Дети младшего школьного возраста как отдельная читательская группа — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Дети младшего школьного возраста как отдельная читательская группа

2022-09-15 74
Дети младшего школьного возраста как отдельная читательская группа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети младшего школьного возраста составляют особую категорию читателей библиотеки. Дадим определение данному возрасту из «Психологического энциклопедического словаря» [12]. Это дети в возрасте 6-10 лет, обучающиеся в начальной школе. Ведущим видом их деятельности становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний; формируются и закладываются основы духовного и физического развития ребёнка, научно-теоретического и логического мышлении, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнения других учебных заданий. У ребёнка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности.

В младшем школьном возрасте у ребёнка формируются фундаментальные психические новообразования – произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий закладывается способность произвольно сосредоточивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что необходимо для решения текущей задачи. Он учится выделять цель действия, условия и средства её достижения. Наряду с наглядно-образным мышлением у ребёнка при современных методах обучения вырабатываются способности к абстрактному, теоретическому мышлению, обобщённому охвату конкретной ситуации.

В воспитательном плане в этом возрасте формируется способность ребёнка к психической саморегуляции и самоорганизации, эмоционально-волевой регуляции межличностных отношений, закладываются фундаментальные основы нравственности. Упущения в воспитании детей этого возраста могут быть необратимыми. Их эмоциональная отзывчивость и впечатлительность позволяют выработать такие качества личности, как эмоциональное сопереживание, альтруизм, социальную идентифицированность. Наряду с этим у младших школьников могут сложиться и крайне негативные качества – жестокость, эгоизм, асинтонность и т. п. Особенно важно формировать у детей этого возраста положительный опыт коллективного взаимодействия, культуру межличностного взаимодействия. Произвольность межличностного взаимодействия формируется в играх с правилами. Положительное средовое окружение является основой социализации младших школьников. Формирование навыков культуры поведения – одна из основных воспитательных задач в работе с детьми младшего школьного возраста [12].  

Рассмотрим физические особенности развития детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать при работе с ними:

· в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы;

· продолжается уплотнение скелета;

· находятся в стадии большой интенсивности развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей;

· наблюдается усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы;

· продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка;

· дыхательная система ещё недостаточно развита: верхние дыхательные пути (носовые ходы, гортань, трахея, бронхи) относительно узки;

· продолжают развиваться функции анализаторов (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус);

· значительно совершенствуется сердечно-сосудистая система: утолщается мышца сердца, развиваются нервы, регулирующие ритм сердечных сокращений.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического

развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребёнком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребёнок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребёнку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности

Развитие речи как средства общения позволяет ребёнку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками [8].       

Младший школьный возраст можно было бы назвать стадией накопления исходной информации: у ребёнка появляются навыки эстетического восприятия и деятельности, складываются основы эстетической культуры. В этом возрасте у детей формируются личностные черты и качества, начинают складываться определённые установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребёнка в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому легче правильно воспитывать ребёнка с самого раннего детства, чем затем заниматься процессом его перевоспитания [8]. 

По мнению Г. В. Головиной и М. Д. Кузьмичёвой, именно младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом формирования и развития способностей к самовоспитанию. В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется внешней деятельности детей младшего школьного возраста как субъекта воспитательного процесса, в то время как его внутренняя деятельность находится на периферии научных исследований. Внутренняя деятельность ребёнка играет существенную роль в процессе воспитания. Сознание младшего школьника не просто заполнено отдельными образами, представлениями и отрывочными знаниями, оно характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности, а также отношением к ней. Можно сказать, что у него есть свой взгляд на мир, и из этого мира не исключён он сам и его взаимоотношения с другими людьми [9].

Именно в этот период жизни у ребёнка закладывается интерес к чтению и желание читать. Поэтому перед педагогами и библиотекарями стоит ответственная задача – найти способ заинтересовать младшего школьника книгой и литературой. Отметим особую роль родителей в воспитании у детей любви к чтению. К сожалению, в наше время встречаются «нечитающие» родители. Это уже почти целое поколение молодых людей, которым не привили интерес к книге их родители. В чём причина утраты желания читать у детей и их родителей? Одна из таковых – развитие «клипового мышления» у молодого поколения двадцать первого века. С. А. Безгодова определяет «клиповое мышление» как комплекс стилевых особенностей событийно-образной познавательной деятельности, характеризующийся преобладанием визуальной обработки информации над семантической, высокой скоростью обработки информации на фоне снижения возможности её обобщения и переструктурирования. Это понятие сравнительно новое для современной психологической науки. Оно часто характеризуется как поверхностное, алогичное, фрагментарное, бессистемное, ориентированное на обработку коротких и «удобных» текстов. Опасность клипового мышления современного подрастающего поколения педагоги и психологи видят в отсутствии у обучающегося целостного образа решаемой познавательной задачи. Чаще всего негативные эффекты клипового мышления являются следствием противоречий традиционных линейных моделей обучения, усиливающихся приоритетом наглядности над всеми другими дидактическими приёмами на всех ступенях образования и объёмом разнообразной информации об изучаемых явлениях. Чтобы клиповое мышление усиливало эффективность и продуктивность в решении познавательных задач, необходимо обучение построению ментальных моделей, дедуктивной логике, аналитичности и саморегуляции в познавательной деятельности. Другим вариантом успешной познавательной деятельности является обучение регуляции информационного потока с умением определить достаточный его объём для построения синтетической обобщённой модели решения познавательной задачи. Таким образом, чтобы преодолеть все негативные эффекты «клипового мышления», необходимо научить ребёнка определять цель познавательной деятельности и её конкретные задачи, отбирать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, а также приёмам саморегуляции [1]. 

О последствиях «клипового мышления» рассуждает и Г. А. Иванова: «на юных читателей обрушивается мощный поток различных изданий, для освоения которых необходимы соответствующая подготовка, вкус, умение анализировать различные литературные источники. Нужна хорошая школа творческого общения с произведениями искусства слова» [16].

Возрождение библиотеки как одного из институтов воспитания подрастающего поколения отвечает актуальной потребности общества и профессиональному долгу библиотекаря. Библиотекари, работающие с детьми, – это большая профессиональная социальная группа. Учитывая психологические особенности возраста, Г. В. Головина отмечает важность организации и проведения занятий по этикету и культуре общения с детьми младшего школьного возраста в библиотеке для развития нравственных качеств ребёнка. По её словам, введение новых форм обучения, новых методик, соединяющих преподавание дисциплин с формированием умений и навыков психолого-педагогической деятельности в сфере внешкольного воспитания, позволяет рассматривать библиотекаря как специалиста, способного к профессиональной организации и проведению занятий по этикету и культуре общения с детьми. Основная цель такой деятельности библиотекаря – приобщение ребят к миру духовной культуры с помощью книги и некнижных материалов. В данной ситуации воспитательная работа выражена в воздействии библиотекаря на ребёнка, которое основано на самораскрытии каждого, в результате чего происходит передача новым поколениям духовных ценностей, накопленных человечеством [8].

Что происходит в сознании ребёнка, когда он читает? И. И. Тихомирова отмечает работу детского воображения, которое вызывает особую эмоциональную реакцию сопереживания. Доверчивость ребёнка к книге обеспечивает эффект чтения, пробуждается самосознание. Так происходит самовоспитание читателя, рождения образа «Я» в настоящем и будущем. Самосознание, идентификация в сочетании со способностью перевоплощения, включённости в духовный мир персонажа рождают явление, которое исследователь называет «библиотерапией». Оно снимает душевную и физическую боль читателя, помогает в преодолении жизненных невзгод. Ребёнок, воодушевлённый прочитанным, ищет для себя возможность претворить читательские впечатления в продуктах собственной творческой деятельности, тем самым реализовать свою природную креативность. В младшем школьном возрасте он чаще всего рисует под впечатлением от книги, делает поделки, импровизирует. Кроме того, юный читатель обогащает собственный опыт за счёт опыта автора и его персонажей. Читая, человек опосредованно проживает чужие жизни, получает возможность побывать в разных жизненных обстоятельствах, продумывает поведение разных по характеру людей. Выносит отсюда определённый жизненный урок. Соединения чтения с опытом обусловлено развитием памяти ребёнка. Она превращается в своего рода «кладовую», где копятся жизненные и читательские впечатления. При актуальном чтении они способны оживляться и включаться в восприятие читаемой книги. Возникают аналогии и ассоциации с ранее пережитым, отчего чтение превращается в личностно значимую деятельность [44]. 

А. П. Кашкаров говорит о необходимости учить детей читать книги и взрослым как можно чаще читать детям вслух. Это наиболее важный фактор развития детей младшего школьного возраста. Исследователь уверен: практика чтения вслух должна продолжаться из года в год. Если нет возможности читать каждый день, пусть это осуществляется два раза в неделю, но обязательно стабильно и с удовольствием, иначе ребёнок тут же почувствует малейшую фальшь [20].  

Таким образом, дети младшего школьного возраста как группа населения имеют свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с возрастными психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и библиотечного обслуживания, является максимальная возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующие социальной адаптации детей [2]. Поэтому задача библиотек непростая: суметь создать гармоничную и интересную среду развития и обучения детей младшего школьного возраста через мотивацию к чтению, интерес к книге как к надёжному источнику информации. Об особенностях работы с детьми младшего школьного возраста в научной библиотеке речь пойдёт в следующем параграфе.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.