Неандертальцы – не предки, но конкуренты — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Неандертальцы – не предки, но конкуренты

2022-09-11 33
Неандертальцы – не предки, но конкуренты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Новые открытия не проясняют ситуацию, но создают только новые проблемы. Они показывают неожиданную картину: выяснилось, что на определенном этапе исторического развития, приблизительно еще 35–25 тыс. лет назад, неандертальцы и кроманьонцы жили одновременно. Таким образом, неандерталец не мог непосредственно «перерасти» в человека современного вида. Так куда же поместить неандертальца на древе эволюции, если он был современником кроманьонца?

Классическая антропология в течение десятилетий утверждала, что неандерталец является переходным звеном к кроманьонцу. Приблизительно 40–35 тыс. лет назад одна из неандертальских ветвей где‑то на территории Европы, возможно, Палестины, дала начала первым кроманьонцам. Впрочем, и здесь существовало много неясностей. В частности, многие исследователи замечали так называемый «регресс неандертальца» – более поздние неандертальцы, по времени ближе стоящие к кроманьонцам, оказывались по своему строению более примитивными, чем ранние неандертальцы. Неужели у неандертальцев идет некое парадоксальное «обратное развитие»? Тогда это можно считать небывалым явлением в живой природе: хорошо известны случаи, когда живые виды вымирали и исчезали из‑за плохих природных условий или проигрывали конкуренцию собратьям, но никто никогда не слышал, чтобы развитие вида двигалось в обратном направлении! А неандерталец, казалось, поступал именно так: несколько утрируя ситуацию, можно сказать, что он упорно двигался «назад к обезьяне». И при этом парадоксальным образом породил человека современного вида. Полная неувязка…

Стремясь объяснить эту неувязку в эволюционной теории, Л. Лики предположил, что в какой‑то момент, вероятно, 100–150 тыс. лет назад, одна из групп ранних неандертальцев («прогрессивные») начала свое развитие в сторону современного кроманьонца. Другие же группы («примитивные») постепенно деградировали, стагнировали и, превратившись в т. н. «поздних неандертальцев», в конце концов исчезли. Именно «примитивные» неандертальцы существовали одновременно с кроманьонцами.

Так значит, кроманьонцы просто постепенно поглотили неандертальцев? Но как показали современные исследования, от союза между неандертальцами и кроманьонцами не могло рождаться общего потомства – они были слишком разными.

А предположение о том, что ранние, «прогрессивные» неандертальцы дали начало людям современного вида, а их более поздние, «примитивные» формы затем вымерли? При более внимательном рассмотрении такое предположение представляется по меньшей мере нелогичным. По сути, оно говорит о том, что наряду с прогрессивной эволюцией («перерастание» неандертальцев в кроманьонцев) существует и обратный процесс – деградация целого вида. Причем этот вид вымирает не от стихийных бедствий или войн, что, в общем, встречается в живой природе, но от полной деградации.

 

Эрик Тринкаус – один из самых прославленных исследователей неандертальцев, считает, что неандертальцы питались исключительно мясом и их вряд ли насчитывалось более нескольких десятков тысяч человек

 

К тому же «прогрессивность» неандертальца была значительно выше, чем предполагалось ранее. Неандертальцы жили стаями (племенами?), ходили в шкурах, использовали иглы и огонь для изготовления пищи. Судя по обнаруженным каменным орудиям, у неандертальца была хорошо развитая кисть. Его владение кистью руки немногим отличалось от современного человека и, скорее всего, он мог выполнять очень тонкую работу за счет того, что, в отличие от всех своих предшественников и предполагаемых предков, он мог соединять кончики двух пальцев, а значит, и удерживать очень мелкие предметы.

Конечно, неандертальцы отличались от людей современного вида – у них был покатый лоб, низкий свод черепа, массивные надбровные дуги, отсутствовал подбородочный выступ на нижней челюсти. Они обладали широким носом, скорее всего – с небольшой горбинкой, с ноздрями, несколько вздернутыми вверх. Средний рост мужчин составлял 1,65 м, женщины были приблизительно на 10 сантиметров ниже. Мужчины весили около 90 кг и были чрезвычайно сильны, с массивным мышечным каркасом. Некоторые кости конечностей несколько искривлены по сравнению с современными людьми, есть отличия в строении позвоночника. У них были несколько иные пропорции тела, в частности, более короткие предплечья и голени. И все же их отличия от современных людей были не столь существенны, чтобы отнести их к неким «примитивным существам».

Долгое время считалось, что, в отличие от кроманьонцев, неандертальцы были мирными вегетарианцами. Они не охотились на животных и тем более на себе подобных. Иногда картина рисовалась почти идиллическая – на многих изображениях, реконструирующих быт неандертальцев, можно было видеть неандертальцев, собирающих плоды и мирно кормящих ими своих детей.

Однако в конце 1999 – начале 2000 г. группа при участии Эрика Тринкауса на основе анализа костей пришла к выводу, что неандертальцы питались исключительно мясом. Оказалось, они отнюдь не были мирными добродушными вегетарианцами. За основу исследований были взяты черепа из пещеры Виндиджа в Хорватии, чей возраст составлял 28 тыс. лет. Исследователи оценивали содержание белка в костях, при этом для сравнения изучались кости травоядных и плотоядных животных, которые были современниками неандертальцев. Результаты оказались парадоксальными: неандертальцы не просто ели мясо, но питались им постоянно, практически игнорируя вегетарианскую пищу.

Сам Э. Тринкаус считает, что результаты его исследований говорят в пользу того, что неандертальцы находились на довольно высоком уровне развития и их вряд ли стоит считать «недочеловеками». Такое количество мясной пищи свидетельствует о том, что неандертальцы должны были быть хорошими охотниками, обладать достаточным умением, чтобы убить мамонта и изготовить различные типы оружия [437, № 25 (579), 23.06.2000, 15].

 

Молчащий неандерталец

 

Могли ли неандертальцы говорить? Ведь речь нередко рассматривается как очевидный показатель развития интеллекта и способности передачи знаний, а значит, и наследования накопленной информации. Теоретически, неандертальцы могли говорить, поскольку речевые центры в мозгу у них очень близки к тем, которыми обладаем мы. Но вот говорили ли они в действительности?

Кажется, этот «Человек разумный» скорее всего не умел говорить. Или в этом не было необходимости как в форме коммуникации. Это тем более поразительно, поскольку считается, что именно речевые функции и способность более полно передавать информацию и накопленные знания через речь способствуют развитию человеческой культуры. Но возможно и другое – речь нельзя считать явным указателем не только на род Homo, но даже на вид Homo sapiens.

Долгое время было принято считать, что неандертальцы обладали речью, хотя и не столь развитой, как у людей современного вида. Именно наличие речевых функций способствовало развитию взаимодействия среди неандертальцев и вело к их эволюционному развитию в сторону кроманьонцев. Однако это утверждение оказалось не столь однозначным.

Так умели ли они в действительности говорить, ведь до нас дошло немало останков неандертальцев, в том числе и черепных коробок? Оказалось, что, изучая одни и те же останки, можно придти к абсолютно противоположным выводам. В 1998 г. абсолютно параллельно и независимо друг от друга за изучение этого вопроса взялись группы исследователей из Университета Дьюка и Калифорнийского университета в Беркли. И пришли к совершенно разным выводам! Ученые из Университета Дьюка сделали заключение, что строение черепа неандертальцев позволяет предположить, что они владели речью. Калифорнийские ученые целиком отрицают такую возможность, решительно заявив, что неандертальцы говорить не могли.

 

Схематическое сравнение черепов неандертальца и современного австралийца, из Вестерн Порта, неподалеку от Мельбурна, сделанное Т. Гексли в 1863 г. Тогда казалось, что они очень близки как по своему виду, так и по своему образу жизни

 

Обе исследовательские группы обнаружили в черепах неандертальцев обширный гипоглоссальный канал. Это отверстие содержит у приматов нервный узел, необходимый для управления тончайшими и разнообразными движениями языка, необходимыми для воспроизведения речи. Однако у современных гориллы и шимпанзе размеры канала и объем нервной ткани в нем намного меньше, чем у человека.

Ученые из Университета Дьюка обнаружили, что гипоглоссальный канал неандертальцев по размеру почти не отличается от человеческого, из чего они и сделали вывод, что неандертальцы могли обладать, по крайней мере, зачатками речи.

Однако ученые группы Дэвида де Густа из Калифорнийского университета не установили прямой связи между размером гипоглоссального канала и речевой способностью антропоида. Изучив черепа 15 видов современных и вымерших приматов, они пришли к выводу, что размеры гипоглоссального канала не всегда соответствуют развитию обезьян и гоминидов. В частности, оказалось, что у гиббона такой канал вдвое больше, чем у человека, хотя ни о каких зачатках самостоятельной речи у гиббона говорить не приходится.

Сопоставление размеров предполагаемого объема нервной ткани, содержавшейся в канале у неандертальцев, с таким же нервным узлом у человека, по мнению калифорнийских ученых, также не доказывает способность неандертальцев к речи [437, 26.02, 1999, № 8(510)]. Если эти выводы правильны, то Homo sapiens sapiens оказывается единственным существом, наделенным развитой речью. Это тем удивительнее, что морфологические различия между неандертальцем и кроманьонцем ничтожны, более того, они принадлежат к одному виду. Это говорит также о том, что не всегда возможно сделать однозначно правильный вывод из строения органов тела: в нашем случае гиббон должен обладать более развитой речью, чем человек. Почему же тогда Homo sapiens sapiens «заговорил», в отличие от неандертальца? Этот вопрос не имеет в настоящий момент однозначного ответа, объяснения, касающиеся лучшего способа коммуникации, взаимодействия, развития интеллектуальных способностей являются лишь не более чем нашими предположениями. Тем не менее это служит еще одним доказательством того, что неандерталец был лишь параллельным видом, а не предком современного человека.

 

Им было доступно священное

 

Как только начались активные исследования неандертальских поселений, открылась неожиданная подробность, которая до сих пор представляет собой одну из величайших загадок того поколения человечества – они обладали верованиями, поклонениями и ритуалами.

У современного человечества отобрали еще один признак его высокой и эксклюзивной разумности – веру, знание о священном и прямую беседу с Богом.

Если все это сопоставить с тем фактом, что неандертальцы не были нашими прямыми предками, то это демонстрирует, что рядом с нами жило человечество, которое было не менее духовным и не менее «богобоязненным», чем наше. Пускай они не создали роскошных храмовых построек и не написали священных книг, но очевидно, что особое чувство священного было им хорошо знакомо. Возможно, даже более чем нам – естественность их жизни позволяла самым непосредственным образом общаться с высшими силами.

У них – и это очень важно! – были свои погребальные ритуалы. Само наличие в культуре погребального ритуала говорит о многом. Такой ритуал возникает как внешнее оформление представлений о возможности загробной жизни и о ценности самой человеческой жизни. У животных понимание ценности жизни отсутствует, там действуют инстинкты самосохранения, у людей же впервые появляется разделение миров на «наш» – земной – и некий потусторонний мир, куда отправляется душа человека. И погребальные ритуалы, а также рисунки на стенах, изготовление ритуальной утвари и многое другое нацелены на то, чтобы установить, а затем и не утратить связь с иным миром, с теми, кто ушел из этой жизни. Само по себе это требует очень сложных и во многом абстрактных построений, предполагающих наличие невидимого, духовного мира. Таким образом, верования или, что будет более точным, религиозность как особое мироощущение развивалась еще в неандертальском обществе, постепенно перерастая в более поздний шаманизм.

 

Погребение неандертальцев в пещере Кафзех, недалеко от Назарета, которому ок. 100 тыс. лет. Они хоронили своих умерших в соответствии с разработанными ритуалами

 

В захоронения, запечатываемые надгробными плитами, неандертальцы клали цветы, а тела умерших укладывали специальным образом, возможно, ориентируя их по сторонам света, как это встречается в ранних культурах. Обнаружены целые захоронения из черепов пещерных медведей, положенных один на другой, что говорит о сложных магических представлениях неандертальцев. Неандертальцы носили украшения из зубов животных! – вот это действительно неожиданный прогресс по сравнению со всеми другими предшественниками современных людей. Само украшение свидетельствует в древности не столько о приверженности неандертальцев к какой‑то «первобытной эстетике», сколько об особой охотничьей магии, верованиях в защитную силу амулетов.

Они действительно пребывали в мире священного, абсолютно не отделяя себя от него, как это можно сегодня встретить у некоторых народов Австралии, Индонезии или Африки. Они ощущали себя интегральной частью некоего священного пространства, вероятно, даже не осмысливая его. Ведь начать осмыслять – это значит потерять.

В неандертальских погребениях в долине Лапедо в Португалии тела умерших покрывали красной охрой, цвет которой ассоциировался с кровью и символизировал, скорее всего, не столько саму смерть, сколько возможность продолжения жизни в ином состоянии, – эту традицию можно встретить в ранних культурах людей современного типа. В этом же погребении рядом с телом четырехлетнего ребенка обнаружены просверленные кости оленей и раковины моллюсков, само же тело было положено на особого рода кровать из растений [378, 32]. Поразительным образом неандертальцы по крайней мере 25–30 тыс. лет назад уже обладали развитыми представлениями о загробном мире, их ритуалы были близки к современным погребальным культам, и даже сам способ захоронения повторял погребения людей современного типа, распространенные практически по всей Европе. Что это – преемственность?

Более того, магия смерти как особое представление о многомерности жизни, безусловно, была развита у неандертальцев по крайней мере не меньше, если не больше, чем у современных людей. И все новые и новые находки углубляют представления о зарождении этих представлений у неандертальцев. В 2003–2004 гг. были найдены кости и черепа, возраст которых около 160 тысяч лет и которые после смерти были тщательно отполированы. Оказывается, и «другие люди» тоже готовили своих родственников к путешествиям в мире смерти.

 

Цивилизация неандертальцев

 

Когда мы произносим слово «цивилизация», обычно рисуется что‑то грандиозное… Мы привыкли представлять цивилизацию как совокупность городов и ритуальных построек, системы управления обществом и централизованной власти, наличия разделения труда и создания большого и развитого хозяйства. И сегодня с трудом представляем, что на земле может существовать вообще совсем иная цивилизация. Цивилизация, обладающая совсем другими характеристиками и чертами.

Например, достаточно представить, что все коммуникации между людьми происходят не при помощи речи, а через телепатическую связь, и тотчас исчезает целый «видимый» пласт цивилизации. Например, отпадет необходимость в письменах и книгах, в создании телефона и всяких проводных и беспроводных сетей. И возникает цивилизация, очень далекая от технократического развития. Ведь если то, что уже существует, позволяет человеку жить вполне спокойно и счастливо, то и не имеет смысла создавать что‑то иное. Все это оказывается лишь неоправданным излишеством. И от такого человечества останется очень мало следов – разве что только костные останки и некоторые орудия труда.

Современное человечество, живя на земле в десятки раз меньше своих предшественников, самым поразительным образом сумело создать массу излишеств, которую само же и вынуждено обслуживать. Вступив однажды на путь отделения себя от природного мира, мы оказались прокляты тем, что вынуждены создавать самые разные механизмы, обслуживать их, создавать механизмы для создания механизмов, обслуживать и их – и так до бесконечности.

Вот, например, речь как способ передачи информации. Сегодня у современного человечества она стала едва ли не единственным подобным способом общения, и под него подстроено всё – письменность, кодирование сигналов по сетям и даже различного рода священные тексты как способы передачи знания. Это – особого рода «знаковая цивилизация», построенная на сложных законах семантики, требующая постоянно «отображать мысль». Это не только книги и фильмы, но и религиозные постройки (знак высшего божества), статуи (знак славы), административные здания (знак власти), надгробные обелиски (знак памяти о предках) и многое другое.

Вообще многочисленные рассуждения о священном и о божественном говорят обычно о том, что само это священное уже утрачено. Оно уже не живет где‑то внутри, поскольку человек безвозвратно отпал от него. Именно тогда в страхе потерять даже его остатки люди пишут сакральные книги, создают систему тайных знаков и собираются внутри религиозных сообществ.

Современный человек вынужден уже сам себе объяснять, что такое «божественное» – разве не на этом базируются все религиозные проповеди и священные книги? А объясняя, пытается заключить в слова то, что превосходит эти слова и знаки в миллионы раз. Объясняя, он теряет. Выраженное словами и знаками, безвозвратно отдаляется от изначальной природной естественности.

В противоположность этому, ни одно животное никогда ничего не «объясняет», в нем изначально самим божественным или природным механизмом заложены необходимые для жизни навыки. Неандертальцы были, скорее всего, частью той природной цивилизации, где не было необходимости ни в развитых коммуникациях, ни в объяснениях, ни в монументальных постройках. Они знали о божественном, но не рассуждали о нем, технически они могли создавать дома и храмы, но не чувствовали в этом потребности. Они находились еще как бы «внутри» этого целостного мира, мы же стоим уже «снаружи», и об этом очень точно говорит предание об «изгнании из Эдема», отпадении от божественного начала.

Жилищ, скорее всего, неандертальцы не строили и жили в пещерах. Земледелием не занимались. Зачем? – ведь вокруг и так полно пищи, а поле приходилось бы все время обрабатывать и бороться с птицами, что склевывали бы урожай. Основным источником пищи было собирательство – они в основном питались кореньями и плодами. Так может быть, они были удачными охотниками? Скорее всего, нет, как и большинство современных аборигенов, охотились они не очень успешно и чаще подбирали павших животных. На стоянках неандертальцев находят главным образом тщательно раздробленные и обглоданные кости разной дичи.

Они жили не так, как мы, и не потому, что были более «дикими», они просто жили в другом пространстве бытия. И хотя эти люди оставили после себя некоторые росписи и, может быть, умели говорить, они создали совсем иной тип цивилизации – внеречевой, внезнаковый. И именно этим – характером цивилизации – мы и отличаемся от них.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.