Наши предшественники умнее нас — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Наши предшественники умнее нас

2022-09-11 42
Наши предшественники умнее нас 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эту пещеру в местечке Рене у городка Арси во Франции обнаружил еще в 1963 г. антрополог Андре Леруа‑Гуран. Он считал ее одной из наиболее ранних стоянок современных людей – кроманьонцев. В ней в большом количестве встречались расписанные кости и зубы с нанесенными на них насечками. Это было очень интересное открытие, которое в тот момент свидетельствовало, что даже первые люди обладали ранними религиозными воззрениями. Вместе с этим ничего парадоксального находки не несли – такие стоянки во множестве встречаются во Франции, Испании, Германии и других регионах Европы. Однако самое поразительное было обнаружено лишь через несколько десятилетий. В 1999 г. группа из пяти французских историков и антропологов (каждый по отдельности) пересмотрела даты поселения людей в этой пещере. Оказалось, здесь жили отнюдь не люди современного вида, а неандертальцы! И возможно, одни из самых последних неандертальцев на земле [14].

 

Черепа неандертальца (слева) и современного человека (справа) очень похожи. Но у наших предшественников был больше объем мозга и совсем иной характер цивилизации

 

Их способ обработки костей и камней отличался от людей ориньякской культуры периода позднего палеолита в Западной Европе (названа по пещере Ориньяк во Франции, в департаменте Верхняя Гаронна). Объекты, найденные в пещере, отличались не только очень высоким умением обработки, но во многом превосходили объекты, которые параллельно с ними изготавливали кроманьонцы. И это по крайней мере означало, что на определенном этапе неандертальцы обходили кроманьонцев в своем мастерстве!

Но самыми поразительными оказались дальнейшие выводы пяти французских исследователей. Они, по сути, перевернули историю вверх тормашками. Ученые подвергли сомнению, казалось бы, незыблемый факт, что эта культура на юго‑востоке Франции могла развиваться после ориньякской, и даже то, что неандертальцы и кроманьонцы могли контактировать между собой. И все это подводило к поразительному выводу: неандертальцы, которые не были физическими предками современного человека, ввели в обиход орнаментирование костей и камней за тысячелетия до кроманьонцев.

Но вот еще один парадокс: все эти орнаментированные предметы и весьма сложные для своего времени инструменты, которые разработали неандертальцы, исчезают с моментом прихода в эти места человека современного вида. Человек современного вида в тот момент оказывается примитивнее неандертальцев!

В чем же здесь парадокс?

Ориньякская культура – символ развитой культуры, характеризующейся в том числе именно своеобразными надрезами на костях и предметах. Именно этим она отличается от других культур верхнего палеолита Европы. Предшествующая ей мустьерская культура неандертальцев, как считается, была значительно беднее, и ориньякская культура представляла собой настоящий «культурный взрыв». Ориньякцы за счет отжимной техники изготавливали скребки и различного рода режущие инструменты.

Ориньякская культура считается первой в истории человечества полноценной традицией искусства, которая в конце концов привела к комплексу первобытного искусства. Самые ранние ее образцы – это расписанные примитивным образом камни с животными сюжетами. Уже позже подобные анималистические сюжеты были перенесены на стены пещер и приобрели поистине гигантские масштабы. Но начиналось все именно с характерных первобытных миниатюр. Практически одновременно с этим в Восточной Европе развивалась и традиция изготовления простейших фигурок – нередко весьма реалистичных по своим формам. Чаще всего это были изображения «первобытных Венер» – женщин с гипертрофированно развитыми формами – или просто фаллические элементы. Но самыми известными в мире стали, конечно же, роскошные пещерные росписи, превратившиеся едва ли не в «визитную карточку» ориньякской культуры. И все это вместе символизировало творческий взлет разума современного человека.

И вдруг оказывается, что и неандерталец, которого когда‑то именовали «человеком неразумным», также обладал и творчеством, и духовным порывом, и немалым мастерством. Сам по себе факт росписей и гравировок говорит не только о самом мастерстве изготовления таких вещей, но, прежде всего, о способности символически отражать мир, особым образом связывать явления внешнего мира и странные знаки, оставляемые на костях и камнях. И это уже – явное проявление огромной глубины духовного мира, которым обладали неандертальцы.

Вообще почему‑то именно наличие искусства, особенно скульптурных изображений, считается признаком «развитого мышления». Но это – очень субъективный подход, и к тому же очень частный. Он как бы облагораживает современного человека, ведь только мы создали колоссальное количество произведений искусства. Более того, мы способны на их повторяемость, воспроизводство типовых символических форм, например, икон, храмов, ритуальной утвари и т. д.

Действительно, в нашей системе координат наличие искусства – очень важный показатель развитой «человечности», символического мышления. Но почему бы не представить, что есть и другая система координат, где искусство не занимает столь важного места? Ведь наскальные изображения и фигурки – это всего лишь переведение вовне, экстериоризация внутреннего ощущения священной реальности. И это – попытка «ухватить», осмыслить эту реальность.

Но если человек абсолютно целостен со своим ощущением этой священной реальности, если он не разделяет мир внутренний и внешний, мир видимый и невидимый, мир профанный и сакральный, то нет и необходимости переводить эти символы вовне, отображая их в виде рисунков и скульптур. Это начал делать только современный человек, который действительно оказался каким‑то образом «отторгнут Богом» и «изгнан из рая».

Действительно, сегодня обнаружено не так много древнейших объектов первобытного искусства, причем подавляющее большинство из них относится именно к кроманьонцам. Вообще кроманьонец выступил на подмостки как «человек создающий»: рисующий, вырезающий из кости и камня, строящий жилища и храмы. Но, как видно, и до него жили люди созидающие. Неоднократно сообщалось о находках изображений, которым более 200–300 тыс. лет. Это, как правило, камни, которым придана форма человеческого лица или тела. Хотя многие скептики отказываются признавать в них предметы искусства или считают этой лишь простым совпадением, тем не менее, скорее всего, это действительно попытки создать магические предметы. Однако косность нашего мышления не позволяет признать, что практически все люди ощущали нечто священное в этом мире и внутри себя.

Вообще же, потребность в отображении своих внутренних ощущений и магических знаках в той или иной мере, кажется, присутствовала изначально у всех видов людей. Проблема заключается лишь в том, что таких изображений и скульптур обнаружено очень мало. Большинство из них оказывается запрятанными глубоко в пещерах – своеобразных «храмах» древнего человечества, а фигурки можно легко перепутать с простыми отколами гальки или обсидиана. И все же в любом случае магические представления (а именно с ними и ни с чем иным связаны различного рода изображения) существовали сотни, а не десятки тысяч лет назад. Так, например, появились сообщения об обнаружении древнейших скульптурок возрастом 200–250 тыс. А официально признанный самый древний пример человеческого искусства датируется 77 тысяч лет назад. И обнаружен он отнюдь не в Европе, где обитали и творили неандертальцы, а в Южной Африке в пещере Бломбос обнаружены гравировки на стенах, подкрашенные охрой. И это поразительно хотя бы тем, что, как считается, неандертальцы не обитали в Африке. Значит, это были какие‑то другие «творцы».

 

Неандерталец‑символист

 

Практически повсеместно и в течение долгого времени оказалось распространенным представление о неандертальцах как о существах, не способных к серьезным мыслительным процессам. В частности, именно этим объяснялось отсутствие произведений искусства, созданных неандертальцами.

И опять новые находки разрушают всю, казалось бы, стройную логику рассуждений об отсутствии сложных мыслительных процессов и символических представлений у неандертальцев.

На берегу французской Луары в старых речных отложениях перед пещерной стоянкой времен палеолита в 2004 г. был обнаружен странный заостренный объект около 10 см длинной, сделанный из камня. При внимательном изучении оказалось, что это – изображение человеческого лица, своеобразная «маска», причем в ней в ней имеется костяная вставка, имитирующая глаз. Эта кость длиной 7,5 см была тщательно закреплена в камне острыми клиньями. Ее возраст оценивается в 35 тыс. лет, и ее изготовителями были неандертальцы. А ведь долгое время считалось, что неандертальцы не могли изготавливать никаких фигурок, поскольку их культура якобы не обладала никакими способностями к символической коммуникации.

Здесь, на берегах Луары, долгое время жили неандертальцы, от них остались места, где они разводили огонь и готовили пищу. И оказывается, они знали искусство, причем искусство символическое, абстрактное, что вполне сочетается с находками в пещере городка Арси во Франции, о которых мы рассказывали выше.

 

Неандертальцы были истинными творцами – «Стена львов» в гроте Шове во Франции 32–27 тыс. лет. До сих пор идут споры, созданы ли эти рисунки людьми современного вида, или неандертальцами

 

Шаг за шагом новые находки приближают нас к выводу о том, что неандертальская цивилизация была не ниже, чем наша. Хотя заметно отличалась от нашей.

Столь развитая культура неандертальцев как‑то не вязалась с представлениями о них как о существах «примитивных». И вот новое предположение: неандертальцы заимствовали у кроманьонцев многие технические достижения и навыки. В течение нескольких сотен лет неандертальцы создали собственную культуру, которую называют мустьерской. Мустьерская культура, получившая свое название по имени пещеры во Франции – стоянке неандертальцев, распространилась во время четвертого ледникового периода приблизительно 40 тыс. лет назад. Она включает немало разнообразных орудий, большая часть из которых изготавливалась при помощи отжимной техники – скребки, треугольные остроконечники, которые, возможно, использовались в качестве ножей, иглы для прокалывания кожи. Встречаются и округлые камни из песчаника, которые, возможно, скреплялись между собой веревкой и использовались как боласы – метательное оружие, изготавливаемое из веревки или длинной полосы кожи с шарами на обеих концах. Во время охоты при броске ремни опутывали ноги или шею животного.

Но никаких украшений в мустьерской культуре не встречалось. Но далее происходит неожиданное – сразу же после прихода кроманьонцев неандертальцы начинают пользоваться ожерельями из звериных зубов, подвесками, гравированными предметами, причем в точности такими же, какими пользовались кроманьонцы. Что это – заимствование, как предполагают многие специалисты, или просто еще один этап параллельного развития?

По сути, неандертальцы самостоятельно создали культуру, аналогичную кроманьонской. И сделали это незадолго до прихода наших предков в Европу. Между тем в течение 400 тыс. лет оба вида людей развивались совершенно самостоятельно. Самое разумное и естественное объяснение этого – заимствование. Если сравнивать неандертальцев и кроманьонцев в момент их параллельного существования, то неандертальская культура может показаться более примитивной или, по крайней мере, менее разнообразной. Что, как предполагается, и могло послужить одной из причин последующего исчезновения неандертальцев.

Итак, неандерталец уже не только выживал в окружающем мире, но ощущал, верил и переживал многомерность того пространства, в котором существовал. И он обладал, безусловно, высокоразвитой культурой.

 

«Вполне интеллигентный» неандерталец

 

Да и внешний вид неандертальца был также не столь дик, как можно было бы предположить. Широко известным стал опыт ученых А. Кэй‑ва и В. Страусса. Они предположили, что если заставить предполагаемого неандертальца принять ванну, надеть на него костюм, белую рубашку и галстук, он вполне сможет гулять по нью‑йоркскому метро, не привлекая к себе особого внимания. Его походка – практически полное прямохождение – смешали бы неандертальца с общей толпой. Возможно, чье‑то внимание привлекли бы слишком мощные надбровные дуги и несколько удлиненные руки, но такие типажи встречаются и среди современных людей. Более того, ученые сделали забавный фотомонтаж, «одев» неандертальца в современный костюм, галстук, белую рубашку и вложив в его карман газету – получился вполне современный джентльмен, правда, с немного грубоватыми чертами лица. [63, 348–363]. Более того, реконструкция предполагаемого облика неандертальцев год от года становится все «человечнее», ему придается осмысленное выражение глаз, черты лица становятся все менее грубыми, а «National Geographic» в 2005 г. опубликовал даже рисунок неандертальца с… рыжеватыми волосами и вполне «интеллигентным» выражением лица. Даже чисто психологически неандерталец, наконец, обрел полагающееся ему место «вполне человека».

 

Если неандертальца одеть, как современного человека, и вложить в карман газету, мало кто опознает в нем нашего предшественника

 

Впрочем, говорить о том, что неандерталец был в чем‑то «примитивнее» кроманьонца, нужно также с большой осторожностью. Так, объем мозга неандертальца был на 10–15 % больше, чем у человека современного вида. Конечно, величина объема мозга не свидетельствует непосредственным образом о более прогрессивном виде, существует такой фактор, как сложность нейронных связей в мозгу, но в любом случае большой объем мозга у неандертальцев – явное указание на их высокий потенциал развития. Который не был почему‑то реализован…

Может быть, из‑за неразвитости лобных долей мозга и отсутствия развитой коммуникации и произошло исчезновение неандертальцев? Но, с другой стороны, хорошо известно, что высокоразвитая вторая сигнальная система, в том числе и речь, заметно могут тормозить физические возможности человека, не случайно неандерталец был физически значительно сильнее, чем люди современного вида. Да и речь не является единственной возможностью для коммуникации между собой.

И вот неандерталец – этот «вполне человек» – исчезает с лица земли приблизительно 40–30 тыс. лет назад на удивление быстро и неожиданно. Еще примерно 30 тыс. лет назад последние представители этого племени ютились на самом юге Испании, в районе Гибралтара, в Пиренеях и горах Далмации.

Почему они покидают землю столь стремительно и практически сразу?

Широко распространенная гипотеза говорит о том, что неандертальцы были уничтожены более удачливыми конкурентами – кроманьонцами, которые буквально выбили их или вытеснили в неплодородные места, где те постепенно исчезли. Если исходить из чисто теоретических построений, то никаких других серьезных врагов у неандертальцев, которые обладали навыками коллективной охоты и сохранения огня, просто не могли существовать. И тогда на земле должны были разворачиваться просто грандиозные по тем масштабам битвы, когда кровожадные кроманьонцы (все‑таки – «каннибалы»!) выбивали неандертальцев, которые, по многим предположениям, могли быть вегетарианцами. Но здесь не все так просто, как говорит теория. Прежде всего, неандертальцы были значительно мощнее в физическом смысле, чем кроманьонцы, и технически выбить весь вид с лица земли было вряд ли возможно. Мышечная масса неандертальцев и их костное строение показывают, что они могли передвигаться значительно быстрее, обладали действительно «взрывной» физической силой, и весьма сомнительно, что их можно было одолеть в прямом столкновении. К тому же никаких следов массовых побоищ не обнаружено.

 

Практически все виды людей были каннибалами. Насечки на левой стороне бедра человека говорят о том, что они использовали инструменты, чтобы отделить плоть от костей

 

Хотя, безусловно, неандертальцы были каннибалами и поедали кроманьонцев – на их стоянках еще обнаружены кости кроманьонцев. Впрочем, такие «диетические пристрастия» были «взаимными» – на стоянках кроманьонцев находят точно также обглоданные кости неандертальцев. Вообще каннибализм является вполне обычным явлением ранней истории человечества, хотя не очень понятно, поедали ли неандертальцы пленников или просто подбирали ослабших конкурентов. Поразительным образом неандертальцы даже развивались быстрее, чем люди современного вида. Это было установлено, прежде всего, по изучению формирования зубной эмали у неандертальцев, которая развивалась на 15 % быстрее, чем у кроманьонцев, а значит, что и их общее развитие также шло ускоренными темпами. Известно также, что существует корреляция между формированием зубов и формированием мозга – уже к 15 годам они достигали своего расцвета [323]. Возможно, именно это и объясняет больший объем мозга у неандертальцев по сравнению с современным человеком. К тому же, по‑видимому, они должны были питаться очень хорошо. Они рано созревали, рано входили в период репродукции и вообще в этом плане развивались очень стремительно.

 

Они не мы, они – другие

 

Так могли ли неандертальцы каким‑то образом дать начало кроманьонцам? Или, по крайней мере, были ли они «близкими родственниками»?

Долгое время предполагалось, что неандертальцы и стали прямыми предками людей современного вида. Но даже сравнение материальной культуры показывало, что что‑то не так в этой версии. Прежде всего, неандертальцы использовали технику обработки камня, совершенно отличавшуюся от принятой у кроманьонцев, а ведь наследуются чаще всего именно навыки обработки орудий.

Но тогда получается, что неандерталец не был предком человека? И к появлению кроманьонцев не имеют отношения не только «примитивные» (более поздние) неандертальцы, но и «прогрессивные»? Тогда это было просто – параллельное человечество. И два человечества, две человеческие культуры, столкнулись, в результате чего одна была уничтожена другой.

В общем, уже в конце 80‑х гг. зародились сомнения в том, что неандерталец хотя бы на каком‑то этапе своего развития дал начало кроманьонцу – это действительно были два параллельных человечества. У них были даже разные традиции жизни. Например, неандертальцы, перемещаясь по пространствам Европы и доходя до Ближнего Востока и Палестины, не изготавливали орудия на месте, а за сотни километров несли с собой камни, заранее обработанные какими‑то мастерами в других краях.

Как бы ни казались близкими по внешнему виду кроманьонец и неандерталец, при более подробных исследованиях они оказываются очень далеки друг от друга. Новая сенсация пришла из университета в Цюрихе. Так, ученые университета Цюриха под руководством Марисии Понсе де Леон и Кристоф Цолликофера сравнили черепа двухлетнего неандертальца и соответствующего по возрасту маленького кроманьонца. Вывод был однозначен: черепные кости детей двух видов формировались совершенно по‑разному. И это свидетельствует о принципиальном различии в генофонде обеих рас.

 

Останки неандертальца, обнаруженные в пещере Ла Шапель‑о‑сэн во Франции в 1908. Их также первоначально приняли за останки больного старика

 

В 1987 году группа археологов из московских научных институтов под руководством доктора А. Головановой нашла в Межмайской пещере, что на Северном Кавказе, останки маленького неандертальца. Радиоуглеродный метод показал, что ребенок умер примерно 30 тысяч лет назад.

Спустя 13 лет в 2000 г. к исследованию костей приступили английские генетики. Вильям Гудвин и его коллеги из Центра идентификации человека в Глазго (Великобритания) исследовали геном неандертальского ребенка. Их работа позволила предположить, что неандертальцы и современный вид Homo sapiens – весьма отдаленные родственники.

По их мнению, окружающий кости известняк способствовал необычайной сохранности ДНК. Генетические структуры ребенка повреждены очень мало, как будто останки извлекли из вечной мерзлоты. Это позволило проанализировать геном неандертальца простым и дешевым методом, который широко применяется в криминалистике для идентификации личности.

Исследователи создали биологические микрочипы, настроенные на особо вариабельный участок генома неандертальца. Считается, что этот отрезок ДНК быстро меняется в процессе эволюции, а значит, лучше всего пригоден для изучения степени родства видов. Таким образом, В. Гудвин и его коллеги выяснили, что неандертальцы и люди разделились около 500 тысяч лет назад.

Гудвин заявил, что теперь можно поставить точку в дискуссии о нашем родстве с неандертальцами. Как известно, некоторые археологи и генетики утверждают, что десятки тысяч лет назад популяция современных людей поглотила неандертальцев. Исследование английских ученых не подтверждает это предположение. Генетики сделали вывод, что примерно 100 тысяч лет назад, проникнув из Африки в Азию и Европу, современные люди вытеснили все конкурирующие виды гоминидов. При этом представители Homo sapiens никогда не смешивались со своими древними предками, в том числе с неандертальцами [437, № 14 (568),7.04.2000, с. 15].

И это также означает, что у них не было совместного потомства, хотя долгое время предполагалось, что это возможно. Вопрос стоял так: пускай кроманьонец и неандерталец не являются родственниками, но возможно ли, что, когда древние люди распространялись на север (в Европу из Африки) 30 тыс. лет назад, они скрестились с неандертальцами, которые уже жили там? Но факт остается фактом – судя по датировкам современных находок, неандерталец и кроманьонец сосуществовали друг с другом по крайней мере на протяжении почти 10 тыс. лет. И то немало – по крайней мере, четверть всего срока существования человека современного вида на земле!

 

Даже не родственники?

 

Обсуждая долгое современное сосуществование неандертальцев и кроманьонцев на одном историческом отрезке, известный антрополог Дж. Шривс заметил: «Эти два физических вида не следовали один за другим во времени и не встречались друг с другом на краткий момент, когда один испытывал триумф, другой – закат. Они лишь продолжали идти бок о бок, но никогда не смешивались» [345].

Как долго продолжалось такое сожительство двух разных видов людей? Можно предположить, что поразительно долго, хотя здесь специалисты называют разные цифры. В качестве примера возьмем хотя бы один район – Испанию. Американский археолог Джэймс Бишоп, используя целый ряд передовых методов исследования, идентифицировал некоторые находки людей современного вида (т. н. кроманьонцев) на этой территории 40 тыс. лет назад. В то же время его французский коллега Жан‑Жак Юблин с не меньшей категоричностью заявил, что целый ряд останков неандертальцев, открытых на юге Испании в местечке Зафарья, может быть датирован 30 тыс. лет [345, 5–7]. Таким образом, перед нами со всей очевидностью встает поразительная проблема – как могли сосуществовать рядом друг с другом, на одной и той же территории два типа людей в течение по меньшей мере десяти тысяч лет?! Примечательно, что сами исследователи затрудняются ответить на этот вопрос. По сути, этот срок больше, чем история того периода, который принято именовать человеческой цивилизацией. Для сравнения напомним, что египетские пирамиды – одно из древнейших сооружений человечества – были воздвигнуты 7 тыс. лет назад, китайская цивилизация возникла около пять тыс. лет назад.

Примечательно, что не известно ни одного достоверного случая, когда какой‑нибудь представитель Homo sapiens в равной степени сочетал в себе черты как неандертальцев, так и кроманьонцев, что могло дать нам повод говорить об инбридинге. Трудно даже предположить, какой морфологией должен был бы обладать этот человек, появившийся в результате скрещивания, поскольку и неандерталец, и кроманьонец настолько похожи друг на друга, что всякие отклонения можно было рассматривать как результат вариаций.

В сущности, неандертальцы и кроманьонцы и не могли никак «смешиваться». Исследования последнего десятилетия продемонстрировали, что они не могли иметь общего потомства, либо, в лучшем случае, их отпрыски не могли иметь потомства. Не были ли они не последовательными, а именно разными ветвями человечества, абсолютно равноценными друг другу на определенном историческом отрезке?

Но чтобы подтвердить эти выводы, нужны были именно генетические исследования.

И эти исследования показали: на сегодня можно с очевидностью сказать – неандертальцы не были предками современных людей. Таковы выводы многолетних исследований, проведенных группой под руководством Сванте Паа‑бо, который возглавляет лабораторию генетических исследований в Институте эволюционной Антропологии имени Макса Планка в Лейдене. В 1997 году он вместе с группой исследователей из Мюнхенского Университета проанализировали АДН останков самого первого неандертальца, найденных в 1856 году. Возраст находки составляет 50 тысяч лет. Вывод был неожиданным: изучение 328 выявленных нуклеотидных цепочек выявило, что различия в генах между неандертальцами и современным человеком слишком велики – они просто не могли быть «родственниками». [232]

Исследования продолжились уже в Стэндфордском университете в 2003–2004 под руководством все того же неутомимого Сванте Паабо. Вывод оказался однозначен: смешения раннего человека и неандертальцев не происходило и не могло произойти.

Исследователи изолировали митохондриальную ДНК от четырех неандертальцев и пяти современных им европейских людей и не нашли никакого свидетельства значимого генетического перехода. [310]. И вот после долгих исследований в 2004 г. группа ученых (среди них – известные специалисты Д. Серр, M. Лангане) – делают однозначный вывод: «Нет никаких доказательств тому, чтобы митохондриальная ДНК неандертальца каким‑то образом была привнесена в современного человека» [342, 313‑7]. Как оказалось, они не были «даже родственниками».

Специалисты делают осторожный вывод: само по себе это не означает, что никакого смешивания вообще не могло быть, но это могли быть лишь единичные случаи, не повлиявшие сколь‑нибудь заметно на генетическое развитие кроманьонцев.

Итак, неандертальцы не породили кроманьонцев, не смешались с ними и вообще развивались параллельно, хотя и могли контактировать.

 

Неандертальцы среди нас?

 

Но тогда из‑за чего же они исчезли?

Прежде всего, спросим, а исчезли ли они вообще? Ряд исследователей полагают, что исчезли они не до конца – все же целое человечество не могло уйти с лица земли столь стремительно. Якобы остатки неандертальцев встречались вплоть до XVII в., а известный российский исследователь профессор Борис Поршнев полагал, что «снежный человек», или «йети», и есть представитель последних неандертальцев.

Здесь сложно не вспомнить многочисленные рассказы о йети – «снежных людях», в которых многие видят последних сохранившихся неандертальцев. В частности, такой версии придерживался известный российский историк Борис Федорович Поршнев (1905–1972), выдвинувший теорию, что саскуотч и его сибирский родственник «алмас» могут являться либо остатками, либо потомками неандертальцев. Именно Борис Поршнев являлся одним из пионеров научного изучения йети в мире, ему удалось снарядить официальную экспедицию на поиски «снежного человека». Первая экспедиция была отправлена на Памир, где, как казалось Б. Поршневу, и могли встречаться остатки этих странных существ. Отношение к исследованиям Б. Поршнева было крайне настороженным, к тому же сам Поршнев тонко подменил поиски собственно йети поисками доказательств в пользу его существования. Он расспрашивал местных жителей, искал следы этого существа, остатки пищи и стоянок. Все это он анализировал, подробно классифицировал, и все это его все больше и больше убеждало в существовании некоего существа. Чтобы как‑то обозначить его, Б. Поршнев возвращается к старым обозначениям, предложенным еще когда‑то Карлом Линнеем, – Homo ferus и Homo silvestris. Более того, обращаясь к древним и средневековым рассказам о странных диких существах, он высказывает предположение, что на самом деле речь идет не о каких‑то мифологических монстрах, но о неких доживших до наших дней «доисторических людях».

Первооткрывателем самой идеи существования некоего «доисторического» и ныне живущего существа является британский исследователь Давид Томпсон, который в 1811 обнаружил следы некоего «дикого человека». И вот уже почти два столетия не утихают споры и не прекращаются поиски этого существа, одним из названий которого стало «саскуотч». И это название очень точно отражает само отношение к нему. В мифологии индейцев Тихоокеанского северо‑запада, то есть США и Канады, саскуотчем именуют большое, покрытое волосами человекоподобное существо, обитающее в диких местах. Само слово «саскуотч» (se’sxac) в языках индейской сэлишской группы языков означает просто «дикарь». И таким образом к этому существу изначально относились именно как к дикарю, некоему дикому «дочеловеку». Ему сразу же отказали в разумности, равной человеческой, учитывая к тому же, что долгое время самих неандертальцев считали существами, стоящими заметно ниже современного человека. А поэтому и считали, что его можно поймать просто, как любое животное.

 

В конце XIX – начале ХХ в. неандерталец изображался похожим на одного из представителей «диких народов», которых открывали европейцы. И поэтому казалось, что многие народы Азии и Африки могли пойти от неандертальцев. Конечно же, это была ошибка – неандертальцы были совсем иным видом человечества

 

Но здесь всё, как и многое в антропологии, заключалось в неверной первоначальной посылке. Существа, что исторически предшествовали современному человеку, действительно были именно людьми – с высокой степенью разумности, хитрости, способности выживать, скрываться, создавать свою культуру. Они, возможно, оказались вытеснены в труднодоступные районы мира, уйдя туда, где наше человечество не селится. И встречи с ними являются лишь случайностью.

Но далеко не факт, что древние люди действительно вымерли. И речь идет не только о многочисленных упоминаниях «снежных людей», но о людях, которые жили среди наших современников. Так, например, в одном из средневековых склепов вместе с останками кольчуги и железными наконечниками копий было обнаружены останки весьма странного скелета. Журнал «Nature» даже опубликовал по этому поводу сообщение, автор которого утверждал, что обнаружены останки неандертальца, который, вероятно, жил среди воинов [359, 587].

Известный археолог Мери Шэкли из Лестерского Университета в Великобритании обобщила десятки фактов и пришла к выводу, что многие виды древних людей, которые считаются вымершими, на самом деле могут обитать среди нас [343, 37]. Особое внимание она обращала на исследования русского ученого В. Хахлова, который в начале ХХ в. неоднократно предпринимал экспедиции в поисках «снежного человека» и собрал массу свидетельств и описаний среди сибирских народов. И эти описания поразительно точно передавали черты древних людей: «Они среднего роста, все тело их покрыто волосяным покровом, лицо с очень низким лбом, мощными надбровными дугами и тяжелой нижней челюстью без подбородка. У них длинные руки и короткие ноги с широкими ступнями, причем большой палец на ногах короче остальных». Безусловно, это абсолютно точным образом напоминает предполагаемый облик неандертальцев. Впрочем, не только их. Дело в том, что все эти странные «волосатые существа» отнюдь не обязательно должны быть некими остатками неандертальцев. Мери Шэкли, в частности, предполагает, что часть этих существ значительно более древние, нежели неандерталец, скорее всего – представитель Homo erectus.

Стоит учитывать, что этих людей в основном ищут спорадически и нецеленаправленно. К тому же йети называли и продолжают регулярно называть «псевдонаучным фактом». Более того, снежного человека долгое время изображали похожим на страшную гориллу – дикое и опасное существо с длинными руками, короткими ногами, но обладавшее прямохождением.

Это существо многократно «встречали» и «видели», его даже фотографировали и снимали на пленку, например, самым известным стал фильм Роджера Паттерсона, сделанный в местечке Блаф Крик в Калифорнии в 1967 г. Ходили рассказы и о совместном потомстве йети (саскуотча) и обычных людей, на Кавказе и в других местах даже показывали могилы, где захоронены эти потомки. И все же никаких реальных подтверждений этому факту не было найдено.

Но вот интересные подробности – описания этого существа чаще всего разнятся. Иногда речь идет об огромном, более чем двухметровом монстре, оставляющем следы почти 60 см длиной и 20 шириной и неприятный запах. Иногда же рассказывают о небольших существах – несколько меньше обычного человеческого роста. Объяснение этому попыталась дать ученая Мари‑Жанн Кофманн – француженка, когда‑то жившая в России, бывшая даже капитаном Красной Армии и участвовавшая в военных действиях на Кавказе. В 1958 г. Мари‑Жанн принимает активное участие в экспедициях и исследованиях Бориса Поршнева и хорошо знакома с аналогичными исследованиями американца Тома Слика и других энтузиастов поисков йети. Она высказывает предположение, что речь может идти не об одном, а сразу о нескольких «потерянных» видах человечества.

Действительно, почему мы считаем, что следы, обнаруженные в разных районах земного шара – в США и Канаде, на Тибете и Памире, в Сибири и на Кавказе, должны принадлежать именно одному конкретному виду (если, естественно, допустить его существование вообще)? Все предыдущие рассуждения показали нам, что на земле параллельно обитали несколько видов людей, а этом значит, что, вполне вероятно, существа, встречающиеся в разных районах земного шара, являются последними представителями разных видов предыдущего человечества. Именно поэтому нередко их описания так серьезно различаются между собой. Это к тому же согласуется и с данными, что сами неандертальцы могли иметь несколько подвидов, а параллельно с ними, например, на Яве существовали совсем иные типы людей, не имевшие к неандертальцам никакого отношения.

Пока не обнаружен последний живой неандерталец или подобный ему вид, мы никогда с уверенностью не сможем сказать, что столь популярные йети, сакскуотчи, китайские ежэнь и другие подобные существа действительно пришли не из фольклорных рассказов, а являются остатками предыдущих людей. Но, как ни странно, это и неважно (хотя, конечно, и любопытно) – дело в том, что мы сегодня абсолютно точно знаем, что «дикие люди», которые по своему истоку даже предшествовали неандертальцам, встречались с людьми современного вида. Например, на Яве, в Индонезии и, возможно, в Китае.

Следуя принципу дивергенции, когда близкие виды из‑за конкуренции не могут жить внутри одного ареала, «йети» стали существовать как бы в противофазе к современным людям. Они живут в одиночку в отдаленных местах, ведут в основном ночной образ жизни, избегают встреч с людьми. Возможно, они не обладают речевыми навыками, как и неандертальцы древности, и передают информацию при помощи телепатической связи – не случайно все описания встреч с «йети» сопровождаются рассказами об ощущении приближения некоего непонятного ужаса. И это значит, что последние неандертальцы бродят где‑то в затерянных местах и горах, избегая встреч со своим противником – соврем<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.