Афинский полис во времена Перикла — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Афинский полис во времена Перикла

2022-09-01 25
Афинский полис во времена Перикла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Демократические преобразования, начатые в Афинах в конце второй четверти V в. Эфиальтом (462/461 г. до н. э.), были продолжены после его убийства, (возможно, теми, кто не простил ему преследований ареопагитов). В 451/450 г. до н. э. по инициативе Перикла принят закон, предоставлявший право гражданства только тем лицам, чьи мать и отец происходили из аттических демов. В близкое время введена оплата судьям, участвовавшим в работе дикастерий. Судебные функции, ранее сосредоточенные в руках Ареопага, перешла под контроль демоса. Кроме того были созданы суды по демам, которые рассматривали, вероятно, незначительные частные дела.

 

Лидер афинян Перикл

 

«Перикл, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом. Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость. По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина», – так писал происходивший из очень знатного рода историк Фукидид, сын Олора, кровными узами связанный с Мильтиадом, Кимоном, с противником Перикла Фукидидом, сыном Мелесия (Фукидид, II,65).

О личной жизни Перикла, происходившего по материнской линии из древнего рода Алкмеонидов, известно не очень много. Он дважды был женат. Вторая его жена Аспазия – милетянка), поэтому по полисным традициям брак с ней не являлся законным. Будучи богатым, Перикл отличался бережливостью. Это вызвало даже противоречия с его сыном от первого брака Ксантиппом, который, наделав долгов, упрекал отца за то, что тот не соглашается их оплачивать. Среди друзей Перикла можно назвать историков (Геродота) и архитекторов (Гипподама, по проекту которого перестроен Пирей), его учителя философа Анаксагора, считавшего, что природные явления происходят без вмешательства богов, и предсказавшего солнечное затмение в 431 г. до н. э.) и скульпторов (Фидия, участника грандиозной строительной программы на Акрополе). Распоряжаясь значительными средствами союзников, Перикл стремился, чтобы даже его личные расходы были известны афинянам: все, производимое на его землях, он продавал, покупая затем необходимое для личного хозяйства. Современники отмечали также, что он был скромен в быту, не расточителен, редко выступал на народных собраниях, поэтому его охотно слушали; речь его всегда была убедительной и «гордой за родной полис». Он стремился служить согражданам, получая в награду их уважение. Примером гордости за афинскую демократию является речь Перикла во время похорон воинов, погибших в начале Пелопоннесской войны (в передаче Фукидида). Эта речь является своеобразной программой выдающегося стратега.

Обращаясь к собравшимся, Перикл старался напомнить о славных делах предков, создавших могущество государства, которое нужно охранять. «Государственные наши порядки не следуют чужим обычаям: мы скорее сами подаем пример, чем подражаем другим. Называется наш строй народовластием, потому что зиждется не на меньшинстве, а на большинстве народа. Законы наши в частных делах всем дают нам равные возможности. Уважением у нас каждый пользуется по заслугам, и ни поддержка приверженцев не приносит больше успеха, чем собственная доблесть, ни скромность звания не мешает бедняку оказать услугу государству» (Фукидид, I,37).

В этих словах содержится кредо жизни Перикла – заслуги каждый получает согласно его гражданской доблести. Однако Перикл, руководя демократическими Афинами в период наивысшего расцвета государства, знал, как может быть непостоянен народ, собирающийся на площади народного собрания, как подозрителен он к своим лидерам. Возможно, поэтому он боялся, что спартанский архогет Архидам во время вторжения в Аттику (в начале Пелопоннесской войны) не разорит его земли, поскольку он был его другом.

Перикл единственный среди афинских лидеров, который в отступление от полисных традиций, начиная с 444 по 429 г. до н. э., ежегодно избирался стратегом. Но только до тех пор, пока политика его не шла в разрез с интересами демоса. Перикл умел оценивать ситуацию, видел неизбежность столкновений со Спартой, но ему противостояли другие лидеры, боровшиеся с ним за влияние на демос, стремящиеся удовлетворить свое честолюбие. Не всегда мог осознать демос то, что предвидел стратег, проявляя во многих начинаниях осторожность. Так, собственно, было во время его первого мероприятия после избрания первым стратегом: организации колонии Фурия неподалеку от разрушенного в 510 г. до н. э. Сибариса[10]. Поводом для создания нового города послужило обращение потомков сибаритов – возродить город – к Спарте, которая не захотела услышать просителей, и Афинам. Но, чтобы не ссориться со спартанцами, которые имели влияние на дорийские центры региона (Кротон и Тарент), колонии был предан статус общеэллинского поселения: участие в его создании принимали наряду с афинянами фиванцы и жители Пелопоннеса.

Обратим внимание на одну деталь: все знаменитые политические деятели афинян происходили из аристократических родов, все они обладали честолюбием. Но их «положение реальных политических лидеров зависело от степени их усилий и заслуг в защите государственного дела афинян, т. е. демократии... Основанием невероятного успеха Перикла, на протяжении многих лет единолично направлявшего афинский государственный корабль, было проведение широкой социальной программы, включавшей в интересах различных слоев афинского народа и вывод военно-земледельческих колоний, и организацию больших строительных работ, и устройство зрелищ, и раздачу денег для самых низов гражданского населения», – пишет, оценивая деятельность Перикла, Э. Д. Фролов, отмечая, что непомерные политические амбиции, противоречия между лидерами, демосом (народом) гасились судебными разбирательствами, контролем за деятельностью магистратов, ибо только находясь на выборной должности можно было удовлетворить честолюбие. В процессе создания полиса был заложен компромисс между демосом и аристократией (при Солоне, Клисфене), сохранению его способствовало правило: “Ничего слишком” и следование законам, в равной мере соблюдаемым каждым гражданином. Но «трагедия афинской демократии (о блестящем периоде которой свидетельствует V в. до н. э.), – продолжает историк, – и вообще античной демократии заключается в том, что она не смогла подготовить себе надлежащих руководителей из собственной, народной массы»[11]. Демократия существовала до тех пор, пока демос был достаточно силен и сплочен, а его лидеры служили прежде всего ему, получая в награду уважение и почет. Как только политические деятели стали ставить на первое место служение себе, используя свое положение, а демос стал менее сознательным, живущим сегодняшним днем и поддающимся демагогии, античная демократия пришла в упадок. Но это уже другая история – последняя страница V в. до н. э. – события Пелопоннесской войны. Однако прежде, чем мы откроем ее, посмотрим, что же было создано в «век Перикла», что оставил человечеству этот период. Но при этом будем помнить, что юридическое равенство существовала не для всех живших в Афинском государстве: метеки (эллины, но не граждане Афин) не имели прав, им только в исключительных случаях даровалось гражданство, не принимали участие в общественной жизни женщины, исключены были из жизни полиса и рабы, труд которых использовался в рудниках Лаврия, во время строительства кораблей, возведения общественных построек и в ремесленной мастерской (эргастерии).

Итак, на каких принципах основывалась демократия эпохи Перикла. Вся полнота власти – принятие законов, избрание магистратов, контроль за их деятельностью, исполнение судебных функций, в том числе высший политический суд, принадлежали демосу, все важнейшие дела решало Народное собрание. Оно принимало решение о сборе налогов (чрезвычайный налог – эйсфора, впервые упомянут в 434/433), об объявлении войны и заключении мира. Состоятельные граждане должны были исполнять литургии. Существовавший принцип пробулевсис (предварительное обдумывание) не нарушал прерогатив власти народное собрание, ибо любой присутствующий на экклесии гражданин мог предложить поправку к проекту или внести свое предложение. Кроме того процедура графэ параномон предусматривала возможность преследовать в судебном порядке автора постановления и лишения законной силы декрета. Официальные документы записывались на каменных стелах, зачитывались на Народном собрании, поэтому большое значение имела магистратура секретаря. В филах, тритиях и демах имелись собственные магистраты. Значительное число граждан участвовало в работе гелиэи, куда поступали дела после предварительного расследования одним из магистратов (в некоторых источниках число гелиастов оценивается в 6.000).

Следует заметить, что широкое участие в политической жизни граждан было возможно благодаря значительному числу рабов. Это, безусловно, не означает, что граждане не участвовали в создании материальных благ государства: многие мелкие собственники трудились в одной мастерской со своими рабами, но существовали и крупные эргастерии. В полисе имелись свободные, но не граждане – метеки. В эпоху Перикла в Афины из Сиракуз прибыл отец будущего судебного оратора Лисия (о нем речь пойдет ниже. К 30-м гг. V в. до н. э., полагают некоторые историки, в Аттике обитало около 300.000 человек, из них около 100.000 (возможно, больше– рабы, около 50.000 – члены семей метеков; граждане (мужчины старше тридцати лет) составляли около 17.000 (6% населения). Всего членов семей граждан могло насчитываться около 150.000.

Храмы и их создатели

В 454 г. до н. э. Народное собрание по предложению Перикла приняло постановление – откладывать часть фороса в казну богини Афины. Эти средства должны были пойти на возведение построек на Акрополе, храмы которого пострадали во время вторжения персов. Первой из них стал небольшой храм Афине–Победительнице, сооруженный в 450 г. до н. э. К 449 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом, скульптором Фидием разработан план строительства на Акрополе, которое продолжалось до 432 г. до н. э. и потребовало 6300 талантов.

Самым величественным сооружением стал храм Афины–Девы (Партенос) – Парфенон, перед которым была установлена скульптура богини, изваянная Фидием. Одновременно с возведением Парфенона началось строительство театра, а архитектор Мнесикл приступил к созданию величественных Пропилей – торжественного входа на возвышающуюся над долиной скалу Акрополя. (Высота скального плато 70–80 м, длина 300, ширина 130 м.)

В последующем неподалеку от Парфенона строится Эрехтейон, посвященный мифическому герою Аттики Эрехтонию и Посейдону (421–395 гг. до н. э.). На южном склоне скалы Акрополя в 429 г. до н. э. возникает Асклепион. При Перикле здесь же было построено святилище Диониса, рядом с которым в IV в. до н. э. сооружается еще один театр, вмещавший до 17 000 зрителей. Позднее перед Пропилеями были установлены постамент и бронзовая квадрига (II в. до н. э.).

Время не пощадило памятники Акрополя. Асклепион и театр Перикла сгорели во время осады Афин римским полководцем Корнелием Суллой в 86 г. до н. э. Последующие ремонтные работы меняли облик зданий Акрополя: театр Перикла был восстановлен в 65–52 гг. до н. э. царем Капподокии Ариоварзаном II Филопатром. Около 160 г. н. э. афинянин Герод, сын Аттика, построил в память умершей жены еще один театр, носящий в наши дни его имя.

Указ императора Феодосия о запрещении отправлять языческие культы в 429 г. н. э. нанес удар по постройкам на священной скале афинян.

В 535 г. творение Фидия – Афина Промахос (Воительница) была увезена в Константинополь, где должна была украсить ипподром. В VII в. Парфенон был превращен в храм Св. Софии, перестраивались и другие сооружения Акрополя в христианские церкви.

В 1394 г. Акрополь был захвачен турками, сменившими здесь венецианцев. В скором времени начинается турецко-венецианская война: Акрополь – природная крепость переходил из рук в руки. Наконец, после длительной осады (1456–1458 гг.) турки вновь овладели Акрополем и превратили Парфенон в мечеть. В Эрехтейоне были устроены склад пороха и дом начальника гарнизона. Хранился порох и в Пропилеях. Следующий непоправимый удар нанесен памятникам в 1686 г.: во время турецко-венецианской войны пушечное ядро попало на Акрополь. В начале XIX в. посол Великобритании лорд Томас Брюс Эльгин с разрешения султана отколол с фронтона Парфенона украшавшие его мраморные плиты с рельефами и перевез их в Лондон, где они хранятся и поныне в Британском музее. Были увезены также и другие древности, украшавшие Акрополь, среди них одна из кариатид Эрехтейона.

Но, несмотря на удары времени, Акрополь и в наши дни свидетельствует о величии замысла Перикла, таланте зодчих и архитекторов, поражает взоры всех путешественников.

Одно из описаний этого грандиозного ансамбля принадлежит Павсанию, создателю «Описания Эллады», которое называют «неприкрашенным отчетом о состоянии Греции II в. н. э.».

Вот как описывает Павсаний созданное в эпоху Перикла: «На Акрополе есть один только вход; так как весь Акрополь – отвесная скала и обнесен крепкой стеной. Пропилеи имеют крышу из белого мрамора и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего... Много другого поразительного видел я на Афинском Акрополе, медного «Мальчика» работы Ликия, сына Мирона, который держит в руках сосуд со священной водой, и «Персея» Мирона, совершившего свой подвиг и убившего Медузу. Там есть святилище Артемиды–Брауронии; статуя ее – творение Праксителя... Все, что изображено на фронтоне (Парфенона) относится к рождению Афины; задняя же сторона изображает спор Посейдона с Афиной из-за этой земли. Сама же статуя ее сделана из слоновой кости и золота. Посередине ее шлема сделано изображение Сфинкса... Статуя Афины изображает ее во весь рост; у нее на груди голова Медузы из слоновой кости; в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке – копье, в ногах у нее лежит щит, а около копья – змея; эта змея, вероятно, Эрехтоний... Есть в афинском Акрополе статуя Перикла, сына Ксантиппа, и статуя самого Ксантиппа, который победоносно сразился с мидийцами у Микале» (Павсаний, XXII–XXV).

На создание ансамбля Акрополя ушло около 40 лет. Защищая свою программу, Перикл убеждал сограждан, что «город достаточно снабжен необходимым для войны (не будем забывать, что строительство началось во время Персидской войны), поэтому излишек денежных средств следует употребить на постройки, которые после своего окончания доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их благосостояние. Все ремесла будут оживлены; никто не станет сидеть, сложа руки; почти весь город будет служить на жалованье, и, таким образом, сам заботиться о своем благоустройстве и пропитании. Все работы были завершены в период блестящего управления государством одного человека. Создания Перикла заслуживают величайшего удивления: они окончены в короткое время, но для долгого времени» (Плутарх. Перикл, XIII).

Такова оценка потомков. Но в те годы, когда сооружались памятники Акрополя, были те, кто выступал против строительной программы Перикла стремясь нанести удар по ставшему слишком авторитетным стратегу. Одним из таких ударов стал суд над Фидием. К этому сюжету мы еще вернемся, а пока о том, что представляла собой греческая архитектура.

Принципы, использовавшиеся при сооружении храмов Акрополя, развивались в течение длительного периода. Древнейшими жилищами божеств были деревянные постройки. В архаический период на смену им приходят каменные здания, украшенные колоннами. В плане храм выглядел как вытянутый прямоугольник, имевший отгороженное внутреннее помещение, где находились алтарь, скульптурное изображение божества, хранились пожертвования, священная утварь. В зависимости от размещения колонн выделяется несколько типов культовых построек. Самый простой – храм в «антах». Боковые стены его завершались полуколоннами, между которыми, обрамляя вход, стояли две колонны. Более сложный – простиль: перед входом в центральное помещение в нем располагалось четыре колонны. Храм в «антах» с четырьмя колоннами у входа и с противоположной глухой стенкой, где также начинают устанавливать колоннаду, превращался в амфипростиль. Наибольшей монументальностью отличался периптер с колоннадой по всему периметру и двойной периптер – диптер – с двойным рядом колонн вокруг центральной постройки.

Элементы перекрытия (антаблемент), опирающиеся на колонны, фронтоны построек украшали рельефы, изображающие сцены из жизни божеств, которым был посвящен храм. Определенное сочетание пропорций сооружения, оформление ствола колонны и верхней ее части – капители, характер перекрытия образовывали ордер. К числу ранних ордеров относятся дорический и ионический, развитие которых приходится на VII–VI вв. до н. э. Позднее появляется коринфский, отличающийся от монументальных построек раннего периода изысканностью оформления капители – в виде листьев аканфа. Во многих сооружениях классического периода использовались детали различных ордеров. Это смешанный стиль. К числу архитектурных шедевров Эллады относятся храмы Геры и Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах, театр в Эпидавре. Но самым выдающимся среди них был комплекс Акрополя.

Парфенон был возведен на месте, где должен был возникнуть храм дорического ордера, который афиняне хотели возвести после свержения тирании на самом высоком участке священной скалы. Строительство остановила Персидская война.

Величественная колоннада Парфенона покоится на высоком стилобате (30,96 х 69,51 м). 8 колонн с торцовых сторон и по 17 с боковых обрамляют центральное помещение – целлу, вход в которую был оформлен 6 колоннами. С западной стороны целлы находилось помещение, собственно и называвшееся «Парфенон», помещение для девушек, ткавших покрывало для статуи Афины, которое ежегодно сменялось во время Панафинейских торжеств. Колонны целлы относятся к ионическому ордеру, наружные – к дорическому. По верху стен располагался 160-метровой длины фриз, где изображен спор Афины с Посейдоном за землю Аттики. Для строительства использован пентиликонский мрамор – белый с включением слюды. Установленная перед храмом статуя Афины имела 12 м высоты, на ее украшение Фидию отпустили 44 таланта золота (1140 кг).

Последний из храмов V в. до н. э. на Акрополе – Эрехтейон носит черты ионического ордера, он асимметричен, имеет три портика, расположенных на различных уровнях. Ядро здания – прямоугольная постройка, установленная на стилобате (11,63 х 23,50 м), имела двускатную крышу, покрытую мраморной черепицей. Целла с восточной стороны завершается 6 ионическими колоннами. К западному концу южной стены примыкал портик Кор – колонны здесь заменены 6 фигурами девушек, высотой в 2,1 м. Кариатиды поставлены на высоком цоколе. При подходе от Пропилей открывалась взору именно эта часть храма. Портик с северной стороны вел в целлу Посейдона, где стоял алтарь Зевса, а через отверстие в его полу, согласно легенде, можно было видеть след трезубца Посейдона.

Западная часть Эрехтейона – это храм Посейдона, здесь стояли три жертвенника Богу моря, Эрехтею и Гефесту.

Возникли в эпоху Перикла и другие сохранившиеся до сих пор здания: Гефестион – у торговой площади – агоры, сооруженный в дорическом ордере (440–430 гг. до н. э.). Один из создателей Парфенона – Иктин возвел в Элевсине в 435–430 гг. до н. э. Телестерион – крытый, почти квадратный в плане зал для мистерий в честь богини Деметры. К близкому времени относится строительство храма Аполлона в Басах (Аркадия). От него с высоты 1130 м в солнечную погоду видны голубые воды Мессенского залива, в зимнее время он парит над заполняющим глубокие ущелья туманом. Построили его в благодарность избавления от чумы в 430 г. до н. э. Голубовато–серый мраморовидный известняк стал материалом для сооружения периптера с 15 дорическими колоннами по длинной стороне и по 6 – с торцов. На фризе этого храма был изображен бой кентавров и амазонок.

Дорическим периптером является храм на мысе Суний, имевший по 6 и 13 колонн, установленных на стилобате (31,15 х 13,48 м). Мрамор Пароса пошел на строительство храма Посейдону, сооруженного в память победы при Саламине. Но это отдельные архитектурные памятники, монументальный Парфенон и небольшой по сравнению с ним, украшенный кариатидами, Эрехтейон с примыкающими к ним другими святилищами, Пропилеями, картинной галереей (пинакотека), – единый ансамбль, величественный памятник стратегии Перикла и таланта его сподвижников, среди которых находился его друг – скульптор Фидий.

Критика строительной программы Перикла со стороны демократии и со стороны его противников – олигархов коснулась прежде всего тех, кто воплощал его замыслы в камне. Причины критики строительной программы Перикла лежали в особенностях демократии: «Ничего сверх». Чрезвычайно популярный стратег вызывал опасения. Судебные процессы против ближайшего окружения Перикла – это показатель социальной борьбы в Афинском полисе.

3. 3. Социальнополитическая борьба


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.