История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-09-01 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
екоторые полагали, что пораженные громом не истлевают. Это
Í
взгляд Закхия (Zacchias); Паре (Paré) и Комин (Comines), ве-
рившие так же в нетление пораженных громом, думали, что
причина нетления пораженных громом в том, что их охватывала и
проникала насквозь сера молнии и заменяла собою соль в организ-
ме.
В 1727 году, в яме, около госпиталя в Квебеке, были открыты
неповрежденные тела умерших 5-20 лет до этого монахинь, у кото-
рых, несмотря на то, что они покрыты были известью, текла кровь
из открытых мест.
Довольно распространено было мнение, что умершие под клят-
вою отца или матери часто являлись живым днем и ночью, гово-
рили с ними, звали и беспокоили их. Лев Алляциус рассказывает
много подобного рода фактов. По поводу этих явлений он, между
прочим, замечает, что жители острова Хиоса, услышав в первый раз
зовущий их голос, не отвечают из страха, что это дух или привиде-
ние. Если зов повторится, думают они, то это не бруколак, т. е. не
привидение на их языке; если же отвечали на первый и второй зов,
то привидение исчезало, но отвечавший непременно умирал.
Чтобы избавиться от злых гениев, принято было за правило: вы-
копать труп являвшегося или явившегося лица и по совершении из-
вестных обрядов сжечь его. После этого, думали они, явление при-
видения не повторится. Думали также, что умершие преступники и
злодеи оставляли свои гроба, что явление их смертоносно для ви-
девших или отвечавших им, и что демон служит их телам с тем, что-
бы при их посредстве пугать живых и лишать их жизни.
Для избежания этих опасных явлений, обыкновенно сжигают
или раздробляют труп преступника, или вынимают из него только
|
сердце, или перед погребением его способствуют разложению трупа,
или же отсекают голову, или наконец сквозь виски вбивают в голову
большой гвоздь.
Кроме этого, Греки думают, что эти умершие ночью гуляют, при-
готовляют себе пищу и едят. Г. Рико в своей истории «О современ-
ном состоянии Греческой церкви» говорит о многих трупах, здоро-
вых и красных, в жилах которых спустя сорок дней после смерти
кровь была такая же свежая, как у молодых людей с сангвиничес-
ким темпераментом. Это так общеизвестно, что каждый может рас-
сказать много подобных фактов со всеми подробностями. Г. фон
Турнефор (Tournefort) приводит даже обряд выкапывания так назы-
272
ваемого бруколака на острове Мико (в Греческом Архипелаге), на
котором был он 1-го января 1701 года. Вот его слова:
«Я был очевидцем на острове Мико ужасного поступка, совер-
шенного над одним из тех умерших, которые, по мнению острови-
тян, являются после погребения. Человек, о котором идет речь, ос-
тровитянин, от природы угрюмый и сварливый. Он найден на поле
убитым неизвестно кем и каким образом. Спустя два дня после того,
как он похоронен был в городской церкви, разнесся слух, что умер-
ший бегает ночью, входит в дома, опрокидывает посуду, гасит огонь,
хватает людей за спину и т. п.
Сначала над этим смеялись, но потом дело получило серьезный
характер, когда начали жаловаться и почтенные люди. Многие ли-
ца, пользовавшиеся доверием и уважением, подтверждали достовер-
ность носившихся слухов и, без сомнения, не без причины. Даже во
время совершения литургии в церкви, в которой был похоронен
этот умерший, он не оставлял своих проделок и вовсе не думал ис-
правляться. После долгих споров представителей города, священни-
ков и монахов, решили, по древнему обычаю, который не известен
мне, дожидаться окончания первых девяти дней после погребения.
На десятый день после погребения в церкви, в которой похоро-
нено было тело, совершили литургию с тем, чтобы изгнать демона,
|
поселившегося, как все думали, в трупе. После обедни вырыли тело,
чтобы совершить над ним обряд изгнания демона. Положили вынуть
у мертвого сердце, и городской мясник, дряхлый и неискусный, на-
чал с того, что вскрыл, вместо груди, брюхо и долго рылся в кишках,
не находя искомого. Наконец ему сказали, что нужно разрезать диа-
фрагму1, и сердце наконец вынули. Труп сильно вонял, и потому за-
курили фимиам, но дым, смешавшись со зловонным запахом, толь-
ко увеличил вонь и начал действовать на мозги окружавших труп.
Их воображению, возбужденному зрелищем, являлись видения.
Думали, что тяжелый дым исходит из трупа; постоянно твердили,
что в церкви бруколак, одно имя которого способно было поколе-
бать своды церкви; многие из присутствовавших находили кровь
этого несчастного свежей и красной. Мясник божился, что кровь
очень тепла. Из этого заключили, что в мертвом диавол поддержи-
вает жизнь; это заключение стояло в тесной связи с представлением
о бруколаке. Очень многие клялись, что заметили, будто труп так
же мягок, как и прежде, когда переносили его с поля в церковь для
погребения, что, следовательно, он бруколак, о котором везде гово-
рили. Я стоял у самого трупа и потому верно мог наблюдать; обо-
няние мое сильно страдало от страшной вони от трупа. На вопрос,
что я думаю о покойнике, я отвечал, что считаю его обыкновенным
мертвецом.
1
Диафрагма – грудобрюшная преграда, разделяющая наше тело на две части: грудь и
живот. Понятно, что мяснику мешала диафрагма отыскать сердце. Прим. переводч.
273
Желая осветить помрачившуюся их фантазию или, по крайней
мере, ослабить волнение, я сказал: нет ничего удивительного, что
мясник почувствовал некоторую теплоту, пошарив в истлевших уже
кишках; вонь так же обыкновенна, как и от навоза, когда его раз-
роют. Что касается до красной крови, которую можно видеть на ру-
ке мясника, — это не что другое, как зловонная нечистота.
Вопреки этому представлению, решили отправиться на морской
берег и там сжечь сердце умершего, думая прекратить этим непри-
ятные выходки бруколака, который бил людей, ломал двери, бил ок-
на, рвал платья, опустошал кружки и бутылки. Из последнего вид-
но, что мертвец сильно страдал от жажды. Странно только то, что
|
дом консула, в котором мы жили, был пощажен бруколаком. Этот
факт доказывает только печальное состояние умственного развития
островитян. Воображение было у всех и каждого болезненно, рас-
строено; целые семейства оставляли свои дома и уносили постели
на край города для ночлега. Наступление каждой ночи встречаемо
было всеобщим плачем; даже люди благоразумные бежали из своих
домов. О всеобщем предрассудке я решился не говорить ни слова и
этим избежал опасности быть признанным за неверующего, а также
едких насмешек. Свое поведение я оправдываю тем, что невозмож-
но же было в самом деле объяснить всему народу его заблуждение.
Думавшие, что я сомневаюсь в истинности рассказываемого факта,
приходили ко мне и разубеждали меня в моем неверии. Они думали
уверить меня, что умерший бруколак, свидетельством мясника и мис-
сионера П. Рихарда, Иезуита. «Это католик, говорили они, следова-
тельно, вы должны верить ему». Меня бы постоянно беспокоили,
если бы я отверг и это столь убедительное доказательство. В каждое
наступавшее утро повторялась та же комедия: нас угощали расска-
зами о новых проделках, в которых упражнялся мертвец, и жалова-
лись на его беззакония.
Более заботливые думали, что для полной безопасности не ис-
полнена существеннейшая часть обряда. По их мнению, следовало
совершить обедню после того, как вынуто было сердце у несчастно-
го. Только этой мерой предосторожности, думали они, диавол не-
пременно был бы изгнан и, без сомнения, не воротился бы опять в
труп. А так как литургией началась церемония, то диавол имел до-
вольно времени удалиться и потом опять воротиться в тело умершего.
Несмотря эти суждения, дело, очевидно, нисколько не улучши-
лось. Собирались по утрам и вечерам, спорили, совершали процес-
сии в течение трех дней и трех ночей; священники заставляли
поститься; дома и двери кропили св. водою и наливали ее в уста бед-
ного бруколака. Бывавши часто бывая в городском приказе, я всегда
настаивал на том, что в благоустроенных государствах в подобных
случаях приказывают ночной страже строго наблюдать за всем, что
|
происходит в городе. Совету моему наконец последовали, и в пер-
вую же ночь схватили нескольких бродяг, которые, очевидно, при-
274
нимали участие в ночных беспорядках. Через два дня бродяги,
когда их выпустили из тюрьмы, опять возобновили свои проделки в
награду за страдание в тюрьме: опустошали кружки с вином в до-
мах, оставленных на ночь. Граждане опять прибегали к молитве.
Однажды после совершения молитвы вбили несколько сабель в
могилу умершего, которого в тот день, по просьбе родственников,
выкапывали около трех или четырех раз. Бывший в это время на
острове Албанец доказывал, что в подобных случаях очень нелепо
со стороны христиан употреблять сабли. «Вы не видите, вы слепы!
говорил он, что сабли в точке соприкосновения образуют форму
креста и тем самым препятствуют диаволу выйти из трупа». Пред-
ложение просветителя не имело, однако, успеха. Бруколак нисколь-
ко не исправлялся, и потому все были в страшном смятении, не
знали, как избавиться от него, как вдруг, как будто сговорившись,
решили сжечь бруколака. Это, конечно, лучше, чем оставлять ост-
ров, как некоторые думали; в самом деле, многие семейства собрали
свои пожитки с намерением отправиться на остров Сиру или Тину в
Греческом Архипелаге.
По приказанию городских властей тело умершего перенесено бы-
ло на вершину острова св. Георга, где приготовлен был большой
костер из сосновых дров с тем, чтобы труп сгорал медленно. Остан-
ки этого несчастного в короткое время были пожраны пламенем.
Это было 1-го января 1701 года. После этого перестали жаловаться
на бруколака, говорили, что диавол ловко обманут, пели песни и
ругались над диаволом.
Весь Архипелаг держался того мнения, что только мертвецов-Гре-
ков может оживлять диавол. Жители острова Санторина весьма боя-
лись таких привидений. Жители острова Мико после того, как их меч-
ты рассеялись, опасались преследования Турок и Тинского епископа
столько же, сколько и бруколака. Дело в том, что на остров св. Геор-
га они не пригласили ни одного священника, когда сжигали труп,
из опасения, что Епископ потребует деньги за то, что они без его
позволения выкопали и сожгли труп; что касается Турок, то они при
первом своем нападении страшно ограбили остров и таким образом
кровь невинного крестьянина была вполне отмщена. — Несмотря на
все это, Греки не суевернее и не невежественнее других народов». —
Этого достаточно для нашей цели из рассказа г. фон Турнефора.
ГЛАВА Х
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!