Учебное-методическое пособие — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Учебное-методическое пособие

2022-09-11 38
Учебное-методическое пособие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оренбург, 2015

 

Авторы-составители:

 

Савченко А.В., к.п.н., доцент, заведующий информационно-методическим отделом, педагог дополнительного образования высшей категории.

 

В учебно-методическом пособии рассматриваются социально-педагогические пути организации игровой деятельности подростков, раскрыты особенности социализации современных подростков в процессе игровой деятельности, представлен практический опыт по организации и проведению различных видов игр. Пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам, организаторам детского общественного движения.

 

                                    © Савченко А.В., 2015

                                                              © ЦДТ Промышленного района, 2015

Содержание

Введение 4
Глава I Теоретические аспекты социализации подростков в процессе игровой деятельности……………………………………………………. 6
1.1 Игровая деятельность подростков как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………………… 6
1.2 Социально-педагогические особенности игровой деятельности современных подростков…………………………………………………. 9
1.3 Социальные роли и качества личности, формируемые в игровой деятельности………………………………………………………………. 11
1.4 Сюжетно-ролевые игры как средство становления ценностей и смысла жизни у подростков……………………………………………… 15
 Глава II Практический опыт организации игровой деятельности подростков (из опыта проведения лагеря актива детских организаций «Дивергент» ЦДТ Промышленного района)……………………………. 15
2.1 Ледоколы………………………………………………………………. 17
2.2 Веревочный курс……………………………………………………… 23
2.3 Тренинговые занятия…………………………………………………. 26
2.4 Ролевые игры………………………………………………………….. 28
2.5 Мастер-классы………………………………………………………… 32
Заключение………………………………………………………………… 37
Список использованной литературы…………………………………….. 38

 

 

Введение

 

Глубокий и всесторонний анализ педагогического опыта прошлого, его творческое осмысление с позиций современной практики позволяют выявить наиболее эффективные пути и средства, востребованные обществом сегодня. Этим объясня­ется рост интереса к игре во всех сферах человеческой дея­тельности. Односторонний взгляд на игру только как на сред­ство обучения и воспитания детей приводит к ограниченному пониманию данной проблемы.

Игра, по нашему мнению, есть разновидность общественной практики, состоящая в действенном воспроизведении жизнен­ных явлений вне реальной практической установки. Социальная значимость игры на ранних ступенях развития общества высту­пила как коллективизирующая и тренировочная деятельность, синкретически художественная деятельность членов общества и может рассматриваться как основной источник человеческой культуры.

Освоение социальной среды предполагает активное познание ее личностью и возможность действовать в ней. Именно с таких позиций рассматривал этот феномен детства основоположник целостного подхода к игре русский педагог К. Д. Ушинский.

В своих трудах он обращает внимание на значение игры в развитии нравственно-волевых сторон личности, выявляет ди­агностический и прогностический характер игр, впервые ставит вопрос о вооружении педагогических кадров России теорией и практикой игр. «В игре дитя живет, и следы этой жизни глуб­же остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекае­мое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». В современной психолого-педагогической литературе основы теории детской игры, выявление ее соци­альной природы и значения для развития ребенка были зало­жены Л. С. Выготским. Он один из первых стал изучать игры экспериментально. Особенно ценны его описания поведения собственных детей, включенных в игры.

Отечественная история педагогики необыкновенно богата идеями, исследованиями игры. «Игра заслуживает большого уважения за те колоссальные воспитательные резервы, за ог­ромные педагогические возможности в ней заложенные», - та­ков коллективный вывод наших современников: педагогов, вос­питателей, практиков.

Игру следует рассматривать не просто как проявление при­родной, но одновременно и социальной активности. Это слу­жит критерием различий в играх животного и ребенка. Вне социального окружения ребенок ведет себя подобно живот­ному, т. е. подчиняется своим инстинктам, а не опыту про­шлых поколений. Игра всегда выступает одновременно в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетво­рению назревших актуальных потребностей личности. А с дру­гой - игра направлена в будущее, так как в ней моделируют­ся какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свой­ства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности. Ведь игры имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфи­ческие детские формы познания, труда, общения, искусства, спорта.

Игра позволяет каждому ее участнику ощутить себя субъек­том жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. Это обусловлено тем, что игра имеет наиболее близкое отношение к сфере потребностей человека: в игре происходит исполне­ние желаний. Несмотря на различия, все виды игр, если рас­сматривать их с точки зрения гуманизации социальных отно­шений, имеют много общего. Их воспитывающий потенциал все­гда зависит от:

- содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;

- уровня самостоятельности участников в нахождении средств, согласовании действий с партнерами, самоограниче­ний во имя достижения целей и успеха, установлении доброже­лательных отношений;

- выбора, каким героям и в чем подражать участникам игры; норм, заложенных в ее содержании.

Возникшее противоречие между изменением характера со­циальных отношений детей и подростков в детских организа­циях и отсутствием адекватной методики, обеспечивающей гибкое решение задачи гуманизации социальных отношений с учетом изменяющейся социальной ситуации, сделало необходимым выявление особенностей игровой деятельности в существую­щих детских и подростковых объединениях и коллективах, таких как вариативность выбора игр, предоставляющая возможность самореализации детей и подростков; организация игровой деятельности на основе самоуправ­ления; определение содержания раскрытия творческого потенци­ала участников игр; диагностический, стимулирующий и корректирующий от­ношения участников характер игр.

Наи­более ярко эти особенности были выражены нами в разработанной и эф­фективно действующей программе лагеря лидеров детских организаций Промышленного района г. Оренбурга «Дивергент». Целью программы «Дивергент» являлось выявление и развитие лидерских качеств у активистов детских общественных организаций и объединений.

В процессе реализации программы лагеря у лидеров детских организаций формировались практического умения по организации органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; у подростков развивались умения и навыки организаторской деятельности, самоорганизации, формирование ответственности за себя и других, формировался опыт преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере посредством участия в деловых и ролевых играх, тренингах, мастер-классах.

Игра - сложный и богатый феномен, изученный пока еще недостаточно полно. Но на сегодня нам удалось выделить и охарактеризовать средства гуманизации социальных отноше­ний в детских и подростковых организациях, проверить их в прак­тике деятельности игровых коллективов, объединений - участ­ников программы «Игра - дело серьезное». Они включают в себя: моделирование ситуаций, адекватных эталонам гуманис­тических отношений; принятие игровых ролей, отражающих прин­ципы социальных отношений; оптимизацию эмоциональных на­пряжений в конкретной группе, объединении, коллективе.

Изучение ретроспективных линий в теории и практике детс­кой игры представляет значительный интерес в плане раскры­тия видов социальной практики ребенка. Суммируя все выше­сказанное о детской игре, можно заключить: игра - это осмыс­ленная деятельность, то есть совокупность осмысленных дей­ствий, объединенных единством мотива. Ее суть заключается в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воз­действовать на мир, что служит убедительным доказательством многообразия социальных проб ребенка в условиях детских и подростковых общественных организаций.

В данном методическом пособии рассматриваются социально-педагогические пути организации игровой деятельности подростков, раскрыты особенности социализации современных подростков в процессе игровой деятельности, представлен практический опыт по организации и проведению различных видов игр. Пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам, организаторам детского общественного движения.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.