Различные системы для объяснений явления вампиров — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Различные системы для объяснений явления вампиров

2022-09-01 27
Различные системы для объяснений явления вампиров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 


ет ничего удивительного, что появилось много систем для


Í


объяснения явлений вампиров после того, как эти явления

произвели в мире такое глубокое впечатление.


Одни думали, что случайное восстание возможно или при пос-


редстве души умершего, возвращающейся в тело, или при помощи


диавола, сообщающего на время данному телу движение и жизнь,


когда кровь сохраняет еще свою упругость и текучесть, и органы


еще не совершенно разрушились.


Другие, обращавшие внимание на происшедшие от этих явлений


последствия, думали, что вампиры — не действительно умершие,


что в них таится пока жизненная сила, а душа временами сообщает


им силу подыматься из гробов и являться людям, что они для под-


крепления себя принимали пищу, высасывая кровь у своих родст-


венников.


Не так давно в Париже издана была одна книга — сочинение про-


фессора Парижского Медицинского Факультета Винслу (Winslou), до-


полненная доктором медицины Бругером: «Неизвестность призна-


ков смерти и вред от поспешных похорон», с дополнением доктора


медицины Бругера. В этом сочинении можно остановиться на заме-


чании, что многие лица, признанные умершими и погребенные, еще


долго жили, когда им вовремя подавали помощь.


В апреле 1740 года профессор Винслу защищал тезис, что экспе-


рименты хирургии более всего другого способствуют открытию


малоизвестных признаков сомнительной смерти. Далее есть много


случаев, говорит Винслу, когда признаки смерти бывают очень сом-


нительны, и указывает при этом на лица, которые признаны умер-


шими и погребены, но, потом спасенные, еще долго жили.


Доктор Бругер дополнил этот тезис учеными замечаниями, еще


более доказывающими мнение Винслу. Мы воспользуемся только


годным для нашей цели и докажем достоверными фактами1.

 

 


1


Доктор Герберт Майо (Mayo) в сочинении «Истина в народном суеверии — в письмах»


объясняет вампиризм мнимой смертью и смертельным обмороком (Traumtod). Для обоз-


начения прекращения жизненной деятельности он употребляет выражения: смертельный


обморок, – смертельное исступление, или экстаз. В указанном сочинении Майо трактует


(письма V, VI, VII, VIII) об экстазе и его различных формах. Он различает экстатический


сон и экстатическое бодрствование. Экстаз, выражающий вообще ненормальное отноше-


ние между духом и нервной системой, имеет, по замечанию Майо (стр. 100), свои фазы


или степени, соответствующие нормальному бодрствованию в естественном состоянии.


Натуральный сон разделяется на три вида: – глубокий, тяжелый сон сильного изнурения;


обыкновенный, здоровый, глубокий сон; и легкий, тихий сон здорового и больного: точно

 


276


 


так же и экстатический сон троякий: смертельный экстаз, продолжительный экстаз и


начинающийся, или начальный экстаз. Но когда в экстазе все элементы достигают ог-


ромных размеров, то различия трех степеней экстатического сна и свойственные каждому


из этих различий феномены увеличиваются и неизмеримо усиливаются. Майо различие


между мнимой и экстатической смертью объясняет так (стр. 37): «Во многих случаях


мнимой смерти действия известных смертоносных влияний ведут борьбу с жизненным


принципом потому, что последний противодействует напору и силе первых, – чего не бы-


вает при смертельном экстазе или обмороке. Смертельный экстаз или смертельное ис-


ступление есть положительное состояние – период покоя, продолжение которого может


быть иногда наперед определено, хотя и непонятно. Так, иногда пациент внезапно про-


буждается и совершенно выздоравливает; часто представляет собой неподвижную маши-


ну, то приходит в действие опять. Базис смертельного обморока или экстаза есть пре-


кращение биения сердца, дыхательных функций и произвольных движений; чувство,


рассудок и растительные функции организма обыкновенно прекращают свою деятель-


ность. С этими явлениями тесно связано и прекращение телесной теплоты». На стр. 102


он описывает это так: смертельный экстаз есть образ смерти. Сердечная деятельность


оканчивается, дыхание прекращается; все признаки продолжающейся чувствительности и


сознания исчезают, температура тела понижается. Экстатический индивидуум совер-


шенно похож на безжизненный труп; суставы неподвижны, все тело гибко и искривлено;


к этому иногда присоединяется еще и судорожное оцепенение. Единственное средство


узнать, продолжается ли жизнь, – это ожидать исхода. Тело нужно положить в умеренно


теплой комнате и ускорить разложение, если настала смерть тела, или удержать жиз-


ненную искру, если она еще в теле: – при этом необходимо караулить тело постоянно.


Подобные примеры о смертельном обмороке приведены д-ром Гербертом Майо на стр. 38


и след., а также примеры видений в этом состоянии на стр. 103 и 104-й, и его дальней-


шие замечания о мерах к отвращению поспешных похорон на стр. 45 и 46-й. Он говорит


здесь следующее: «Очень часто смертельный обморок постигает в внезапных и необъяс-


нимых смертных случаях, подает повод к печали родных и друзей, – и в тоже время не-


померная ревность родных очень легко способствует поспешному анатомированию (sek-


tion).


Если тело не пробудится и при этом последнем счастливом способе, то из этого ни-


сколько еще не следует, что искра жизни в нем совершенно угасла. Эта мысль слишком


грустна; но из нее вытекает необходимость дозволить некроскопические исследования,


если есть несомненные доказательства – для того, что жизнь совершенно угасла, – т.е.


для предписаний, которые должны быть везде соблюдаемы, а также для того, чтобы пред-


ставить строгую оценку исследований трупа. Великая практическая важность вопроса


состоит в том, как узнать, что в теле прекратилась жизнь? Полное отсутствие обыкно-


венных признаков жизни недостаточно для доказательства того, что жизнь прекратилась.


Тело может совершенно охладеть; пульс – прекратить свое биение; дыхание – остано-


виться; все движения – прекратиться; члены, вследствие судороги, могут окоченеть; сжи-


мательные мышцы – лишиться своей эластичности; кровь при вскрытии вены может и не


течь; глаза – сделаться стеклообразными, может настать частная (partielle) мертвенность


(mortification), вследствие которой cлышится запах мертвеца и, несмотря на все это, тело


может жить. При настоящем состоянии науки единственное средство – узнать, что жизнь


действительно и совершенно прекратилась, – это дождаться химического разложения,


которое обнаруживается в перемене краски, в синеве и зеленоватости на полости брюха и


передних частей шеи и в одновременном труповом запахе».


Чтобы перейти от этих замечаний к вампиризму, д-р Герберт Майо объясняет его, с од-


ной стороны, обмороком, который признан у него эпидемическим в известные времена и


в известных местностях (напр. 47 и след. стр.), с другой стороны – психическим фактом,


и притом в связи со смертельным экстазом. Он старается доказать, что дух или душа


одного человека по естественному течению вещей и по известным физиологическим за-


конам входит в непосредственную связь с духом другого индивидуума живого. В отно-


шении к известным духовным признакам (стр. 79) смерти, – вследствие которых, напр,

 


277


 


Иоанн Дунс Скотт, прозванный D o c t o r s u b t i l i s, имел


несчастье быть заживо погребенным в Кельне. Спустя несколько


времени, открыв гроб его, увидели, что он изгрыз руки. Равным


образом Император Зенон был изъят из гроба уже тогда, когда


стражи услышали несколько раз внятно повторенный голос. Лан-


цизи, знаменитый врач Климента XI (папы), говорит, как очевидец,


что в то время, как он писал, было еще в живых одно знаменитое


лицо, которое ожило уже то время, как отпевали панихиду.


Петр Закхий (Zacchias), другой знаменитый Римский врач, гово-


рит: в Свято-Духовском госпитале заболевший от холеры юноша так


ослабел, что его сочли мертвым. Когда же этого мнимого мертвеца


вместе с другими несли к р. Тибру, он начал обнаруживать призна-


ки жизни; его возвратили в госпиталь, где он и выздоровел. Спустя


несколько дней он опять так ослабел, что никто уже не сомневался в


его смерти. На этот раз его положили вместе с другими, назначен-


ными для погребения. Он и в этот раз ожил, — и жил еще и во вре-


мя Закхия, по словам последнего.


Рассказывают, что 40-летний Виллиам Фокслей1, уснувший 17


апреля 1546 года, проспал, без всякой болезни, 14 суток. Он думал,


что он спал одну только ночь, и только тогда убедился, что дейст-


вительно долго спал, когда ему указали на строение, которое начали


строить перед его сном и которое было уже окончено при его про-


буждении. Говорят также, что во время Григория II-го ученик в Лю-


беке проспал семь лет сряду. Лилий Геральд2 говорит, что один кре-


стьянин проспал всю осень и зиму3.

 


умерший уведомляет друга о своей кончине, – мы можем принять, что кончина одного


человека через спиритуальный (spirituelle) мир отражает лучи света на один пассивно рас-


положенный индивидуум или одновременно на два индивидуума, если только они в


прямом отношении – друг к другу, подобно тому, как две башни церкви мгновенно


освещаются молнией, которая в то же время нисколько не освещает темноты сводов,


лежащих под башнями. Этот принцип годится и для объяснения посещений вампиров.


Душа погребенного человека вступает в общение, как мы должны принять, с духом


своего друга, а после этого на явление умершего нужно смотреть, как на обман чувств.


Может быть, посещение умершего есть инстинктивное стремление его обратить вни-


мание на продолжающуюся его жизнь во гробе. С этой точки зрения не суеверием, но ос-


мотрительностью было бы, если бы каждый, кому являются во сне умершие его знако-


мые, поспешил исследовать состояние умершего во гробе. Таков взгляд доктора Герберта


Майо. Примеч. Немецкого переводч.

 


1

2

3


Larrey dans Henri VII, roi d’Angleterre, p. 536.

Lilius Giraldus, Hist. Poet. Dialog. 8.

При настоящем состоянии науки причины такого продолжительного сна, как семилет-


ний, совершенно необъянимы. Но того, что положительный сон возможен, нельзя отвер-


гать. Примеч. переводч.


 


ГЛАВА ХI

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.