Эбен-эмаэль и «крепость Голландия» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эбен-эмаэль и «крепость Голландия»

2022-10-05 43
Эбен-эмаэль и «крепость Голландия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда Гитлеру стало ясно, что, несмотря на разгром Польши, западные державы не намерены прекращать войну, он решил пре­дупредить их наступление и обеспечить себе хорошую базу для ведения морской и воздушной войны против Англии. Он хотел наступать — и как можно скорее.

Главное командование сухопутных сил выступило против этого намерения, так как степень обученности и уровень воору­жения сухопутных сил считались недостаточными для войны с Западом.

Еще более удивительным, если даже не ошеломляющим, было известие о том, что Гитлер планировал вести наступление через Бельгию и Голландию. Он намеревался повторить еще раз в об­щих чертах план Шлиффена и надеялся на то, что ему удастся продвинуть фронт далеко в глубь Северной Франции, создать широкое предполье для приграничной Рурской области и исполь­зовать все возможности для подавления обороны Британских ос­тровов и нарушения их снабжения.

Многим, однако, наступление моторизованных соединений через Голландию казалось нецелесообразным, поскольку они опа­сались, что многочисленные реки и каналы, а также возможные затопления отдельных областей сильно замедлили бы продвиже­ние немецких войск. Поэтому было принято решение направить основные силы подвижных соединений севернее Льежа. Запад­ные державы при развертывании своих сил также исходили из предположения, что Гитлер не сможет поступить иначе из боязни застрять на линии Мажино. Поэтому они сосредоточили свои луч­шие соединения под командованием генерала Биллотта в районе Дюнкерк—Седан и были готовы немедленно выступить навстре­чу вермахту и добиться решающего успеха на территории Бель­гии. При этом предполагалось, что здесь неизбежно произойдет столкновение ударных группировок обеих сторон и дело дойдет до фронтальной борьбы на истощение.

С самого начала было ясно, что быстрота продвижения немец­ких войск должна сыграть решающую роль. В этой связи особо важное значение приобретал вопрос о том, удастся ли им захватить невредимыми

57

мосты через Маас и канал Альберта.

Канал Альберта, соединяющий Маас с Шельдой севернее Лье­жа, был включен бельгийцами в систему обороны страны, и на его западном берегу были оборудованы мощные долговременные ук­репления. Краеугольным камнем бельгийской системы обороны был превращенный в крепость Льеж, самым мощным бастионом которого на севере являлся форт Эбен-Эмаэль.

Этот форт, расположенный на ответвлении канала Альберта, прикрывал своими орудиями канал и реку Маас и даже мосты в Ма­астрихте. Темпы немецкого продвижения в значительной мере зави­сели от того, насколько быстро немцам удастся овладеть этим оборо­нительным сооружением. Можно сказать, что судьба всего плана наступления немцев целиком зависела от исхода боев за Эбен-Эмаэль.

Гитлер сам весьма подробно занимался этой проблемой. Были собраны и подвергнуты самому тщательному изучению всевоз­можные аэрофотоснимки, рельефные карты, фотографии и про­чие информационные материалы. Чем интенсивнее велось изуче­ние, тем более трудным представлялось решение этой задачи. Строительство форта было закончено лишь в 1935 году, здесь были использованы самые современные достижения военной науки и техники, и едва ли можно было рассчитывать на то, что форт уда­стся взять обычными боевыми методами и средствами. Всякое наступление должно было обескровиться еще в предполье форта, если не раньше. Важные мосты через канал были бы тем време­нем взорваны бельгийцами, а наведение новых отняло бы много времени и потребовало бы больших жертв. Казалось, что никакие специалисты не помогут найти способ подавить Эбен-Эмаэль, и Гитлер уже начинал нервничать. «Эти генералы, — говорил он, — слишкомконсервативны, они находятся в плену устаревших по­нятий. Им неприходят в голову никакие военные хитрости. Луч­ше бы они побольше читали Карла Мая!» 1. Но такая критика ни­сколько не улучшала дела. Рассказы Карла Мая вряд ли могли помочь в решении вопроса об Эбен-Эмаеле.

Гитлеру пришлось в данном случае самому решать проблему «колумбова яйца», и он решил ее. «Богемский ефрейтор» 2

__________

1 von Lossberg В., Im Wemmachtsfuhrungsstab, Hamburg, 1949, S. 52.

Карл M эй (1842—1912) — немецкий писатель, автор приключенческих книг из жизни североамериканских индейцев - в частности, цикла о Виннету. (Прим. ред.)

2 Это выражение, весьма распространенное среди офицеров генерального шта­ба, произошло от смешения богемского (чешского) города Браунау с городом Браунау-на-Инне (Австрия), действительным местом рождения Гитлера

58

вспомнил, что ему однажды рассказывал генерал Штудент о грузовых планерах, и ему пришла в голову мысль использовать их.

Планеры могли и должны были обеспечить внезапное и бесшум­ное нападение на форт и мосты. Найдя вначале лишь правильный путь к решению задачи, Гитлер стал лихорадочно изучать все мате­риалы, касающиеся техники подрыва дотов, и не успокоился до тех пор, пока не отыскал способ разрушить броневые колпаки форта. Как раз в это время было изобретено новое средство — так называемый кумулятивный заряд, в котором вся сила взрыва концентри­ровалась в одной точке, подобно лучам света, отраженным от вог­нутого зеркала. Такой заряд мог пробивать очень мощную броню.

Осуществить внезапное нападение на Эбен-Эмаэль и мосты через канал Альберта было поручено капитану Коху, штурмовой батальон которого был усилен для этого специальными средст­вами 1.

Бельгийская система укреплений заставляла подумать и о воз­можности овладения другими ее пунктами. Изучая кампанию 1914 года, Гитлер осознал, какое значение имела крепость Антверпен для всей бельгийской армии, которой удалось тогда укрыться за ее стенами от германской осадной армии и создать вместе с англичанами новый фронт во Фландрии.

«Если мы нападем на бельгийцев, они попытаются отойти в свою национальную крепость. Тогда нам придется иметь дело с современными укреплениями, в результате чего мы потеряем вре­мя и понесем лишние потери», — рассуждал Гитлер, и его рассуж­дения были вполне логичными. «Если же нам удастся достигнуть этого укрепленного района раньше бельгийцев, то они окажутся зажатыми в тиски и будут быстро уничтожены, — продолжал он свою мысль. — Следовательно, задача сводится к тому, чтобы за­нять часть бельгийской национальной крепости юго-западнее Гента до прихода туда бельгийцев, тогда путь к отступлению будет им отрезан, а их соединение с войсками западных держав станет невозможным», — заключил он и решил, что воздушный десант и здесь сыграет основную роль

Между тем произошло событие, заставившее немцев коренным образом изменить оперативный план наступления на Западном

_________

1 Боевой приказ, отданный капитану Коху, гласил:

1. Внезапным нападением захватить и удерживать до подхода основных сил мосты через канал Альберта у населенных пунктов Вельдвицельт, Вренховен и Канне.

2. Вывести из строя форт Эбен-Эмаэль путем подрыва артиллерийских уста­ новок и дотов.

59

фронте. 10 января 1940 года германский офицер связи по ошибке перелетел в Бельгию, имея при себе все планы насту­пательной операции на Западе. Он не успел уничтожить доку­менты, и вскоре перед глазами изумленного начальника бельгий­ского Генерального штаба лежал развернутый план германского наступления. Однако такая случайность показалась бельгийцам слишком уж невероятной, и поэтому они предположили, что здесь дело идет о намеренном перелете с целью ввести в заблуждение командование бельгийской армии и армий западных держав.

В это время начальник штаба группы армий фон Рундштедта генерал фон Манштейн, анализируя план операции, предложил внести в него некоторые изменения. Он исходил из того, что анг­ло-французская ударная армия генерала Биллотта в случае на­ступления немцев двинулась бы им навстречу с невероятной быс­тротой. При этом она подставила бы свой открытый фланг под удар, который немцы могли бы нанести через Арденны. При удач­ном форсировании Мааса у Седана удар мог бы быть нанесен пря­мо в тыл этой армии. Это давало возможность отрезать и уничто­жить англо-французскую армию. Здесь, однако, возникала боль­шая трудность: Арденны с их обширными лесными массивами и узкими дорогами легко могли стать ловушкой для немецких тан­ков, что позволило бы западным державам быстро организовать новый фронт обороны, так как застрявшие танки не могли бы по­влиять на ход боевых действий. Ни у генерал-полковника фон Браухича, ни у начальника генерального штаба генерала Гальдера этот план восхищения не вызвал. А генерал-полковник Иодль назвал план Манштейна «стратегической лазейкой».

По мнению военных специалистов, местность в Арденнах была слишком танконедоступной, чтобы можно было с успехом нанес­ти здесь быстрый удар и одновременно обеспечить бесперебой­ное снабжение нескольких дивизий. Это мнение разделяли и ге­неральные штабы англичан и французов.

Английский военный писатель Лиддел Гарт, специалист по танкам и весьма изобретательный стратег, занимался этим воп­росом еще в 1933 году. Он предлагал тогда, чтобы в случае не­мецкого наступления французы немедленно начали бы контрна­ступление танковыми силами через Арденны. Но в его предло­жении была оговорка, что Арденны для танков непроходимы, и данная идея была положена британским Генеральным штабом под сукно.

60

Узнав окольным путем о плане Манштейна, Гитлер понял гени­альность этого предложения и добился изменения плана операции в соответствии с замыслом Манштейна Задача нанести главный удар возлагалась на группу армий фон Рундштедта, руководство танко­выми войсками, совершавшими прорыв, было поручено Гудериану.

Нельзя было закрывать глаза на трудности этой операции, поскольку все сводилось к обеспечению такого быстрого продви­жения танков, чтобы у западных держав не осталось времени для проведения каких-либо контрмероприятий. Удастся ли достаточ­но быстро форсировать Маас — вот что сильно беспокоило всех участников задуманной операции. В этой же связи обсуждалась и целесообразность высадки воздушного десанта в районе между городами Живе и Динан, с тем чтобы обеспечить переправу через Маас и помочь продвижению армии фон Клюге.

Против этого предложения выступил Геринг, который заявил, что выбранная местность непригодна для воздушных десантов. Незадолго до рождества был поднят вопрос о том, нельзя ли вы­садить воздушный десант между Намюром и Динаном. Генерал Штудент разработал план десантирования, предусматривавший создание плацдарма на западном берегу Мааса и удержание его до подхода основных немецких сил.

Борьба за бельгийские укрепленные позиции, которые оказы­вались на пути германских войск после занятия ими Люксембур­га, также могла отнять много времени. Здесь решающим оказа­лось мнение Геринга, предложившего выбросить воздушный де­сант в тылу бельгийцев, чтобы таким образом быстрее сломить их приграничную оборону. Эта идея была осуществлена.

 

* * *

Переработанный план наступления немецкой армии включал в себя теперь уже не только Бельгию, но и Голландию. Гитлер вна­чале хотел добиться разрешения на проход немецких войск через голландскую территорию у Маастрихта дипломатическим путем, чтобы потом нанести прямой удар по форту Эбен-Эмаэль. Одна­ко в ходе подготовки операции он решил, что правильнее будет сразу же «разделаться» с Голландией, чтобы обеспечить себя от всяких неожиданностей. Тот факт, что англичане не считались с нейтралитетом Голландии и постоянно пролетали над ее терри­торией, давал ему предлог для ее оккупации.

61

Одновременное нападение немцев на Бельгию и Голландию, по мнению Гитлера, произвело бы такое впечатление, будто глав­ный удар немцы наносят здесь, и укрепило бы намерение запад­ных держав выдвинуть в этот район значительные силы. Операция против Голландии могла ввести их в заблуждение относительно удара в Арденнах, и тем самым немцы с большей надежностью заманили бы их в свою ловушку.

Но, с другой стороны, нападение на Голландию было сопря­жено с большими трудностями. Сюда немцы могли направить лишь небольшие силы, и этих сил должно было хватить на то, что­бы сломить сопротивление, противника в кратчайший срок. Рель­еф местности чрезвычайно благоприятствовал ее обороне, да и голландские укрепления могли оказаться для наступающего боль­шим препятствием.

При малой численности своих вооруженных сил — восемь пехотных дивизий, три сводные бригады, легкая механизирован­ная дивизия и некоторое количество пограничных частей — гол­ландцы вынуждены были ограничиваться обороной лишь основ­ного района своей страны, расположенного между заливом Зёйдер-Зее и рекой Маас. Центром и узловым пунктом обороны был район Амстердам—Утрехт—Роттердам—Дордрехт. На его восточ­ном фланге была расположена сильно укрепленная «линия Греббе», ограниченная с севера заливом Зёйдер-Зее, а с юга — рекой Маас.

Позади нее, защищая район Гааги, проходила вторая укреп­ленная позиция — выстроенная перед войной «линия водных пре­град». Эйсселская позиция у Арнема и «пельская линия» к югу от нее, по замыслу голландцев, должны были служить предпольем и замедлять наступление на «крепость Голландию», а также при­крывать линию Греббе-Маас. Для обороны этой линии голланд­цы выставили два армейских корпуса. Легкая дивизия и еще один армейский корпус были расположены у Эйндховена и в районе Хертогенбоса. 1-й армейский корпус, составляя резерв главного командования, находился в районе Гаага-Лейден.

Поскольку бельгийцы построили свою оборону вдоль канала Альберта, то между голландскими и бельгийскими укрепления­ми оставалась почти незащищенная полоса шириной 50км, тя­нувшаяся от самой границы Германии до моря. Недостатки этой системы обороны были известны западным державам, и союзни­ки решили в случае наступления немцев немедленно направить

62

сюда через Антверпен 7-ю французскую армию с задачей закрыть эту брешь. Подвижные соединения этой армии — две механизи­рованные дивизии — могли прибыть туда через несколько часов после начала боевых действий и таким образом поддержать гол­ландцев.

Мысль о возможности быстрого разгрома Голландии долго занимала Гитлера, и, как в случае с Эбен-Эмаелем, он снова при­шел к выводу о необходимости использования воздушно-десант­ных войск. С помощью воздушного десанта можно было проник­нуть в самый центр «крепости Голландия» и таким образом сло­мить сопротивление голландцев изнутри. Можно сказать, что подобный план был весьма сходен с планом овладения «бельгий­ской национальной крепостью», только обстановка здесь склады­валась так, что приходилось рассчитывать на сильное сопротив­ление противника. Имевшиеся в распоряжении воздушно-десант­ные войска не были достаточно многочисленными для решения столь крупных наступательных задач. Поэтому их необходимо было как можно быстрее усилить за счет других родов войск. Та­ким образом, здесь также была найдена «стратегическая лазейка».

Задача 9-й танковой дивизии состояла в том, чтобы, прорвав «Польскую линию» у Геннепа, с максимальной быстротой про­двинуться до Мурдейка и через большой мост, который к тому времени должен был быть занят парашютистами, проникнуть в глубь «крепости Голландия». Отсюда вытекали и все последующие задачи воздушно-десантных войск. На важной дороге, про­ходящей через всю страну с севера на юг, следовало захватить мосты через Ваал у Дордрехта и мосты через Нижний Рейн у Рот­тердама. Воздушный десант в районе Гааги был достаточно силь­ным, чтобы, к примеру, взять в плен голландское правительство или как минимум сковать силы 1-го армейского корпуса голланд­цев. Однако Гитлер учитывал, что голландской королеве Вильгельмине, возможно, будет нелегко принять решение о ведении войны с Германией. Он считал вполне возможным ее согласие на оккупацию, как это, например, сделал датский король. По этой при­чине парашютные войска, выбрасывавшиеся в составе воздушно­го десанта в районе Гааги, получили приказ оказывать голланд­ской королеве соответствующие воинские почести.

В ходе общего наступления немецких войск на Западе воздуш­но-десантным войскам отводилась значительная роль: они долж­ны были содействовать успеху операции во всех решающих пунк­тах.

63

Разработка соответствующих планов возлагалась на генера­ла Штудента. В частности, была запланирована и осуществлена высадка воздушных десантов в следующих пунктах:

а) в «крепости Голландия»;

б) в форте Эбен-Эмаэль и у находящихся вблизи него мостов через канал Альберта;

в) в тылу бельгийских приграничных укреплений у Мартеланжа. Воздушный десант, высаженный в «крепости Голландия», был самым крупным. За исключением штурмового батальона Коха, который предназначался для нападения на форт Эбен-Эмаэль, там предстояло использовать все имеющиеся в распоряжении воздуш­но-десантные войска 7-й авиационной и 22-й воздушно-десант­ной дивизий.

Трудности, которые надо было преодолеть, стали ясны уже в процессе планирования отдельных десантов. Численно немецкие парашютные войска были еще очень слабы, и весь замысел Шту­дента состоял именно в том, чтобы имевшимися в его распоряже­нии немногими силами достичь успехов, которые решили бы ис­ход чуть ли не всей кампании. Не говоря уже о том, что располо­жение отдельных объектов само по себе предопределяло районы использования немногочисленных немецких парашютных частей, сдерживающим фактором было и то обстоятельство, что это ме­роприятие проводилось впервые в истории войн в таких широких масштабах и что недостаток опыта неизбежно сулил различные дополнительные трудности. Это была в подлинном смысле слова экскурсия в еще неизведанную область военного искусства.

К сожалению, очень часто после большого успеха у войск по­является тенденция преуменьшать имевшие место трудности; уда­ча легко вводит в соблазн недооценивать как самого противника, так и принятые им контрмеры. Успешно проведенная кампания на Западе уже вскоре после ее окончания побудила немецкое командование рассматривать воздушно-десантные мероприятия как незначительный эпизод на фоне общих событий. Больше того, в изданном ОКВ 1 специальном бюллетене о кампании на Западе о них упоминалось лишь мимоходом. Одну из причин этого, воз­можно, следует искать в том, что об участии воздушно-десантных войск в операциях не говорилось открыто, чтобы не привлекать внимания противника. Однако и в послевоенной литературе этот

__________

1 ОКВ (OKW) — сокращенное обозначение Главного командования вермахта, выполнявшего функции министерства вооруженных сил Германии. (Прим. ред.)

64

вопрос освещен далеко не полностью. А о том, какую роль воз­душно-десантные войска сыграли в Голландии, до сих пор не было сказано ничего.

На основании всех полученных данных генералу Штуденту скоро стало ясно, что воздушно-десантным войскам будет пору­чено нанести основной удар в районе Мурдейк—Дордрехт—Рот­тердам и что выброску десанта в районе Гаага—Лейден нужно рас­ценивать как отвлекающий маневр.

Система рек между Рейном и Маасом в районе Роттердам— Мурдейк давала нападающему даже некоторые преимущества и скорее была для него защитой, чем препятствием. Реки Ноорд, Старый Маас и Килл делили все оперативное направление по фронту на район Роттердама и район Дордрехт—Мурдейк. Зах­ватить немногие имеющиеся здесь мосты было сравнительно лег­ко, а это позволяло оказывать сопротивление даже сильному про­тивнику. Основное внимание следовало обратить на овладение мо­стами в Роттердаме, у Дордрехта и Мурдейка и на сохранение их в целости до подхода своих танков.

Найти в этом районе удобные посадочные площадки для транс­портной авиации представлялось затруднительным. Кроме аэро­дрома Валхавен, в юго-западной части роттердамского порта мож­но было рассчитывать только на одну посадочную площадку — у Барендрехта. В остальных местах можно было использовать толь­ко парашютистов. Мосты через Рейн в Роттердаме расположены так, что выброска парашютистов в непосредственной близости от них весьма невыгодна. Однако большая петля реки Рейн и лежа­щий в ней остров Нордер-Эйленд пересекаются в середине Роттер­дама шоссейной и железной дорогами, поэтому овладение остро­вом имело решающее значение для успеха всего воздушного десанта

Здесь, как это часто случалось и раньше, было найдено очень простое и в то же время единственное в своем роде решение. По­скольку использовать парашютистов и грузовые планеры здесь было нельзя, задачу по переброске воздушного десанта должны были выполнить летающие лодки. Поэтому план наступления предусматривал захват мостов ударным отрядом силой до роты (11-я рота 16-го воздушно-десантного полка), высаженным с ле­тающих лодок, которые должны были совершить посадку в не­посредственной близости от мостов. В то же время парашютисты должны были захватить аэродром Валхавен, занять его и обеспе­чить последующую высадку на нем посадочно-десантных войск.

65

По прибытии последних следовало занять Роттердам и устано­вить связь с частями и подразделениями, десантированными в районе Гааги. Парашютисты должны были одновременно захва­тить и удержать мосты у Дордрехта и Мурдейка. Для выполнения этой задачи наиболее подходила 7-я авиационная дивизия, хотя ей и пришлось выделить часть своих подразделений для усиле­ния 22-й воздушно-десантной дивизии и боевой группы, штурмо­вавшей Эбен-Эмаэль.

Задачи распределялись следующим образом.

А. В Роттердаме:

1. Овладение мостами через Рейн силами одной роты 16-го воздушно-десантного полка, высаженной с летающих лодок.

2. Нападение на аэродром Валхавен силами 3-го батальона 1-го парашютно-десантного полка и 2-го батальона 2-го парашют­но-десантного полка без 6-й роты.

3. Десантирование всего 16-го воздушно-десантного полка.

 

Б. У Дордрехта:

Овладение дордрехтскими мостами силами 3-й роты 1-го па­рашютно-десантного полка.

 

В. У Мурдейка:

1. Нападение на имеющиеся там мосты силами 2-го батальона 1-го парашютно-десантного полка.

2. Выброска остальных подразделений 1-го батальона 1-го парашютно-десантного полка во главе с командиром полка в рай­оне между Мурдейком и Дордрехтом в качестве резерва, вводи­мого в бой по мере надобности.

 

Иначе обстояло дело в районе Гааги. Здесь было три аэродро­ма, положение которых способствовало окружению города: на се­веро-востоке — аэродром Валькенбург, приблизительно в 10 км от Гааги и в 4 км к северо-западу от Лейдена; юго-восточнее, меж­ду Делфтом и Гаагой, — аэродром Эйпенбург, с которого легко можно было перерезать дороги Гаага—Утрехт и Гаага—Роттердам; к юго-западу от Гааги, примерно в 2 км от нее, — аэродром Окенбург. Для занятия этих аэродромов решено было использовать 22-ю воздушно-десантную дивизию, в которую входили 65-й и 47-й воздушно-десантные полки. 1-й батальон 2-го парашютно-десантного

66

полка и 6-я рота 2-го парашютно-десантного полка должны были первыми напасть на аэродромы. Непосредственно за ними предстояло высадить посадочно-десантные войска. Больше пара­шютистов не было, и 22-я воздушно-десантная дивизия должна была обходиться только имеющимися у нее силами. Несмотря на то что Штудент довольно часто указывал на этот факт и настой­чиво требовал увеличения численности парашютно-десантных войск, к его голосу не прислушивались, а теперь становилось ясно, что пяти батальонов для проведения операции было недостаточ­но. Наступление 22-й воздушно-десантной дивизии с таким сла­бым авангардомпарашютистов было сопряжено с большим рис­ком. Захватить аэродромы Окенбург и Эйпенбург было приказа­но 1-му батальону 2-го парашютно-десантного полка и 65-му воздушно-десантному полку; для нападения на Валькенбург вы­делялись 5-я рота 2-го парашютно-десантного полка и 47-й воз­душно-десантный полк.

С начала ноября 1939 года парашютисты саперного взвода Витцига, входившего в состав штурмового батальона Коха, не по­лучали ни увольнений из расположения части, ни отпусков. Без­выходная жизнь в казарме не мешала, однако, парашютистам с нетерпением ожидать дня «X», который должен был вернуть им свободу. Занятия на грузовых планерах, поднимавших в зависи­мости от дополнительного груза до 10 человек, чередовались с огневой подготовкой, тренировкой штурмовых и подрывных групп на чешских дотах и занятиями в школе полевой фортификации вКарлсхорсте. Проверялись все методы ведения «крепостной» войны. Грохот подрывных зарядов то и дело разрывал тишину лесов вгорах Альтфатер.

Были собраны всевозможные материалы о действиях войск вгорах, ибо десантники знали только одно: они будут действовать в каких-то горах. Где находятся эти горы — во Франции, вАнг­лии, Швейцарии, а может быть, даже и вШвеции или Индии, — они не знали. Но та гора, на которой проводились занятия, заклю­чала в себе трудности. Она была оборудована с использованием самых современных достижений фортификации и превращена визрыгающий огонь форт. Этот форт мог выдержать и самый силь­ный обстрел и нападение любых превосходящих сил противника. Так по крайней мере думали его строители.

С действием германского «секретного оружия» бельгийцы познакомились еще в 1914 году, когда на

67

форты Льежа обруши­лись огромные снаряды «Большой Берты» 1, которые, обладая взрывом страшной силы, разрушали и перемалывали все встре­чавшееся на их пути. Бельгийские фортификаторы учли этот опыт, и теперь для снарядов таких немецких мортир остались только очень трудноуязвимые цели. Современные казематы, спрятанные в склонах горы, могли выдержать даже снаряды «Большой Бер­ты», а на глубину 40 м в землю пока еще не проникал ни один снаряд.

Разгромить и разрушить Эбен-Эмаэль так быстро, как были разрушены бельгийские форты в 1914 году, представлялось ма­ловероятным. Атака пехоты едва ли могла принести какой-либо успех. То же можно сказать и о танковой атаке. В склонах горы, за сухим рвом форта и проволочными заграждениями находились 17 долговременных огневых точек, из амбразур которых в любое время могли открыть огонь пулеметы и противотанковые орудия. Ночью предполье освещалось прожекторами. Соседние форты Понтисс и Баршон могли в любое время оказать форту поддерж­ку огнем своей артиллерии. Эбен-Эмаэль был чудом фортификационного искусства, и недаром его командир майор Жоттранд, гарнизон которого насчитывал 1200 человек, страшно гордился им. Форт имел внушительные размеры: протяженность его с вос­тока на запад составляла 800 м, а с севера на юг - 900 м. Внутри горы, образовывавшей основание форта, размещались склады бое­припасов и продовольствия, казарменные помещения, телефон­ная и электрическая станции. Все доты имели подземные ходы сообщения, соединявшие их с главным укреплением.

И если бы немцы пришли и попытались форсировать реку Маас у Маастрихта, их уже там встретил бы огонь орудий Эбен-Эмаэля, в их ряды полетели бы 120-мм снаряды спаренных орудий вращающейся бронированной башни, по ним открыли бы огонь 75-мм пушки двух других спаренных установок. 75-мм пушки, установленные в орудийных казематах, могли вести заградительный огонь по Маастрихту, по Маасу, по каналу Альберта и предполью. Даже пикирующие бомбардировщики были бы бессильны перед Эбен-Эмаелем. А если бы наступающим все же удалось подпокровом темноты и тумана подкрасться к форту, то при первой попыткеприблизиться к его входу им навстречу ударил бы шквал огня из входного укрепления и отбил бы у них всякую

__________

1 «Большая Берта» - неофициальное наименование немецкой 420-мм осадной гаубицы времен Первой мировой войны. (Прим. ред.)

68

охоту к дальнейшим подобным попыткам. В Эбен-Эмаэль вел только один-единственный вход — и этот вход был защищен бо­лее чем надежно.

 

* * *

К северу от форта через канал Альберта перекинуты три мос­та, расположенные внаселенных пунктах Канне, Вренховен и Вельдвицельт. Все они прикрывались огнем форта Эбен-Эмаэль и были подготовлены к взрыву. Запальный шнур, заключенный вметаллическую трубу, был проложен к расположенным вблизи мостов дотам, в которых находились и запальные установки. Че­рез две минуты после воспламенения запального шнура мосты взлетели бы на воздух. Днем и ночью бодрствовали гарнизоны бельгийских дотов, зорко охраняя мосты и форт. Их противотан­ковые пушки и пулеметы не позволили бы никакому врагу перей­ти через мосты. Всякие попытки противника навести переправу были бы сорваны, потому что прямой как стрела канал на протя­жении нескольких сотен метров имел крутые берега. При взаимо­действии гарнизонов с соседними дотами, расположенными вдоль канала на расстоянии 500—600 м друг от друга, любая попытка переправиться была бы отбита с большими для противника поте­рями. Солдаты 5-й бельгийской дивизии, оборонявшей эту поло­су, были уверены, что внезапное нападение немцев, как это было в1914 году, полностью исключалось.

Танковые войска Гудериана, нанося свой удар через Люксем­бург и Арденны в направлении на Седан, должны были обязатель­но натолкнуться на бельгийские пограничные позиции у Мартеланжа, оборона которых возлагалась на бельгийских арденнских стрелков 1. Наступление немецких войск послужило бы для фран­цузов сигналом к развертыванию своих сил, и можно было думать, что уже через некоторое время арденнские стрелки были бы уси­лены французскими кавалерийскими и разведывательными подразделениями. Надо было ожидать, что с первых же дней между французами и немцами начнется соревнование за то, чтобы выиг­рать время. Однако появление даже самых незначительных сил немцев могло задержать продвижение французов, принудить их к подтягиванию более крупных сил, что дало бы немцам необходимый

________

1 Арденнские стрелки — название горных стрелков бельгийской армии. В бель­гийской армии было две дивизии арденнских стрелков. (Прим. ред. 1957 г.)

69

выигрыш во времени. Лесистая местность в районе Мартеланжа была весьма удобна для того, чтобы ввести в заблужде­ние разведывательные подразделения противника относительно численности действующих против них немецких войск. Высадив­шийся в тылу бельгийских пограничных позиций немецкий де­сант должен был подавить их волю к сопротивлению.

Для выполнения этого замысла Геринг имел в своем распоря­жении транспортные самолеты Ju-52 и самолеты типа Физелер «Шторх». Эти машины должны были высадить у деревень Нив и Витри две небольшие боевые группы, задачей которых было за­нять эти деревни и сковать находившиеся в этом районе силы про­тивника.

Поскольку не занятых в операции парашютистов больше не оставалось, это мероприятие приходилось проводить только си­лами посадочно-десантных войск. Во всяком случае, на местнос­ти, занятой небольшими силами противника, едва ли могла возникнуть опасность того, что немецкий воздушный десант немед­ленно встретил бы противодействие со стороны противника. Внезапность нападения облегчала немцам не только прорыв бельгийских пограничных позиций, но и задержание приближающихся французскихвойск по меньшей мере на несколько часов.

Перспективы использования воздушных десантов против укреплений «крепости Голландия» и форта Эбен-Эмаэль командованием немецких сухопутных сил оценивались весьма скептически. В успехверили немногие. Большинство рассматривало эти мероприятия, и особенно воздушный десант против форта Эбен-Эмаэль, как первосортную авантюру. Командование 18-й армии также не верило в то, что армии удастся в короткий срок продви­нуться  до Мурдейка и оказать помощь парашютистам. Переговоры генерал-полковника авиации Кессельринга с генерал-полков­ником фон Боком,командующим группой армий «Б», привели к тому, что Кесселинг уделил особое внимание организации авиационной поддержки этому «ненадежному» мероприятию.

Поддержка военно-воздушных сил была исключительно необходима для воздушно-десантных войск, так как последние не имели в своем распоряжении артиллерии и могли рассчитывать только на помощь с воздуха. Перед истребителями стояла трудная задача сопровождать транспортные самолеты в район высад­ки десанта. Ограниченная продолжительность полета Me-109 требовала хорошо продуманного плана чередования истребителей сопровождения.

70

Задачи бомбардировочной авиации были пол­ностью согласованы с задачами воздушно-десантных войск.

Всякая, даже малейшая ошибка в подготовке операции могла привести воздушно-десантные войска к очень тяжелым потерям во время боевых действий.

Командующий воздушно-десантной операцией, он же коман­дир 7-й авиационной дивизии, генерал Штудент был уверен в том, что руководить своими войсками он должен на месте боевых действий. Он решил лично высадиться со своим штабом в Валхавене, в наиболее трудном и опасном месте. Такое руководство «нако­ротке» было не совсем по душе командующему воздушным фло­том, у которого были на этот счет другие соображения, однако он не стал вмешиваться и предоставил генералу Штуденту полную свободу действий. Может быть, Кессельринг и был прав, но для такого человека, как Штудент, другого выхода не было. Ограниченные технические возможности радиоаппаратуры того време­ни, и в особенности их большая восприимчивость к помехам, так­же в какой-то мере оправдывали решение Штудента осуществлять личное руководство, находясь на наиболее ответственном участке.

2 мая 1940 года Штудент вместе с генералом графом фон Шпонеком был принят Гитлером. Здесь ему сообщили время на­чала наступления, которое вскоре пришлось перенести с 6 на 10 мая. Гитлер еще раз подчеркнул, что его глубоко тревожит, суме­ют ли немецкие солдаты оказать голландской королеве уважение, подобающее ее званию.

Уверенный в своих парашютистах, Штудент спокойно ожи­дал начала наступления.

 

8 мая 1940 года. Из Голландии ползут тревожные слухи. Го­ворят о прекращении отпусков в воинских частях, о призыве ре­зервистов и эвакуации населения из приграничных районов. 1-й голландский армейский корпус приведен в боевую готовность, вокруг аэродромов близ Гааги спешно возводятся полевые ук­репления. Голландская зенитная артиллерия готова к отраже­нию налетов.

А в Германии жизнь идет своим чередом. Лишь очень немно­гие знают что-то, но широкие массы немецкого народа и даже сол­даты ни о чем не подозревают. На командном пункте Штудента идут последние совещания перед боями. Устраняются последние сомнения, офицеры говорят друг другу: «Ни пуха, ни пера!»

71

9 мая 1940 года. Незаметно осуществляются первые приготов­ления. На авиационных базах готовятся к старту машины, настра­ивается радиоаппаратура, пополняются боекомплекты. Все это носит обычный, будничный характер. Правда, солдаты уже что-то чувствуют, но они ко многому привыкли и не придают таким вещам никакого значения.

После обеда объявляется тревога. «Вероятно, опять лож­ная», — думают солдаты. Как и всегда, танки, пехота и артилле­рия покидают свои гарнизоны и двигаются на исходные позиции.

В Бельгии тоже объявлена тревога. В 23 часа 30 минут коман­дование бельгийской армии рассылает войскам соответствующие приказы. Отпускники вызываются в свои части.

10 мая 1940 года. Всю ночь немецкие войска движутся к гра­нице. На дорогах лязгают гусеницы танков, как призраки, взды­маются к небу стволы орудий зенитных батарей. Вермахт готовится к прыжку. За закрытыми дверями и замаскированными ок­нами работают штабы, звонят телефоны. В узлах связи трещат телеграфные и кодовые аппараты, радисты принимают последние метеосводки. На аэродромах бортмеханики еще раз проверяют машины. К самолетам подвешиваются бомбы. В кассеты аппара­та для аэрофотосъемки заряжается новая пленка, разведчикам предстоит большая работа.

Не спят и парашютисты. Надев парашюты, набив карманы патронами и навесив на себя ру


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.