Перестройка лекционной пропаганды — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Перестройка лекционной пропаганды

2022-09-11 31
Перестройка лекционной пропаганды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Перед партийными организациями области стоит задача осуществить перестройку лекционной пропаганды в свете требований XXVII съезда партии, решений январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Смысл ее в резком повышении эффективности воздействия на сознание людей путем целостного, на высоком идейно-теоретическом уровне раскрытия вопросов перестройки общества, ускорения социально-экономического развития страны.

Исходя из этого, лекторская группа отдела пропаганды и агитации обкома КПСС попыталась сформулировать в определенной взаимной связи те основные пути и формы перестройки лекционной пропаганды в области, необходимость которых сейчас не вызывает сомнений. Рекомендации предварительно обсуждены в ряде горкомов и райкомов, в окружкомах партии. Изучая их, мы рассчитываем включить в процесс перестройки широкий лекторский актив, первичные партийные организации, всех, кто хотел бы видеть эту работу соответствующей сегодняшним потребностям людей.

 

ТАКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА предполагает насыщение лекций анализом конкретных фактов и явлений, показывающих как необходимость изменений в обществе, так и сам ход начавшихся перемен. При этом факты и явления, иллюстрирующие процесс перестройки, должны браться в их взаимной связи, в их полноте с тем, чтобы обеспечивался комплексный анализ проблем и задач перестройки.

Сегодня как никогда возрастает значение ясности аргументации в работе лекторов, конкретности, научной доказательности выводов.

Особое внимание в совершенствовании лекционной пропаганды должно быть уделено эмоционально-нравственной стороне лекций. Необходимо добиваться, чтобы лекторы строили свои выступления в расчете на конкретных слушателей.

Каждая лекция должна звучать наступательно, формировать у людей активное отношение к обсуждаемым вопросам. Нужно еще и еще раз тщательно рассмотреть на местах вопросы: кому читать лекции? какие читать лекции? кто должен их читать, организовывать?

Во всех этих вопросах следует учитывать два момента:

требование научного подхода к чтению лекций;

практический опыт и здравый смысл организаторов лекционной пропаганды всех уровней, хорошо знающих условия на местах.

БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ имеет верное распределение функций между партийными организациями и парторганизаторами лекционной пропаганды в трудовых коллективах и по месту жительства с одной стороны и организациями общества «Знание», их правлениями, президиумами, методическими органами — с другой.

Партийные организации в лекционной пропаганде обеспечивают:

учет всех коллективов, групп населения, всех категорий слушателей, их потребностей и интересов и выясняют необходимость оказания на них того или иного идеологического воздействия;

разработку схем лекционных аудиторий и тематическую направленность лекций в них;

выделение помещений и всего необходимого оборудования для эффективного проведения встреч лекторов со слушателями, своевременную доставку лекторов;

контроль за выполнение организациями общества «Знание», другими организациями, причастными к лекционной пропаганде, своих функций.

Организации общества «Знание» выполняют следующие функции:

подбор, подготовку и распределение лекторов в соответствии с предложенной партийными организациями тематикой, разработку, детализацию этой тематики, ее развитие;

обеспечение лекционных аудиторий (всех заявленных) квалифицированными лекторами (первичного, городского, районного, областного звена);

повышение качества читаемых лекций.

КАЖДОМУ ПАРТИЙНОМУ КОМИТЕТУ следует иметь рабочий комплексный план перестройки лекционной пропаганды, в котором оговаривалась бы работа всех причастных к лекционной пропаганде, начиная с отдела пропаганды и агитации горкома, райкома КПСС.

Ответственность за состояние лекционной пропаганды в городе, районе несет персонально заведующий отделом пропаганды и агитации.

В трудовых коллективах ответственными являются заместители секретарей парторганизаций по идеологической работе, а там, где имеются только партгруппы, — парторги. Их задачей является подбор парторганизаторов лекционной пропаганды, контроль за их работой, оказание помощи в составлении тематики лекций, планов-графиков лекций во всех лекционных аудиториях в коллективе и по месту жительства, в частности, в общежитиях для своих работников.

Ответственные за лекционную пропаганду в коллективах обязаны увязывать планы-графики лекций с деятельностью агитаторов, политинформаторов, системы политической и экономической учебы и т.п.

Партийным комитетам необходимо иметь график консультаций по вопросам лекционной пропаганды для всех категорий организаторов: секретарей парткомов и партбюро, их заместителей по идеологии, партийных организаторов лекционной пропаганды в трудовых коллективах и по месту жительства, штатных и внештатных работников общества «Знание», руководителей методических секций, ведущих лекторов, а также лекторов внештатных лекторских групп парткомов, которых можно использовать как дополнительных организаторов лекционной пропаганды, например, через курирование ими работы методических секций правлений общества, нескольких трудовых коллективов.

Необходимо, чтобы в каждом райкоме, горкоме партии была система индивидуальных собеседований с различными категориями организаторов и участников лекционной пропаганды.

Партийные организации должны постоянно заботиться о материально-технической базе лекционной пропаганды, иметь рабочие планы по ее совершенствованию

Принципиально важным моментом в партийном руководстве, контроле за состоянием лекционной пропаганды является обсуждение важных ее вопросов в парткомах, партбюро трудовых коллективов, отделе пропаганды и агитации, на заседаниях бюро, пленумах райкомов, горкомов КПСС. Рекомендуется иметь рабочий план обсуждения таких вопросов в городской, районной партийной организации.

ГЛАВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ в осуществлении лекционной пропаганды являются организации общества «Знание». Парткомы должны систематически анализировать и решать назревшие вопросы их работы, в частности, вопросы структурной организации общества, способствовать формированию таких его подразделений, как производственно-территориальные организации.

Ключевыми фигурами в работе организаций общества являются штатные работники правлений организаций общества «Знание». Следует заботиться о том, своевременно подбирались и готовились ответственные секретари правлений, чтобы они имели нормальные условия для своей работы.

Предметом особой заботы парткомов должны быть выборные органы общества «Знание». Именно через их деятельность решаются вопросы повышения качества лекторского корпуса общества «Знание». Надо позаботиться о том, чтобы на заседаниях президиумов, пленумах правлений поднимались и решались действительно рабочие вопросы.

В центре внимания должны быть также методические органы общества как главные инструменты подготовки лекторов-отраслевиков, повышения частной и общей методической культуры лекторов. Руководители секций должны работать под непосредственным руководством отделов пропаганды и агитации райкомов, горкомов партии.

Организации общества «Знание» разрабатывают, а партийные организации следят за своевременным и обоснованным заключением договоров на лекции между трудовыми коллективами и обществом «Знание».

Правлениям организаций общества необходимо повышать уровень своей финансовой работы, не допускать искажений лекционной пропаганды по финансовым соображениям.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ формируется партийным комитетом с учетом требований XXVII съезда КПСС, последующих партийных документов, производственных и воспитательных задач трудовых коллективов.

С целью ориентировки ответственных за лекционную пропаганду в трудовых коллективах и по месту жительства городские и районные организации общества «Знание» под руководством отделов пропаганды и агитации периодически разрабатывают рекомендуемые тематики циклов и лекций как в целом, так и по отдельным направлениям лекционной пропаганды. Под особым контролем должны быть лекции по коренным проблемам перестройки экономики, социально-политической и идеологической деятельности, узловым теоретическим и практическим вопросам, разработанным XXVII съездом КПСС.

Где, сколько и по каким темам нужно читать лекции, решают партийные комитеты трудовых коллективов. В основу планирования должны быть положены годовые планы-графики лекционной пропаганды.

С целью координации лекционной пропаганды с другими средствами идеологического воздействия на трудящихся и население планы-графики утверждаются в первичных партийных организациях и согласовываются в отделе пропаганды и агитации горкома, райкома КПСС. После этого планы-графики передаются в организации общества «Знание» для исполнения.

В планах-графиках должен быть предусмотрен резерв времени для лекций по материалам последующих Пленумов ЦК КПСС, других документов партии и правительства, важнейшим решениям местных партийных и советских органов.

При закреплении лекторов по утвержденным темам лекций преимущество следует отдавать лекторам высшей квалификации.

ОТДЕЛЫ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ райкомов, горкомов КПСС должны иметь систему работы по анализу состояния лекционной пропаганды во всех трудовых коллективах и по месту жительства, вырабатывать необходимые рекомендации для всех категорий организаторов и участников.

Необходимо продолжить работу по охвату лекционной пропагандой всех трудовых коллективов в каждой отрасли.

В основу формирования лекционных аудиторий следует положить производственный принцип, каждый работающий должен входить в состав той или иной аудитории.

Особое внимание парткомы должны уделять работе лекционных аудиторий в трудовых коллективах, решающих главные народнохозяйственные задачи. Но надо обратить внимание и на работников малочисленных организаций как на производстве, так и в сфере обслуживания, от которых во многом зависит деятельность основных коллективов. Рекомендуется разработать специальную схему лекционной пропаганды в малых коллективах с учетом специфики условий их работы. Это можно сделать, например, по линии укрупнения малых лекционных аудиторий на базе ведущих организаций в той или иной отрасли. Особо следует выделить работу по организации лекционной пропаганды в коллективах, работающих вахтовым и вахтово-экспедиционным методами.

Учет индивидуальных и групповых особенностей слушателей может осуществляться путем создания разнообразной структуры лекционных аудиторий в коллективе и по месту жительства. Следует всемерно поощрять создание аудиторий по интересам людей.

Там, где это оправдано, следует организовывать различные временные, сезонные, сводные и т.п. аудитории.

Парткомам надо не жалеть усилий в деле совершенствования форм лекционной пропаганды, направленных на молодежь. Здесь особенно важно учесть как потребности общества в формировании полноценных граждан, так и все многообразие интересов данной категории населения. Именно для молодежи в первую очередь следует позаботиться о создании разветвленной сети аудиторий по интересам.

Партийным комитетам необходимо продолжить работу по паспортизации лекционных аудиторий, а там, где были допущены промахи, проводить паспортизацию повторно.

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА «Знание», опираясь на помощь и поддержку партийных организаций, осуществляют подбор и подготовку лекторских кадров, организуют работу школ лекторского мастерства, школ молодого лектора, народных университетов. Особенно следует обратить внимание на формирование навыков лекционной работы в вузах, техникумах, на различных курсах повышения квалификации специалистов. Эффективнее следует использовать возможности университета марксизма-ленинизма, его филиалов.

Особое место в системе лекционной пропаганды должны занимать механизмы информирования лекторов. Парткомы должны позаботиться о создании единой системы информирования лекторов, в том числе лекторов по конкретным тематическим направлениям. В этой работе активное участие должны принимать секретари и заведующие отделами горкомов и райкомов КПСС, советские, хозяйственные, профсоюзные, комсомольские руководители. Необходимо обеспечить определенную периодичность информирования лекторов, своего рода информационный конвейер для лекторов. Следует по возможности создавать различные информационные центры лекционной пропаганды, например, на базе парткабинетов, библиотек и т.д.

В области, как в центре, так и на местах, необходимо наладить единую систему проведения зональных, кустовых семинаров лекторов. В программу каждого такого семинара обязательно включать рассмотрение вопросов общей и предметной методики лекционной пропаганды.

Нужно наладить силами ученых, специалистов, руководителей организаций и ведомств систему консультаций для лекторов.

Организациям общества «Знание» нужно усилить работу по специализации и специализированной подготовке лекторов. Каждая организация общества должна иметь график подготовки лекторами лекций по новым темам.

В работе по повышению качества читаемых лекций парткомам, правлениям организаций общества «Знание» особое внимание обратить на то, как лекционная пропаганда обеспечивает выполнение постановлений ЦК КПСС, обкома партии, соответствующих парткомов, партбюро.

Партийным организациям, организациям общества «Знание» нужно уделить основное внимание в организации лекционной пропаганды системным формам: циклам лекций, народным университетам, кинолекториям и т.п.

Райкомам, горкомам КПСС, их отделам пропаганды и агитации следует рассмотреть вопрос о расширении практики заключения договоров о сотрудничестве в лекционной пропаганде городов, районов, трудовых коллективов с вузами, научно-исследовательскими институтами, их факультетами, отделами, кафедрами, лабораториями.

Необходимо усовершенствовать систему поощрения, а также систему спроса за организацию и участие в лекционной пропаганде. Поощрять и наказывать нужно за конкретные достижения и срывы.

Следует продумать и наладить систему использования газет и радио, телевидения в организации лекционной пропаганды.

Нуждается в совершенствовании система сбора, обработки и решения вопросов, заданных лекторам, учета критических замечаний, предложений, высказанных слушателями на лекциях.

Правлению областной организации общества «Знание» следует пересмотреть систему работы с представителями вузов как основным резервом квалифицированных лекторов.

С. Халин,

Руководитель лекторской

Группы отдела пропаганды

И агитации обкома КПСС.

«Блокнот агитатора» отдела

пропаганды и агитации Тюменского

обкома КПСС, № 6, 1987 г., с. 11-16.

 

Рубрика: Вам задали вопрос.

 

ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПРИЕМ

 

«Столкнулся с суждением о работниках сферы управления как «особом классе» социалистического общества, причем со ссылками на классиков марксизма-ленинизма. Насколько оно обоснованно?

Н.Горчаков, пропагандист (г. Тюмень)».

 

КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК С. М. ХАЛИН:

— В одной из передач местного телевидения обратил внимание на такое высказывание: «У нас в обществе фактически сформировался новый общественно-политический класс — производственно-управленческий аппарат». Сказано было без какого-либо намека на дискуссионность утверждения и потому вызвало, мягко говоря, удивление.

Основные признаки формирования механизма торможения развития нашего общества известны широкой общественности из документов партии и правительства последних лет, они достаточно полно и объективно раскрыты видными советскими учеными-экономистами, обществоведами, социологами. Тем не менее в условиях открытости и гласности проскальзывают в той или иной форме утверждения о формировании некоего класса, «эксплуатирующего» остальное большинство и объединяющего высокие звенья управленцев — работников партийного, советского и хозяйственного аппарата, а также привилегированную часть рабочего класса.

Между прочим, идея эта в принципе не нова, еще на рубеже сороковых годов в буржуазной социологии появились различные концепции так называемой «революции управляющих». В устах некоторых наших отечественных авторов эта идея звучит утверждением скорее всего «контрреволюционного» характера управленцев.

Что тут можно сказать? Подобные оценки если и несут в себе рациональное зерно, то лишь в той части, что в них по-своему фиксируется реальная проблема, обострившаяся в последние десятилетия и связанная с резким возрастанием — как в социалистическом, так и в современном развитом капиталистическом обществе — значения механизма управления общественными процессами в связи с качественным ростом сложности этих процессов.

Кстати, для социализма, нашего общества, проблема управления, издержки ее проявления в виде бюрократизации этой сферы видны более отчетливо, чем в капиталистическом мире, как раз в силу коренного изменения социальной, социально-классовой природы нашего общества. Поэтому в анализе этой проблемы идти по пути привлечения категории «класс», а значит, и «классовые противоречия» и даже «непримиримые противоречия», «классовая борьба» — значит делать шаг назад в теории, причем такой, который может иметь очень серьезные негативные последствия на практике в силу дезориентации сознания различных групп людей, масс трудящихся, в силу объективного разжигания страстей. конфронтации между группами населения в нашем обществе, по природе своей призванными сотрудничать в рамках единой социалистической основы.

Социализм сбросил старую «шкуру» классового членения общества с обязательным противостоянием эксплуатирующего и эксплуатируемого классов. Речь теперь идет о социальных различиях между группами трудящихся в нашем обществе, то есть о различиях на стыках классов и социальных групп, слоев общества. Поэтому не борьба классов за власть, а проблема совершенствования управления — вот что сегодня для нас реально, что главное. Революционные преобразования, которые осуществляются в ходе перестройки, носят принципиально иной характер в отличие от революционных процессов, свойственных антагонистическим обществам

Это не значит, что в социалистическом обществе исключено возникновение острых ситуаций. Мы как раз переживаем такую ситуацию, когда сложилась объективно группа людей — представителей самых разных слоев общества, — действительно заинтересованных сегодня в том, чтобы все или многое оставалось в рамках командно-бюрократического стиля руководства. Это получило довольно большое распространение в ряде республик и областей страны, в частности, в Узбекистане. А разве нет подобных проявлений в нашей области?

С такими управленцами, вставшими на путь извращения самих основ социализма, нужна бескомпромиссная борьба. И такая борьба сегодня идет по всем направлениям.

Да, проблем сегодня у нас много, много негативных явлений. И одно из них — «сотрудничание» отдельных управленцев в деле гонения неугодных, неудобных им людей, новаторов. Но это, повторяю, не единый фронт противостояния перестройке, как пытаются представить иные авторы. Такого фронта нет, и быть не может уже потому, что, как уже сказано, управленцы никакого класса не представляют, у них нет непосредственной опоры в социалистическом способе производства (это — надстройка), и они не могут не чувствовать своей слабости, зависимости от реальных процессов в производстве и других сферах общества.

Надо четко представлять, что негативные явления в сфере управления являются прежде всего следствием известной неразвитости социалистического способа производства, особенно в его главном элементе — рабочей силе, в том, что рабочий класс, крестьянство, другие группы и слои непосредственных производителей материальных и духовных ценностей еще не заняли подобающего им места в системе общественного производства и роли в организации этого производства и всей общественной жизни в целом, еще не выполняют всего объема своих функций по контролю за способами получения и долями общественного продукта, идущего на удовлетворение нужд различных групп и слоев нашего общества.

Так, думается, надо применять ленинское определение классов к сегодняшнему положению дел.

Таким образом, очевидна теоретическая несостоятельность такой трактовки данной группы управленцев как некоего монолита. На это можно было бы поставить точку, если бы предмет разговора ограничивался научными кругами — спорьте на здоровье, выявляя истину! Но вопрос-то вынесен на общую трибуну и на практике ведет к тому, что, во-первых, существенно затеняет саму реальную проблему перестройки управления в экономике, обществе в целом. Во-вторых, прямо или косвенно способствует ослаблению борьбы с конкретными носителями старых подходов, действительно заинтересованных в сохранении деформаций. И наконец, в-третьих, вольно или невольно стимулирует неоправданный рост конфликтных настроений в сознании людей.

Конечно, никому не заказано публично высказывать свою точку зрения, в том числе отличную от общепринятой. Но тогда она должна носить дискуссионный характер, включать сопоставление разных мнений. В данном случае дискуссии, насколько мне известно, не было. Попытка же выдать частное мнение за истину в последней инстанции — прием в полемике запрещенный.

Необходимо иметь в виду еще вот что. Проблема управления — это не объект для кавалерийской атаки, это проблема на все оставшиеся времена.

С. Халин,

Руководитель лекторской

Группы отдела пропаганды

И агитации обкома КПСС.

«Блокнот агитатора» отдела

пропаганды и агитации

Тюменского обкома КПСС,

№ 10, 1988 г., с. 11-13.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.