Любопытная деталь за зеленым занавесом — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Любопытная деталь за зеленым занавесом

2022-10-05 49
Любопытная деталь за зеленым занавесом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть еще одна любопытная деталь, которая доказывают романтический подтекст картины. Скрывается она … за зеленым занавесом. Действительно, какова его цель на картине? Красный ковер прекрасно резонирует с красной шторой. Какую роль играет зеленый занавес? Дело в том, что рентгеновские снимки на холсте показали, что изначально Вермеер написал образ Купидона на картине. Когда-то этот путто смотрел на зрителей в правом верхнем углу, за занавесом, а позже кто-то по непонятной причине закрасил ангела и написал его месте занавес. Одно известно точно – это не корректировка Вермеера.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060820/47146/

Эта перекраска, которая теперь восстанавливается реставраторами, произошла уже в XVIII веке. Возможна причина того, почему он был закрашен, может скрываться в романтическом характере картины. Вероятно, заказчика, желавшего приобрести полотно, не устраивала столь откровенная (для устоев той эпохи) сцена, поэтому решено было его закрасить. Купидон явно дал бы понять, что содержание письма молодой женщины носило любовный характер.
Тот вариант, который мы имеем возможность созерцать сегодня, нисколько не умаляет достоинства и таланта великого Яна Вермеера Делфтского. А истории с корректировками лишь подогревают всеобщий интерес к полотну, что не может не радовать.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060820/47146/

 

 

14.  «Возвращение блудного сына». Рембрандт. Голландия.1669г.

 

«Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже.

Сюжет

Основная статья: Притча о блудном сыне

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти».

Сюжет привлекал внимание знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луки Лейденского, Рубенса.

Описание

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик“».

Второстепенные персонажи

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.

В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

История

Обстоятельства создания

Это не единственная работа художника на данный сюжет. В 1635 году он пишет картину «Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. В 1636 году Рембрандт создал офорт, а в 1642 году — рисунок (Музей Тейлора в Харлеме).

Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.

Датировка 1666—1669 годами, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.

История картины

Поступила в Эрмитаж из парижского собрания Андре д'Ансезена, последнего герцога де Кадруса в 1766 году (за год до его смерти) — по поручению Екатерины её купил князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Своё собрание Ансезен унаследовал от жены, происходившей из рода Кольберов. Её дед Шарль Кольбер выполнял важные дипломатические поручения Людовика XIV в Голландии, где, возможно, и приобрёл полотно.

В культуре

Крис Кельвин возвращается к отцу в заключительной сцене фильма А. Тарковского «Солярис» (1972)

● Генри Нувен, 2-й самый читаемый христианский автор США после Клайва Льюиса, увидев однажды репродукцию этой картины, отправился в Россию, чтобы насладиться оригиналом. Картина заставила его по новому взглянуть на притчу, и позже он написал христианское сочинение, названное им «Возвращение блудного сына». В ней он рассматривает три ступени духовного странствования каждого человека через призму притчи[7].

● Опера Бенджамина Бриттена «Блудный сын» была сочинена в 1968 году после посещения СССР (на Рождество 1967 года, вместе с известным английским тенором и близким другом Питером Пирсом), где в Ленинграде (во время экскурсии в Эрмитаж) на композитора произвела большое впечатление картина Рембрандта.

● В 1970 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 12 копеек (№ 3959 по каталогу ЦФА).

 

Рембрандт – голландский художник XVII века, который вошел в историю живописи благодаря своему умению с удивительной точностью передавать на полотнах любые оттенки человеческих эмоций. Не стало исключением и «Возвращение блудного сына» — это шедевр о торжестве любви, великодушия и Божьего всепрощения над низменной человеческой природой.

Сюжет картины основан на новозаветной притче о блудном сыне. Младший сын после долгих лет распутной жизни и мучительных скитаний возвращается в родительский дом в раскаянии. Он сознается в своих грехах и даже не надеется вернуться в лоно семьи. Чувствуя, что недостоин больше называться сыном, хочет стать наемником своего отца, лишь бы не умереть от голода.

Но родитель, полный великодушной безусловной любви, прощает своего отпрыска. Ему не нужны слова и мольбы, а достаточно лишь видеть сына, которого он считал погибшим, живым.

В центре композиции расположена фигура отца в красных богатых одеждах — художник переносит на него фокус внимания зрителя. На лице родителя нежность и принятие, а руки ласково обнимают сына за плечи.

Юноша стоит перед ним на коленях, всей своей позой выражая раскаяние. Его одежда истлела и порвалась, а обувь совсем прохудилась. Художник даже демонстрирует его босую ступню, как свидетельство полной незащищенности и уязвимости. Его волосы обриты, как у каторжника, что говорит о том, как низко пал он в своих скитаниях. Только потрепанный воротник прежде богатого платья свидетельствует о былой роскоши.

Композиционный центр смещен в левую часть полотна – это классический выразительный прием художников того времени. Уравновешивает композицию фигура старшего сына, возвышающаяся справа на ступенях крыльца. По сюжету притчи он позавидовал своему брату, но на картине Рембрандт трактует эту деталь иначе: на лице старшего брата написано прощение и принятие.

Прочие фигуры, расположенные на заднем плане, представляют загадку для исследователей. Некоторые полагают, что это остальные члены семьи, в том числе, мать сыновей. Другие считают, что загадочные фигуры — это отсылка к гравюре Корнелиса Антониссена, где также изображены коленопреклоненный сын с отцом и окружающие их Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда.

Кроме этого, есть версия, что стоящие справа мужчина и юноша в черной шляпе – это те же отец с сыном накануне его ухода из отчего дома. Таким образом, Рембрандт разворачивает на полотне сразу всю хронологию истории.

Произведение написано незадолго до смерти художника. Возможно, живописец на закате жизни размышлял о своем далеко не праведном пути и отождествлял себя с тем самым блудным сыном. Он надеялся, что, несмотря на свое распутство и грехи, он может раскаяться, упасть перед Богом-отцом на колени, и тогда будет прощен и принят в Царство Божие на Небесах.

https://muzei.club/0090-opisanie-kartini-vozvrashchenie-bludnogo-syna

 

 

15.  «Лютнист». Караваджо. Италия. Ок. 1595г.

 

«Лютнист» — одна из ранних картин Караваджо. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением.

Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже, Метрополитен-музее (из коллекции Д. Вильденштайна, в музее на временном хранении) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно из Нью-Йорка, картина из Бадминтон-хаус, по мнению исследователей, — копия с эрмитажного.

Существует мнение, что «Лютнист» — это парная картина к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Вероятно, это первое произведение, где художник использовал свою знаменитую контрастную светотеневую моделировку.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.