у детей навыков медийно-информационной и цифровой грамотности;

· внедрение современных технологий и практик во все направления библиотечной деятельности;

· укрепление и регулярное обновление материально-технической базы библиотек;

· выстраивание эффективной сети библиотек и развитие корпоративного взаимодействия.

Обслуживание в библиотеках пользователей детского возраста регулируется действующим законодательством о персональных данных. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет могут стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих личность их законных представителей.

Так, программы могут составляться по следующим видам занятий с детьми в научной библиотеке:

· литературные занятия, направленные на знакомство детей с произведением (произведениями) детской литературы;

· библиотечные занятия, направленные на усвоение детьми библиотечно-библиографических знаний, знакомство детей с содержанием и устройством работы библиотеки и т.д.;

· литературные игры-квесты – тематические игры, в ходе которых при решении нескольких последовательных задач происходит актуализация ранее приобретенных детьми в ходе чтения художественных произведений знаний;

· познавательные игры-квесты – тематические игры, в ходе которых при решении нескольких последовательных задач происходит актуализация знаний, ранее приобретенных детьми в ходе чтения художественных и научно-познавательных произведений [40].

Обратимся к опыту работы с детьми некоторых научных библиотек.

Так, научная библиотека Белорусского научно-технического университета в апреле 2014 года провела выставку-акцию hand-made героев из современных книг – «Улыбчивые Чуда». Сотрудники библиотеки пригласили к участию мастеров по изготовлению кукол. Последние выбирали понравившееся им детское литературное произведение и делали изделие, которое похоже на главного героя или героя на обложке книги. В итоге на выставке были представлены работы мастеров вместе с образцом-книгой [45]. На следующий год белорусские библиотекари организовали фестиваль «Город и Книги». Кроме того, они начали цикл мероприятий под названием «Сказки про профессии». Это рассказы о самых разных взрослых профессиях на основе известных литературных произведений: про актёров (8-12 лет), про самолёты (8-12 лет), страшные истории (8-12 лет), про больницу для животных (8-12 лет). Каждая «сказка про профессию» состояла из двух встреч – литературной и практической. А первой в рамках этого цикла была «Сказка про научную библиотеку». Для родителей в рамках этого проекта были организованы мастер-классы «Как читать и говорить о профессиях». Осенью 2021 года акция «Улыбчивые Чуда» проходила в одном из местных книжных магазинов [46]. По словам организаторов, мероприятие задумано как акция по привлечению внимания к качественной современной литературе [42]. 

Калининградская областная научная библиотека проводит различные мероприятия для детей. Так, в 2018 году состоялся художественный мастер-класс по масляной живописи «Нарисуй любимый город» от калининградского художника [30]. В начале 2022 года сотрудники библиотеки организовали «IT-калейдоскоп» для детей и родителей. На площадке «Калининградской областной научной библиотеки» дети от 5 до 14 лет знакомились с конструкторами Lego Education, создавали персонажей на мировой онлайн-платформе для разработки игр Roblox. Рисовали и оживляли на экране любимых героев, работали с графикой и звуком, программируя на Scratch. В холле учреждения состоялись настоящие интеллектуальные бои роботов-сумоистов [18].  

Новосибирская государственная областная научная библиотека в 2019 году организовала клуб семейного чтения «Книжная шкатулка» под девизом: «Читаем детям не нотации, а книги». Сотрудники проводят мастер-классы, играют в игры, смотрят мультфильмы и обсуждают книги с участниками. Иногда занятия проводят отдельно для младшей (5-10 лет) группы и старшей (от 10 лет) группы, иногда это семейные занятия для детей младшего школьного возраста от 5 до 10 лет и их родителей [24].  

В Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького существует кафедра детской литературы. Сотрудники кафедры проводят выставки, литературные часы для школьников города. Кроме того, в 2022 году библиотекари организовали акцию «Не остаться в стороне», которая посвящена поддержке детей-беженцев из ДНР и ЛНР. Работники библиотеки вместе со спонсорами акции провели различные мастер-классы для таких детей, виртуальные экскурсии с помощью 3D-оборудования, подарили юным читателям интересные детские книги, наборы для творчества, игрушки и т. д. [32, 33].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблем организации работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке довольно много. Это и небольшое количество детской литературы в фонде, и отсутствие специально оборудованного места для занятий с детьми, и сравнительно немного времени с момента «приёма» детей младшего школьного возраста в посетители научной библиотеки. Тем не менее творческая деятельность сотрудников этих библиотек по привлечению юных читателей к книге и чтению, проведение разнообразных мероприятий как для детей, так и для их родителей делают такую работу интересной и продуктивной. Важно закрепление основ работы с детьми в библиотеках на правовом уровне в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей в России» и применение этого документа в работе. О том, с чего началась, какими способами реализуется деятельность Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького по работе с детьми младшего школьного возраста и каковы перспективы развития этой деятельности, речь пойдёт в следующей главе. 



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.