Условия возникновения, становления опыта — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Условия возникновения, становления опыта

2022-10-05 29
Условия возникновения, становления опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начальная школа

Тема опыта: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы В.Ф. Базарного».

Авторы опыта: Аулова Светлана Порфирьевна, Елисеева Валентина Николаевна, Зайцева Тамара Викторовна, учителя начальных классовМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов»г. Белгорода.

Рецензенты:

Богачёва Е.А., заведующий кафедрой педагогики и психологии здоровья ОГАОУ ДПО БелИРО, доцент, кандидат педагогических наук.

Середа Н.С., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии здоровья ОГАОУ ДПО БелИРО.

РАЗДЕЛ I.

Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта

Опыт возник в условиях реализации муниципального локального эксперимента «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе создания активной сенсорно – моторной развивающей среды» с 2008 г. по 2014 г. под руководством Черкашеной Л. С. - кандидата педагогических наук и реализации деятельности региональной инновационной площадки «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе создания активной сенсорно – моторной развивающей среды»

Здоровье – важнейшая категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки [9, 18]. Школа может и должна заниматься изучением этих проблем.

Успешность обучения в школе во многом определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок приходит в школу, что является исходным фоном на старте обучения. По результатам диагностики по показателям опорно‑двигательного аппарата число детей с патологией составляло 45,3%, из них сколиотическая осанка наблюдалась у 12% детей, плоскостопие у 38% детей. По показателям зрительной системы количество здоровых детей составляло 90%. Такое положение дел не могло не тревожить. Возникла проблема поиска авторами наиболее эффективных здоровьесберегающих методик.

 Познакомившись с технологией организации учебного процесса на принципах сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения д.м.н. Владимира Филипповича Базарного, авторы опыта пришли к выводу: можно и нужно проводить беседы, тренинги, зарядки, вводить дополнительные физические минутки на уроках. Однако это не даст должного эффекта, поскольку значительную часть времени дети проводят в классных комнатах, за школьными партами. Вот почему возникла необходимость создания активной сенсорно-моторной развивающей здоровьесберегающей среды, в которой обучение ребенка происходило бы не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего и внешнего потенциала школьника.

Актуальность опыта

Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у субъектов образовательного процесса, воспитание у школьников основ здорового образа жизни, культуры здоровья, обеспечение качества образовательной среды для сохранения и укрепления их здоровья – ведущие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления её деятельности [1, 9].

Анализ состояния здоровья обучающихся за последние годы свидетельствует об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе [11, 2]. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности –ее физическое и духовное здоровье.

Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников обусловлена рядом объективных противоречий:

- между общественно-государственной потребностью в формировании здорового поколения, заявленной в Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании в Российской Федерации», национальной Доктрине развития образования и устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья детей;

- между неуклонным ростом числа детей с физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья и постоянной интенсификацией учебного процесса, обусловленного необходимостью повышения образовательного уровня учащихся;

- между естественной потребностью ребёнка в двигательной активности и организацией учебно-познавательного процесса на основе доминантной сидяче-обездвиженной, закрепощенной позы [12, 2].

 

Диапазон опыта

Современные методы, приемы и формы технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы, средства организации учебного процесса, используемые в педагогическом опыте, прослеживаются в системе уроков, внеурочной деятельности при организации неаудиторной занятости с учащимися начального звена общеобразовательной школы. Здоровьесберегающие методики применяются при выполнении домашних заданий учащимися, в досуговой деятельности при контроле со стороны родителей.

Теоретическая база опыта

Теоретическую основу опыта составляют идеи русского учёного, врача и педагога-новатора, доктора медицинских наук, академика Российской Академии Владимира Филипповича Базарного. В.Ф. Базарный разработал простейшие и общедоступные методы повышения нервно-психической и физической активности детей. Его разработки доведены до уровня технологии и технических средств, защищенных патентами.

Были проанализированы и обобщены:

- психолого-педагогические и социально-педагогические концепции развития личности, основанные на положениях о том, чторазвитие личности – это общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее – воспитанию.(В.А. Сухомлинский[29], Ш.А. Амонашвили [2], Б.Г. Ананьев [3], А.Г Асмолов [4], Л.С. Выготский[15], В.А. Сластенин [23]);

- концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская [13], А.В. Мудрик [23], В.А.Сериков [27], И.С.Якиманская [32]) предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие;

-аспекты сохранения и развития здоровья обучающихся получили разработку в концепции «Педагогики здоровья» (Р.И. Айзман [6], М.Я. Виленский [14], Н.К. Смирнов [28], О.А.Шклярова [31]);

- теория целостного педагогического процесса, обеспечивающего, наряду с воспитанием, обучением, сохранение и развитие здоровья школьника, системное использование здоровьесберегающих технологий в образовании (В.Ф. Базарный [8, 9, 10], В.М.Горячев [17], В.И.Ковалько[19], В.Н. Ирхин [18]).

В опыте использовали следующие понятия:

физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем в целом [8, 3];

психическое здоровье — это состояние полного благополучия, в котором любой человек может реализовать себя, добиться поставленных целей, трудиться на пользу общества и успешно справляться со стрессами, тяжелыми жизненными ситуациями [8, 10];

сенсорно – моторная развивающая среда - развивающее пространство, созданное на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования, являющегося необходимым для развития сензитивных качеств личности ребенка определенного возраста, его восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и позволяющего детям получать навыки социального общения и взаимодействия [8, 11].

Определяя основные концептуальные подходы к созданию здоровьесберегающей среды, авторы опыта ориентируются на определение понятия здоровья, представленном в Уставе Всемирной организации здравоохранения – «…здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».

Активная сенсорно-моторная развивающая среда рассматривается как совокупность условий, которые прямо или косвенно воздействуют на субъект образования и нацелены на обеспечение природосообразности, раскрепощения психических и телесно-физических потенциалов человека [4] как интегратор процессов обучения, воспитания и целенаправленного развития.

Создание здоровьесберегающей среды предполагает использование ряда специального оборудования:

1) наряду с обычными партами, парт-конторок, обеспечивающих выполнение школьниками работы в режиме сохранения телесной вертикали;

2) рисованных офтальмотренажеров, движущихся демонстрационных крестов, предназначенных для разминки глаз, тренировки глазных мышц;

3) массажных ковриков для стоп, которые стимулируют энергетические зоны организма, снимают напряжение от систематической обездвиженности ступней;

4)  системы меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, с помощью которых проводятся сенсорно-координаторные тренажи для профилактики нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата(повышение эффективности психомоторных функций с помощью энергичных ритмических поворотов головы);

5) экологического панно – применяется для организации целостного эмоционального урока, психологического раскрепощения детей;

6) музыкотерапии;

7) комплекса упражнений с целью профилактикизрительного утомления и близорукости;

8) фитомодулей;

9) уголков отдыха.

 

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в оптимальном сочетании двух групп методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические, применяемые в оптимальном сочетании с методическими принципами на основе создания активной сенсорно-моторной развивающей среды. [2,36].

Раздел II.

Технология опыта.

Целью педагогической деятельности в данном направлении стало создание активной сенсорно-моторной развивающей среды в начальной школе, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.

Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач:

1. Проанализировать положения педагогической теории и практики по проблеме опыта.

2. Выявить факторы, влияющие на здоровье школьников.

3. Обосновать и экспериментально проверить пути и средства, обеспечивающие создание активной сенсорно-моторной развивающей среды в начальной школе.

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

План реализации программы эксперимента (Приложение 1) включал создание в кабинетах специальной «предметной» среды.

В исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии в XX столетии. Вот почему как первое средство профилактики и оздоровления мы рекомендуем укоренение в детстве телесной вертикали за счет использования в учебном процессе специальной мебели – конторок [3].

Работа, за конторкой стоя – это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, а также близорукости. Опыт работы показал, что возможно несколько комбинаций видов школьной мебелии вариантов организации школьного пространства с использованием конторок(Приложение 2).В нашей школе все кабинеты, где обучаются дети 1 – 4 классов, оборудованы конторками. В классах 12 парт-конторок, 5 одноместных столов, 10 двухместных и 25 стульев.

Основой модели подвижного урока является режим динамических поз, т.е., обучение в системе периодической смены позы «сидя» и позы «стоя». Сидение – это активный процесс, выражающийся в длительных статических нагрузках. При первых симптомах утомления (изменение посадки, двигательное беспокойство) необходимо перевести детей в позу «стоя». Эта поза может осуществляться в виде свободного стояния или стояния за конторкой. Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток. Стояние – активизирует мышечный тонус и моторно-координаторные системы организма, обеспечивая тем самым согласованность работы опорно – двигательного аппарата.

Итак, на уроке в первом классе можно строить работу таким образом, чтобы часть урока дети работали стоя(10 –15 минут), время «набирается» за весь урок. Огромная часть материала первого класса не требует сидения. Половину или треть учебного материала можно спокойно проводить в позе – стоя. Это пропедевтическая подготовка к работе за конторкой. После того, как дети привыкли к работе со сменой поз, можно начинать работу за конторкой.

При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических требований:

1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка (Приложение 2).

2. Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверхности) является угол равный – 15°-17°.

3. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – босиком).

4. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!

Нужен постоянный контроль за осанкой. Необходимо проверять правильно ли дети стоят за конторкой, менять по мере роста конторку. Ко второму классу дети сами умеют правильно оценить правильность подбора конторки, с удовольствием встают и работают на уроке стоя. С первого класса воспитывается способность ребенка слышать потребности своего организма.

В классе все дети делятся на 2 группы. Одна группа стоит за конторкой, другая – работает за столом. У каждого ребёнка есть свой стол и своя конторка. Правда, конторка у него не одна – он может по-своему выбору становиться за разные конторки: ближе, дальше, справа, слева. Так как в классе дети примерно одного роста составляют группы по 3 – 5 человек.  3 – 5 конторок тоже имеют одинаковую высоту. Этим обеспечивается разнообразие расположения ученика по отношению к доске, меняется угол зрения. Периодически нужно менять расстановку конторок. Это вносит элемент новизны в организацию учебного процесса. Позволяет школьникам менять угол зрения при работе с доской.

Обязательное условие – подбор рабочих столов и стульев в соответствии с ростом ребёнка. В противном случае результат от работы за конторкой не будет виден.

Значение имеет не только поза школьника и размеры его парты, но и общая расстановка мебели в классе. Парты должны быть размещены в три колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. Впереди колонны ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие. При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот, причем за парты соответствующих номеров. Использовать большее количество колонн в классе запрещено. Дети, сидящие в крайних рядах, в таких условиях получат плохой угол зрения по отношению к доске и будут вынуждены поворачивать корпус тела.

В домашних условиях также необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка, и не забывать, что освещение должно быть слева. Результат будет только в том случае, если родители активно сотрудничают со школой в организации учебного процесса в режиме динамических поз, поэтому в воспитательной системе данной проблеме уделяется особое внимание. С этой целью организована работа родительского лектория, разработана программа лектория по формированию ЗОЖ (Приложение 3). Творческой группой педагогов разработаны советы для учителей, родителей, школьников по сохранению осанки (Приложение 4).

Таким образом, процесс обучения происходит в движении. Убирается самый негативный фактор – обездвиженность. Это эффективный способ профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечнососудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и других заболеваний, связанных с обездвиженностью ребёнка.

Создание полноценной оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени: ковриков для массажа стоп, сертифицированных специально для общеобразовательных учреждений. Наши кабинеты оборудованы ковриками, выполненными из натурального бука.  Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребенок стоит на коврике в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – босиком, это для домашних занятий).

Стопа является опорой, фундаментом тела, а нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и деформации стопы – плоскостопию.С помощью массажа стоп можно значительно улучшить наше самочувствие, снять стресс, укрепить иммунную систему, повысить настроение. Он не только снимает напряжение в мышцах, стимулирует лимфатическую систему, улучшает кровообращение, но и имеет ярко выраженный лечебный эффект, так как воздействие оказывается на многочисленные рефлекторные точки стоп [6].

С самого начала перехода на вертикализацию поз родителям предлагается сшить индивидуальные массажные коврики, внутри они наполнены пуговицами, камешками, фасолью, горохом, каштаном. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия дети стоят на ковриках в носочках. Все виды, способы, приемы тренажей проводятся на массажных ковриках. Кроме того, дети выполняют специальные упражнения для стоп: подъемы на носочки с перекатом на пяточки, далее упор на боковые и внутренние своды стоп; перекатывание по диагонали, по часовой стрелке, а так же самомассаж рефлекторных зон ног. Комплекс упражнений и самомассажа направлен на укрепление стопы, голени и формирование сводов стоп (Приложении 5).

Глаза – самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка, поступающего в школу. Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия. В результате возникает риск приобретения, так называемой, школьной формы близорукости. Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения и устранения близорукости и сохранения зрения путем оборудования кабинетов офтальмотренажерами, которые расположены на стенах и потолках. Эта система получила название «Системы универсальных символов».

Методика занятий с офтальмотренажером состоит из нескольких режимов (Приложение6).

Представленные режимы имеют отличительные особенности:

а) все упражнения выполняются в позе свободного стояния;

б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

в) в процессе такового поиска дети совершают сочетательные движения головой, глазами, туловищем;

г) продолжительность таких упражнений 1,5 – 2 минуты.

Идеальный режим выполнения: дети, стоя на индивидуальных ковриках с вытянутыми вперед руками, с сомкнутыми пальцами, под звучащую музыку, выполняют движение глазами, руками, туловищем, головой, поочередно обводят указательными пальчиками траектории и одновременно следят за ними глазами, как бы рисуя всем телом. Усвоить порядок работы помогут стихотворные тексты (Приложение 6).

Таким образом, систематические занятия по системе универсальных символов способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшению межличностных отношений в коллективе.

Еще один прием для сохранения зрения – это тренаж со зрительными метками, предполагающий организацию работы в условиях расширения зрительно-пространственной активности. Происходит это следующим образом. В четырех верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; сюжеты-пейзажи, сюжеты-иллюстрации из известных поэм, сказаний; дорожные знаки. Непременным требованием к изображению является то, чтобы детали были четко различимы. Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. В зависимости от характера, один-два раза за урок все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния. Под команды учителя «1-2-3-4, …3-1-2-4» и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. Дети становятся более внимательными.

Следующий метод профилактики зрительного утомления и близорукости основан на ежедневном выполнении специальных упражнений. Автор метода Э.С. Аветисов. Методика включает в себя массаж глаз и пальцев рук, проведение зрительно-восстановительных игр, гимнастику на укрепление глазных мышц (Приложение 7).

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора, а так же подвижных объектов относительно друг друга и наблюдателя. Для этого используем подвижные «сенсорные кресты». В классе их – 4.Сенсорный крест расширяет поле обзора, предупреждает у них развитие рефлекса склоненной головы, способствует более эффективному развитию зрения, способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств. На уроках используются различные варианты работы с сенсорным крестом (Приложение 8).

С целью развития творческого воображения, целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется экологическое панно. Это широкоформатная картина, расположенная на одной из стен класса и изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, где размещаются с помощью магнитиков карточки, детские поделки, выполненные на уроках технологии, рисования. На их основе развиваются сюжеты урока. Это дает возможность снизить нагрузку на зрение, вести обучение с применением игровых технологий. Панно очень мобильно, поэтому позволяет разнообразить приемы работы с ним (Приложение 8).

Одной из наиболее древних и естественных форм коррекции эмоциональных состояний, которые используются, чтобы снять накопленное психическое напряжение является музыкотерапия. Это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыка, как лечебное средство, применяется в хоровом пении.

По мнению Базарного, народное хоровое пение несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность[7]. Звукотерапия сопровождает все режимные моменты. Прослушивание классической музыки используется при выполнении самостоятельных работ, традиционно на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии.

За последнее десятилетие отклонения в состоянии здоровья детей становятся все более распространенными и более выраженными. Среди них особо выделяется группа так называемых «школьных болезней», которые формируются под влиянием школьных факторов риска. Лекарственные комнатные растения помогают нейтрализовать или хотя бы сгладить эти факторы [13]. Аэротерапевтический фитомодуль выполняет несколько функций:

· очистка воздуха от вредоносных бактерий;

· насыщение воздуха фитонцидами (профилактика простудных заболеваний и заболеваний дыхательных путей);

· создание эстетически комфортной среды.

При подборе видов растений мы руководствуемся их способностью очищать воздух, насыщать его фитонцидами. Самым полезным в этом деле растением считается хлорофитум. В ходе экспериментов ученые установили, что, если хлорофитумов в классе 5-6, то в течение 24 часов погибает 80% вредных веществ. Эту проблему помогают решать фитомодули, оборудованные в наших кабинетах(Приложение 9).

Создание здоровьесберегающей среды предполагает оборудование специальных уголков отдыха, где проходит, в том числе, и игровая деятельность младшего школьника. Игра, как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он ищет выход своей энергии и поэтому совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речитативе или песне, которые должны сочетаться с движениями и физическими упражнениями. Игра формирует личность ребенка, способствует уравновешиванию нервных процессов. Неотъемлемой частью каждого урока являются физминутки. Они включают физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук и стоп, для снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Перечислим лишь некоторые из них: пальчиковая гимнастика в начале урока, массаж «волшебных» точек ушек, психогимнастика – это специальные упражнения, игры, которые помогают создать положительный эмоциональный настрой, снять усталость; упражнения с элементами йоги, авторская дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, звуковая дыхательная гимнастика О.Г. Лобановой, звуковое дыхание по М.Л.Лазареву.

Таким образом: Использование вышеописанных технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности, тем самым удовлетворить естественную потребность ребенка в движении. Такая система способствует улучшению обучаемости, оказывает стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность, формирует устойчивость к факторам внешней среды, создает условия для продуктивного роста и гармоничного развития ребенка.

Раздел III.

Результативность опыта.

Основным критерием результативности данного опыта стали данные диагностического обследования учащихся. Весь комплекс диагностического обследования можно разделить на несколько пунктов:

1. Диагностика, проводимая учителем.

2. Диагностика, которая проводится специалистами медицинского учреждения.

Диагностические обследования проводятся два раза в год. 1 – в начале учебного года, 2 – в конце учебного года. Учитель проводит следующую диагностику: динамика роста, вестибулярное тестирование, тест на определение меры произвольно-моторной закрепощающей напряженности (психомоторной несвободы) детей, тест на определение признаков усталости (активность – пассивность учащихся по дням недели), диагностика заболеваемости учащихся. Диагностическое обследование проводится в строгом соответствии с разработанными методиками (Приложение 10).

Диагностика зрения, осанки, плоскостопия проводилась специалистами детской поликлиники №4. Для получения наиболее достоверных данных при статистической обработке учитывались результаты диагностики только тех учащихся, которые обучались в экспериментальных классах с 01.09.2009 г. по 30.05.2013 года (без учета прибывших и убывших) – 64 человека. Итоги диагностики (1 – 4 кл.) занесены в таблицы: «Состояние здоровья детей глазной патологии», «Состояние здоровья детей ортопедической патологии» (Приложение 11). Для удобства оформления диаграмм были введены и занесены в таблицу соответствующие сокращения (Приложение 11). Динамику глазной и ортопедической патологии детей представим в виде диаграмм:

Рис. 1 - Глазная патология Рис. 2 - Ортопедическая патология

Одной из самых распространенных глазных патологий является миопия. На момент первичного обследования она была выявлена у 9,4% первоклассников. Сохранить этот показатель на том же уровне не удалось. Возможная причина: наличие факторов риска для здоровья во внешкольной и домашней среде. Однако по другим заболеваниям: дальнозоркий и гиперметрический астигматизм видна положительная динамика. Показатели улучшились на 1,6% и на 2,3% соответственно. В общем, число здоровых детей по состоянию зрительной системы к концу обучения в начальной школе увеличилось на 3,9%. Положительный рост показателя по ортопедической патологии за весь период обучения составил 11%. При этом процент детей со сколиотической осанкой упал почти в 2,5 раза. Такие результаты свидетельствуют о том, что организация учебного процесса на основе двигательного компонента стала эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, раннего остеохондроза и других заболеваний, связанных с обездвиженностью ребёнка в школе.

Варианты организации школьного пространства с использованием конторок

Комбинации видов школьной мебели в расчете на класс из 26 человек:

13 одноместных столов, 13 парт-конторок, 13 стульев для конторок, 13 стульев для одноместных парт;

13 двухместных столов, 26 стульев для них, 13 парт-конторок без стульев.

Варианты организации школьного пространства с использованием конторок.

1. Конторка на газлифте и стул.

2. Конторка на газлифте и одноместная парта с наклонной поверхностью.

3. Конторка с регулируемой высотой и одноместная парта с наклонной поверхностью и регулируемой высотой.

4. Конторка с регулируемой высотой и двухместная парта с наклонной поверхностью и регулируемой высотой.

Учитывая средние вариации роста детей 1-4 классов, осуществляется заказ четырех-пяти парт-конторок2-4 группы роста (габариты в миллиметрах составляют 700*600*700-1000) и восьми-девяти – 4-6 группы роста (700*600*1000-1350). Измеряется высота от поверхности стола до локтя - этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки. В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм,1450 - 1600 мм - 950 мм.

Угол наклона столешницы составляет 15° - 17°.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин., а для обучающихся II - III ступеней образования - 15 минут (СанПин).

Подборка рабочей высоты конторки. Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения» (рис. 1). Повторяем, этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.  

 

Приложение 3

 

Класс

Тема Время проведения
1 Сохранение и укрепление физического здоровья младших школьников. сентябрь
2 Режим дня, закаливание организма, уход за зубами. декабрь
3 Питание детей. февраль
4 Профилактика стресса. май

 

Класс

Тема Время проведения
1 Формирование здорового образа жизни младших школьников. сентябрь
2 Предупреждение инфекционных болезней. декабрь
3 Правила еды. февраль
4 Вечер в семье. «Строгие и грубые родители» – как это отражается на здоровье детей. май

 

 

Приложение 4

 

Стихотворные тексты.

Чтобы нам не уставать, Нужно малость пробежать. По прямым дорожкам длинным Влево - вправо, влево - вправо, Вверх- вниз, вверх- вниз… Ох, забот у нас немало Пройдем по красному овалу: 1-2-3… По зеленому овалу: 1-2-3… Получается на славу! Зоркость, чтоб развить немножко, Пойдем по синей мы дорожке, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом.   Раз, два, три, четыре, пять, Время ножкам побежать. Спинке бодро разогнуться, Ручкам кверху потянуться.   10 раз присесть и встать, Чтобы расхотелось спать. 10 раз вперёд нагнуться, 10 раз назад прогнуться.   Нет нужней зарядки дела,  Чтоб окрепли мышцы тела. Упражнений нет важней, Чтобы стали мы сильней!  

Приложение 7

Методика Э.С. Аветисова

- Закрыть глаза, нажать на них тремя пальцами, через 1-2 секунды убрать пальцы, открыть, посмотреть вдаль.

- Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Повторить 6-8 раз.

- Исходное положение сидя. Массировать глаза через закрытые веки, круговыми движениями указательных пальцев (1 минуту).

- Исходное положение сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы. Повторить     3-7 раз. Если ребенок носит очки, то гимнастику следует выполнять без них.

- Исходное положение сидя. Ноги скрещены, крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть. Выполнить 8-10 раз.

Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. Развитие речи детей связано с состоянием мелкой моторики рук. Нервные окончания пальцев рук и всей ладони широко связаны с корой больших полушарий головного мозга.

От кончиков пальцев рук до их основания располагается зона, имеющая наибольшую связь с головным мозгом. Поэтому при утомлении необходимо давить со средней силой по 3-4 секунды попеременно на переднюю, заднюю и боковые поверхности каждого пальца.

Особое значение имеет ладонная поверхность возвышения большого пальца. Здесь находится зона щитовидной железы. Массаж рекомендуется при слабости.Занимаясь ежедневно, ребенок почувствует улучшение здоровья. Все упражнения выполняются спокойно, без напряжения. Их можно делать во время прогулки, оздоровительных минуток. Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев влияет на развитие речи и является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, слух, зрение.

Самомассаж пальцев.

Большой - голова - повышает функции деятельности головного мозга;

указательный - желудок - деятельность желудка;

средний - кишечник;

безымянный - печень;

мизинец - сердце.

Гимнастика для глаз «Муха».

Упражнение для снятия зрительного напряжения, метка              Э.С. Аветисова. Встают около окна и смотрят вдаль, затем взгляд переводят на точку на стекле. Повторяют несколько раз, затем закрывают глаза ладонями и прячут их в «темном домике».

Гимнастика для глаз на укрепление глазных мышц.

Сидя. Поморгать быстро глазками. Выполнять упражнение            1-2 минуты.

 

Приложение 7

- Исходное положение: лежа, в руке у ребенка кубик. Перекладывать из руки в руку, провожая взглядом. Повторить 2-3 раза.

- Работа с предметами, разв


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.