Характер общественных изменений в Греции между XI – серединой VIII в. до н. э. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Характер общественных изменений в Греции между XI – серединой VIII в. до н. э.

2022-09-01 23
Характер общественных изменений в Греции между XI – серединой VIII в. до н. э. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Начало гомеровского периода

В историографии недаром подчас именуют гомеровский период «темными веками», тем самым, отражая состояние источниковой базы. Существует и другое обозначение этого времени – героический период. Но, если прежде всего учитывать основное направление процессов, характерных для Эллады, то эти века следует считать временем рождения протополиса и создания локальных сказаний, посвященных героям-родоначальникам новых поселений, со временем превратившихся в государства – гражданские общины (к концу эпохи архаики).

В ходе освоения пришельцами новых территорий первоначально сохранялось деление общества на родоплеменные единицы – филы. Семантически слово «фила» соотносится с такими понятиями, как «рождать», «расти». Согласно античной традиции, дорийцы зовутся «поселяющимися тремя частями, потому что разделили натрое землю вдали от отечества». Войско спартанцев до VII в. до н. э. формировалось на основе фил, которые сражались по отдельности.

Этапы развития от родового общества к полису следующим образом отражены в сочинениях Аристотеля: «Сложившееся по природе ради повседневных нужд сообщество – семья (ойкос)... Сложившееся же из множества семей вначале не ради только повседневных нужд сообщество – село (кома). Более всего, кажется, по своей природе село является выселком рода, состоящего из тех, кого называют сородичами, детьми и внуками... В Древности жили по отдельным селениям... Сообщество же, сложившееся из большого числа сел, – законченное и вполне автарктичное образование, полис» (Политика, I, 1,6–8). Данные, которые приведены Аристотелем в «Афинской политии», позволяют гипотетически представить численный состав населения Аттики в раннюю эпоху. Так, каждая из четырех древних фил состояла из трех фратрий, фратрия – из 30 родов, в каждом роду насчитывалось около 30 мужчин. До некоторой степени такая численность совпадает с размерами некоторых поселений. Например, поселение Латурес IX–VIII вв. до н. э. состояло из 25 небольших помещений и святилища. Каждый из обитателей комы (дема), вероятно, первоначально имел надел близких размеров. Имущественные различия не были значительными, насколько можно судить по археологическим материалам. Надел (клер) обрабатывался теми, кто входил в ойкос. Как уже было отмечено, для погребений IX в. до н. э. Афинского Керамика характерен стандарт. В VIII в. до н. э. уже преобладают захоронения с бедным инвентарем, которые контрастируют с богатыми погребениями, расположенными отдельно от первых. Следовательно, к VIII в. до н. э. появляются имущественные различия и выделяются из остальной массы особые группы населения.

Письменные источники не позволяют рассмотреть процесс формирования социальных различий, но в них содержится указание на то, что население Аттики, к примеру, делилось на три разряда: евпатриды – благородные, геоморы – земледельцы и демиурги – «ремесленники» (букв.: создатели, творцы). Античная традиция приписывает начало такого деления Тесею. В действительности этот процесс являлся длительным и, безусловно, не связан с мифической личностью одного из базилеев Афин.

В отношении происхождения категории евпатридов существует несколько мнений. Согласно одной из точек зрения, сословие евпатридов образовалось в результате сращивания пришельцев (родовой знати по положению) со старой местной аристократией (знатью по происхождению) и противопоставления их остальному населению – геоморам. Знать обладала лучшими земельными участками. Таким образом, существовала возможность постепенного накопления этой категорией богатства, что в конечном итоге и отразилось в различии инвентаря погребений. Из сословия евпатридов происходили те, кто управлял общиной; они являлись толкователями обычаев, отправляли культы. Тот, кто оказался вне сферы общины, утратил свой земельный участок, вынужден был заниматься ремеслом или торговлей, или же обрабатывать землю знати на основе частных обязательств. Но это не означает, что геоморы или евпатриды не занимались торговлей.

Гесиод, например, советует:

Если же в плаванье вздумаешь ты безрассудно пуститься,

Чтоб от долгов отвертеться и голода злого избегнуть,

То покажу я тебе многошумного моря законы (Труды и дни, 645).

 

Однако земледельческие занятия, владение земельным участком являлось более почетным в сравнении с ремесленной деятельностью. В данном случае следует учитывать и то, что потребности в изделиях демиургов на ранней стадии развития общества являлись ограниченными, потому поиск работы не позволял им надолго задерживаться на одном месте. Статус ремесленников обусловил негативное отношение к их деятельности. Правда, с течением времени ремесленники начинают обретать постоянное место жительства, более того как свидетельствуют преобразования в Аттике эпохи Солона (594 г. до н. э.), права граждан были предоставлены выходцам из других общин, которые занимались в Аттике ремеслом, если они были осуждены у себя на родине на вечное изгнание или переселился в Аттику на постоянное жительство вместе с семьями.

Подобным образом могло идти формирование социальных категорий и в тех областях Эллады, где существовали условия для раннего развития ремесла.

Необходимость защиты территории (вспомним слова Фукидида: когда не существовало опасности, жители не собирались вместе для обсуждения своих дел) приводила к возникновению союзов ком. Этому могли способствовать совместное отправление культов, необходимость установления экономических связей.

Примером подобного объединения является синойкизм в Аттике. В результате синойкизма евпатриды, как свидетельствует античная традиция, переселились в Афины, которые стали единым сакральным и политическим центром – здесь возникает пританей, сюда собираются жители всей Аттики на общие народные собрания. Так возникают единые органы управления. Синойкизм в свою очередь не мог не усилить сословие евпатридов, за которым, как и прежде, оставалось толкование обычаев, отправление культа, из их среды избирались военачальники, жрецы, судьи. Синойкизм – это один из путей образования протополиса. Другой путь – это естественный рост поселений, увеличение числа ойкосов. И наконец, в период Великой греческой колонизации полисы возникали и в результате переселений на новое место.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.