Действительно ли вампиры мертвые? — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Действительно ли вампиры мертвые?

2022-09-01 25
Действительно ли вампиры мертвые? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 


екоторые считают рассказы о вампирах делом фантазии,


Í


обольщения или болезни, известной еще со времен древних

греков под названием φρενῖτις, или сумасшествие (Tobsucht)


и при помощи ее хотят все явления вампиризма объяснить. Но они


не объясняют, каким образом эта болезнь мозга может производить


те реальные действия, какие рассказываются? Каким образом люди


могут вдруг поверить, что они видели то, чего никогда не было, и в


короткое время умирают от болезни собственного воображения, ко-


торое открывает им, что такой-то вампир невредим, полнокровен


и живет после смерти во гробе? Как объяснить, что в целом народе


не найдется ни одного человека со здравым рассудком, который


бы возвысился над ослеплением?


Если эти мыслители нисколько не хотят верить рассказам о яв-


лениях и поведении вампиров, то они напрасно писали целые сис-


темы для объяснения того, что существует только в фантазии не-


которых, зараженных предрассудками; если же все или, по крайней


мере, часть из рассказываемого признать верным, в таком случае


эти системы не успокоят умов, которые требуют более основатель-


ных доказательств.


Мы исследуем вопрос о том, основательна ли на самом деле


система, предполагающая, что вампиры не действительно мертвые.


Смерть есть отделение души от тела; душа бессмертна, а тело, по от-


делении от души, некоторое время остается нетленным, потом мало-


помалу, через несколько дней или в течение долгого времени, ист-


левает. Иногда оно остается нетленным в течение целых столетий,


или вследствие крепкого телосложения, как напр. у Александра


Великого, остававшегося нетленным в течение многих лет1, или


вследствие бальзамирования, или от свойства почвы, где погребено


тело, которая, вследствие своей сухости и плотности, не пропускает


никакой жидкости и таким образом удаляет главную причину тле-


ния. Всех этих причин нетленности нет нужды доказывать, они


достаточно известны каждому.


Иногда тело, не мертвое и не бездушное, представляется мертвым


и бездыханным или, по крайней мере, совершает такие медленные


движения и так слабо дышит, что ни движений, ни дыхания нельзя


заметить, как это бывает при истощении и бессилии в известных,


свойственных женскому полу, болезнях и экстазе.

 


1


Плутарх, в Жизни Александра.

 

287


 


Такого рода примеров можно привести очень много. Плиний


упоминает1 о многих оживших. Напр. он упоминает о юноше, кото-


рый спал непробудно в течение 40 лет. Философ Епименид спал в


пещере, по мнению одних, 40 или 47, а по мнению других — 57 лет.


Как бы то ни было, но душа этого философа свободно могла ос-


тавить тело и потом опять возвратиться в него. То же говорят и об


Аристее с острова Марморы, что в Мраморном море. Мы охотно


соглашаемся, что все это — басни, но не можем отвергать того, что


некоторые оживали после мнимой смерти через 5, 6, 7, 4 дня. Пли-


ний упоминает о многих умерших, которые оживали после погре-


бения, только он хотел об этом рассуждать, потому что, как он сам


замечает, он повествует о естественных явлениях, а не о чудесах.


Плутарх говорит, что Теспезий, упав с кровли, лишился жизни,


но на третий день по непонятной причине ожил.


Августин упоминает об одном Каламском священнике, Прести-


туте, который до того поражен был рыданием плачущих2, что впал в


исступление; он ничего не чувствовал и не дышал, тело его жгли и


кололи, но оно было бесчувственно, его душа была так занята рыда-


нием, что ничего более не воспринимала3.


Мужчины и женщины, впадавшие в экстаз, оставались иногда


продолжительное время без пищи, дыхания и сердцебиения, как


мертвые. Знаменитый аскет Таулер утверждает, что экстатическое


состояние может продолжаться непрерывно неделю, месяц и даже


год. Одна аббатиса в экстазе (Verzückung) лишилась естественных


функций и в этом состоянии оставалась 30 дней кряду без пищи и


чувств. В изнеможении, в бессилии душа не обнаруживает своей


деятельности, хотя и остается в теле и живит его4.

 


1

2

3

4


Plin., Hist. natur., VII, 52.

Plutarch., De sera numinis vindicta.

August., Lib. XIV De Civitate Dei, cap. 24.

Калмет хочет доказать здесь, что рассказы о вампирах не произведения одной фанта-


зии, а имеют реальное основание в том, что часто мнимо умерших считают действитель-


но умершими и потом вампирами.


 


ГЛАВА ХV

 


Экстатическое (Verzückung) и оцепенелое состояние


Людей и животных 1

 

 


ногие женщины по нескольку дней находились в истеричес-


Ì


ком состоянии и при этом лишались чувств и языка, сердце-

биение прекращалось. Гален упоминает об одной женщине,


которая шесть дней находилась в подобном состоянии2. Некоторые


в истерике оставались по 10 дней без движения и чувств, без дыха-


ния и без всякой пищи.


Некоторые, cловно мертвые, не обнаруживали признаков жизни,


тогда как все слышали и понимали, что говорили другие, — и упо-


требляли все усилия заговорить и доказать, что они живы, но, не-

 


1


Калмет в этой главе говорит об экстатическом состоянии, сведения о котором в его


время – что очень естественно – были поверхностны в общих чертах. Из этих экста-


тических состояний он обращает особенное внимание только на оцепенелость и нечув-


ствительность экстатических индивидуумов ко всему, что кругом их совершается. После


этого неудивительно, что он к категории этих явлений относит и прекращение жизне-


деятельности у многих животных в определенные природой времена года. Мы не станем


распространяться здесь о сущности экстаза и его различных формах; свойства его извест-


ны уже читателям из примечания к главе, где говорили мы об экстазе и смертельном


обмороке. Автор упомянутого нами сочинения, Wahrheiten im Volksaberglauben, nebst Un-


tersuchungen über das Wesen der Mesmerismus – доктор Герберт Майо, со взглядом которо-


го мы, впрочем, не согласны, представляет для объяснения экстаза такое основание: «Каж-


дая духовная сила, говорит он на стр. 87-й, имеет свое определенное место и седалище в


нашем организме. Новейшим физиологам удалось определить, с какими особенными час-


тями нервной системы каждый духовный аффект соединен функциально... Каждая духов-


ная сила имеет свой особенный орган, или свою собственную лабораторию в нервной


системе». На стр. 95-й, на вопрос, что такое экстаз? – он замечает: «Предварительно мы


заметим, что основание экстаза состоит в обнаружении ненормального отношения духа и


нервной системы. Во всех почти его формах видно, что некоторые духовные функции не


имеют более своего седалища в свойственных им определенных органах. От часто пов-


торяющихся перемен этого рода прекращается деятельность органов ощущений. Есте-


ственным и самым обыкновенным следствием этого бывает совершенное притупление


слуха и зрения. Если же пациент в экстазе бодрствует, то в награду за потерю эти чувства


выражают свою деятельность в других органах или обнаруживают какой-нибудь неясный


образ (modus) общего восприятия». Cтр. 88, V: Приняв за несомненное, что дух есть прин-


цип отличный и отдельный от материи, мы легко поймем, что человеческая душа может


стать к телу в новое, необыкновенное, ненормальное отношение Из различных форм эк-


статического сна особенно отличаются, с одной стороны, смертельный экстаз, продолжи-


тельный экстаз и простой или начальный экстаз, с другой стороны из различных форм


экстатического бодрствования особенно выдаются полубодрственный экстаз, или сом-


намбулизм, и бодрственный экстаз. Письма V, VII и VIII из сочинения доктора Герберта


Майо; а также книга: «Die Tyroler ekstatischen Jjungfrauen. Leitsterne in die dunklen Gebiete


der Mystik», 2Bde, Regensburg 1843, Verlag Georg Josef Mang. Примеч. Немецк. переводч.


2


Cf. Traite de l’incertitude des signes de la mort. Т.. II, p. 404, 407.

 

289


 


смотря на это, они не могли ни говорить, ни обнаруживать каких бы


то ни было признаков жизни1.


Иероним Кардан говорит2, что он произвольно впадал в исступ-


ление; он не помнит, как сам говорит, чувствовал ли он в этом


состоянии тяжелую тоску или нет, но не чувствовал, как он уверяет,


ни ядовитых ран, ни того, как таскали его. «Я слышу, говорит Кар-


дан, разговор подле себя, но нисколько не понимаю его. И если я


хочу впасть в исступление, то я чувствую около сердца отделение


души от тела, совершающееся через голову главным образом и мозг,


как через дверцу; после этого я лишаюсь чувств и замечаю только,


что я вне себя».


Эти экстатические состояния могут стоять в связи с рассказами о


Лапландцах3, которые представлены нами в исследовании «О явле-


нии отшедших душ», в главе тринадцатой.


Заметим здесь, что змеи, мухи, сонливая белка и другие в течение


всей зимы словно мертвые. Жабы, змеи и устрицы могут жить зак-


люченные в каменных кусках в течение многих лет и даже столетий.


Кардинал де Рец в своих мемуарах замечает4, что во время пребы-


вания его на острове Минорке правитель острова дозволил выта-


щить скалу из моря, в которой (когда ее разбили) найдены живые


устрицы, оказавшиеся весьма вкусными.


На берегах Сицилии, Мальты, Сардинии, Италии и др. находятся


улитки, называемых каменными финиками, потому что они по виду


похожи на пальмовые финики. Проникая внутрь камня через иго-


лочные отверстия и добывая внутри камня пищу, улитки вырастают


так, что не могут потом выйти оттуда, если не разбить скалы и не


освободить их. Вынув из камня, этих улиток моют, их очищают и


солят. Имея вид пальмового финика или пальца, эти улитки назы-


ваются то финиками, то дактилями.


Некоторые лица могут, вовсе не дыша, оставаться долгое время в


воде.


Многие люди умирают от сгущения крови, которая коченеет и


твердеет в жилах у людей, поевших болиголова (schierlingskraut) и


уязвленных змеей. Некоторых настигает смерть при сильном волне-


нии крови, которое иногда случается от горячек, яда, моровых бо-


лезней, а также у людей, насильственно умерших или задохшихся в


воде.


Умершим от болезней первого рода можно возвратить жизнь толь-


ко чудесным образом, потому что для возвращения жизни умершим


необходимо кровь сделать жидкою и восстановить перистальтное


(чревообразное) движение сердца. Умерших от болезней второго ро-


да можно иногда возвращать к жизни и без чуда, стоит только для

 


1

2

3

4


Incertitude des signes de la mort. Т.. II, p. 504, 505, 506, 514, 515.

Hieron. Cardanus, Lib. VIII De Variet. rerum, c. 34.

Olaus Mag., Lib. III, Epit. Hist. Septent; Perecer, De Variis divinat. gener., p. 282.

Memoires du Cardinal de Retz, T. III, L. IV, p. 297.

 

290


 


этого удалить препятствия, остановившие движение сердца, подоб-


но тому, как и маятник можно привести в движение опять, если


удалить чуждое тело, — волос или атом, — которое препятствовало его


движению.

 

 


∆∆∆


 


ГЛАВА ХVI

 


Приложение приведенных примеров к вампирам

 

 


сли приведенные факты неоспоримы, то нельзя ли допус-


Å


тить, что вампиры, умершие от горячки в Венгрии, Силезии и

Моравии, продолжали жизнь во гробах подобно животным, о


которых мы говорили, и птицам, которые прячутся в озерах и боло-


тах Польши и в северных странах во время зимы, в течение которой


они бездыханны, бесчувственны и безжизненны? Жизнь, движение


и деятельность возвращаются к ним при наступлении весны, когда


солнце нагревает воду, или если приблизить их к умеренному теплу.


Они оживают и принимаются за прежнюю деятельность, приоста-


новленную на время холодом.


Точно так же и вампиры возвращаются к жизни в своих гробах по


истечении некоторого времени, но душа покидает их совершенно


уже после разрушения тела. Если органы тела истлеют и разрушат-


ся, то их нельзя уже возвратить к жизни; поэтому-то, чтобы отнять у


души всякую возможность снова оживить тело и при посредстве его


беспокоить живых, народы упомянутых стран прокалывают вампи-


рам сердце, отрезают им голову и сжигают тело.


Нет ничего удивительного в том, что у казненных и умерших от


горячки растут волосы на голове, борода и ногти, что тела их мягки


и гибки, и что их кровь отделяет экскременты: все это возможно в


человеческом теле до тех пор, пока продолжится в нем раститель-


ная жизнь. Если верно то, что мертвые едят в гробах все, что только


попадет им под руку, то необходимо допустить, что они только мни-


мо умершие, что они живы, что они заживо погребенные, напр. в бе-


шенстве, — и, опомнившись, стараются высвободиться из несчаст-


ного состояния, в которое они поставлены во гробе. Но весьма труд-


но, да и невозможно объяснить, каким образом вампиры, или зажи-


во погребенные, выходят из гробов своих для того, чтобы беспо-


коить живых, каким образом они снова возвращаются в свои гроба?


— вот вопросы, которые настоятельно требуют положительного от-


вета; между тем, все рассказы, какие нам известны, представляют


этот факт, как известный, но не объясняют ни способа, каким он


совершен, ни ближайших обстоятельств его, тогда как на самом


деле все это, — самая необходимая и интересная часть в рассказе, —


необходимая потому, что тогда видно было бы, что истинно и что


вымышлено в рассказе, интересная потому, что только в таком слу-


чае видна была бы логическая нить, последовательность и связь в


рассказываемом событии.


Каким, в самом деле, образом зарытое на четыре или пять футов


тело в земле, не имея возможности и места даже свободно двигаться,

 


292


 


будучи завернуто тщательно в холст и заключено в гробе, может


выходить из гроба, не разрывая земли, и как, в самом деле, и с ка-


кой целью может производить все те действия, которые приписы-


вают обыкновенно вампирам? Каким образом может возвратиться


во гроб, в котором находят его здоровым, полным крови и свежим,


часто с блестящими глазами, — словно живое? Некоторые думают,


что эти тела проникают через землю, не раскапывая ее, как вода и


пары, которые проходят в землю и из земли без видимого изменения


ее частиц. Желательно, чтобы эти рассказы о возвращении вампиров


были объяснены лучше.


Недавно очень образованный священник рассказывал, что он по


пути из Жанина (Jeanin) пригласил к себе каноника Ольмюцской


церкви и проводил его в деревню Либаву, в которую он был назна-


чен комиссаром от Епископской Консистории для произведения


следствия о вампире, который за несколько лет до этого беспокоил


Либавян.


Начали производить следствие, потребовали показаний и повели


дело обыкновенным порядком. На следствии показали, что вампир


беспокоил жителей Либавы по ночам, что он выходил из гроба и яв-


лялся во многих домах. Три или четыре года тому назад кончились


его шалости, когда приглашен был один знаменитый Венгерец с


целью положить конец похождениям вампира. Венгерец влез на цер-


ковную башню и выжидал, когда вампир выйдет из гроба, оставив


на нем свое покрывало, и отправится в деревню беспокоить жите-


лей. Как только Венгерец заметил, что вампир вышел из гроба, он


спустился с башни, схватил покрывало вампира и опять влез на баш-


ню. Возвратившись с своих похождений и не нашедши одежды, вам-


пир закричал на Венгерца, но тот отвечал с башни, что если он же-


лает получить обратно свое платье, то должен идти за ним на баш-


ню. Вампир поднялся на башню, но Венгерец сбросил его, ударив


топором по голове, и тем покончил дело.


Ни рассказчик этой истории, ни посланный каноник ничего не


видели; сведения об этом факте переданы им жителями деревни,


невеждами, преданными суеверию и предрассудкам.


Если же все сказанное о вампирах — нелепые выдумки, то чем


больше противоречия в этих рассказах, тем более доказательств в


подтверждение нашего суждения об этом предмете.


 


ГЛАВА ХVII

 


Заключение трактата

 

 


ы показали, что утонувшие, впавшие в обморок, исступле-


Ì


ние или мнимо умершие могут быть спасены от смерти или

возвращены к жизни с помощью медицинских средств или


выжидающим терпением, пока природа опять возвратится в преж-


нее состояние, — сердце станет биться, кровь начнет свою цирку-


ляцию в артериях и венах, и жизнь возвратится в нервы.


Заметим также, что вампиры Венгерские, Моравские, Польские,


Силезские и другие, о которых наговорено столько чудес, — только


обман и произведение расстроенного воображения и предрассуд-


ков. К произведениям фантазии относятся также все рассказы о


возвращении вампиров в мир, о явлении их, о беспорядках, произ-


водимых ими в деревнях, о замученных ими лицах, у которых они


сосали кровь и т. д. Нельзя указать ни на одного свидетеля умного,


серьезного и непредубежденного, который бы мог сказать, что он


действительно видел вампира, ощупывал и исследовал его, или ко-


торый мог бы подтвердить действительность этих возвращений и


приписываемых им действий.


Мы не отвергаем, что многие умирали из страха, обманутые своим


воображением, что видят своих умерших родственников, которые


приглашали их к себе в гроб. Некоторые утверждали, что вампиры


стучались к ним в дверь, мучили и беспокоили их или вносили в


дом смертоносные болезни; но когда их расспрашивали, они отве-


чали только, что видели и слышали только то, что может создать


расстроенное, больное воображение. Между тем, нам нужны свиде-


вом, такие, которые бы по зрелом обсуждении уверили, что видели,


слышали и спрашивали вампиров. Далее, если бы нам представили


даже доказательство действий вампиров, то и тогда мы останемся


при прежнем убеждении, что этих действий, совершенных вампира-


ми, вовсе не было.


Теперь перед нами лежит письмо от 3 февраля 1745 г. из Вар-


шавы, писанное П. Сливицким, визитатором провинции Перки. В


этом письме он сообщает, что намерен писать богословское и фи-


зическое исследование о вампирах, предварительно исследовав стро-


го предмет, и собрал для этой цели много мемуаров. Но должность


визитатора и начальника конгрегации в Варшаве не позволяет ему


привести в исполнение свое намерение. Спустя несколько времени


он искал эти мемуары; они остались, вероятно, в руках друзей, ко-


торые брали их для чтения. В числе этих мемуаров были два опре-


деления Сорбонны, которыми запрещалось отсекать головы вампи-

 

 


294


 


рам и издеваться над их трупами. Эти определения можно видеть,


по словам Сливицкого, в указах Сорбонны за 1700-1710 г.


По замечанию Сливицкого, в Польше так убеждены были в су-


ществовании вампиров, что все отвергавшие их считались чуть ли


не еретиками. В опровержение вампиров он приводит много фак-


тов неоспоримых и много доказательств неопровержимых. «Я, го-


ворит он, решился во что бы то ни стало дойти до самых источни-


ков, из которых выходили эти рассказы; я обращался к тем, на ко-


торых ссылались, как на очевидцев, и теперь дело дошло до того,


что никто не решился утверждать, будто видел вампиров, и все на-


чинают убеждаться в том, что все рассказы о так называемых вам-


пирах не более как бредни и фантазии, основанные на страхе и


неосновательных речах». Так писал нам (Кальмету) этот серьезный


и умный священник.


Мы имеем еще одно письмо от барона Тюссена (Toissant) из Вены


от 3 августа 1746 г. Барон пишет, что Е. И. Величество, будучи еще


королем Тосканским, производил много процессов о фактах, совер-


шившихся в Моравии; я не раз читал их и на деле не видел в них и


тени истины, ни вероятности утверждаемого. Между тем, в этой


земле смотрят эти акты, как на несомненную истину.


Мы уже представили выше возражения против того, будто вам-


пиры выходят из гробов и возвращаются назад, не разрывая земли.


Красная и жидкая кровь и гибкость членов вампиров не удиви-


тельнее ращения ногтей и волос и нетления тела; мы почти еже-


дневно видим трупы, не обнаруживающие никаких признаков тле-


ния и сохраняющие красный цвет кожи. Это весьма естественное


явление у скоропостижных полумерших или у людей, умерших от


известных болезней, не лишающих крови жидкости и членов гиб-


кости. Ращение волос и ногтей в не истлевшем еще трупе весьма


естественно: в трупе продолжается еще медленная, незаметная для


наблюдения циркуляция соков, поддерживающая это ращение по-


добно тому, как циркуляция соков поддерживает растительность в


растениях.


Убеждение Греков о возвращении бруколаков так же нелепо, как


и убеждение Моравов о существовании вампиров. Только невежест-


во, суеверие и страх вызвали в Греках эту веру, ничтожную и сле-


пую, до сих пор поддерживаемую ее поклонниками. Рассказы о


бруколаках, по словам очевидца и умного философа Турнефора, под-


держиваются обольщением и обманом защитников их. Все рассказы


об умерших, хрюкавших в гробах, настолько нелепы, что не заслу-


луживают серьезного внимания и опровержения. Все и каждый со-


гласятся, что очень часто погребают не действительно умерших; это


доказывает древняя и новая история многими примерами. Тезисы


Винслу и примечания к ним Бругера ясно доказывают, что других


признаков истинной смерти, кроме начинающегося гниения и дур-


ного запаха трупа, очень немного. Бесконечно многие опыты пока-

 

 


295


 


зывают, что часто мнимо умершие оживали уже после погребения


их. Сколько таких болезней, в которых больной лежит без языка,


движения и дыхания! А разве мало утопших, признанных умерши-


ми, которые потом оживали, когда открывали им кровь?


Все это известно и объясняет, почему некоторые вампиры, выры-


тые из могилы, говорили, кричали, рыдали и т. п., — потому что бы-


ли еще живы. С ними поступали в высшей степени несправедливо,


их умерщвляли и сжигали, отсекали им головы и пробивали сердце.


И все это плод невежества и заблуждения: суеверы, принимая этих


несчастных за олицетворение их фантазии, — за вампиров, боялись,


что они станут беспокоить их и вредить им. Не бесчеловечно ли


поступать так с этими вампирами, утверждаясь только на таком сос-


тоянии, которое возможно с каждым?


Нет ничего неосновательнее, как рассказы о явлениях и злодей-


ствах вампиров.


В заключение не можем не высказать сожаления, что умные и гу-


манные определения Сорбонны, запрещавшие кровавые и жестокие


экзекуции над вампирами, несмотря на ее мировую власть и могу-


щество ее авторитета, были не поняты современниками и не имели,


таким образом, благодетельного влияния.


 



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.