Воздушно-десантное сражение за Крит — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Воздушно-десантное сражение за Крит

2022-10-05 32
Воздушно-десантное сражение за Крит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подготовка

Когда на Балканах обстановка начинала складываться в пользу Германии и отступление англичан было решенным делом, «Нью-Йорк геральд трибюн» писала:

«Если в Греции военные действия приближаются к концу, то это означает, что сражение на Востоке еще только началось».

Эта фраза с предельной ясностью показывает коренное различие мнений, существовавших у западных военных деятелей, которые мыслили в мировом масштабе, и у представителей гер­манского Генерального штаба, боявшихся даже в мыслях выйти за пределы европейского континента. Для морской державы — Англии, находившейся в состояиии войны с сухопутной державой — Германией, война на Балканах была событием местного характера. Ее результат расценивался как временная неудача, которая давала немцам некоторые преимущества, но в конечном итоге почти не влияла на исход войны. Борьба на Балканах привела Германию на побережье Средиземного моря, и если бы со стороны немцев Балканская кампания рассматривалась только как один из этапов в войне за позиции на Востоке, то эта неудача имела бы большее значение. Греческая авантюра Муссолини, безуспешные действия его войск в Африке и, не в последнюю очередь, крайняя пассивность итальянского военно-морского флота позволяли сделать, вывод, что совместное ведение войны державами «Оси» не представляет для Англии столь большой опасности, как это пред­ставлялось ранее. Вместо того чтобы сосредоточить свои воору­женные силы на одном главном направлении и последовательно громить объединенными усилиями войска Британии, немцы и итальянцы продолжали свои боевые действия в районе Средиземного моря чрезвычайно нерешительно. Итальянцы всячески заботились о том, чтобы влияние Германии не стало слишком боль­шим в их собственной сфере влияния, и Гитлеру приходилось считаться с этим. Мысли его были направлены на завоевание немцами максимального «жизненного пространства» на Востоке, Муссо­лини

108

же хотел осуществить мечту о Mare nostrum 1. Таким обра­зом, район Средиземного моря являлся для Гитлера лишь второ­степенным театром военных действий, и его главным противни­ком была совсем не Англия, а Советский Союз, на который он и готовился напасть летом 1941 года.

В Германии, разумеется, не было недостатка в людях, высту­павших за ведение активной воины против Англии и упорно на­стаивавших на том, что борьбу в бассейне Средиземного моря сле­дует вести до победного конца. Но их голоса не были услышаны. Хотя Гитлер и относился с иронией к тому факту, что итальянцы при объявлении войны Англии ограничились лишь формальной передачей ноты, не подкрепив ее одновременно захватом острова Мальта, однако он никогда сам не решился бы исправить эту горь­кую ошибку. Поэтому после отказа генерала Франко от совмест­ных действий он отверг план захвата Гибралтара, хотя это и при­вело бы к полной блокаде Средиземного моря 2 .

Гросс-адмирал Редер и рейхсмаршал Геринг, которые поддер­живали столь недвусмысленное решение средиземноморской про­блемы, не сумели оказать влияния на Гитлера, боявшегося всяких операций, связанных с преодолением какого-либо водного про­странства. Если уж одно это явилось причиной отсрочки опера­ции «Зеелёве», то удержать его от проведения операции более крупного масштаба в районе Средиземного моря было совсем не­трудно. Хотя Гитлер и был втянут в балканскую авантюру, нача­тую Муссолини, против своей воли, он все же не решался пойти на больший шаг, чем тот, который ему необходимо было сделать в этом нежелательном для него направлении.

В то время как американские официальные пропагандисты твердили населению США, что Гитлер якобы намеревается укре­питься в Южной Америке и оттуда напасть на Соединенные Шта­ты, всякое реальное предложение использовать германское ору­жие не против Советского Союза, а где-либо в другом месте, встречалось Гитлером с недоверием, а иногда и вызывало решительное возражение с его стороны.

Когда генерал Штудент 20 апреля 1941 года знакомился в став­ке Геринга в районе Земеринга с обстановкой и с перспективны­ми планами, он, к своему немалому удивлению, узнал, что Гитлер хочет закончить Балканскую кампанию занятием Пелопоннеса.

________

1 Наше море (лат.), т. е. Средиземное море.

2 Альтернативный план захвата Гибралтара воздушно-десантными войсками был признан генералом Штудентом после тщательной его проверки невыполнимым.

109

Удивление Штудента было более чем обоснованным, так как зна­чение Крита — этого неприступного барьера, закрывающего вход в Эгейское море — как военно-морской и военно-воздушной базы в восточной части Средиземного моря сразу же становится ясным при первом взгляде на карту. При соответствующем распределе­нии военно-воздушных и военно-морских сил Эгейское море ока­зывалось полностью закрытым для противника, что в значитель­ной мере обеспечивало снабжение островов Додеканес и распо­ложенных на них итальянских баз. Если бы на Крите смогли базироваться немецкие истребители, то британская авиация лишилась бы возможности совершать налеты на нефтяные районы Плоешти. Обладание Критом давало немцам большие преимуще­ства и немалые перспективы на успех, так как в этом случае в ра­диус действий немецкой авиации попадал и Суэцкий канал. До Порт-Саида отсюда было около 800 км, до Александрии — главного порта базирования Средиземноморской эскадры англичан — всего 630 км. В направлении африканского побережья расстояния были примерно такими: до Эс-Салума — 400 км и до Дер­ны 350 км. ВАфрике Тобрук уже был окружен войсками Роммеля, его гарнизон снабжался по морю из Египта вплоть до самого падения крепости 1. Действия немецкой авиации на английских морских коммуникациях в Атлантике и Средиземном море должны были в значительной мере облегчить положение Роммеля в Африке и во много раз увеличить трудности англичан.

Командующему немецкими воздушно-десантными войсками генералу Штуденту открывалось здесь много заманчивых перспектив; в его воображении уже рисовались смелые стрелы мощной воздушно-десантной операции, которые, начинаясь у Крита, пересекали Средиземное море, подходили к Кипру и продолжались в направлении Суэцкого канала — конечной цели операции, в то время как танки Роммеля, преодолев пустыню, уже устремлялись на Александрию.

Эта наступательная операция с гигантским охватом обоих флангов противника в случае ее успеха подрывала господство Англии в восточной части средиземноморского бассейна, сильно ударяло по ее престижу во всем мире и ослабляла волю англичан к сопротивлению. На этот раз для борьбы с «владычицей морей» немцы имели в своем распоряжении отличные бомбардировщики и воздушно-десантные войска,

_________

1 Тобрук находился и осаде с 10 апреля по 7 декабря 1941 года, но взят так и не был. Эта крепость пала лишь 21 июня 1942 года - во время второго наступления Роммеля (Прим. ред.)

110

 то есть такое оружие, против которого были бессильны плавучие стальные крепости Британии.

Штудент боялся только одного — что немецкое высшее руко­водство остановится на захвате Балкан и позволит англичанам удерживать в своих руках все важные военно-воздушные и воен­но-морские базы. Он изложил свои соображения главнокоманду­ющему немецкой авиацией, заявив ему, что Крит может и должен быть захвачен воздушно-десантными войсками. Геринг отослал его непосредственно к Гитлеру.

21 апреля в сопровождении начальника главного штаба военно-воздушных сил генерал-полковника Иешонека и своего началь­ника оперативного отдела подполковника Треттнера 1 Штудент выехал в ставку фюрера — Мёнихкирхен.

На приеме у Гитлера Штудент докладывает свой план захвата Крита. Гитлер внимательно слушает, однако лицо его выражает большое сомнение. Он все еще не отделался от своей «водобояз­ни», а тут еще и предстоящая Восточная кампания, которая почти целиком занимает его мысли и заставляет колебаться в принятии решения. Но после продолжительного совещания он убеждается в выполнимости плана Штудента и уже почти дает свое согласие. Но, прежде чем окончательно решиться на это, он должен еще пе­реговорить с Муссолини, так как Крит лежит в сфере интересов итальянцев, а «дуче» в таких вещах крайне щепетилен.

На всякий случай парашютные части приводятся в боевую готовность. Время дорого, так как Гитлер назначил день наступ­ления «ориентировочно» на середину мая. А это значит, что рабо­тать отныне придется с максимальным напряжением сил. Необ­ходимо ускорить планирование операции и развертывание пара­шютных войск, дислоцированных главным образом в центральной части Германии, в районе Брауншвейга и Стендаля. Предстоит преодолеть много трудностей.

Ввиду господства англичан на море нападение на остров Крит, расположенный в 140км от Пелопоннеса и в 180км от Родоса, может быть проведено только воздушно-десантными войсками при поддержке значительных сил авиации. Средизем­номорская эскадра англичан представляет серьезную угрозу для действий в водах, омывающих Крит. Предстоит крупное воздуш­но-десантное сражение — первая попытка захватить большую территорию с воздуха. Англичане предвидят жестокую борьбу и готовятся к ней.

__________

1 Позднее, то есть в 1944-1945 годах, Треттнер стал командиром 40-й парашют­но-десантной дивизии, действовавшей в Италии.

111

 

* * *

 

Остров Крит простирается с запада на восток примерно на 260км, ширина его составляет от 20до 50км, а площадь равна 8250км2. В геологическом отношении остров представляет собой силь­но расчлененный массив с очень неровной береговой линией. Не образующее гаваней южное побережье круто спускается к морю, имеющему здесь большую глубину; более пологое северное побе­режье характеризуется весьма разнообразным рельефом. Здесь берега сильно изрезаны, удобны для поселения, земледелия и со­общения. Над островом возвышаются четыре высоких массива известняковых гор, сильно разрушенных карстовыми явлениями: ни западе — Белые горы (Мадарас) и горы Ида (Псилоситис), самые высокие вершины которых достигают почти 2,5 км над уровне моря (Ида — 2456 м), далее к востоку лежит Ланитионский массив (2148 м) и в самой восточной части острова — массив Афенди-Кавуса (1500 м).Изрезанные ущельями, изобилующие пропастями, лишенные воды и растительности, горы эти трудно-проходимы и пересекаются с севера на юг лишь немногими дорогами и горными тропами. Ландшафт северного побережья более приветлив. Виноградники и прежде всего оливковые рощи, которые делают Крит вторым по важности районом производства оливкового масла в Греции, придают прибрежной полосе с ее бо­гатой флорой особый облик. Самой северной точкой острова яв­ляется мыс Спата; в западной части Крита между мысом Спата и полуостровом Акротири находится залив Кания, на берегу которого расположены деревня и аэродром Малеме, а также город Кания. Восточнее Кании на берегу глубоко врезавшейся в остров бухты Суда находится порт Суда с хорошей гаванью, но без пор­товых сооружений и с одним-единственным довольно узким пир­сом. Следующий крупный населенный пункт к востоку — Ретимнон с небольшой, пригодной только для мелких судов гаванью и аэродромом. На берегу залива Гераклион расположен город того же названия с аэродромом и весьма посредственной гаванью, недалеко от него — развалины Кноссоса, бывшей резиденции леген­дарного короля Миноса и центр древней миносской культуры.

Все населенные пункты северного побережья соединены един­ственной пригодной для движения

112

автомашин дорогой, которая проходит в основном вдоль берега. Население острова насчиты­вает примерно 400000 человек. Жители внутренней части остро­ва — светлокожие блондины с крупным носом и узким лицом. Об этих людях говорят, что они прямые потомки дорийцев, которые завоевали Крит примерно за 1000 лет до нашей эры. Здесь все еще господствуют кровная месть и древний культ свободной любви. Вековое господство турок и древние обычаи, более родственные Востоку, чем Западу, сделали людей острова суровыми и жесто­кими. У них иные, чем у нас, понятия о морали и гуманное обра­щение с противником им неизвестно.

Хорошо освоенный европейцами остров Родос с его простор­ными аэродромами уже давно был для англичан бельмом на гла­зу. Итальянцы имели здесь военно-морскую базу, которая в пред­видении боев за Крит могла приобрести большое значение для немцев. Когда в ноябре 1940 года англичане создали на Крите довольно слабый гарнизон и начали строить там морскую и военно-воздушную базы, у них вскоре родился план нападения на Родос с целью захвата этого важного для итальянцев опорного пункта. Специально сформированный и обученный для этой цели в Анг­лии корпус морской пехоты — Mobile Naval Base Defence Organi­sation 1 — численностью 5300 человек был переброшен в Египет. 2 тыс. человек под командованием полковника Лейкока и форми­ровавшаяся в Египте 6-я английская дивизия предназачались для захвата острова Родос.

В силу складывающейся обстановки эту операцию, заплани­рованную на начало 1941 года, приходилось все время отклады­вать. Предназначенные для нее части оставались пока в Египте. Строительство оборонительных укреплений на Крите проходило весьма вяло, хотя Черчилль неоднократно требовал превращения военно-морской базы в бухте Суда во «вторую Скапа-флоу» 2. Обладание Критом оценивалось Черчиллем весьма высоко.

«Британские военные корабли, — писал он, — исполь­зуя бухту Суда в качестве опорного пункта и базы для по­полнения горючим, могли обеспечивать острову Мальта значительную и исключительно эффективную защиту. Мы должны были лишь защитить наши позиции на Крите от воздушных налетов, и нам ничто не мешало развернуть

____________

1 Подвижная военно-морская база (англ.).

2 Крупнейшая военно-морская база англичан, расположенная в бухте того же названия острова Мэйнленд, в группе Оркнейских островов. (Прим. ред. 1957 г.)

113

наши превосходящие морские силы для отражения всякой попытки противника высадить где-либо морской десант».

То, что англичане еще во время Греческой кампании серьезно тревожились за дальнейшую судьбу Крита и желали в будущем сохранить за собой этот опорный пункт, было вполне понятным стремлением. Еще 16 апреля 1941 года английский главнокоман­дующий на Среднем Востоке генерал Уэйвелл телеграфировал Черчиллю: «Полагаю, Крит будет удержан». А наследующий день генерал сообщил своему премьер-министру:

«Подготавливаем эвакуацию наших войск из Греции и оборону Крита».

Английское военное командование уже в то время считалось с тем, что Гитлер не ограничится захватом Балкан, а пойдет гораз­до дальше, с тем чтобы последовательно довести до конца борьбу за Средиземное море.

28 апреля, то есть неделю спустя после приема Штудента Гит­лером и за день до того, как англичане вынуждены были эвакуировать из Греции свои последние части и оставить в районе Каламе на произвол судьбы 5000 солдат, в Лондоне уже пришли к мне­нию, что Крит явится объектом комбинированной — военно-мор­ской и воздушно-десантной — операции немцев. В этот день Черчилль телеграфировал Уэйвеллу:

«Из наших информационных данных определенно выте­кает, что на Крит скоро будет совершено нападение немец­ких воздушно-десантных войск и авиации. Сообщите мне, пожалуйста, какими силами Вы располагаете на острове и каковы Ваши планы. Необходимо использовать прекрасную возможность покончить здесь навсегда с немецкими пара­шютистами. Остров должен обороняться до конца».

29 апреля Уэйвелл послал в Лондон следующий ответ:

«1. 18 апреля командованию войск на Крите было сде­лано предупреждение о возможности нападения на остров воздушного десанта противника. Помимо прежнего посто­янного гарнизона, состоящего из трех пехотных батальо­нов, двух тяжелых и трех легких зенитных батарей и ба­тарей береговой артиллерии, на Крите находится еще по меньшей мере 30 тыс. британских войск, эвакуированных из Греции. В настоящее время они подготавливают оборо­ну следующих узловых пунктов на острове: бухту Суда, Канию, Ретимнон и Гераклион. Настроение у личного со­става хорошее.

114

Вооружение: главным образом карабины и небольшое количество ручных пулеметов. Мы располагаем также несколькими подразделениями, сформированными из греческих рекрутов, на которых возлагается защита аэро­дромов и охрана военнопленных.

2. Резервное соединение морской пехоты должно, соглас­но плану, прибыть на остров в первой половине мая.

3. Намереваюсь завтра лично посетить Крит и по воз­вращении доложить обстановку.

4. Вполне возможно также, что предполагаемое напа­дение на Крит послужит маскировкой для удара немцев по Сирии или Кипру; не исключено также, что с настоящей целью операции войска противника будут ознакомлены лишь в самый последний момент. Это вполне соответству­ет тактике немцев».

Из этого обмена телеграммами явствует, что Черчилль был поразительно точно информирован о намерениях немецкого вер­ховного командования и что в штабе английского командования на Среднем Востоке также полностью понимали грозящую анг­личанам опасность.

Оборона Крита — этого важнейшего опорного пункта на Сре­диземном море — была возложена на человека, которого для этой цели выбрал сам Черчилль и к которому он питал полное дове­рие — на новозеландского генерала Фрейберга. Этот опытный ге­нерал уже много лет был с премьер-министром в самых друже­ственных отношениях. Тело генерала Фрейберга было сплошь покрыто рубцами: 27 шрамов от огнестрельных и других ран по­лучил он за четыре года пребывания на фронте во время Первой мировой войны; он был награжден такими высокими наградами, как Крест Виктории и крест «За боевое отличие». В 27 лет ему было присвоено звание полковника. Будучи командиром «баталь­она Гуда» дивизии морской пехоты, он особенно отличился в сра­жениях при Галлиполи и под Бомон-Амелем во Франции. К нача­лу Второй мировой войны он был уже командиром новозеланд­ской дивизии, которая участвовала в боях в Греции.

Первым стремлением генерала Фрейберга было увеличить свои силы на Крите и получить в свое распоряжение авиацию и военные корабли. Генерал Уэйвелл делал все, что мог, и сам Чер­чилль, которого судьба Крита особенно глубоко волновала, обе­щал Фрейбергу быструю помощь. Между прочим, он сообщил

115

ему о предстоящей переброске на Крит 140 истребителей типа «Харрикейн», большого числа средних бомбардировщиков типа «Бленхейм» и нескольких разведывательных самолетов.

Фрейберг так энергично занялся приготовлениями к обороне Крита, что уже 5 мая почувствовал себя довольно уверенно и про­телеграфировал Черчиллю: «Не могу понять вашего беспокойства. Меня нисколько не волнует нападение воздушного десанта...»

Немцы меж тем начали проводить первые подготовительные мероприятия к операции «Меркурий» (так было условно названо нападение на Крит). Военно-транспортные группы немецкой авиа­ции уже действовали во время Балканской кампании, и теперь многие машины нуждались в ремонте. Части парашютных войск должны были перебрасываться в Грецию по железной дороге и на автомашинах, а этого нельзя было скрыть от противника, несмот­ря на все меры предосторожности. В результате немцы лишались самого существенного фактора — внезапности.

Первые транспорты уже шли на юго-восток, когда наконец Муссолини согласился на проведение запланированной немцами операции; итальянцы ничего не имели против и даже предлагали свою помощь.

Ничто не препятствовало теперь захвату Крита — но, несмот­ря на это, не все делалось так, как этого хотел бы генерал Штудент. В марте 1941 года 22-я воздушно-десантная дивизия была переброшена в Румынию для защиты нефтяного района Плоеш­ти. Просьба Штудента — передать ему эту дивизию, которая хо­рошо сражалась в Голландии и уже накопила большой, пусть даже и горький, опыт для проведения операции против Крита — была отклонена под предлогом трудностей, связанных с ее переброс­кой, и недостатка в транспортных средствах.

Вместо этого для действий на Крите в распоряжение Штудента была выделена 5-я горно-стрелковая дивизия генерал-лейтенан­та Рингеля. Она уже успела отличиться в упорных боях за «Ли­нию Метаксаса» и стала настоящей отборной дивизией, однако для действий в составе воздушного десанта она была абсолютно неподготовленной.

К этому прибавлялись и другие проблемы. Предыдущие бое­вые действия показали, что воздушно-десантные операции тре­буют самого тесного взаимодействия воздушно-десантных войск и авиации. От этого взаимодействия и слаженности существен­ным образом зависел успех.

116

В связи с этим появилась крайняя не­обходимости централизации управления. Поэтому Штудент предложил подчинить непосредственно ему на период боевых действий на Крите весь 8-й авиационный корпус генерала Рихтгофена, что­бы можно было оказывать самую эффективную поддержку пара­шютистам в наземном бою, ставя соответствующие задачи перед военно-воздушными силами. Но и в этом ему было отказано. Об­щее руководство операцией было возложено на командующего воздушным флотом «Юго-Восток» генерал-полковника Лёра.

Войскам были поставлены следующие частные задачи: 8-й авиационный корпус должен был провести предварительную об­работку острова с воздуха и оказать поддержку при высадке де­сантов. Парашютные, посадочно-десантные и горно-егерские части под командованием генерала Штудента должны были зах­ватить остров штурмом. Для этого сюда стягивались военно-транс­портные части 11-го авиационного корпуса под командованием генерал-майора Конрада. Адмирал Шустер должен был по мере возможности поддерживать операцию действиями на море, ис­пользуя находившиеся в его распоряжении небольшие силы флота.

Район, который предусматривался для сбора и развертывания сил, был к тому времени в основном еще занят противником, и им необходимо было овладеть в первую очередь.

Особую проблему составляла организация снабжения пред­стоящего десанта. Время не ждало, и квартирмейстер подполков­ник Зейбт (позднее он стал генералом) вместе со своими людьми должен был решить небывалые по трудности задачи. К началу подготовительного периода — 22 апреля — то есть еще до выб­роски десанта в Коринфе, они даже не знали, можно ли будет ис­пользовать для операции на Крите те запасы снабжения, которые находились на складах в районе Пловдива. Большая часть пред­метов материально-технического обеспечения парашютистов предназначалась для операции «Зеелёве» и была сосредоточена в районе Лаона в Северной Франции. Десантные контейнеры и раз­личные материалы находились в авиационном парке Гардслеген под Магдебургом, а боеприпасы — на складах одного из военных заводов в Северной Германии. К этому прибавлялось еще и то об­стоятельство, что большинство железнодорожных линий в Юго­славии было разрушено в ходе боевых действий, и потому про­блема переброски войск сильно осложнялась. Помимо всего про­чего, уже началось развертывание сил для осуществления плана

117

«Барбаросса», то есть для нападения на Советский Союз. По этой причине предметы материально-технического снабжения, посту­павшие из Франции и Германии, направлялись сначала в румын­ский порт Констанцу, а уже оттуда после перегрузки на транспорт­ные суда доставлялись через Дарданеллы в греческий порт Пирей.

Немецкое верховное командование рассчитывало, что бои на Крите продлятся не более 10 дней. Исходя из этого, был проведен и расчет всех потребностей в предметах снабжения. Можно было, конечно, рассчитывать на то, что продовольственные запасы бу­дут пополнены за счет трофеев на Крите и что во время боевых действий не нужно будет организовывать их подвоз, но вместе с тем, по имеющимся в распоряжении немецкого командования дан­ным, было известно, что, например, положение с питьевой водой на Крите было крайне неблагоприятным. Поэтому все части при переброске и десантировании снабжались ранцевыми фильтрами и, кроме того, был запланирован подвоз значительного количества минеральной воды. Заводы минеральной воды в Афинах и Пирее поставлял и для этого ежедневно 25 тыс. бутылок воды.

Исключительно важное значение приобретала своевременная заготовка достаточного количества горючего для самолетов. Рас­стояние между Аттикой и Критом равно примерно 350 км; следо­вательно, полет туда и обратно составляет около 700 км. С неко­торым запасом горючего на сбор и построение в боевые порядки, а также для маневрирования при выброске парашютистов на каж­дый боевой вылет одного самолета требовалось 2 тыс. литров го­рючего, а на каждый боевой вылет одной авиагруппы — 110 тыс. литров. Таким образом, для десяти имеющихся в распоряжении транспортных авиагрупп на десять боевых вылетов нужно было иметь запас около 10 млн. литров бензина. Оперативный отдел штаба корпуса требовал, чтобы в первые дни операции на аэро­дромах постоянно находился запас горючего для самолетов в ко­личестве, достаточном для двух-трех боевых вылетов. Генерал-квартирмейстер германских военно-воздушных сил обещал, что к 16 мая прибудет пароход с 8 тыс. бочек бензина (1,6 млн. л) и к 17 мая — танкер с 12 млн. литров горючего. Разумеется, этим про­блема полностью не разрешалась. Вот что по этому поводу гово­рит, например, генерал Зейбт 1:

«Пароход с 8 тыс. бочек бензина и танкер вышли из Италии и должны были пройти через Коринфский канал.

_________

1 Рассказано непосредственно автору книги.

118

Но здесь, к сожалению, обломки взорванного моста загоро­дили проход. Греческие водолазы в это время уже начали работы по устранению развалин, разрезая железные час­ти автогеном, но их успехи были незначительными. Поэто­му я решил, с согласия немецкого морского командования, доставить на самолетах из Киля в Пирей немецких водо­лазов с более совершенными инструментами 1. Они прибы­ли 15 мая и, работая круглосуточно, уже к 17 мая очисти­ли канал. Но тут возникла новая задержка: капитаны обо­их судов потребовали очистить канал от мин. Это означало бы промедление, которого я не мог допустить. Ведь необходимо было еще разгрузить суда и доставить горючее на аэродромы. Поэтому я решил во что бы то ни стало зас­тавить суда пройти через канал и послал для этого обер-лейтенанта Шпехта на самолете «Шторх» к западному входу в канал. В полдень 18 мая оба судна благополучно при­были в порт Пирей.

Здесь нужно было прежде всего разрешить вопрос, как и где перекачать авиационное горючее из танкера в имею­щиеся в нашем распоряжении бочки. Правда, разведка до­несла о наличии крупных бензозаправочных пунктов, рас­положенных в порту Пирей, но ежедневная пропускная спо­собность бензоколонок этих пунктов составляла лишь 600 бочек в день. Кроме того, у меня не было никакого персона­ла для охраны этих заправочных пунктов. Со мною был один переводчик, который до войны имел ферму в Восточной Аф­рике и который уже неоднократно поражал меня своей на­ходчивостью и энергией. Я назначил его начальником имп­ровизированного склада авиационного горючего в Пирее, и 11 мая он вступил в эту должность. На прощанье я сказал ему, что через неделю бензосклад в Пирее должен зарабо­тать на полную мощность. В качестве рабочей силы в его распоряжении имелись только греки. Этот усердный ма­лый оправдал мои надежды. С помощью двух немецких сле­сарей ему удалось к 18 мая довести пропускную способность

_________

1 В последующие дни боев на Крите по инициативе обер-квартирмейстера пара­шютно-десантного корпуса так же быстро было проведено специальное меропри­ятие другого характера: с Крита поступило сообщение о том, что трое пленных английских солдат заболели спинным детским параличом и врачам требовалась сыворотка для уколов. Так как ее не было ни у аптекарей корпуса, ни в клиниках и аптеках Афин, в Берлин послали специальный самолет. Предварительно там была телеграммой заказана сыворотка. Через 36 часов уколы были сделаны.

119

бензоколонок до 1600 бочек в день. Конечно, и этого было недостаточно, но в соединениях 8-го корпуса удалось най­ти и дополнительно установить несколько запасных быс­тродействующих бензоколонок. В ночь с 18 на 19 мая про­пускная способность склада авиационного горючего в Пи­рее была доведена до 6 тыс. бочек в сутки. В результате этого стало возможным вовремя доставить горючее на аэродромы, расположенные на расстоянии от 35 до 250 км от Пирея».

Но активная подготовка к предстоящим событиям велась, ока­зывается, не только в Греции, а и на Крите.

После эвакуации английских войск из Греции на Крит здесь скопилось около 30 тыс. англичан, новозеландцев и австралийцев, а также около 14 тыс. греческих солдат. Воинская дисциплина на острове была очень слабой, и многие солдаты без дела слонялись по острову. В целях устранения такой распущенности были при­няты самые строгие меры. Запрещение увольнений, ранний от­бой и угроза суровым наказанием, а также выделение многочис­ленных контрольно-сторожевых подразделений позволили коман­дованию англичан в течение нескольких дней снова навести здесь порядок и поднять дисциплину. Путем создания маршевых подразделений части были приведены в порядок и переформированы.

На остров непрерывно прибывали новые части и оружие, в частности было доставлено 9 танков новой конструкции, броне­вую защиту которых не могли пробить немецкие противотанко­вые пушки того времени. Подвозились трофейные итальянские орудия и боеприпасы. 9 мая на Крит прибыли первые части резерв­ного соединения морской пехоты с одной тяжелой и одной лег­кой зенитной батареей. Как и прежде, противовоздушная оборо­на острова оставалась самой серьезной проблемой. К уже нахо­дившимся там 16 тяжелым 95-мм и 36 легким 40-мм зенитным орудиям можно было прибавить за счет вновь прибывших лишь незначительное количество орудий, а число охраняемых объек­тов было довольно велико. Поэтому решено было прикрывать главным образом бухту Суда, так как последняя, являясь основ­ной базой снабжения, была особенно уязвима для воздушных на­летов противника. Кроме того, здесь начиналась линия снабже­ния, от которой в значительной мере зависела судьба всего остро­ва. Отдельные склады удалось хорошо замаскировать в оливковых рощах.

120

Генерал Фрейберг расположил свой штаб вблизи Кании, в предгорье у бухты Суда. Около него разместился командный пункт военно-воздушных сил, прикрывавших остров. Командо­вание военно-морского флота также находилось в Суде. Этим са­мым была создана возможность тесного взаимодействия, и если верить английским сводкам, то в противоположность Балканской кампании это взаимодействие было действительно достигнуто.

Где немцы предпримут нападение? Какой характер оно при­мет? Этими вопросами были заняты и генерал Фрейберг, и весь его штаб.

Информация, поступавшая из Лондона, со всей определенно­стью указывала на то, что немцы наверняка используют свои воз­душно-десантные части, однако некоторые сообщения о реквизи­ровании кораблей в греческих портах, по всей видимости, застав­ляли Фрейберга думать, что немцы намереваются высадиться и с моря. Германские парашютисты уже не были такой неожиданно­стью, как раньше, и английская разведывательная служба добро­совестно и усердно собирала о них все сведения, которые только можно было получить и которые представляли какую-либо цен­ность. По окончании этой работы английское верховное командо­вание издало инструкцию-памятку о ведении обороны против парашютных и посадочно-десантных войск. Эта инструкция под­робно освещала тактику действий немецких воздушных десантов. В ее основу были положены немецкие боевые приказы, которые во время действий в Голландии были захвачены голландцами и теперь оказались у англичан. В этой памятке говорилось прежде всего о необходимости отражения налетов немецких воздушных десантов на аэродромы, поскольку немцы сделали этот метод на­падения основным. Генерал Фрейберг действовал, руководству­ясь простой логикой вещей. Он распределил свои части по оборонительным участкам, которые были оборудованы с учетом осо­бенностей местности в районе портов и аэродромов. Были подготовлены следующие участки обороны: аэродром Малеме, порт Кания и бухта Суда, аэродром и порт Ретимнон, аэродром и порт Гераклион.

Находившиеся в распоряжении Фрейберга танки он распреде­лил по аэродромам с таким расчетом, чтобы они сразу же могли истребить всех парашютистов еще в воздухе. Он понимал, что это мероприятие, обрекавшее в данном случае часть его сил на бездей­ствие, не отличалось особой мудростью, но нехватка

121

транспортных средств не позволяла ему создать высокоподвижный и сильный централизованный резерв. По этой же причине часть своей артил­лерии он должен был установить на постоянных огневых позици­ях, и само собой понятно, что такие орудия имели лишь местное значение. Он предполагал, что морской десант будет высажен преж­де всего в заливе Кания, и потому в этом районе было создано наи­большее количество опорных оборонительных пунктов.

Благодаря таким мероприятиям образовалось четыре оборо­нительных района, из которых районы Малеме и Кания—Суда сливались в одну оборонительную зону.

Еще в 1914 году под Лангемарком английские солдаты пока­зали свое умение создавать полевые укрепления 1: вот и теперь на Крите новозеландцы и австралийцы под руководством Фрейбер­га усердно принялись за дело, чтобы искусно расположить и за­маскировать свою боевую технику на местности. В тени оливко­вых рощ и виноградников, в зарослях и кустарниках они создали много стрелковых окопов и пулеметных гнезд, едва различимых со стороны. Господствующая над аэродромом Малеме высота 107 была оборудована позициями, расположенными в виде террас, а гора Галатас превращена в важный заградительный рубеж между Малеме и Канией.

У Ретимнона и Гераклиона картина была примерно такой же. Вокруг аэродромов оборудовались оборонительные позиции, ко­торые, возвышаясь над аэродромами, могли полностью контро­лировать их огнем своего оружия. Максимально использовались и прочные стены городских укреплений времен турецкого господ­ства, а также древние форты и бастионы. Так создавалась оборони­тельная система, усиливавшаяся изо дня в день и обеспечившая англичанам в совокупности с удобной для обороны местностью все преимущества. Подробные инструкции о немецких парашю­тистах и их наступательной тактике знакомили солдат с ожидаемым противником и предостерегали их от внезапного нападения немцев.

В этих памятках характерные особенности тактики немцев выглядели примерно так: немцы всегда стремятся удержать ини­циативу в своих руках, они сосредоточивают свои основные силы на направлении главного удара и избегают вводить в бой значительные силы на других направлениях; быстрота, внезапность и

_________

1 Лангемарк — населенный пункт в западной части Фландрии, расположен не­далеко от Ипра — места ожесточенных боев Первой мировой войны, и в первую очередь в октябре-ноябре 1914 года. (Прим. ред. 1957г.)

122

стремительное развитие успеха — вот отличительные черты так­тики немцев. В виде обобщения там говорилось следующее:

«Немецкие войска быстро продвигаются при всяком на­ступлении, как только для этого предоставляется возможность. Они воспитаны в духе превосходства над против­ником и считают, что быстрое продвижение вперед наи­лучшим образом обеспечивает им победу. Они обучены рваться вперед, невзирая на потери».

Такими указаниями англичане надеялись рассеять среди сол­дат страх перед парашютистами и вселить в войска необходимую уверенность в своих силах.

Несомненно, все сводилось к тому, чтобы уничтожить пара­шютистов на месте высадки, так как в системе обороны острова, несмотря на все усилия командования и войск, имелись серьез­ные недостатки.

Предоставить в распоряжение обороняющихся хотя бы не­большое количе


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.