Глава 1. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста

2022-09-15 95
Глава 1. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста

1.1. Дети младшего школьного возраста как отдельная читательская группа ………………….………………………………………............................ 6

1.2. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке……………..………………………………………………13

Глава 2. Деятельность «Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького» по работе с детьми

2.1. Работа с детьми как новое направление деятельности «Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького»………………………………………………………….……………. 22

2.2. Деятельность Студии творческого чтения «ЛЕВ» ………………...29

Заключение …………………………………………………………………….. 38

Список используемых источников …………………………………………. 40

Приложения ……………………………………………………………………. 47

         


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении нескольких десятилетий в России и в мире ученые и практики фиксируют кризис чтения, в том числе детского. Тогда как в современной культуре приобщение к чтению является одним из важнейших условий личностного развития и социализации ребенка. Чтение выполняет не только информационную функцию. Оно вводит детей в мир культуры, обеспечивает погружение в родную речь, развивает эмоциональную, этическую и эстетическую сферы. Однако приобщение ребенка к чтению невозможно без формирования мотивационной основы читательской деятельности, привычки к вдумчивому, осмысленному чтению художественной и научно-познавательной литературы, без воспитания читательской культуры. Читающие дети более эрудированны, чем их сверстники. Они быстрее запоминают, усваивают новую информацию, имеют высокую познавательную активность, грамотность, общий кругозор. И, как следствие, более успешны в усвоении программ основного образования.

Особое пространство библиотек, обслуживающих детей, учитывающее возрастные и психологические особенности юных читателей, соответствующее их духовным, исследовательским и познавательным потребностям, способствует разностороннему развитию личности ребенка, независимо от возможностей его здоровья и материальных средств семьи. Работа с детьми традиционно проводится во всех детских библиотеках. Сотрудниками библиотек создаются оригинальные авторские методики по приобщению детей к чтению. Однако в научных библиотеках эта тенденция возникла буквально за последние двадцать лет и в настоящее время продолжает развиваться. Так, во «Владимирской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького» с 2017 года действует Студия творческого чтения «ЛЕВ», которая проводит занятия с детьми разного возраста, в том числе и младшего школьного.

Теоретические вопросы, связанные с творческим процессом приобщения детей к чтению, рассматривались некоторыми исследователями. В публикациях специалистов подчеркивается важность нестандартного подхода к воспитанию интереса к книге и детского желания читать. Об этом мы узнаём из работ В. А. Бородиной [4], М. С. Галявиевой [5], О. К. Громовой [6], Дж. Лиллиан [28], И. И. Тихомировой [44], Л. С. Жарковой [14], А. Д. Жаркова [13], Н. Е. Калёнова [19], В. И. Лейбсона [27] и некоторых других авторов.

Практические разработки и рекомендации детских программ мы встречаем в материалах Г. В. Головиной [8], Г. А. Ивановой [16], И. Б. Михновой [29], А. П. Кашкарова [20, 21], Е. Квашниной [22, 23], Т. А. Колесниковой [25], Г. К. Олзоевой [35], Н. П. Опариной [36], Т. Д. Полозовой [39], Е. О. Самохиной [41], И. И. Тихомировой [44], Г. В. Головиной и М. Д. Кузьмичёвой [9] и т. д.         

Объект исследования – привлечение к книге и чтению детей младшего школьного возраста.  

Предмет исследования: формы работы библиотеки по привлечению к книге и чтению детей младшего школьного возраста (на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького).   

Цель исследования: выявление эффективности библиотечной студии творческого чтения в развитии детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

· рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста; 

· выявить особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке;

· проанализировать опыт работы с детьми «Владимирской областной универсальной научной библиотеки» с детьми младшего школьного возраста;

· обобщить опыт работы Студии творческого чтения «ЛЕВ» и наметить перспективы её развития.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение научной, учебной, методической литературы и интернет-ресурсов, сравнение, обобщение, количественный и качественный анализ и синтез информации.  

Практическая значимостьисследования. Материалы дипломной работы могут быть полезны сотрудникам научных библиотек при организации работы  по развитию детей младшего школьного возраста.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников в количестве 48 наименований и 2 приложений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведённое нами исследование, посвящённое Студии творческого чтения «ЛЕВ» как формы работы библиотеки по привлечению к чтению детей младшего школьного возраста, на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького, позволило решить поставленные задачи. 

В результате теоретического анализа научных трудов ряда авторов нами были подробно рассмотрены дети младшего школьного возраста как отдельная читательская группа, а также особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке. Был сделан вывод о том, что дети младшего школьного возраста как группа населения имеют свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с возрастными психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующие социальной адаптации детей. Поэтому задача библиотек непростая: суметь создать гармоничную и интересную среду развития и обучения детей младшего школьного возраста через мотивацию к чтению, интерес к книге как к надёжному источнику информации.

При изучении различных источников были рассмотрены особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке: в частности, деятельность Студии творческого чтения «ЛЕВ» отдела гуманитарной литературы во Владимирской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького. Мы пришли к выводу, что проблем организации работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке довольно много. Это и небольшое количество детской литературы в фонде, и отсутствие специально оборудованного места для занятий с детьми, и сравнительно немного времени с момента «приёма» детей младшего школьного возраста в посетители научной библиотеки. Тем не менее творческая деятельность сотрудников этих библиотек по привлечению юных читателей к книге и чтению, проведение разнообразных мероприятий как для детей, так и для их родителей делают такую работу интересной и продуктивной. Важно закрепление основ работы с детьми в библиотеках на правовом уровне в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей в России» и применение этого документа в работе.    

На основе данных, полученных в результате сравнения, обобщения, анализа и синтеза научных материалов, мы выяснили, что, помимо основной деятельности по обслуживанию читателей и выдаче им книг, ГБУК «Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького» активно осуществляет дополнительное образование детей и взрослых, а также культурно-досуговую деятельность. В отделе гуманитарной литературы данного учреждения существует Студия творческого чтения «ЛЕВ». Она появилась в отделе гуманитарной литературы в 2017 году сначала как библиотечная студия БИБЛИОанимации, а теперь успешно работает в творческом направлении как одна из современных форм привлечения детей к чтению. Благодаря различным техникам рукоделия, литературным квестам, книжным лонг-мобам и квизам, обращениям к онлайн-ресурсам, необычным подборкам детских книг такие занятия становятся увлекательными для детей и потому способны сформировать у них интерес к книге и чтению. В ближайшем будущем в студии ожидаются занятия по практической журналистике для детей 11-12 лет под названием «Львы-журналисты в Научке».  

Таким образом, проведённый нами анализ работы подтверждает важность и актуальность деятельности Студии творческого чтения «ЛЕВ» как формы работы библиотеки по привлечению к чтению детей младшего школьного возраста на примере деятельности ВОУНБ им. М. Горького.       


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Студия творческого чтения «ЛЕВ». Начало работы –
создание мультфильмов

Начало работы Студии творческого чтения «ЛЕВ»                      Мультипликационное занятие (2017 г.)
                           (афиша 2017 г.)

      

Создание декораций для мультфильма (2017 г.)          Создание заставки для мультфильма (2017 г.)   

  

         Логотип Студии творческого чтения «ЛЕВ»              Просмотр готовых мультфильмов (2017 г.)

Студия творческого чтения «ЛЕВ».
Некоторые творческие мастер-классы и квесты

     

Приложение 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты библиотечного обслуживания детей младшего школьного возраста

1.1. Дети младшего школьного возраста как отдельная читательская группа ………………….………………………………………............................ 6

1.2. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке……………..………………………………………………13


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.