Глава II . Практический опыт организации игровой деятельности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава II . Практический опыт организации игровой деятельности

2022-09-11 27
Глава II . Практический опыт организации игровой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подростков (из опыта проведения лагеря актива детских организаций

«Дивергент» ЦДТ Промышленного района)

 

Лидерство - один из компонентов блока общих качеств структуры группы - естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом. Лидер - член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения.

Знания педагогов об особенностях работы с лидерами детских общественных объединений и организаций, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

Одним из условий развития лидерского потенциала членов детских общественных объединений является подготовленность педагогов к работе с лидерами. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога.

Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

Целью деятельностного уровня подготовки лидеров является приобретение знаний и умений по организаторской деятельности, по вариантам принятия решений. Форма проведения занятий варьируется в зависимости от конкретных тем и особенностей обучаемых. Используются активные формы обучения: деловые и инновационные игры, решение педагогических и организаторских задач, дискуссии, круглые столы, семинары и др. Ознакомление с алгоритмами принятия решений в этих формах обучения лишает их жесткости, оставляет пространство для импровизации.

В организаторской деятельности процесс развития лидерского потенциала строится поэтапно от фронтальных форм, через дифференциацию к индивидуализации. Задачей педагога на каждом этапе является обеспечение включенности лидера в организаторскую деятельность, позволяющую в данный конкретный момент наиболее полно раскрыться его лидерским возможностям, знаниям, умениям и, одновременно, реализовать «зону ближайшего развития» его лидерского потенциала. Педагог простраивает ситуации, стимулирующие лидерство и лидеров, и обеспечивает «...включение их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские способности» [14].

В данной главе представлены методы и приемы создания поля лидерства участников детских общественных объединений: игры-ледоколы, ролевые игры, тренинговые упражнения, мастер-классы, апробированные в ходе организации и проведения лагеря детского актива «Дивергент» Центра детского творчества Промышленного района.

 

2.1. Блок «Ледоколы»

Цель игр блока «Ледоколы» - снятие психологического барьера, необходимость быстро растопить напряженность между детьми.

Игры на знакомство

Цель:  создание атмосферы доверия и позитивного настроя в любой, даже самой «разношерстной» команде, а также помогает участникам познакомиться и подружиться.[15]

Игра «Поменяйтесь местами те, кто....»

Цель: поднятие эмоционального фона группы, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Ход: Все сидят в кругу, один участник (изначально ведущий) стоит в кругу и предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, пересядьте те, у кого есть сестра. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места продолжает игру. [8]

Игра «Самолётики»

Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Ход: Каждый участник складывает из бумаги самолетик и подписывает его. После этого самолетики «запускаются» и участники подбирают тот, который оказался ближе к ним. Таким образом, в руках каждого члена группы оказался чужой самолетик. Задача: подойти к владельцу самолетика и узнать ответ на вопрос, который задает ведущий, после этого – необходимо написать ответ на самолетике и отдать его владельцу. Игра повторяется.

Вопросы: Любимое животное? Фильм, который ты бы посоветовал посмотреть? Книга, которую ты бы посоветовал прочесть? Твоя цель в жизни на сегодняшний момент? Твоё самое веселое воспоминание из детства? Твой самый любимый предмет в школе? Твоё хобби?[14]

Игра «Газетка» / «Муха»

Цель: создания атмосферы доверия и позитивного настроя.

Ход: Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая газета. Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг, должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали, поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.[16]

Игра «Покрывало»

Цель: развитие реакции, знакомство между собой.

Объединяем детей в две команды. Шеренгами выстраиваем друг напротив друга. Между ними - вожатые, которые держат покрывало. Каждый из детей по очереди называет собственное имя и соответственно старается запомнить имена друзей. После того, как все имена озвучены, вожатые поднимают «Волшебное покрывало» и к центру этого «Волшебного покрывала» от одной и другой шеренге подходят по 1-му ребёнку. По определенному сигналу покрывало резко убирают (просто вниз) и задача ребёнка первым озвучить имя того человека, который находится напротив него. Кто первый крикнул, тот молодец или умничка. Кто крикнуть не успел, тот переходит в команду напротив. Игра идёт пока в одной из команд не останется 3/5/7 человек (на выбор вожатого). Дети сами определяют, кто именно подходит на «раунд знакомства».[18]

Игра «Батарея»

    Цель: создание комфортной обстановки, запоминание имен.

    Дети становятся в линию, держась за руки. Выбирается ведущий-водопроводчик. Он становится спиной к игрокам и говорит: «Вода пошла». После этого дети по очереди называют свои имена. Когда дойдут до последнего, игроки продолжают называть имена в обратном направлении (2-3 раза). После этого ведущий говорит «Кран перекрыт», поворачивается лицом к игрокам и называет их имена. Каждый правильный ответ-очко. После этого выбирают нового ведущего, игра возобновляется.

Игра «На ушко»

Цель: поднятие эмоционального фона, снятие эмоционально барьера между участниками.

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен.

Предупредите игроков, что в один прекрасный момент они услышат звон колокольчика, и это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, позвоните в колокольчик. Скажите, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя.

Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.

Игра «Падающий листок»

Цель: Поднятие эмоционального фона, знакомство участников.

 Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Водящий, находящийся в центре круга, поднимает вверх руку с листом бумаги формата А4 и, назвав чье-нибудь имя, отпускает его. Задача того, кого назвали добежать до листка и поймать его, пока тот не приземлился на пол. Если попытка не удалась, прежний водящий остается и пытается передать листок снова, но другому игроку, иначе водящим становится тот, кто ловит листок.

Если игра проводится на старшем возрасте, то обычно каждый новый водящий еще и делит лист пополам, и так он постепенно уменьшается.

Игра «Кроссворд».

Цель: знакомство участников между собой.

Материалы: бумага и ручки по количеству участников.

Ход: Каждый участник пишет на бумаге свое имя печатными буквами – в середине листа и сверху вниз (вертикально). После этого члены группы начинают ходить по комнате, знакомясь с другими и пытаются связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда. Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Тот, кто за 5 минут сумеет включить максимальное количество имен в свой кроссворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение 10 секунд с энтузиазмом аплодируют ему.

Игра «Плюс, минус»

Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Все садятся в круг. Ведущий раздает бумагу для записей. Каждый участник на листочке пишет свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую помечает знаком +, правую знаком -. Под знаком - перечисляет: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, название книг, женское, мужское имя, литературный герой, исторический персонаж, психологическую особенность, которая

Игра «Пол слова»

    Цель: преодоление барьера между детьми, поднятие эмоционального фона.

Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени; тот, кто поймал мяч, должен быстро произнести второй слог. Если назвал правильно, то бросавший называет имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит «Нет» и ждет, кто назовет его имя правильно и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.