Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-09-11 | 19 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Да, информация воспринимается. Еще одним доказательством этого служат следующие экспериментальные данные: при предъявлении таким больным сюжетных картинок фривольного содержания в левое полушарие они достаточно легко описывают сюжет; при предъявлении в правое полушарие — не могут его прокомментировать, иногда даже отрицают факт предъявления, но краснеют, смущаются, хихикают (Газзанига, 1999).
Два других компонента синдрома «расщепленного мозга» — это дисграфия и дископия. При повреждении мозолистого тела больной может писать только правой рукой, а рисовать — только левой. Примеры таких диссоциированных нарушений письма и рисунка можно найти в атласе «Нервная система человека. Строение и нарушения», изданного под редакцией В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе (2010). Кстати, следствием обнаружения таких нарушений, как дископия и дисграфия, при повреждениях мозолистого тела стало то, что в нейропсихологическом обследовании теперь принято исследовать, как испытуемый выполняет письмо и рисунок не только правой, но и левой рукой.
Еще один симптом такого синдрома — это «зеркальные» ошибки в письме и рисунке, а также в воспроизведении по памяти букв и имеющих несимметричные пространственные признаки геометрических фигур. Такие ошибки могут носить диссоциированный характер — например, наблюдаться при воспроизведении стимулов только одной рукой и отсутствовать при воспроизведении другой (Симерницкая, 1989).
Другой нередко встречающийся симптом дефицита пространственных функций в синдроме «расщепленного мозга» — это хорошо известное вам левостороннее игнорирование (см. главу 6).
q Получается, что при поражениях межполушарных комиссур часто возникают симптомы, очень похожие на те, которые наблюдаются при дисфункциях правого полушария мозга. С чем связан этот факт?
|
Пока мы можем его констатировать, но не понимаем до конца механизмов его возникновения. Однако кажется вполне вероятным, что причина кроется в тесных функциональных связях мозолистого тела с субкортикальными структурами правой гемисферы мозга, которым принадлежит важная роль в восприятии пространства, пространственной памяти, пространственных представлениях. Но давайте не будем уклоняться в сторону от темы разговора.
q Разве мы не закончили обсуждение синдрома «расщепленного мозга» и методов его исследования?
Нет. Вы забыли о нарушениях бимануальных движений.
q Да! Мы ведь уже говорили о них при обсуждении методов исследования праксиса. Это пробы на реципрокную координацию и на перенос поз по кинестетическому образцу.
Первая из упомянутых проб, как мы помним, была предложена русским психиатром Н.И. Озерецким; она широко применяется в нейропсихологических обследованиях. Заметим, что в этой пробе четко реализуется уже упомянутый нами принцип одновременного тестирования, причем правая и левая рука должны не только работать одновременно, но и в конкретный момент времени выполнять разные движения: когда правая рука сжимается в кулак, левая рука разжимается в ладонь, и наоборот. Специфической ошибкой, свидетельствующей о нарушениях именно межполушарного взаимодействия, на наш взгляд, является невозможность одновременного выполнения рецип-рокных движений.
q Но ведь в этой пробе могут возникать и другие ошибки?
Конечно, мы подробно говорили о них в главе, посвященной методикам исследования праксиса. Существуют ошибки, указывающие на патологию преимущественно правого или левого полушария, лобных отделов мозга. Однако отметим следующий факт: в описаниях симптоматики двигательных нарушений при синдроме «расщепленного мозга» иногда отмечаются симптомы, схожие с наблюдаемыми при поражениях других мозговых зон.
|
q Соблюдается ли принцип одновременного тестирования в пробе на перенос поз руки по кинестетическому образцу, — ведь сначала позы переносятся с левой руки на правую, а потом — с правой на левую.
Принцип одновременного тестирования здесь присутствует, но в особой форме. Испытуемый одномоментно воспринимает тактильный образ позы на одной руке и выполняет движение (с опорой на этот образ) другой рукой.
q Понятно. А как сказываются на выполнении этой пробы нарушения межполушарного взаимодействия?
При патологии комиссурной системы мозга, вероятно, будут наблюдаться билатеральные нарушения переноса поз, приблизительно одинаковые по степени выраженности в правой и левой руке. При этом мономануальное выполнение проб праксиса позы по зрительному или кинестетическому образцу будет, скорее всего, сохранным.
Но наш разговор о бимануальных пробах пока не завершен. Мы не упомянули еще одну информативную пробу — асимметричные постукивания. Она похожа на реципрокную координацию, но, по мнению многих нейропсихологов, является более сложной.
В заключение отметим, что при врожденной или приобретенной патологии комиссурной системы мозга обнаруживаются трудности осуществления не только бимануальных, но и других сложно координированных движений: например, пациенты с агенезией мозолистого тела с трудом учатся плавать, кататься на велосипеде и т.д. (Sauenvien, Lassonde, 1994).
q Мы детально рассмотрели методы исследования нарушений межполушарного взаимодействия при патологии комиссурной системы мозга. А какие методики применяются для изучения особенностей межполушарного взаимодействия у здоровых испытуемых?
Весьма разнообразные, и направлены они на анализ процессов межполушарного взаимодействия в разных сенсорных модальностях и при реализации разных видов психической деятельности.
Мы фактически уже обсудили методы исследования межполушарного взаимодействия в двигательной сфере. А теперь давайте обратимся к тактильному восприятию.
Существуют интересные методики для исследования межполушарного взаимодействия в тактильной сфере. Для этого используется предложенная А.В. Семенович (1991) методика, в которой испытуемый работает с доской Сегена. Напомним, что это доска с выемками различной формы, куда нужно на ощупь вставлять фигурки, соответствующие этим формам. Объективным критерием считается время выполнения задания. Модификация классической методики, предложенная А.В. Семенович, заключается в том, что испытуемому предлагается ощупывать фигурки одной рукой, а гнезда для них — другой рукой. Выполнение пробы предусматривает 4 этапа: 1-й этап — ощупывание фигурок, поиск гнезда и вкладывание фигурки в гнездо одной рукой; 2-й этап — эти действия выполняются другой рукой; 3-й этап — левая рука «опознает» фигурку, правая находит на доске соответствующее гнездо; 4-й этап — правая рука манипулирует с фигурками, левая — с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами. Время выполнения фиксируется отдельно для каждой фигуры. Также психолог анализирует стратегии испытуемого в ходе выполнения задания. Такой вариант использования методики позволяет оценивать характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе такого вида тактильного восприятия как стереогнозис (Хом-ская и др., 1995). Есть данные о том, что временные параметры работы полушарий мозга и межполушарного взаимодействия меняются при повторных тестированиях по этой методике, то есть в процессе научения (Московичюте, Голод, 1989).
|
Э.Г. Симерницкая для изучения функционального взаимодействия полушарий головного мозга в восприятии и запечатлении невербальных тактильных стимулов использовала разработанный в школе Д.Н. Узнадзе метод фиксированной установки. Сначала проводится установочная серия. Испытуемому даются деревянные шары разного объема, но одинаковые по весу (большой шар дается в правую руку, а маленький — в левую). Шары предъявляются 10—15 раз, длительность однократного предъявления и межстимульных интервалов — по 2 секунды. В следующей серии предъявлений испытуемому предлагают одинаковые по объему шары (два маленьких шара). Сначала у него возникает контрастная иллюзия (шар, предъявляемый в правую руку, кажется меньше). Спустя несколько предъявлений равные по объему шары начинают восприниматься адекватно. Количество предъявлений, необходимое для достижения адекватного восприятия величины, является индивидуально вариабельным. Затем всю процедуру повторяют, только меняют руки (большой шар в левую руку, а маленький — в правую). Эффект фиксированной установки оценивается отношением числа контрастных иллюзий к общему числу предъявлений во второй серии и выражается в процентах. Разница в эффектах фиксированной установки в условиях предъявления большого шара в правую и левую руку может отражать особенности межполушарного взаимодействия в восприятии гаптических стимулов (Симерницкая, 1978).
|
q Приведите, пожалуйста, пример методов исследования межполушарного взаимодействия в слуховой сфере.
Необходимо иметь в виду, что у человека существует речевой и неречевой слух, поэтому может применяться различный стимульный материал. Самым известным приемом является метод дихотического прослушивания, предложенный Дорин Кимурой (1961,1967) для определения доминантности полушарий по речи. В этой методике через наушники в оба уха по раздельным каналам одновременно предъявляются два набора вербальных стимулов: слова, цифры, слоги. Они подаются сериями.
В перерыве между сериями испытуемый должен воспроизвести или узнать стимулы. На русском языке методика была апробирована и модифицирована Б.С. Котик (1974). Испытуемым предъявляется дихотически 10 серий, состоящих из четырех пар слов каждая. Начало предъявления каждой пары из четырех слов синхронизировано, интервалы между парами составляют 0,5 секунды, между сериями — 20 секунд. Таким образом, испытуемый слышит одновременно два различных слова: одно правым ухом, другое — левым. После того, как испытуемый прослушает все 10 серий, наушники меняют местами, и испытуемый выполняет задание еще раз. Это делается для устранения возможного влияния технических артефактов.
q Какая инструкция дается испытуемому?
Его просят внимательно слушать и запоминать слова, не прислушиваясь специально ни к правому, ни к левому уху в отдельности. По результатам воспроизведения дихотических вербальных серий определяется коэффициент правого уха (Кпу) по формуле Кпу= (П — Л) / (П + Л) х 100%, где П — общее количество правильно воспроизведенных стимулов из тех, что были предъявлены на правое ухо, Л — на левое ухо. Кпу может меняться от —100% (воспроизводятся стимулы только с левого уха) до + 100% (воспроизводятся стимулы только с правого уха). У большинства испытуемых в этой методике наблюдается положительный Кпу, что свидетельствует о доминировании левого полушария в обеспечении речевых функций. Б.С. Котик предложила учитывать не только правильно воспринятые и воспроизведенные стимулы, но также количество и характер ошибок. Относительное превалирование правильно воспроизведенных единиц над ошибочными названо коэффициентом эффективности воспроизведения (Кэ): Кэ = (Пр — 0) / (Пр + 0) х 100%, где Пр — все правильно воспроизведенные стимулы (то есть П + Л), показатель объема оперативной слухоречевой памяти, 0 — суммарное количество ошибок (Котик, 1974).
|
Аналогичную процедуру можно проводить и с неречевыми стимулами, например, с бытовыми и природными шумами.
Здесь соотношение продуктивности восприятия и воспроизведения с правого и с левого уха будет противоположным: у большинства испытуемых продуктивность с левого уха будет выше.
Несколько лет назад психологами МГУ имени М.В. Ломоносова была создана оригинальная методика нотного дихотического прослушивания (Ковязина, Панюшева, 2006). Она состоит из трех этапов. В ходе первого (тренировочного) этапа испытуемый прослушивает и воспроизводит две серии по 4 пары нот. Во время второго этапа прослушиваются и воспроизводятся девять серий по 4 пары нот; затем наушники меняются местами. Наконец, в течение третьего этапа опять прослушиваются и воспроизводятся девять серий по 4 пары нот.
Стимулами в этом эксперименте являются ноты первой октавы, причем не только чистые, но и со знаками при ключе. Ни одна пара нот в ходе эксперимента не повторяется. Используются всевозможные парные сочетания нот, начиная от «до» первой октавы до «до» следующей октавы включительно. Таким образом, всего используется 13 звуков разной высоты.
Нотные стимулы, используемые на втором и третьем этапах, уравнены по частоте встречаемости вариантов интервалов между нотами в парах. Длительность интервалов варьирует от 0,5 секунды между парами нот внутри четверок до 20 секунд между четверками нот. В методике используется звучание фортепианных нот в исполнении синтезатора, а не запись с фортепиано, так как в последней чрезвычайно высок уровень шума.
При выполнении методики предполагается не называние и не пропевание нот участником исследования, а непосредственное нахождение им услышанных и удержанных в памяти нот на клавиатуре. При этом количество попыток нахождения прозвучавших звуков ограничивается только размером паузы между двумя предъявлениями.
При обработке результатов выполнения правильной считается сыгранная нота, если она звучала в пробе. Ошибочные — все те, которые сыграны, но не звучали.
q Интересная методика. И еще один вопрос. Известно, что результаты дихотического прослушивания зависят от возраста, от индивидуальных особенностей мозговой организации слуховых функций, от стороны мозгового поражения. А есть ли данные о том, какие симптомы возникают при выполнении этой методики в случаях поражений комиссурной системы мозга, мозолистого тела?
Мы внимательно изучали литературу по этому вопросу и убедились, что такие данные практически отсутствуют. В настоящее время под руководством М.С. Ковязиной проводится цикл исследований, направленных на выяснение этого вопроса, но их результаты пока не опубликованы.
q Осталось рассмотреть методы исследования межполушарного взаимодействия в сфере зрительного восприятия и зрительной памяти.
Да. Мы уже коснулись этих методов, когда обсуждали синдром «расщепленного мозга». Сейчас хотелось бы специально остановиться на уже упомянутой нами интересной пробе, предложенной Э.Г. Симерницкой (1989). Она отражает состояние межполушарного взаимодействия не только в моторной, но и в зрительной сфере. Испытуемому предлагается копировать написание некоторых букв (или простых рисунков) правой рукой; затем они должны воспроизвести те же буквы (или рисунки) по памяти сначала правой, а потом левой рукой. Проводится непосредственное и отсроченное воспроизведение материала (Симерницкая, 1989).
q На какие ошибки следует обращать внимание?
Необходимо оценивать диссоциацию характера рисунков и букв в разных руках. Напомним вам, что одним из симптомов синдрома расщепленного мозга является дископия-дисграфия. Значит, рисовать и писать разными руками при нарушениях межполушарного взаимодействия больной будет по-разному.
При исследовании больных, перенесших частичную комис-суротомию, Э.Г. Симерницкой было выявлено три типа дисмнезий (особых нарушений памяти). Первый тип дисмнезии может быть обозначен как монолатерально-специфический. Он состоит в различной продуктивности припоминания одних и тех же стимулов при их воспроизведении правой и левой руками. Для него характерно более успешное припоминание речевых стимулов в условиях их воспроизведения правой рукой, а неречевых — левой рукой. Второй тип дисмнезии может быть обозначен как материально-специфический. Он состоит в избирательном нарушении припоминания неречевых стимулов, проявляющемся билатерально, при сохранной возможности припоминания речевых стимулов в условиях их воспроизведения как правой, так и левой рукой. Третий тип дисмнезии называется латерально-пространственным. Он проявляется в виде реверсий пространственной конфигурации буквенных стимулов при их воспроизведении левой рукой, а неречевых стимулов — при их воспроизведении правой рукой (Симерницкая, 1989).
Рекомендуемая литература
Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: РПО, 1999. С. 128-
132.
Ковязина М.С, Панюшева Т.Д. Особенности функциональной асимметрии мозга у детей с музыкальными способностями // Журнал прикладной психологии. 2006. № 6—4. С. 26—35.
Котик Б.С. Исследование латерализации речи методом дихотического прослушивания // Психологические исследования. Вып. 6 / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 67—77.
Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Смирнов Н.А., Филатов Ю.Ф. О роли мозолистого тела в организации высших психических функций // А.Р. Лурия и современная психология. Сб. ст. памяти А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгар-ник. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 143-150.
Московичюте Л. И., Голод В.И. Повторное тестирование: изменение мозговой организации психических функций в процессе научения // Новые методы нейропсихологического исследования / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.: ИП АН СССР, 1989. С. 129-136.
Нервная система человека. Строение и нарушения / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — М.: ПЕР-СЕ, 2010. С. 62-63.
Орлова В.А, Трубникове. И., Савватеева Н.Ю., Одинцова С.А, Козлова И.А, Савина Т.Д. Морфологические особенности мозолистого тела в семьях больных шизофренией (по данным МРТ-исследования) // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. Т. 10. № 3. С. 6—9.
Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. унта, 1978. С. 68-77.
Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика нарушений памяти при поражениях мозолистого тела // Новые методы нейро-психологического исследования / Под ред. Хомской Е.Д. — М.: ИП АН СССР, 1989. С. 159-175.
ХомскаяЕ.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 55—68.
BogenJ.E. Split-brain syndromes // Handbook of clinical neurology. Clinical neuropsychology / Frederiks J.A.M. (Ed.). — Amsterdam: Elsevier Publishing, 1985. P. 99-106.
David A. S. Callosal transfer in schizophrenia: Too much or too little? // J. of Abnormal Psychology. 1993. Vol. 102. № 4. P. 573-579.
Egaas В., Courchesne £., Saitoh O. Redused size of CC autism. // Archives of Neurology. 1995. Vol. 52. № 8. P. 794-801.
Gille M., Jacquemin C, Bachy N., Delbecq J., Depre A. Agenesis of the corpus callosum, heterotopia of the gray cortex and interhemispheric cyst. Late radiologic diagnosis in an asymptomatic adult // Revue of Neurology in Paris. 1994. Vol. 150. № 2. P. 161-163.
Hynd G., Semrud-Clikemen M., Lorys A., Novey E., E/iopu/os D. Corpus callosum morphology in attention deficit hyperactivity disorder. // J. of Learning Disabilities. 1991. Vol. 24. № 3. P. 141-145.
Hynd G., Hall J., Novey £., Eliopu/os D. Dyslexia and CC morphology. // Archives and neurology. 1995. Vol. 52. № 1. P. 32-38.
Kessler J., Huber M., Pawlik G., Heiss W.D., Markowitsch H.J. Complex sensory cross integration deficits in a case of corpus callosum agenesis with bilateral language representation: positron-emission-tomography and neuropsychological findings // International J. of the Neuroscience. 1991. Vol. 58. № 3-4. P. 275-282.
Kimura D. Cerebral dominance and the perception of verbal stimuli //
Canadian J. of Psychology. 1961. V. 15. № 3. P. 166-171. Kimura D. Functional asymmetry of the brain and dichotic listening // Cortex. 1967. Vol. 3. № 12. P. 163-178.
Markee Т., Brown W., Moore L, Theberge D. Callosal function in dyslexia: evoked potential inter- hemispheric transfer time and bilateral field advantage // Developmental Neuropsychology. 1996. Vol. 12. № 4. P. 409-428.
Njiokiktjien S., de Sonneville L, VaalG. Callosal size in children with learning disabilities // Behav. Brain Res. 1994. Vol. 64. № 1-2. P. 213-218.
Sauenvein H.C., Lassonde M. Cognitive and sensori-motor functionning in the absence of corpus callosum: Neuropsychological studies in callosal agenesis and callosotomised patients // Behav. Brain Res. 1994. Vol. 64. № 1-2. P. 229-240.
Sperry R. W. Brain bisection and mechanisms of consciousness // Brain and Conscious Experience / J.C. Eccles (Ed). — Berlin: Springer, 1966. P. 298-308.
Sperry R. W. Hemisphere disconnection and unity in conscious awareness // American Psychologist. 1968. Vol. 23. P. 723-733.
Sperry R. W. Lateral specialization of cerebral function in the surgically separated hemispheres // Psychophysiology of Thinking / B. McGui-gan, R.A. Schoonover (Eds.). — N.Y.: Academic Press. 1973. Chapter 6. P. 5-19.
Vergani P., Ghidini A., Strobelt N, Locatelli A, Mariani S., Bertalero C, Cavallone M. Prognostic indicators in the prenatal diagnosis of agenesis of corpus callosum//American J. Obstet. Gynecology. 1994. Vol. 170. № 3. P. 753-758.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Мы долго размышляли о том, как завершить книгу: написать обычное короткое заключение с обобщением изложенных идей и фактов или же обсудить еще одну важнейшую составляющую нейропсихологической диагностики, о которой мы не говорили? Взвесив все «за» и «против», мы выбрали второй путь.
Итак, в заключение поговорим о том, как пишется заключение по результатам нейропсихологического диагностического обследования.
q Да, действительно очень важно уметь составлять заключение, для этого нужно уметь обдумывать и обобщать полученные данные.
Добавим, что при написании заключения от психолога требуется не только осмысление данных о разнообразных симптомах и изменениях психических функций и их интеграция в единый синдром, но и создание логичного текста, который был бы понятен и полезен специалистам. Ведь нейропсихологическое заключение пишется не только для психологов, но и для врачей (нейрохирургов, психиатров, неврологов), для педагогов, если речь идет о нейропсихологической диагностике детей.
qПонятно. Скажите, а каковы структура и объем заключения?
Нейропсихологическое заключение обычно включает в себя три составные части.
В первой, вводной части нейропсихолог описывает свое общее впечатление о больном (опираясь в основном на данные клинической беседы и наблюдения). В ней он оценивает, насколько поведение больного соответствует ситуации обследования, каков уровень его мотивации, понимает ли он обращенную речь, выполняет ли инструкции, насколько он ориентирован в месте, времени, своем заболевании и самочувствии. В этой части также описываются жалобы больного, его эмоциональное состояние, работоспособность, приводятся данные об образовательном уровне, мануальных предпочтениях больного, о наличии случаев левшества в семье.
Во второй части описываются результаты объективного исследования различных психических функций больного с помощью диагностических нейропсихологических методик.
В третьей части дается итоговая оценка выявленных нарушений (или особенностей), формулируется вывод о локализации поражения мозга и (при необходимости) о характере изменений психической деятельности и степени мнестико-интел-лектуального снижения.
Что касается объема заключения, то он может варьировать, но обычно не превышает одной страницы печатного текста.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!