Человек и общество древнейшего периода по данным — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Человек и общество древнейшего периода по данным

2022-09-01 25
Человек и общество древнейшего периода по данным 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

греческой мифологии и археологическим материалам

(XXX–XII вв. до н. э.)

1. Мифические сказания о ранней истории Эллады..

2. Раскопки Г. Шлиманом Троя, изучение Микен, Тиринфа;

исследования Кносского дворца...

3. Ранняя письменность

4. Крит Минойского периода

5. Структура ахейского общества

 

Гомеровский, или героический, период

1. Письменные источники. «Гомеровский вопрос»

2. Значение эпоса Эллады

3. Археологические материалы

4. Характер общественных изменений в Греции между

XI – серединой VIII в. до н. э.

4. 1. Начало гомеровского периода

4. 2. Человек и общество по поэмам Гомера и Гесиода

4. 3. Великая греческая колонизация

5. Раннее законодательство

6. Рассказавшие о себе и своем мире

 

Афины и Спарта как два варианта развития полисов

1. Эллада в начале архаического периода

2. Основные этапы развития Афинского полиса

2. 1. «Синойкизм» Тесея

3. 2. Килонова смута (632/621 г. до н. э.)

2. 3. Законы Драконта (621 г. до н. э.)

2. 4. Реформы Солона (594 г. до н. э.)

2. 5. Тирания Писистрата (560–527 г. до н. э.)

2. 6. Законодательство Клисфена (509 г. до н. э.)

3. Органы управления в Афинском полисе

4. Возникновение Спартанского полиса и «общины равных»

5. Государственные органы спартиатов

6. Сущность полиса

7. Аристотель о формах государственности

 

Часть вторая. V–I вв. до н. э.

События, общество и лидеры Эллады V в. до н. э.

1. Историки V в. до н. э.

2. Эллада в первой половине V в. до н. э.

2. 1. Основные события Персидской войны

2. 2. Политические деятели и полководцы:

Мильтиад, Фемистокл, Павсаний

2. 3. Делосский морской союз – Афинская архэ

3. Афинский полис во времена Перикла

3.1. Лидер афинян Перикл

3.2. Храмы и их создатели

3.3. Социально–политическая борьба в Афинах

накануне Пелопоннесской войны

4. Противостояние Афинского и Пелопоннесского союзов

5. Лисий и его время

5. 1. Судьба метека

5. 2. Законы и суды афинян по речам Лисия и Демосфена

5. 3. Были ли подкупаемы афинские гелиасты?

6. Роль театра в жизни и воспитании

6. 1. Культ Диониса

6. 2. Драматурги Эллады

6. 3. Театр как место зрелищ

6. 4. Бытописатель Аристофан.

События и люди Эллады в первой половине IV в. до н. э.

1. Борьба за гегемонию

1. 1. Хроника событий IV в. до н. э.

1. 2. Война Спарты и Персии. Поход греческих наемников в Персию

1. 3. Начало новой борьбы за гегемонию

1. 4. Клубок противоречий: Спарта – Афины – Фивы

(Второй Афинский морской союз)

1. 5. Беотийский союз

1.6.      Союзническая война

1.7.      Межполисная дипломатия

2. Внутри оборонительных стен

3. Поиски путей преодоления противоречий

Македония и полисы Эллады

1. Борьба Македонии за гегемонию в Элладе

1.1.      Реформы и войны Филиппа II

1.2.      Демосфен и его «Филиппики»

1.3.      Политические лидеры Афин

2. Держава Александра

2.1. Организация управления …

Армия Александра

Новые направления политики Александра

И возникновение оппозиции

2.4.      К вопросу о сущности эллинизма

3. Библиографическая справка

Эллада в эпоху эллинизма

Политическая борьба

После смерти Александра Македонского

1.1.      Ламийская, или Эллинская, война

1.2.      Период диадохов и эпигонов

1.3.      Ахейский союз

2. Спарта в III в. до н. э.

2.1.      Борьба Агиса III против Македонии

2.2.      Социальные конфликты в Спарте,

реформы Агиса IV и Клеомена III

2.3.      Конец независимости Спарты

3. Эллинистический Египет

3.1.      Некоторые особенности развития держав

Селевкидов и Птолемеев

3.2.      Египет Птолемеев

             ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

               XXX–VI вв. до н. э.

До середины XIX в. историки считали древнейший период истории Эллады плодом творческой фантазии греков. Изложение истории Греции начиналось с VII в. до н. э. и ранний период назывался архаическим (ранним). Первые раскопки, предпринятые во второй половине XIX столетия, изучение творчества Гомера, считающегося создателем эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», обнаружение памятников письменности, относящихся к XVII–XII вв. до н. э., кардинальным образом изменили представления об истории Эллады, и архаический период перестал быть самым ранним.

Мифические сказания

О ранней истории Эллады

Греческие мифы свидетельствуют, что когда Зевс захотел определить центр земли, которую греки представляли в виде выпуклого диска, он выпустил с ее краев двух орлов. В точке, где они встретились, находился пуп земли (омфал). Позднее здесь был сооружен Дельфийский храм, ставший общегреческим святилищем. Описывая его античные авторы отмечали, что у входа в храм были выбиты слова: «Человек, познай себя». Познать себя – это познать свое прошлое. Ранняя, дописьменная история представлена в мифических сказаниях. Но они, как показали исследования, имеют и историческое зерно. Обращение к мифам позволяет представить, как объясняли жители Древней Греции, свое происхождение и происхождение названий городов, в них отразились и процессы этнических перемещений на Балканах.

Мифологическая традиция была использована греческими историками, среди которых прежде всего следует назвать Геродота и Фукидида. Позднее греческие мифы были переработаны римскими авторами – Овидием и Вергилием.

Если учитывать события классического времени, то наиболее крупными государствами в Греции были Афины и Спарта, достаточно часто на страницах исторических сочинений той эпохи появляется Коринф. Для II тыс. до н. э. наиболее развитым районом являлся Пелопоннес, многие мифы говорят о событиях в Микенах, Тиринфе, Фивах и Арголиде.

Своим первопредком аргосцы считали Форонея – сына реки Инах. За право владеть Арголидой спорили Посейдон и Гера. В качестве третейских судей они обратились к трем рекам (Инах, Кефис, Астерий), которые решили спор в пользу Геры. За это Посейдон лишил страну пресной воды. Тогда Фороней объединил разрозненно живших людей, изобрел ремесла, дал людям огонь и создал город, получивший его имя. Внуком Форонея был Аргос, по имени которого эта земля стала называться Арголидой.

В четвертом поколении после Аргоса мифы упоминают Ио, которую преследовала Гера из-за любви к ней Зевса. Сын Ио стал владыкой Египта; он имел два сына–близнеца (Данай и Эгипт). Следующие поколения представлены Акрисием и его внуком Персеем, основавшим Микены, в Тиринфе правил Пройт, в Коринфе – Сизиф и Беллерофонт.

Новое поколение, сменившее потомков Персея в Аргосе и Микенах, восходит к Пелопсу, потомки которого совершили многие преступления друг против друга.

Жители Микен знали и другую легенду об основании своего города. У бога реки Инах, сына Океана и Тефиды, кроме сыновей, родившихся от его брака с нимфой Мелией, была дочь Микена, имевшая сына по имени Аргос. Аргос основал город, который получил его имя, а соседний был назван в честь его матери Микены – Микенами. Сначала здесь правили благочестивые старцы. Их сменили пришельцы – сыновья Пелопса: Атрий и Фиест. Микенцы поставили их во главе войска, предписав править по очереди. Долгое время это правило соблюдалось, и в Микенах царил мир. Могущественный царь Крита отдал в жены Атрею свою дочь.

Но существовало предсказание, что первым из братьев станет тот, у кого в стаде родится барашек с золотой шерстью. И вот однажды в стаде Атрея появилось чудесное животное. Он, желая мира и согласия с Фиестом, повелел сохранить это в тайне, но его жена поведала это Фиесту, которого полюбила и тот похитил барашка, подкупил свидетелей, заявивших, что барашек с золотой шерстью происходит из его стада. Возмущенный поступком брата Атрей обратился к богам, чтобы они стали его свидетелями. И Гелиос, изменив бег своей колесницы, дал знак правоты Атрея. Тогда народ передал ему власть, а Фиест вынужден был бежать из Микен, захватив с собой сына Атрея – Полисфена, которого он воспитал в ненависти к отцу. И вот однажды проник Полисфен во дворец, решив убить отца. Но кинжал Атрея опередил его. Когда же прибежали стражники и осветили убитого, узнал в нем Атрей сына. Удрученный отец вознамерился отомстить Фиесту. Таким было начало кровавых драм в Микенском дворце. Атрей отправил гонцов к брату, скитавшемуся в чужих землях, чтобы уговорить его вернуться, якобы простив его. Фиест поверил и прибыл вместе со своими сыновьями. В честь примирения братья отправились на охоту, а во дворце должно было состояться торжественное пиршество. Жаркое для Фиеста приготовили из тела одного из его сыновей. Такова была месть Атрея. Но недолго длилось его торжество.

В скором времени Эгисфу, сыну Фиеста, удалось проникнуть во дворец и убить Атрея. Сыновья его – Атриды: Агамемнон и Менелай – бежали в Спарту, где получили в жены Клитемнестру и прекрасную Елену. Это предыстория Троянского похода, воспетого Гомером.

Мать Персея, согласно мифам, стала родоначальницей данайцев – народа, участвовавшего в основании городов в Малой Азии. Сюда отправились ахейцы, чтобы отомстить за похищение Елены Парисом, сыном правителя Трои – Илиона. В Малой Азии почитался также Беллерофонт.

Мифы отражают перемещение родоплеменных групп в различных областях Греции.

Первым царем Аркадии был Пеласг, рожденный землей и научивший людей строить жилища, изготовлять из шкур одежды, вместо травы употреблять в пищу желуди. Его сын, Ликаон, основал город Ликасуры, позднее подобно ему возводятся и другие города. В Ликасурах были учреждены древнейшие игры – Ликейские. Мифы свидетельствуют, что Ликаон участвовал в пирах богов и однажды решил проверить провидческий дар Зевса: подал ему жаркое, приготовленное из тела своего сына. Разгневанный Зевс опрокинул пиршественный стол, а на человечество, породившее сыноубийцу и не почитавшее богов, наслал потоп. Двое из уцелевших сыновей Ликаона переселились в Италию, а от связи его дочери с Зевсом родился сын Аркад, обучивший людей землепашеству, хлебопечению и ткачеству.

Сравнение мифов об Аркадии и Арголиде показывает, что одной из заслуг первых правителей являлось развитие земледелия и строительство городов. Появление новых поколений героев привело к изменению названий областей. Так в мифических сказаниях отражены миграционные процессы, переход от собирательства к земледелию.

Сохранились в мифах и детали, связанные с пережитками той стадии общественных отношений, когда более близким считалось родство братьев и сестер, а не сына и матери. Об этом свидетельствует миф о Мелеагре, правителе Этолии. В нем говорится о том, что во время спора из-за охотничьей добычи Мелеагр убил своего дядю. Его мать, Алфея, прокляла сына и бросила в огонь ясеневое полено, поскольку при рождении Мелеагра было предсказано, что он умрет, как только оно сгорит.

Число мифов, изображающих деяния героев Южной Греции, превосходит число мифов, относящихся к Средней Греции. В сказаниях об Афинах и Аттике не упоминаются герои, равные своими подвигами Гераклу или Ясону. Правители Афин мифического периода не совершали дальних путешествий. В их облике, как считает один из интерпретаторов мифов А. И. Немировский, отразились черты местных хтонических божеств, действовавших на ограниченной территории. Однако в то время, когда слава таких ахейских центров, как Микены, Тиринф, ушла в прошлое, а могущество Афин возросло, афиняне связали имена героев других центров с Аттикой. В это время в цикл мифов о героях был включен Тесей, первоначально не имевший никакого отношения к Аттике.

Родоначальником своим афиняне считали Кекропа – получеловека – полузмею, получившего жизнь вместе с властью от земли. Кекроп являлся духом – покровителем священного холма, на котором впоследствии возведен Акрополь. Кекроп и его дочери участвовали в споре Посейдона и Афины за власть над Аттикой. Верх одержала Афина, подарившая жителям Аттики оливковое дерево.

Первым правителем Афин был Эрихтоний – сын Гефеста от Геи или Афины. Легенда гласит, что Афина поместила новорожденного в корзину вместе со змеями, которые кормили его. Стеречь младенца поручила она дочерям Кекропа. Но одна из них открыла крышку корзины и, испугавшись обвивших Эрихтония змей, обезумевшие дочери Кекропа бросились со скалы Акрополя.

Эрихтоний учредил в честь Афины Панафинейские игры, проводившиеся раз в четыре года, и возвел для богини храм, в котором хранилось ее изображение из дерева (ксоан). Афина научила Эрихтония запрягать колесницу – так он стал создателем квадриги.

В имени Эрихтония, в его окружении – змеях, в легенде о Кекропе отразились представления афинян о своем происхождении: они были автохтонами – людьми, рожденными собственной землей.

После Эрихтония правил Кранай, в переводе – «выходящий из горы источник». Считалось, что, втекая в каменистую долину Педию, он оплодотворял ее, даровал бесплодной равнине жизнь. У него родилась дочь Аттида – Аттика – дочь источника и равнины.

Завершает цикл мифов о героях-родоначальниках легенда, рассказывающая о возвращении Гераклидов.

Эврисфей, царь Микен, по повелению которого Геракл совершил двенадцать подвигов, решил после его смерти покончить и с его сыновьями – Гиллом, Ктесиппом, Гленом и сестрой Макарией. Узнав о замыслах Эврисфея, Гераклиды тайно покинули Микены, найдя приют в Афинах. По предсказанию Дельфийского оракула возвращение на Пелоппонес станет успешным только после «третьего плода». И через три года после предсказания сыновья Геракла отправились к стенам Микен. Разбив лагерь, долго ожидали они, когда призовут их на царство. Но разразившаяся эпидемия чумы заставила их уйти. Следующим стал внук Гилла – Аристомах, он пришел с войском на Пелопоннес, но был разбит. Затем был осуществлен морской поход, который возглавил Аристодем, сын Аристомаха. Но Аристомаха поразила молния при высадке воинов на берег. Следующим стало нападение на Пелопоннес с моря и суши – к этому времени прошло «три плода» – сменилось три поколения. Сначала Гераклиды вступили в Аркадию, царь которой устроил в их честь пир. Не желая нарушать законов гостеприимства, они пощадили Аркадию. Но в Мессении, Лаконике, Аргосе Гераклиды разрушили все города и селения. Захваченные земли потомки Геракла разделили между собой: Темену, сыну Аристомаха, достался Аргос; Лаконику получили сыновья Аристодема; плодородные земли Мессении – Кресфонт.

Кресфонт ввел закон, уравнивавший в правах завоевателей и местных жителей, но его воины, считавшие жителей Мессении рабами, возмутились и он отменил этот закон, тогда поднялись мессенцы, которые привыкли жить в равенстве, и свергли Кресфонта.

 

Считается, что «возвращение Гераклидов», приведшее к разрушению и гибели городов, отражает миграционные процессы в Элладе, переселение северных народов – дорийцев, проникновение которых на Пелопоннес растянулось на несколько поколений. И привело в конечном итоге к началу новой эпохи, о которой сохранились свидетельства и в трудах греческих историков.

Вот что писал Фукидид о ранней истории Греции: «До Троянской войны Эллада, очевидно, ничего не совершала общими силами. Мне даже кажется, что Эллада во всей своей совокупности и не носила еще этого имени, что такое обозначение ее и вовсе не существовало раньше Эллина, сына Девкалиона, но что названия ей давали по своим именам отдельные племена, преимущественно пеласги. Только когда Эллин и его сыновья достигли могущества во Фтиотиде и их стали призывать на помощь в остальные города, только тогда эти племена, одно за другим, стали называться эллинами, хотя все-таки долгое время это название не могло вытеснить все прочие. Об этом свидетельствует лучше всего Гомер. Он ведь жил гораздо раньше Троянской войны, и, однако, нигде не обозначает всех эллинов в их совокупности таким именем, а называет эллинами только тех, которые вместе с Ахиллом прибыли из Фтиотиды – они-то и были первыми эллинами, других же Гомер в своем эпосе называет данаями, аргивянами, ахейцами. Точно также не употребляет и имени варваров, потому, что, мне кажется, сами эллины не обосновались еще под одним именем» (Фукидид, I,3).

Обратим внимание на слова Фукидида о том, что в Элладе обитали разные племена, по наименованиям которых назывались их земли, и что еще не было противопоставления между эллинами и варварами.

И наконец, прежде чем мы завершим наше обращение к сказаниям и сопоставим сведения мифов с данными источников, посмотрим, как изображалось развитие человечества в целом.

Последуем рассказу беотийского поэта Гесиода («Труды и дни»).

При Кроносе обитало золотое поколение, без законов и без принуждения оно жило счастливо и справедливо. Земля, которой не касался плуг, давала им все необходимое. После того как был свергнут Кронос, Зевс создал серебряное поколение и люди по сто лет проводили в младенчестве, достигнув же зрелого возраста, жили недолго и омрачали свою жизнь безрассудством: буйные и дерзкие, они вступали в драки, не почитали богов. Зевс истребил их. Третье поколение – медное. Кровавое дело войны было ему потехой. Из меди строились дома и из нее же изготовлялись орудия войны и труда. Земля поглотила и его.

На смену пришло поколение героев. Они были благоразумны и благородны, но губительные войны и кровавые битвы истребили и их. Одни погибли в Кадмейской земле, на войне с семивратными Фивами, другие пали под Троей. Пятый род продолжает жить и ныне. Это железное поколение. Днем и ночью изнуряют себя люди трудом. Суетны и нечисты их помыслы. Самоуправство всюду, жестокими словами и дурным обращением оскорбляют дети родителей, человек дурной и вероломный – в бóльшей силе, чем справедливый.

Вера в богов, различные ритуалы в их честь являлись естественными для жителей Греции. Но были среди них и такие, кто сомневался, что волей богов создано все окружающее. Так, Платон писал, что есть некоторые, кто утверждает: существование богов есть хитрая выдумка, на самом деле их нет, но существование признается лишь в силу некоторых установлений и что боги различны в разных местах, соответственно тому, что каждый народ у себя это установил, создавая свои обычаи. Небо и земля образовались без всякого воздействия извне, все совершается по необходимости. Все – прошлое, настоящее и будущее – совершается в силу необходимости (ананке).

Какова же была эта необходимость, как шло развитие Греции в героический период и более раннее время позволяют отчасти представить археологические материалы.

 

2. Раскопки Г. Шлиманом Трои; из истории Троянского царства; раскопки Микен и Тиринфа;


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.