Великая греческая колонизация — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Великая греческая колонизация

2022-09-01 32
Великая греческая колонизация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предварительное знакомство с землями, куда направлялись колонисты, происходило во время полупиратских–полуторговых экспедиций. Аргонавты, как свидетельствуют мифы, совепшии поход в Причерноморье.

Одним из наиболее ранних направлений колонизации стало Малоазийское побережье. В течение XI–VIII вв. до н. э. происходило освоение Ионии и Эолиды. На о. Самосе в погребениях обнаружены материалы, которые относятся к IX в. до н. э. На Хиосе встречена керамика этого же времени. В VIII в. до н. э., вероятно, когда были исчерпаны территориальные возможности в Малой Азии, колонизационный поток направился на запад – на Сицилию, юго-западное побережье Апеннинского полуострова[6]. Говоря о территориальных ресурсах Малой Азии, следует учитывать наличие здесь таких сильных государств, как Фригийское и Лидийское царства, что не могло не оказать влияния на процесс освоения греками побережья.

В VII в. до н. э. появляются поселения – апойкии (выселки) эллинов в Северной Африке, Северной Эгеиде и на побережье Понта – Черного моря: Пантикапей, Фанагория, Херсонес Таврический, Ольвия и др.

Освоение новых земель, установление контактов с туземным населением послужили толчком к более быстрому экономическому развитию новых поселений, что в свою очередь повлияло и на развитие материковых центров – метрополий.

Производство массовых товаров, предназначенных для торговли с туземцами, а также удовлетворение внутренних потребностей жителей апойкий сопровождались развитием морской торговли и сельского хозяйства. В VIII–VII вв. до н. э. в Элладе сформировались такие центры, как Коринф, Халкида, Эретрия, Хиос, Родос. Афины в это время еще не имели того значения, которое займут позднее, в классический период.

Типологически древнегреческие колонии условно можно разделить на поселения с преимущественным развитием земледелия и поселения с торговой ориентацией. Некотоые из последних располагались на территории суверенных государств. Например, Аль Мина в Сирии, Навкратис и Дафна в Египте. Они имели статус факторий. Одним из центров, сыгравшим большую роль в создании новых поселений в Северном Причерноморье, был Милет. Среди городов, которые возникли в данном регионе, наиболее крупными стали Ольвия, Фанагория, Гермонасса. Переселенцами из Гераклеи (апойкия Мегар и граждан Беотии, основана в середине VI в. до н. э.), расположенной на южном побережье Понта, основан Херсонес Таврический. К числу наиболее ранних поселений северного направления принадлежал Византий (совр. Стамбул), созданный мегарцами около 660 г. до н. э.

Итак, одной из причин развития колонизационного движения являлось появление в обществе тех, кто лишился земельного надела; в составе поселенцев были и те, кто у себя на родине в силу каких-либо причин не мог его иметь. Примером может служить судьба поэта Архилоха. Будучи незаконнорожденным сыном паросского аристократа и рабыни, он не мог участвовать в разделе отцовского наследства и стал одним из активнейших участников в заселении паросцами о. Фасос (северная часть Эгейского моря). Архилох писал о себе: «В остром копье у меня замешан мой хлеб. И в копье же – из-под Исмара вино пью, опершись на копье».

Великая греческая колонизация высвобождала личность из-под контроля рода, способствуя разложению родовых традиций. Во вновь созданных поселениях сосредоточивались энергичные и предприимчивые люди, утратившие связь со своим родовым коллективом, полагавшиеся, как Архилох, только на себя.

Другой причиной колонизационного движения являлась социальная борьба, которая сопровождала процесс рождения нового вида государственности – полиса. Борьба между знатью и рядовыми общинниками приводила иногда к тому, что побежденные вынуждены были покидать родину. В социальной борьбе периода формирования полиса процессах большую роль мграло появление более дешевого защитного и наступательного оружия, ставшего доступным рядовым членам общины. Это в свою очередь изменило их роль в защите отеческих земель, появление гоплитского (пешего) ополчения изменило самосознание демоса: отныне не только обладавшая медными доспехами знать являлась той силой, которая отстаивала интересы коллектива.

К освоению новых земель приводила и необходимость получения сырья – железа. Многие из апойкий возникали там, где по соседству имелись зего алежи.

Эллинская традиция основания нового поселения. Приведенные выше словаР. Ю. Виппер свидетельствуют о значении, какое сыграла Великая греческая колонизация в истории Эллады: колонизационный процесс оказал большое влияние на развитие торговли и ремесла в материковых центрах. Свидетельства источников, в частности надписи об основании поселений, о разделе земли между прибывшими на новое место позволяют представить меры, предшествовавшие выселению из метрополии – центра, являвшегося инициатором создания апойкии.

В 1925 г. была опубликована найденная в Кирене так называемая «Стела основателей». В первой ее части говорится о предоставлении гражданских прав жителям метрополии – Феры: «Народ постановил, чтобы все феряне и в Кирене остались на таких же гражданских правах. ‹…› Распределить их по филам и кланам, а также среди девяти гетерий. Записать это постановление на беломраморной стеле (и) поставить ее в отечественном святилище Аполлона. ‹…› Деньги, необходимые на (приобретение) камня или составление надписи, пусть финансовые магистраты возьмут из средств (храма) Аполлона».

Начальные строчки надписи не содержат сведений относительно создания нового поселения. Но они охарактеризуют особые отношения между переселенцами и метрополией.

Обратимся ко второй части постановления, где непосредственно сказано о подготовке к переселению и мероприятиях, предшествовавших этому, а также о некоторых правах и обязанностях создателей апойкии:

«Народное собрание постановило. Поскольку Аполлон изрек предсказание Батте и ферянам заселить Кирену[7], феряне вынесли определение – Батта отравляется в Ливию в качестве архогета и царя, а ферянам – отплыть в качестве (его) спутников. На равных и одинаковых основаниях отплывать от каждого дома, причем в число (колонистов) брать по одному из двух братьев; при этом плыть сыновьям свободным и возмужалым, а также свободным мужам из семи ферских округов. Если колонисты прочно обоснуются на новом месте жительства, то пусть сродственники, приплывающие впоследствии в Ливию, получат равные гражданские права, возможность занимать магистратуры и по жребию – (наделы) из незанятой земли. Если же (колонисты) не утвердятся на новом месте и феряне не смогут им помочь, то пусть в силу необходимости они переносят тяготы в течение пяти лет (после чего могут) вернуться из той страны без страха на Феру к своему достоянию и быть полноценными гражданами. Если кто-нибудь, предназначенный городом к отправлению, не захочет отплыть, то пусть будет предан смерти, а имущество его конфисковано в пользу государства. Укрывающий или не выдающий, будь то отец сына или брат брата, понесут то же наказание, что и не желающий отплыть». (Далее в документе перечислены кары нарушителям клятвы, а сохраняющим верность ей «пребывать во благе и довольстве им самим и их потомкам».)  

Особенностью процитированного документа является то, что он был составлен на основании более раннего с некоторыми дополнениями. Как считает один из его исследователей В. П. Яйленко, предпринявший лингвистический анализ памятника, в нем содержатся поздние вставки. Прежде всего – это слова о предоставлении равных гражданских прав прибывшим вслед за первопереселенцами. Причиной появления ее, как он полагает, стал интерес ферян к процветающей Кирене, поэтому на основании «сфабрикованного текста» оговорена для граждан метрополии возможность получать наравне с основателями равные права. Такой же поздней вставкой являются слова о возможности возвращения к своему достоянию и полноценному гражданскому статусу на Фере. Геродот, описывая отправку колонии в Ливию, сообщал, что переселенцы, не сумевшие основать город, попытались вернуться на родину, но не были приняты. Таким образом, вторая «фальсификация» первоначального текста документа – попытка реабилитировать предков за этот поступок, подчеркивает В. П. Яйленко[8].

Практика переселенческого движения свидетельствует, что колонисты, прибывавшие позднее (эпойки), не получали равных прав с основателями (не могли быть избраны в магистратуры и имели меньшие участки земли). Аристотель в одном из пассажей «Политики» писал по этому поводу: «Доступ к магистратурам имели отличавшиеся благородством происхождения и (потомки) первых колонистов, которые составляли незначительную часть всего населения» (Политика, IV, 3,8).

Как свидетельствуют слова «клятвы» и другие источники, созданию апойкии предшествовало обращение частного лица в Дельфийское святилище Аполлона или в какое-нибудь другое святилище этого божества. Например, в Дидимский храм (расположен на территории Малой Азии, неподалеку от Милета). Благоприятное предсказание – основание для создания коллектива будущих переселенцев. У ферян организатором выступает Батта, который возглавлял граждан как архогет (в некоторых дорийских полисах это глава военного ополчения) и царь – базилей (магистрат, наделенный жреческими и судебными полномочиями). Относительно событий VII в. до н. э. на Фере и в Кирене, Геродот писал, что Батт, сын Полимнеста, (ок. 630 – ок. 599 гг. до н. э.) происходил из знатного рода. Приведены историком и причины, которые заставили ферян покинуть родину в поисках лучшей доли: продолжавшиеся семь лет засуха и голод.

О создателях Кирены Геродот писал, что на новое место на 30-ти кораблях отправились люди «из разных спартанских фил» (Геродот, IV, 148). Освещая события тех лет, он заметил, что во время посещения Дельфийского храма потомку Фера Грину был дан оракул об основании поселения в Ливии. Престарелый правитель острова назвал Батта в качестве главы колонистов. Но только через семь лет, после неурожайных лет и раздоров ферейцы исполнили повеление оракула (Геродот, IV, 148–151). Историк привел данные и о происхождении Бата: он был сыном дочери правителя одного из городов Крита, родившегося от ее связи с знатным ферейцем (Геродот, IV, 154).

 

На начальном этапе организации нового поселения большую роль играл ойкист – ее создатель, именно он обращался к божеству за прорицанием и, как показал пример Кирены, сосредотачивал в своих руках высшую власть. Следующим актом являлась клятва, которую приносили все переселенцы. В ней обычно определялись принципы политического устройства. В случае с Киреной – царствование Батта. (Известно, что он находился у власти в течение 40 лет. Его настоящее имя было Аристотель, у ливийцев, на землях которых обосновались переселенцы, слово «батт» означало «царь», «господин».)

Последующую деятельность колонистов на новом месте источники рисуют следующим образом. Прежде всего сооружались оборонительные стены, а затем производился раздел земли. Сначала земля распределялась по филам специально избранной комиссией. Каждый из прибывших получал земельный участок из состава территории, которая досталась его филе. Как правило, при разделе земель гражданину отводилось не менее двух участков, расположенных на различных массивах. Один из участков служил основным наделом – своеобразный земельный ценз, позволяющий считаться полноправным гражданином. Наиболее ценными считались земли рядом с поселением. Величина получаемого надела зависела от ресурсов местности и численности коллектива переселенцев. Кроме того, на территории поселения (города) выделялся участок под застройку (ойкопедон). Эпойки (переселившиеся позднее) получали меньшие наделы из неподеленных ко времени их прибытия землях. Они не имели основного надела, поэтому не являлись полноправными гражданами и, следовательно, не могли избираться в магистратуры. Вполне возможно, что отводимый им в качестве ойкопедона участок также имела меньшие размеры.

Государственное устройство нового полиса в значительной мере копировало порядки, существовавшие в метрополии. На новое место переносилось традиционное деление по филам; при последующем пополнении новыми переселенцами создавались и новые. Выходцы из других государств также могли быть объединены в особую филу. Новый центр (апойкия) сохранял дружеские связи с метрополией, основанные на равноправии. Но переселенцы и первой, и второй волны гражданами ее не являлись. Но так как эпойки не имели равных прав с основателями, то на определенной стадии развития нового полиса начинались конфликты, которые иногда завершались победой представителей второй волны.

 

Раннее законодательство

 

Одним из важнейших результатов развития общества в архаический период стало рождение писаных законов. В период, когда фратрия и фила являлись единственными формами связи между людьми, родовая знать была хранительницей традиций и толковательницей обычного права. Социальные изменения, торговля, появление денег привели к возникновению категории людей, которые, не имея знатности, обладали богатством. Прирост населения по-новому ставил и проблему защиты границ. На смену «благородным и богатым», защищавшим интересы родового коллектива в поединках, приходит пеший строй. На становление гоплитского ополчения, состоявшего из среднезажиточных граждан (тяжеловооруженная пехота), оказало влияние изменение характера сражений и удешевление вооружения пехотинца по сравнению с экипировкой знатного воина, выезжавшего на поля боя на колеснице. Для пеших воинов значимым было ощущение единства в строю. Участие общинников в защите общих интересов способствовало развитию самосознания. Это обстоятельство сказывалось на социальной борьбе, противостоянии «благородных» и «остальных», борьбе между «родовой собственностью» и нарождавшейся частной. В конечном итоге все эти процессы привели к фиксации обычного права. Способствовали этому и требования разоряющихся общинников о переделе земель, уменьшении долговых процентов и, наконец, праве участвовать в управлении, т. е. о политическом равноправии.

Итак, защита интересов тех, кто не относился к числу родовой знати, вызвала необходимость появления писаных законов, которые на начальном этапе представляли собой запись обычного права. В период социальных коллизий возникает и выборный посредник – асимнет.

Античная традиция сохранила свидетельства о деятельности в Коринфе Фидона, а в Фивах – Филолая, которые пытались установить соответствие между количеством земельных наделов и числом граждан (первая половина VII в. до н. э.). Наиболее последовательно этот принцип получил развитие в Спарте, где он сохранялся в течение длительного времени. В Локрах Эпиземфирских в 662 г. до н. э. Зелевк создал свод писаных законов, основное содержание которых было посвящено охране собственности. Одним из результатов противостояния знати и рядовых общинников в Афинах стало рождение института судей–устроителей – коллегии из шести фесмофетов. Фесмофеты должны были произвести запись законов. Однако появление законодательства в Аттике связано с именем Драконта (621 г. до н. э.), установления которого были направлены на ограничение традиций родового общества, в них запрещалась кровная месть, и самое суровое наказание вводилось за покушение на собственность. К числу Семи мудрецов античная традиция относила тирана-законодателя Питтака (ок. 620 – ок. 570 гг. до н. э.) из Митилен (о. Самос).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.